В одной статье нормативного акта присутствуют все три структурных элемента юридической нормы, т.е. норма права и статья нормативного акта совпадают (ст. 125 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление в опасности). Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта ключевые аспекты
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта | Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта. |
Соотношение нормы права и статьи нормативного акта контрольная работа | 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. |
63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Иногда норма права изложена как статья нормативного акта, но чаще всего они не совпадают. 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. 4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права. Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта?
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта. Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – всего лишь это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Соотношение норм права с иными социальными нормами, основные критерии различия и сходства.
Теория государства и права
Нормативно-правовой акт | Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма. |
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний | В одной статье нормативного акта присутствуют все три структурных элемента юридической нормы, т.е. норма права и статья нормативного акта совпадают (ст. 125 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оставление в опасности). |
Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. | В одной статье (пункте) нормативно-правового акта может содержаться несколько норм права и наоборот, норма иногда бывает “разорвана” — гипотеза и диспозиция в одном пункте (статье) нормативно-правового акта, а санкция — в другой статье. |
Соотношение нормы права | — элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. |
Норма права | Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. |
Способы изложения нормы права. Нетипичные нормы права
Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона. часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1) Правовая норма совпадает со статьей НПА.
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта. 2
Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения. 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. Норму права нельзя отождествлять со статьей нормативного акта. Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения.
Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц физических или юридических , которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью. Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов: 1 институционального наставнического ; 2 пандектного свободного, совокупного. Соотношение частного и публичного права: 1 частное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок; 2 частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого; 3 частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным. Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов альтруистических, эгоистических и пр.
Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов. Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами. Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть. Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина. Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное. Частное право — это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия: 1 предмет правового регулирования; 2 метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм.
Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права. Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку: 1 составляющие его общественные отношения весьма разнообразны; 2 одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами. В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования. Таким образом, метод правового регулирования — это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования: 1 диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав или носящие межведомственный характер , подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.
Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения. Отрасль права.
По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные. Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии. Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: — незаконное — безвозмездное — чужого имущества — совершенное тайным способом.
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону. Санкция — это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания.
Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Статья нормативного акта имеет название, номер; она имеет, как правило, несколько пунктов, частей. Необходимо учитывать, что текст статьи может прямо или косвенно выражать норму права.
Благодаря органической связи структурных частей правовой нормы образуется ее целостное единство. Правовая норма всегда состоит из трёх элементов. Каждая правовая норма логична, ибо без гипотезы норма права бессмысленна, без диспозиции — бессодержательна, без санкции бессильна Е.
63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Высказано и мнение, что решение данной проблемы корректируется, отталкиваясь от точки приложения её к изучаемому материалу. К примеру, нормы, применяемые в уголовном праве с позиции граждан, которым они направлены в качестве предписания, характеризуются наличием гипотезы, диспозиции и санкции. Стоит также обратить внимание на мнение Лазарева В. Но при этом Лазарев отмечал, что диспозиция в своей основе подразумевает само поведенческое правило, а также обязательства, которые государство охраняет. В то же время гипотеза состоит из списка условий, согласно которым осуществляет свою работу норма.
И, наконец, санкция оказывает поощрительные, либо карательные мероприятия, которые могут наступить в том случае, если будут соблюдены, либо не соблюдены правила, отраженные в диспозиции нормы. В некоторых законодательных статьях определяются лишь определенные части нормы, а иные части необходимо искать в других статьях, либо нормативных актах. Отсюда формируется необходимость определения правовой нормы и законодательного акта. Данный факт является очевидным еще и по той причине, что в одной статье есть две и более нормы.
А ряд нормативных актов, как, к примеру, уголовно-правовые, нацелен на формирование санкционных мер. Правовая норма не смогла бы реализовать свою регулятивную роль в том случае, если бы не содержала определенные структурные части. В связи с чем законодатель при создании норм должен выписать каждую часть, либо сформировать необходимую отсылку, а тот, кто реализует осуществляет нормы, должен иметь ввиду связь элементов нормы. Согласно своей структуре, а также содержательным основам, норма права отличается от ряда других правовых проявлений.
Лазарев В. Индивидуальное предписание рассчитывается на случай, а также на однократное деяние. Но в то же время, правовая норма отличается от общеправовых принципов. И несмотря на то, что последние и имеют нормативный характер, но они все равно проявляются посредством правовых норм и требуют конкретизации и не выходят непосредственно на гипотезы и санкции, без чего будет сложно представить определенность правового контроля.
Касательно мнения Венгерова А. Их происхождение отталкивается от древних времен и из общества присваивающей экономики. Нынешняя теория, согласно Венгерову А. Причем юридическая структура зачастую определяется в качестве такого строения правовой нормы, которая состоит из трех элементов, о которых уже ранее указывалось гипотеза, диспозиция и санкция.
Под диспозицией Венгеров А. В качестве гипотезы же ученый отмечает ту правовую норму, в которой отражены условия, наличие которых позволяет реализовать поведенческие нормы.
Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия. Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов. Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения.
Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания. Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия. В зависимости от социального назначения выделяют также: 1 общезакрепительные; 2 декларативные; 3 дефинитивные; 4 коллизионные; 5 оперативные нормы.
В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные. Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы. Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности.
Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение. В зависимости от сферы действия выделяют: 1 региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2 общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3 локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия. По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.
В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов. Функции правовых норм необходимо отличать от основных функций права. Различие функций норм права и основных функций права можно провести и по объекту воздействия.
Причем одна и та же норма права может осуществлять не одну, а несколько функций. Эти функции оказывают существенное влияние на формирование и функции норм других отраслей права: административного, уголовного и т. Правообразование в ряде учебных и научных источников используется термин "формирование права" — естественно-исторический процесс формирования права, происходящий в результате анализа и оценки сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний.
Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество - государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой исключительным правом государства. Правотворчество необходимо отличать от правообразования.
Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1 этап — это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание.
На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования. Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем «правотворчество».
Понятие «правообразование» акцентирует внимание на процессе формирования права, который характеризуется взаимодействием как объективных, так и субъективных факторов, предопределяющих и обеспечивающих создание нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт - результат правотворчества сознательно-волевой деятельности , то есть правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания «идея права», «образ права» , его объективирование например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта. Правотворчество — это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм.
Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования.
Судебная власть независима. Никакие органы государственной власти или организации не могут вмешиваться в судебную деятельность, устанавливать перед судами какие-либо задачи или давать указания. Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Судебные акты, принятые в Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам, являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Статья 109. Суд исходит из того, что обвинение не может быть принято к рассмотрению судом, если оно не подкреплено доказательствами в порядке, установленном федеральным законом.
Ранее в литературе при характеристике нормативных актов указывалось, что они результат деятельности только государственных органов. В современных условиях такого указания недостаточно, ибо правотворчеством занимаются и органы местного самоуправления, и работодатель - то есть субъекты, не входящие в структуру механизма государства, не являющиеся его органами; в нормативные акты содержат нормы права, то есть правила общего характера. Этим они отличаются от иных правовых актов, содержащих индивидуальные предписания, например, от правоприменительных или интерпретационных. Особое качество нормативных актов — их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения. Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования. Только тогда он станет реально действующим актом. Система нормативных актов по Конституции России Нормативные акты весьма разнообразны. Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования. Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства. Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов систему законодательства. Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства. Наиболее общее основание организации системы законодательства - юридическая сила нормативных правовых актов. Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты. Закон как нормативный акт Закон — непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения. Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов: а закон - всегда только нормативный правовой акт. Если иные акты могут быть как нормативными, так и индивидуальными, то закон всегда нормативен; б закон — нормативный акт высшей юридической силы. Это значит, что все иные нормативные акты должны соответствовать ему, не могут вносить в него изменений и дополнений; в закон — первичный нормативный акт. Все иные подзаконные акты принимаются «в соответствие» с актами более высокой силы, развивая и конкретизируя их. Закон же выступает как первичный акт, непосредственно отражающий интересы общества; г закон как первичный акт принимается только представительными законодательными органами — парламентами.
Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
Статья нормативного акта - часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. Структурно нормативный акт состоит из разделов, глав, статей. Статья НПА является первичным элементом его структуры, если не считать, что многие статьи закона состоят из частей. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта: 1 Правовая норма совпадает со статьей НПА; 2 В НПА содержится только часть правовой нормы; 3 Одна правовая норма размещается в нескольких статьях; 4 В одной статье содержится несколько взаимосвязанных норм; 5 Одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм; 6 Одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций; 7 Гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция в другой.
Принято различать несколько вариантов изложения правовых норм: все элементы логической структуры — гипотеза, санкция и диспозиция — включаются в одну статью; элементы нормы права излагают в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы правовых норм могут быть изложены в нескольких статьях различных нормативных актов; в одну статью может быть включено несколько правовых норм.
По характеру изложения нормы могут быть: прямыми — полностью фиксированы в статье нормативного акта ; отсылочные — содержат ссылки на другие статьи; бланкетные — неполное изложение. На основании характера нормативного обобщения, нормы могут быть абстрактными — изложены в общем виде, казуистическими — указывают особые случаи. Способы изложения правовых норм имеют информационную природу. Классификация норм права Данная классификация базируется на модульной и социологической структурах нормы права, а также обладает практическим значением.
КонсультантПлюс, 2024 Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта... Заработная плата. Ответственность за невыплату заработной платы Порядок установления стимулирующих выплат следующий.
Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. При представлении правил поведения в законодательстве возможны следующие варианты: — все элементы логической структуры нормы права гипотеза, диспозиция и санкция включаются в одну статью соответствующего нормативно-правового акта; — в одну статью включаются несколько правовых норм; — элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного нормативно-правового акта; — элементы нормы права излагаются в нескольких статьях разных нормативно-правовых актов.
Разница между нормой права и статьей нормативно-правового акта заключается в том, что они выступают элементами различных систем: норма представляет собой исходный элемент в системе права, а статья — базовый элемент в системе законодательства. Данное обстоятельство также иллюстрирует их соотношение. Статьи по отношению к нормам реализуют те же функции, что и система законодательства — к системе права: они помогают их внешнему выражению и закреплению. Норма и статья не имеют прямого соответствия, поскольку одна статья может включать ряд юридических норм, и соответственно, наоборот, элементы одной нормы могут быть расположены в нескольких статьях одного или разных нормативно-правовых актов.
63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Важно: Структура нормативного правового акта может отличаться в зависимости от его типа и назначения. Для более точного определения структуры необходимо обращаться к конкретному акту и его требованиям. Правильное оформление структуры нормативного правового акта позволяет обеспечить четкость и согласованность правил поведения в обществе. Значение статьи в нормативном правовом акте Статья содержит правовые нормы, которые регулируют различные сферы общественных отношений. Она определяет права и обязанности субъектов, устанавливает порядок осуществления правовых отношений и предусматривает ответственность за их нарушение. Статьи имеют свою структуру, которая обычно включает введение, основную часть и заключение. Введение может содержать общие положения, цели и задачи нормативного акта. Основная часть статьи содержит основные нормы и правовые положения. Заключение может содержать окончательные положения, санкции или отсылки к другим нормативным актам. Значение статьи в нормативном правовом акте заключается в возможности конкретизировать и систематизировать правовые нормы, устанавливая регулирование отношений по определенным вопросам. Статьи являются конкретными правовыми основами на совершение определенных действий или воздержание от них.
Правильное формулирование статьи и ее полное и точное понимание имеют важное значение для соблюдения закона и предотвращения правонарушений.
А уже нормы российского либо французского права будут регулировать отношение по существу. Таким образом, коллизионные нормы сами по себе лишены регулятивного воздействия, их функция состоит в формировании коллизионного механизма регулирования ; е оперативные нормы — это нормы, которые устанавливают даты вступления нормативно-правового акта в силу, прекращения его действия ст. Нормы — правила поведения — это нормы непосредственного регулирования общественных отношений, с помощью закрепления конкретных правил поведения; это те нормы, которые определяют права и обязанности субъектов; условия реализации этих прав и обязанностей. Эти нормы составляют основную массу норм права. В свою очередь нормы-правила поведения по функциям права и роли в системе права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы - это нормы, регулирующие нормальное нужное обществу активное поведение, предоставляющие права и обязанности участникам правовых отношений. Охранительные нормы — это нормы, вступающие в действие в связи с совершением правонарушения и устанавливающие меры юридической ответственности и другие принудительные меры для защиты субъективных прав например, норма уголовного кодекса об ответственности за убийство. По характеру содержащихся в них предписаний нормы права делятся: 1. Управомочивающие — это нормы, предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий например, норма, предоставляющая право распоряжаться своим имуществом, подавать иск в суд.
Обязывающие — это нормы, содержащие обязанность совершения определенных положительных действий например, норма, возлагающая обязанность по уплате налогов. За отказ от обязанности устанавливается юридическая ответственность. Запрещающие — это нормы, устанавливающие запрет на совершение определенных действий. В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся: 1. Материальные, регулирующие различные сферы общественной жизни: экономические, политические, социальные, идеологические и др. Процессуальные содержат правила, устанавливающие процедуру применения материальных норм например, нормы гражданского процессуального права, уголовного процессуального права. Они не имеют экономического, политического, идеологического, социального содержания, их содержание сугубо юридическое. По времени действия нормы права делятся: 1. Сроких действия не установлен. Таковы большинство норм права.
Содержатся в законах. Временные принимаются на определенный срок. Окончание срока их действия устанавливается либо путем указания на конкретную дату нормы бюджетов либо связывается с исчезновением обстоятельств, для регулирования которых она была принята чрезвычайное положение. По месту действия: 1. Общегосударственные действуют на всей территории государства это могут быть федеральные нормы ; 2. Нормы ограниченного действия - на части территории государства например, в субъектах федерации ; 3. Локальные нормы действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур например, Устав ННГУ. По юридической силе: 1. Основные,то есть нормы законов, устанавливающие общие правила; 2. Производные,то есть нормы подзаконных актов, конкретизирующие эти общие правила; По кругу лиц: 1.
Общие нормы права, распространяющиеся на всех, кто попадает под их действие; 2. Специальные нормы права, распространяющиеся на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, пенсионеров, работников Крайнего Севера, студентов и др. По субъектам правотворчества: 1. Публично-правовые нормы нормы конституционного, административного права, уголовного права ; 2. Частно-правовые нормы нормы гражданского права, семейного права.
Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.
Особое качество нормативных актов — их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения. Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования. Только тогда он станет реально действующим актом. Система нормативных актов по Конституции России Нормативные акты весьма разнообразны. Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования. Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства. Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов систему законодательства. Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства. Наиболее общее основание организации системы законодательства - юридическая сила нормативных правовых актов. Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты. Закон как нормативный акт Закон — непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения. Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов: а закон - всегда только нормативный правовой акт. Если иные акты могут быть как нормативными, так и индивидуальными, то закон всегда нормативен; б закон — нормативный акт высшей юридической силы. Это значит, что все иные нормативные акты должны соответствовать ему, не могут вносить в него изменений и дополнений; в закон — первичный нормативный акт. Все иные подзаконные акты принимаются «в соответствие» с актами более высокой силы, развивая и конкретизируя их. Закон же выступает как первичный акт, непосредственно отражающий интересы общества; г закон как первичный акт принимается только представительными законодательными органами — парламентами. В Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание; д закон принимается в особом, усложненном, законодательно установленном порядке. В России этот порядок закреплен конституционно ст. Более подробно эти отношения регламентируются подзаконными актами.
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта ключевые аспекты
Нормы права в статьях нормативных актов: способы изложения. ] Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила. Предложенные варианты соотношения норм права и статей нормативных правовых актов не исчерпывают всех граней проблемы. Отмечу, что деление нормы права на эти три элемента носит больше теоретический, нежели практический характер. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.