«Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. рисунки Врубеля к поэме Демон, Демон Врубеля и Лермонтова, художник символист, русский художник, Лермонтов. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. И тут Михаил Александрович проявил свой необыкновенный дар графической черты и формы»,— восторгался мемуарист.
Демон летящий
Декоративное панно. Образы Венеции Врубель писал со знанием дела. Работая над иконами для киевского Кирилловского монастыря, он ездил в Италию изучать мозаики Сан-Марко и живопись эпохи Возрождения — Тинторетто, Тициана, Веронезе. Однако те отказались покупать готовые работы, которые должны были украшать лестницы их особняка. В этой картине отразились волнения символистов, которые неоднократно затрагивали тему пророчеств и гаданий. Искусствоведы обращают внимание на то, как Врубель передал состояние гадалки, которая прочла по картам судьбу человека: возможно, это было страшное предсказание — женщина бледна, а руки ее опущены. Для своего особняка Савва Морозов заказал три панно на тему «Времена дня», но от этого отказался, хотя вначале одобрил. Врубель был очень расстроен и хотел уничтожить произведение что делал со своими работами часто.
Но Илья Репин посоветовал ему экспонировать «Утро» на готовившейся выставке русских и финляндских художников. Она проводилась в начале 1898 года в Музее барона Штиглица в Соляном, и там это панно стало центральным. Однако за эту работу и голову демона Врубелю досталось от критика Владимира Стасова, которого возмутило, что за основу взяты малопонятные легенды, а четыре фигуры не связаны сюжетно для критика, который был сторонником сюжетной живописи передвижников, это было неприемлемо , и он назвал Врубеля декадентом. Этот образ явился Врубелю еще в Киеве, за пять лет до того, как художник приступил непосредственно к этой работе, а потому итоговый вариант был написан быстро. Из того же киевского периода — каменистый, переливающийся сад, изображенный справа от фигуры. В Киеве, работая над ангелами для собора Святой Софии, художник должен был имитировать мозаику средствами живописи. Именно из того времени родом похожие на смальту мазки, которые характеризуют работы Врубеля.
К слову, демон у Врубеля — не зло, не синоним дьявола, а мятущаяся душа, внутренний голос. Тайна этой картины открылась только перед выставкой: исследователи обратили внимание на один из рисунков, который считали эскизом к «Демону поверженному». Он словно совмещал композицию поверженного демона с колоритом демона летящего. А голова была расположена неестественно, она была вклеена позднее. Стало ясно: Врубель менял положение головы своего персонажа. Догадку подтвердило экспресс-исследование в ультрафиолетовых лучах: все полотно светилось одним тоном, а голова и большое пятно рядом с ней — другим.
Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом [3]. Картина выполнена в мрачных [1] коричневатых тонах. Картина не завершена.
Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах. Другой работы в то время для него в Киеве не было. Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их. В конце концов, Врубель попал под суд. За долги. Чтобы расплатиться с кредиторами, ему пришлось работать на стройке маляром. Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках... Уничтожить нельзя увековечить Роковая любовь буквально сводила его с ума — такая уж натура была у этого человека: страстная, чувственная, эмоциональная. В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить! И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель. Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии. Оценить эту работу смог только отец художника: впоследствии он рассказывал, что картина вызывала у зрителя настолько сильный ужас, что сам автор не выдержал и на следующий же день уничтожил ее. Приехав в Москву, он знакомится с Саввой Мамонтовой — известным меценатом, способным с первого взгляда распознать талант. Он и распознал: предложил Врубелю проиллюстрировать поэму «Демон» для юбилейного сборника Лермонтова. Это оказалось попаданием в «десятку». Дело в том, что для Врубеля Лермонтов был не пустым звуком. Художник не просто самозабвенно любил его произведения. Он глубоко изучил и хорошо понимал духовный мир своего кумира, считая себя его последователем, только не в поэзии, а в живописи.
Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Мифические сущности, по мысли художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире. Wikimedia Commons После сидящего Демона художник возьмётся ещё за летящего и поверженного. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья. Во время создания триптиха Врубель был особенно раздражителен. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Надежда Забела своей сестре. Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным , то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы. Wikimedia Commons Как же пришёл он к этому? Михаил Врубель рос вполне обычным ребёнком. В гимназии больше всего его занимало естествознание.
Картины демонов Михаила Врубеля
На экспозиции рисунки распределены по галереям, где можно проследить, как сменялось самочувствие художника. На выставке «Михаил Врубель». Раковина перламутровая «Морское ушко». Сопровождает проект междисциплинарная культурно-просветительская программа.
На его картинах они восстают во весь свой огромный рост, возвещая о мире ином. Демоны, ангелы, серафимы для художника — божественные сущности, наделенные величием. Но в этом понимании сути бесплотных сил и крылась глубокая трагедия художника - понятия добра и зла странным образом перепутались в сознании живописца. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, является чувство катастрофы, преддверие конца.
Кажется, что-то явилось на полотне, помимо воли самого Врубеля: может быть то, что и несет за собой «освободившийся» нигилистский человек. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств. Отложив его, он взялся за создание своего последнего шедевра на эту тему — «Демона поверженного», который стал финальным аккордом в этой симфонии. Отношение автора к вере. Михаил Врубель - человек выдающегося таланта и глубокой страдающей души, потерявшей ориентир между тьмой и светом. Художник рано лишился матери.
Безусловно, этот факт биографии во многом может объяснить особенности столь чувствительной и хрупкой душевной организации Врубеля. С юных лет он преуспевал в литературе и языках, увлекался историей, читал римских классиков в оригинале. Семья поощряла Мишино увлечение рисованием. В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и в поиск истины: штудирует философию и навсегда проникается теорией эстетики Канта. Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В душе этого человека жила постоянная неутоленность миром здешним и тоска по миру иному. Однако притягивало живописца отнюдь не светлое духовное начало, а сломленный мятежный дух тьмы. Будучи человеком сложным, Врубель не отличался особой набожностью.
Искусствоведы говорят о том, что картины Врубеля до «Демона летящего» можно отнести к светлым и здоровым работам, хотя и подмечают, что в палитре цветов, выбранных для них, уже отражаются изменения физического и душевного состояния автора. Врубель в своей картине «Портрет сына» 1902 года отразил всю тревогу, которую испытывал. После появления на свет ребенка вся ответственность за семью легла на плечи Врубеля. Он рисует еще усерднее, не выходит из мастерской по пятнадцать часов. Каждый день, работая над картиной, он добавляет лицу Демона все боле страшные и мучительные черты. Психическое состояние Михаила Александровича становится все хуже.
Работу он дописывает уже на выставке, до самого дня ее открытия. В этот день художника помещают в психбольницу Первого Московского университета в состоянии перевозбуждения, которое вызвала недавняя выставка. Жене и сестре было запрещено посещать его. Лечащий врач Бехтерев, проведя тесты, диагностировал у Врубеля прогрессивный паралич — заболевание, возникающее на фоне осложнения сифилиса. Одним из предписаний был отдых на природе, Михаила Александровича просили не браться за кисть хотя бы пару недель. Он и его семья послушались совета и отправились на отдых в Рязань, но по дороге у художника снова начались приступы бреда и галлюцинаций.
Как только Врубель вернулся в Москву, он сразу же был отправлен в больницу Ф. Савей-Могилевича с манией величия. После того как врачи сделали все возможное для облегчения его состояния и художника выписали, он несколько месяцев совершенно не мог работать, плакал и убеждал всех в своей никчемности. Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью.
Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство.
Догадку подтвердило экспресс-исследование в ультрафиолетовых лучах: все полотно светилось одним тоном, а голова и большое пятно рядом с ней — другим. Это означало, что эти два фрагмента были переписаны Врубелем. И тогда стало ясно: если перевернуть демона летящего, это будет картина демона поверженного. Первая работа была словно эскизом или первым подходом ко второй: для Врубеля реинкарнация мотива — распространенный прием. О сирени, к которой Врубель возвращался неоднократно, говорили, что в ней он нашел лиловый сумрак ночи для своих демонов. Одна из двух больших представленных на выставке работ со сходными композициями девушка и огромный куст сирени не закончена. Художник писал ее с фотоснимка, но увлекся и «забыл», что это портрет, оставив фигуру внизу холста недописанной. Зато наверху из сирени вышла другая, неопознанная фигура.
До 1955 года сирень показывали зрителям без этой фигуры: на картине до сих пор можно заметить складку, часть за которой была скрыта рамой по желанию покупателя — Ивана Морозова. Перламутровая раковина «Морское ушко». Осенью 1904 года Врубелю подарили большую жемчужную раковину в качестве пепельницы. Художник был восхищен и сделал около 30 рисунков, большинство — на двусторонних листах. Работа только углем и карандашом, он хотел передать цвет, надеясь, что когда-нибудь зритель научится видеть переливы раковины в черно-белом изображении, как видел он сам. Конечно, он посылал Забеле-Врубель кусочки ее партии, но целиком оперы Врубель не видел. Очень ему было интересно видеть, что возникает на полотне. Так что, возможно, именно это полотно во многом способствовало созданию царевны-лебедь». Интересно, что, в отличие от сегодняшнего зрителя, большеглазая девушка-лебедь совсем не была символом чистоты. Современники воспринимали ее иначе: сам Римский-Корсаков писал о том, что лебедь — апокалиптическая птица, а биограф Александр Иванов рассуждал, «не сама ли это дева Обида, которая плывет вдоль таинственных и зловещих, освещенных заходящим солнцем лесов?
В первые годы ХХ века безумие настигло Врубеля. Сначала на его психическом состоянии сказалась работа над «Демоном поверженным», которого художник многократно, ежедневно переписывал прямо на выставке, не понимая, почему произведение не выглядит так же ярко, как в мастерской. Вторым ударом стала смерть маленького сына Саввы в 1903 году.
«Демон сидящий» Врубеля
Два автопортрета Михаила Врубеля. Графическая серия "Раковины" была создана в конце 1904-начале 1905 года. Врубелю подарили небольшую плоскую ракушку под пепельницу она или ее копия представлена в музее в одном зале с рисунками серии. В этой причуде природы художник увидел прародину всего мира — и стал увлеченно рисовать ее, пытаясь добиться совершенства не только в копировании любопытного объекта, но и в полноте раскрытия ее сакрального смысла. С этой целью он выстилал стол, на котором лежала раковина, листами бумаги разной конфигурации, вкладывал в пепельницу перламутровые фрагменты и имитации жемчужин, передавая зарождение жемчужины из случайной песчинки, и нарисовал несколько десятков ракушек. Видимо, потому выражение его лица на автопортрете столь пытливо.
Мастерство и профессионализм портретиста не покидали Врубеля даже в периоды обострений. Раздел экспозиции "Безумие как инакомыслие" состоит из "черных" и "белых" комнаток, чередующихся, точно бусинки на нитке. Они символизируют моменты болезни и просветлений. По стенам развешаны работы, написанные Врубелем в скорбном и относительно благополучном состоянии духа — не рисовать он не мог. Портреты врачей и других пациентов, выполненные в помрачении рассудка, напоминают детские каляки-маляки — зато как точно схвачены выражения их лиц, фигур и, так и хочется сказать, душ!..
Карандашные изображения докторов, лечивших Врубеля более или менее успешно, выглядят традиционно, а их герои привлекательны — но в этих набросках художник уже не заглядывает за грань физического облика человека. Недаром в наши дни эти чудом сохранившиеся изобразительные "дневники" психотерапии Врубеля специалисты воспринимают как проявление художественного инакомыслия, знак "чистой, не контролируемой разумом созидательной силы". Два портрета из раздела "Безумие как инакомыслие". Особняком стоит в творчестве Врубеля изображение всевозможных ирреальных существ — персонажей фольклора, мифологии или литературы. Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен.
Таков один из шедевров Врубеля — "Пан". Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции". С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа.
Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина. Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами. Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М.
Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил.
Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира.
Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет.
Хотя сам Врубель говорил как-то Репину: "Ты не рисуешь, а срисовываешь. Стасов, этот критик-самолюбец, назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях». В то время лишь в узком кругу молодых художников Серов, Коровин и ценителей понимали значение уникальных рисунков Врубеля, их гениальность и адекватность произведениям поэта. Никто из других иллюстраторов Лермонтова не подошел к его творческому и философскому наследию поэта так близко, как это удалось художнику, заколдованному лермонтовским «Демоном» и своим собственным. После завершения своей работы над рисунками к Лермонтову, Врубель очень долго вновь не возвращался к демонической теме. Не возвращался, чтобы однажды вернуться - и остаться с ней навсегда. В последние годы жизни тема Демона стала центральной в жизни Врубеля.
Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным».
В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным». У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой. Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля.
Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка». Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. Демон поверженный. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела.
Демон летящий. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву. Тот ставит неутешительный диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» третичный сифилис.
Общительный, с многообразными музыкально-театрально-литературными интересами, молодой человек легко сводит знакомство с людьми искусства и науки. В письмах сестре он подробнейшим образом описывает открывшийся ему взрослый мир. Мемориальная доска на доме, в котором в 1884-1889 гг. И вместе с тем: «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется, и веет свежестью Невы»; «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб... Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Возможно, это все юношеский максимализм и жажда жизни, но вспоминается пушкинский Фауст: «Мне скучно, бес».
Безумная техника и странная эстетика В Петербурге, учась на юрфаке, Михаил бросается в омут столичной богемной жизни и... Творчество становится для него единственной возможностью примирить бытие с духом. В Академии художеств Врубель попадает в мастерскую П. Чистякова, учениками которого были И. Репин, В. Суриков, В. Поленов, В. Васнецов и В. Знаменитая врубелевская обрисованность и «кристаллообразность» — от Чистякова.
У него художник научился структурному анализу формы и разбивке рисунка на мелкие плоскости, стыки между которыми образовывают грани объема. Белый ирис. Много лет спустя художник М. Мухин вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвела на студентов Строгановского училища врубелевская техника: «...
160 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля
"Летящий Демон" 1899 г. Михаил Александрович Врубель Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). Разбираем знаменитую картину Михаила Александровича Врубеля "Демон сядищий". В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию: с одной стороны, он принадлежит к прославленной плеяде мастеров русского модерна, но в то же самое время очевидна колоссальная дистанция. Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. "Летящий Демон" 1899 г. Михаил Александрович Врубель Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Врубель Михаил Александрович
Врубель, Михаил. Все картины художника | М. Врубель. Демон летящий. |
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ: vinalnik — LiveJournal | «сидящий», «летящий», «поверженный» - обречен уйти вместе с порожденным им злом. |
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля | Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь. |
Демоны художника Врубеля | Пикабу | Flying Demon - Google Art |
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Летящий Демон. В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. Врубель Демон летящий художник биография картины. demon_flying. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Особняком стоит в творчестве Врубеля изображение всевозможных ирреальных существ — персонажей фольклора, мифологии или литературы. Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен. Таков один из шедевров Врубеля — "Пан". Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции". С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа. Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина. Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами.
Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так. Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет.
Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части. Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста. Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы. Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире.
Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми. Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу. Одиночество "художника в толпе" было ему знакомо… Портрет Саввы Мамонтова и маски ливийских львов. Хотя социальное бытие Михаила Александровича выглядело вполне благополучным. Он не голодал, не нищенствовал, не сталкивался с непониманием своего творчества — напротив, был в фаворе, в моде и получал выгодные заказы. Счастливейшим событием для Врубеля стала встреча с Саввой Мамонтовым. С момента знакомства в 1889 году и до самого банкротства Мамонтова, вызванного обвинениями в финансовых злоупотреблениях, то есть те же десять лет, художник находился под покровительством могущественного и понимающего в искусстве мецената, инициатора многих крупных культурных начинаний.
Это Мамонтов ввел Врубеля в свою семью в благодарность художник нарисовал портреты самого промышленника и всех его домочадцев , в круг состоятельных заказчиков, в среду меценатов, готовых поддерживать его замыслы, и, что особенно важно, в свое театральное предприятие. Именно там Врубель встретил свою будущую супругу.
Как-то раз, во время ужина, он бросил Репину: «А вы, Илья Ефимович, рисовать-то и не умеете! Ему нужен был неизвестный и недорогой мастер с академическим образованием. Врубель подходил идеально. Но только на первый взгляд. Работы художника явно носили абсолютно самостоятельный характер.
В них не было ни слова о реставрации памятников XII века. Все было бы хорошо. Работы мастера понравились заказчику, ему увеличили гонорар, он мог бы прославиться. Да, мог бы, но в жизни Врубель никогда не искал простых путей. В жизнь художника пришла любовь — бич и вдохновение возвышенных натур. Вроде бы, ничего плохого в этом не было, если бы объектом любви мастера не стала жена его покровителя и работодателя Эмилия Львовна Прахова. Это был полный провал.
Вначале пылкого влюбленного отправили от греха подальше в Италию, но это никак не повлияло на него. Вернувшись в Киев, Врубель тут же объявил, что намерен жениться на Эмилии Львовне, причем заявил он об этом не ей, а её мужу. Финал был предсказуем. Врубель вынужден был уехать, а еще начал резать себя. Так ему становилось легче. Новый этап в жизни художника начался в Москве. Здесь он познакомился с главным свои благодетелем, меценатом Саввой Мамонтовым.
Еще до этого у Врубеля случился кризис веры, в тот момент, когда он писал картину «Моление о чаше». В одном из писем к сестре мастер писал: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно, оттого, что вдали от семьи, — вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды» Странно, но именно работая над росписью киевских церквей художник пришел к теме, которая не оставляла его уже до конца жизни. Он обрёл своего «Демона».
Однако притягивало живописца отнюдь не светлое духовное начало, а сломленный мятежный дух тьмы. Будучи человеком сложным, Врубель не отличался особой набожностью.
Занимаясь росписью Кирилловской церкви, живописец отмечал в разговорах со своими близкими некую отчужденность, которую он испытывал по отношению к религиозным обрядам. Врубелю нравилась суровая монументальность храмов, он считал, что религией творческих людей является искусство. Эскизы оформления Владимирского собора в Киеве, сделанные Врубелем после работы над Кирилловской церковью, не были приняты — в обликах святых слишком явно проступали земные, а то и вовсе тревожащие взор и смущающие душу образы. Впоследствии они стали проявляться в набросках, из которых художник затем создаст своих знаменитых Демонов. Соприкосновение с мрачной стороной духовного мира не проходит бесследно для человека.
До конца своих дней, Врубель был тяжело душевно болен, страдал галлюцинациями, периодически лежал в больнице. В минуты просветления он пытался обратиться к Богу, покаяться, но обрести гармонию и душевный мир художнику так и не удалось. Слишком тяжела была степень поврежденности души, которая так долго вглядывалась в бездну демонической природы. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и, время от времени, брал уроки живописи.
По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета. Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» обе 1886. Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон, Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.
В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано. В 1889 году художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С.
На экспозиции даны роскошные свидетельства того брака — Надежда предстаёт в нарядно-дорогих платьях и — в древнерусских уборах, на фоне торжествующей сирени и — в образе Морской Царевны. Он писал даже не её саму как и в случае с Лебедью, портретное сходство — минимальное , а любовь к ней. Это было потрясающее по силе, глубокое чувство. Биографы подчёркивают, что сначала Врубель воспламенился от звука её голоса, а потом уже пришла волнующая страсть к женщине.
Отдельным пунктом — врубелевская сценография, которую он создавал для мамонтовской оперы и — костюмы по его эскизам. Античность, библейские темы, итальянский ренессанс — всё переосмысливается в те годы. Не гнушался мастер и декоративно-прикладного искусства. На излёте «века железного» родился сплав художества и ремесла. В Германии процветал Deutscher Werkbund - объединение художников, архитекторов, мастеров и — предпринимателей, ставивших себе целью развитие немецких промыслов. В России был основан Торгово-промышленный музей кустарных изделий. Подмосковное Абрамцево сделалось «точкой сборки» этого движения.
Врубель — постоянный гость в усадьбе. Вот - майоликовые статуэтки "Египтянка" и "Девушка в венке", фигурки сказочных и античных героев. А ещё — камины, блюда, эскизы мебели. На фоне причуд Модерна с его французской, чуть развратной томностью, затеялась его противоположность - неорусский стиль, что принято относить к национальной ветви Модерна и, тем не менее, то была явная антитеза генеральной линии Ар Нуво. Русские художники с воодушевлением расцвечивали мир былинной праистории. Камин "Микула Селянинович и Вольга" - буйство красок и языческого экстаза. Декоративное блюдо "Садко" для кузнецовской мануфактуры — фантастическое созвучие воды и золотого света.
Полотно "Прощание Морского Царя с Волховой" - любование славянской легендой, которая ничуть не тусклее, чем античные сказания. И даже греческий "Пан", сатир выглядит, как отечественный Леший — он по лесу нас крутит, но если надо — укажет дорогу. Гений и помешательство — если не близнецы, то чаще всего родные братья. Не избегнул сей чаши и Михаил Врубель — последние годы жизни он содержался в скорбном доме и, хотя на его спасение Мамонтов направил колоссальные средства, безумие прогрессировало имена его докторов впечатляют — Сербский, Бехтерев, Усольцев. Последней знаковой картиной был "Шестикрылый Серафим", в коем больше от его демонов, чем от верховного ангела. Бесы победили? На выставке можно увидеть некоторые рисунки, сделанные в психиатрическом узилище.
Иногда брезжил свет выздоровления, и мастер возвращался к нормальной жизни, творчеству, друзьям и выставкам, но болезнь проявляла коварную изворотливость. Валерий Брюсов так описывал свою встречу с художником: «Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель. Вошёл неверной, тяжёлой походкой, как бы волоча ноги. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи
Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. hudozhnik Mihail Vrubel 33 1024x364 Михаил Александрович Врубель.
Михаил Врубель. Демон летящий
Дата создания: 1899 г. Описание произведения. На фоне заснеженных гор Кавказа и бурной реки Терек, летит фигура мрачного Демона. Он устремлен вперед, на его лице угадывается печать скорби и глубокая задумчивость. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Великолепно передана фактура складок одеяния героя - его тело облачено в тунику коричневого цвета, а вот контуры тела лишь намечены схематично. Коричневые тона символично напоминают оперение орла. Мастер пытался добиться гармонии между фигурой демона и окружающим его пейзажем.
Для художника темный дух был символом противостояния, непокорности. Свобода - главное для мастера в его герое. Однако свобода здесь подразумевается, как неистовый бунт. Мрачные серые тона произведения вместе с узким пространством, оставленным между небом и землей, создают ощущение тревоги и обреченности: зрителю кажется, будто Демон летит навстречу своему поражению, уже предчувствуя его, но не в силах что-либо изменить. История создания. В 1899 году Михаил Врубель пишет «Летящего Демона». Это одно из самых символических воплощений его демониады, которое создавалось в разгар небывалой славы художника. В этот период его «Сирень» постоянно экспонируется на выставках.
Майоликовый камин, созданный Врубелем, получает Золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Полотна «К ночи» и «Пан» собирают восторженные отзывы венской публики. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: он был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний.
Лермонтова «Демон». К теме Демона Врубель обращался неоднократно, а в последние годы его жизни она стала центральной в его творчестве. Художник создал множество рисунков, эскизов и написал три огромные картины.
С темой духовного мятежа оказываются связаны черты жертвенности и скорби. Демон в трактовке Врубеля перекликается с поэтическим образом философии Фридриха Ницше, его Христа-Диониса и отражает характерное для религиозных исканий эпохи стремление примирить христианство и античность. Сверхчеловеческие черты Демона нейтрализуются его отстраненно созерцательным состоянием. С другой стороны, высокая степень духовной концентрации в состоянии героя Врубеля перекликается с учением Артура Шопенгауэра о противостоянии «мировой воле» с помощью экстатического творческого созерцания, открывающего сознанию высшие формы Прекрасного как абсолютные идеи — то, что Шопенгауэр называл «высшим благом и состоянием богов». Демон скорее отражает отвлеченную идею духовного состояния, нежели является персонификацией определенного героя. Методу мистической творческой интуиции Врубеля параллельны образы поэзии Владимира Соловьева, пронизанные предчувствием «неведомого бога»: Бескрылый дух, землею полоненный, Один лишь сон, и снова окрыленный, Ты мчишься ввысь от суетных тревог… Владимир Соловьев Михаил Врубель. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Душа Демона закована в телесную оболочку, подобную огромному переливающемуся в закатных лучах камню, венчающему скалу. Композиция наполнена внутренним напряжением благодаря спиральной структуре. Уже в своей первой зрелой работе Врубель применяет принцип пластических подобий малых и крупных форм. Горизонтальному формату полотна противопоставлена доминирующая вертикаль фигуры, верхняя часть головы которой как бы срезана краем картины. Могучие плечи и руки, словно отлитые из бронзы, нарастающее чувство скованности огромной силы вызывают в памяти образы Микеланджело сивиллы и ньюди Сикстинской капеллы. Да и в целом восприятие близко тому, как описывал свое впечатление от работ Микеланджело французский символист Гюстав Моро: «Все фигуры Микеланджело кажутся застывшими в позах идеальных сомнамбул… Трудно объяснить это почти неизменное повторение во всех фигурах выражения поглощенности сновидением, так что все они выглядят заснувшими, унесенными к другим мирам, далеким от нашего». Сформулированные Моро принципы «благородной инерции» и «необходимого великолепия» у Врубеля встречаются в трактовке взаимоотношения фигур и пространства, хотя последний вряд ли имел о них представление. Общие пластические идеи объединяют двух мастеров, вставших на путь деконструкции академической системы. Но если Моро увлечен скорее разложением традиционной формы, то Врубель в своем кристаллическом формообразовании открывает процесс конструирования новых принципов, автономных от непосредственного зрительного опыта. Обращает на себя внимание контрастное соотношение масс в пространстве, характерное для монументального искусства. Скульптурная объемность фигуры уподобляется своими очертаниями раскрывающемуся цветку или чаше. Эти очертания несколько раз повторяется в пространстве, ограниченном жестом рук, что создает ощущение нарастающей изнутри огромной энергии. Колени, замкнутые руками, образуют форму, напоминающую сердце, подобное голубому цветку или кристаллу. Множественность контуров усиливает эффект постоянного превращения форм и их смысловой многогранности. Кисти рук напряженно сплетены и в то же время подобны разрываемым цепям. Руки Демона несут память о могучих крыльях, которых нет у героя. Покрытый тенью профиль контрастен массивному телу и словно принадлежит другому существу. Он «сын небесного изобилия и земной скудости». Черты лица будто расплавлены в закатных лучах и находятся в процессе трансформации. В этом гиганте закована огромная энергия, и в то же время он исполнен меланхолии. Устремив взгляд к закатным лучам, он вспоминает покинутый им мир небесной гармонии и о чем-то скорбит — быть может, о несовершенстве красоты земной. Томление Демона по абсолютной красоте не бесплодно. Оно несет творческий заряд. Мир вокруг озаряется новым, фантастическим сиянием. Цветы, окружающие фигуру, превращаются в кристаллы, преображенное сиянием вещество. Неслучайно наиболее отчетливо на фоне заката прочитывается крестообразный цветок — ирис, традиционная символика которого связана с идеей устремленности души в мир горний. Демон и прекрасные цветы составляют единое целое. Атмосфера преображения мира, в котором в соответствии с заветами символизма словно происходит метафорическое «развоплощение зримого и овеществление незримого», выявляет мистическую природу явлений. Аналогию этому состоянию можно найти в программном для символистов стихотворении Шарля Бодлера «Гармония вечера»: Вот час, когда в полях, струя благоуханье, Кадильницы цветов возжег незримый клир, За звуком аромат уносится в эфир, — Печально-плавный вальс, истомное порханье! Кадильницы цветов возжег незримый клир; Трепещет скрипки вздох, как сердце в миг страданья; Печально-плавный вальс, истомное порханье! Прекрасен, как алтарь, закатных туч порфир. Шарль Бодлер В художественной манере Врубеля ощущается титанический натиск на живописную поверхность, позволяющий постичь процесс высекания искр жизни из косной материи. Мощные мазки — грани — находятся в непрестанном движении. Художник творит нетленное сверхвещество живописи, своего рода философский камень.
Без этих иллюстраций Врубеля цель издания сочинений Лермонтова не была бы достигнута. Рисунки других художников рядом с врубелевскими смотрятся бедными, неинтересными, стереотипными. Они не поднимаются выше принятой в те годы нормы. Даже удачные рисунки таких мастеров, как Репин, Суриков, Васнецов являются станковыми произведениями на лермонтовские темы, но не иллюстрациями к его поэзии и прозе. Но, между тем, критики и художники больше всех клеветали именно на Врубеля за "непонимание Лермонтова", за безграмотность и даже за неумение рисовать. Хотя сам Врубель говорил как-то Репину: "Ты не рисуешь, а срисовываешь. Стасов, этот критик-самолюбец, назвал их «ужасными», Репину Врубель стал «неприятен в этих иллюстрациях».