Новости славянская масленица комоедица

Комоедица, Масленица — одна из четырёх важных точек годового цикла.

Славянская Масленица (Комоедица) — празднуется в ближайшее полнолуние к Весеннему равноденствию...

Так как после весеннего равноденствия световой день начинает увеличиваться, а ночь начинает сокращаться, в сознании и поверьях древних славян это означало окончательную победу добрых сил света над тёмными силами, которые властвовали на протяжении зимы. В этот день традиционным блюдом были и остаются блины, которые своей формой и цветом символизируют Солнце. Кроме того, сжигали чучело, которое символизировало образ зимы. Устраивались народные гуляния, кулачные бои, строились снежные городки, заливались ледяные горки.

Прыгают через небольшой костёр, сложенный «шалашиком», обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца. С горы катились, с весной воротились! С этого дня Солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить.

Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге. Начинается обряд «Пробуди». В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью «ногу».

Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая «медвежью» песню: Скрипи, нога, скрипи, липовая! И вода-то спит, и земля-то спит, И по сёлам спят, по деревням спят. Одна баба не спит, да на шкуре сидит, Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит, Мою кожу сушит. Поймав свою обидчицу, "медведь" пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой. После пробудей начинаются игрища.

В сам день Весеннего Равноденствия проводили годовые защитные обряды, водили хороводы, закликали весну песнями. Интересно, что обычай сжигания куклы-Масленицы был распространён вовсе не повсеместно! В образе этой куклы представляли Морену, Богиню Зимы. В северных регионах, там, где зима особенно сурова, люди старались не гневить её. Потому во время празднования Комоедицы зажигали простые костры, но не создавали образ грозной Богини. И если в православной Масленице все празднования завершаются сожжением чучела, то на Комоедицу после обряда Весеннего Равноденствия все только начинается: поедание блинов, поминание предков, заклички весны, игры и забавы.

Славили богов и предков, возжигали огонь. Водили хороводы, «надевши личину», чтобы злые духи не узнали, прыгали через костер, а потом умывались талой водой или снегом. Это делалось для красоты. Пили сурью заговоренное молоко в сочетании с целительными травами, считалась у славян божественным и очищающим дух человека. Первую чашу этого напитка отдавали Марене со словами: Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой! Важно было, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник, иначе снова, как считали наши предки, наступят холода. После чучело Марены сжигалось, вместе с различным мусором, старыми вещами и соломой. Скатывали с горки горящие колеса, как символ солнца. При этом говорили: С горы катись, с весной воротись! Также, стоит отметить, что перед последними праздничными днями, чтобы смыть с себя все плохое, ходили в баню. После всех гуляний, по завершению праздника, люди принимались за сельскохозяйственные работы — начинался новый аграрный год, новые заботы, новые труды. Это продолжалось все теплое время года. Как относиться к современной Масленице, которая в народном календаре считается «проводами зимы», каждый решает сам.

Комоедица, Масленица, Ярилин день

Однако, как говорится, «марток — наденешь сто порток». И ещё неизвестно , что готовит нам природа. Помните метели в прошлом апреле? Но что делать — так распорядился христианский календарь. Дело в том, что христиане — «лунники», поэтому многие праздники получаются с плавающими датами, так как зависят именно от лунных циклов. То есть основные праздники приходились на дни солнечной активности. И Масленица, которая тогда называлась Комоедицей, праздновалась в день весеннего равноденствия, то есть 21 марта, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света, пробуждение природы, когда Ярило-Солнце растапливает снега. Комоедица — это, по сути, языческий Новый год.

Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В эти дни считалось, что олицетворение солнца — мальчик Коляда становится солнцем-юношей Ярилой. Он въезжает в деревни на белом коне, являя собой весеннюю страсть и молодецкую удаль. Именно в его честь славяне пекли пресные лепёшки, а затем и блины. Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

У христиан в это время длится строгий пост. Все ограничения и запреты распространяются и на 20 марта. Так, запрещено употреблять: Мясо и продукты с его содержанием. Рыбу, морепродукты кроме морской капусты, водорослей. Яйца, и все, что включает их в состав.

Да и сами комоедицы церковь не одобряет, ведь это языческий праздник. Для атеистов ограничений в еде на этот день нет. Древние славяне накрывали столы, полные всяческих угощений. Одним из главных напитков была сурья. Это традиционный слабоалкогольный напиток, приготовленный из меда, винной закваски и воды. Считалось, что сурья дарит здоровье и восстанавливает силы. Так же сурью готовили из лечебных трав и молока. На масленицу, ее еще называют сырная седмица, активно идет подготовка к посту. Употребление мяса не желательно. Зато масла можно есть вдоволь, отсюда и название праздника.

Что нельзя делать Предки славяне избегали работ в эти 2 недели. Делали только о, что было крайне необходимо: Кормили скот. Остальные дела откладывались. Сейчас на комоедицы можно делать все.

В статье «Русские» БСЭ сообщает: «В народе вплоть до Октябрьской революции 1917 отчасти сохранялись верования в духов, связанных с домом домовой, гуменник , природой леший, водяной, русалки , ведьм и пр. Официальная церковь вынуждена была приспосабливаться к древним верованиям, допуская наделение христианских «святых» функциями древнеславянских божеств например, Илья-пророк — Перун, Власий — Велес и соединение с христианскими празднествами и обрядами рождество Христово, пасха дохристианских зимний цикл: рождество — масленица; весенне-летний цикл: семик — троица — Купало ». В статье «Язычество»: «Сложившееся таким образом «двоеверие» сохранялось до начала 20 века», то есть только Октябрьская революция смогла полностью подчинить русский народ христианской религии. О существе праздника Масленица, вчастности. БСЭ сообщает: «В древности он заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, которые перешли затем в традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях». Настоящая русская Масленица — это обрядово-астрономический праздник. Он отмечается строго с 21 марта по 28 марта и приурочен к дню весеннего равноденствия. До прихода христиан и насильственного крещения Русь являлась сильным светским по современным меркам государством. Никакой религии на нашей Родине не было.

Комоедица длилась две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно «сдвинули» к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. Название «Масленица» связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло. Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает. В День весеннего равноденствия почитали «медвежьего бога». Утром, до завтрака торжественной процессией славяне ходили в лес и раскладывали по пенькам праздничные блины.

Отгремит Масленица, будем встречать Комоедицу! Почему наши предки провожали зиму всегда в марте?

Одним из таких спорных праздников считается Масленица, которая по славянскому календарю проводилась 21 марта в день прихода весны. На сегодняшний момент мы знаем немного о том, как она праздновалась далекими предками, но все же некоторые традиции и обряды дошли до наших дней. Хотя и исконная Масленица наших предков несколько отличается от современного церковного празднования. Что значил этот праздник для наших предков, и какой в нем был скрыт сакральный смысл? Стоит отметить, что в первую очередь Масленица означала наступление весны, радости и новой жизни для всего живого. Ведь именно весной наступает пробуждение не только природы, но и всех животных, птиц и растений, происходит настоящее природное обновление. По этой причине пышные празднества Масленицы проводились в день весеннего равноденствия, и почиталась нашими предками как один из самых важных и веселых праздников в году. Как проводилось празднование Масленицы древними славянами Славянская Масленица или, как ее еще называли, Комоедица на белорусском праздновалась на протяжении недели, а точнее девяти дней. Тут стоит внести некоторую ясность — у наших предков неделя состояла из девяти дней. Хотя многие исследователи и культурологи ставят под сомнение подлинность такой информации, ведь для древних славян наступление весны означало не просто обновление природы, но и начало обязательных хозяйственных работ.

Никто не хотел, чтобы его пращуры в праздник оставались голодными, поэтому все ели на Масленицу как никогда старательно. После пира наступало время массовых гуляний, в основе которых, опять же, лежали сакральные принципы. Все затеи, будь то хороводы или обливания талой водой, имели особый смысл и посвящались Велесу, весне и будущему урожаю.

Точно так же как на Ивана Купала на Масленицу прыгали через костер и пели песни, посвященные пробуждению природы. Огромные горки для катания, которые строили для Масленицы, поражали воображение иностранцев Как и в Купальскую ночь на Масленицу парни и девушки искали себе пару. Чтобы в толпе гуляющих свободная молодежь могла друг друга узнать, на руку повязывалась лента или шнурок.

Чествовали в этот праздник и тех, кто уже нашел свое счастье и создал семью в минувшем году. Кульминационным моментом Масленицы был обряд пробуждения кома от зимней спячки. Для этого мужчину наряжали в медведя, облачая в шкуру или обвязывая соломой и помещали в «берлогу», построенную из веток.

Изображавший зверя притворялся спящим, а празднующие водили вокруг хороводы и пели песни. Пробуждение кома-«хозяина» начиналось после того, как присутствующие начинали бросать в него снежки. Но для начала основного представления на ряженого должна была залезть девушка и попрыгать на нем.

Задачей проснувшегося медведя было догнать «обидчицу», бегавшую внутри большого хоровода и шутя «задушить». Кулачные бои были важной частью празднования Масленицы даже в начале XX века. После пробуждения импровизированного медведя начинались массовые игрища.

Если снега было достаточно, парни устраивали штурм снежной крепости, которую обороняли девушки.

Это один из древнейших русских праздников. Сегодня день почитания Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю. Двадцать третьего сухыя 24 марта , когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, Славяне отмечают Комоедицы. Утром спешат на капище Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрёстках дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. На столы, покрытые скатертью, ставят горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, пятую часть помещают на открытое место возле Священного Огня, приговаривая: «Честные наши родители! Вот для вашей души блинок».

Везут чучело Марены Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены.

После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком. Отсюда правило — «первый блин комам», то есть медведям. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто IX век , стали печь блины. Наши предки считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Также символом солнца были ватрушки и круглые баранки.

В дохристианское время праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях. В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся всё теплое время года.

Народное гулянье «Масленица Комоедица»

У древних славян Масленица знаменовала собой встречу двух сезонов — зимы и весны, бегство холодов и пробуждение природы. Когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (21 березня), славяне празднуют Комоедицу. Масленица, Комоедица, Проводы Зимы могут оказаться просто льдинками, повисшими в пустоте. В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (21 березня), славяне празднуют Комоедицу.

Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь

Сейчас Масленица утратила первоначальный смысл, но мы по-прежнему любим есть блины, народные гуляниям и ожидаем скорого прихода тепла. Празднование Масленицы На Масленичную неделю весь народ пек блины и объедался, ходил в гости, поминал усопших, прощал недругов и дарил друг другу подарки. Каждый день имеет название и свои правила. Понедельник — Встреча В первый день масленичной недели делают чучело, пекут блины, сооружают горки.

Кроме того, в этот день в гости друг к другу ходят сваты. Часть первых блинчиков оставляют у медвежьей берлоги, другую кладут рядом с домом в дань памяти усопшим. Вторник — Заигрыш Второй день отводился сватовству.

Молодые люди на Руси ходили по домам и выбирали невесту. Девушки же проводили ритуалы на привлечение суженого.

Касаемо современного взгляда на «первый блин комом» как бы неудавшийся — можно отметить только неумение готовить блины, ибо у хороших хозяев первый блин — самый пышный и сочный — ведь это переиначенная христианами славянская поговорка: «Первый блин — комАм». Масленица наравне с Колядой, Купалой и Таусенем — одно из главных событий в Природе. Масленица — это праздник весеннего Равноденствия, когда слабеющие холод с Ночью уравновесились в силе с крепнущими Днём, теплотой и светом. Масленица — праздник воскрешения от слова «крес» — огонь Земли. Огонь Дажьбога, набравшийся в Сварге за долгую Зиму сил, покидает Небеса и приходит к просыпающейся Земле, согревает ее Душу, вселяет в нее молодую Весеннюю надежду — Лелю. По другой славянской Традиции некоторых Родов — Обрядовой стравой едой на Масленицу являются, комы — это обрядовые хлебцы, которые пекли женщины от этого, кстати, заключительный день масленичной недели и называется «Комоедица» , сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. В замес добавляли орехи и сушеные ягоды, и когда комы от жара в печи росли, они были подобны Вселенной, в которой звезды удаляются друг от друга, как ягоды и орехи расходятся в стороны в пекущемся тесте. Ну и конечно Главное — блины, которые были знаком крепнущего Яр-Солнца.

Блины — круглые и горячие, растапливающие куски масла, как Солнце весной топит снег в воду.

Слово язычество образовано попами от славянского слова язык, означавшего тогда народ. В современном языке тогдашнему церковному определению языческий соответствуют слова простонародный, плебейский, хотя действительное значение слова язычник совсем другое. Себя христианские церковники к народу не относили ни в давние времена, ни ныне, всегда полагая себя некой особой кастой, приближенной к Богу и недостижимо возвышенной над народом, за что народ своими трудами обязан их всегда содержать в сытости и довольстве. И ныне церковники полагают себя разумными пастухами пастырями , пасущими и стригущими свое несмышленое пасомое стадо паству. При этом пастыри свою паству "окормляют духовно", а постригают с пасомой паствы блага материальные. Любопытно, но многих прихожан положение пасомых барашков вполне нравственно устраивает, что связано с особенностями их измененной подавленной психики. Таким людям свойственна внутренняя потребность преклонения перед чем-либо или кем-либо.

Сам христианский Бог тратиться на содержание своих "верных прислужников" не желает что вполне соответствует нравам народа, его породившего , потому попам приходится обеспечивать себе жизненные блага бесстыдным обиранием народа, в т. Ныне содержание церковников обеспечивают все без исключения российские налогоплательщики, так как церковь имеет немалые средства из государственного и местных бюджетов, а также за счет переданной ей нынешними демократическими властями ранее общенародных земель и собственности. Одно время русские попы столь превелико вознеслись в своей гордыне, что даже объявили основополагающим принцип "Священство выше Царства" то есть что они превыше царя , за что в условиях абсолютной российской монархии незамедлительно тяжко пострадали от руки русского царя-самодержца, не пожелавшего иметь кого-то превыше себя. За прошедшее тысячелетие властвования христианства холопско-почтительное рабское - ведь в христианстве все рабы божьи отношение к попам как к носителям чего-то высшего настолько крепко вбито в сознание народа, что сохраняется и ныне, проявляясь в самых смешных формах, порождаемых примитивизмом мышления многих простолюдинов. Этот же примитивизм порождает и многие другие бедствия России. Славянская мифология представляла собой поэтические воззрения на природу. Эта мифология возникала удивительно естественно и органично, как бы сама собой. Она была чужда всего иррационального, сверхчувственного и являла обобщение народной мудрости.

Особое внимание наших древних предков привлекали небесные явления, такие как восход солнца или гроза: «Днём катится по Небу Златой Коловрат — ярое Солнце, ночью льётся наземь звёздный свет — сияние тысяч Очей Сварога. Когда приходит время грозы — сверкают, рассекая Небеса, cтрелы Перуновы...

Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. На столы, покрытые скатертью, ставят печенье, горячие блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: Честные наши родители!

Вот для вашей души блинок. Торжественно везут к капищу на соломенной «кобыле» куклу Марены куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины. Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну: Приезжай ты к нам на широк двор, на горах покататься, В блинах поваляться, сердцем потешиться. Масленица — красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка. Масленица выезжает на «семидесяти семи санях» в гости к «честному Семику» бог Огня Семаргл, его священное число 7 , который «бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток» богу Огня совсем не холодно на салазочках, то есть дровах. До сих пор сохранившийся обряд сжигания масленичного чучела а там где вскрылись реки, его остатки бросают в воду есть не что иное, как торжественные похороны Богини Смерти со всеми почестями. Нельзя не почтить Богиню, с которой каждому из участников когда-нибудь, хотя бы раз в жизни, придётся встретиться.

Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славя Богов и предков, весь славянский род. Посолонь закручивают хоровод, надевши личины, дабы не узнали злые духи.

Как отметить Масленицу так, чтобы не было стыдно за блинное обжорство

Отмечали комоедицы почти так же, как современную масленицу, поэтому некоторые их отождествляют. КОМОЕДИЦА ный сокровенный смысл Великого Праздника древних славян. Комоедица – славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию – Дню Весеннего Равноденствия, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. Масленица — древнейший славянский праздник, который знаменует переход в другое время — время Весны.

Славянская Масленица: как в России отмечают Комоедицу 20 марта 2023 года

Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить.

Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества.

Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец.

Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий».

Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта».

Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу?

Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома. Конечно же, стоит приложить усилия, чтобы попасть в храм на Чин прощения в Прощеное воскресение. Стоит воздержаться от мясной пищи на Сырной седмице. Этим ограничением Церковь предлагает своим верным чадам подготовить свой организм к наступлению Великого поста, в первые дни которого, согласно уставу, не вкушается никакой пищи. Но седмица — сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет.

Отягощение себя излишней пищей в эти дни чревато проблемами со здоровьем в результате резкого перехода на великопостный устав. Если и праздновать Масленицу, то умеренно, без обжорства, не забывая о подготовке к Великому посту. Традиция кушать блины никак не нарушает устава Сырной седмицы. Разгульное веселье в течение недели нынче вряд ли доступно среднестатистическому городскому или сельскому жителю. В нем и нет необходимости. Сходить в гости на блины или пригласить в гости близких — дело хорошее. Тем более, что впереди самый строгий и самый длинный пост в году.

Поскольку масло было ценным продуктом на протяжении многих веков, смазанный маслом, в частности, блин, считался достойным угощением для Ярило. Считалось, что Велес может принимать образ медведя или волка. Велес покровительствовал скотоводам и сулил богатство тем, кто его почитает. Поскольку скотоводство было неотъемлемой частью сельского хозяйства на Руси, отсюда и поклонение Велесу, в том числе и на Масленицу, перед началом сельскохозяйственных работ. Жертвоприношение на Масленицу Один из признаков язычества - это жертвоприношение. Поскольку Масленица - языческий праздник, в той или иной форме жертвоприношение среди славян практиковалось. В частности, одна из древнейших масленичных забав - медвежья потеха - представляла собой схватку между медведем и человеком и зачастую заканчивалась кровопролитием.

И придут языци неверные и прольют они вашу кровушку за неправду и беззаконие. Я на вас напущу стаи черных птиц, у которых клювы железные, и начнут те птицы летать, клевать. Вы нигде от птиц тех не скроетесь! Поспешите вы на могилы - ко усопшим своим родителям, и попросите их, чтоб пустили вас - вас не пустят к себе усопшие! Кто сему посланью не верит, тот кто скажет, что текст сей ложен - тот получит вечную муку, и в конце жизни - смерть ужасную, а не в Ирии жизнь счастливую. Чады вы Мои! Возжигайте огонь Семаргла! Ныне и присно, и от века до века". Всё это очень похоже на переделку Библейского «Откровения» Иоанна Богослова. Особенно присказки: «Кто сему посланью не верит.. Откровение 21: 1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Масленица в Барнауле. Евгения Родочинская Как связаны Комоедица и Масленица? Славянская Комоедица — это "предок" Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно "сдвинули" к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. Название "Масленица" связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло, пишет rasenya. Мишки Комоедица: традиции праздника Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает artsgtu. В День весеннего равноденствия почитали "медвежьего бога".

Отличия христианской Масленицы от древнего праздника Комоедицы

Комоедица-Масленица После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. Праздник Комоедица был одним из самых важных для славян, а потому церковь так и не решилась искоренить его полностью из жизни людей.

Когда Славянская Масленица в 2024 году. Масленица или Комоедица как правильно? Обычаи и обряды древнеславянской масленицы. Главным днём в недельной Масленице является древнейший праздник – Комоедица. Масленица или комоедица, до принятия Христианства на Руси, отмечалась в день весеннего равноденствия, а именно 20 марта. В этот комплекс славянских праздников отмечается комоедица, красная горка и собственно масленица. И, в XVI веке Масленица (сырная седмица) была принята Церковью взамен запрещённой славянской Комоедицы. О том, как отмечали Комоедицу славяне, и можно ли пообщаться с предками в этот день, разбираемся с Галиной Янко — биоэнерготерапевтом, тарологом и ясновидящей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий