Авто - 29 августа 2023 - Новости Магнитогорска -
Инфляционная осень: когда остановится взрывной рост цен на бензин и ждать ли дефицит топлива
В России несколько месяцев растут цены на бензин. Все, что нужно знать 1 октября 2023, 17:33 Дарья Александрович Фото: архив 66. RU Стоимость топлива начала расти в мае и вдвое обогнала инфляцию. Причин несколько: ослабление рубля, повышение цен на международном рынке, сезонный рост спроса и сокращение экспорта сырой нефти. В сентябре правительство ограничило экспорт бензина, но это не дало результатов. Аналитики расходятся во мнениях: одни считают — стоимость бензина начнет снижаться через несколько недель, другие прогнозируют очередной рост цен.
В августе в Астраханской, Волгоградской, Новосибирской областях возникли проблемы с поставками бензина. На некоторых автозаправках в Красноярском крае он пропал совсем. Екатеринбуржцы сообщают о сложностях с заправкой автомобилей с 19 сентября. Они заметили, что на автозаправках вдоль подъездов к городу либо совсем нет топлива, либо там скапливаются большие очереди. Кассирша сказала — проблемы с поставками, мол, мы скоро высохнем», — рассказала горожанка корреспонденту Е1.
Средние потребительские цены на бензин с 19 по 25 сентября выросли на 27 копеек — до 55,92 рубля за литр. Стоимость дизельного топлива повысилась на 1 рубль 3 копейки — до 64,99 рубля за литр. За одну прошлую неделю бензин в среднем подскочил на полпроцента, говорится в статистике Росстата.
Вопрос только, на сколько. Как следствие, мы видим рост цен на бензин и в рознице, потому что мелкие компании покупают бензин на бирже, а крупные поднимают цены, чтобы показать государству необходимость пересмотра решения по демпферу. Если государство ничего не будет делать, мы увидим постепенное подорожание топлива на АЗС до конца лета, а к сентябрю цены придут к экспортному паритету в новых условиях выплат по демпферу», — отметил аналитик. Тут стоит сказать, что средняя цена бензина в мире сейчас составляет 1,32 доллара за литр. При нынешнем курсе рубля к доллару стоимость литра бензина в РФ, таким образом, может перевалить за 100 рублей или приблизиться к ней. Впрочем, если принять во внимание, что часть демпфера всё же останется, вполне возможно, рост не будет столь драматичным. А это уже грозит открытым недовольством людей, что повлечёт протестные настроения и социальную напряжённость. Поэтому постепенное повышение цены даже более приемлемо. Но это выбор между плохим и очень плохим сценариями», — сказал Игорь Юшков. При этом отказ государства от сокращения расходов бюджета в нынешних условиях дефицита тоже маловероятен. Поэтому, по словам Юшкова, решение проблемы может состоять в поиске некого компромисса, когда государство окажется от сокращения демпфера на столь существенное значение, а нефтяники согласятся держать цены на бензин на каком-то оговорённом уровне. В то же время очевидно, что топливо в России подорожает в любом случае.
Всё потому, что при таком курсе нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж, из-за чего ограничиваются поставки внутри страны, а биржевые цены растут. Правительство рассматривает ограничение экспорта топлива как один из вариантов нормализации обстановки — обсуждается лицензирование экспорта, запрет на экспорт через посредников, увеличение пошлин и другие меры. Много лет одним из механизмов стабилизации был топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, который компенсировал часть «упущенной выгоды» от непродажи топлива за рубеж. С 1 сентября его размеры сократились вдвое, что лишает нефтяные компании миллиардных компенсаций. Эксперты уверены, что происходящее на топливном рынке тесно связано именно с этими урезанными компенсациями. Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверен, что ключевой фактор роста цен на топливо — высокий внутренний и внешний спрос при недостатке предложений. По его словам, крупные нефтяные компании своеобразным образом шантажируют правительство: — Сам по себе механизм демпфера не сказать, что сильно воздействует на биржевые котировки, но он позволяет сдерживать цены в рознице, потому что компании получают возможность компенсировать убытки, которые у них возникают из-за дисбаланса оптовых и розничных цен, — говорит специалист. Нефтяные компании говорят, дескать, у нас растет экспортная альтернатива, и это чистая правда. Они говорят — у нас возникает упущенная выгода, а вы тут еще срезаете нам демпферные выплаты. Соответственно, смотрите, что будет, если вы продолжите их срезать. При этом Григорий Баженов не считает, что рост цен может выйти из-под контроля, а чтобы их стабилизировать, нужно менять систему распределения продукта. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин называет ситуацию исключительно сложной, отдельно отмечая спрос на дизтопливо во время уборочной кампании: — В сельхозрегионах спрос на дизтопливо огромный, цены на бирже — на максимумах. С рынка ушла белорусская солярка, а российская очень востребована на внешних рынках, куда и уплывает с нарастающим темпом. Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Президент поставил в числе главных задач недопущение роста цен. А как ее выполнить, если в каждом без исключения товаре в РФ — тот самый бензин? И рост цен на него быстро раскручивает маховик инфляции.
К началу октября средняя стоимость бензина в Иркутской области выросла до 60,04 рубля. Напомним, что подорожание бензина привлекло внимание УФАС по Иркутской области, но в конце сентября руководитель Александр Кулиш заявил, что оснований реагировать нет: топливо дорожает из-за рыночных механизмов , а сети не накручивают цены и работают «в ноль». О владельцах и руководителях всех иркутских АЗС мы рассказывали подробнее ранее , а также анализировали, с какими финансовыми результатами они завершили 2022 год. С 14 августа редакция «ИрСити» в еженедельном режиме следит за тем, как меняются цены на бензин в Иркутске на основных автозаправочных сетях. В среднем за 8 недель бензин подорожал на 5—6 рублей. Глава ФАС Максим Шаскольский 5 октября призвал нефтяные компании и независимые АЗС снизить цены на топливо на заправках до экономически обоснованного уровня.
Эксперты рассказали, что будет с ценами на бензин в Ростовской области
Портал Avtospravochnaya. Что касается пропан-бутана, то его цена за месяц выросла сразу на 5 руб. На АЗС "Лукойл" цены за месяц не изменились: 92-й бензин на 1 июня стоит 46. На АЗС "Ирбис" 92-й бензин стоит 45.
Дефицит топлива часть экспертов объяснила изменениями в логистике по железной дороге. Поезда с нефтепродуктами идут из центральной части России на несколько недель дольше обычных сроков. По мнению экономистов, существует множество причин повышения цен на бензин. Во-первых, правительство решило сократить субсидии нефтяным компаниям, что фактически стимулирует их увеличивать экспорт сырья и уменьшать переработку на своих заводах. Во-вторых, проведение планового летнего ремонта на предприятиях. В-третьих, восстановление мировых цен на нефть.
Если раньше у нас основная масса налогов собиралась и с добычи, и с вывоза нефти и нефтепродуктов, то теперь вывозная часть сократилась до нуля.
Однако на заправках цены переписали не сильно. Сейчас в России средняя розничная цена АИ-92 составляет 48,32 рубля за литр. Она росла в последние месяцы незначительно. За АИ-95 на заправках просят в среднем около 52,72 рубля за литр, рост цены держался в пределах 1,5 рубля.
Это очень больно бьет не только по карманам водителей, но и по экономике в целом. Президент поставил в числе главных задач недопущение роста цен. А как ее выполнить, если в каждом без исключения товаре в РФ — тот самый бензин? Сезонный фактор дополнительно давит на стоимость дизтоплива, и 22 августа Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям сдерживать мелкооптовые цены для сельхозпредприятий. Однако — весь рынок топлива в России — это олигополия, то есть такая разновидность монополии, когда большую часть рынка контролируют несколько крупных компаний, обладающих всем циклом производства нефтепродуктов — от добычи нефти до продажи бензина на собственных АЗС. А это так же не способствует снижению цены. Вообще, ситуация не логичная, считают эксперты. Нефтяники в августе получат рекордный бензиновый демпфер, а биржевые а соответственно — и розничные цены на топливо продолжают расти. Одно с другим не вяжется. Казалось бы, при увеличении объёмов производства, сокращении издержек и отягощении ограничениями на экспорт российских нефтепродуктов цены на внутреннем рынке должны были бы снижаться.
Бензин Аи-95 подешевел в апреле на бирже на 16% до 53,264 тыс. рублей за тонну
Стоимость автомобильного топлива в августе 2023 года побила исторические рекорды. На бирже цена на АИ-95 превысила 70 тысяч рублей за тонну, АИ-92 теперь стоит больше 62,5 тысячи рублей, а дизельное топливо подорожало почти до 68 тысяч. Оптовая цена бензина ведет себя нервно с начала весны: в марте она росла, а в апреле стала резко снижаться. Завтра снова подорожает: что происходит с ценами на бензин и дизель в Ярославской области. Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Ростова-на-Дону -
Цена бензина Аи-92 на российской бирже достигла 64 879 рублей за тонну, Аи-95 — 69 925
Стоимость бензина Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по итогам торгов четверга обновила очередной рекорд, приблизившись РИА Новости, 14.09.2023. Авто - 6 сентября 2023 - Новости Перми - Цена бензина АИ-95 на бирже побила рекорд. Цены на топливо снизились в апреле, следует из данных территориального индекса по европейской части России Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Ханты-Мансийска - Стоимость автомобильного топлива в августе 2023 года побила исторические рекорды. На бирже цена на АИ-95 превысила 70 тысяч рублей за тонну, АИ-92 теперь стоит больше 62,5 тысячи рублей, а дизельное топливо подорожало почти до 68 тысяч.
Пенсия.PRO
Почему «скакнули» цены По словам экономиста Дмитрия Прокофьева, причин у этого несколько. Во-первых, в августе и сентябре исторически возрастает спрос на нефтепродукты — это напрямую связано со сбором урожая в регионах. Большая часть нефтеперерабатывающих заводов в это время года делает упор на производство топлива для сельского хозяйства. Нефтеперегонные заводы НПЗ в первую очередь загружены именно им, снижается производство бензина, — рассказал Прокофьев в беседе с корреспондентом MSK1. Грубо говоря, оно стоит в "пробках"» экономист Дмитрий Прокофьев Похожего мнения придерживается автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, дело не только в сезонном спросе на дизель в сельском хозяйстве, но также и в том, что нефтеперерабатывающие заводы зачастую уходят на ремонт именно в этот сезон. При этом у нас цены на топливо растут даже в тех регионах, куда даже везти ничего не надо — там расположен нефтеперерабатывающий завод. Тогда, получается, дело не в доставке? RU Эксперты считают, что падающий рубль спровоцировал рост цен на бензин. На стоимость топлива серьезно влияют курсы валют, поскольку оно отгружается и на экспорт. В правительстве считают, что цены внутри страны растут из-за дисбаланса между поставками в Россию и за рубеж.
Всё потому, что при таком курсе нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж, из-за чего ограничиваются поставки внутри страны, а биржевые цены растут. RU Правительство рассматривает ограничение экспорта топлива как один из вариантов нормализации обстановки — обсуждается лицензирование экспорта, запрет на экспорт через посредников, увеличение пошлин и другие меры. Много лет одним из механизмов стабилизации был топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, с 1 сентября его размеры сократились вдвое, что лишает нефтяные компании миллиардных компенсаций.
Другие собеседники считают, что бензин АИ-95 в последние годы стали потреблять больше, чем АИ-92, однако производство пока не способно удовлетворить увеличившийся спрос в полной мере. Помимо этого, сообщается, что в мае — июне этого года нефтекомпании проводят более серьезные и длительные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, что привело к сокращению выпуска на фоне сезонного роста спроса. Ранее в ряде СМИ появилась информация, что российские власти рассматривают возможность, при реализации которой может быть запрещен экспорт бензина. Уточнялось, что причиной для приостановки вывоза топлива за рубеж могут стать потенциальная угроза его нехватки внутри страны и рост цен после сокращения объема финансовой поддержки для нефтеперерабатывающих заводов.
Однако цены выйдут на новый уровень. Прошлой осенью цены на дизель так же стремительно росли, это было в течение трех месяцев, но потом процесс притормозился. Скорее всего, будет то же самое, — поделился экономист Николай Кульбака. Топливо появится, но оно не подешевеет до прежнего уровня. Так же быстро оно дорожать не будет, но и терять в цене не начнет, — заключил Прокофьев. Будет ли дефицит? Эксперты считают, что дефицит возникнет только в том случае, если власти решат искусственно опустить цены. Однако такое решение противоречит принципам рыночной экономики — нельзя покупать бензин на заправках в розницу дешевле, чем он стоит оптом.
Это невыгодно для компаний, отсюда и дефицит возникнет, помимо высоких цен, — объяснил Кадаков. Россиян ожидает «инфляционная осень», к которой стоит подготовиться — дорожать будет большинство товаров из-за нестабильного курса рубля. Этим вы ничего не выиграете, кроме проблем и рисков. Кроме того, у нас сейчас всё растет в цене, не только бензин. Вся осень у нас будет такая. Изменить валютный курс невозможно, рубль так и будет проседать, — заявил Кульбака MSK1.
Через пять дней оптовые цены на бензин и дизель вновь выросли. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительством должны другую делать работу. Впервые 21 числа ввели запрет на экспорт бензина и дизеля.
Вроде как снижение наблюдается на бирже, да? А вот за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 стоил 51,6 рублей. До 21 было 49,7, то есть цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут», — произнес он. В тот же день замглавы правительства Александр Новак сообщил о планах повысить заградительные пошлины на нефтепродукты с 20 тыс. Члены правительства решили закрыть портовые приграничные базисы для вывоза бензина и дизельного топлива. Хранящиеся запасы из портов направят на внутренний рынок. Представители Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину 250 долларов за тонну. Нефтяники, поставляющие бензин на внутренний рынок, получат компенсацию этой пошлины через обратный акциз на нефть.
В материалах фигурируют четыре фирмы — две из Ставропольского края и по одной из Белгородской и Ростовской областей. Когда закончится рост цен Средние цены на бензин начнут снижаться через несколько недель, считает Александр Фролов.
Впервые с весны. На российских АЗС подешевело топливо
Для понимания переведем эти цифры в стоимость литра топлива: АИ−92 теперь оптом(!) стоит 44,5 рублей за литр, а АИ−95 — около 50 рублей за литр. Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Архангельска - Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Ханты-Мансийска -
Цены на бензин просто рухнули: такого не ожидали
На розничных АЗС цена топлива не должна расти выше инфляции. Для исправления ситуации в правительстве обсуждают даже квотирование или того жестче — полный запрет на экспорт моторного топлива. Добавим, с сентября НПЗ, вероятнее всего, ждет снижение выплат по топливному демпферу, так что маржа их сократится, и процесс сжимания предложения наверняка прокатится по всей цепочки перепродавцов до конечных покупателей-автомобилистов.
АИ-95 стоит в среднем 51 рубль за литр. Эксперты поясняют: ситуация с ценами на АЗС более сложная, так как система регулирования настроена на обеспечение стабильности розничных цен. Они не так значительно растут вслед за мировыми, но и не падают при понижении оптовых цен. От сильных ценовых колебаний — в любую сторону — страхует механизм демпфера, компенсирующий нефтяным компаниям две трети разницы с экспортной ценой. Поэтому снижение биржевых цен нескоро отразится на рознице. Бензин на заправках будет дешеветь, но очень медленно, а когда затоваренность сойдет на нет, может начать также медленно дорожать. Во сколько обойдется модернизация российских заправок Не так быстро Есть и другие причины, по которым независимые АЗС не хотят существенно снижать цены. Во-первых, они стремятся отбить потери, понесенные в пандемию.
К 27 ноября ценники поменяли в сети «КНП». На 2 рубля снизилась цена АИ-92 — с 53,4 до 51,4 рубля. АИ-95 подешевел на 4,7 рубля — теперь литр стоит 53 рубля. По данным сервиса Яндекс.
Однако если посмотреть детальный график, хорошо видно, что с января по май они оставались постоянными и вся прибавка достигнута за последние 3,5 месяца. Вообще столь заметного роста цен на автомобильное топливо мы не видели с весны 2018 года, когда случился топливный кризис и было введено «правило инфляции», которое запрещало нефтяным компаниям поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции. Это правило соблюдалось все последующие годы с высокой точностью вплоть до долей процентов , но в этом году начало нарушаться. Означает ли это, что цены пошли вразнос? Мы поговорили об этом с экспертами. Выросла ли цена топлива на АЗС, где вы заправляетесь, в августе 2023 года? То есть нынешний рост цен на бензин уже не укладывается в описанное выше правило. В августе биржевая стоимость АИ-95 несколько раз обновляла рекорд и достигла 72 тысяч рублей за тонну. В более привычном нам выражении биржевая стоимость бензина АИ-95 находится в коридоре 52—56 рублей за литр, то есть получается, что оптовая цена практически соответствует цене топлива на АЗС, что, очевидно, ненормально. Попутно в августе наблюдались перебои с поставками топлива на АЗС, что в основном коснулось южных регионов страны : Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии, Крыма. Однако проблема возникала и в других регионах, например, на нее указывали представители топливного рынка в Новосибирской области. В Министерстве энергетики ситуацию увязали с перегрузкой железных дорог в туристический сезон. Куда помчался бензин На стоимость топлива, которое помимо внутреннего рынка отгружается на экспорт, влияют курсы валют.