Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены.
Карты и схемы
Больше по теме В сентябре 1941 года немецкие войска подошли максимально близко к Ленинграду. Благодаря подвигу советской армии, их удалось остановить и сдерживать линию фронта на протяжении девятисот дней. Передовая прошла по окрестностям Ленинграда, однако если совместить историческую и современную карту, можно увидеть, что она находится в границах города. Где проходила линия фронта на территории Санкт-Петербурга и как выглядят эти места сейчас на фотографиях до и после? Большая часть из них находится в Ленинградской области, но несколько из них расположены на территории Петербурга.
Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери.
Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Невузаново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй.
Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шофёров, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно.
Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной… Весна—лето 1942 года Первый прорыв блокады Ленинграда 29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам. Организация подсобных хозяйств 19 марта 1942 года исполком Ленсовета принял положение «О личных потребительских огородах трудящихся и их объединений», предусматривающее развитие личного потребительского огородничества как в самом городе, так и пригородах. Помимо собственно индивидуального огородничества, были созданы и подсобные хозяйства на предприятиях.
Для этого расчищались свободные участки земли, примыкающие к предприятиям, и сотрудникам предприятий по спискам, утверждаемым руководителями предприятий, предоставлялись участки площадью 2-3 сотки для личных огородов. Подсобные хозяйства охранялись круглосуточно силами персонала предприятий. Владельцам огородов оказывалась помощь в приобретении рассады и её экономном использовании. Так, при рассадке картофеля использовались только небольшие части плода с проросшим «глазком». Кроме того, Ленгорисполком обязал некоторые предприятия обеспечить жителей необходимым инвентарём, а также выпустить пособия по сельскому хозяйству «Агроправила для индивидуального овощеводства», статьи в Ленинградской правде, и др. Всего весной 1942 года было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, общий валовой сбор отсовхозов, индивидуального огородничества и подсобных хозяйств составил 77 тыс. Сокращение уличных смертей Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора.
В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий. Восстановление движения городского общественного транспорта 8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии. Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку.
Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети. Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным. Официальная статистика Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе—феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 человек, в сентябре — 7000 человек. Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Активизация обстрела. Контрбатарейная борьб В апреле — мае немецкое командование в ходе операции «Айсштосс» безуспешно попыталось уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота.
К лету руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов.
В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией. В этих целях умело использовалась корабельная артиллерия Балтийского флота. Были выдвинуты вперед позиции тяжелой артиллерии Ленинградского фронта, часть её переброшена через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз. Прорыв блокады 12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров.
Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железная так называемая «Дорога победы» дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось около 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл.
Где проходила линия фронта на территории Санкт-Петербурга и как выглядят эти места сейчас на фотографиях до и после? Большая часть из них находится в Ленинградской области, но несколько из них расположены на территории Петербурга. Кировский вал Кировский вал стал рубежом, где удалось остановить вражеское наступление в сентябре 1941 года и сдержать его до 1944 года. Передовая проходила по границе Полежаевского парка, где сейчас установлен мемориал. Здесь начинается Аллея Славы, которая продолжается до станции "Лигово".
Не такая уж и маленькая территория была в окружении, не только сам город-герой Ленинград. Кавголово, Токсово - в то время не самые близкие пригороды были вдалеке от фронтов. Что там творилось, как там жили во время блокады Ленинграда? Как там было с едой, когда в городе люди умирали с голода? Как-то я не помню, чтобы нам об этом рассказывали. Овощи выращивали перед Казанским собором - а во Всеволожске, Токсово? Вообще, посмотрев на эту карту, у меня возникает много вопросов. А у вас? Общие мысли В опросе могли быть погрешности и ошибки. Один участник честно указал в комментариях, что перепутал и поставил галочки наоборот - напротив того, что захватили. Как я понял. Возможно кто-то ещё так же ошибся, но не сознался. Всё равно, мне кажется, показательно: у нас мало говорят о том, что вокруг Ленинграда была довольно большая незахваченная зона - финны не пошли на Ленинград, остановились на границе, которую хотели вернуть. Внутри кольца был довольно широкий берег Ладожского озера, где был только наш флот - пусть и основную его часть увели на юг есть вопрос зачем это сделали, но уже другая тема. С юга противник не перешёл Неву, а в районе Колпино и не дошёл до неё.
Карты-схемы Ленинградского Фронта
Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда – | Проект посвящен обороне Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года. |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Блокада Ленинграда
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- 30 памятных мест Ленинградской блокады в Санкт-Петербурге
- Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) : Министерство обороны Российской Федерации
- Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда
- Карта окружения ленинграда во время блокады
Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда
Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. Длительность блокады Ленинграда составляет 871 день, фото жителей блокадного Ленингрда!
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Оборонительные сооружения Ленинграда (карты, схемы, старые фотографии) | Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны. |
Карты и схемы | Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. |
Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | Длительность блокады Ленинграда составляет 871 день, фото жителей блокадного Ленингрда! |
Мифы истории СССР: А была ли блокада Ленинграда? | За время блокады по трассе через Ладогу из Ленинграда эвакуировали более миллиона человек. |
Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда | Как подчеркнул старший научный сотрудник Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Александр Кутузов, часть ленинградских детей ошибочно отправили прямиком навстречу наступающему противнику. |
Великие битвы Великой Отечественной Войны
Линия обороны против финнов на севере (Карельский укрепрайон) сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена. Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Подробная карта РККА Ленинграда и окрестностей для навигатора на Андроид. Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах. Прорыв блокады Ленинграда и боевые действия в 1943 году.
Но ведь блокаду можно было снять раньше?
- Карты и схемы
- Account Options
- Блокада Ленинграда – краткая информация для подготовки доклада
- Карта окружения ленинграда во время блокады
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город.
На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду.
Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города.
Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж.
Немцы предпринимали активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Картина трудной военной жизни, непосредственно связанная с операцией по прорыву блокады, содержится в небольших по объему воспоминаниях Т. Яковлева, врача 131-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Они позволяют прочувствовать реальную ситуацию, в которой проходили боевые действия в январе 1943 года. Генерал армии Г. Жуков, сменивший Ворошилова на посту командующего Ленинградским фронтом 13 сентября, предпринял ряд активных мер по формированию и передислокации частей, включая пополнение сухопутных частей моряками Балтийского флота. В результате Жуков эффективно рассредоточил свои силы, вынуждая подчиненных ему командиров проводить непрерывные контратаки на второстепенных направлениях, зачастую уже укрепленных немцами. Попытки прорвать блокаду предпринимались несколько раз, начиная с осени 1941 года: три — в районе Синявина и одна, самая продолжительная — на Любанском направлении. Наступательные действия Синявина описаны в мемуарах И. Он ярко и достоверно описывает бои на Невской Дубровке, Невском прогрессе и других участках Ленинградского фронта, передавая атмосферу изнурительных физических и психических нагрузок, которые испытывали солдаты в течение нескольких месяцев непрерывных боев: Историческая справка и расположение города Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. Не менее важно и то, что это событие стало переломным моментом в сознании Ленинградцев, когда они поняли, что худшее позади. Это чувство лучше всего передано в дневнике С. Островской, обладавшей богатыми знаниями и опытом. Островской, которая обладала редкой способностью адекватно выражать свои мысли. Вот что она писала в те дни:Воспоминания о Т. Яковлев, армейский врач 131-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии Волховского фронта, дают подробное описание трудных военных будней операции по прорыву блокады. Они дают представление о реальной обстановке, в которой проходили боевые действия в январе 1943 года. Блокирование Ленинграда Выигранное время позволило сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для обороны подступов к Ленинграду. Кроме того, начался процесс эвакуации части предприятий и населения, в котором участвовало почти полмиллиона жителей Ленинграда. Однако после паузы для восполнения потерь немцам удалось прорвать советскую оборону и в конце августа выйти к окраинам Ленинграда. Оборонительная линия противника была прорвана, но большая часть вермахта, бросив тяжелые орудия, сумела вырваться из подготовленного окружения.
