Таким образом, расширение задач и функций НАТО затрагивает практически все основные аспекты деятельности Альянса: членский состав НАТО, реформу гражданских и военных структур НАТО, создание нового военного потенциала. Основной задачей блока после развала СССР стала защита каждой из стран-участниц от возможного нападения, чего требует пятый пункт устава НАТО. Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил о расширении планов Альянса для борьбы с Россией.
Пора меняться
- НАТО по-русски – Telegram
- США и НАТО: ставка на инновационные технологии в военном деле
- Самое интересное
- Просто Новости
3.2 Цели и задачи
В основе НАТО лежит Североатлантический договор, подписанный 4 апреля 1949 года в Вашингтоне и подразумевающий коллективу оборону. Главный признак подготовки войны с НАТО, это приведение войск РВСН в полную боевую готовность. NATO Exercises with Romanian Navy in the Black Sea.
Основные направления нато
Помимо основного документа, Североатлантического договора, политику НАТО определяют Стратегические концепции. «Нападение России на любое государство — член НАТО закончилось бы неизбежным поражением России», — заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в четверг, 25 апреля, в своей речи в Сейме. Главный признак подготовки войны с НАТО, это приведение войск РВСН в полную боевую готовность.
Известные операции НАТО
- Основные направления деятельности, характеристика — Студопедия
- "НАТО начинает вводить войска на Украину, а Россия стремится к победе" — говорит Стивен Брайен
- Что такое НАТО и как расшифровывается аббревиатура
- 26.04.2024 Список стран НАТО на сегодня, нападет ли НАТО на РФ
НАТО: история, цели и роль в современном мире – лекция по Международным отношениям
Таким образом, расширение задач и функций НАТО затрагивает практически все основные аспекты деятельности Альянса: членский состав НАТО, реформу гражданских и военных структур НАТО, создание нового военного потенциала. Основные задачи НАТО по сравнению с предыдущей стратегической концепцией не претерпели значительных изменений. Обе основные политические силы привержены идее глобального лидерства США и заявляют о поддержке НАТО и других союзов. Follow the latest developments with NATO, including the most current geopolitical updates and news.
НАТО активно готовится к прямому столкновению с Россией
В свете растущей напряженности между НАТО и Россией, Соединенные Штаты проводят беспрецедентные учения на европейской территории, нацеленные на подготовку к потенциальному конфликту с Россией. Президент Украины Владимир Зеленский (в центре) весь год слышал от союзников из НАТО заверения в том, что Киев обязательно станет членом евроатлантической семьи, но конкретики в этих словах было немного. Военные базы НАТО и ударные виды вооружения могут появиться на территории Финляндии и Швеции. Шойгу: Россия никогда не угрожала НАТО и не имеет интересов нападать на страны блока.
НАТО направляет на Украину боевые части, чтобы предотвратить победу РФ
Несмотря на то, что за исключением Вашингтона, гегемония которого может быть подорвана благодаря успехам Пекина, усиление КНР пока не угрожает напрямую стратегическим интересам других членов НАТО, борьба с китайским влиянием в области экономики и технологий будет обозначаться как общая цель Организации. Альянсу будет крайне трудно осуществить классическое военное сдерживание в духе холодной войны, предполагающее размещение баз по периметру границ потенциального противника, поскольку КНР расположена от Евроатлантики дальше, чем Россия, и натовским должностным лицам будет вдвойне сложно обосновать повышенную военную активность в китайском приграничье, так как даже прикрытие корейской угрозой будет выглядеть неправдоподобно. В связи с этим придется довольствоваться той военной инфраструктурой, которая уже была создана США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и действительно расширять взаимодействие, прежде всего в сфере высоких технологий, с региональными союзниками: Австралией, Новой Зеландией, Республикой Корея и Японией. Не стоит забывать и про Индию.
Вполне вероятно, что в течение следующего десятилетия она станет одним из ключевых элементов в системе сдерживания КНР, выстраиваемой НАТО. При таком раскладе концепция Индо-Тихоокеанского региона получит шанс на реализацию. Альянс будет стремиться укрепить свою глобальную сеть партнеров, в первую очередь за счет включения в нее стран Южной и Юго-Восточной Азии, для того чтобы создать полноценный антикитайский фронт и ограничить лидерские амбиции Поднебесной.
Что касается скрытой гонки вооружений, которая уже, по сути, началась между Вашингтоном и Пекином, можно констатировать, что ее масштабы будут постепенно возрастать, а проходить она будет в первую очередь в высокотехнологичном секторе. В грядущее десятилетие не стоит ожидать масштабного расширения НАТО. Во-первых, географический предел евроатлантической интеграции уже практически достигнут.
Во-вторых, если Альянс хочет сохранить свою идентичность и не допустить новых конфликтов среди своих членов, в ближайшее время ему не следовало бы расширяться. Наибольшие проблемы для ценностной и политической гомогенности НАТО могут возникнуть в случае интеграции Сербии и Украины, хотя это пока и так выглядит маловероятным. Более глобальный подход, по всей видимости, будет означать не только интенсификацию взаимодействия с государствами, расположенными в различных регионах, и создание новых военных объектов по всему миру, но и расширение спектра задач, которые будет решать НАТО.
Это может быть борьба с изменением климата, развитие зеленой энергетики, использование искусственного интеллекта, освоение Арктики и так далее. Все это понадобится для того, чтобы продемонстрировать всем критикам: Альянс — это не анахронизм, а универсальная организация будущего, способная заниматься не только военно-политическими вопросами. Однако стремление к универсальности и глобальности может привести к тому, от чего сейчас и хотят уйти в Брюсселе, то есть к новым конфликтам внутри НАТО и к национальному эгоизму, когда государства, которым не близка глобальная во всех смыслах повестка дня, будут стремиться отсидеться за спинами «стран-глобалистов» и при этом получить все возможные блага.
В результате Альянс может трансформироваться в децентрализованную организацию клубного типа, в которой будут существовать группы по интересам. Вообще, во всей этой истории есть какая-то магия чисел, а точнее одного — «30». Спустя 30 лет после исчезновения своего главного противника, для борьбы с которым она собственно и существовала, организация, состоящая из 30 государств-членов, должна определиться с тем, как она будет выглядеть в 2030 г.
Что из всего этого получится, мы, возможно, узнаем уже в году следующем. Евгений Коренев, кандидат исторических наук, старший преподаватель Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.
Люблинского треугольника или Люблинского треугольника плюс Румыния, растет опасность польской операции под предлогом помощи восставшей оппозиции в Белоруссии. Исходя из существования этих и иных угроз, мы решили проанализировать расстановку сил в преддверии нежеланной, но возможной новой мировой войны. Для максимально достоверного сравнения ВС и военной мощи разных стран необходимо учитывать множество данных, большинство из которых на данный момент засекречены. Поэтому популярные методики сравнения армий мира позволяют получить только примерные данные о соотношении сил. Global Firepower GFP популярный ежегодный рейтинг боевой мощи и оснащённости армий мира, на который регулярно опираются различные СМИ и блогеры. Составители заявляют, что для определения индекса используют более 60 критериев от количества военных подразделений и финансового положения стран до материально-технических возможностей и географии. В рейтинг GFP в 2023 году входят 145 мировых держав.
Из данных GFP мы выбирали только страны — участницы НАТО, Россию и Украину, и только те показатели, которые касаются человеческих ресурсов, вооружений и военных бюджетов. Данные GFP также включают значения, связанные с природными ресурсами, географией, логистикой, но они выходят за рамки данного материала. Также мы добавили несколько строк, позволяющих оценить потенциал отдельных, в т. Нужно отметить, что несмотря на популярность ресурса, GFP подвергается обоснованной критике. Он не учитывает такие важнейшие факторы, как боеспособность войск, опыт участия в военных действиях, количество ПВО, которые могут уравновесить авиацию и ракетные установки, и другое. Кроме того, неизвестна методика исследования и, самое главное, не указаны источники информации, на которые опираются исследователи ресурса. Часть используемых данных, скорее всего, является устаревшей, особенно сейчас, когда мировые запасы вооружений находятся в динамике, а часть данных засекречена. Так, например, на сайте рейтинга количество населения РФ указано 142 021 981 человек, но согласно данным Росстата, на 1 января 2023 года оно составляет 146 424 729 человек. Аналогичным образом можно проверять и все остальные сферы, и данные, однако для нашего исследования это избыточно.
Поэтому просто отметим, что данные подобных открытых источников несут ознакомительный характер. GFP настаивает на том, что метод определения теоретической боевой мощи НАТО выходит за рамки простого сложения всех ресурсов всех государств-членов, и это, безусловно, верно. Вместо этого GFP предлагает использовать подход, который предусматривает примерно 25-процентный вклад по каждой категории от каждой страны альянса. По замечанию GFP , включение Финляндии в настоящее время увеличивает численность личного состава НАТО, бронетехнику, артиллерийскую огневую мощь, общее количество имеющихся военно-морских средств и рабочую силу, а также расширяет границу НАТО вдоль западного фланга России, что позволяет создать дополнительные временные и постоянные плацдармы в случае масштабной войны. В разборе рейтинга GFP следует отметить, что аналитики сайта не учитывают наличие ядерного оружия. Но оно является важным фактором сдерживания эскалации, поэтому мы включили его в наш анализ. Кроме того, в докладе мы использовали данные агрегатора armedforces. Доклад Украины. Здесь мы публикуем технические таблицы, на которые будем ссылаться в дальнейшем анализе.
