Но что означает Рамадан для практикующих мусульман и почему дата начала меняется каждый год? По словам саудовского астронома Халеда аз-Закака, мусульмане будут отмечать священный месяц Рамадан дважды в год в 2030 году. В России Рамадан в 2024 году начался с заходом солнца 10 марта, а заканчивается в ночь с 8 на 9 апреля. Сам пост идет с 11 марта по 9 апреля. Мусульманский календарь основан на лунном календаре, поэтому каждый год сроки начала и конца Рамазана меняются. Как и в Рамадане, так и в любое другое время – это время двигается из-за сезонных изменений.
Как правильно держать оразу и чего нельзя делать во время Рамазана
Это время, чтобы закалить свой характер, проявить духовность и наладить дисциплину. Пост очищает и тело, и душу. Если мусульманин просто голодает, хочет пить или устал и не включает самоанализ, не заботится о духовном росте в течение месяца, то его пост — пустая трата времени. Рамадан похож на ежегодный капитальный ремонт или уборку дома. Как дом нуждается в периодической уборке, так и наши тело и разум нуждаются в том уникальном духовном и физическом очищении, которым является пост в месяц Рамадан. Мусульмане должны постараться избавиться от своих вредных привычек, реорганизоваться и начать жизнь с чистого листа. Пост полезен для здоровья Многие немусульмане, которые столкнулись с мыслью о 30-дневном голодании в дневное время суток, приходят к выводу, что подобное явление наносит вред здоровью.
На самом деле современные научные исследования крупнейших учёных по всему миру доказали: пост в месяц Рамадан полезен для здоровья. Это бесплатное, естественное и очень щадящее средство излечения от многих заболеваний. Убедившись в этом, многие немусульмане держат пост вместе с мусульманами и тем самым улучшают своё здоровье. Даже спортсмены-мусульмане, у которых очень жёсткий график в силу рода своих занятий, не отказываются соблюдать пост. Разрабатывая особый режим, питаясь утром на сухур и вечером на ифтар , они постятся и выдают блестящие результаты, каждый в своей области. Сегодня мир захватила эпидемия ожирения.
Человек потребляет пищу больше того, чем требует его организм. Вот почему учёные приходят к выводу о том, что голодание не только не наносит вреда здоровью взрослого человека, но и несёт пользу. Учёные также обнаружили, что «прерывистый голод помогает организму омолодиться и восстановиться, тем самым способствуя общему здоровью». Один из важных вопросов, которые задают немусульмане о посте в месяц Рамадан: нужно ли поститься больным людям и детям? Ответ — нет.
В другом хадисе, переданном со слов Аиши, сообщается, что каждый рамадан Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети на десять дней, а в последний год своей жизни уединился на двадцать дней Этот хадис передал аль-Бухари. А в хадисе Анаса б. Малика говорится: «Обычно Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в мечети в последние десять дней рамадана. Однажды он не смог сделать это, и на следующий год он уединился в мечети на двадцать дней» Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. Передают, что Аиша рассказывала: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения». Аиша попросила его разрешить ей установить для себя палатку в мечети, и он разрешил ей сделать это. Услышав об этом, Хафса тоже установила для себя палатку. Вслед за ней Зейнаб услышала об этом и тоже установила для себя палатку. После рассветного намаза посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел четыре палатки и спросил: «Что это?! Уберите эти палатки, чтобы я их больше не видел! Из этих преданий следует, что уединение в мечети является желательным предписанием. Имам Ахмад сказал: «Я не слышал, чтобы между богословами были разногласия относительно того, что уединение в мечети является желательным предписанием». Целью этого обряда является полное посвящение себя поклонению Всевышнему Аллаху для того, чтобы снискать Его благоволение и застать благословенную ночь предопределения. Поэтому во время уединения человек должен сторониться не касающихся его мирских бесед, поминать Аллаха, читать Коран, совершать намаз и другие обряды поклонения. В Священном Коране и Пречистой Сунне ясно изложены правила, которые необходимо соблюдать во время уединения в мечети. Мы уже упоминали хадис Аиши: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собирался уединиться в мечети, он совершал рассветный намаз, после чего отправлялся к месту уединения» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Из этого хадиса следует, что уединение в мечети в последние десять дней рамадана следует начинать двадцать первого числа этого месяца после рассветного намаза. Однако Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и многие другие богословы считали, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, начинал уединение в мечети до закатного намаза двадцатого рамадана. А после рассветного намаза он уединялся в палатке и начинал поклоняться Аллаху отдельно. Это мнение является правильным, поскольку позволяет совместить все предания о том, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, уединялся в рамадане. Во время уединения в мечети запрещается вступать в половую близость, а также совершать любые действия, предшествующие этому, например, целовать жену или прикасаться к ней с вожделением. Всевышний Аллах сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях» аль-Бакара, 2:187. Шейх ас-Саади в комментарии к этому аяту писал: «Поскольку позволение вступать в половую близость с женами по ночам в рамадане не распространяется абсолютно на всех постящихся, Всевышний Аллах сообщил, что нельзя вступать в половую близость с женами во время уединения в мечети.
Тогда как в другой части мусульманских стран, таких, как Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и других, за основу все так же берется видение молодого полумесяца, невооруженным глазом. Поскольку наша земля круглая, то молодой месяц, который виден в одной части земли, может быть не виден для жителей другой ее части. Подобное явление называется «ихтилафу-матали», что означает разницу во времени и месте появления молодого полумесяца. Что касается вопроса о том, принимать ли во внимание ихтилафу-матали при начале поста, или нет, то по этому вопросу Исламские алимы разошлись во мнениях. По мнению алимов ханафитского мазхаба ихтилафу-матали не имеет значения, то есть если в каком-либо уголке земли был виден молодой месяц, то всем мусульманам, которые узнали об этом, необходимо приступать к соблюдению поста Ибн Абидин, Раддуль-Мухтар, II, 393-394.
Что такое конец закятного года? Когда человек начинает владеть нисабом, с этого момента у него начинается закятный год. Например, это было 1-го Шавваля. Через год, в нашем случае — 1-го Шавваля следующего года, если он все еще владеет нисабом, он будет выплачивать закят. Если нет — то не будет. Нужно ли выплачивать закят за то, что ты получаешь пенсию, если в течение года израсходовал эти деньги? Если в конце закятного года сумма накоплений не достигает нисаба, то закят платить не нужно. Должна ли я выплачивать закят, если у меня приличные долги? Если я, получая зарплату и пенсию, отложил деньги на приобретение автомобиля или квартиры 500 тысяч рублей и они хранились полтора года, должен ли я выплатить с них закят? Должен ли я с зарплаты, получаемой на государственной работе, выплачивать закят? Если у вас есть накопления, которые превышают размер нисаба, и прошел год, то вы должны платить закят. Накопления должны достичь размера нисаба. Нисаб по серебру эквивалентен стоимости 612,35 г. Насколько соответствует духу Шариата требование платить закят, обращенное к людям, обладающим денежным эквивалентом нисаба в серебре? Сейчас это около пятнадцати тысяч рублей. Разве обладателя пятнадцати тысяч рублей можно назвать богатым? Если у человека такое количество денег, что, если считать по золоту, ему не надо платить закят, а по серебру — надо, то нужно считать по серебру, поскольку в этом есть польза для бедняков. Скоро Рамадан, и я обычно считаю свой закят в этот месяц. Я вложил двести тысяч рандов в имущество как дольщик. У меня есть доход с моей доли каждый месяц. Как мне посчитать закят с этой доли? Закят не платится с имущества, которое приобретено без намерения на перепродажу для торговли. В вашем случае, поскольку вы приобрели долю имущества в качестве вложения, а не для торговли, эта доля имущества не облагается закятом. Однако доход с нее будет облагаться закятом, если вы его откладываете в виде накоплений. Накопления будут облагаться закятом, как и другое ваше имущество, и с них надо будет заплатить 2,5 процента, когда истечет закятный год. Если же вы потратите ваши доходы, прежде чем выплата закята станет для вас обязательной то есть когда пройдет закятный год , то платить закят не нужно. Если сумму размером в нисаб отдали в исламский банк на восемь месяцев, срок исчисления для выплаты закята обнуляется, когда забираешь свои деньги, или продолжается? И если через год не выплатил закят и потратил эти деньги после года хранения, то что делать? И с них надо платить закят. После того как обязательность заката была установлена, его надо выплатить. Как выплачивать закят студенту? Мне приходит стипендия две тысячи рублей. Я должен из нее отдавать закят? Вам не нужно выплачивать закят, если в конце года у вас нет суммы, равной нисабу. Надо ли платить закят женщине, если у нее есть свое имущество? Если у женщины есть собственное имущество и ее накопления достигли нисаба, то по истечению закятного года она должна выплатить 2,5 процента от этой суммы. При определении размера нисаба доход делится на всех членов семьи или не делится? Каждый человек выплачивает закят со своей индивидуальной собственности. Должны ли платить закят дети и сумасшедшие, когда их имущество у опекуна?
Священный месяц Рамазан: как правильно держать пост, рассказал имам
Начало девятого месяца в исламском календаре ознаменовывает начало священного праздника Рамадан. Начало каждого месяца ведется с приходом новолуния. Таким образом, каждый год по отношению к григорианскому календарю мусульманский смещается на 10 дней назад. Разногласия внутри мусульманских общин Но даже внутри самих мусульманских конфессий существуют определенные разногласия относительно начала празднования Рамадана.
Астрономия — точная наука, широко применяющая математические методы» [37]. Тем временем, научное сообщество определяет астрологию как «учение о предсказании будущего, основанное на изучении движений и видимости небесных светил» [38]. Астрология входила в число наук вплоть до эпохи Возрождения, однако достижения науки Нового времени вывели астрологию за пределы собственно научной деятельности» [39]. Важно, что достижения астрономии стали доступными каждому. Сегодня нет проблем в познании астрономических расчетов для лунного календаря на несколько лет вперед. Из доказательств точности этой науки мы видим: высадка человека на Луну, его путешествие в космос, вращение спутников вокруг Земли, пилотируемые и беспилотные космические корабли один из которых недавно прибыл на Марс.
И все это привело к развитию коммуникаций и наук до такого высокого уровня, какого не было тысячу лет назад. Из тех ученых, кто утверждает, что астрономические вычисления являются абсолютно точными, был Такиюддин ас-Субки [40] , живший в первой половине восьмого века хиджры. И кажется, что это связано с развитием астрономии и достижением больших знаний в этой области. К решению, что астрономические вычисления являются точными и, следовательно, допускаемыми к применению для определения наступления нового месяца, пришли многие богословские ученые Советы, среди которых [46] : Первая сессия Комитета Единого календаря хиджры, проходившая в городе Стамбуле 27-30 ноября 1978 г. Тема: «Начало лунных месяцев и календарь хиджры». На нем присутствовала группа ученых в области исламской юриспруденции и астрономии. Они представили несколько шариатских и астрономических исследований; Всемирная конференция «Установление начала лунных месяцев между учеными шариата и астрономическими расчетами», которая проводилась Академией по фикху Лиги исламского мира в Мекке 11-13 февраля 2012 г. В ней приняли участие более семидесяти стран, представленных рядом министерств исламских дел, домов фетв, ученых, богословов и астрономов. Также на ней присутствовали богословские советы и собрания из всех стран мира, которые утвердили ряд основных принципов и стандартов.
Наиболее важным из них является: «Основной принцип в определении начала соблюдения поста в месяц Рамадан — это наступление месяца. И определяется он точными однозначными средствами. Таковым является научный астрономический расчет, который заранее и точно информирует нас о времени правильного наблюдения» [47]. Вторая группа мусульманских богословов полагает, что астрономия все еще неточна из-за присутствия разногласий между астрономами, которые имеют место быть ежегодно [48] относительно определения начала лунных месяцев и возможности увидеть полумесяц. Кроме того, понимание астрономами принципа шариатского наблюдения отличается от принципа астрономического наблюдения, так как астрономы считают, что лунный месяц начинается с началом новолуния. По шариату же считается, что начало месяца наступает после начала новолуния, когда можно увидеть появление полумесяца после захода солнца в подходящее время [49]. Также они считают, что доказана неточность астрономического расчета, подтверждая своё мнение тем фактом, что в некоторые годы астрономами была объявлена невозможность видеть полумесяц, но на практике десятки людей его увидели. Эти факты зарегистрированы Королевством Саудовской Аравии [50]. Отдельно хотелось бы обратить внимание на то, что визуальное наблюдение было средством василя , установленным пророком Мухаммадом да благословит его Аллах и приветствует в связи с определенным обстоятельством, таким как незнание общины в сфере астрономических расчетов.
Таким образом, мы можем использовать более подходящие средства при изменении обстоятельств. И нет ничего предосудительного в отказе от средства, даже если оно и упоминается в Коране или хадисах. Некоторые примеры таких случаев: В Священном Коране сказано: «Приготовьте против них сколько сможете силы и боевых коней» Св. Коран: 60:75. Согласно данному аяту, ученые единогласно утверждают, что боевые кони — это средство достижения цели и не обязательно, чтобы цель была достигнута этим, хоть средство и упоминается Кораном. Главная цель — быть хорошо вооруженным и защищенным от врагов. Запрет письменной фиксации хадисов [51] пророком Мухаммадом да благословит его Всевышний и да приветствует. Несмотря на запрет, упомянутый Пророком, все ученые считают, что этот запрет является временной мерой и средством для сохранения Корана. Поэтому на сегодняшний день никто не считает запрещенным записывать хадисы, а наоборот, это является необходимостью.
Подытоживая наше исследование, следует отметить, что визуальное наблюдение за наступлением нового месяца и использование астрономических расчетов являются средствами для определения начала и конца лунного месяца, а не частью обряда поста. Использование метода визуального наблюдения было обосновано тем, что тогда этот метод был самым точным из-за неграмотности в астрономии. Истина ведома Аллаху Данное богословское исследование было проведено членом Совета улемов ДУМ РФ, выпускником шариатского факультета Европейского института гуманитарных наук Шато-Шинон, Франция Бардвилом Висамом Али, обсуждено членами Совета улемов в ходе очередного заседания, состоявшегося 23 марта 2022 г. Обладал хорошей памятью и стал одним из самых известных передатчиков хадисов. Известно, что он передал более 5000 хадисов. Сахих ибн хиббан [Свод достоверных хадисов Ибн Хиббана]. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Обучался у Суфьяна ас-Саври , Малика ибн Анаса и др.
Автор книги «аль- Мусаннаф ». В 426 году по хиджре в поисках знаний посетил священные города Мекку и Медину, а после направился в Багдад и пробыл там 3 года, после вернулся в Кордову и стал судьей. Камус тараджим. Субуль ас-салям [Пути мира]. Каир: аль-Хадис, 1994.
Если зарождение луны в этих странах так и не удастся увидеть в понедельник, Рамадан, скорее всего, во многих арабских странах наступит во вторник после окончания предшествующего ему лунного месяца Шаабана, который состоит из 30 дней, хотя в отдельных странах, в том числе в Саудовской Аравии, сомневаются и по поводу даты начала месяца Шаабана, когда новый месяц не удалось увидеть из-за пыльной погоды, поэтому Рамадан может наступить и в среду. В этом году в странах Персидского залива, как и в прошлом году, Рамадан пройдет в условиях жестких ограничений на фоне пандемии коронавируса. В Кувейте, Омане ввели комендантский час с вечера до утра следующего дня, в Катаре перед Рамаданом закрылись почти все учреждения, кроме магазинов и аптек, запрещено находиться в парках, на набережных и на пляжах, за исключением одиночных занятий спортом. Верующим придется совершать традиционную в Рамадан молитву таравих не в мечетях, а дома.
Почему меняется дата?
Что такое Рамадан? Рамадан 2023 года начинается скоро, 23 марта, и если вы не соблюдаете месячный пост, вам может быть интересно, почему Рамадан не начинается в одно и то же время каждый год. Однако он всегда приходится на девятый месяц исламского календаря. Если это был ваш единственный вопрос, вам повезло.
У мусульман завершается Великий пост - священный месяц Рамадан
Российским мусульманам с каждым годом становится все легче соблюдать пост в Рамадан, потому что время его наступления приближается к зиме, и световой день, на протяжении которого каноны воспрещают прием пищи, становится короче, сказал зампредседателя. Последний день Рамадана в 2024 году выпадает на 9 апреля. Имам Бухари передает от Абу Хурайры радияллаху анху: «Каждый год в Рамадане Пророк алайхиссалам совершал иътикаф десять дней.
10 редких фактов о Рамадане
Al Jazeera: почему священный месяц называется «Рамадан» и есть ли у него другие названия? Наступление рамадана в разных мусульманских странах происходит с небольшим расхождением в датах. Поэтому каждый год Рамадан начинается на 11 дней раньше. В 2022 году Рамадан начинается 1 апреля, а пост — со второго числа. Каждый год священный месяц Рамадан выпадает на разные даты — точное определение поста зависит от астрономического вычисления или прямого наблюдения за фазами Луны. Имам Бухари передает от Абу Хурайры радияллаху анху: «Каждый год в Рамадане Пророк алайхиссалам совершал иътикаф десять дней.
Рамадан в 2024 году: начало и конец поста
К тому же, из-за того, что Рамазан зависит от мусульманского календаря, то каждый год он смещается на 10-11 дней вперед. Al Jazeera: почему священный месяц называется «Рамадан» и есть ли у него другие названия? Месяц Рамадан 2024 года — начало и конец, Ураза Байрам в 2024 году: дата. Это означает, что дата начала рамадана может быть в разное время каждый год, что требует от мусульман периодического пересмотра своего расписания и планов для проведения этого особого времени года.