Новости операция искра 1943

В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.

Операция 'Искра'

Ленинградцы докладывают вам: с этой дивизией расплатились беспощадно! Той зимой он написал песню «Волховская застольная», которая передает героический настрой тех дней: Выпьем за тех, кто неделями долгими Мёрзнул в сырых блиндажах, Бился на Ладоге, бился на Волхове. Не отступал ни на шаг. Будут навеки в преданьях прославлены Под пулеметной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой! Там, где Нева впадает в Ладогу, расположена важная твердыня — город Шлиссельбург, остававшийся в руках гитлеровцев с сентября 1941 года. Но шлиссельбургская крепость — знаменитый Орешек — всё это время не сдавалась врагу. Там, на острове, держали оборону бойцы НКВД, пограничники, моряки-артиллеристы. Наконец 15 января 1943 года части Красной армии прорвались к Шлиссельбургу.

Начались уличные бои. Через три дня город был полностью очищен от врага. Этот рывок оказался решающим в наступательной операции. Всё южное побережье Ладожского озера перешло под контроль Красной армии. А значит, можно было налаживать транспортные артерии, которые могли надежно связать Ленинград со страной. Писатель Всеволод Вишневский, почти всю войну проведший в Ленинграде, писал: Уже разносится весть, что наши соединились с Волховским фронтом. Его имени Лениград не забудет.

Ленинградцы крикнули во весь голос: «Здравствуй, Большая земля». Их стиснули в объятиях волховцы... Освобождение города Шлиссельбурга. По воспоминаниям участников прорыва, в такие минуты забывается усталость. Для бойцов, прорывавших блокаду, Ленинград был не просто стратегически важной позицией. Они сроднились с великим городом, гордились им. Для них день 18 января стал настоящим праздником.

Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. И сотни людей вышли на улицы, они ликовали, на несколько часов забыв о голоде. Весь Ленинград был украшен флагами. Впервые за много дней город выглядел весело. Выступают писатели, поэты, рабочие, инженеры. На заводах митинги. На улицах чуть ли не целовались слушатели у репродукторов», — рассказывал в частном письме начальник станции оперативной связи Ленинградского фронта Виктор Житомирский.

А вскоре прозвучал по радио знакомый каждому ленинградцу голос поэтессы Ольги Берггольц: «Третье письмо на Каму», 18—19 января 1943 года...

Ведь объявили же французы летом 1940 года Париж «открытым городом», отказавшись его защищать, и ничего, обошлись без кровопролития. Но с Ленинградом всё обстояло иначе - его участь была предрешена. Что касается попыток жителей и гарнизона сдаться в плен, то в документе четко пояснялось: "Они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения". Раз за разом все лето и осень 1941 года Гитлер повторял: брать Ленинград не будем, иначе придется зимой кормить его жителей. Наконец, 7 октября фюрер отдал категорическое распоряжение войскам не принимать капитуляции Москвы и Ленинграда, ни под каким видом и не вступать в них, опасаясь эпидемий. Таким образом, почти 3 миллиона человек обрекались на смерть от голода, холода и обстрелов вне зависимости от их взглядов и желания.

За 872 дня блокады нацисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, убив почти 17 тысяч человек. Но подавляющее большинство ленинградцев умерло от голода. На Нюрнбергском процессе называлась цифра в 642 тысячи человек. Современные исследователи считают, что общее число погибших в Ленинграде составляет не менее 750 тысяч. Если бы не усилия советской армии, флота и авиации, количество жертв среди горожан было бы куда больше. Так что нынешние идеалисты ошибаются: повторять парижский опыт «открытого города» в Ленинграде немцы вовсе не собирались. Прорыв морской блокады Ленинграда произошел уже после войны Бойцы морской пехоты Балтийского флота у пулемета «Максим» на салазках, в засаде в ледяных торосах Финского залива 5 июня 1946 года гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота объявил об открытии фарватера от Кронштадта до линии Таллин — Хельсинки для судоходства гражданских и рыболовецких судов хотя боевое траление на этом не завершилось и продолжалось до 1957 года. Этому предшествовала многомесячная опасная и напряженная работа советских кораблей-тральщиков.

Несколько дней на подступах к Шлиссельбургу вели ожесточенные бои 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады. Наступление на город также поддерживали 34-я лыжная бригада на правом фланге и 55-я стрелковая бригада, наступавшая по льду Ладожского озера. К вечеру 15 января советские части вышли к окраинам города. Немецкий гарнизон Шлиссельбурга оказался в критическом положении, но продолжал удерживать город. На правом фланге 67-й армии наступление 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий успеха не имело. Кроме того, немецкие войска, получив в подкрепление части 5-й горнострелковой и 96-й пехотной дивизий постоянно предпринимал яростные контратаки, в том числе, при поддержке 502-го тяжелого танкового батальона. К 20 января советские войска, несмотря на ввод в бой на этом участке 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад и неоднократные атаки сумели только блокировать 2-й Городок и 8-ю ГРЭС с востока [26].

В последующие дни командование 2-й ударной армии продолжило наращивать ударную группировку главным образом на участке от рощи «Круглая» до Гайтолово, введя в бой 11-ю, 191-ю, 239-ю стрелковую дивизию, 13-ю лыжную и 122-ю танковую бригады. Однако попытки расширить фронт прорыва к югу закончились практически безрезультатно. В район Липки, которую по-прежнему удерживал противник, в поддержку 128-й стрелковой дивизии была направлена 12-я лыжная бригада с задачей обойти Липку по льду Ладожского озера и атаковала противника с тыла. Прорыв блокады Ленинграда. Бои 18 — 20 января Встреча воинов 2-й ударной и 67-й армий, 18 января 1943 г. Козлова Сообщение совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Чуть позже в этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады полностью отчистили от противника Шлиссельбург , а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.

Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Вскоре командование 18-я армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий [16]. Продолжение наступления. Жуков доложил И. Сталину план операции «по овладению Кировской железной дорогой» «Мгинской операции» , который был подготовлен после совещания с Л. Говоровым , К. Мерецковым и К.

Планировалось, что 20 января 67-я и 2-я ударная армии начнут общее наступление на Юг и, «закончив с противником в районе Синявино» и выйдя к реке Мга, 26 января приступят ко второму этапу операции [29]. Однако рассчитывать на успех в создавшейся обстановке было тяжело. Противник прочно занимал новую оборонительную линию силами до 9 дивизий. Кроме того, немецкая группировка была значительно усилена артиллерией и авиацией. Практически все атаки закончились безрезультатно — удалось только продвинуться в сторону Синявино на 2 километра и перерезать железную дорогу юго-восточнее 1-го Городка. Несмотря на неудачу, командующий Ленинградским фронтом принял решение продолжить наступление для чего 67-й армии были переданы из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. Развить успех должна была подвижная группа 220-я танковая и 34-я лыжная бригады , которой предстояло овладеть Мусталово и отрезать пути отхода немецкой группировки в районе 1-го и 2-го Городков.

Однако прорвать оборону противника не удалось. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, 67-й армии развить наступление так и не удалось. Не сумела выполнить поставленную задачу и 2-я ударная армия. Не имея возможности для маневра, советские войска наступали по торфяным болотам, без должной поддержки артиллерии и танков. Последняя была взята частями 80-й стрелковой дивизии 29 января. Развивая наступление, 31 января дивизия сумела овладеть Синявино, но были выбиты оттуда яростной контратакой противника. На остальных направлениях соединения армии продвижения не имели и занимали прежние рубежи.

Ворошилов в своем докладе И. Сталину от 27 января констатировал: «без захвата синявинских позиций нельзя приступить к осуществлению вашего приказа по освобождению Невы и Кировской железной дороги» [31]. Таким образом, было очевидно, что развить сходу наступление в южном направлении советским войскам не удалось и план дальнейшего наступления нуждался в корректировке. Корректировка наступательных планов План советского наступления под Ленинградом в феврале 1943 года В официальной российской историографии 30 января является датой окончания операции «Искра». Несмотря на то, что боевые действия 67-й и 2-й ударной армий в конце января успеха не имели, советское командование не собиралось отказываться от первоначального замысла и не приостановило наступление под Ленинградом, а лишь скорректировало план второго этапа операции. При этом войска 67-й и 2-й ударной армий были должны, «не ожидая этих фланговых ударов, путем охвата Синявинских высот и района Городков 1-й и 2-й продолжать уничтожение противника и захватить район Синявино, Городок 1-й и 2-й» [32]. Согласно окончательному плану наступления, начиная с 8 февраля, «фланговые удары» наносили 54-я армия Волховского фронта из района Смердыни в направлении Васькины Нивы — Шапки и 55-я армия Ленинградского фронта из районов Ивановское и Рождествено в направлениях Мги и Тосно.

В конечном итоге советские войска, окружив и уничтожив мгинско-синявинскую группировку противника, должны были выйти на линию Ульяновка — Тосно — Любань [32]. Наступление с целью разгрома «мгинско-синявино-шапкинской группировки противника» являлось частью общего наступления на Северо-Западном направлении операция «Полярная Звезда» и должно было способствовать успеху советских войск в Демянской наступательной операции [33] [34]. Несмотря на масштабность планов, времени на подготовку «фланговых ударов» отводилось крайне мало. Командованию двух фронтов было необходимо в короткие сроки разработать детальный план предстоящего наступления, организовать ударные группировки, провести большие перегруппировки частей между армиями, обеспечить наступающие части боеприпасами, горючем, продовольствием. Серьёзные опасения вызывало и продолжение наступления 67-я и 2-я ударной армий, которые уже понесли большие потери. К началу февраля из-за больших потерь в предыдущих боях и переброски ряда частей на другие участки фронта численность 67-й и 2-й ударной армий сильно сократилось: всего обе армии насчитывали с частями поддержки и обеспечения около 150000 солдат и офицеров [35]. С другой стороны, советское командование не без основания полагало, что наступление в январе заставило командование немецкой 18-я армии стянуть все резервы в район Мги и ослабить фланги [16].

Продолжение операции «Искра», 10 — 27 февраля 1943 года Наступление 55-й армии в районе Красного Бора Основная статья: Красноборская операция 1943 10 февраля 1943 года, после двухчасовой артподготовки, в которой участвовало до 1000 орудий и минометов, ударная группировка 55-й армии начала наступление из района Колпино в двух направлениях — на Ульяновку и Мгу. Остальные силы армии, включая мощную танковую группировку 152 танка, САУ и бронеавтомобиля должны были развить наступление в случае первоначального успеха [36]. Части армии за два дня боев освободили Красный Бор , станцию Поповку, Старую Мызу, Мишкино и сумели продвинуться вперед до 5 километров. Однако, противостоящие советским войскам на этом участке фронта части 250-й испанской дивизии и полицейской дивизии СС сумели продержаться до подхода подкреплений и наступление 55-й армии было остановлено [36]. К 27 февраля части армии продвинулись всего на 4 — 5 километров на участке фронта шириной 14 — 15 километров и основную задачу не выполнили.

С 8 сентября 1941 года Ленинград оказался в блокаде, которая продолжалась 900 дней и ночей. Наиболее тяжелым испытанием для его жителей стал голод… Разгром семи немецких дивизий и сухопутный коридор, пробитый вдоль берега Ладоги к задыхающейся в осаде северной столице, — в четверг, 18 января, исполняется ровно 75 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг Ленинграда. Войска Волховского и Ленинградского фронтов мощными ударами навстречу друг другу рассекли оборону вермахта и за несколько дней отбросили противника от берега Ладоги на 12 километров. Немцы в этой битве потеряли около 30 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

Спустя три недели после прорыва проложили железную дорогу, и в Ленинград пошли первые поезда с продовольствием и боеприпасами, улучшилась подача электроэнергии. О том, как советским войскам в ходе операции «Искра» удалось перекусить стальной ошейник гитлеровских дивизий, душивший город с сентября 1941-го, — в материале РИА Новости. К решению об очередной попытке прорыва блокады Ленинграда ставка ВГК пришла на волне успехов советских войск под Сталинградом. Масштабное контрнаступление и окружение группировки Паулюса зимой 1942-го в корне переломило ситуацию на фронте, создав хорошие предпосылки для новых стратегических операций. Дневник Тани Савичевой С 20 ноября 1941 года были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — 125. Частям первой линии и боевым кораблям — 500 г, летно-техническому составу ВВС — 500 г, всем остальным воинским частям — 300. Началась массовая гибель населения. Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. Осталась одна Таня».

Всего в Ленинграде за время блокады погибло до 1 млн человек. Горе пришло в каждую семью. На глазах у матерей и отцов умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей. Спасением для сотен тысяч осажденных стала «Дорога жизни» — проложенная по льду Ладожского озера трасса, по которой с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население, главным образом женщины и дети. По «Дороге жизни» — до марта 1943 г. В то же время из города на Неве было эвакуировано 1376 тыс. Всего за период блокады из города было вывезено 1750 тыс. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо.

Первая — в сентябре 1941 г. И только в январе 1943 г. На узкой полосе южного берега Ладожского озера, шириной 8-11 км, удалось восстановить сухопутную связь со страной. В течение последующих 17 суток по этому коридору была проложена железная и автомобильная дороги. Январь 1943 г. Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров оккупированной земли, вдоль и поперек перепаханной немецкими траншеями и противотанковыми рвами.

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Передислокация и перегруппировка частей производилась лишь в тёмное время суток или при плохих погодных условиях, что обезопасило их от обнаружения вражеской авиацией. Велась активная разведка во всей прифронтовой полосе, чтобы враг не мог разгадать замысел советского командования. План операции разрабатывал строго ограниченный круг штабных работников. Лишь в январе 1943 года, незадолго до операции, противник узнал о подготовке советских войск к наступлению, но когда и на каком участке оно будет — гитлеровскому командованию было неизвестно до самого последнего момента. Ход боевых действий В ночь с 11 на 12 января 1943 года группы советских ночных бомбардировщиков, несмотря на плохую погоду, нанесли массированные удары по артиллерийским позициям и штабам немецких частей. В 09:30 была предпринята артиллерийская подготовка, длившаяся 2 часа 20 минут.

Следом были предприняты атаки на опорные пункты и скопления артиллерии врага штурмовой авиацией. После этого в наступление были брошены основные силы. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и атакуют бойцов вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тяжелых и средних танков у наступающих нет — их не выдержал бы тонкий лед, поэтому приходится довольствоваться поддержкой легких Т-60, БТ-5, Т-26 и бронеавтомобилями.

Вскоре наступление 67-й армии захлебывается, к концу дня удается вклиниться в оборону противника всего на три километра. Темпы прорыва снижают непроходимые торфяники и минные поля. Не легче обстановка и с внешней стороны кольца, в полосе атаки 2-й ударной, идущей с востока. На левом фланге наступают части 8-й армии. Немцы яростно сопротивляются.

Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на пару-тройку километров к западу. Это первый сокрушительный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе. Понимая серьезность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями.

Таким образом, оборону шлиссельбургско-синявинского выступа осуществляли примерно 6 расчетных дивизий при поддержке 700 орудий и минометов и около 50 танков и САУ. Авиационную поддержку 18-я армией и всей группы армий «Север» осуществлял 1-й воздушный флот до 200 самолетов. Ход боевых действий Начало наступления. В 9:30 утра одновременно артиллерия обоих фронтов начала артподготовку, которая продолжалась в полосе наступления 67-й армии 2 часа 20 минут, и 1 час 45 минут на участке наступления 2-й ударной армии.

В 11:50 под прикрытием «огненного вала» и пулеметного огня 16-го укрепрайона 4 дивизии первого эшелона 67-й армии начали форсирование Невы. Каждая дивизия была усилена четырьмя-пятью артиллерийскими и минометными полками, истребительно-противотанковым артиллерийским полком и одним-двумя инженерными батальонами. Атаку также поддерживали 147 легких танков и бронеавтомобилей, вес которых мог выдержать лед на Неве. В первый день успех был достигнут на центральном участке благодаря артподготовке38-го гвардейского миномётного полка и последующего наступления — 268-й дивизией и 86-м отдельным танковым батальоном в районе севернее 2-го Городка и 136-й дивизией и батальоном 61-й танковой бригады в районе Марьино. К концу дня, сломив сопротивление 170-й пехотной дивизии противника, советские войска сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм шириной около 6 километров и глубиной до 3 километров. Сразу же после этого инженерные части приступили к постройке переправы в районе Марьино для средних и тяжелых танков, которая была закончена только к 14 января. Менее удачно развивалось наступление на флангах.

В 11:15 перешла в наступление 2-я ударная армия, а в 11:30 — части 8-й армии. Поскольку артиллерия не сумела подавить все огневые точки, а торфяные болота даже зимой оказались труднопроходимыми, наступление развивалось с большим трудом. На левом фланге наступления успеха добилась лишь 327-я стрелковая дивизия, которая сумела овладеть большей частью опорного пункта в роще «Круглая». Оборона частей 1-й немецкой дивизии сломлена не была и дальнейшего развития наступление на этом участке не получило до конца операции. Уже в первый день советского наступления немецкое командование было вынуждено усилить свою оборону, введя в бой части 96-й пехотной и 5-й горнострелковой дивизий, а затем два полка 61-й пехотной дивизии «группа генерал-майора Хюнера». Бои 13—17 января 13—17 января бои приняли затяжной и ожесточенный характер. Противник оказывал упорное сопротивление, опираясь на многочисленные узлы обороны.

Для окончательного перелома в ходе сражение советское командование уже со второго дня операции начало вводить в бой вторые эшелоны армий. Несколько дней на подступах к Шлиссельбургу вели ожесточенные бои 86-я стрелковая дивизия и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады. Наступление на город также поддерживали 34-я лыжная бригада на правом фланге и 55-я стрелковая бригада, наступавшая по льду Ладожского озера. К вечеру 15 января советские части вышли к окраинам города. Немецкий гарнизон Шлиссельбурга оказался в критическом положении, но продолжал удерживать город. На правом фланге 67-й армии наступление 45-й гвардейской и 268-й стрелковой дивизий успеха не имело. Кроме того, немецкие войска, получив в подкрепление части 5-й горнострелковой и 96-й пехотной дивизий постоянно предпринимал яростные контратаки, в том числе, при поддержке 502-го тяжелого танкового батальона.

К 20 января советские войска, несмотря на ввод в бой на этом участке 13-й стрелковой дивизии, 102-й и 142-й стрелковых бригад и неоднократные атаки сумели только блокировать 2-й Городок и 8-ю ГРЭС с востока. В последующие дни командование 2-й ударной армии продолжило наращивать ударную группировку главным образом на участке от рощи «Круглая» до Гайтолова, введя в бой 11-ю, 191-ю, 239-ю стрелковую дивизию, 13-ю лыжную и 122-ю танковую бригады. Однако попытки расширить фронт прорыва к югу закончились практически безрезультатно. В район Липки, которую по-прежнему удерживал противник, в поддержку 128-й стрелковой дивизии была направлена 12-я лыжная бригада с задачей обойти Липку по льду Ладожского озера и атаковала противника с тыла. Прорыв блокады Ленинграда. Бои 18—20 января К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Чуть позже в этот же день соединения 86-й стрелковой дивизии и батальон бронеавтомобилей 61-й танковой бригады полностью очистили от противникаШлиссельбург, а в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки.

Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Вскоре командование 18-й армии дополнительно перебросило в этот район части 28-й егерской, 11-й, 21-й и 212-й пехотных дивизий. Продолжение наступления. Жуков доложил И. Сталину план операции «по овладению Кировской железной дорогой» «Мгинская операция» , который был подготовлен после совещания с Л. Говоровым, К. Мерецковым и К.

Планировалось, что 20 января 67-я и 2-я ударная армии начнут общее наступление на юг и, «закончив с противником в районе Синявино» и выйдя к реке Мга, 26 января приступят ко второму этапу операции. Однако рассчитывать на успех в создавшейся обстановке было тяжело. Противник прочно занимал новую оборонительную линию силами до 9 дивизий. Кроме того, немецкая группировка была значительно усилена артиллерией и авиацией. Практически все атаки закончились безрезультатно — удалось только продвинуться в сторону Синявино на 2 километра и перерезать железную дорогу юго-восточнее 1-го Городка. Несмотря на неудачу, командующий Ленинградским фронтом принял решение продолжить наступление для чего 67-й армии были переданы из резерва фронта 4 стрелковые дивизии, 2 стрелковые и 1 танковая бригады. Развить успех должна была подвижная группа 220-я танковая и 34-я лыжная бригады , которой предстояло овладеть Мусталово и отрезать пути отхода немецкой группировки в районе 1-го и 2-го Городков.

Однако прорвать оборону противника не удалось. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, 67-й армии развить наступление так и не удалось. Не сумела выполнить поставленную задачу и 2-я ударная армия. Не имея возможности для манёвра, советские войска наступали по торфяным болотам, без должной поддержки артиллерии и танков. Последняя была взята частями 80-й стрелковой дивизии 29 января. Развивая наступление, 31 января дивизия сумела овладеть Синявино, но были выбиты оттуда яростной контратакой противника. На остальных направлениях соединения армии продвижения не имели и занимали прежние рубежи.

Ворошилов в своем докладе И. Сталину от 27 января констатировал: «без захвата синявинских позиций нельзя приступить к осуществлению вашего приказа по освобождению Невы и Кировской железной дороги». Таким образом, было очевидно, что развить сходу наступление в южном направлении советским войскам не удалось и план дальнейшего наступления нуждался в корректировке. Корректировка наступательных планов В официальной российской историографии 30 января является датой окончания операции «Искра». Несмотря на то, что боевые действия 67-й и 2-й ударной армий в конце января успеха не имели, советское командование не собиралось отказываться от первоначального замысла и не приостановило наступление под Ленинградом, а лишь скорректировало план второго этапа операции. При этом войска 67-й и 2-й ударной армий были должны, «не ожидая этих фланговых ударов, путем охвата Синявинских высот и района Городков 1-й и 2-й продолжать уничтожение противника и захватить район Синявино, Городок 1-й и 2-й».

Они тренировались в ближнем тылу на макетах вычисляемых авиаразведкой вражеских позиций. Оттачивалось каждое движение, отрабатывалось взаимодействие, рассматривались самые разные ситуации. Причем не только на уровне рот и батальонов — командование не поленилось и провело штабные игры на картах. Советские генералы старались предусмотреть как можно больше вариантов развития событий.

Вырос и уровень организации связи — она дублировалась разными способами, чтобы командиры не теряли управления войсками, как это нередко случалось раньше. Момент истины При этом советское командование дальновидно решило ограничиться синицей в небе. Оно не замахивалось на разгром всей блокирующей Ленинград германской группировки. Не было задачи повторить Сталинградский котел. Красная армия собиралась прорубить дорогу в страдающий от голода город — в первую очередь надо было спасать жителей. Операция «Искра» началась 12 января 1943 года. Немцев подвела та же недооценка противника, что и под Сталинградом. Они просто не ожидали удара такой силы, хотя сам факт приготовления русских к чему-то крупному для их разведки секретом не был.

Несмотря на то, что город оставался во вражеской осаде еще целый год, с прорывом блокады значительно улучшилось снабжение северной столицы. Обстановка на всём Ленинградском фронте так же значительно изменилась — немецкая группа армий «Север» окончательно утратила стратегическую инициативу. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л. Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г. Жуков и маршал К.

Спасительная «Искра»: Петербург и Ленобласть отмечают годовщину прорыва блокады

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) Прорывную операцию назвали «Искра», памятуя крылатое: «Из искры возгорится пламя».
«Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда В начале 1943 года началась операция под Москвой (операция Суворов) с целью оттеснить группировку армий «Центр» дальше от Москвы.
ВЗГЛЯД / Как прорывали блокаду Ленинграда :: Автор Тимур Шерзад Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра».
Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда О том, как советским войскам в ходе операции "Искра" удалось перекусить стальной ошейник гитлеровских дивизий, душивший город с сентября 1941-го, — в материале РИА Новости.

Освобождение Ленинграда от прорыва до снятия блокады

вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. От Урицкой операции в итоге было решено отказаться, а Шлиссельбургская была переименована Сталиным в операцию «Искра» — она была назначена на начало января 1943 года. И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско-Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция «Искра» позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско-Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция «Искра» позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. Операция «Искра», в ходе которой 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединившись, смогли наконец-то разомкнуть вражеское кольцо, стала пятой попыткой прорыва блокады. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского.

Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра»

Ленинградский и Волховский фронты должны были выступить и взаимодействовать между собой одновременно, особое внимание необходимо было уделить подготовки кадров и оперативной маскировке. Гитлеровцы ожидали, что русские вновь попытаются прорваться в зимнее время, но не знали о месте проведения наступления и силе удара. В период подготовки к военной операции запрещалось любое радиообщение, чтобы противник не смог получить информацию и раскрыть местоположение частей Красной армии. Кроме этого, наши войска тщательно готовились к наступлению, в тылу отрабатывали взятие немецких укреплений, а затем хорошо замаскированные, по ночам, начали передвигаться на позиции. В это же время была проведена и большая подготовительная работа по строительству десятков километров дорог, подвезено огромное количество боеприпасов, возведены переправы.

В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. Поделиться 26 апреля 2024 «Длительная и успешная работа»: как испанка по имени Африка стала советской партизанкой и разведчицей Статьи, Страницы истории 26 апреля 2024 «Русский дом в Калькутте»присоединился к мемориальной акции «Знамя Победы» Новости, Мир 26 апреля 2024 Участники автопробега «Вахта памяти. Сыны Великой Победы» возложили цветы к мемориалу Советского солдата в Ржеве Видео, Мероприятия 26 апреля 2024 Победителей «Диктанта Победы» пригласят 9 мая на парад на Красной площади Видео, Мероприятия 26 апреля 2024 26 апреля 1945 года советские войска освободили город Брно Новости, Страницы истории 25 апреля 2024 В Казани развернули самую большую в России георгиевскую ленточку Видео, Мероприятия 25 апреля 2024 Заявление Посольства России в Австрии Новости, Европа 25 апреля 2024 В России стартовала акция «Георгиевская ленточка» Новости, Россия 25 апреля 2024 «Диктант Победы» напишут в пятидесяти странах Новости, Россия 25 апреля 2024 Сохранением исторической памяти займется новая некоммерческая организация «Евразия» Новости, Россия Рекомендуем.

Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден. И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.

Акцию организовал военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа при поддержке регионального отделения РВИО в Ленинградской области. Корреспондент портала «История. РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни». Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу. Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город. Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло.

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Глава седьмая Операция «Искра». Неизвестные солдаты. Сражения на внешнем фронте блокады Ленинграда Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.
Как прорывали блокаду Ленинграда В ходе операции «Искра» не удалось выполнить все поставленные задачи.

Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда

Действия 2-й ударной армии поддерживались 8-й командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков и 54-й командующий — генерал-лейтенант А. Сухомлин армиями, действия 67-й армии — 55-й армией командующий — генерал-лейтенант В. Авиационную поддержку войскам Ленинградского и Волховского фронтов осуществляли соответственно 13-я командующий — генерал-полковник авиации С. Рыбальченко и 14-я командующий — генерал-лейтенант авиации И. Журавлёв воздушные армии, кроме того, артиллерийскую поддержку оказывали корабли Ладожской военной флотилии и Балтийского флота. В общей сложности в операции «Искра» участвовали более 302 тысяч бойцов и командиров, около 4900 орудий и миномётов, более 600 танков, более 800 самолётов.

На данном участке против советских войск действовала 18-я армия командующий — генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север». На шлиссельбургско-синявинском выступе было сосредоточено до 5 дивизий ещё 4 — в оперативном резерве , около 700 орудий и миномётов, до 50 танков и штурмовых орудий. Авиационную поддержку немецким войскам оказывали части 1-го воздушного флота командующий — генерал-полковник А. За почти полтора года пребывания в этих местах части вермахта превратили выступ в укреплённый район, насчитывающий множество опорных пунктов и узлов обороны, линий противотанковых и противопехотных заграждений, минных полей. Командование группы армий «Север» использовало для обороны болотистую и холмистую местность, а также применяло захваченную во время предыдущих неудачных операций Красной Армии боевую технику и вооружение.

Всё пространство перед линией фронта простреливалось с нескольких точек. В совокупности эти факторы делали оборону вермахта исключительно трудно преодолимой. Общая численность немецких войск на начало операции составляла на данном участке около 60 тысяч человек, 700 орудий и миномётов, 50 танков и самоходок, 200 самолётов. Подготовка к операции Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 — начала января 1943 года. Все задействованные части были пополнены личным составом, боевой техникой, вооружением, боеприпасами. Привлечённые части инженерных войск построили большое количество колонных путей и мостов для переброски подкреплений.

Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Его потери составили свыше 13 тыс. Победа была достигнута дорогой ценой. Потери войск 67-й и 13-й воздушной армий Ленинградского фронта составили почти 41,2 тыс. Операция Показать больше.

На Волховском фронте во 2-й ударной армии артподготовка продолжалась 1 час 45 минут. После этого последовали пятидневные ожесточённые бои. Немцы упорно сопротивлялись, дрались за каждый клок земли. Немецкий полковник Х. Всех раненых тащили за собой, несколько батарей, располагавшихся в этом районе, оставили взорванные орудия, прочее тяжелое оружие было также потеряно. Русские постоянно бросали новые силы к месту прорыва, поэтому шедшие за передовыми отрядами подразделения, гренадеры, истребители танков 96-й дивизии, орудийные расчеты 227-й пехотной дивизии и все остальные, находившиеся еще в котле, вынуждены были вновь отвоевывать те же самые участки местности. Весь ужас той ночи навсегда останется в памяти всех участников того прорыва». Воспоминания старшего лейтенанта Василия Федоровича Кондрашева, который в этот день, 18 января, «сгреб», как он выразился, фашистского капитана: «Вбегаю в дом, вижу: сидит за столом офицер, зажав руками виски. На столе перед ним — револьвер. Он встал, поднял руки...

И объяснил мне так: был им получен приказ от фашистского командования немедленно отступить с остатками батальона. Но едва они двинулись вдоль узкоколейки, новый приказ: остановиться и оказать русским сопротивление «до последней капли крови». Этот капитан — фамилия его Штейрер — хотел было выполнить приказ, однако никакими угрозами уже не мог остановить бегства своих гренадеров.

Непосредственное выполнение поставленных задач на главном направлении возлагалось на 67-ю армию Ленинградского фронта командующий — генерал-лейтенант М. Духанов и 2-ю ударную армию Волховского фронта командующий — генерал-лейтенант В.

Ударная группа Волховского фронта должна была нанести главный удар в направлении Синявино и, прорвав немецкую оборону, соединиться с Ленинградской группой, которая в свою очередь должна была наступать ей навстречу, перейдя по льду Неву и прорвав оборону на участке Дубровка — Шлиссельбург. Действия 2-й ударной армии поддерживались 8-й командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков и 54-й командующий — генерал-лейтенант А. Сухомлин армиями, действия 67-й армии — 55-й армией командующий — генерал-лейтенант В. Авиационную поддержку войскам Ленинградского и Волховского фронтов осуществляли соответственно 13-я командующий — генерал-полковник авиации С.

Рыбальченко и 14-я командующий — генерал-лейтенант авиации И. Журавлёв воздушные армии, кроме того, артиллерийскую поддержку оказывали корабли Ладожской военной флотилии и Балтийского флота. В общей сложности в операции «Искра» участвовали более 302 тысяч бойцов и командиров, около 4900 орудий и миномётов, более 600 танков, более 800 самолётов. На данном участке против советских войск действовала 18-я армия командующий — генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север».

На шлиссельбургско-синявинском выступе было сосредоточено до 5 дивизий ещё 4 — в оперативном резерве , около 700 орудий и миномётов, до 50 танков и штурмовых орудий. Авиационную поддержку немецким войскам оказывали части 1-го воздушного флота командующий — генерал-полковник А. За почти полтора года пребывания в этих местах части вермахта превратили выступ в укреплённый район, насчитывающий множество опорных пунктов и узлов обороны, линий противотанковых и противопехотных заграждений, минных полей. Командование группы армий «Север» использовало для обороны болотистую и холмистую местность, а также применяло захваченную во время предыдущих неудачных операций Красной Армии боевую технику и вооружение. Всё пространство перед линией фронта простреливалось с нескольких точек.

В совокупности эти факторы делали оборону вермахта исключительно трудно преодолимой. Общая численность немецких войск на начало операции составляла на данном участке около 60 тысяч человек, 700 орудий и миномётов, 50 танков и самоходок, 200 самолётов.

Одна на всех: операция “Искра”

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) 79 лет назад, 12 января 1943 года, советские войска начали деблокирующую операцию под Ленинградом (операция «Искра»).
Разорвать кольцо: как 18 января 1943 года прорвали блокада Ленинграда - Новости 18 января 1943 года на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части Ленинградского фронта соединились с войска Волховского фронта.
«Январский гром» после «Искры»: как Ленинград освобождали от блокады - Мойка78.ру Новости СПб Операции было присвоено кодовое наименование «Искра» и назначена дата готовности к ней — 1 января 1943 года.
Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го.
12 января 1943 года началась операция «Искра» | Победа РФ | Новость от 12.01.2023 Подготовка к активной фазе операции «Искра» производилась в течение декабря 1942 – начала января 1943 года.

Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда

Таким образом, и вторая попытка окружения мгинско-синявинской группировки противника закончилась провалом. Подготовка[ править править код ] К началу операции войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия , ВВС Краснознамённого Балтийского фронта, 7-й истребительный корпус ПВО и смешанные авиаполки 42-й , 67-й и 23-й армий. Все эти силы находились в оперативном подчинении командующего 13-й воздушной армией. К началу операции в 13-й воздушной армии и в 7-м истребительном авиакорпусе насчитывалось 287 самолётов: 26 бомбардировщиков, 40 штурмовиков, 171 истребитель, остальные 50 самолётов — самолёты-разведчики, корректировщики, транспортные, связь. В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов.

Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией. В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию.

Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации. Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой.

Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба.

Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые.

До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами.

Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55].

После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях.

Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250.

Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер.

В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск.

Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить.

В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.

В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1].

Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56]. По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М.

Ленинградцы обрели надежду на скорое освобождение от оков мучительной блокады. Был заложен фундамент январской Ленинградской победы 1944 г. Советские войска воспрянули духом — немцев можно побеждать! С весны 1943 г. За 19 дней непрерывных тяжелых боев армия потеряла свыше 19 тыс.

Санитарные потери составили более 46 тыс. Она исчерпала все свои боевые возможности, потеряв в ходе боев убитыми, ранеными и пропавшими без вести около 41 тыс. Сбросить немцев, окопавшихся на Синявинских высотах, и ликвидировать угрозу нового прорыва к южному побережью Ладожского озера можно было путём нанесения встречных ударов по флангам мгинско-синявинской группировки. В связи с этим, Волховскому фронту комфронта-генерал армии Мерецков К. Ставилась также задача: перерезать шоссе и железную дорогу в районе Любани.

Лестницы и багры в качестве оружия пехоты Старались учесть все. Например, чтобы в бою не терять управление войсками, дивизии Духанова были дополнительно оснащены радиостанциями. Будучи артиллеристом по воинской специальности, Говоров образовал несколько артгрупп из 1870 орудий и минометов — от дальнобойной до контрминометной.

В отдельную группу были сведены дивизионы «катюш». Нашлось место и сверхмощной 406-миллиметровой морской пушке. В какой-то момент возникла проблема: когда артиллеристы начнут вести огонь по врагу, некоторое количество рассеивающихся снарядов будет падать на лед Невы и ломать его, мешая переправе своих войск. Как быть? Говоров предложил уничтожать цели на левом берегу орудиями прямой наводки. Для этого артиллерийские разведчики тщательно сличали фотопанораму вражеского берега с результатами своих наблюдений. В дивизии Симоняка артиллерийский разведчик, молодой ленинградский художник-декоратор Василий Никифоров не просто наблюдал за противником, а, укрывшись в траншее, зарисовывал увиденное. Затем переползал на новое место, а вечером переносил наброски на четырехметровое панорамное полотно.

Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп.

Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов.

Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации

  • Материалы рубрики
  • Сколько дней и ночей длилась блокада Ленинграда
  • «Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда
  • Операция «Искра» — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Содержание

Как прорывали блокаду Ленинграда

Говоров и Мерецков получили указания подготовить операцию с условным наименованием «Искра» к 1 января 1943 года. Согласно архивным материалам, в ходе операции «Искра» с 12 по 18 января были ликвидированы более 13 тысяч фашистов. Итак, 18 января 1943 года, в ходе операции Искра Красная Армия (войска Ленинградского и Волховского фронтов) прорвали кольцо блокады.

Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда

В конце 1942 года советское командование готовит операцию по прорыву блокады. Операция «Искра»-наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота. Проект 'Прорыв блокады Ленинграда' посвящен событиям операции 'Искра', которая привела к успешному разгрому блокады Ленинграда 18 января 1943 года.

Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут началась операция «Искра». Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Кроме того, в результате операции «Искра» окончательно были сорваны планы германского командования соединиться с финскими войсками. К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. С завершением операции «Искра» инициатива ведения боевых действий под Ленинградом окончательно перешла к советским войскам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий