Цветы для Элджернона Киз Дэниел "Цветы для Элджернона" Дэниела Киза входят в программу обязательного чтения в американских школах. «Цветы для Элджернона»: смысл, анализ и проблематика книги Дэниел Киз. Главной проблемой постоянных сложностей между обществом и Чарли является то, что в ходе научного эксперимента увеличили только интеллект, оставив чувственность на прежнем уровне.
Содержание
- Место и время действия
- Отзывы на книгу «Цветы для Элджернона»
- Дэниел Киз "Цветы для Элджернона"
- Читайте также:
- О произведении
15 фактов о книге “Цветы для Элджернона”
Но в какой-то момент он понял, что это преступление: «Вспомнилось, как я расколотил посуду в ресторане; как ржали надо мной посетители, как мистер Гольдштейн обозвал меня кретином. Разве эту цель я преследую, разве хочу выставить Чарли на посмешище? Так родилась идея «промежуточных отчетов» пациента. Изначально роман открывала сцена, в которой Алиса Кинниан просит профессора Немюра найти вновь поглупевшего Чарли, но потом и она отпала, поскольку Киз решил довериться читателям и сразу показать им безграмотные записки своего любимого героя. Автор получил сразу две престижные премии: «Хьюго» за рассказ и «Небьюла» за роман. Прошло более полувека, а эта история до сих пор любима читателями, и мы уверены, что книга «Элджернон, Чарли и я» понравится вам не меньше. Книги по теме.
На протяжении всей книги мы наблюдаем за эволюцией отношений между Чарли Гордоном и его коллегами, друзьями и семьей. В начале романа Чарли является объектом насмешек и издевательств со стороны своих коллег по работе, которые считают его глупым и неспособным. Однако, после операции по увеличению интеллекта, Чарли становится гением и начинает относиться к своим коллегам с презрением.
С другой стороны, отношения Чарли с Алисой Кинян, его учительницей по грамоте, эволюционируют в более теплом и близком направлении. Алиса помогает Чарли осознать свои чувства и эмоции, которые он ранее не мог понять. Отношения Чарли с его семьей также меняются в течение романа. В начале истории Чарли чувствует себя отверженным и непонятным своими родными, но после операции он начинает понимать их и принимать такими, какие они есть.
Таким образом, эволюция отношений между героями романа «Цветы для Элджернона» является важным элементом, который помогает читателю понять главных героев и их взаимодействие в процессе изменения личностей. Символика цветов в произведении В романе «Цветы для Элджернона» символика цветов играет важную роль. Она помогает автору передать настроение, эмоции и мысли героев. Например, цветы, которые преподносит Чарли Гордон своей учительнице, символизируют его чувства к ней.
Красные розы выражают страсть и любовь, а белые — чистоту и нежность. Также цветы используются для передачи образов героев. Например, цветы, которые выращивает Чарли, отражают его личность. Он заботится о них, ухаживает их, как и о своих близких людях.
А когда Чарли начинает терять свой ум, цветы начинают увядать и гибнуть, что символизирует его состояние. Таким образом, символика цветов в романе «Цветы для Элджернона» помогает читателю лучше понять героев и их эмоции, а также передать главную проблематику произведения — проблему интеллекта и его влияния на жизнь человека. Ирония и сатира в «Цветах для Элджернона» Одной из главных черт романа «Цветы для Элджернона» является использование иронии и сатиры. Автор Дэниел Киз использует эти литературные приемы, чтобы подчеркнуть глубину проблем, которые сталкиваются герои романа.
Ирония проявляется в том, что главный герой Чарли Гордон, который изначально был умственно отсталым, становится гением благодаря экспериментальной операции. Однако, с ростом его интеллекта, он начинает осознавать, что его новые знания не приносят ему счастья и не решают его личных проблем. Сатира же проявляется в описании общества, в котором живет Чарли. Автор критикует общество, которое не умеет принимать и понимать людей, отличающихся от большинства.
Киз также высмеивает научное сообщество, которое готово пожертвовать жизнью человека ради научных исследований. Таким образом, использование иронии и сатиры в «Цветах для Элджернона» помогает автору подчеркнуть глубину проблем, которые сталкиваются герои романа, и критиковать общество, которое не умеет принимать различия. Сравнение романа и экранизации Сравнение романа и экранизации «Цветы для Элджернона» является весьма интересным и позволяет увидеть различия в подаче материала. В романе, написанном Дэниелом Кизом, мы видим историю Чарли Гордона, который становится объектом эксперимента по увеличению интеллекта.
Роман представляет собой дневник Чарли, в котором он описывает свои мысли, чувства и изменения, происходящие в его жизни. Экранизация же, снятая в 1968 году, более фокусируется на взаимоотношениях Чарли и его окружения, а также на его эмоциональном состоянии. Одним из главных отличий романа и экранизации является подход к описанию внутреннего мира главного героя. В романе мы имеем возможность узнать о том, что происходит в голове Чарли, о его мыслях и переживаниях.
В экранизации же мы видим его эмоциональное состояние, но не всегда понимаем, что именно происходит в его голове. Это может быть связано с тем, что в романе мы имеем дело с дневником, который позволяет автору более глубоко проникнуть в мысли героя. Еще одним отличием романа и экранизации является подход к описанию взаимоотношений Чарли и других персонажей. В романе мы видим, как Чарли меняется и как это влияет на его окружение.
Мы видим, как его отношения с коллегами, друзьями и семьей меняются по мере того, как он становится все более умным. В экранизации же мы видим более яркие и эмоциональные моменты, но не всегда понимаем, как именно меняются отношения между персонажами. Таким образом, сравнение романа и экранизации «Цветы для Элджернона» позволяет увидеть различия в подаче материала и понять, что каждый из этих форматов имеет свои преимущества и недостатки.
Отечественный лингвист выделяет три уровня языковой личности - структурно-языковой, лингвокогнитивный и прагматический. Структурно-языковой определяется овладением языка на бытовом уровне и считается нулевым. Лингвокогнитивный - первый - уровень, на котором личность устанавливает связи между явлениями, старается понять и проанализировать действительность. Прагматический, или второй, сложнее предыдущих, поскольку в его рамках происходит более полное развитие человека с точки зрения его жизни в обществе [4, с. Так, произведение американского писателя предстает перед читателем в форме дневниковых записей, демонстрирующих постепенный переход языковой личности с одного уровня на другой.
Такой формат сочетает в себе как размышления литературного героя, так и коммуникации - включен- ные в рассуждения диалоги. На основе этого обращаем особое внимание на письменную и внутреннюю речь. Письменная речь по своей природе монологична и не предполагает использования внеязыковых средств подачи информации, поэтому больший интерес вызывает лексический и синтаксический уровень, а именно, подбор слов, их логическое оформление в рамках синтаксических единиц, а также передача эмоциональной составляющей [1, с. Внутренняя же речь не до конца изучена вследствие существования различных ее трактовок. Придерживаемся позиции Л. Выготского, который описывал эту форму как процесс превращения речи в поток мыслей, с которым человек сталкивается в момент обдумывания предмета своего беспокойства [5, с. В связи с этим единицами внутренней речи, по мнению Т. Ушаковой, становятся целые слова, обладающие особой смысловой нагрузкой для конкретной личности [1, с.
Итак, письменная речь позволяет увидеть изменения на структурно-языковом уровне личности. Начало произведения отмечается допущением ошибок на уровне слов, что исправляется на протяжении повествования. Сравните: Prof Nemur says if it werks good and its perminent they will make other pepul like me smart also. Вышеприведенные примеры являются демонстрацией разницы в ходе мыслей героя: в первом случае - мысль донесена просто, в ней прослеживается элементарное включение логики; во втором - осознанное выстраивание более сложных причинно-следственных связей. На этом этапе происходит переход к следующему уровню - лингвокогнитивному. В стремлении понять себя литературный герой погружается в разные эмоциональные состояния. Одним из ведущих был определен страх. Особым проявлением личностного изменения отмечаем редкие, но яркие вспышки гнева, с которыми, со слов Чарли, он сталкивается впервые: I don 7 recall ever being so angry before.
I had reached a new level, and anger and suspicion were my first reactions to the world around me. My anger was an exciting feeling, and I didn 7 give it up easily. I was ready to fight. В одном абзаце встречается несколько раз слово anger, контекстуально представленное посредством эпитетов new level, exciting feeling. Описание непривычного для героя чувства раскрывается и через метафорический оборот: I felt the blood rush to my face again. А также в противопоставлении себя настоящего с прошлым: I find no pleasure in discussing ideas any more on such an elementary level. Эту же задачу выполняют и параллельно построенные синтаксические единицы: How different they seem to be now.
Или, например, Чарли за несколько дней выучивается играть на рояле и пишет фортепианный концерт!
С тем же успехом он мог бы за несколько дней начать ваять скульптуры как Микеланджело или устанавливать мировые рекорды по прыжкам с шестом... Интеллект-интеллектом, но это уже другая область умений и навыков. Рассказ в этом смысле лаконичнее и точнее. А что касается эмоциональной угнетенности, мне кажется, у героя был бы шанс выйти из этого состояния при наличии времени. Слишком быстро, просто огромными скачками рос уровень его интеллекта. Он просто не успевал освоить эмоционально каждый новый уровень и подстроиться под него. По поводу неэтичности эксперимента - это однозначно так. Но разве Чарли в результате говорит о том, что о чем-то жалеет?
Да, это было в чем-то кошмаром и проклятием. Но если бы он ну предположим заранее знал, чем всё это кончится, не факт, что он отказался бы. Это как в той песенке, "если у вас нету тёти, то вам её не потерять... А здесь изначально герой быль лишен возможности думать и решать самому. Ведь для него именно это было мотивацией - "У умных всегда много друзей, умный никогда не бывает один". Если бы его предупредили, что он, наоборот, всех друзей потеряет - я не уверена, что он стал бы участвовать. Я на рассказ ориентируюсь, потому что в романе так намешано, что уже не разберешь. Хотя, как вы и сказали, осознанного согласия он в любом случае дать не мог.
Именно страх, что такое может случиться по сути с каждым... Как в каком-то стихотворении, гуляющем по сети, где старушка пишет письмо детям и просит у них прощения, а в конце выясняется, что она не помнит, куда посылать это письмо, и именно за свою память просто прощения, и складывает его к другим письмам в полку... А вот насчёт коммуникативной способности не соглашусь. Она вырабатывается с опытом, на которое у героя не было времени.
Проблематика произведения «Цветы для Элджерона» Д. Киза
Кизи «Над кукушкиным гнездом», где в роли рассказчика выступает Вождь Бромден, пациент психиатрической лечебницы. Герои обоих произведений - люди, отвергнутые обществом, которое полно предрассудков и социальных стереотипов: кто и когда сказал, что человек, страдающий интеллектуальным или психическим расстройством , - не личность? Пожалуй, это и есть тот самый, главный, вопрос, который ставит перед нами писатель, вкладывая при этом ответ в уста своего же героя: «But I"m not an inanimate object. I"m a person. I was a person before the operation». Я - человек», - говорит Чарли Гордон. Вот только остальные не только не понимают этого, они просто не желают принять тот факт, что люди, по каким-либо причинам лишенные возможности вести себя подобно большинству нормальных представителей человечества, являются личностями в полном смысле этого слова и требуют соответствующего, гуманного, отношения к себе.