Ниже — первая часть доклада. Армии НАТО. Новая предполагает суверенитет и противостояние Западу» В. Столтенберг заявил, что альянс создавался для «сдерживания Советского Союза». Однако заключенный 4 апреля 1949 г. Североатлантический договор являлся инструментом политического доминирования США в разоренной войной Европе, превращения европейских стран из одного из центров империалистической системы в сателлита единственного в мире империалиста. Организованный в 1948 г. Под военным «зонтиком» НАТО в 1957 г. После 1991 г.
В 1991 г. Диалог и сотрудничество — с Центральной и Восточной Европой, и постсоветскими странами, а вот с оборонительным направлением стало сложнее. Термин «угроза» в концепции вообще исчез и был заменен на «риск».
Она стала бы серьезным провалом в стратегии безопасности Америки и ударом по НАТО — пожалуй, даже смертельным. Кроме того, она набралась боевого опыта: русские научились бороться с высокотехнологичными системами США, такими как средства радиоэлектронной борьбы и постановка ложных сигналов. Наконец, небольшие изначально арсеналы истощились еще больше — оборудование, предназначенное для национальной обороны, было отправлено на Украину, в результате чего боеготовность остается неудовлетворительной.
В элите национальной безопасности США сложилось общее мнение, что Украина проигрывает в конфликте с Россией, а ее армии грозит крах. Уже поступают сообщения о том, что некоторые бригады ВСУ отказываются выполнять приказы своих командиров. Среди них 25-я воздушно-десантная, 115-я механизированная, 67-я механизированная которая покинула позиции в Часовом Яре и 47-я механизированная потребовавшая ротации после более чем года на передовой. Причем это лучшие армейские бригады, а не подразделения территориальной обороны. Русские в курсе происходящего и прицельно бьют по иностранным силам, одновременно уничтожая украинские боевые подразделения и нанося противнику тяжелые потери. Русские говорят, что Украина уже потеряла почти 500 000 военнослужащих, и ее боевые потери растут с каждым днем.
Во-вторых, быть передовым пунктом управления войсками на северо-восточном стратегическом направлении. Его расположение всего в 90 км от нашей границы соответствует стандартному удалению от линии боевого соприкосновения основного командного пункта армейского корпуса. Это несет риски его возможного огневого поражения. С другой стороны, плюсом для НАТО является освоенное с точки зрения военной коммуникации и логистики расположение существующего объекта. Не надо начинать капстроительство в непролазной северной тайге. Уставы НАТО, кстати, требуют размещать объединенные командные пункты при подготовке к наступлению на направлении главного удара на минимально возможном расстоянии от линии фронта. Расположение «Миккели», тематика учений НАТО в Балтийском регионе, состав сил и средств, привлекаемый к маневрам, указывают, что Альянс готовится к наступательным боевым действиям, а никак не к оборонительным. Можно сделать вывод, что первый главный удар на северном ТВД противник будет наносить в направлении Карельского перешейка и Санкт-Петербурга. Наземным наступательным действиям противника будет предшествовать ряд шагов. Это и продолжительная информационная кампания по обвинению России и ее союзников во всех смертных грехах по сути, уже идет.
Экономическая, политическая, культурная изоляция России и ее союзников также активно ведется. Создание напряженности по всему периметру наших границ и превращение бывших верных друзей в конкурентов и противников. Эту политику можно наблюдать в отношении стран СНГ, где Запад поощряет межэтнические и межконфессиональные противоречия, провоцирует обострение нерешенных межгосударственных проблем.
Введение и первая часть аналитического доклада Украина.ру
По информации издания, серия весенних учений альянса станет самой масштабной со времен холодной войны. В них в общей сложности будет задействовано около 90 тысяч военнослужащих и гражданского персонала. Отмечается, что их целью является продемонстрировать военным, как будут выглядеть «первые моменты современного конфликта великих держав». При этом главным направлением в этом году руководство Североатлантического альянса выбрало Прибалтийский регион.
Таким образом, данные шаги отражают текущее направление внешней политики Белого дома, ориентированной на обеспечение глобального лидерства за счет использования фактора военной силы, что в конечном итоге будет и далее способствовать нарастанию напряженности в мире. Наряду с этим в Североатлантическом союзе продолжается реализация комплекса мер, направленных на: сокращение сроков готовности формирований объединенных вооруженных сил НАТО к выполнению задач по предназначению; совершенствование интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны; техническое переоснащение ОВС; внедрение новейших систем связи и передачи данных; усиление разведывательных возможностей и поддержание ядерного потенциала в готовности к задействованию. Ключевое значение отдается разработке средств борьбы с российскими гиперзвуковыми ракетами с последующим «симметричным» размещением в Европе подобных вооружений, а также использованию околоземного пространства в военных целях. При этом основные направления деятельности НАТО формируются под непосредственным контролем Вашингтона, в результате чего подготовка к «сдерживанию российской агрессии» закреплена практически во всех доктринальных документах организации, принятых за последние пять лет. С целью их практической реализации уже сейчас в Центральной и Восточной Европе на ротационной основе дислоцируются более 12 тыс. Согласовывается вопрос о развертывании штаба многонационального корпуса в Румынии.
Осуществляются мероприятия по заблаговременному накоплению вооружения, военной техники и материальных средств на передовых базах хранения в Польше, странах Балтии, Болгарии и Румынии. С целью приема войск и обеспечения их развертывания на территориях восточноевропейских государств — Румынии, Словакии, а также в Латвии, Литвы и Эстонии — функционируют передовые координационные центры. Активно совершенствуется транспортная инфраструктура европейских стран, включая аэродромную сеть, военно-морские базы, крупные порты, автомобильные и железные дороги, прорабатывается упрощенный порядок пересечения границ воинскими формированиями и грузами. В частности, возросла интенсивность полетов стратегической бомбардировочной, разведывательной и базовой патрульной авиации в воздушном пространстве Болгарии, Польши, Румынии, стран Балтии и Украины, а также над акваториями Балтийского и Черного морей. Прорабатываются вопросы постоянного размещения на болгарских и румынских аэродромах самолетов базовой патрульной авиации государств альянса. Почти в два раза увеличилось количество мероприятий оперативной и боевой подготовки, в том числе с задействованием американских стратегических бомбардировщиков — носителей ядерного оружия.
При этом в сценарий большинства учений заложена отработка вопросов создания и применения крупных многонациональных группировок войск сил , а также порядок переброски воинских формирований из Германии по северо-восточному ФРГ — Польша — страны Балтии и юго-восточному ФРГ — Венгрия — Болгария коммуникационным направлениям. Примечателен тот факт, что несмотря на то, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 командование ОВС НАТО было вынуждено корректировать количество и масштабы совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, значительную часть из ранее намеченных учений все-таки удалось провести. Данный факт свидетельствует о намерениях руководства блока сохранить высокую боевую готовность войск на «восточном фланге» альянса. Таким образом, реализация проектов по усилению ударно-наступательного потенциала Североатлантического альянса, а также расширение военного присутствия США в Восточной Европе, наряду с практической отработкой планов проведения наступательных операций в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки, создают реальные предпосылки к сохранению высокого уровня военно-политической напряженности в Восточно-Европейском регионе. При этом, учитывая общую антироссийскую направленность внешней политики большинства западных государств, стратегическое сдерживание России и ее союзников по-прежнему будет являться основным аргументом по обоснованию милитаризации государств — членов НАТО и организации в целом. Как эти факторы учитываются в деятельности ОДКБ?
При посредничестве Российской Федерации боевые действия удалось остановить, а достигнутые к настоящему времени договоренности способствуют формированию необходимых условий для окончательного политического урегулирования кризиса вокруг Нагорного Карабаха. Другим фактором, способным негативно отразиться на развитии обстановки в регионе, остается наращивание военного сотрудничества Грузии с НАТО. Напомню, что Грузия первоначально была членом ОДКБ, однако в 1999 году Тбилиси отказался подписать протокол о продлении срока действия договора.
Эта инициатива была выдвинута США, которые неоднократно высказывали недовольство количеством вооруженных сил НАТО в Европе и их неспособностью противостоять пресловутой «агрессии» России. Приведенный краткий перечень шагов НАТО по наращиванию военных возможностей свидетельствует, что альянс был и остается агрессивным военным союзом, острие которого направлено против нашей страны. Свою лепту в адаптацию НАТО к современным военно-политическим реалиям внес саммит в Лондоне, прошедший в декабре 2019 г. Однако не стоит переоценивать влияние разногласий на возможности НАТО, поскольку в условиях общего кризисного состояния военно-политического блока на саммите были выработаны совместные решения по важным вопросам адаптационной повестки. В их числе: решение о том, что НАТО координированными методами обороны ответит на размещение Россией ракет средней дальности и ракет, способных нести ядерные боеголовки; подтверждение известного тезиса: «Пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом»; вопрос о вызовах, которые бросает Китай это прозвучало впервые и в довольно осторожных формулировках , будет решаться коллективно, включая поиски путей вовлечения Китая в договоры о контроле за вооружениями; НАТО более целенаправленно займётся вопросами кибербезопасности, в частности развитием технологией 5G; политическое измерение НАТО необходимо укреплять, что подразумевает продвижение идеологии НАТО через всевозможные НПО и инициативы и продолжение антироссийской пропаганды на постсоветском пространстве и в Восточной Европе; действия НАТО по борьбе с терроризмом, включая специальные миссии в Ираке и Афганистане, будут продолжаться. Здесь не получило отражение намерение трампа пойти на переговоры с талибами и сокращать американское военное присутствие в стране; Страны НАТО также утвердили космос в качестве пятой сферы операционной деятельности альянса и заявили о намерении наращивать технологический потенциал для противостояния кибератакам и гибридным угрозам. В целом обстановка вокруг принципиальных вопросов будущей концептуальной модели НАТО, которую предстоит сформировать на предстоящем в 2021 году саммите альянса, является неопределённой более чем когда-либо в истории.
Свою лепту в атмосферу неопределенности вносит Евросоюз, который продолжает говорить о продолжении работы по достижению автономии в сфере обороны. Для Евросоюза, который видит себя экономической, а не военной силой, это подразумевает глубокий разрыв с принятой сегодня моделью НАТО. В целом, многие традиционные институты и трансатлантические обязательства в области безопасности сегодня оказались под сомнением, что делает вполне актуальным вопрос о перспективах сохранения альянса в его нынешнем виде. Для внутренней обстановки в НАТО характерно наращивание противоречий среди союзников, что проявляется в недостатке консенсуса, нехватке промышленной базы и отсутствии единой экономической структуры для создания значительной военной и финансовой мощи. Таким образом, тактика постепенного расширения НАТО с присоединением очень слабых государств в свои ряды изначально была провальной. В концептуальном плане сегодня перед НАТО стоит ряд принципиальных проблем, требующих решения на доктринальном уровне. Кто общий враг альянса? В чем заключается объединительная повестка блока? Это пресловутая российская угроза или международный терроризм, как предлагают некоторые. Не решив эти и некоторые другие важные вопросы, альянс вряд ли сможет продолжить реализацию разработанной в последние десятилетия стратегии реформирования с целью добиться абсолютного доминирования во всех сферах военной, технологической, информационной, экономической и др.
Решение этих задач планировалось достичь за счет превращения альянса в инструмент глобального военно-политического вмешательства в интересах Запада и при лидирующей роли США. Однако, как уже упоминалось, для достижения столь амбициозных целей консенсусная база альянса недостаточна. К числу факторов, ослабляющих единство альянса следует отнести: Во-первых, определяющее воздействие на попытки адаптации НАТО к политическим реалиям современности оказывают потеря лидером блока — США подавляющего военного превосходства, внутренние разногласия в Вашингтоне по поводу внешнеполитического курса страны на долгосрочную перспективу, а также возрождение геополитического соперничества между США и другими крупными державами в лице России и Китая. Во-вторых, в дополнение к разногласиям по финансовому вопросу все более очевидным становится ослабление координации между Европой и США. Европейцы во все большей степени делают ставку на достижение стратегической автономии, затрагивающей фундаментальные вопросы политики ЕС в сферах обороны безопасности и его отношений с НАТО. Вашингтон особенно беспокоит стремление европейцев устанавливать свои приоритеты и принимать собственные решения в вопросах внешней политики и безопасности, устанавливать, изменять и применять международные правила, в отличие от подчинения правилам, установленным другими. Европейцы подчеркивают, что стратегическая автономия может быть реализована только в том случае, если вооруженные силы предоставят надежную опору для политических, дипломатических и экономических действий, а при необходимости будут развернуты для поддержки таких действий. Следовательно, укрепление европейской военной мощи является ключом к стратегической автономии. В-третьих, достаточно щекотливым вопросом остаётся отсутствие совместной стратегии по борьбе с терроризмом. Нести основной груз войны с Исламским государством в одиночку администрация США не желает.
Трамп настойчиво мотивирует коллег по НАТО забирать ресурсы с других фронтов например, фронта противостояния России и «перекидывать» их на антитеррор. В Белом доме рассчитывают привлечь союзников к более деятельному участию в коалиции против исламистов на Ближнем Востоке и в Афганистане. Сами США изыскивают возможности максимально сократить присутствие своих военных на фронтах борьбы с терроризмом. И, наконец, интегратором всех усилий по трансформации НАТО объявлена стратегия сдерживания России и проведение политики «активной обороны», острие которой направлено на восток. Такая стратегия вызывает серьёзные сомнения у многих здравомыслящих членов НАТО. Дополнительный импульс сомнениям в целесообразности наращивания силового давления на Россию придают четкие и обоснованные оценки российскими военными беспрецедентной военной активности блока у границ нашей страны. Герасимов 17 декабря на брифинге для военных атташе иностранных государств. Глава Генштаба напомнил, что в доктринальных документах Брюсселя за Россией закреплен статус противника, а в ходе декабрьского саммита НАТО было заявлено, что оперативность переброски сил усиления на «восточный фланг» альянса существенно выросла. С 2016 года члены НАТО нарастили расходы на оборону в общей сложности на 130 миллиардов долларов, а к 2024 году предусматривается увеличение этого показателя на 400 миллиардов долларов. С этой целью НАТО планирует сократить готовность самолётов-носителей к применению ядерного оружия с 10 суток всего лишь до 24 часов, а американские РЛС в Прибалтике позволяют контролировать воздушное пространство РФ на глубину до 450 км.
Для сравнения, это сопоставимо с расходами на оборону всех стран. Более того, он превышает российский в 16 раз. По оценке министра обороны РФ С. В странах Балтии и Польше, акваториях Черного и Балтийского морей усиливается военная активность, увеличивается интенсивность военных учений блока.
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
НАТО активно готовится к прямому столкновению с Россией
Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Об этом сообщила в четверг пресс-служба Пентагона. Свое заявление он сделал в четверг, 25 апреля, на мероприятии некоммерческой организации «Атлантический мост» в Германии. Электростанцию в Мальмё подготовят к работе на случай ударов по энергетике страны.
Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение.
Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после его ратификации. Такой шаг был реализацией политики президента Франции Шарля де Голля по возврату Франции статуса великой державы, включавшей в себя разрешение колониальных проблем, создание собственного ядерного оружия , избавление от зависимости от США в военном, экономическом и в финансовом отношении.
Цель учений заключается в отработке начальных этапов потенциальной войны между великими державами. Однако, по данным New York Times, НАТО разрабатывает также планы кибервойны и защиты от потенциальных кибератак на гражданскую инфраструктуру. В случае военного конфликта между НАТО и Россией, американские и союзные войска первыми направились бы в страны Балтии — Эстонию, Латвию и Литву, чтобы противостоять возможному вторжению России.
Эта территория, известная как «восточный фланг» НАТО, имеет критическое стратегическое значение.
По мнению ряжа экспертов, НАТО готовится к конфликту с РФ, вероятно, на территории, где проходит СВО, поэтому для участия в учениях вызваны отставные военнослужащие и военные специалисты армий Альянса: «…НАТО могут отрабатывать механизмы предоставления новых траншей военной помощи киевскому режиму. Они отправляют большое количество бронетехники и всего остального, поэтому учения на это вполне могут быть направлены. Так же среди тех, кто принимает участие в них, может быть определенное количество отставников, которые на самом деле далее направятся на Украину … Нам не стоит, конечно, ожидать того, что они будут нападать на нас, но это усиливает военное давление на РФ.
НАТО признался в агрессии против России
Эти три инициативы по трансформации военных сил и средств Североатлантического союза являются ключевыми для адаптации военного потенциала НАТО, а их реализация ведется до сих пор. При этом на регулярной основе осуществляется корректировка намеченных шагов с учетом изменений военно-политической обстановки. В контексте принятых в Праге решений абсолютной конкретностью и целенаправленной накачкой военных мускулов характеризуются принятые в последние годы на саммитах 2017-2018 гг. В их числе одним из важнейших является решение Министров обороны альянса в 2018 г. Согласно Инициативе к 2020 году НАТО будет иметь 30 батальонов, 30 эскадрилий и 30 военных кораблей в готовности к развёртыванию в течение 30 дней или быстрее. Эта инициатива была выдвинута США, которые неоднократно высказывали недовольство количеством вооруженных сил НАТО в Европе и их неспособностью противостоять пресловутой «агрессии» России. Приведенный краткий перечень шагов НАТО по наращиванию военных возможностей свидетельствует, что альянс был и остается агрессивным военным союзом, острие которого направлено против нашей страны.
Свою лепту в адаптацию НАТО к современным военно-политическим реалиям внес саммит в Лондоне, прошедший в декабре 2019 г. Однако не стоит переоценивать влияние разногласий на возможности НАТО, поскольку в условиях общего кризисного состояния военно-политического блока на саммите были выработаны совместные решения по важным вопросам адаптационной повестки. В их числе: решение о том, что НАТО координированными методами обороны ответит на размещение Россией ракет средней дальности и ракет, способных нести ядерные боеголовки; подтверждение известного тезиса: «Пока существует ядерное оружие, НАТО будет оставаться ядерным союзом»; вопрос о вызовах, которые бросает Китай это прозвучало впервые и в довольно осторожных формулировках , будет решаться коллективно, включая поиски путей вовлечения Китая в договоры о контроле за вооружениями; НАТО более целенаправленно займётся вопросами кибербезопасности, в частности развитием технологией 5G; политическое измерение НАТО необходимо укреплять, что подразумевает продвижение идеологии НАТО через всевозможные НПО и инициативы и продолжение антироссийской пропаганды на постсоветском пространстве и в Восточной Европе; действия НАТО по борьбе с терроризмом, включая специальные миссии в Ираке и Афганистане, будут продолжаться. Здесь не получило отражение намерение трампа пойти на переговоры с талибами и сокращать американское военное присутствие в стране; Страны НАТО также утвердили космос в качестве пятой сферы операционной деятельности альянса и заявили о намерении наращивать технологический потенциал для противостояния кибератакам и гибридным угрозам. В целом обстановка вокруг принципиальных вопросов будущей концептуальной модели НАТО, которую предстоит сформировать на предстоящем в 2021 году саммите альянса, является неопределённой более чем когда-либо в истории. Свою лепту в атмосферу неопределенности вносит Евросоюз, который продолжает говорить о продолжении работы по достижению автономии в сфере обороны.
Для Евросоюза, который видит себя экономической, а не военной силой, это подразумевает глубокий разрыв с принятой сегодня моделью НАТО. В целом, многие традиционные институты и трансатлантические обязательства в области безопасности сегодня оказались под сомнением, что делает вполне актуальным вопрос о перспективах сохранения альянса в его нынешнем виде. Для внутренней обстановки в НАТО характерно наращивание противоречий среди союзников, что проявляется в недостатке консенсуса, нехватке промышленной базы и отсутствии единой экономической структуры для создания значительной военной и финансовой мощи. Таким образом, тактика постепенного расширения НАТО с присоединением очень слабых государств в свои ряды изначально была провальной. В концептуальном плане сегодня перед НАТО стоит ряд принципиальных проблем, требующих решения на доктринальном уровне. Кто общий враг альянса?
В чем заключается объединительная повестка блока? Это пресловутая российская угроза или международный терроризм, как предлагают некоторые. Не решив эти и некоторые другие важные вопросы, альянс вряд ли сможет продолжить реализацию разработанной в последние десятилетия стратегии реформирования с целью добиться абсолютного доминирования во всех сферах военной, технологической, информационной, экономической и др. Решение этих задач планировалось достичь за счет превращения альянса в инструмент глобального военно-политического вмешательства в интересах Запада и при лидирующей роли США. Однако, как уже упоминалось, для достижения столь амбициозных целей консенсусная база альянса недостаточна. К числу факторов, ослабляющих единство альянса следует отнести: Во-первых, определяющее воздействие на попытки адаптации НАТО к политическим реалиям современности оказывают потеря лидером блока — США подавляющего военного превосходства, внутренние разногласия в Вашингтоне по поводу внешнеполитического курса страны на долгосрочную перспективу, а также возрождение геополитического соперничества между США и другими крупными державами в лице России и Китая.
Во-вторых, в дополнение к разногласиям по финансовому вопросу все более очевидным становится ослабление координации между Европой и США. Европейцы во все большей степени делают ставку на достижение стратегической автономии, затрагивающей фундаментальные вопросы политики ЕС в сферах обороны безопасности и его отношений с НАТО. Вашингтон особенно беспокоит стремление европейцев устанавливать свои приоритеты и принимать собственные решения в вопросах внешней политики и безопасности, устанавливать, изменять и применять международные правила, в отличие от подчинения правилам, установленным другими. Европейцы подчеркивают, что стратегическая автономия может быть реализована только в том случае, если вооруженные силы предоставят надежную опору для политических, дипломатических и экономических действий, а при необходимости будут развернуты для поддержки таких действий. Следовательно, укрепление европейской военной мощи является ключом к стратегической автономии. В-третьих, достаточно щекотливым вопросом остаётся отсутствие совместной стратегии по борьбе с терроризмом.
Нести основной груз войны с Исламским государством в одиночку администрация США не желает. Трамп настойчиво мотивирует коллег по НАТО забирать ресурсы с других фронтов например, фронта противостояния России и «перекидывать» их на антитеррор. В Белом доме рассчитывают привлечь союзников к более деятельному участию в коалиции против исламистов на Ближнем Востоке и в Афганистане. Сами США изыскивают возможности максимально сократить присутствие своих военных на фронтах борьбы с терроризмом. И, наконец, интегратором всех усилий по трансформации НАТО объявлена стратегия сдерживания России и проведение политики «активной обороны», острие которой направлено на восток. Такая стратегия вызывает серьёзные сомнения у многих здравомыслящих членов НАТО.
Дополнительный импульс сомнениям в целесообразности наращивания силового давления на Россию придают четкие и обоснованные оценки российскими военными беспрецедентной военной активности блока у границ нашей страны. Герасимов 17 декабря на брифинге для военных атташе иностранных государств. Глава Генштаба напомнил, что в доктринальных документах Брюсселя за Россией закреплен статус противника, а в ходе декабрьского саммита НАТО было заявлено, что оперативность переброски сил усиления на «восточный фланг» альянса существенно выросла. С 2016 года члены НАТО нарастили расходы на оборону в общей сложности на 130 миллиардов долларов, а к 2024 году предусматривается увеличение этого показателя на 400 миллиардов долларов.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
По данным издания, почти вся украинская ПВО находится под контролем НАТО и большая часть расчетов — это кадровые военнослужащие из стран Североатлантического альянса. Так, издание The Spectractor недавно заверило читателей, что военная интервенция военнослужащих альянса на Украину не приведет к серьезной эскалации конфликта.
Деятельность России в «Партнёрстве во имя мира» была приостановлена. Эта интервенция называлась «Обдуманная сила». Тем не менее в первой половине 1990 -х альянс проводил операции по помощи США во время войны в Персидском заливе , контролируя Средиземное море , а также создавал воздушные и морские блокады на Балканах. В конце 1990 -х организация продолжила прямым образом вмешиваться в ход действий гражданской войны в Югославии. Завершением этого стала кампания «Союзная сила», когда НАТО провело бомбардировки югославских вооруженных сил де-факто сербов. Результатом стала гибель около 1,5 тыс.
Было установлено, что нападение на США совершилось извне, что давало возможность другим государствам-членам альянса помочь этому государству в борьбе с агрессором. В октябре 2001 года НАТО запустило две операции: «Помощь орлу» и «Активные усилия», в рамках которых принимались воздушные и морские антитеррористические меры. Также в Афганистан был введен военный контингент организации под названием «Международные силы содействия безопасности». Он находился там до 2014 года. Самой яркой стала кампания «Океанский щит». Альянсу удалось снизить активность бандитов, однако полностью проблема не была искоренена. В 2011 году организация провела бомбардировки Ливии для свержения Муаммара Каддафи в рамках операции «Союзный защитник». Законного лидера страны удалось свергнуть, и после этого страна погрузилась в гражданскую войну и затяжной кризис, который продолжается до сих пор.
По состоянию на 2023 год в альянс входит 31 страна. Десятая статья Североатлантического договора гласит: «Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору». Эта формулировка лежит в основе так называемой «политики открытых дверей» альянса, в рамках которой к НАТО может присоединиться любое европейское государство. Однако для этого его заявку должны одобрить все 30 стран-участниц организации. Если хотя бы одна будет против, то предложение отклонят. При этом кандидат на вступление в НАТО должен соответствовать следующим «минимальным критериям»: уважать ценности Североатлантического договора; обладать функционирующей демократической политической системой, основанной на рыночной экономике ; справедливо относиться к национальным меньшинствам; быть готовым решать конфликты мирным путем; быть способным и готовым «делать военные вложения в операции НАТО»; обладать приверженностью к демократическим гражданско-военным отношениям и институтам. Они ведутся в штаб-квартире альянса в Брюсселе совместно с его экспертами и представителями страны-кандидата. Цель — проверка государства на соответствие стандартам организации.
Переговоры делятся на два этапа: в первом обсуждаются политические и военные аспекты вступления, в более техническом втором — ресурсные, финансовые и юридические. Страна-кандидат также проверяется на то, сможет ли она обеспечить безопасность засекреченной информации НАТО. Итогом переговоров может стать список реформ, которые государство обязуется провести для присоединения к альянсу. Отправка писем о намерениях и сроков проведения реформ. Формальный этап, где страны-кандидаты официально представляют подтверждение того, что хотят присоединиться к альянсу и для этого готовы провести необходимые изменения.
FA: при уничтожении западных систем ПВО на Украине гибнут военные специалисты НАТО
На данный момент НАТО не хочет размещать ядерные силы ни в одной из стран альянса. Тем временем постоянный представитель США при НАТО Джулиан Смит накануне переговоров заявила, что ни одна из стран альянса не хочет вести переговоры по возможному пересмотру политики «открытых дверей», что является одним из ключевых требований России. США не станут по умолчанию защищать страны НАТО из-за пятой статьи устава НАТО о коллективном ответе на нападение. При этом Украине уготована роль главного расходного материала в развязанной НАТО гибридной войне с Россией. На саммите в Вильнюсе члены НАТО одобрили «самый всеобъемлющий со времен Холодной войны план», противодействия двум главным современным угрозам: России и терроризму, объявил генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг.