Воссоединение с Украиной стало важнейшей внешнеполитической акцией Российского государства. Большая часть Украины в первой половине XVII века входила в состав Речи Посполитой. Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце.
Вы точно человек?
Воссоединение Украины с Россией — Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Полыни, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец Подольска оставалась под властью Польши. Историки отмечают, что воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих народов. Освободительная война на Украине и ее последующее воссоединение с Россией не привели и не могли привести к ликвидации феодального строя, и само воссоединение происходило в феодальных формах. Период заключения договора и утверждения выдвинутых казаками условий в историографии нередко называют «Воссоединение Украины с Россией». После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая).
Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение
Вы точно человек? | С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века. |
Воссоединение Украины с Россией - презентация онлайн | Никакого воссоединения украины (окраина с большой буквы не пишется) с Россией не было, а было воссоединение РУССКОГО НАРОДА. |
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад | Москва | ФедералПресс | В XVII веке представители Малороссии неоднократно обращались к русским государям с просьбами принять малороссов «под свою высокую руку». |
Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий - | Начало воссоединения Украины с Россией История, Украина, Россия, Длиннопост. 22 марта 1654 года посольство от Богдана Хмельницкого привезло в Москву проект договора о воссоединении Украины с Россией. |
Присоединение Украины к России (причины и последствия) | Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское. |
Воссоединение Украины
Это обстоятельство создало благодатную почву для формирования антирусских настроений в массе народа и последующее этническое обособление украинцев. В конечном итоге воссоединение Украины с Россией было одним из факторов, повлиявших на свержение монархии в Российской империи. Обусловленный историей путь к воссоединению Нарастание национального и религиозного гнета православного малороссийского населения со стороны польской шляхты и католической церкви мощно подпитывал стремление к обособлению от угнетателей. Постоянно вспыхивали мятежи и поднимались восстания, жестоко подавлявшиеся войском Речи Посполитой.
И проходила она для Хмельницкого с переменным успехом. Дважды он заключал мирные соглашения, необходимые для передышки и восстановления сил. К 1651 году ему удалось добиться автономии: на оговоренной территории, наименованной Гетманщиной, он объявлялся единовластным правителем. Число вооруженных лиц в Гетманщине ограничивалось сорока тысячами. Остальным надлежало заняться своими «довоенными» делами. Всем участникам восстания объявлялась амнистия. Между тем положение Хмельницкого оставалось неустойчивым. Союзники — крымские татары — несколько раз предавали его в самую драматическую минуту, разрывая военный союз. Поражение от превосходящего в силе противника могло означать утрату украинцами национальной идентичности. Поскольку в Кракове вынашивались планы ополячивания Украины. В этой ситуации искать защиты можно было лишь у братьев по вере и у этнических родственников — русских. Последнее, третье, самое отчаянное письмо, Хмельницкий отправил Алексею Михайловичу в сентябре 1653 года, когда ресурсы запорожцев были на исходе. Путем народного волеизъявления Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. А Хмельницкого изображают этаким предателем национальных интересов. Это слово в последний год настолько затерлось, что необходимо напомнить его истинный смысл. Вот какую формулировку предоставляет Большой энциклопедический словарь: «Аннексия — от латинского annexio присоединение , вид агрессии, насильственное присоединение захват всей или части территории другого государства или народа, а также насильственное удержание народа в границах другого государства». Даже если предположить, что Хмельницкий был «агентом Москвы», то воссоединение было в высшей степени добровольным, но никак не насильственным, якобы противоречившим настроениям проживающего на присоединенной территории населения. Для решения крайне важного для нации вопроса о присоединении Богдан Хмельницкий созвал в Переславле ныне — Переславль-Хмельницкий всеукраинскую Раду. В отличие от обычных старшинских или войсковых рад она отличалась тем, что была объявлена «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Рада сочла более чем убедительными доводы Хмельницкого о присоединении к России как единственной возможности обезопасить украинцев от гнета Польши и вероломства крымского ханства. Значительную роль в принятии решении сыграли единая с русскими вера и общая славянская кровь. После Переславской Рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола женщины и крестьяне к присяге не приводились. Данное, условно говоря, голосование не было сфальсифицированным.
Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Творець избавитель наш Исус Христос, ужаловавшис кривдубогих людей и кривавих слез сирот бидних, ласкою и милосердем своим святим оглянувшися на нас, подобно, пославши слово свое святое, ратовати нас рачил. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили в той мире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому царскому величеству ознаймити, же певная нас видомост зайшла от князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста.
