Новости о континентальном шельфе российской федерации

на Континентальном шельфе двухсот мильной удалённости от берега в свободной экономической зоне СССР, тем самым Международным Сообществом подтверждается, что у бывшей иностранной торговой компании «Российская Федерация – Россия». План стимулирования разработки континентального шельфа РФ будет представлен премьер-министру РФ Владимиру Путину уже в апреле, сообщил вице-премьер Игорь Сечин. Процедуры по установлению границ континентального шельфа РФ в Баренцевом море завершены. Процедуры по установлению границ континентального шельфа РФ в Баренцевом море завершены.

В Совфеде заявили о возможном непризнании новых границ США

РФ подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ арктического шельфа за счет присоединения хребта Ломоносова и других образований, имеющих континентальную природу. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ. Континентальный шельф является продолжением сухопутной территории страны под водой. С 2000 года на российском шельфе глубоким бурением пройдено 154 скважины. на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Ирилежащей зоне Российской Федерации. Статья автора «RT на русском» в Дзене: Москва не признаёт расширение Вашингтоном внешних границ континентального шельфа, говорится в заявлении МИД России.

Госдеп: расширение шельфа в Арктике не нарушает границ России

Telegram: Contact @MID_Russia Российская Федерация высказала свое мнение относительно возможности признания новых границ США на континентальном шельфе.
Косачёв: Мир вправе не признавать новые границы США на континентальном шельфе Континентальный шельф и исключительная экономическая зона находятся на расстоянии 200 миль (370,4 км.) от берега на МОРСКОМ ДНЕ.
Путин обсудил с Советом безопасности границы континентального шельфа «О континентальном шельфе Российской Федерации» предусмотрено предоставление права пользования участками недр континентального шельфа без проведения аукционов.

Госдеп: расширение шельфа в Арктике не нарушает границ России

Это позволит не только увеличить общий объем добытого углеводородного сырья, но и даст дополнительный стимул к развитию смежных высокотехнологичных отраслей промышленности: приборостроения, машиностроения, транспорта. Кроме того, эти меры будут способствовать решению проблем энергообеспечения и занятости населения. Статья 14 Закона Российской Федерации «О недрах» допускает возможность получения права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона, и, таким образом, изменения предлагаемые автором уже содержатся в действующем законодательстве и не противоречат ему. Однако статья 10 Закона «О недрах» не предусматривает оснований для возникновения права пользования участками континентального шельфа без проведения конкурса или аукциона.

В феврале 2023 года Москва незаметно добилась крупной победы в юридической битве за морское дно Арктики», — пишет эксперт по военно-морским исследованиям Элизабет Бьюкенен в статье издания War on the Rocks. Стоит особо подчеркнуть полную приверженность Москвы действующим нормам международного права, принципиальный отказ от силовых методов продвижения своих интересов, от военно-политического и иного шантажа что, конечно же, не означает отказа от защиты национальных интересов всеми доступными и законными средствами. Несмотря на то что рекомендации комиссии не станут последним словом в дискуссии о правах на арктическое морское дно предстоит ещё непростой процесс согласования с Канадой и Данией , подтверждение профильной структурой ООН уместности большей части требований российской стороны означает легитимную ей принадлежность колоссальных запасов арктического углеводородного сырья. Предполагаемые запасы природного газа суммарными объемами 1550 трлн куб. Кроме того, шельфовые запасы содержат уран, золото, алмазы и редкоземельные металлы, стоимость которых оценивается в триллионы долларов и за которые разворачивается ожесточённая конкуренция 1. Освоение арктических недр — прерогатива России, однако его темпы и эффективность определяются рядом взаимосвязанных технологических, экономических и политико-экономических факторов, отмеченных , в частности, в ходе научно-практических конференций по вопросам освоения Арктики, прошедших в 2019-2023 гг.

Ускоренное освоение колоссальных нефтегазовых ресурсов в столь обширном российском регионе пока сопряжено с рядом негативных сдерживающих обстоятельств. В условиях этих санкций очень остро встал вопрос о локализации производства сейсмического оборудования в России.

Читайте также.

В первом чтении принят законопроект о предоставлении участков недр континентального шельфа посредством проведения аукциона 05 июля 2018 16:51 На пленарном заседании Государственной Думы 4 июля 2018 г. Данные изменения приняты в целях совершенствования порядка предоставления прав пользования участками недр континентального шельфа. Законопроектом предлагается исключить положение, предусматривающее безаукционный порядок предоставления в пользование участков недр континентального шельфа. Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства РФ и устанавливает возможность проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа среди лиц, имеющих право быть пользователями на таких участках недр.

Есть ли территория у РФ. Что такое континентальный шельф и исключительная экономическая зона?

Документ сообщает об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. "Газпром": потенциал для прироста добычи ресурсов на континентальном шельфе — 1,2 раза. Ученые подтвердили претензии России на континентальный шельф Арктики. Президент России Владимир Путин предложил постоянным членам совета безопасности обсудить вопросы внешней границы континентального шельфа страны в Северном Ледовитом океане, передает пресс-служба Кремля. «Континентальный шельф — это продолжение сухопутной территории страны под водой.

Госдеп: расширение шельфа в Арктике не нарушает границ России

И не только иностранные, но и российские частные компании не имеют возможности получить лицензию на разработку данных ресурсов, - сказала Дудыкина. Эту тему предстоит детально рассмотреть в 2015 году, но Аналитический центр готов рассмотреть предложения от заинтересованных организаций уже сегодня. Эксперт уточнила, что задача круглого стола — понять, какая из международно-правовых позиций больше соответствует национальным интересам России на арктическом шельфе. В ходе мероприятия эксперты обсудили доклад члена Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве России, профессора Геннадия Мелкова об арктической концепции НАТО и ЕС, а также о национальных интересах России на арктическом шельфе.

Встреча прошла в режиме видеоконференции. Владимир Путин У нас сегодня, коллеги, несколько важных вопросов, касающихся и внутренней повестки, и вопроса внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. Давайте начнем работать.

Законопроектом предлагается исключить положение, предусматривающее безаукционный порядок предоставления в пользование участков недр континентального шельфа. Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства РФ и устанавливает возможность проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа среди лиц, имеющих право быть пользователями на таких участках недр. Правоприменительная практика показала несовершенство существующей процедуры безаукционного предоставления права пользования участками недр континентального шельфа.

В частности, нередко возникают ситуации, когда на одни и те же участки недр федерального значения континентального шельфа претендуют различные юридические лица.

Данные изменения приняты в целях совершенствования порядка предоставления прав пользования участками недр континентального шельфа. Законопроектом предлагается исключить положение, предусматривающее безаукционный порядок предоставления в пользование участков недр континентального шельфа. Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства РФ и устанавливает возможность проведения аукционов на право пользования участками недр федерального значения континентального шельфа среди лиц, имеющих право быть пользователями на таких участках недр. Правоприменительная практика показала несовершенство существующей процедуры безаукционного предоставления права пользования участками недр континентального шельфа.

Россия будет отстаивать свои интересы в Арктике — сенатор о притязаниях США на шельф

Россия вновь расширит свои территории в Арктике | Октагон.Медиа С 2000 года на российском шельфе глубоким бурением пройдено 154 скважины.
Путину представят план стимулирования разработки континентального шельфа Предлагаемые изменения призваны интенсифицировать освоение ресурсов недр континентального шельфа Российской Федерации.
Путину представят план стимулирования разработки континентального шельфа «О континентальном шельфе Российской Федерации» предусмотрено предоставление права пользования участками недр континентального шельфа без проведения аукционов.

Претензии РФ на континентальный шельф Арктики еще раз научно подтвердили

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказываются принудительными работами на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет или без такового.

Не означает ли это, что такое заведомо предсказуемое неисполнение положений договора представляет собой ясно выраженный отказ России от соблюдения Договора с Норвегией? В соответствии с положениями федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Это российское министерство организует переговорный процесс, руководит переговорами и готовит проекты международных соглашений. Договор с Норвегией подлежит обязательной ратификации пп. И МИД России в соответствии со ст. При соответствующем представлении в Федеральное Собрание Российской Федерации МИД России был обязан в сопроводительных документах дать оценку возможных последствий его ратификации.

Например, потребует ли ратификация данного международного договора дополнительного финансирования или внесения изменений в российское законодательство. В сопроводительных документах МИД России, касающихся ратификации Договора с Норвегией, говорится, что он «не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации». А такая формулировка и представление МИДа о том, как должны исполняться положения этого международного договора, как было рассмотрено выше, противоречат положениям самого Договора с Норвегией. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила по сравнению с теми, что предусмотрены законодательством Российской Федерации в данном случае «правила» для «Специального района» иные, чем предусмотренные законодательством для исключительной экономической зоны , представляются президенту Российской Федерации по согласованию с Минюстом России ст. Этого, видимо, сделано не было, и тем самым нарушен порядок представления и процедура ратификации Договора с Норвегией. В свою очередь, это повлекло за собой нарушение положений ст. А как же быть с исполнением Договора с Норвегией в «Специальном районе»?

Если использовать весь спектр суверенных прав и юрисдикции, предусмотренных для исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с п. А иные нормы и правила в нашем законодательстве до сих пор не прописаны. То есть здесь употреблено сослагательное наклонение, предусматривающее ситуацию, которая не существует в реальном мире и которая имеет гипотетическое значение. Автор полагает, что для договора, затрагивающего вопросы юрисдикции государства в прилегающих морских пространствах, сослагательные наклонения не могут применяться. В предыдущей статье 2 Договора с Норвегией говорится: «Каждая Сторона соблюдает линию разграничения морских пространств, установленную в статье 1, и не претендует, и не осуществляет какие-либо суверенные права или юрисдикцию прибрежного государства в морских пространствах за пределами этой линии». Автор — не юрист, и потому ответ на вопрос, каким образом Норвегия умудрилась «передать» России «свои» суверенные права и юрисдикцию на российской стороне от линии разграничения, которые она не осуществляла и на которые не претендует, остается для него загадкой. Возможно, это некий юридический «задел на будущее», для грядущего очередного «компромисса» по аналогичной передаче уже самой Норвегии прав, которые Россия «иначе была бы вправе» осуществлять на норвежской стороне от линии разграничения в соответствии с положениями Договора о Шпицбергене 1920 года.

Как бы то ни было, Закон о ратификации мало того что был принят с нарушением предусмотренной процедуры, так еще и содержит существенное нарушение императивной нормы международного права предел исключительной экономической зоны в 200 миль и уже тем самым ставит под сомнение «юридическую силу» Договора с Норвегией. Допущенные и неисправленные ошибки имеют «склонность» к расширению и размножению. Вот и в поданной 3 августа 2015 года генеральному секретарю ООН заявке России «Частичное пересмотренное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане»9, на подготовку которой государство потратило десятки миллиардов рублей, содержится существенное нарушение положений Договора с Норвегией, но обоснование этого нарушения — тема для другой статьи. Более того, в заявке содержится явное противоречие. Заявка является официальным представлением в ООН претензии государства на национальный континентальный шельф за пределами 200 миль от побережья. Комиссия должна будет рассмотреть материалы, обосновывающие эту претензию России, и либо признать наличие такого шельфа в определенных границах, либо отклонить заявку. То есть шельф России за пределами 200 миль от ее побережья Комиссией еще не признан, но, согласно заявке России участок I , уже «разграничен» Договором с Норвегией.

Однако вернемся к самому Договору с Норвегией. Континентальный шельф Согласно статьям 15, 74 и 83 Конвенции ООН 1982 года, государства могут разграничивать морские зоны, прилегающие к их побережью и находящиеся под их юрисдикцией в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года и национального законодательства. Иными словами, государство может разграничить с соседним государством только то, чем оно реально и правомерно обладает и что подтверждается нормами международного общего и морского права. Это еще одна императивная норма международного права. В соответствии с положениями частей II и V Конвенции ООН 1982 года Россия априори правомочно обладает суверенитетом или суверенными правами в отношении четырех морских зон национальной юрисдикции внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона. Все эти зоны декларированы также национальным законодательством. Самая обширная из этих зон — исключительная экономическая зона.

Прибрежное государство имеет право установить ее внешнюю границу в одностороннем порядке на основании положений и норм Конвенции ООН 1982 года, но не имеет права распространить исключительную экономическую зону на расстояние, превышающее 200 морских миль от ближайших точек своего побережья. Национальная юрисдикция прибрежного государства на морскую зону за пределами 200 миль регламентируется положениями части VI Конвенции ООН 1982 года континентальный шельф. В соответствии с международным правом при определенных обстоятельствах, а именно при наличии, а главное — соответствующим образом признанных доказательств, что подводное продолжение сухопутной территории, так сказать, конвенционный континентальный шельф, простирается за пределы 200 миль, прибрежное государство может установить свою юрисдикцию на его продолжение до границ, определенных в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года и признанных Комиссией. Согласно пункту 8 статьи 76 Конвенции ООН 1982 года, прибрежное государство, желающее определить внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, представляет данные о таких границах, включая все необходимые результаты морских исследований и иные материалы, доказывающие наличие предполагаемого шельфа, в Комиссию, которая рассматривает поданную заявку и дает рекомендации прибрежному государству по вопросам установления такой границы. Только наличие признанного континентального шельфа за пределами 200 миль, границы которого установлены прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, дает государству право на его разграничение с установленным в аналогичном порядке континентальным шельфом соседнего государства. Поданная Россией 20 декабря 2001 года в Комиссию заявка на континентальный шельф Российской Федерации за пределами 200 морских миль, в части, касающейся Северного Ледовитого океана, была, по сути дела, отклонена. Комиссия сочла недостаточными доказательства, представленные Россией в заявке, того, что ее шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, и в своих рекомендациях предложила подготовить новую заявку с дополнительными объемными морскими исследованиями.

Таким образом, у России в акватории Северного Ледовитого океана ни на момент заключения Договора с Норвегией, ни по сегодняшний день за пределами 200 морских миль от побережья не имеется общепризнанных, легитимных морских пространств под национальной юрисдикцией, которые можно было бы разграничить с соседними государствами в соответствии со статьей 83 Конвенции ООН 1982 года. Ввиду отсутствия действующей национальной юрисдикции морское дно и его недра в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль от побережья России равно как и США, Канады, Дании на сегодняшний день определяются в соответствии с частью XI Конвенции ООН 1982 года как «Район», который с его ресурсами «является общим наследием человечества» статья 136. Это составляет также официальную позицию МИД России, отраженную в ряде документов. Следует отметить, что никакие, даже ясно выраженные претензии прибрежных государств на морские пространства за пределами 200 миль от их побережья не изменяют статус морского дна и его недр в этих пространствах как «Района — общего наследия человечества» до тех пор, пока Комиссия не признает и не вынесет решения о наличии там национального континентального шельфа того или иного государства в определенных границах. Например, на сегодняшний день на морское дно и его недра в районе Северного полюса претендуют сразу несколько стран. Россия и Дания уже подали в Комиссию официальные заявки, в которых каждое государство включает район Северного полюса в свой национальный континентальный шельф. Канада готовится подать свою заявку в ближайшее время.

В ходе подготовки своей заявки Канада не раз заявляла, что не собирается отказываться от своих притязаний на Северный полюс, и премьер-министр Стивен Харпер поручил правительству включить Северный полюс в заявку на расширение границ арктического шельфа. Несколько лет назад в сенате США было заявлено о протяженности берегового морского шельфа США на 600 миль от побережья. Эти притязания вроде как до полюса «не дотягивают», но в любой момент США могут «вспомнить», что в 1909 году достигнувший его Роберт Пири заявил о праве владения Северным полюсом и прилегающей областью от имени президента США. Тем не менее, кто бы чего не заявлял и на что бы не претендовал, до тех пор, пока Комиссия не рассмотрит заявку и не вынесет своих рекомендаций, согласно которым морское дно и его недра в Северном Ледовитом океане за пределами 200 миль от побережья признаются национальным континентальным шельфом какого-либо государства, они будут иметь статус «Района — общего наследия человечества». С учетом положений статьи 137 это означает, что «Район» не может находиться под национальной юрисдикцией какого-либо государства и, соответственно, не подлежит какому-либо разграничению между государствами. Таким образом, неправомерность разграничения «Района» или морских пространств, не находящихся под национальной юрисдикцией, является императивной нормой международного права и международным обязательством России как государства — участника Конвенции ООН 1982 года. Эта точка находится на расстоянии 248 морских миль от ближайшей точки побережья России.

При этом конечная точка линии разграничения согласно статье 1 Договора с Норвегией находится еще севернее упомянутой точки с координатами. Таким образом, в Северном Ледовитом океане Договор с Норвегией разграничивает морской пояс шириной более 50 миль за пределами 200 морских миль от ближайших точек на побережье России см. Согласно ст. Однако, как было сказано выше, за пределами 200 миль юрисдикция России еще не признана мировым сообществом.

Порядок разработки и постановки продукции на производство». Уточнить презентационные материалы в части состава оборудования в соответствии с рекомендациями рабочей группы. Проработать с потециальным заказчиком требования к судну-носителю в части требований по наличию пара. Привести требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам в соответствие с ГОСТ Р 15.

Перед агентом ставятся задачи по содействию реализации инвестиционных проектов на шельфе, а также привлечению инвестиций в развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта. Проект предусматривает допуск всех заинтересованных инвесторов к участию в проектах по освоению ресурсов на континентальном шельфе в Северном Ледовитом и Тихом океанах, их деятельность будет осуществляться на основе соглашений о консорциуме по совместному использованию прав на участки недр. Обязательные требования к такому соглашению и условия его заключения прописаны в законопроекте. В целях повышения качества сотрудничества с инвесторами предполагается создание цифровой платформы, содержащей информацию о доступных участках недр, через которую инвесторы смогут подавать заявки на получение участков в пользование, а также получать все необходимые геологические и технологические данные. Для соблюдения баланса интересов государства и инвесторов надзорные полномочия по работе на арктическом и дальневосточном шельфе будут делегированы комиссии Правительства России — коллегиальному органу, возглавляемому вице-премьером РФ. Комиссия будет утверждать стратегию, бюджет, приоритетные программы деятельности агента в части работ по управлению континентальным шельфом в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а также размеры разовых платежей и составы консорциумов инвесторов в отношении каждого участка недр, принимать решение о внесении в Правительство РФ актов о предоставлении прав пользования недрами на шельфе.

Путину представят план стимулирования разработки континентального шельфа

на Континентальном шельфе двухсот мильной удалённости от берега в свободной экономической зоне СССР, тем самым Международным Сообществом подтверждается, что у бывшей иностранной торговой компании «Российская Федерация – Россия». Спустя 14 лет Россия подала в ООН новую заявку на расширение континентального шельфа в Арктике. Ученые подтвердили претензии России на континентальный шельф Арктики. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНО континентальном шельфе Российской Федерации С изменениями на 19 октября 2023 года Документ с изменениями, внесенными:Федеральным законом от 10 февраля 1999 года № 32-ФЗ (Российская газета, №. Процедуры по установлению границ континентального шельфа РФ в Баренцевом море завершены. В Госдуме заявили, что претензии США на расширение шельфа в Арктике могут усилить напряженность, поскольку Вашингтон принял решение в одностороннем порядке.

Россия направила США демарш из-за изменения границ континентального шельфа

Морская техника и оборудование для освоения углеводородных ресурсов на континентальном шельфе («Освоение шельфа»). Спустя 14 лет Россия подала в ООН новую заявку на расширение континентального шельфа в Арктике. Президент России Владимир Путин предложил постоянным членами Совета безопасности обсудить вопросы внешней границы континентального шельфа страны в Северном Ледовитом океане, передает пресс-служба Кремля.

Заявку России о границах на арктическом шельфе снова научно подтвердили

В начале 2023 года Комиссия по границам континентального шельфа утвердила заявку России в регионе, одобрив площадь более 1,6 млн квадратных километров. Документы в ООН подаёт Минприроды, прибегая к помощи учёных. Более 20 лет непосредственное участие в подготовке обоснования заявки РФ принимал Арктический и антарктический научно-исследовательский институт ААНИИ. Международная карта границ континентального шельфа. Однако американские власти скованы в своих решениях, поскольку Вашингтон до сих пор не ратифицировал данную конвенцию. По заявлениям экспертов, этого в ближайшем времени не случится: для ратификации требуется голосование двух третей членов сената США, а ключевые республиканцы, начиная с Рональда Рейгана, отвергали эту инициативу.

Проведен мониторинг животных в период выхода самок из родовых берлог. Общая протяженность маршрутов экспедиции составила более полутора тысяч километров. Ученые зафиксировали 15 особей белых медведей. Девять животных исследованы с использованием метода дистанционной иммобилизации, не представляющим угрозы их жизни и здоровью.

Проведен комплекс морфометрических измерений параметров жизнедеятельности медведей, взвешивание, отбор проб крови и шерсти для генетического, биохимического и токсикологического анализов. В летний период группа учёных провела исследования белых медведей на мысе Желания архипелага Новая Земля. Проведено обследование 34 островов архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новой Земли территория Национального парка «Русская Арктика» с целью изучения атлантического моржа. Проведено 17 высадок для работы с животными, установлено 16 спутниковых меток на моржей. С помощью беспилотных летательных аппаратов выполнены масштабные обследования лежбищ атлантического моржа.

Заметно, что США усилили свою деятельность в Arctic Waters, стремясь обзавестись ресурсной базой вблизи своих территорий. Однако, Россия не допустит, чтобы чьи-либо амбиции вступили в противоречие с ее национальными интересами. Кроме того, эти амбиции США могут негативно повлиять на интересы их союзников в тихоокеанском регионе. В свою очередь, сенатор Константин Косачев заявил, что мир не может признать новые границы США на континентальном шельфе в Арктике.

Карта границ континентального шельфа России согласно представлениям России в Комиссию по границам континентального шельфа. Учёные должны определить наиболее выгодные для страны варианты делимитации с учётом площадей расширенного континентального шельфа и природных ресурсов, прогнозируемых в их пределах. В начале 2023 года Комиссия по границам континентального шельфа утвердила заявку России в регионе, одобрив площадь более 1,6 млн квадратных километров. Документы в ООН подаёт Минприроды, прибегая к помощи учёных. Более 20 лет непосредственное участие в подготовке обоснования заявки РФ принимал Арктический и антарктический научно-исследовательский институт ААНИИ. Международная карта границ континентального шельфа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий