Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР»[43].
Как приватизировать квартиру
Приватизация жилищного фонда. Число приватизированных жилых помещений, единиц. его приватизации, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище, при изъятии этого жилого помещения (в том числе признанного непригодным для проживания). Приватизация – это процесс перевода жилой собственности из государственного или муниципального фонда в разряд частной недвижимости. это бесплатная передача жилья в собственность граждан (ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). Сроки оказания услуг по приватизации жилья в соответствии со статьей от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» составляет 2 месяца с момента подачи документов.
Форма поиска
- Нормотворческие инициативы
- Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры
- Нормы о приватизации муниципального жилья уточнят
- Нормы о приватизации муниципального жилья уточнят
- Плюсы и минусы приватизации
- В России рассмотрят приватизацию в пользу пенсионеров
Пресс-центр
Кроме того, в отдельную категорию выделены бывшие члены семьи собственника жилого помещения и установлено, что в случае прекращения семейных отношений с таким собственником эти лица, по общему правилу, утрачивают право пользования жилым помещением. Закрепляющая это правило часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации носит диспозитивный характер, допуская возможность сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением по соглашению с его собственником и предоставляя некоторые гарантии социально не защищенным категориям граждан: если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение этого лица и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда; при этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию. Согласно части 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации по истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений ее части 4, право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между ним и собственником; до истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда. С учетом того, что наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены и бывшие члены его семьи до приватизации этого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением части 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации , и что реализация права на приватизацию жилого помещения была поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагало достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" была включена норма, регламентирующая правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения. Согласно статье 19 данного Федерального закона действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент его приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению жалоб, исходил из того, что статья 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлена на защиту жилищных прав бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, которые в момент его приватизации имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим определения от 29 сентября 2011 года N 1091-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1660-О-О, от 22 января 2014 года N 18-О, от 23 октября 2014 года N 2332-О и др. Вместе с тем в Постановлении от 24 марта 2015 года N 5-П, опираясь на ряд сформулированных им ранее правовых позиций, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная статья не может расцениваться в качестве надлежащей гарантии защиты прав участников гражданского оборота, действующих разумно и добросовестно, в той мере, в какой она позволяет сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения взыскания на него как на заложенное имущество и его реализации путем продажи с публичных торгов обременения этого права, притом что требование их государственной регистрации не установлено.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на недостаточность законодательных норм, регулирующих различные аспекты сохранения за членами семьи прежнего собственника жилого помещения права пользования этим помещением, которые учитывали бы различия в правовой природе приобретения права собственности на жилое помещение и обусловленные этими различиями права членов семьи собственников соответствующих помещений в случае прекращения семейных отношений, что не только существенно ограничивает право собственности приобретателя жилого помещения, допуская не сбалансированное с его интересами удовлетворение интересов членов семьи прежнего собственника этого помещения и не обеспечивая адекватный механизм судебной защиты права собственности, но и создает неопределенность в правовом положении членов семьи прежнего собственника отчуждаемого помещения. Из этого следует, что и жилищные гарантии, в том числе связанные с пользованием жилым помещением, для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае прекращения права собственности на это жилое помещение определяются совокупностью обстоятельств конкретного дела. Однако необходимость обеспечения таких гарантий не может быть поставлена под сомнение применительно к тем лицам, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания нормы или системы находящихся в очевидной взаимосвязи норм, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями постановления от 27 июня 2013 года N 15-П, от 23 декабря 2013 года N 29-П, от 22 апреля 2014 года N 12-П и др. Между тем в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечивает - на основе принципов равенства и справедливости - решения вопроса о порядке и условиях сохранения жилищных гарантий, предусмотренных для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае его признания непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Рассматриваемое регулирование, в целом ориентированное на защиту жилищных прав, не содержит нормативного механизма, рассчитанного на обеспечение прав указанной категории граждан.
Это усугубляется тем, что в жилищном законодательстве нет и ответа на вопрос о порядке и способах защиты конституционного права таких граждан на жилище, хотя условия для осуществления этого права обязаны создавать органы государственной власти и местного самоуправления статья 40, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации. Более того, действующее правовое регулирование не обеспечивает потребности таких граждан в жилище в случае утраты ими права пользования жилым помещением, которое является для них единственным пригодным для постоянного проживания, включая и те ситуации, когда в результате изъятия жилого помещения у собственника и выселения бывших членов его семьи, отказавшихся от участия в приватизации, возникают основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Отсутствие названного законодательного механизма не может быть преодолено сложившейся правоприменительной практикой, выработавшей достаточно единообразное понимание действующего правового регулирования. Как следует из представленных Я. Штраус и дополнительно полученных Конституционным Судом Российской Федерации материалов, суды исходят из того, что конечной целью изъятия жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, является его полное расселение и последующие снос или реконструкция, а потому спорное помещение как объект недвижимости прекращает свое существование и бессрочное право пользования в отношении юридически отсутствующего объекта сохранению не подлежит. Возможность же предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, законодательством не предусмотрена Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
Кроме того, в законодательстве и, по имеющимся у Конституционного Суда Российской Федерации сведениям, в правоприменительной практике отсутствуют механизмы выплаты бывшему члену семьи собственника изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения, обладающему самостоятельным бессрочным правом пользования этим помещением, части средств из предназначенного такому собственнику возмещения в связи с изъятием жилого помещения, хотя наличие подобного бессрочного обременения, как правило, существенно снижает рыночную стоимость жилого помещения. Сказанное свидетельствует об отсутствии надлежащих гарантий защиты жилищных прав бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, для которых изымаемое жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является единственным пригодным для проживания и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище. Это означает, что имеются достаточные основания для вывода о несоответствии рассматриваемого регулирования Конституции Российской Федерации, ее статьям 40, 46 части 1 и 2 и 75. Следовательно, федеральному законодателю надлежит в кратчайший срок внести в законодательство изменения, с тем чтобы создать механизм реализации прав бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, для которых это помещение, признанное непригодным для проживания, является единственным и которые не могут самостоятельно удовлетворить потребность в жилище, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В свете правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает необходимым установить, что впредь до внесения в действующее законодательство необходимых изменений часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает следующее.
Порядок отчуждения из федеральной собственности такой недвижимости путем их возмездной реализации отсутствует, отмечают авторы инициативы. Сейчас закон разрешает лишь передачу такой недвижимости гражданам по договору социального найма.
Закон разрешает реализацию таких объектов недвижимости через аукцион. В документе отмечается, что речь идет о жилье, рыночная стоимость которого превышает в два и более раз сумму, определенную исходя из общей площади, умноженной на показатель средней цены одного квадратного метра жилья в соответствующем регионе.
В законопроекте определен критерий отнесения такого жилья к категории, подлежащей возмездному отчуждению: таким жильем будут признаваться жилые помещения, рыночная стоимость которых превышает в два и более раз сумму, определенную исходя из его общей площади, умноженной на показатель средней цены одного квадратного метра жилья по соответствующему субъекту России. Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья рассчитывается Росстатом и утверждается Минстроем России ежеквартально. Согласно документу, жилье подлежит приватизации, если оно поступило в государственный жилищный фонд после дня вступления в силу законопроекта, а также если оно поступило в государственный жилищный фонд ранее, но не было предоставлено гражданам по договору социального найма на день вступления в силу законопроекта. Картина дня.
В список вероятной приватизации Минфином добавили еще около 30 компаний. Росимущество спрогнозировало, что общие поступления от приватизации в 2024 году могут составить около 1,6 млрд рублей, а в 2025 году — 1,5 млрд. Тем не менее до этого газета «Ведомости» написала , что в следующем году государство не будет продавать долю в крупнейших компаниях.
Сейчас в России практически нет активов, где можно было бы найти баланс между интересами бизнеса, бюджета и объективной необходимостью сохранить контроль со стороны властей, уточнил один из источников газеты. Ранее экономист Андрей Мастеров высказал мнение, что проведение масштабной приватизации государственных компаний в текущих условиях не решит системных проблем российской экономики.
Пресс-центр
Приватизация жилищного фонда. Число приватизированных жилых помещений, единиц. ГД рассмотрела проект ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ в целях реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации. Галина Хованская выступила с комментариями к внесенной ей поправке к законопроекту. А в законе о приватизации жилищного фонда сказано, что органы местного самоуправления поселений имеют право осуществлять приватизацию жилищного фонда посредством передачи его гражданам», — отметил депутат. Общемировая практика решения жилищных вопросов для граждан с низким достатком — предоставление жилья в наём. Госдума приняла во втором чтении законопроект, который предусматривает, что недвижимость, поступившая в государственный жилищный фонд в результате коррупционного правонарушения, будет реализоваться в соответствии с законодательством о приватизации.
Конец бесплатной приватизации жилья: почему властям важно решить «квартирный вопрос»
Процесс покупки пройдет на рыночной основе — кто больше заплатит, тот и получит актив. Никакого демпинга и банкротства в угоду покупателям. Государство само в первую очередь будет заинтересовано продавать активы по наиболее высокой рыночной цене, поэтому сам процесс растянется на несколько лет. Экономисты объясняют, что большая приватизация нужна не только для получения денег в бюджет, но и для повышения эффективности управления госактивами. Мировой опыт показывает, что государство — с точки зрения получения прибыли, модернизации производства, разработки стратегии развития — не самый лучший управленец. Невозможно только госсубсидиями поддерживать активы, пострадавшие от санкций. Кроме того, приватизация должна улучшить ситуацию в области увеличения налоговых поступлений от новых частных компаний. Главное, чтобы для ее проведения были разработаны прозрачные и понятные условия.
С 1 октября 1992 г. Чеки распространялись через отделения Сбербанка РФ , при их получении необходимо было заплатить 25 рублей; номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей, что соответствовало стоимости основных фондов предприятий на душу населения в ценах января 1992 года [14]. Ваучеры были анонимизированы и могли свободно продаваться и покупаться, как напрямую между гражданами, так и через специально созданные чековые инвестиционные фонды.
Фактическая стоимость ваучеров определялась балансом спроса и предложения и варьировалась от 500 до 29 тыс. Первые 18 аукционов были проведены в декабре 1992 года. Всего по февраль 1994 года было проведено 9342 аукциона, на которых было использовано 52 млн ваучеров. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. Москве — на 50 акций Газпрома 17 тыс. За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» менее 100 руб. Сергей Мавроди: «Если бы не мои действия, то Газпрома бы никто не видал, как своих ушей. Это, кстати, один из моих маленьких подвигов, о которых никто не вспоминает. Насчет акций Газпрома — я уже устал про это говорить. Газпром — самый лакомый кусок, и его нельзя было приобретать за чеки никому, кроме работников Газпрома и жителей этих регионов.
То есть если ты не чукча, то не видать тебе Газпрома. Поэтому мне пришлось, поскольку было полно участников из этих регионов, оформлять все на частных лиц» [16] [17]. Критики чековой приватизации считали её нечестной и несправедливой, так как, по их мнению, она привела к незаслуженно быстрому обогащению узкой группы лиц. Например, существовало мнение, что принятый порядок приватизации давал серьёзные преимущества так называемым «красным директорам» руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров , а также выкупать акции у работников предприятий по заниженным ценам. Основная статья: Залоговые аукционы в России Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний таких, как « ЮКОС », « Норильский никель », « Сибнефть ». Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов [18] [19]. В результате залоговых аукционов появились[ как?
В настоящее время из 175 лотов, состоящих из 265 объектов федерального имущества, включенных в перечень, реализовано 42 лота. Общая сумма сделок составила 352,9 миллионов рублей при общей начальной цене в 195,1 миллионов рублей.
Необходимо отметить, что ранее принятые изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» значительно ускорили реализацию приватизируемого имущества, что привело к существенному увеличения динамики продаж в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Что такое приватизация? Под приватизацией жилья понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Напомним, что приватизация началась в 1991 году, срок ее неоднократно продлевался. Какие жилые помещения подлежат приватизации? Жилые помещения, занимаемые на основании договора социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений ведомственный фонд.
Какие условия должны быть соблюдены для приватизации
- Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 11.06.2021)
- Изменения в законодательстве: уточнены особенности приватизации объектов культурного наследия
- Порядок приватизации квартиры
- Изменения в законодательстве: уточнены особенности приватизации объектов культурного наследия
- Новое в законодательстве о приватизации государственного и муниципального имущества
- Наши проекты
Актуальные новости о приватизации в России и мире
Закон РФ О приватизации жилищного фонда в РФ, N 1541-1 от 04.07.1991 | Расскажу, в каких случаях для собственника может быть выгодна деприватизация квартиры. Законодательство:Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищ. |
Защита документов | 2. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, приватизируются исключительно путем продажи на аукционе. |
Как приватизировать квартиру: документы и сроки | Одним из условий реализации права на приватизацию жилого помещения является принцип однократности приватизации, закрепленный в статье 11 Закона РФ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой гражданин имеет право на. |
Приватизация жилья для россиян стала бессрочной | Недвижимость, поступившую в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения, будут реализовывать в соответствии с законодательством о приватизации. |
Приватизация квартиры через МФЦ в 2024 году: пошаговая инструкция
это бесплатная передача жилья в собственность граждан (ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). Проанализированы последствия приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. Выявлены основные перспективы в развитии правового регулирования приватизации жилых помещений. Департамент) - жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за Министерством обороны Российской Федерации. Недвижимость, поступившую в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения, будут реализовывать в соответствии с законодательством о приватизации.
В Госдуму внесен законопроект о деприватизации жилья
Решение об условиях приватизации объекта газоснабжения и договор купли-продажи объекта газоснабжения должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта газоснабжения эксплуатационными обязательствами. Похожие. Следующий слайд. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. З ЦентрМаг. Похожие. Товары для взрослых. Между тем около 15% жилого фонда, который можно оформить в собственность, до сих пор остается государственным. Недвижимость, поступившую в государственный жилищный фонд в результате совершения коррупционного правонарушения, будут реализовывать в соответствии с законодательством о приватизации. Общемировая практика решения жилищных вопросов для граждан с низким достатком — предоставление жилья в наём. Однако в этот раз муниципалитет ей отказал, так как по закону приватизировать жилье можно только один раз?ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В России рассмотрят приватизацию в пользу пенсионеров
Пресс-центр | При этом к рыночной стоимости выкупаемых жилых помещений предлагается применять понижающие коэффициенты. Подробнее о законопроекте: № 1135721-7. |
Приватизация квартиры через МФЦ в 2024 году: пошаговая инструкция | Общемировая практика решения жилищных вопросов для граждан с низким достатком — предоставление жилья в наём. |