И вновь Чарли Гордон негодует, он возмущен подобной ограниченностью мышления окружающих его людей: «It may sound like ingratitude, but that is one of the things that I resent here - the attitude that I am a guinea pig. Nemur"s constant references to having made me what I am, or that someday there will be others like me who will become real human beings. How can I make him understand that he did not create me? He makes the same mistake as the others when they look at a feeble-minded person and laugh because they don"t understand there are human feelings involved. He doesn"t realize that I was a person before I came here». Постоянные напоминания Немура, что он сделал меня тем, кто я есть, или что в один прекрасный день тысячи кретинов станут настоящими людьми.
Как заставить его понять, что не он создал меня? Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью». Профессор Немур настолько далек от мысли, что Чарли Гордон являлся уникальной личностью и в прежнем своем состоянии, предшествующем операции, что даже примеряет на себя роль творца, который создал нечто новое: «We who have worked on this project have the satisfaction of knowing we have taken one of nature"s mistakes and by our new techniques created a superior human being. When Charlie came to us he was outside of society, alone in a great city without friends or relatives to care about him, without the mental equipment to live a normal life. No past, no contact with the present, no hope for the future.
It might be said that Charlie Gordon did not really exist before this experiment... До прихода к нам Чарли был вне общества, один в огромном городе, без друзей и родственников, без умственного аппарата, необходимого для нормальной жизни. У него не было прошлого, не было осознания настоящего, не было надежд на будущее, Чарли Гордона просто не существовало…» Не желая мириться с подобным отношением, главный герой озвучивает мысль, которая быть может и является ключевой в попытке определения « человеческой личности » как таковой: «I"m a human being, a person - with parents and memories and a history - and I was before you ever wheeled me into that operating room! Я был и до того, как меня вкатили в операционную! Более того, у Чарли Гордона всегда была цель, к которой он двигался с завидным упорством. Именно поэтому он посещает занятия мисс Кинниан в школе для умственно отсталых и поэтому же соглашается на операцию, а значит здесь уже можно говорить об осознанности выбора, о наличии воли и внутренних устремлений, направленных на достижение желаемой цели.
А разве все перечисленное не является неотъемлемыми составляющими человеческой личности? Вывод напрашивается сам собой: Чарли Гордон - пусть и лишенная некоторых возможностей, которыми наделено большинство людей, но все же личность, которая, как и все остальные, думает, чувствует и осознает происходящее настолько, насколько позволяет ее интеллектуальное и эмоциональное развитие. Однако современное дегуманизированное общество вместо того, чтобы принять главного героя таким, каков он есть, и признать за ним неотъемлемые права, отвергает его, делая невольным социальным изгоем. Но вот наступает момент, когда Чарли Гордон становится гением в прямом смысле этого слова. И что тогда происходит? Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что, Чарли-гений с IQ равным 185 , как и всё, выходящее за рамки общепринятой нормы, возможно еще в бoльшей степени не вписывался в привычные рамки общественного сознания, чем Чарли с минимальным уровнем интеллекта.
Так или иначе, главный герой по-прежнему одинок, с той лишь разницей, что теперь он это полностью осознает: «Before, they had laughed at me, despising me for my ignorance and dullness; now, they hated me for my knowledge and understanding». Но такова цена приобретенного гения: «This intelligence has driven a wedge between me and all the people I knew and loved. Now, I"m more alone than ever before». Стремительно повышающийся уровень интеллекта отражается, в том числе и в его письменных отчетах: «Strauss again brought up my need to speak and write simply and directly so that people will understand me. He reminds me that language is sometimes a barrier instead of a pathway. Ironic to find myself on the other side of the intellectual fence».
Действительно, язык порой «вместо дороги превращается в барьер». Спустя еще каких-то два месяца: «June 11. His article attacks Tanida"s theory of enzyme fusion-the concept of changing the chemical structure of the enzyme blocking the step in the metabolic pathway. I read it in the Hindu journal of Psychopathology just a few days ago. Our results speak for themselves" "But Tamda himself first propounded the theory of blocking the maverick enzyme through combination, and now he points out that"». Таким образом, к главному герою приходит понимание того, насколько он превзошел в интеллектуальном плане окружающих его людей, в том числе многих видных ученых: «Am I a genius?
I don"t think so. Not yet anyway. As Burt would put it, mocking the euphemisms of educational jargon, I"m exceptional - a democratic term used to avoid the damning labels of gifted and deprived which used to mean bright and retarded and as soon as exceptional begins to mean anything to anyone they"ll change it. The idea seems to be: use an expression only as long as it doesn"t mean anything to anybody. Exceptional refers to both ends of the spectrum, so all my life I"ve been exceptional». Не уверен.
По крайней мере, пока. Я, как сказал бы Барт, исключение. Вполне демократичный термин, позволяющий избегнуть проклятых ярлыков типа «одаренный» и «неспособный» что на самом деле означает «блестящий» и «слабоумный». Как только слово «исключение» начинает приобретать смысл, его тут же заменяют другим. Пользуйся словом только до тех пор, пока никто не понимает его значения.
Все отлично, кроме ошибок в тексте. Через слово ошибка. Вместо «что» пишут «што», и всё в этом роде.
Читать сложно, когда так много ошибок. Онли Ю Не могу остановиться ржать. Книга пришла целая, но дорогие продавцы и издатели, это даже читать невозможно. В первой строке текста «што», «случаеца», «севодня», «пачему». Как мне вернуть эту вещь, даже книгой её назвать трудно. Впервые в жизни встречаю такое. Посмотрите на фото, ужас!
Трагедия общества, исходящая из семьи и бесконечная в своем развитии. Уже с первых строк читателя поражает жанровое и стилевое своеобразие романа. Дневниковая форма, передаваемая с помощью отчетов на протяжении всего произведения, полностью открывает весь спектр эмоций и чувств главного героя, становится его исповедью. Именно с её помощью так же прослеживается становление прогресса и позже уже возврат к исходной точке самого эксперимента. Каждая запись датирована, что делает повествовательную картину еще более полной, соединяя сюжет и фабулу произведения в целом. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Вскоре после операции интеллект главного героя начинает расти, именно поэтому он стремится реализовать себя во всех сферах жизни. Грамматика становится идеальной, мысли — глубокими от записи к записи. Всего лишь за несколько месяцев Гордон превращается в гениального ученого, интеллект которого выше тех людей, на которых он хотел быть похожим до операции. Стоит отметить, что важную роль в произведении играет смена времен года, на которую проецируется ход умственного развития и спада главного героя. Весною, вместе с началом расцветания природы, происходит заложение основ для исцеления Чарли. Летом, в одно из самых бурных времен года для деятельности любого человека, совершается подъем и для Чарли, он проявляет бурную научную деятельность, его жизнь становится максимально полноценной, множество событий становятся своего рода кульминацией истории. С приходом осени гаснет прежняя зелень, а вместе с ней и личность нового Чарли.
Ну или с Мцыри: "Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог" 2 - это тоже старая хоть и не как мир проблема, возникающая во многих фантастических произведениях а "Цветы... И - еще глубже - за опыты над человеком. Здесь вспоминается много чего, от "Человека-амфибии" и, кстати, современной вариации на тему, недавно прочитанной дилогии "Аквамарин" - "Субмарин" - до "Собачьего сердца". Здесь вопрос остается открытым. Конечно, если ты действительно ученый, результаты и последствия таких опытов должны быть просчитаны от и до. С другой стороны, никто не застрахован от ошибок, а если их не делать, наука не сможет двигаться вперед. Вот уж действительно гениальная фраза Пушкина. Ужасающее состояние коррекционной педагогики в Америке. То состояние, к которому всё сейчас ведётся и у нас. После первого прочтения я была просто шокирована тем, что герой учится читать только в 30 лет. Уровень его начального IQ указывается чётко: 68. Согласно общепринятой в мире классификации, это соответствует легкой степени умственной отсталости дебилизм : от 50 до 69 то есть вообще на границе с нормой! Такие дети в условиях специального коррекционного обучения по специальным адаптированным программам отлично обучаются, они все выходят из школы умеющими читать, писать, выполнять арифметические действия, владеющие простыми профессиональными навыками. Для определения образовательного маршрута ребенка у нас существует система психолого-медико-психологических комиссий, где комплексно его обследуют и дают родителям рекомендации по дальнейшему обучению. Нельзя обучать и невозможно обучить ребенка-олигофрена в одном классе с детьми с сохранным интеллектом. Это не интеграция и не инклюзия, это издевательство. И речь не только об умственно отсталых. Есть еще ряд книг, где меня очень царапнула именно эта проблема: "Взгляд кролика" слава Богу, умственно отсталую девочку там все-таки перевели в спецшколу , "Песня для кита" глухая девочка учится в классе слышащих , "Привет,давай поговорим" просто форменное безобразие: все дети с ОВЗ, глухие, с ДЦП, умственно отсталые и т. Чарли школу закончил как? Не умея ни читать, ни писать, ни считать? Он ее вообще закончил?
Место и время действия
- Книга Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»
- СЧ 18: обсуждаем "Цветы для Элджернона" Дэниела Киза — 30 ответов | форум Babyblog
- Bookдайвинг
- Акции сегодня
«Ошибка на ошибке»: в сети высмеяли отзывы читателей к роману «Цветы для Элджернона»
«Цветы для Элджернона»: смысл, анализ и проблематика книги Дэниел Киз. Аннотация «Цветы для Элджернона» знакомит читателя с кратким описанием сюжета. Обложка книги "Цветы для Элджернона" Однако, когда работа была закончена, возникла проблема с издательством Doubleday, для которого и готовилась расширенная версия рассказа: редакторы компании также желали другого завершения истории Чарли. Роман «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза в жанре «мягкой» научной фантастики рассказывает о молодом умственно отсталом человеке Чарли, который становится участником эксперимента по повышению интеллекта. Полезный материал по теме: Анализ произведения «Цветы для Элджернона» Д. Киз По произведениям литературы Стр. Книга Цветы для Элджернона рассказывает о трагической судьбе Чарли Гордона, который стал объектом научного эксперимента по повышению интеллекта.
Тема одиночества цветы для элджернона. «Цветы для Элджернона
Объем книги Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» чуть больше 300 страниц. Сяду на поез и уеду Дополнительные метки: киз цветы для элджернона критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, эссе, Daniel Keyes Flowers for Algernon analysis, review, book, content. это дневник-анализ, в котором герой подвергает себя и окружающую реальность суровой переоценке.
Читатели занижают рейтинг книги «Цветы для Элджернона». Возмущены «ошибками» в начале романа
В русском переводе они все одинаковые. Тут та же самая история. Понятно, что герой романа умственно неполноценный, поэтому пишет с ошибками, но большинство людей этого не понимают. Вторая причина — я думаю, что книгам люди верят, что в книгах все правильно, а вот в интернете, к сожалению, проще представить, что наваляли ошибок, чем понять, что это какой-то интеллектуальный язык. Другой пример из русской литературы — это ранняя повесть Алексея Иванова «Земля сортировочная». Она была написана в форме письма деревенского мальчика в редакцию журнала, в котором угадывается журнал «Уральский следопыт». И она вся написана по принципу как слышится, так и пишется.
Свои «Цветы для Элджернона» он отнес в другое издание, не столь массовое, но пользующееся славой более интеллектуального. Там работу приняли, но потребовали сократить количество знаков. Этот процесс Кизу, как бывшему редактору, дался легко. Подобно Хемингуэю, он убирал всю «цветистость» и сложносочиненные предложения и урезал текст почти на треть. Рассказ был опубликован в 1958 году, а в роман он превратился только в 1966-м, когда писатель понял, что с развитием интеллекта в Чарли должны пробуждаться и детские воспоминания. Так появилась линия взаимоотношений с родителями и сестрой. Писатель сам искренне потешался над своим героем и его реакцией на окружающих. Но в какой-то момент он понял, что это преступление: «Вспомнилось, как я расколотил посуду в ресторане; как ржали надо мной посетители, как мистер Гольдштейн обозвал меня кретином.
Мальчик не может угадать её настроение, и её приступы постоянно обрушиваются на него, травмируя без того слабый мозг. Физически невыносимо читать, когда Чарли вспоминает о том, как мать лупила его до беспамятства за то, что он подсматривал за сестрой и её подругой. Именно с этим Чарли пытается разобраться. Он ищет встречи с родителями, чтобы понять, причины такого поведения своей матери и главное, чтобы доказать другим и, в первую очередь самому себе, что он существовал и был личностью уже до операции. После операции сознание Чарли расщепляется. Интеллект становится стеной не только между ним и старыми знакомыми, но и между его новой личностью и тем маленьким напуганным ребёнком, который до сих живёт в нём и периодически выходит из тени — Чарли пытается с ним говорить и взаимодействовать.
Станица за страницей погружает читателя в трансформации главного героя. Хотя роман относится к жанру научной фантастики, от фантастики в нем только медицинский метод повышения уровня интеллекта. И служит он единственной цели - создать сюжет. А в остальном,то человеческая драма, социальная и очень глубокая. Хотя повествование легкое и не давит тяжестью конструкций и размышлений. Задача - высветить очевидное, а не вскрыть неведомое. Дневник с ошибками Чтобы показать мир таким, как его видит Чарли, автор использует известный прием - книга написана в виде дневника героя, и в тексте полно ошибок. Ведь человек со слабым разумом так и думает - с ошибками. Читатель видит его мир, думает его мыслями, его конструкциями, его оборотами речи. Когда я вижу техническую реализацию таких приемов в иностранной литературе, мне хочется благодарить переводчиков за кропотливую и вдумчивую работу. Это не просто перевод - это творчество и решение головоломки: как перевести игру слов и знаков, чтобы не потерять оттенки смысла, передать читателям художественную суть произведения.. По мере того как героя "умнеют" в ходе эксперимента, речь становится гладкой и выхоленной.
Философские идеи романа "Цветы для Элджернона"
Дэниел Киз "Цветы для Элджернона" | Анализ стиля и языка произведения «Цветы для Элджернона» позволяет выявить несколько ключевых особенностей, которые делают этот роман уникальным и запоминающимся. |
Цветы для Элджернона. Фенилкетонурия.: yartsew — LiveJournal | В статье представлен анализ некоторых стилистических приемов, использованных Д. Кизом в романе «Цветы для Элджернона» с целью создания образа главного героя Чарли Гордона. |
15 фактов о книге “Цветы для Элджернона”
Помимо этого он проводил специальныекурсыпоискусствуписьмаизанималсясобственнымилитературнымипроизведениями. Творческий процесс Дэниела Киза относится к промежутку времени,когда писатели Америки в своих произведениях заявляли, что «американскаямечта — абсолютно иллюзорна» [1]. Любимой темой писателейтоговременисталатемапротивопоставлениянегуманнойреальностиотдельной личности, подавляемой самой цивилизацией. Произведения Кизанаполненыпоискаминравственного,эстетического;иименноэтосталоглавнойдетальюлюбогогерояпроизведенийписателя. Самыйпервыйрассказ Дэниела Киза под названием «Прецедент» вышел в свет в 1952 году,нославанашлаКизатолькопосленаписаниявторогопосчётурассказа— «Цветы для Элджернона», который был опубликован в 1959 году [1]. После,в1966году,короткоепроизведение«ЦветыдляЭлджернона»переросло вполноценныйроман содноименнымназванием. В книге «Элджернон, Чарли и я» Киз повествует о ключевом моменте,которыйдалтолчоккнаписаниюрассказа. Образованиеотделяло писателя от близких людей, будто бы помещало в новый мир, вкотором существовалопросвещение. Современем Киз пришёл кмысли отом,ачтобыло,еслибыкто-тосмогулучшитьинтеллектотдельногоиндивида. Именно тогда появились первые зачатки идеи, которые легли восновуегорассказа,апослесталиведущимиидляромана. Вэтотжедень писателю необходимо было препарировать живую мышь.
К удивлению Кизамышьбылабеременна,чтонетолько повергло еговшок,ноиогорчило. Впоследствии,когдавозниквопросотом,какоеживотноетребовалосьдляопытаврассказе«ЦветыдляЭлджернона»,икакоеживотное могло стать своеобразным метафоричным воплощением главногогероя,писательтутжевыбралмышь. ТемжевечеромКиззанималсяподготовкойкконтрольнойработе,котораябыласвязанастворчествомпоэтов Великобритании. Среди многочисленных строк Дениэл Киз отметилдля себя интересное имя. Писателя звали Элджернон Чарли Суинберн [1]. ЭтоимяотпечаталосьглубоковподсознанииКиза,однакоиспользовал его писатель далеко не сразу, а только когда начал работать вшколе,вкоррекционном классе[1]. Однажды один ученик спросил у Киза, сможет ли стать умнее, еслибудет заниматься с усердием, и тогда писатель понял, что такого рода людимогутиметьпредставлениеолимитесобственногопотенциала,аэтопорождает новое противостояние между человеком и обществом. Именно этимысливернулиКизакегобылойидее,ионпонял,чтоименночеловекумственно отсталыйобязанстатьгероемего рассказа[1]. Созданная Дениэлом Кизом история рассказывает о человеке по имениЧарли Гордон. Чарли — тридцатидвухлетний умственно отсталый мужчина,который работает уборщиком в хлебопекарне и ходит в вечернюю школу,упорностремясьулучшитьсвоинавыки.
Он с лёгкостью даёт согласие на экспериментальную операциюновоготипа,котораяобещаетпостепенныйростIQ. Эксперимент прошёл удачно, однако, в конце истории Чарли Гордонанастигаетдеградация,котораявозвращаетгероявисходноесостояние,вкоторомонпребывалдооперации. Романвсравнениисрассказомобладает необычно раскрытым сюжетом — именно здесь возникает любовный интересЧарликженщинеипоявляютсявоспоминанияосемье. Этиэлементы,бесспорно,наделяютобразболееяркимикраскамииделаютего живым. НоДэниелКизникакнемогсогласиться на изменение конца произведения, ведь таковой была изначальноего мысль—возвратглавного героя к прежнемусостоянию. Через некоторое время, уже в 1960 году, Киз получил премию «Хьюго»зарассказ«ЦветыдляЭлджернона». ИсторияЧарлиГордонаникакнежелала оставлять писателя, иавтор понял, что хотел бы рассказать мирубольше о главном герое. В 1966 году Киз получил премию «Небьюла» уже зароман «Цветыдля Элджернона»[1]. Произведениесталонеотъемлемойчастьюфондалитературымира,переиздавалось множество раз, переводилось на многие языки, и даже былоэкранизировано[1]. Дневниковые записи — это циклично пополняемые записи, которые имеютотношениекэпизодамсопределённымчисломккаждойпометке[2].
Можносказать,чтоу Чарлиобыкновенная, ничем непримечательная жизнь, наполненная собственнымимоментами радости и печали. Однако освоихтяжбах онпрактически неделает пометки в отчётах, не потому, что их слишком мало, а по причинетого,чтоЧарлиихневидит. ДэниелКизпишет,чтоглавныйгеройповествует о коллегах из хлебопекарни, о семье, с которой слишком давно не встречается,одруге,чтоиспытываетчувствосостраданиякЧарли,ипоэтомувзялнаработувсвоюпекарню,омиссКиниан,учительнице,которая проводит занятия в вечерней школе для умственно отсталых.
Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота.
Второе — в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор! Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного.
Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровне развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения.
Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека. Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей.
Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я. Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе.
Чарли начинает терять веру в Бога. Чарльз чувствует себя нагим. Люди, ушедшие из рая, уже не могут быть счастливыми. Они стремятся в космос, в глубины вселенной, раскрывают тайны мироздания , делают открытие за открытием - но все это не приближает к счастью, а уводит от него. Почему мы, разумные люди, создаем мир, который на бешеной скорости несется к собственной гибели? Чем больше мы узнаем, тем дальше мы от Бога, Его замысле о нас. В конце романа теперь уже ученый Чарли Гордон выводит формулу "Элджернона-Гордона", гласящую: чем быстрее идет умственный прогресс, тем быстрее и неизбежней наступает регресс. Эта формула позволяет предсказать и будущее общества: чем больше мы заботимся о техническом прогрессе, о развитии интеллекта в ущерб моральному развитию, тем неизбежней приближаемся к краху человечества.
На Чарльзе ставят эксперимент не столько по увеличению его интеллектуального уровня, он проживает индивидуальный уход из рая. Снова подтверждает, что съеденное яблоко познания не приводит нас к желанному счастью, не делает нас богами. Удивительно, нас не заботит, что человек теряет человеческое лицо, что мы порабощены злобой, ненавистью, жадностью, эгоизмом, жаждой обогащения. Мы не стремимся к личному совершенству, не пытаемся приблизиться к Богу, вместо этого производим новое оружие, бомбы, автомобили. Мы клонируем человека - для чего? Создаем искусственную реальность, чтобы убежать из настоящей реальности, которую мы почти разрушили до основания. Мы обладаем знаниями об устройстве вселенной, но не можем проявить милосердие к своим близким. Мы создаем высокотехнологичные устройства, но нас окружает синтетическая еда и одежда.
Формула "Элджернона-Гордона" в действии. Мы развиваемся, познаем, чтобы облегчить себе жизнь, создаем разумные машины, искусственный интеллект, облегчаем себе жизнь настолько, что наш мозг в конце концов неизбежно деградирует. После вскрытия мозг Элджернона оказался вообще без извилин Для чего нам познание, на что мы его употребили? Ради этого мы ушли из рая?
Яркий пример тому Майкл Муркок.
В русском переводе это скучные, довольно примитивные боевики. На самом деле Муркок это тонкий стилист, его Вечный герой путешествует по разным мирам, и романы отличаются языком. У него есть романы, написанные викторианским языком, написанные на сленге джазистов. В русском переводе они все одинаковые. Тут та же самая история.
Понятно, что герой романа умственно неполноценный, поэтому пишет с ошибками, но большинство людей этого не понимают.
