Помните только о том, что переедать в пост нельзя ни в коем случае – даже если вы ограничиваетесь строго постными продуктами. Наиболее строгие ограничения касаются первого дня, а также первой, четвертой и последней недели Великого поста (Страстной седмицы). Что нельзя кушать во время Великого поста.
Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Что нельзя в Великий пост. В пост нельзя употреблять алкогольные напитки, в том числе и пиво.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье
Именно из учета всех этих обстоятельств исходит распространенный совет опытных пастырей: согласовать меру телесного делания с духовником или, если его нет, просто с любым иереем храма, куда ходит христианин. Что можно есть в Великий пост Современная практика пощения предполагает, что разрешается любая пища растительного происхождения, включая растительное масло. Однако его Устав требует вкушать только по субботним, воскресным дням. Кухня Костомаровского Спасского женского монастыря Еще одно важное правило — то, что пища не должна быть сложной для приготовления, что отвлекало бы внимание от духовной составляющей постного делания. Поэтому Церковь не приветствует формально уставные, но замысловатые блюда, особо изысканные рецепты. Когда можно морепродукты в Великий пост? Разрешается: однократно, на Лазареву Субботу — рыбная икра; дважды — рыба, на Благовещение Богородицы и праздник Входа Господня в Иерусалим. Такова сложившаяся практика Русской Церкви, однако, у православных она одинакова не везде. Например, у греков издавна принято употреблять мидии, креветки, крабов, других «гадов морских» тогда, когда по Уставу разрешается растительное масло. Отношение пастырей России к этому неоднозначно, так как: если у греков морепродукты — обыденная, доступная пища, то у нас — достаточно дорогая, скорее принадлежащая к деликатесам, а потому употребление подобных «изысканных» блюд неполезно душе; кроме того, это все же «полупостная» пища поэтому большинство священников все же рекомендуют ее тогда, когда разрешена рыба. Вот как, например, отвечает на вопрос о морепродуктах, архимандрит Иов Гумеров : «Если подходить к вопросу с точки зрения устава, то надо напомнить, что критерий постной пищи ясен — растительная пища.
Систематика относит кальмаров, креветок и проч. Рыба, которую устав дозволяет в праздники, считается полупостной пищей. Также и морепродукты креветки и проч. Рыба в Великий пост разрешается дважды: на Благовещение Богородицы и праздник Входа Господня в Иерусалим Разумеется, исключение из всех правил пощения делается для больных, немощных по старости, и, конечно, беременных женщин, мера пощения которых зависит строго от состояния здоровья. Что нельзя есть в Великий пост Устав рекомендует совершенно воздержаться от животной пищи: это мясо, яйца, все виды молочного, а также продукты питания, которые их содержат.
Причем рекомендуется этот поддерживающий бокал развести водой. Так что вино в выходные это не способ расслабиться и выпить бутылочку за ужином. Также в выходные разрешено виноградное вино. Но только один бокал за трапезу которая, кстати, по правилам тоже должна быть одна, максимум две для мирян — завтрак и нечто среднее между обедом и ужином. И бокал этот желательно разбавить водой. Важно помнить, что вино дозволяется только для поддержания сил постящегося, а не для того, чтобы воскресное застолье было повеселее. Статья по теме Какой алкоголь можно употреблять в пост? Морепродукты Некоторыми канонами, например, греческим, разрешаются блюда из черепокожих — моллюсков и гадов морских. Некоторые традиции приравнивают их к рыбе, соответственно разрешают только на Благовещение и Вербное Воскресенье, а какие-то — просто приравнивают моллюсков к морским растениям, не включая их в разряд холоднокровных животных. Сколько трапез в день Для мирян рекомендуется всего два приема пищи: дневной, нечто среднее между завтраком и обедом, и вечерняя трапеза — ужин. А вот в монастырях правила более жесткие, монашествующим разрешен всего один прием пищи в день. Праздничные дни В праздничные дни питание постящихся может немного меняться. В этом году праздник выпадает на четверг, на стол можно будет поставить рыбные блюда и горячую пищу с растительным маслом, выпить бокал вина. Рыбные дни — это в иерархии постных дней условно «самая высокая ступень», поэтому в эти дни позволены все виды постной пищи, от сырых овощей-фруктов-орехов до блюд с икрой и рыбой. Лазарева суббота. К обычной субботней трапезе можно добавить рыбью икру.
Как правило, основанием для исключений является состояние здоровья, медицинские показания. К примеру, строгое соблюдение поста необязательно для беременных женщин, пожилых людей и детей. Разрешается и сделать послабления на Новый год, отметив праздник за накрытым столом. Рекомендуется не злоупотреблять мясной пищей, отдавать предпочтение салатам и рыбным блюдам. Что нельзя делать в Рождественский пост 2023 Во время поста ни в один из дней не допускается употребление в пищу мяса, яиц, молока, категорически запрещено употреблять алкоголь. Небольшое количество вина допустимо выпить лишь на крупные праздники. В период духовного очищения нельзя сквернословить, ругаться с близкими, осуществлять дурные помыслы.
Питание по дням Принципы питания на протяжении Великого поста в 2024 году различаются по дням. Особенная строгость присуща первой седмице. Понедельник отличается полным воздержанием, период со вторника по пятницу предполагает употребление не прошедших тепловую обработку продуктов: овощей — как свежих, так и соленых, маринованных, квашеных; фруктов, в том числе сушеных; орехов — от грецких и арахисовых до кедровых и миндальных; натурального меда: ягод. Хлеб тоже разрешен, воду можно пить без ограничений. На первый взгляд, подобный рацион довольно скуден, однако меню можно разнообразить за счет большего количества овощей: капусты;.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Строгий пост в том или ином виде существует во всех исторических церквях и, по мнению верующих, требует не столько физических, сколько духовных сил. В последнюю неделю перед постом (на нее приходится Масленица) мясо нельзя есть вообще, а на предмасленичной неделе в среду и пятницу нужно отказаться от всех непостных продуктов. Что можно и что нельзя есть в Великий пост?
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
То, что строго запрещено делать на пост перед Пасхой – это сквернословие, грубость и распространение негативной энергии. Пост бывает строгий и не строгий. По православной традиции в Великий пост разрешается есть строго определенный набор продуктов. Календарь питания по дням в Рождественский пост в 2023 году, что можно и нельзя есть.
Какие продукты грешно есть в Великий пост в 2024 году, а какие разрешено
В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве.
Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор.
Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией.
Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть.
Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа?
Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие.
Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф.
Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году.
Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии.
Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься?
Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни.
Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — дело оправданное». Ответ: Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести». Во всех случаях, когда есть необходимость послабления поста или полного его оставления в конкретных условиях и ситуациях, стоит посоветоваться с духовником и получить у него благословение.
Если нет своего духовника, то необходимо обратиться к приходскому священнику. Если нет и такой возможности, то поступать надо по своему усмотрению, с учетом церковных правил и традиций, руководствуясь своей христианской совестью и знаниями. Примечания: [1] Монтанисты — последователи монтанизма, раннехристианской ереси. Основателем был бывший языческий жрец Монтан, обратившийся в христианство в 156 г.
Монтанова или катафригийская ересь была осуждена Первым Вселенским Собором в Никее 325. Обратился к христианству около 190 г. В своих трудах последовательно разоблачил ереси Маркиона и Ермогена. Будучи ревностным, прямолинейным, решительным и порывистым человеком, сопоставлял существующие в Церкви порядки, поведение её членов с собственными идеализированными представлениями, и находил между ними всё больше и больше несоответствий.
Это в итоге привело к разрыву с Церковью и уклонению в ересь монтанизма. В конце концов Тертуллиан разочаровался и в монтанизме, после чего встал во главе собственного религиозного движения. В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года при патриархе Адриане Иерусалимский Устав.
Что до «белого», то многие христиане, прежде, чем купить, стараются посмотреть его состав. Однако отношение к этому тоже не всегда однозначное. Вот как, например, отвечает на подобный вопрос иерей Виктор Никишов на страницах журнала «Фома» 29 января 2022 г. Часто происходит, что человек, очень строго исполняющий предписания «Типикона», весьма успешен в этом и забывает о победе над страстями и впадает в гордыню. Тогда этот пост не только не полезен данному человеку, но и даже вреден… На мой взгляд, неважно, если в этом дешевом продукте молочная кислота или остатки молока и яиц, если сдачу человек отдаст нищему тайком от всех или даже купит ему еду более дорогую, чем себе». В Великий пост можно употреблять любой хлеб без молока, масла и яиц в составе Священник Феодор Людоговский еще более категоричен: «… когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах — это уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста» где на обложке монах как символ вкусной и здоровой пищи — это не воздержание.
Пища вообще не должна занимать наш ум во время поста. Сел, поел — и живешь дальше…» Как правильно поститься? Телесное воздержание — не самоцель, а только средство дисциплинировать тело и душу. Оно существенно облегчает другие подвиги, касающиеся духовной жизни: молитву — многие святые отцы свидетельствуют, что наилучшим образом она идет, если сочетается с телесным воздержанием; борьбу со страстями, включая и такую, как чревоугодие, но также множество других. Наконец, обязательная составляющая духовного делания, по слову святых, «не есть людей». Нет пользы от телесных трудов тому, кто осуждает, сплетничает, гневается, отказывается помочь нуждающемуся. Такой губит все труды, на нем сбываются слова Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Телесное воздержание — не самоцель, а только средство дисциплинировать тело и душу Итак, при помощи Божией постараемся очиститься, воздерживаясь не только от неподобающей пищи, но от суеты житейской, ненависти, зависти, по слову Божию: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» Мф.
Нажмите для увеличения Первая неделя Начало поста — очень строгое. После разгульной Масленицы и Прощеного Воскресенья первые дни придется отсидеть на воде. Мирянам рекомендуется воздерживаться от еды только в первый день — Чистый понедельник, то есть 7 марта. А вот монашествующие будут держать строгий пост целых три дня. И пить только воду. Сухоядение Самые строгие дни поста — помимо голодания на воде — дни сухоядения. И этих дней во время самого длинного поста довольно много. Три — на каждой обычной неделе: понедельник, среда и пятница. А еще первая неделя Великого поста и большая часть последней. В эти строгие дни можно употреблять только термически необработанную пищу: сырые овощи и фрукты, квашения и соления, орехи, мед. Исключением является хлеб — хоть он и печется в печи, есть его можно, но, разумеется, постный, без сахара, яиц, молока и растительного масла в составе. Сухоядение — самый трудный вид поста. Поэтому церковь рекомендует спрашивать на его держание благословения духовника. Проконсультироваться нужно также со своим лечащим врачом, так как есть хронические заболевания, при которых не рекомендуются такие жесткие ограничения. Мы бы рекомендовали в любом случае посоветоваться со специалистом при любых изменениях диеты. Воздержание ради очищения.
Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Чтобы определить, что нужно есть в строгий пост, что можно есть в строгий пост, что можно кушать в воскресенья и праздники поста нужно обязательно учитывать и состояние здоровья, силу воли и способность к самоограничению. Что нельзя есть в Великий пост — 2024. На время поста рекомендовано отказаться от следующих продуктов. Что нельзя есть в Великий пост 2024 года? А эта статья о том, что можно и нельзя кушать мирянам Великим постом, содержит календарь питания по дням в виде инфографики.
Правила питания и примерное меню в строгий пост
Что можно и нельзя есть в Великий пост. В 2024 году православные христиане станут держать Великий пост с 18 марта по 4 мая — ограничения в питании будут немного различаться по дням недели. Объяснили, чего нельзя есть в пост на примере каждого из четырех больших постов года. Что можно есть в Великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. Список того, что нельзя есть во время Великого поста, состоит из шести продуктов. Что же можно есть и от чего отказаться в Страстную неделю Великого поста?