Здесь на острове Хортица возникла казацкая «столица» — Запорожская Сечь позже она переносилась на другие острова Днепра. Сюда стекались недавние беглые, молодые неженатые казаки женатых казаков — «сидней», как и женщин, в Сечи не было. В Сечи находилось обычно тысячи три народа. Когда же что-то затевалось, взметалось все Запорожье. Военное братство — кош — выбирало кошевого атамана, есаулов, судью и писаря, и казацкое войско, разделенное на отряды — курени — с выборными куренными атаманами во главе, выступало в поход. После Смоленской войны Владислав IV решил пресечь бегство крестьян в Запорожье и приструнить казаков. В 1630-е гг. Гетман Потоцкий подавил эти восстания. Часть восставших ушла в Россию. Русское правительство не только не выдало перебежчиков, как требовал польский король, но велело воеводам выделить переселенцам «государево жалованье», хлеб и земли. Запорожский герб 2. Под командованием выбранного ими гетмана Богдана Хмельницкого запорожцы перебили польский гарнизон в Запорожье и двинулись в глубь Украины. Союзником казаков выступил крымский хан Ислам-Гирей, приславший на подмогу конницу. Вскоре польский гетман Николай Потоцкий получил печальную весть: его сын Стефан со всем своим войском погиб 6 мая 1648 г. А 16 мая уже армия Потоцкого была разгромлена у Корсуни. Попавших в плен Потоцкого и его помощника М. Калиновского выдали татарам. Победы запорожцев вдохновили всех православных жителей Речи Посполитой. Восстали крестьяне почти всей Малороссии. В трехдневном бою под Пилявцами на Волыни сентябрь 1648 г. А 15 августа 1649 г. При посредничестве хана Речь Посполитая пошла на переговоры. Зборовский договор 1649 признал автономию Украины. Власть гетмана Хмельницкого распространялась отныне на Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. На государственные должности здесь назначались лишь православные шляхтичи. Зборовский договор вполне удовлетворял православную шляхту, примкнувшую к восстанию.
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
Территория Украины в XVII столетии находилось под властью Речи Посполитой. Весь XVII век Украину сотрясали восстания казаков. Некоторые люди, опираясь на советскую историографию, называют Переяславскую раду «воссоединением Украины с Россией». С советских времен Переяславская рада именуется актом воссоединения Украины с Россией, а до того ее называли воссоединением тория Переяславской радыВо второй половине XIII века. Воссоединение Украины с Россией было результатом долгих и сложных дипломатических усилий и переговоров между двумя странами.
Присоединение Украины к России
Только к середине XVII века в годы царствования Алексея Михайловича население обоих государств сравнялось по численности. Но и тогда вопрос о принятии казаков Богдана Хмельницкого в российское подданство долго обсуждался в 1653 году на Земском Соборе — не все в Москве считали, что Россия уже созрела для большой войны с еще могущественными и боеспособными поляками. Лишь после сложных дискуссий, 1 октября 1653 года русский парламент принял решение помочь восставшим запорожским казакам, «потому что паны и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви восстали и хотят их искоренить». Россия наконец решилась вступить в войну на сокрушение с польской сверхдержавой, которая тогда владела не только всей Украиной с Киевом, всей современной Белоруссией, но и большинством западных русских земель, включая Смоленск.
Однако для начала необходимо было выработать и утвердить договор русского царя с восставшими против поляков запорожцами. Казачье посольство привезло «Переяславский договор» — ещё в январе 1654 года в городе Переяславе ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области на левом берегу Днепра запорожские казаки присягнули на верность русскому царю, и теперь предстояло выработать окончательные условия соглашения о вхождении Запорожского войска, представлявшего тогда всю Украину, в подданство Русского царства. Привезенные в Москву «переяславские статьи» обсуждались казачьим посольством с представителями русского правительства — с казанским наместником князем Алексеем Трубецким, тверским наместником боярином Василием Бутурлиным и каширским наместником окольничим Петром Головиным.
Уже 26 января 1918 года советские войска взяли Киев, свергли Центральную раду и установили свой контроль над большей частью территории Украины этому поспособствовали умело организованные большевиками просоветские, а фактически пророссийские, восстания в Киеве и других крупных украинских городах. До революции - здание дворянского собрания 17-19 марта 1918 года в Екатеринославе прошёл, созванный по инициативе Ленина Второй Всеукраинский съезд Советов , который уже провозгласил Советскую Украину полностью независимым от России государством под названием — Украинская Советская Республика УСР. Естественно, провозглашённая в Екатеринославе независимая УСР была марионеточным и тотально подконтрольным Ленину государством. Но теперь украинским националистам стало сложней объяснять украинскому народу, чем они лучше большевиков, ведь те тоже официально выступили за независимость Украины и даже в пропагандистских целях задействовали в своём государственном флаге жовто-блакитную символику украинских националистов. Символ советской государственности Однако большевики смогли удерживать под своим контролем Киев, Харьков, Екатеринослав и всю остальную Украину также лишь весьма непродолжительное время. Сбежавшие из Киева представители Центральной рады 9 февраля 1918 года подписали в Брест-Литовске сепаратный мирный договор с Германией и попросили её предоставить УНР военную помощь в борьбе с советскими войсками. Германия откликнулась на это обращение и и совместно со своим союзником Австро-Венгрией оккупировала Украину в марте немецкие войска уже были в Киеве — руководству Советской Украины пришлось эвакуироваться на территорию Советской России. Немецкие войска в Киеве 1918 Центральная рада, вернувшаяся в Киев благодаря немецким штыкам, уже было воспряла духом, но, как оказалось, напрасно. В конце апреля 1918 года она была упразднена в результате поддержанного оккупационными войсками Германии государственного переворота П.
Последний провозгласил создание вместо УНР другого самостийного украинского государства — Украинской державы , а себя определил в её верховные правители — гетмана. Выделена тёмно-серым цетом Бывший генерал-лейтенант царской армии Скоропадский после Февральской революции 1917 года тоже подрядился в украинские националисты и какое-то время даже находился в УНР на военной службе, подчиняясь Центральной раде. Но в Центральной раде было сильно влияние Украинской партии социалистов революционеров эсеров , которые ратовали за некоторые социалистические преобразования в Украине их в том поддерживали также украинские социал-демократы. В связи с этим в январе 1918 года Центральная рада приняла Земельный закон, предусматривающий аннулирование права собственности на землю и передачу её в частнотрудовое пользование сельским общинам и добровольно созданным товариществам. Украинским помещикам в царские времена относившихся к привилегированному дворянскому сословию и прочим крупным собственникам земли в Украине этот закон, разумеется, не понравился. Защитником их шкурных интересов как раз и явился Скоропадский. С генерал-фельдмаршалом Гинденбургом У власти гетман Скоропадский смог продержаться только до 14 декабря 1918 года.
В свою очередь, в Великой России употреблялось слово «черкасы» — и употреблялось тоже не по этническому принципу, а по социальному, то есть не в отношении малороссиян как таковых, а в отношении казаков. И давайте обратим внимание вот на что. Когда после смерти Хмельницкого гетман Выговский пытался вернуть Малороссию под контроль польской короны в обмен на шляхетские привилегии для казачьей старшины, он просил поляков учредить в составе Речи Посполитой регион с этническим названием — Великое княжество Русское. А влившись в состав России, казаки не просили ни о каком княжестве. Потому что не отделяли себя от великороссийского населения — ни этнически, ни религиозно. Имея в России автономию, Войско Запорожское не обосновывало её этническими мотивами. При этом такие мотивы прослеживаются в договоре гетмана Выговского с Речью Посполитой и в договоре гетмана Дорошенко с Османской империей обоим соглашениям, слава богу, не суждено было воплотиться в жизнь. В текстах этих двух договоров присутствует понятие «народа русского» как этнополитической общности, которая должна быть наделена польской или турецкой властью определёнными правами. И напротив, принятие казаками московской царской власти воспринималось ими как обретение над собой своей власти, русской власти, собственной власти. Следующий за ним гетман — сын Хмельницкого Юрий — тоже предал Россию. Затем… — Можете не перечислять. После Богдана Хмельницкого каждый гетман кого-нибудь как-нибудь предал. Юрий перебегал туда-сюда семь раз. Замечательный Иван Степанович Мазепа — шесть раз. Влившись в состав России, казачья старшина получила гораздо больше, чем имела до этого, — и захотела ещё больше. Москва, в свою очередь, опиралась на «простое», рядовое казачество, которое было заинтересовано в сильной центральной власти, способной обуздать старшину. Самый известный пример — бунт Пушкаря против Выговского, поддержанный Москвой. Утверждать, что гетманы-перебежчики боролись за какие-то идеалы, за «независимую Украину», — просто издевательство. Как и нет оснований выводить из этого какую-то этническую идентичность, отличную от русской. За полвека до Выговского, в Смутное время, в Москве нашлись такие же «выговские» — бояре, которые точно так же смотрели на Запад в поисках коврижек, дополнительных привилегий. Такова ситуативная психология: мы сейчас побольше урвём для себя и своих детей, а что здесь будет дальше — плевать.
А после военных неудач повстанцев в 1651 году гетман и казацкая старшина заключили с Речью Посполитой Белоцерковский договор, вновь признавая власть короля. Султан отреагировал на это крайне негативно. Теперь планы реального объединения откладывались на неопределённый срок. Но в марте 1653 года переговоры возобновились и летом того же года были отклонены уже самим Хмельницким. Так было ли это реальным желанием гетмана и казацкой верхушки — принять вассальную зависимость от Турции? Это могло иметь разные последствия. С одной стороны, Украине в составе Османской империи могла быть предоставлена широкая автономия как Крымскому ханству. Но, с другой стороны, это могло обернуться новыми религиозными гонениями, как это происходило в Болгарии, Молдавии и Валахии, а также других христианских государствах, захваченных Турцией. Возможно, если такая перспектива и существовала, то она была только на начальном этапе переговоров. Затем желание принять подданство Османской империи использовалось Хмельницкий в дипломатических целях — как своеобразные способ давления на Алексея Михайловича с целью цель. Заставить его принять решение «заступиться» за единоверцев перед Речью Посполитой. Дипломатические отношения с Турцией продолжились и после Переяславской рады. Уже в феврале 1654 года Хмельницкий вновь обращается к султану с просьбой о покровительстве, продолжает обмениваться посольствами с крымским ханом. Переговоры продолжались и после смерти Хмельницкого в 1657 году при следующих гетманах и только П. Дорошенко удалось заключить с ними союз. Итак, возможность «поглощения султанской Турцией» действительно существовала. Но этого всё же не произошло. Насколько же крепкой была связь Украины и России после воссоединения? После смерти Б. Хмельницкого начался новый и печальный период в истории Гетманщины, названный «руиной». Фактически это была гражданская война и происходила она с 1657 по 1687 годы. После смерти Хмельницкого гетманом стал его сын Юрий. Но он не обладал теми же организаторскими способностями, что и отец. Через месяц он был смещён. Новым гетманом стал Иван Выговский. В августе 1658 года он напал на русский гарнизон в Киеве, а в сентябре того же года подписал Гадячский договор с Речью Посполитой. Гетман вновь ставил Войско Запорожское под власть польской короны. Против Выговского был отправлен Белгородский полк князя Ромодановского. В дальнейшем Выговский, не получивший поддержки в широких массах казачества, присоединился с верными ему отрядами к польским войскам, которые вели войну против России. Так спустя несколько лет после Переяславской рады, уже не в первый раз первым были переговоры Хмельницкого с Османской империей в феврале 1654 г. Новым гетманом вновь стал Юрий Хмельницкий Выговский бежал в Польшу подписал Переяславские статьи 1659 г. В городах размещались московские воеводы, а церковь полностью подчинялась московскому патриарху. Казаки, недовольные таким поворотом событий, сместили Ю. Новым гетманом стал Павел Тетеря — также сторонник Речи Посполитой. Он, действуя совместно с польскими войсками, заставил князя Ромодановского отступить с Левобережья к Путивлю. В 1665 году гетманом стал Пётр Дорошенко, который, как уже говорилось, заключи союз с Турцией. Это проявлялось в постоянных переходах гетманов от русских к полякам а от поляков и вовсе к туркам. Однако сначала по Андрусовскому перемирию, а затем и по Вечному миру 1686 г. Левобережье и Киев были закреплены за Россией. Но эта связь, хотя и утверждённая политически, всё равно ещё оставалась некрепкой. Это проявилось в ходе Северной войны. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, после долгих колебаний решает воспользоваться ситуацией, чтобы выйти из-под контроля России. В этом его поддержала часть казацкой старшины хотя он и не нашёл поддержку у простых казаков. Перед Полтавской битвой Мазепа, а также та часть казаков, что его поддержала, перешёл на сторону Швеции. Пётр I был настолько поражён этим предательством, что распорядился разрушить Запорожскую Сечь, а самого Мазепу придать анафеме. Процесс объединения русских земель завершился — в состав России вошли все земли, некогда бывшие в составе Древней Руси. Вместе с ним завершился и период существования Гетманщины. Исчезновение украинской автономии укрепило её связь с Россией. Таким образом, можно сделать следующие выводы: Земли юго-западной Руси, позднее ставшие Белоруссией и Украиной, в ВКЛ не подвергались гнёту, который стал развиваться там лишь после Люблинской унии, когда часть земель Украины перешла в состав Польши. Хотя польское правительство пыталось снять сложившееся религиозное напряжение посредством унии церквей 1596 , эта попытка лишь усугубила положение. Но, если украинское население в отличие от русского в России и польского испытывало ещё национальный и религиозный гнёт, то от крепостного гнёта страдали все. Положение основной массы населения Украины было очень тяжёлым. Воссоединение Украины с Россией спасло её от религиозного и национального давления со стороны поляков, но не избавило от крепостного права. Восстание Хмельницкого, несмотря на многочисленные противоречия в среде повстанцев, привело к Переяславской раде и воссоединению Украины с Россией. Вместе с этом, Хмельницкий вёл долгие переговоры с Османской империей, то собираясь перейти в её подданство, то отказываясь от этого. Скорее всего, это было политической игрой, целью которой было ускорение получения поддержки от России. Но если возможность соединения с Турцией и была, то Украина могла и там подвергаться гнёту, особенно религиозному ведь турки, как и татары — мусульмане. Связь воссоединившихся Украины и России долгое время оставалась некрепкой. Этому свидетельствуют многочисленные переходы гетманов из российского подданства в польское или вообще в турецкое. Эта связь была укреплена вместе с ликвидацией автономии Украины при Екатерине II. Проблема восстания Хмельницкого, его причины и последствий является дискуссионной. Разные точки зрения высказывают очевидцы событий, дореволюционные, советские, современные российские, польские, украинские и французские историки. Однако в некоторых явлениях, таких как, например, причины массовых народных выступлений в Речи Посполитой, большинство историков сходится.
История. Россия в X-XVII веках. Воссоединение Украины с Россией
§ 3. Воссоединение Украины с Россией | Инициатива в воссоединении Украины с Россией принадлежала Богдану Хмельницкому и Переяславской Раде. |
«Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа | § 3. Воссоединение Украины с Россией. Лишь в середине столетия появилась возможность воссоединить часть древнерусских земель, входивших некогда в состав Киевской Руси, потом захваченных Польшей и Литвой (с 1569 г. —двуединая Речь Посполитая). |
Воссоединение Украины с Россией в 17 веке или присоединение | Воссоединение Украины (особенно Левобережной) с Россией стало важным фактором укрепления российской государственности. |
Воссоединение Украины с Россией - презентация онлайн | Крым был подарен Украине Хрущевым в 1954 году по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией. |
ВОССОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ В 17 ВЕКЕ
В 1654 году Украина воссоединилась с Россией, а в 1656 году было заключено Виленское соглашение, которое узаконило вхождение Украины в состав Российского царства. Вслед за этим было проведено множество соборов, на которых обсуждались вопросы об интеграции и присоединении. В 1659 году состоялся Нежинский собор, на котором было подтверждено воссоединение Украины с Россией и проведено разделение земель. Процесс интеграции Украины в состав России вызывал определенное сопротивление со стороны некоторых украинских властей и населения. В том числе, запорожская Сечь и казаки оказывали активное сопротивление, пытаясь сохранить свою независимость и отстоять свои права. Однако, в общей сложности, процесс интеграции Украины с Россией был успешным. В этом периоде Украина воссоединилась с Россией на высокую соборную реестровую землю, что позволило решить множество проблем, с которыми столкнулась страна в то время. Казаки, особенно во главе с Богданом Хмельницким, активно сопротивлялись попыткам Польши укрепить свое влияние на украинские земли. В ходе Крестьянской войны 1648-1654 годов, казаки под руководством Хмельницкого сумели объединить украинское население против польского господства. Следует отметить, что оппозиция к воссоединению проявлялась не только со стороны Польши, но и со стороны земских дум и помещиков. Они не хотели терять власть и привилегии, которые имели на украинских землях.
Польша также активно использовала свои политические и дипломатические инструменты для возмущения и ослабления украинского населения и казачества. Оппозиционные силы применяли различные методы, чтобы противостоять воссоединению. Кроме вооруженного сопротивления, они обращались к дипломатическим и политическим решениям. Например, в 1654 году, после Берестейской унии, национальный собор в Переяславе принял прошение к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой о защите от польских войск. Это был важный шаг в направлении воссоединения Украины с Россией. Однако, несмотря на все усилия оппозиции, воссоединение Украины с Россией в XVII веке стало неизбежным и неотвратимым. Война Казацкого гетманства против Польши 1654-1667 годы и подписание Белоцерковского договора в 1654 году, в котором Украина признавалась частью русского государства, стали главными итогами процесса воссоединения. Россия стремилась усилить свое влияние в регионе, а Украина хотела обеспечить безопасность и защиту своих интересов в условиях противостояния Польше. Украинская гетманщина, под руководством гетмана Богдана Хмельницкого, стремилась к независимости от Польши и поиску союзников для обеспечения своей безопасности. В объединении с Россией они видели возможность защитить свои земли от полского вторжения.
С другой стороны, Россия стремилась к лидерству в регионе и расширению своей территории. Присоединение Украины предоставляло Москве доступ к Днепру, важной торговой магистрали и ключевому элементу военной стратегии. Также, Россия видела воссоединение с Украиной как возможность усилить свои армии и усилить свое государственное устройство. Однако, вопросов и проблем, мешающих воссоединению двух стран, было множество. Религиозные различия между православными украинцами и православными русскими влияли на политическую ситуацию. Польский король Казимир II Ягеллончик предлагал более выгодные условия сотрудничества Украине, в то время как Россия стремилась заключить более выгодные договоры и соглашения с Украиной. Исторические разногласия также влияли на процессу воссоединения. Украина рассматривала себя как отдельную нацию и не всегда была готова отдаться под влияние России полностью. Государеву Русь предстояло найти компромисс между своими интересами и интересами Украины. В результате, процесс воссоединения между Украиной и Россией не был легким и у включал в себя множество сложностей.
Однако, к январю 1654 года, было достигнуто соглашение между сторонами — Переяславская рада, которая официально признала присоединение Украины к России. Тем не менее, даже после этого есть были протесты и оппозиция против этого решения. В целом, воссоединение Украины с Россией имело большое значение для обеих сторон. Для Украины это означало защиту своих интересов и независимость от Польши.
Эти победы укрепили авторитет Хмельницкого и содействовали привлечению в его войско широких масс украинцев. Одновременно Хмельницкий заключил союз с Крымским ханом, ожидая его поддержки в борьбе с поляками.
И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела.
И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, пришед от празника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой полате. А на соборе были: великий государь святейший Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит крутицкой Селивестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимера короля польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух: В докончальных грамотах блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и Владислава короля польского и великого князя литовского написано: быти им обоим, великим государем, меж себя и их государским детем и наследником в братцкой дружбе, и в любви, и в соединении. А великого государя нашего царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и его государевых детей и наследников Владиславу королю, и вперед будучим королем польским и великим князем литовским, и паном раде, и всей Речи Посполитой во всяких письмах описывати и имяновати по его государскому достоинству и по вечному докончанью великим государем царем и великим князем всеа Русии самодержцем, с полными его государскими титлы, по его государскому достоинству. И как он, великий государь, сам себя описует по докончальной грамоте отныне и до века и вперед неподвижно безо всякого премененья. А Владиславу королю польскому и великому князю литовскому и вперед будучим королем польским и великим князем литовским писатися по прежним обычаем с полными ж их титлы по докончальной грамоте. А к Московскому государству Владиславу королю польскому и великому князю литовскому, и его братье, и детем, и внучатом причитанья ни в чем не иметь и царем, и великим князем всеа Русии, и титлами Московского государства не писатися и не имяноватись. И то вечное докончанье с обе стороны сперва великие послы, а после того и сами обои великие государи своими государскими душами, крестным целованьем, закрепили и грамотами и печатьми утвердили, что меж ими, обоими великими государи, тому вечному утвержденью быти навеки непременну. И с стороны Владислава короля польского и великого князя литовскою при нем, Владиславе короле, вечное докончанье нарушено: блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и сына его государева, великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца, в королевских во многих грамотах и порубежных городов воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцов в государевы порубежные юроды к воеводам в листех их имянованья и титлы писаны не по вечному докончанью, со многим премсненьем. А иные злодеи во многих листех писали с великим безчестьем и с укоризною, а королевское имянованье писали царским имянованьем и многих государств государем и облаадателем.
И о тех королевских многих неправдах посыланы от них, государей, в Польшу и в Литву ко Владиславу королю польскому и великому князю литовскому их государевы великие послы и посланники. А велено им, будучи у короля на посольстве и с паны рады в ответех, о государеве чести говорити, и подлинные прописные листы казати, и списки с них дати, и на тех людей казни и наказанья просити. И во 148-м году писал ко государю Владислав король в грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут государево имянованье и титло писать не по их государскому утвержденью, и те будут кажнены, а которые писали неостерегательно, и тех с сойму однолично велит казнить, а вперед того отнюдь не будет. А в ответном письме панов рад, каково дали во 153-м году государевым великим послом боярину князю Алексею Михайловичу Львову с товарыщи, написано, что королю, покаместа право не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно. А ныне за те проступки, после право поставленого, король на сойм позвати велел, и казнь по проступке их против права их подлинно учинена будет. И по тем королевским грамотам, и по ответным письмам, и по договорам панов рад при Владиславе короле исправленья никакова не бывало. А при нынешнем Яне Казимире короле польском учало быть и пуще прежняго: блаженные памяти про великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца и про деда его государева, блаженные памяти про великого государя святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа Русии, также и про великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии самодержца в книгах их напечатаны злые безчестья, и укоризны, и хулы. Чего не токмо великим государем християнским, помазанником божиим, и простому человеку слышати, и терпети невозможно, и помыслити страшно. Также и Московского государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многия безчестья и злые укоризны, чего ни в которых государствах не токмо за вечным докончаньем, и в развратье того не бывает. А Владислав король написан обранным великим князем московским мимо вечного докончанья.
И в прошлом во 158-м году по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу посыланы в Польшу и в Литву к Яну Казимеру королю его государевы великие и полномочные послы - боярин и оружейничей и наместник Нижнего Новагорода Григорей Гаврилович Пушкин с товарыщи. А велено им о тех королевских и панов рад многих неправдах говорити накрепко и за государскую честь по посольским договором на виноватых просити казни смертные. И по королевскому указу паны рада тем государевым великим послом дали договор за руками своими и за печатьми, что тех всех про государево имянованье и титла обвиненных людей, которые в росписи от них, великих послов, им, паном раде, написаны в Варшаве на сойме, по правом корунным и литовским и против соймового уложенья констытуцыи 1637 году судити. И по проступке их осудя, и смертью, хто будет достоен, казнити при государевых послех или при посланникех. А в констытуцыи 1637-го году написано: а на таковых, которые б дерзали писать, или титлы умаляти, или отменяти, пенам пердуэллионис закладаем, а по-руски то слово - смертная неотпущательная казнь и отлучение имения. И по государеву указу, а по королевской присылке, посыланы х королю на сойм с прописными листами посланники Офонасей Прончищев да дьяк Алмаз Иванов.
Осипов в книге «Богдан Хмельницкий» так же, как и Костомаров, отмечает бедственное положение украинского народа под гнётом Польши, говоря о том, что в конце XVI века в Восточную Украину происходило усиленное проникновение польских порядков и польского помещичьего землевладения. Религиозный вопрос рассматривается историком как способ идеологического подавления поляками русско-украинского населения. Стоит заметить, что в основной дореволюционные историки видели основной причиной восстаний на Украине религиозный гнёт, в том время как советские — экономический и социальный гнёт. Современные историки в качестве причин народные выступлений на юге Речи Посполитой видят и тот, и другой факторы. Например, Ю. Дворниченко отмечает бесправие русских, экономическое, социальное, идеологическое давление на народ. Французский инженер Боплан, находившийся на польской службе с 1630-х до 1648 года отмечал, что крестьяне в Речи Посполитой очень бедны, он даже сравнивал их положение с положением «галерных невольников». Польский историк М. Бобржинский в труде «История Польши» пишет, что существовало тяжёлое положение сельского населения, но при этом не различает поляков, поляков, украинцев и литовцев. Тяжело было всем крестьянам, все страдали от крепостного права. Положение с стране ещё более обострилось в связи с казацким вопросом. В Речи Посполитой, как и в Русском государстве, часть крестьян бежала от крепостного права на окраины страны. С одной стороны, казаки были надёжной защитой от крымских татар, часто атаковавших южные рубежи Польско-Литовского государства. Но с другой стороны, это была весьма опасная сила. Хотя казаки и не были едины в религиозном плане, и не принадлежали к какому-либо одному народу на окраины страны бежали как украинские и польские крестьяне, так и не поладившая с законом шляхта , они часто поднимали восстания. Основным их требованием было расширение реестра. В 1625 году вспыхнуло восстание Жмайло, в 1630 — Федоровича, 1635 — Сулимы, в 1637 — Павлюка, в 1638 — Остряницы и Гуни. Нередко к восставшим казакам присоединялся и простой народ, надеявшийся на улучшение своего положения. Все восстания были подавлены, а гнёт только усилился. Однако необходимо заметить, что крепостной гнёт тогда испытывало не только украинское население. Крепостничество усиливалось и в самой Польше и положение польского крестьянина было немногим лучше положения украинского. В России к тому моменту также происходит окончательное закрепощение крестьян по Соборному Уложению 1649 г. Таким образом, крепостничество было в то время повсеместным явлением. Иное дело обстояло с национальным и религиозным гнётом. Если польские и российские крестьяне не подвергались ему, то украинские и белорусские крестьяне а также иные слои населения, но в меньшей степени испытывали его в полной мере. Гнёт испытывали не только крестьяне которые, по сути, были бесправны , но и казаки, не вошедшие в реестр официальный список казаков, получавших жалование , которые по положению приравнивались к крестьянам. Да и многие местные землевладельцы к тому времени уж ополячились перешли на польский язык, переняли польскую культуру, перешли в католичество. Кроме того, среди этого же местного населения число дворян по сравнению с числом представителей иных сословий было совсем небольшим. Так, положение Украины в составе Речи Посполитой можно характеризовать как «рабское»: большинство жителей бесправны, испытывают социальный, экономический, религиозный и национальный гнёт. Но не во всех украинских владениях Речи Посполитой крестьяне подвергались такому сильному гнёту. Например, И. Вишневецкий, обладавший огромными землями на Левобережной Украине, католик, но в прошлом православный, строил на своих землях православные церкви и монастыри, препятствовал ущемлению прав православных. Также он, стремясь привлечь на свои земли крестьян, предоставлял им различные льготы например, а несколько лет освобождал от налогов. Но это было исключением, которое подтверждало общее правило. Десятилетие 1638-1648 годов было названо поляками временем «золотого покоя». Восстания временно прекратились. Но, видимо, это было лишь затишье перед бурей, которая разразилась в 1648 году и не успокаивалась ещё много лет. Яковенко современный украинский историк считает, что восстание 1648 года и последующая война были всенародными, называет их «казацкой революцией», смыслом которой были социальные притязания казачества, стремившимся стать легитимным сословием в Речи Посполитой. Также Яковенко выступает против трактовки войны как «национально-освободительной», так как она происходила до возникновения наций. Российские историки, напротив, считают эту войну именно национально-освободительной, польские же историки понимают её лишь как восстание. Разнятся и оценки личности самого Хмельницкого. Так, в советской и в дореволюционной историографии в меньшей мере личность Хмельницкого идеализируется, польские историки видят в нём лишь мятежника, хотя отчасти и признают его правоту. Существуют также различные точки зрения по поводу того, был ли Хмельницкий дворянином. Советский историк Осипов отрицает принадлежность Хмельницкого к дворянскому роду, а польский историк Бобржинский называет Хмельницкого польским шляхтичем. Но, так или иначе, в январе 1648 года началось восстание Хмельницкого, самое крупное из казацких восстаний XVII века в Речи Посполитой. Ещё до начала восстания польский король Владислав IV, который лояльно относился к казакам, совместно с канцлером Оссолинским подготовил проект по усилению в Речи Посполитой монархии. Надо заметить, что власть короля в Польше была в тот момент очень слаба. Действовало право liberum veto — любой шляхтич мог наложить veto на любое решение короля. Это тормозило развитие страны, делая любые реформы практически невозможными. Владислав IV планировал начать масштабную войну с Османской империей, где были бы задействованы и казаки, с помощью которых король ограничил бы политическую власть шляхты. Но этим проектам не было суждено осуществиться. Вскоре после начала восстания, 20 мая 1648 года, король умер. Надо сказать, что во время своего правления он поставил печать под «Статьями успокоения обывателей короны и Великого княжества Литовского русского народа, исповедующих греческую религию». Эти статьи сильно облегчали положение православного населения Речи Посполитой. Костомаров пишет, что Владислав осознавал религиозную проблему и даже создал проект усиления в государстве монархи при поддержке казаков, но он не был осуществлён. Оспиов также пишет о замыслах короля усилить свою власть. Бобржинский отмечает деятельность Владислава IV по примирению православной, униатской и католической церквей. Поводом к восстанию Хмельницкого послужил случай, который является ярким примером отношений католиков и православных, поляков и украинцев и Речи Посполитой того времени. Польский по другим источникам — литовский шляхтич Даниил Чаплинский отнял у Хмельницкого его хутор Суботов. Хмельницкий попытался вернуть свою землю, но он не имел на неё нужных документов. Когда же Хмельницкий обратился к королю, то тот, по легенде, ответил: «У тебя есть твоя сабля». Хмельницкий отправился в низовья Днепра, где собрал отряд для того, чтобы свести счёты с поляками. Костомаров выделяет личную обиду как одну из причин восстания Хмельницкого, но не считает её основной.
Россия воссоединилась с Украиной 366 лет назад
Такой выбор позволил в будущем собрать воедино Северо-Западную и Северо-Восточную Русь и объединить страну под властью московских князей. Почтовая марка Украины Конник Даниила Галицкого. Даниил сблизился с Ватиканом. В описании событий последующего XVII века украинские «историки» постоянно используют термины «Украина» и «украинцы». Никак не разъясняя эти термины, они тем самым навязывают мысль о существовании в прошлом некоего украинского государства, населенного украинцами в современном смысле этого слова.
С помощью такой уловки апологеты «незалежности» пытаются приписать украинской нации и государственности три лишних века существования. Это сугубо географическое название носила восточная окраина Речи Посполитой, условно ограниченная реками Днепр, Сейм и Ворскла. На правом берегу Днепра к «Украине» относились земли древнего Киевского княжества и прилегавшие с юга территории в районе городов Брацлав и Звенигород. Западнее начинались Волынь и Подолия.
На юге «Украина» граничила с Диким полем — пустынной местностью, за которой лежало Крымское ханство. Так, одно из первых письменных упоминаний «украинцев» появляется в рапорте коронного гетмана Станислава Жолкевского королю Сигизмунду III от 20 июня 1596 года. В нем военачальник описывает жестокость польской армии, выказанную во время подавления казацкого восстания под предводительством Северина Наливайко: «Жолнеры, а особенно венгерская пехота и украинцы, будучи разъяренными на казаков, не только отняли у них свое имущество, но и их собственное, и убили несколько десятков человек; сдержать этих разъяренных нельзя было никаким способом, хотя я с панами ротмистрами и пытался сделать это всеми силами». Положение предков современных украинцев, то есть малороссийского населения восточной окраины Речи Посполитой, было незавидным.
Польские шляхтичи имели неограниченную власть над своими крепостными. Они относились к ним как к людям второго сорта, называя их презрительно «быдлом» «скотом». Православная вера преследовалась. Польские крылатые гусары Жители этих земель неоднократно восставали против поляков, многие видели свое спасение в бегстве на соседние русские земли.
Крестьяне-беженцы из Польши активно заселяли юг Русского царства. Так, части нынешних территорий Курской, Белогородской и Воронежской областей входили тогда в состав так называемой Слободской Украины. Белогородский воевода, разъясняя в 1638 году причины переселения малороссов, писал: «Польские и литовские люди их крестьянскую веру нарушают и церкви божии разрушают, и их побивают и жен их и детей, забирая в хоромы, пожигают и пищальное зелье, насыпав им в пазуху, зажигают, и сосцы у жен их резали, и дворы их и всякое строение разоряли и пограбили». Эти факты не вписываются в линию современной украинской пропаганды, так же как и факты бесчисленных просьб населения «Украины» к русскому царю о принятии в подданство.
В 1591—1593 гг. Магнат Александр Вишневецкий в письме к канцлеру Я. Несколько лет спустя произошло уже упоминавшееся выше восстание под предводительством Северина Наливайко. В 1625 году на Украине заполыхало восстание под предводительством Марка Жмайла.
В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства.
Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году.
И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества.
Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий.
Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой.
И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000.
Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками.
К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости».
На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР.
ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь».
Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С.
Воссоединение с Малороссией укрепило позиции московского царства в международных отношениях. Воссоединение России с Украиной способствовало усилению крепостничества, что мобилизовало население Малороссии включиться в борьбу с царским режимом. Это обстоятельство создало благодатную почву для формирования антирусских настроений в массе народа и последующее этническое обособление украинцев. В конечном итоге воссоединение Украины с Россией было одним из факторов, повлиявших на свержение монархии в Российской империи.
В фильме использованы кадры из фильмов: «Богдан Хмельницкий» Киевская студия художественных фильмов ; «Навеки с русским народом» Украинская студия хроникально-документальных фильмов.
Показать больше.
В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников. Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством. Отметим, что это соглашение положило конец русско-польской войне 1654-1667 годов, а также оставляло за Россией часть земель Левобережной Украины. Только спустя более чем сто лет — в 1793 году — Правобережье присоединилось к Российской империи. Это стало результатом второго раздела значительно ослабевшей Речи Посполитой между Пруссией и Россией. Стороны подписали конвенцию о втором разделе в январе 1793 года. Так Россия получила украинские области Подолье и Волынь.
Еще по теме.
Не токмо права и привилея
Украинские националисты пытаются представить процесс воссоединения Левобережной Украины с Россией как аннексию. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. После этой победы воссоединение земель Войска Запорожского с Россией стало неизбежным. Начало воссоединения Украины с Россией История, Украина, Россия, Длиннопост. 22 марта 1654 года посольство от Богдана Хмельницкого привезло в Москву проект договора о воссоединении Украины с Россией. На самом деле в XVII веке никакой Украины как государственно-политического образования не было.
Вы точно человек?
Воссоединение Украины с Россией: исторический обзор и ключевые события | Т. 10; Воссоединение Украины с Россией. |
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад | В первой половине 17-го столетия Украинские земли входили в состав Польши, Венгрии и Османской империи, и лишь часть восточноукраинских земель – Слободская Украина – входила в состав Московского царства. |