СЧ 18: обсуждаем "Цветы для Элджернона" Дэниела Киза
Все что ему остается — это только наладить контакт с младшей сестрой, которая невзлюбила его из-за психологического отклонения. На данный момент ее отношение к брату меняется, и она приглашает его остаться с семьей. Чарли отказывается, откупившись от нее. Жизнь гения закончилась, и герой романа возвращается в свою прежнюю жизнь, оставив только воспоминания. Жалость друзей и коллег становится невыносимой и приводит его в спонсируемую государством школу имени Уоррена. В последнем отчете Чарли просит принести на могилу мыши Элджернона цветы. Анализ произведения «Цветы для Элджернона» В основу анализа книги легли отзывы людей из Соединенных штатов и России. Текст первоначального рассказа, а после принявшего форму романа, чрезвычайно сложен для прочтения. Киз, будучи филологом, описывает изменения, связанные с психикой Чарли в форме отчетов, которые изобилуют ошибками.
Впоследствии интеллект главного героя отражается на качестве текста. Важным моментом является факт поиска. Герой ищет неопровергаемое кристально-честное послание о человечности, измеряемое не интеллектуальным коэффициентом, а добротой. Обладая IQ в 185 балов, Чарли чувствует одиночество сильнее, чем когда его количество балов за этот тест составляло всего 68. Он отстраняется от друзей и впадает в депрессию. Однако изоляция помогает ему осознать себя как человека, а не как лабораторное животное. Он все тот же, независимо от того, умный или глупый. Желание наладить внутренний мир, стать кем-то иным во многом лучше прежнего — это можно назвать «эффект Ч.
Что плохого в романе Киза? Перебирать недостатки нужно с определения жанра. На несколько лет это произведение было изъято из американской программы и магазинов. Ненаучная фантастика, как определяют жанр в интернете, в которой на протяжении всей книги нет ни одной серьезной теории, ни одного интересного с точки зрения науки эксперимента. Кстати, у этого автора есть еще две книги, которые к моменту написания также не имели никакой научной основы. Библиотечная ассоциация Америки включила «Цветы» в список самых спорных книг с 90 по 99 год. Главным фактором для изъятия книги из школьных библиотек стал фрагмент романа, где Чарли пытается выразить свои сексуальные фантазии и желания. Экранизация романа Д.
Киза Всевозможных адаптаций этого романа было чуть меньше двадцати. Популярность пришлась на 60-е: Фильм 1968 года «Шарли».
За эти 3 сезона происходит больше событий, чем за всю остальную жизнь. Несмотря на то, что первые «атчёты» написаны совершенно безграмотно, они превосходят дальнейшие «отчеты» в плане передачи искренних и чистых эмоций самого Чарли, ведь в них раскрывается самое главное его желание — стать умным. В них он по-детски чист мыслями, поступками и отношением к окружению. Однако, нельзя не отметить, что открытость не находит отклика в обществе. Для всех остальных он является объектом издёвок, жалости, которая обуславливается непониманием и принятием его особенного положения, а скорее невежественностью, пропущенной сквозь призму лишь своей реальности. Главной проблемой постоянных сложностей между обществом и Чарли является то, что в ходе научного эксперимента увеличили только интеллект, оставив чувственность на прежнем уровне. Быть может, поэтому единственным существом, с которым он смог найти понимание стал мышонок Элджернон, так же подвергнутый эксперименту? В вашем университете разум, образование, знания — все обожествляется.
Но я знаю то, чего вы все не заметили: голые знания, не пронизанные человеческими чувствами, не стоят и ломаного гроша» [3, с. Умственные способности охватывают все края личности Чарли, толчком к их развитию предоставляется непосредственно самим сознанием. Развитие интеллекта как бы замещает недостаток эмоциональности, ведь чем глубже отображается мир, тем многообразнее должны быть чувства чувства. Нельзя не отметить, что в произведении возвышается такая общественная проблема, как воздействие семьи на формирование человека. С рождением умственно отсталого ребенка, мать Чарли всяческим старалась откорректировать данную погрешность, развивала его, но не вкладывала в это чувств и понимания.
В статье представлен анализ некоторых стилистических приемов, использованных Д. Кизом в романе «Цветы для Элджернона» с целью создания образа главного героя Чарли Гордона. Анализ этих приемов и их функций на разных этапах исследуемого романа позволяет определить их роль в решении автором поставленных в произведении задач достижения эффекта правдоподобия в изображении психических и психологических качеств главного персонажа и вовлечения читателя в процесс знакомства с персонажем. Ключевые слова: стилистические приемы, прием графона, художественный образ главного героя, проблема умственной отсталости, современная американская проза.
Роман Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона», написанный в 1966 году, и сегодня пользуется огромной популярностью как среди любителей литературы в жанре научной фантастики, так и среди читателей, увлекающихся психологическим реализмом. Кроме своего необычного содержания рассматриваемое произведение также отличается многообразием используемых стилистических приемов и «выразительных средств языка, способствующих привлечению внимания читателя» [1, c. Именно рассмотрению роли стилистических приемов в исследуемом романе посвящена данная статья. Главным героем произведения является тридцатидвухлетний мужчина по имени Чарли Гордон, имеющий психическую проблему умственной отсталости. В романе «Цветы для Элджернона» вместо глав, к которым привыкли читатели, используется форма дневниковых записей-отчетов главного героя. По сюжету врачи, доктор Ремюр и доктор Штраусс, наблюдающие за Чарли, предлагают ему принять участие в эксперименте по проведению операции на головном мозге, которая нацелена на искусственное повышение уровня интеллекта испытуемого. Для того, чтобы отследить прогресс в его развитии, они дают ему указание записывать все, что касается его отношений с другими людьми, событий, которые происходят с ним, и его эмоционального и физического состояния. Именно благодаря такой форме повествования читатель имеет возможность понаблюдать за изменениями в психическом состоянии Чарли. Несмотря на то, что среди жанров произведения значится отметка «научная фантастика», больше всего внимания автор все-таки уделил психологическому реализму.
Необходимо учитывать тот факт, что Д. Киз окончил в 1950 году Бруклинский колледж Brooklyn College и получил степень бакалавра психологии. Это во многом объясняет выбор тематики произведения, ведь благодаря знаниям, полученным в процессе обучения, и собственному опыту работы с детьми, имеющими умственную отсталость, автор сумел крайне достоверно сформировать художественный образ главного героя своего произведения, а также передать красочную динамику в развитии психологического портрета персонажа, отображенную в его письменной речи. По этой причине данное произведение способно вызвать особый интерес у ученых-психолингвистов. Как известно, психолингвистика занимается изучением соотнесенности психологических процессов с особенностями речи, и в данном случае роман «Цветы для Элджернона» является ярким примером того, насколько сильно состояние психики влияет на речь человека и ее языковое наполнение. Теперь следует перейти к конкретным примерам. По сюжету отрезок времени из жизни Чарли, за которым наблюдает читатель, можно разделить на три этапа: Низкий уровень интеллекта до операции; Рост уровня интеллекта после операции и пик развития интеллекта; Интеллектуальный спад и возврат к низкому уровню интеллекта. Изменения в письменной речи Чарли происходят постепенно, и в процессе чтения переход от одного этапа к другому идет плавно. Однако если выбрать по одной записи из каждого этапа и сравнить их, то изменения будут уже отчетливо заметны, и можно будет отметить контраст между этими тремя этапами.
Описанию первого этапа интеллектуального развития посвящены первые шесть записей. Лингвистически особенности этого этапа переданы с помощью определенных графических стилистических приемов, используемых автором для того, чтобы правдоподобно изобразить специфику письменной речи главного героя, имеющего проблемы умственного развития. Записи Чарли пестрят орфографическими и синтаксическими ошибками, из-за которых чтение текста может оказаться крайне затруднительным, но именно благодаря этому приему писателю удается с самого начала увлечь читателя и позволить ему вникнуть в происходящее.
По цитате из самого романа ясно, что образование тяготит героя: «Теперь я понимаю, что одна из важных причин для поступления в колледж и получения образования заключается в том, чтобы понять, что вещи, в которые вы верили всю свою жизнь, не являются правдой, и что ничто не является тем, чем кажется». Два талантливых исследователя учебного центра — Немур и Штраус— провели операцию на мыши, по кличке Algernon Элджернон или Альджернон.
В результате чего умственные способности животного улучшились. В поисках добровольца для новой операции они обращаются к Алисе. Основываясь на ее рекомендациях и текущих достижениях ученика, Чарли избирается для этой процедуры. После успешной операции интеллектуальный коэффициент Чарли приблизился к 185. Правда, скачок интеллекта спровоцировал внутренний конфликт: понимание мира и дальнейшее изучение окружающего мира ухудшили отношения героя с людьми.
В сотрудниках пекарни, где работает Чарли, зарождается страх. Привыкшие развлекаться за счет умственно-отсталого, коллеги уговаривают босса его уволить. Чарли начинает противостоять своим научным наставникам. Он подозревает, что снисходительное отношение доктора Немура — это забота о лабораторном объекте, а не о человеке, каким он был до операции. Еще одна цитата иллюстрирует, что же принесло ему повышение коэффициента интеллекта: «Интеллект - один из величайших человеческих даров.
Но слишком часто поиск знаний вытесняет поиск любви... Интеллект без способности дарить и получать привязанность приводит к психическому и моральному расстройству, к неврозу и, возможно, даже психозу». Элджернон живет в квартире главного персонажа, становится объектом наблюдения и поводом для отчетов. Отведенное ему время Чарли использует для поиска недочетов в теории обоих ученых. Улучшение разума может оказаться недолгим, и вскоре пациент вернется в исходное психологическое состояние.
Такой вывод подтверждается нестандартным поведением мыши, потерей интеллектуального развития и смертью. Когда способности героя начинают деградировать, то ему ничего не остается, как попытаться восстановить отношения с родителями. Он вспоминает как мальчиком лишился отца и матери из-за своего недуга. Мать Чарли долгое время живет в Бруклинском старом доме, где у нее развивается деменция, и она признает сына, ненадолго. Все что ему остается — это только наладить контакт с младшей сестрой, которая невзлюбила его из-за психологического отклонения.
На данный момент ее отношение к брату меняется, и она приглашает его остаться с семьей. Чарли отказывается, откупившись от нее. Жизнь гения закончилась, и герой романа возвращается в свою прежнюю жизнь, оставив только воспоминания. Жалость друзей и коллег становится невыносимой и приводит его в спонсируемую государством школу имени Уоррена. В последнем отчете Чарли просит принести на могилу мыши Элджернона цветы.
История одного эксперимента: как родилась легендарная книга «Цветы для Элджернона» Дэниэла Киза
Текст научной работы на тему «ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЕГО ДНЕВНИКА (ПО РАССКАЗУ Д. КИЗА «ЦВЕТЫ ДЛЯ ЭЛДЖЕРНОНА»)». Но оставлю личные впечатления за порогом абзаца и попробую рассмотреть темы, поднятые в "Цветах для Элджернона". это дневник-анализ, в котором герой подвергает себя и окружающую реальность суровой переоценке. А месяц назад я прочел книгу Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» («Flowers for Algernon»).