В качестве добавок при изготовлении мясной продукции были использованы соевая мука, кишки, технический альбумин, получаемый из яичного белка, плазмы крови животных, молочной сыворотки. В результате было произведено дополнительно 1360 т мясопродуктов, в том числе столовой колбасы — 380 т, студня 730 т, альбуминовой колбасы — 170 т и хлебца растительно-кровяного — 80 т. В молочной промышленности переработано 320 тонн сои и 25 тонн хлопкового жмыха, что дало дополнительно продукции 2 617 т, в том числе: соевого молока 1 360 т, соевых молокопродуктов простокваша, творог, сырники и др. Группой ученых Лесотехнической академии под руководством В. И Калюжного была разработана технология получения пищевых дрожжей из древесины. Широко использовалась технология приготовления витамина С в виде настоя лапок хвои. Только до декабря было изготовлено более 2 млн доз этого витамина. В общественном питании широко использовалось желе, которое готовили из растительного молока, соков, глицерина и желатина. Для производства желе также использовались отходы овсяного помола и клюквенный жмых. Пищевая промышленность города выпускала глюкозу, щавельную кислоту, каротин, таннин. Попытки прорыва блокады. Плацдарм «Невский пятачок» Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции с целью восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Наступление велось в районе так называемого «синявинско-шлиссельбургского выступа», ширина которого вдоль южного побережья Ладожского озера была всего 12 км. Однако немецкие войска смогли создать мощные укрепления. Советская армия понесла большие потери, но так и не сумела продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» — узкой полосе земли шириной в 500—800 метров и длиной около 2,5-3,0 км это по воспоминаниям И. Святова на левом берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок было ни в коем случае нельзя — иначе пришлось бы форсировать полноводную Невузаново, и задача прорыва блокады намного усложнялась. Всего за 1941—1943 годы на «Невском пятачке» погибло около 50 000 советских солдат. В начале 1942 года высшее советское командование, воодушевленное успехом в Тихвинской наступательной операции и явно недооценивая противника, решило предпринять силами Волховского фронта при поддержке Ленинградского фронта попытку полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Однако, изначально имевшая стратегические задачи Любанская операция развивалась с большим трудом, а в конечном итоге завершилась тяжелейшим поражением Красной армии. В августе — сентябре 1942 года советские войска предприняли ещё одну попытку прорыва блокады. Хотя Синявинская операция не достигла поставленных целей, войскам Волховского и Ленинградского фронтов удалось сорвать план немецкого командования по захвату Ленинграда под кодовым наименованием «Северное сияние» нем. Таким образом, в течение 1941—1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. Район между Ладожским озером и поселком Мга, в котором расстояние между линиями Ленинградского и Волховского фронтов было всего 12—16 километров так называемый «синявинско-шлиссельбургский выступ» , продолжали прочно удерживать части 18-й армии вермахта. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй. Весной 1942 года, мне тогда было 16 лет, я только окончила школу шофёров, и, отправилась к Ленинграду работать на «полуторке». Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу. Машины ломались одна за другой и продовольствие для города грузили в машины не просто «под завязку», а гораздо больше. Казалось, что машина вот-вот развалится! Проехала я ровно пол пути и я только успела услышать треск льда, как моя «полуторка» оказалась под водой. Меня спасли. Не помню как, но очнулась я уже на льду метрах в пятидесяти от того прорубя, куда провалилась машина. Я быстро стала замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать и перестала чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела ещё две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз. В районе блокады я находилась ещё шесть месяцев. Самое страшное, что я видела это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась чёрно-красной… Весна—лето 1942 года Первый прорыв блокады Ленинграда 29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областей партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам. Организация подсобных хозяйств 19 марта 1942 года исполком Ленсовета принял положение «О личных потребительских огородах трудящихся и их объединений», предусматривающее развитие личного потребительского огородничества как в самом городе, так и пригородах. Помимо собственно индивидуального огородничества, были созданы и подсобные хозяйства на предприятиях. Для этого расчищались свободные участки земли, примыкающие к предприятиям, и сотрудникам предприятий по спискам, утверждаемым руководителями предприятий, предоставлялись участки площадью 2-3 сотки для личных огородов. Подсобные хозяйства охранялись круглосуточно силами персонала предприятий. Владельцам огородов оказывалась помощь в приобретении рассады и её экономном использовании. Так, при рассадке картофеля использовались только небольшие части плода с проросшим «глазком». Кроме того, Ленгорисполком обязал некоторые предприятия обеспечить жителей необходимым инвентарём, а также выпустить пособия по сельскому хозяйству «Агроправила для индивидуального овощеводства», статьи в Ленинградской правде, и др. Всего весной 1942 года было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, общий валовой сбор отсовхозов, индивидуального огородничества и подсобных хозяйств составил 77 тыс. Сокращение уличных смертей Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий. Восстановление движения городского общественного транспорта 8 декабря 1941 года Ленэнерго прекратило подачу электроэнергии и произошло частичное погашение тяговых подстанций. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов. Впоследствии отдельные вагоны ещё двигались по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии. Занесенные снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. Весной 1942 года городские власти распорядились убрать машины с магистралей. Своим ходом троллейбусы идти не могли, пришлось организовывать буксировку. Началось восстановление трамвайного хозяйства города, пущен грузовой трамвай. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить примерно 150 км контактной сети — около половины всей эксплуатируемой в то время сети. Пуск троллейбуса весной 1942 года городские власти сочли нецелесообразным. Официальная статистика Неполные цифры официальной статистики: при довоенной норме смертности в 3000 человек, в январе—феврале 1942 года в городе умирали ежемесячно примерно 130 000 человек, в марте умерло 100 000 человек, в мае — 50 000 человек, в июле — 25 000 человек, в сентябре — 7000 человек. Радикальное снижение смертности произошло из-за того, что самые слабые уже умерли: старики, дети, больные. Теперь главными жертвами войны среди гражданского населения были в основном погибшие не от голода, а от бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Активизация обстрела. Контрбатарейная борьб В апреле — мае немецкое командование в ходе операции «Айсштосс» безуспешно попыталось уничтожить стоящие на Неве корабли Балтийского флота. К лету руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города. Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были, в частности, развернуты сверхтяжёлые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800—900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно. В это время Ленинград превращается в мощный укрепленный район. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. В результате резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Была налажена разведка и маскировка позиций. Организуется контрбатарейная борьба с осадной артиллерией противника. В результате значительно снизилась интенсивность обстрелов Ленинграда вражеской артиллерией.
Освобождение Ленинграда от вражеской блокады: история и значения события 27 января 1944 года
- Подготовка блокады
- Ошибка или подвиг: почему замкнулось блокадное кольцо | Ленинград Победа
- Блокада Ленинграда карта
- Блокада Ленинграда снята
5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. именно там проходила граница. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со.
День снятия блокады города Ленинграда
Сразу после Холокост Блокада Ленинграда была величайшим актом геноцида в Европе во время Второй мировой войны, поскольку Германия и, в меньшей степени, Финляндия пытались бомбардировать и заморить Ленинград голодом. длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. жителей (по другим данным, не менее 1 млн человек), десятки тысяч умерли во время эвакуации.
Блокадный Ленинград
Карты и планы Ленинграда и ближайших окрестностей, относящиеся к периоду блокады 1941-1944 гг. Хронология основных событий блокады Ленинграда немцами во время Великой Отечественной войны. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зелёный пояс Славы.