Дело своего венценосного супруга продолжила императрица Екатерина I. 20 ноября (1 декабря) 1725 г. императрица подписала указ «о заведении» Академии наук и назначении ее президентом лейб-медика Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста (1692–1755). В 1783 г. параллельно с Петербургской академией наук начала работать Российская академия, основной задачей которой являлось составление словаря русского языка.
Решение о создании Российской Академии наук
Зарождение традиций | Библиотека Математического института им. В.А. Стеклова РАН открыла электронную полнотекстовую коллекцию «История Российской академии наук в документах». |
1725 Открытие Академии наук | Первым президентом Академии в 1725 году стал императорский лейб-медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (Laurentius Blumentrost). |
Карточка издания: Протоколы заседаний конференции Академии наук с 1725 по 1803 год. Т. 3: 1771-1785 | Официальным днем открытия Академии наук считается 7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по старому стилю), когда Екатерина I устроила торжественный прием академикам. |
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ | При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. |
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года | Весь 1725-ый год формировался штат Академии; 7 декабря был издан основополагающий Манифест, а уже 27 декабря прошло первое торжественное заседание вновь назначенных академиков и профессоров. |
Решение о создании Российской Академии наук
Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России. В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И.
Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г. Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России.
Большое внимание академики уделяли этнографическим исследованиям территории страны. Ученые исследовали животный и растительный мир регионов, обнаружили месторождения полезных ископаемых, описали историю, этнографию и хозяйственную деятельность живущих на территории России народов и начали изучение их языков. Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». Не забывали академики и о популяризации науки.
Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. Президентом учреждения был назначен лейб-медик Лаврентий Блюментрост, во многом благодаря его энергичной и последовательной деятельности была реализована идея императора о создании первого научного учреждения страны. Чтобы Академия соответствовала зарубежным аналогам, Пётр I пригласил множество иностранных учёных и специалистов. Органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований стала Академическая Конференция. Ученые пользовались свободой научного творчества и практически неограниченными возможностями публикации научных трудов.
Началу её работы предшествовало десять лет серьёзной подготовки. Началось всё с приглашения в Россию иностранных учёных. Подбором кандидатов занимался лейб-медик Л. Сенат издал указ об учреждении Академии наук. После смерти Петра императрица Екатерина I завершила его дело по учреждению в Санкт-Петербурге «Академии для вышних наук и художеств». В период президентства Кирилла Григорьевича Разумовского в 1746—1798 , для фактического управления Академией с 1766 года вводилась должность директора. В 1783—1796 гг. В 1991 г. С 20 сентября 2022 г. За трехвековую историю у Российской академии наук было 26 руководителей, включая президентов и директоров. Среди них были вельможи, дипломаты, литераторы, учёные.
Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М. Ломоносова, отличавшихся невиданной широтой практических знаний, которые помогали делать им экономические обобщения и рекомендации. Этими наблюдениями они, безусловно, делились на занятиях со студентами. Ломоносов проявил себя не только как талантливый и упорный изобретатель, но и как предприниматель, экономист, полностью разрабатывая принципы существования своих предприятий. Он создал химические технологии для самых разнообразных производств. Произведя множество опытов, ученый выявлял оптимальные рецепты изготовления образцов, по сути, закладывая первые русские стандарты производства фарфора, стекла и других видов продукции. Один из наиболее значимых научных трудов Ломоносова по экономике — «О сохранении и размножении российского народа» — был непосредственно посвящен решению насущных проблем российской державы середины XVIII в. Ученый предложил конкретную и детальную программу, нацеленную на успешное развитие производительных сил России. Парадокс заключается в том, что этот важнейший труд Ломоносова находился под запретом более полувека и впервые был опубликован в 1819 г. Работа «О сохранении и размножении российского народа» была напечатана в «Журнале древней и новой словесности» Ломоносов, 1819 , причем с весьма крупными цензурными изъятиями. И спустя полвека цензоров продолжали пугать острота поставленных проблем, радикальность предлагаемых мер, а также критика ряда церковных правил, ограничивающих развитие народонаселения. Экономические идеи Ломоносова во многом диктовались заботой об укреплении государства. Он выступал за установление государственной опеки над отечественным промышленным производством и торговым предпринимательством, за введение покровительственных таможенных тарифов вплоть до запрета в отдельных случаях на ввоз товаров, которые могли производиться внутри страны. Тем самым великий ученый задолго предвосхитил политику экономического протекционизма для отечественного бизнеса, столь часто применяемую в мире в современных условиях. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной более ста лет назад академиком В. Вернадским, утверждавшим, что Ломоносов способствовал включению интеллектуального потенциала России в европейское культурное пространство. Он первым из российских ученых понял всю глубину преобразований, которыми ознаменовалась Петровская эпоха, и очень многое сделал для их осуществления в сфере науки и образования. В своей речи, произнесенной 8 ноября 1911 г. Вернадский подчеркнул, что Ломоносов «силой своего гения при самом начале научной работы России поставил ее в равное положение с ранее вступившими в научную работу нациями» Вернадский, 1995, с. Не только экономику, но и всю мировую науку продвинул далеко вперед еще один выдающийся российский ученый — Дмитрий Иванович Менделеев, судьба которого также тесно связана с Санкт-Петербургским университетом. Его работа более четверти века 1865-1890 в Университете хорошо известна. Работая в сфере метрологии, мне довелось досконально изучить биографию Д. Деятельности ученого в Санкт-Петербургском университете, его научному наследию и опыту преподавателя посвящена значительная часть книги «Дмитрий Иванович Менделеев: Ученый. Педагог» Окрепилов и Доценко, 2014. Уйдя из Университета, Д. Менделеев возглавил Главную палату мер и весов и стал основателем первой в России поверочной палатки торговых мер и весов, положив начало созданию современной Метрологической службы России. Правопреемником палатки является Центр стандартизации и метрологии «Тест-Санкт-Петербург». При создании музея этого предприятия, в котором хранятся экспонаты, связанные с деятельностью Д. Менделеева, мы брали пример с лучшего, по нашему мнению, музея в мире, посвященного Д. Менделееву, который действует в Университете. Собранный материал позволил мне глубже погрузиться в события эпохи становления российского образования и науки, увидеть необычайные переплетения судеб ученых, поэтов и даже самодержцев. Результатом исследований стало появление книг о Д. В издании «Менделеев. Блок» была описана судьба дочери Д. Менделеева и замечательного российского поэта, выпускника Университета Александра Блока Окрепилов, 2006. Дело в том, что Д. Менделеев был дружен с ректором Университета Андреем Николаевичем Бекетовым, их имения в Подмосковье находились по соседству, что предопределило знакомство с ранних лет внука А.
Президентская библиотека - к Дню российской науки
Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.
Шафирова на Петербургской стороне в присутствии членов правительства, двора и духовенства состоялось первое торжественное академическое заседание. Выступившие на нем академики Я.
Герман и Г. Бюльфингер отметили создание Академии наук в России как крупнейшее событие того времени. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII в.
Леонард Эйлер. Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой Академии наук. Первым русским адъюнктом стал В.
Ададуров, первым профессором из уроженцев России — Г. Рихман, первыми русскими профессорами — М.
Академия наук Санкт-Петербург Петр 1. Петр 1 Академия наук и художеств.
В 1725 Г. Академии наук в Петербурге. Академия наук при Петре 1 в Питере. Российская Академия наук Петр 1.
Санкт-Петербургская Академия наук 18 век. Академия наук 1725. Академия наук 1725 год. Императорская Академия наук в Санкт-Петербурге.
Петр 1 основал академию наук. Российская наука и техника в 18 веке музеи. Академия наук 1725 обсерватория. Академии наук в процессе становления Российской науки.
Таблица Российской науки техника в 18 веке Академия наук. Первая Академия наук Петр 1. Петр первый Российская Академия наук. Кваренги Джакомо здание Академии наук 1783-1789.
Здание Академии наук Кваренги. Академия наук на Университетской набережной. Здание Академии наук при Петре 1. Российская Академия наук 1724.
Академию наук Россия при Петре 1. Кваренги Академия наук в Санкт-Петербурге. Российская Академия наук 18 век Петр 1. Екатерина i 1725-1727.
Екатерина i 1725. Екатерина первая 1725-1727. Верховниковки Екатерины 1. СПБ Академия наук 1725 год университет и гимназия.
Петербургская Академия в 1725 г.. Академия наук в Петербурге Кваренги. Академия наук и художеств при Петре. Академия наук на Васильевском острове.
Здание Академии наук на Васильевском острове. Здание Академии наук в Петербурге 18 век. Учреждение Российской Академии наук при Петре 1. Петербургская Академия наук 18 век.
Реформа образования Петра 1.
Создание Академии наук напрямую связано с реформаторской деятельностью Петра I по укреплению государства, его экономической и политической независимости. Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. Президентом учреждения был назначен лейб-медик Лаврентий Блюментрост, во многом благодаря его энергичной и последовательной деятельности была реализована идея императора о создании первого научного учреждения страны. Чтобы Академия соответствовала зарубежным аналогам, Пётр I пригласил множество иностранных учёных и специалистов. Органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований стала Академическая Конференция.
Президентская библиотека — ко Дню российской науки
Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. «Физическое» открытие Академии наук состоялось в С.-Петербурге уже в царствование Екатерины I. Официальным днем открытия считается 29 декабря 1725 г., когда Императрица устроила торжественный прием академикам.
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Наука РФ - официальный сайт
- Главная по науке — Бизнес России
- Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)
- 1725 открытие академии наук
- Памятные даты Петроградской стороны. Первое заседание Санкт-Петербургской Академии наук
- Рекомендации
Российская академия наук празднует 300-летие
Ко Дню российской науки, который отмечается 8 февраля, Президентская библиотека представляет широкому кругу читателей раритетные и малоизвестные издания об истории и деятельности Российской академии наук. И в декабре 1725 года в Академии прошло торжественное публичное собрание – празднование открытия научного центра. Читать бесплатно книгу Петербургская Академия наук и Северо-Восток, 1725-1917 гг. Научное издание (Ширина Д. А.) и другие произведения в разделе Каталог.
Главная по науке
Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др.
Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию.
Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница. Немецкий философу было пожаловано звание тайного советника и пожизненная пенсия в одну тысячу рейхсталеров в год.
К январю 1724 года царь склонился к идее создания Академии наук, способной выполнять одновременно функции и университета, и гимназии. Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту.
Ведь до петровской академии такие научные отрасли, как медицина, ботаника, зоология, метеорология и другие были представлены лишь разрозненными записками различных естествоиспытателей. Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры. В отличие от западных академий российская находилась на полном обеспечении государства, что позволило привлечь в страну видных европейских ученых.
Последнее оказалось самым трудным, так как Пётр требовал привлечения лучших европейских учёных, а те боялись ехать в далёкую северную страну. На содержание Академии была выделена значительная по тем временам сумма — около 25 тысяч рублей в год, а академикам обещано «довольное жалованье». В первый состав Петербургской Академии наук вошли 11 профессоров и несколько их адъюнктов помощников — все иностранцы. Новая Академия быстро обрела авторитет. Уже 10 лет спустя про неё писали: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда».
Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания
«Физическое» открытие Академии наук состоялось в С.-Петербурге уже в царствование Екатерины I. Официальным днем открытия считается 29 декабря 1725 г., когда Императрица устроила торжественный прием академикам. Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург. Образование Академии наук было важной составляющей кардинального обновления страны, проводимого Петром Первым. Императорская Академия наук изначально была не только научным, но и учебным заведением. – Российскую Академию наук считают преемницей Академии наук, созданной Петром Великим.
Указ об учреждении Академии наук. Указы Петра I. Государственная грамота
Было бы наивно предположить, что они останутся без ответа. Бестужев-Рюмин через официальных представителей русских посольств в Швеции и Голландии, а также через специально нанятых литературных агентов начал самую деятельную контрпропаганду. Интересно, что Академия наук оказалась в полной мере вовлечена в эту борьбу, развернувшуюся во многих странах Западной Европы и, как мы увидим, продолженную в Петербурге и Москве. И одним из наиболее деятельных литературно-политических посредников России был известный голландский журналист и историограф Жан Руссе де Мисси.
В конце 1720-х гг. В дальнейшем он выступал как посредник для публикации официальных русских правительственных документов на французском языке, выполняя, таким образом, очень важные дипломатические функции, а также еще ряд военно-дипломатических и придворных задач, за которые в 1737 г. С 1720-х гг.
Блестяще закончив обучение в Йенском университете, он поступил на службу ко двору вдовствующей герцогини курляндской Анны Иоанновны. Став русской императрицей, Анна Иоанновна не оставила и своего камер-юнкера, который стал служить при русском дворе. В сентябре 1734 г.
Корф был назначен Главным командиром, то есть президентом Петербургской Академии наук, что вполне соответствовало интересам этого образованного человека. С Академией, во всяком случае с ее Книжной лавкой, у Корфа были налаженные связи: большой любитель книг, он собрал библиотеку около 34 000 томов , которая стала одной из крупнейших в России того времени. Вступив в должность президента Академии наук, И.
Корф занялся налаживанием совершенно расстроенных академических дел. К тому времени Академия почти не получала финансирования, и новый президент начал с того, что подсчитал, сколько же денег не достает в академическом бюджете, и настойчиво стал требовать их с Сената. Корф сделал первые попытки создания научных структур в Академии: Российского собрания, Математического собрания, при нем был организован Географический департамент, создан «академический отряд» в составе Второй Камчатской экспедиции.
Корф занялся и воплощением в жизнь проекта Петра I об обучении природных россиян для их деятельности в разных областях науки. Это именно при Корфе из Москвы из Славяно-греко-латинской академии были присланы ученики для продолжения обучения в Академии, а трое из них отправлены для получения образования в Германию. Среди них был и Михаил Васильевич Ломоносов.
Стоит только пожалеть о том, что уже в 1740 г. Корф, не без интриг Бирона, получил новое назначение, а Академия осталась без разбирающегося в науках президента. В 1740 г.
Корф был талантливым дипломатом, настойчиво добивавшимся решения поставленных перед ним задач и отстаивавшим интересы России. Осложнение русско-шведских отношений и слишком активная позиция русского посланника привели к отзыву Корфа и возвращению его в Данию. Именно с этим периодом его деятельности и связано появление «Писем шведского патриота другу в Голландию».
Считается, что именно И. Корф представил правительству России проект создания союза северных государств Европы в противовес объединению католических государств на европейском юге. Эту идею, получившую название «Северного аккорда», отстаивал потом Н.
До конца жизни И. Корф прожил в Дании, где и скончался в 1766 г. Именем реально существовавшего лондонского издателя Ж.
Но, судя по всему, все наладилось, и Академия продолжила свою регулярную работу. В чем она заключалась в первые десятилетия? Самый первый тип работ — это как раз научные выступления академиков. Это могли быть как собственные работы, так и обзоры научных трудов коллег. Надо сказать, что уже в «Проекте» положения об Академии Петр Первый и Лаврентий Блюментрост писали: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр. То есть создатели Академии сразу же требовали научной дискуссии: Петр видел, как это работает в Европе, и хотел такого же для России. А работы были очень, очень разные.
Например, 21 и 25 февраля 1727 года делается два совсем разных доклада. Сначала профессор Христиан Мартини представляет доклад о феноменальной памяти знаменитого любекского мальчика-вундеркинда Гейнеке, а затем Христофор Гросс в 1742 году он застрелится, не дожидаясь результатов следствия по делу о участии его в интригах маркиза Шетарди рассуждает в стенах Академии о понятии свободы. В июле 1727 года в Академии впервые выступает, наверное, самый сильный академик первого созыва — Леонард Эйлер, который приехал в Петербург в мае. А академик по кафедре зоологии и анатомии упорно изучает и делает множество докладов по анатомии слона!
Однако вскоре ведущее место заняли учёные, воспитанные в самой Академии наук. Перед Академией были поставлены не только теоретические, но и практические цели — разработка и распространение полезных практических знаний. Это было не только научно-исследовательское, но и учебное заведение. При Академии были созданы университет и гимназия.
Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Пётр придавал огромное значение.
Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр Первый основательно подошёл к организации первой в России Академии наук. Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок.
Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Изучив организацию и опыт работы этих организаций, Пётр Первый утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Леонард Лейбниц.
Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр Первый назначил его тайным юстиц-советником и поручил опекать научные учреждения. Именно по совету Лейбница он начал создавать Академию и стал приглашать для работы видных иностранных учёных и профессоров. В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д.
Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями.
Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные.