На вопрос когда праздновали новый год до петра 1??? заданный автором Ђемная лучший ответ это До XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю.
Как Пётр I изменил главный праздник в году
Четыре времени Нового года: когда же он все-таки наступает? | До 1700 года Новый год праздновался 1 сентября. Пётр 1 поменял дату на 1 января. |
Почему Новый год отмечали в сентябре | 20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. |
Сколько раз на Руси и в России менялась дата наступления Нового года?
Пётр I ввёл традицию праздновать Новый год 1 января. Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенёс Новый год на 1 января. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. Больше 100 лет Новый год праздновали весной.
Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год
Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования. Новый год начинался на Руси с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. Главная» Новости» Когда отмечали новый год до указа петра i праздновать с 1 января. Тогда Петр I вновь принял решение изменить праздничные даты «гражданского календаря», ориентируясь на Западную Европу и балканских славян, которые праздновали Новый год зимой. 528 лет назад, в 1492 году, в России впервые отпраздновали Новый год в сентябре. До этого праздник отмечали 1 марта, а перенесён он был Иваном III. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января берёт своё начало в конце 1699 года.
Комоедица: почему славяне праздновали Новый год в марте
Почему Новый год отмечали в сентябре | Как известно, Новый год в России стали отмечать при Петре I. Ёлки тогда не ставили, а дома украшали хвойными веточками. |
Как праздновали Новый Год в России до Петра I | И теперь гражданский Новый год праздновали в начале января, а церковный Новый год остался прежним – 1 сентября. |
История Нового года в России: как и когда начали отмечать праздник - Новости Санкт-Петербурга | Петр I ввел традицию праздновать Новый год 1 января Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. |
Начало и празднование Нового года в России | 20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. |
Когда впервые начали отмечать Новый год в России?
Этот обычай праздновать первый день нового года сохранился вплоть до первых Романовых. В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви». До петровского указа Новый год отмечали 1 сентября. В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Главная» Новости» Когда отмечали новый год до указа петра i праздновать с 1 января. Старый Новый год празднуют не так пышно, как ночь с 31 декабря на 1 января.
Новогодние традиции: как это было до указа Петра I и как стало после
Новый год начинался на Руси с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. В канун Нового года Петр I сам зажёг на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп».
Новогодние традиции: как это было до указа Петра I и как стало после
Между тем европейцы жили по совершенно другим календарным системам — сначала по юлианскому календарю известному как «Старый стиль» , а с 1582 года по григорианскому календарю, который мы используем до сих пор также известный как «Новый стиль». Эти два календаря начались с Рождества Христова, а не с дня творения. Их также было намного легче вычислить и прочитать, чем византийский календарь, и год начинался 1 января, а не с марта или сентября. Петр Великий считал международную торговлю одним из ключевых факторов развития России. Ему было ясно, что русские должны праздновать Новый год так же, как европейцы, чтобы успешно торговать с Европой. Различные празднования Нового года представляли проблему: в Европе начало сентября было типичным рабочим месяцем, в течение которого заключались сделки и подписывались контракты — в России, с другой стороны, люди праздновали Новый год и имели неделю или больше. Для Петра Великого это означало только одно — потерю денег. Таким образом, 7208 год был самым коротким для России, потому что он длился всего четыре месяца — с сентября по декабрь. В этом же указе Петр также дал рекомендации, как встречать Новый год «по-европейски». После молитвы, писал царь, следует украсить свой дом и ворота ветками ели, ели или можжевельника и поздравить друг друга с началом нового года и нового века. Шикарные люди были проинструктированы стрелять салютом из небольших пушек, мушкетов и всех имеющихся небольших винтовок.
Петр также посоветовал с 1 по 7 января зажигать фейерверки и зажигать в своих садах. Большевики переходят на григорианский календарь Однако в ходе этой реформы Петр не перенял григорианский календарь — потому что это было от Папы Григория XIII.
Наши предки началом года считали март. Так продолжалось до тех пор, пока в 1699 году Петр I не издал два именных указа. Как Новый год начали отмечать 1 января До 1700 года в России действовала византийская система летоисчисления, совпадающая с юлианским календарем. Новый год встречали в марте и провожали в последний день февраля. Отмечать Новый год 1 января по примеру европейских христианских государств начали по указу Петра I в 1700 году. При этом вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению и праздновать Новый год на 11 дней позже других государств, уже перешедших на григорианский календарь.
Именно Петр I ввел традиции украшать главные улицы и знатные дома хвойными деревьями и ветками. Все остальные могли «учинить» по древцу или ветви на воротах или «над хороминою своею». Главное торжество, согласно указу, проходило на Красной площади. В честь Нового года там устраивали фейерверк, пушечный и ружейные салюты и выпускали ракеты.
Он повелел своим указом — это было буквально 20 декабря, за десять дней до события — приблизить русскую календарную систему к европейской. Это выразилось в двух актах. В том, что с этого момента мы начали исчислять годы не от сотворения мира, как было до этого, а от Рождества Христова. То есть, внезапно для всех жителей России наступил 1700 год от Рождества Христова. И при этом он наступил не первого сентября, как все привыкли за эти столетия, а вдруг, внезапно, первого января. То есть, он был буквально вклинен, инкорпорирован в эту святочную обрядовую систему.
Как всегда у нас это всё делается совершенно внезапно. Но при этом, что очень важно подчеркнуть для наших с вами дальнейших рассуждений, Пётр оставил юлианский календарь. Собственно, с этого момента в России появилось исчисление времени от Рождества Христова и празднование Нового года первого января, но при этом остался старый юлианский стиль, отставший от григорианского стиля на 13 дней. Пётр I Алексеевич Что интересного было в петровских календарных реформах. То, что он впервые попытался донести до своих подданных мысль, что время наступления нового года нужно каким-то образом маркировать разными атрибутами. И, естественно, атрибутом который единственный содержится в его указе от 20 декабря 1699 года было то, что богатые люди должны ставить перед дверями своих домов еловые, сосновые или можжевеловые деревца, а люди небогатые хотя бы по еловой веточке прикреплять к крышам или стенам своих домов. Нужно обратить внимание, что, то, что предлагал сделать Пётр, в общем, не имело никакого отношения к новогодней или рождественской ёлке, которая сформировалась позже, в XIX веке, потому что для него ёлка была не украшением пространства внутри дома, а скорее украшением улиц города. Особого значения для формирования святочного и новогоднего обряда этот указ Петра не имел, потому что вскоре после смерти Петра это установление было благополучно забыто. Но оставило свой след достаточно надолго в довольно специфической сфере, потому что обычай устанавливать еловые деревца сохранился не около жилых домов, а этим стали маркировать пространство около кабаков. Питейные заведения стали украшаться ёлками, или ёлки устанавливались на крышах этих заведений.
Поэтому в XVIII веке и в XIX веке, когда эта традиция сохранялась существовало огромное количество эвфемизмов, связанных с кабаками и с желанием выпить, в которых присутствовала ёлка. Кабаки могли называться «Иван Ёлкович» или «Под ёлкой». Или «Пойдём, сходим под ёлку», что означало приглашение выпить. Огромное количество всяких фразеологизмов было связано с тем, что ёлка внезапно закрепилась именно за кабаками. Интервьюер: Тогда было бы очень интересно узнать, как в итоге начала формироваться новогодняя традиция в более праздничном виде, как люди к этому пришли. Елена Евгеньевна: Хорошо. Здесь нужно говорить о том, что в послепетровскую эпоху вот эта календарная праздничная традиция, в том числе и празднование Нового года и рождественского периода, существует на двух уровнях. Это старый, крестьянский уровень, где, как я уже говорила раньше, Новый год оказался вплетён, внедрён в святочный период и стал промежуточной датой между Рождеством и Крещением. И дворянская традиция, которая уже стала опираться на другие, европейские нормы празднования рождественского периода: с балами, с фейерверками, ряженьем, с карнавалами — со всеми этими элементами. Обычай ставить ёлку в качестве важного центрального атрибута Рождества — это, прежде всего, немецкий обычай.
Он довольно древний, хотя не безумно древний: как считают некоторые исследователи, он возник в немецких землях примерно в XV-XVI веках.
Помимо мытья волос, здесь принято всем миром купаться в море. Особое развлечение — петушиные бои, которые устраивают повсеместно. К ним готовятся загодя, ведь бойцовую птицу еще нужно воспитать. Кровь поверженных петухов в этот период считается жертвенной, а погибшая птица становится блюдом на праздничном столе. Новогоднее лето Новый год может быть даже летом, как это было, например, у древних майя — они отмечали этот праздник в июле, встречая месяц под названием «поп». Как и положено новогоднему периоду, он был связан с обновлением, поэтому все надевали новую одежду, уничтожали старые циновки и посуду. Кроме того, конечно же, приносили жертвы богам и пировали. Судя по некоторым дошедшим до нас данным, мужчины были при этом склонны к неумеренным возлияниям, так что разводить их по домам приходилось женщинам. Некоторые мужчины под шумок ухитрялись отправиться домой с незнакомой девушкой или чужой женой.
По некоторым данным, копты — потомки древних египтян, проживающие в Египте, Джибути и Нигере, — отмечают Новый год по александрийскому календарю, 29 или 30 августа. Их предки связывали его с разливом Нила, который приходится на конец лета — начало осени. Впрочем, праздник этот неофициальный, государственный же наступает, как и в большинстве стран, 1 января. Новогодняя осень И снова копты — на этот раз христианская община. Это первый день месяца тота — первого в коптском календаре. Как правило, в сентябре же наступает и еврейский Рош ха-Шана «голова года» — иврит , с которого начинается календарный цикл в иудаизме. Здесь дата плавающая, иногда она может прийтись и на октябрь, но в 2023 году Рош ха-Шана праздновался с 15 по 17 сентября. Хотя в этот период зажигают свечи и собираются всей семьей на торжественное застолье, атмосфера царит не столько праздничная, сколько религиозная. В эти дни положено по возможности меньше спать и больше молиться. Рош ха-Шана.
Да-да, сейчас мы знаем его как Хеллоуин — День всех святых. В этот период граница между нашим и потусторонним миром, по мнению кельтов, становилась особенно тонкой, и возникала возможность встретить духов и фейри. Чтобы они не набедокурили, для них готовили особую еду и питье.
Историк рассказал, почему в России отмечают два Новых года
От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи | АиФ Красноярск | Традицию праздновать Новый год с 1 января, как известно, ввел Петр I. До него Русь встречала каждый следующий год, отчитывая от Сотворения мира. |
Когда впервые начали отмечать Новый год в России? | 20 декабря 1699 года Пётр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление — с тех пор Новый год стали отмечать не 1 сентября, а 1 января, как в Европе. |
Новый год на Руси до указа Ивана | Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. |
История Нового года в России. Досье
После этого появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками. Также горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам зажигать огни из дров, хвороста или соломы. Главное действие планировалось проводить на Красной площади. В этот период праздник отошёл от церковных традиций и стал светским. После петровского правления массовые гулянья постепенно начали исчезать из новогодней традиции. Празднества в основном проходили в дворянских и императорских домах.
При Елизавете I в России появилась традиция устраивать новогодние балы-маскарады.
Празднование Нового года на Руси до принятия христианства Постепенно торжество приобретало массовый охват и стало официальным праздником. Некоторые из обрядов и традиций сохранились почти в неизменном виде и сопровождают нашу жизнь. Интересно, что раньше славяне жили только в зиме и лете. Смена двух времен года и знаменовала торжественный переход. Они продолжались 12 дней и означали конец зимы и года — Комоедица. На зимнее солнцестояние принято вспоминать умерших и проводить масленичные обряды. В день весеннего равноденствия русские выходили во дворы, встречая Солнце Ярило, в честь него пекли блины и устраивали уличные гуляния.
Поговорка «первый блин комом» пришла именно от древних славян, которые приносили первый блин Медведю покровителю бога скота. Ну а «новогодней елкой» для славян было дерево вишни, вокруг нее водили хороводы. Второй новогодний праздник наши предки отмечали в конце декабря во время зимнего солнцестояния — на Коляду. В эти сутки была самая длинная ночь, когда уходило «старое» солнце Световит и рождалось молодое. Люди поклонялись Велесу, подарившему календарь «Кола дар». На торжество было принято разжигать костры и устраивать гуляния, во время которого зажигали дерево и носили его по всей деревне. От него у каждого дома зажигался новый огонь. В избах гадали на будущее и призывали предков.
Посещал славян и Дед Мороз Корочун , его угощали кутьей. Дома украшали еловыми ветками, символизирующими мироздание. Празднование Нового года после Крещения Руси С Крещением в 988 году на Руси кардинально поменялись традиции и праздники. Появляется новое исчисление времени и юлианский календарь, каждый месяц носит определенное название. Новоиспеченные христиане праздновали новый год 1 марта по расчётам православной церкви. Несмотря на позднее начало посева на севере, и там торжество стали праздновать 1 марта.
Идею Нового года евреи переняли у вавилонян, но использовали при этом не весенний, а осенний праздник, приуроченный к концу сезона, Реш Шаттим, позднее трансформировавшийся в Рош а-Шану. Отмечается он в первый день месяца Тишрей Ташриту в Вавилоне , то есть примерно в сентябре, дата непостоянна. Праздник Рош а-Шана с течением веков наполнился множеством сложных религиозных смыслов, а также уникальных обычаев, таких как ташлих — выворачивание карманов в реку, море или колодец, что символизирует очищение от грехов. Вакханалия на века У каждого народа существовали свои божества, в честь которых с наступлением весны устраивались ритуалы и празднества — у славян, к примеру, Новым годом была Масленица на границе зимы и весны , связанная в первую очередь с Велесом, а также Мокошью; ее основные ритуалы сохранились в общих чертах и сейчас. Древние греки отмечали праздник пробуждения природы, Антестерии, в середине одноименного месяца антестериона, примерно в середине февраля, когда подрезалась виноградная лоза. Это был один из дионисийских праздников, так называемые Старые Дионисии существовали также и малые или сельские Дионисии, отмечавшиеся по окончании сезона сбора винограда , одновременно служивший и днем поминовения усопших. Если у вавилонян царь в Новый год символически вступал в брак с богиней плодородия, то у греков за Диониса «выходила замуж» супруга архонта. Праздник длился три дня, в первый из которых дома украшались цветами и вскрывались бочки с вином предыдущего года. Граждане устраивали в честь Диониса карнавальные шествия, театральные представления и, конечно, обильные возлияния, в том числе соревнования по скорости и количеству выпитого; традиционным подарком служили кувшины для вина. Вакханалия перед изваянием Пана Фото: Никола Пуссен, около 1634-1635. Затем, в IV в. В эти дни бурно расцветал театр, проводились спортивные состязания; чтобы все могли принять участие в веселье, узников выпускали на поруки, а должников не трогали. С марта же начинался отсчет первого известного нам римского календаря; он был назван в честь бога Марса, который, с одной стороны, считался отцом основателя города Ромула, а с другой, первоначально был богом земледелия, а уж после — войны. Но по смыслу, главным земледельческим праздником у римлян были скорее Сатурналии, совпадавшие с зимним солнцестоянием, то есть отмечавшиеся в конце декабря по случаю не начала, а окончания аграрного сезона. В эти дни граждане позволяли себе вакханалию и карнавальные шествия, обменивались подарками, а рабы на время становились равны хозяевам. Именно Сатурналии впоследствии оказали большое влияние на европейские традиции новогодних празднований. С течением времени календарь оказался невероятно запутан, что создавало проблемы для государственных дел, и Юлий Цезарь, как известно, был вынужден провести тотальную реформу с участием египетских астрономов. Так Новый год переместился на 1 января — в этот день приносили присягу консулы то есть «бюрократический» Новый год уже начинался здесь , к тому же на него в 45 году до н. Январь назвали в честь двуликого Януса, символизировавшего взгляд в прошлое и одновременно в будущее. Его молили об удаче в наступающем году — и до сих пор мы в новогоднюю ночь загадываем желания, хоть уже не вспоминая античных богов. Люди также обменивались подарками, которые в Древнем Риме назывались strenae — по имени богини благоденствия Стрении, ветви из священной рощи которой приносили удачу. Римляне, уже полагая, что «как встретишь Новый год, так его и проведешь», с добрыми пожеланиями дарили друг другу фрукты, лепешки, особые светильники, мелкие монеты «на удачу»; были также традиции гаданий и денежных подношений правителям Рима. Империя и скоморохи Каждому школьнику известно, что празднование Нового года с 1 сентября на 1 января в 1699 году перенес Петр I, но сентябрьская дата на Руси тоже не была чем-то исконным — ее точно таким же директивным образом назначил Иван III всего за двести лет до Петра, в 1492 году или в 7000 году от сотворения мира. В этом же году Иван впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — именно в этот период, после раскола церквей и падения Константинополя зарождается концепция «Третьего Рима», и царь Иван перенимает византийские символы и некоторые обычаи. Логично, что в первую очередь праздник стали сопровождать пышные церемонии. Центральное « Действо нового лета или многолетнего здравия» проходило, естественно, в Москве, на Ивановской площади: в присутствии большого количества народа — для служилых людей участие было обязательным — проходил парадный поздравительный церемониал с участием всех, как бы сейчас сказали, церковных, военных и гражданских «элит», затем царь обращался к народу, выслушивал ответные поздравления, и все заканчивалось раздачей царской милостыни. Простолюдины в этот день старались посетить как можно больше церквей и сделать пожертвования бедным, больным и убогим. Причина появления в византийском календаре новогодней даты 1 сентября не вполне ясна — по одной из версий , в этот день всего лишь начинался очередной налоговый период, в околоцерковной литературе также нередко встречается утверждение о том, что эту дату будто бы назначил в 325 году Первый Никейский собор в честь то ли годовщины возвращения Христа в Назарет, то ли победы Константина Великого над узурпатором Максенцием, по легенде, ставшей возможной после явления Константину креста с лозунгом «Сим победиши» правда, в протоколах собора на этот счет конкретики нет, да и битва состоялась 28 октября , но непреложный факт, что именно после нее император склонился к христианству. Кроме того, именно на 1 сентября выпала исчисленная при Константине дата сотворения мира — вообще, этих дат было вычислено великое множество, но в Византии, и как следствие в православном мире, прижилась именно эта. И когда западная церковь перешла на летосчисление от рождества Христова, Константинополь упорно продолжал держаться старины.
В этот день славили и задабривали богов и приносили им пожертвования. Вместе с христианством на Русь пришел и юлианский календарь, а с ним и традиция отмечать рождение года 1 марта. Кто празднует Новый год в сентябре? Между тем, на планете есть страны, которые Новый Год отмечают в сентябре. Одной из таких стран является Эфиопия. Здесь Новый год наступил 11 сентября. Это потому, что в этой стране по-прежнему живут по юлианскому календарю. Когда в России не отмечали наступление Нового года? Надо заметить, что, в отличие от Рождества, которое праздновали с конца X века, Новый год в России стали организованно отмечать только при Петре I. Вплоть до 1699 года этот праздник выпадал на 1 марта, на день весеннего равноденствия, 22 марта, на 1 сентября. Почему в России главный праздник Новый год а не Рождество? Считается, что елки, подарки и новогоднее веселье достались России еще от Петра I.
История Нового года в России
Слово десерт еще тогда не существовало, а сладкое называли «заедками». В основном, это были разные виды пастилы и варенье из ягод и меда. Напитки к столу были в основном традиционные: хмельной мед, морсы, квас, готовившийся на меду. Различные водки в зависимости от крепости называли тогда вином. Они были сладкими, потому что изготавливались на основе патоки, а пили их преимущественно женщины. Заморские греческие, французские и итальянские вина были на столах исключительно в семьях знатного рода. Празднование Новолетия приходилось по церковному календарю как раз на период употребления мясных продуктов, так что зачастую подавались на стол в основном мясные холодные и горячие блюда. А главным украшением стола был традиционный царский жареный лебедь. Во время пиршеств столы как правило расставляли посередине помещения, а гостей рассаживали по старшинству и еще до начала трапезы каждый знал, где его место.
Во главе стола сидел хозяин дома, по правую руку — старший сын или следующий по старшинству, по левую — второй сын. Женщины как правило за общий стол не садились, а занимались готовкой и подношением кушаний. Перед едой все читали обязательную молитву. Ели не спеша, в основном молча, оставляя хозяйке и хозяину дома добрые напутствия. К праздничному костюму было очень трепетное отношение: доставались самые лучшие наряды, а горожане хвастались друг перед другом богато украшенными шубами: с заячьим мехом или собольи. Отметим, что даже после принятия современного календаря Петром I глубоко укоренившиеся традиции прошлого все еще сохранялись, постепенно дополняясь новыми обычаями, пришедшими на Русь вместе с европеизацией XVIII века.
Хозяйка не препятствовала этому, предвидя то, что «Россия покроет убытки». И правда, уже через 3 года ей поступало больше заказов из России, чем из Франции. Рождественская елка в Александровском дворце Царского Села, 1908 Первая в Петербурге публичная новогодняя елка появилась при Николае I.
Если до этого дом украшали, как правило, ветками, не только хвойными, но и березовыми, и вишневыми, то в середине XIX в. В это же время в праздничном меню лидировали семга, икра и сыры. В 1918 г. С тех пор Рождество празднуют 7 января 25 декабря по старому стилю , а Новый год приходится на самую строгую неделю поста. Именно тогда возникла традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю. В 1919 г.
По этому указу полагалось в знак веселья палить из пушек и зажигать «огненные» потехи. Елки, как новогодняя традиция, также появились в России благодаря новогоднему указу Петра I. В нем было сказано: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». После смерти Петра I о елках начали забывать. Еловая традиция вновь возродилась благодаря супруге Николая I Александре Федоровне. Теперь елка была уже в первую очередь связана с Рождеством. Дед Мороз и Снегурочка имели своих прототипов в русском фольклоре: Мороз,.
На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году. На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год. Посевальщики поздравляли всех с новым годом и желали богатства и изобилия специальными присказками. В ответ хозяева одаривали их пирогами, конфетами и другими сладостями. Считалось, что деньги давать посевальщикам нельзя - с ними можно отдать благополучие в доме. В некоторых селеньях до сих пор сохранился такой обряд: в ночь под старый Новый год сжигают свою старую одежду и сразу же одевают новую. Это символизирует начало новой, лучшей жизни. Чтобы оградить в новом году свой дом от всех бед, 14 января надо с тремя зажженными свечами обойти все комнаты по часовой стрелки и при этом креститься. В народных поверьях с праздником старого Нового года связано немало примет. На старый Новый год и в Васильев вечер нельзя ничего давать в долг, иначе весь год в долгах проведешь. Также приметы гласят, что если 14 января вынести мусор, то и счастье из дома вынесешь. Если ночь на Старый Новый год тихая и ясная, год будет счастливый и удачный. Если 14 января взойдет яркое солнце , год будет богатым и урожайным. Если иней укроет все деревья, будет хороший урожай зерновых. С какой стороны на Старый Новый год небо покрыто облаками, оттуда и счастье будет. Если выпадет снег на Старый Новый год, значит, следующий год будет счастливым. Мы расскажем, как это происходило и как россияне встретили перемену... Русский Новый год — праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна — в марте, с первым весенним равноденствием. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника — он был официально назначен на 1 сентября. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник — с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе — «Первый день во году». Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось — хотелось того веселья, что он видел за границей. Пугающая перемена 1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено — волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья. Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр — необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания — их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука — рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими. Гуляка, не пропускавший юбок фрейлин своих жен, носитель дурнейшего характера, обладатель феноменального количества внебрачных детей и, разумеется, один из величайших реформаторов государства Российского — Петр Первый. Реформы во время его, Петра Первого, правления, которые коснулись Руси, по размаху последствий можно сравнить только с реформами решившего жениться на христианке языческого правителя Владимира, известного также, впоследствии, как Красное Солнышко. Владимир дал нам всем в приказном порядке христианство, а Петр Первый — в приказном же порядке — празднование Нового Года, чудесного праздника , который, спустя лет сто пятьдесят, стал праздником любимым и семейным, и до сих пор, спустя уже триста с небольшим лет , таковым и остается. В 1699 году, 20 декабря , в день, когда, так сказать, ничто не предвещало беды, на головы всем жителям Руси, до которых успел он «долететь» - несомненно, в первые годы это коснулось только Москвы и её ближайших окраин, тогда и Санкт-Петербурга-то еще не было - буквально рухнул приказ Петра Первого: «…кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить» И это в этом приказе было не самое главное и не самое неприятное. Самое неприятное, не для царя, конечно, и даже не для бояр, а для простых людей , населявших Москву, было в том, что Новый Год, сообразно этому же приказу наступал второй раз за четыре месяца и через 11 дней: «И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года». Одна из них гласит, что первое января выбрано Петром для празднования нового года не случайно. Согласно этой легенде, Христос родился 25 декабря, а спустя семь дней его, по еврейской традиции , понесли обрезать в храм и, таким образом, мальчик стал тем самым Царем Иудейским, Богом, Новым Богом, который впоследствии отменил Ветхий Завет. И вот, будто бы, царь и пошутил, введя новое слово «год», с английского «God» Бог. Легенда эта спорная, поскольку в приказе как мы видим, уже упоминается слово «год», причем как слово обычное, имеющееся в обиходе. Наступивший, новый, 1700, год, царь праздновал со своим знаменитым и вызывавшим оторопь у боярства, Всешутейшего и Всепьянейшего собором, который Петр организовал в 1690 году, то есть когда молодому, но уже женатому, царю было 18 лет. Составлявшие этот своеобразный «собор» люди в разное время числом от 20 до 200 человек , собравшись в полдень, катались по Москве на санях или лошадях в поисках подходящего для предстоящего кутежа двора. Куда и закатывались с тем, что бы разбрестись только на рассвете следующего дня. Хозяева дворов одновременно боялись нашествия Всешутейшего и ждали: ведь тех хозяев, которые Петру и его окружению понравились ждали почести и финансовые вознаграждения за учиненный ими на территории хозяина беспредел, а вот те, кто оказал прием недостойный могли и пострадать от дурного царского нрава. Впрочем вернемся к новому году. Поскольку царь отличался нравом не просто дурным, а и непомерно крутым, то тех, кто вдруг откажется веселиться в обозначенный царем срок, он, Петр, приказал бить батогами. Впрочем, разумеется, в официальный царский указ это не вошло, а сохранилось зафиксированное современниками: «Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами…» Но и это еще не все! Будучи буквально отцом всех реформ, которые коснулись его, русского, народа, Петр Первый прозрел грядущие в веках проблемы с майскими демонстрациями и елками, и потому там же, в том же приказе, описал, что: «А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года». Кристина Вязовская P.
Новый год, старые времена
Новый год — один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года. К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским. Пётр I ввёл традицию праздновать Новый год 1 января. Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенёс Новый год на 1 января. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. К этому времени относят возникновение традиции отмечать Новый год с шампанским. В указе отмечать Новый год велено было после «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви».