Михаил Федорович — первый российский самодержец из рода Романовых. Четыреста девять лет назад произошло самое знаменательное событие в его жизни: Земский собор посадил Михаила на трон России, сделав основателем новой династии. В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. Кто из правителей стал первым в России царём. О том, кто стал первым царем в России, я и поведаю.
Амбициозные князья
- На царском престоле
- Почему иностранцы не одобряли выбор Земского Совета
- Пётр I - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Первый русский царь: кто им на самом деле был
- Поделитесь статьей с друзьями
- Биография Петра I
Как короновали русских царей?
Гравюра А. Теве из книги «Космография». Печать Ивана III. Зеркала Москвы Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило. Но Церковь мыслила на два-три шага дальше.
Ученые монахи-иосифляне последователи преподобного Иосифа Волоцкого первыми начали понимать: Московская Русь — уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе. Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем — как «новый Иерусалим». Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.
В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде — Москве… Вот первая искра. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима». Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра — Рим и Константинополь «Второй Рим» пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «...
Иначе говоря, «Ромейское царство» — неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия — новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях. Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» — скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте — в первую очередь роль хранителя веры.
Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву! Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю. Венчание на царство В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство. Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских».
Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело — использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое — официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей. Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство.
Кто из правителей стал первым в России царём. Первый царь на Руси. Первый царь на Руси 1547.
Самый первый царь на Руси. Кто был первым русским царем. Первый русский царь. Кто быльпервым русским царем. Первым русским царём стал. Кто первый русский царь. В 1547 Г на царство венчался русский царь. Царь 1547 Руси.
Кто был последним русским царем.
Хотя, в строгом смысле, звание «Нареченного Патриарха», присвоенное «Тушинским вором» означало нечто вроде местоблюстителя патриаршего престола. Безусловный авторитет этого владыки и тот факт, что он был отцом нового царя Михаила Федоровича, стали предпосылками к тому, что при выборе первосвятителя на Соборе архиереев 1619 года в нем участвовал также Иерусалимский Патриарх Феофан и при утверждении данного выбора царем, кандидатура Филарета была единственной.
Патриарха Иоасафа, который заступил на кафедру в 1634 году, выбрал своим преемником при согласии царя сам патриарх Филарет, но установленная форма патриаршего избрания была соблюдена и над ним. Следующий Патриарх Иосиф был избран довольно необычным способом. После того, как в Москву прибыли приглашенные царём Михаилом Фёдоровичем митрополиты и архиепископы, царь, попросив их молитв, приготовил шесть жребиев с именами наиболее достойных архиереев и начальников монастырей.
Испытать жребий должны были собравшиеся в соборной церкви архиереи. В 1652 году для избрания нового Патриарха царь Алексей Михайлович собрал в Москве четырех митрополитов, которым поручил составить список из «12 духовных мужей». Из этого списка митрополиты должны были выбрать самого достойного, а затем оповестить об этом царя.
Патриархом был избран Митрополит Новгородский Никон. Жребий на этот раз не бросали. Процедура избрания Патриарха в 1667 году сильно напоминала ту, после которой были избраны Иов и Гермоген.
На Соборе, призванном избрать Патриарха присутствовали два Патриарха — Александрийский и Антиохийский, архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира. Собор при активном участии царя выбрал из 12 кандидатов трех достойнейших. Список с их именами был передан царю, который, посоветовавшись с Патриархом Антиохийским Макарием, указал на архимандрита Владимирского монастыря Иоасафа.
Следующие патриархи Питирим и Иоаким, можно сказать, были прямо «назначены» царем Алексеем Михайловичем при формальной поддержке Архиерейского Собора. При избрании в патриархи последнего перед упразднением патриаршества первосвятителя Адриана произошел конфликт между ним и Петром I. Петр I хотел, чтобы патриархом стал псковский митрополит Маркелл — человек, отличавшийся ученостью и могущий поддержать нововведения царя.
Епископат в общем был согласен. Но среднее духовенство архимандриты, игумены видных монастырей предложили Адриана — человека высокой духовной жизни, строгого ревнителя церковных преданий. Церковный Собор, на котором выявились эти разногласия, решил дело в пользу Адриана После 1917 года После двухсотлетнего Синодального управления церковью новый Патриарх был избран в 1917 году на Поместном Соборе.
Голосование вновь было открытым и безальтернативным. Избрание Патриарха Пимена в 1971 году прошло открытым голосованием. Вот как пишет об этом архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий Кривошеин участник того Собора : «Я поспешил в Успенский храм, там все уже были в сборе, меня ждали и беспокоились моим запозданием. Быстро надели на меня мантию, не успев даже застегнуть крючков, и мы процессией и в порядке старшинства вошли в помещение Собора, Трапезную церковь Преподобного Сергия, и заняли свои обычные места. Иностранные гости в полном составе также разместились, а я успел заметить, что Куроедова или кого ни будь из представителей гражданской власти тоже не было. Заседание началось около двух часов дня. Митрополит Пимен предложил обсудить процедуру избрания Патриарха. Встал митрополит Никодим и сказал: — Процедура избрания была предметом глубокого и всестороннего обсуждения на Архиерейском совещании. Было решено, что избрание будет происходить открытым голосованием, а, следовательно, прошу и предлагаю Собору утвердить эту процедуру».
Последние в новейшей истории выборы Патриарха прошли во время Поместного Собора 1990 года впервые за долгие годы без всякого давления светских властей. На этот раз кандидатами в патриархи были 75 епархиальных архиереев в возрасте после 40 лет, имеющие советское гражданство с рождения. Своих кандидатов выдвинул сначала Архиерейский Собор: каждый из его членов мог предложить до трех человек из предложенного списка. Далее, пятерых кандидатов выдвинул Поместный Собор, но в силу слабой поддержки каждого из них в отдельности, дальнейшее голосование шло только по первым трем кандидатам. Голосование на Поместном Соборе проходило тайно в два этапа. Сначала осталось только два кандидата — митрополиты Алексий и Владимир. Во втором туре с перевесом в 15 голосов первенствовал Алексий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба.
Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Как на Руси появился царь?
Ответ намекал на избрание Стефана польскими вельможами, на ненаследственность его власти, небожественную природу власти этого государя. После того как бежал Генрих Валуа, Иоанн Грозный в 1574 году выдвигался православными подданными в Речи Посполитой на польский престол, но католическая шляхта выбрала трансильванского князя Стефана Батория, вассала турецкого султана Селима II. И тот, казнив молдавского православного господаря, начал воевать с Московским государством. Иоанн Грозный вообще считал большинство европейских монархов сродни старостам в своих волостях, избираемым крестьянами, власть которых руководится не божественными повелениями, а чисто человеческими прагматическими соображениями. И отказывался их считать себе ровней. Так послов шведского короля он отправлял общаться со своим наместником в Новгороде. Идеология Царской власти по Иоанну Грозному Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С. Соловьёва: Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически.
Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти.
Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки.
Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики.
Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства!
Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, — без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии.
Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь — роль главы собственной семьи, в перспективе же — светского главы всего православного мира. Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха — на его образ жизни и даже на его образ мыслей.
В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий. Страна в ту пору управлялась сложно и пестро.
Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности. Эти доходы распределялись неравномерно, — в зависимости от силы и слабости аристократических партий, способных продвинуть на кормление своих людей.
Закон пошатнулся. Центральное управление не успевало за все нарастающим валом задач, возникавших на колоссальной территории. Ведь размеры страны увеличились в несколько раз по сравнению с территорией, которую получил Иван III!
Стране требовались реформы. И после венчания государя наступает период, благоприятный для реформаторства. У кормила власти стоят все те же аристократические кланы, но среди них нет первенствующей партии.
Иными словами, наступило примирение могущественнейших людей России, они договорились между собой о более или менее равномерном распределении власти. Государь уже не являлся мальчишкой, которым нетрудно помыкать, теперь он мог выполнять роль арбитра и влиять на политический курс в желательном для себя направлении. Формальное примирение между монархом и его недоброжелателями происходит в 1549 году: царь публично снимает с них вину за прежние злоупотребления.
На митрополичьей кафедре стоит человек государственного ума, великого милосердия и обширных знаний — святитель Макарий. Как видно, ему удавалось направлять неистовую энергию молодого царя в доброе русло и не давать ей выхлестываться бурно, разрушительно. В 1550-х годах реформы идут одна за другой, страна выходит из них преображенной.
Однако этого могло бы и не произойти, если бы в 1547 году молодой властитель московский не принял царский венец. А венчание не могло бы произойти, если бы наша Церковь не подготовила духовную почву для него. Правда состоит в том, что русское «священство» выпестовало и поставило на ноги русское «царство».
Так послов шведского короля он отправлял общаться со своим наместником в Новгороде. Идеология Царской власти по Иоанну Грозному Чтобы понять суть изменений, которые произошли для русской власти после этого венчания на Царство, послушаем знаменитого русского историка С. Соловьёва: Иоанн IV был первым царём не потому только, что первый принял царский титул, но потому, что первый сознал вполне всё значение Царской власти, первый составил сам… её теорию, тогда как отец и дед его усиливали свою власть только практически. Действительно, первый русский царь одновременно явился и глубоким идеологом своей Царской власти. Его переписка с идеологом аристократического начала князем Андреем Курбским — яркий документ, раскрывающий философию власти Грозного царя.
Личные доблести боярства, на которые напирает князь Курбский, для Иоанна не главное, о чём должна заботиться и что должна поощрять его власть. Он прямо обвиняет князя в политической незрелости, в непонимании сути служения Царской власти. В ответных письмах царь Иоанн указывает Курбскому, что именно Верховная власть и государственные учреждения должны находиться в правильном порядке, тогда и доблести военные во время войн будут проявляться как следует. Обвинения в жестокости или несправедливости царя Иван Грозный относит к его личным грехам.
Одна партия, состоявшая из бояр, составила список из восьми претендентов и предложила решить вопрос жребием Михаила Романова в списке не было. Другая представительная группа отправилась в Троицкий монастырь за советом к старцу Авраамию Палицыну — получив совет, они решили провозгласить царём Михаила Романова, который не запятнал себя «изменами» и имел родственные связи с Рюриковичами. Преодолеть распри помогли казачьи атаманы, которые явились к боярам и потребовали исполнить волю Божию и вручить царский посох сыну пленённого Фёдора Никитича Романова «Михайло Фёдоровичу». Бояре, «страхом одержими и трепетни трясущеси», не посмели возразить. Восстановленная Боярская Дума 2 марта 1613 года отправила посольство к новоизбранному царю в Кострому, в Ипатьевский монастырь. Посольству предстояло уговорить Михаила принять царство. Уговаривать пришлось долго: понимая всю тяжесть правления в разорённой стране, воцарению на трон противился сам Михаил и его мать старица Марфа Ивановна. Наконец, получив благословение от матери иконой Фёдоровской Божьей Матери, Михаил дал согласие. В Успенском соборе Романову вручили шапку Мономаха, державу и скипетр. Начался новый этап в истории России. Первые изменения в государстве при царе Михаиле Романове Ещё до приезда в Москву были оглашены первые приказы: царь назначил воевод в крупные города и поручил провести ревизию фонда дворцовых земель, намереваясь взять земельный вопрос в свои руки. Во время двухмесячного похода в Москву образовался круг верных царю людей: в него входили братья Салтыковы, получившие первые ответственные должности, князь А. Лобанов-Ростовский и родственник старицы Марфы К. Михалков, а также члены посольства, с которыми Михаил советовался по многим вопросам. Так новый царь обрёл единомышленников и начал процесс сосредоточения власти в своих руках. Начинать правление приходилось в нелёгких условиях: страна была разорена, деревни опустели, пашни не были вспаханы. В Москве Кремль был разрушен, полностью разграблено его внутренне убранство, казна была пуста. Смута ещё не была окончательно подавлена, неспокойными были отношения со Швецией и Польшей: в Новгороде находились шведы, а польский королевич Владислав готовил новый поход на Москву. Южные города грабили крымские татары. Многие опасались, что неопытность и мягкий характер Михаила станут препятствиями на пути наведения порядка в стране, но у царя была сильная опора: его мать инокиня Марфа и бояре, входившие в ближний круг. Постоянно собирался Земский Собор, фактически ставший совещательным и исполнительным органом. Важные государственные дела решались в Боярской Думе — связь царя с обществом через государственные и представительные органы была прочной. Решения Думы и Собора считались принятыми, если их одобрял царь. В 1619 году вернувшийся из плена Филарет, властный и умелый правитель, взял бразды правления в свои руки. Он получил сан патриарха, а затем титул Великого Государя и соправителя. Филарет возвысил православную церковь и укрепил государственность, усмирив Боярскую думу и отодвинув от власти Марфу Ивановну и братьев Салтыковых. Отношения отца и сына были тёплыми и доверительными. Государю надлежало иметь супругу; Михаил пытался самостоятельно решить вопрос о своей избраннице. Так, вопреки воле матери, в невесты он выбрал Марию Анастасию Хлопову, девицу из незнатного дворянского рода.
Начало династии Романовых
Кто первый царь. Культура уже давно стала главным полем боя не только за развитие экономики, но и за выживание России в мировой геополитической конкуренции. Избран царем участниками заговора против Лжедимитрия I. «Семибоярщина» — «временное» боярское правительство, образовавшееся в России после свержения царя Василия Шуйского (умер в польском заточении) в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова. Иван Васильевич стал первым в истории Руси «боговенчанным царем». Новости Новости. россия. РИА Новости.
Петр — самодур, алкоголик, который носил с собой щипцы для выдирания зубов у придворных
- На Руси состоялось первое венчание на царство
- Ответы : кто был первым царем в росии?
- "С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
- Последние вопросы
- "С великим гневом и плачем": как на российский престол взошел первый из Романовых
- Великий князь и царь: в чём разница?
Борис I Фёдорович Годунов, царь Московский и всея Руси с 1598 до 1605 год
В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. Новости Новости. Кто из правителей стал первым в России царём. Александр II стал первым и пока последним правителем России, погибшим в результате террористического акта.
Первый царь на Руси. Кого первым нарекли царем всей Руси?
Воцарение было омрачено последним в истории России крупным гвардейским восстанием, известным как Восстание декабристов. Несмотря на то, что само существование восстания показывало востребованность реформ, правление Николая проходило скорее в консервативном ключе. Крестьян не освободили, цензуру усилили, о конституции всерьез и не задумывались. Итогом царствования стала крайне неудачная Крымская война, в ходе которой России пришлось в одиночестве противостоять Франции и Британской империи. Армия, еще 35 лет назад разбившая Наполеона, потерпела несколько впечатляющих поражений, а флот и вовсе пришлось затопить в связи с явной неконкурентоспособностью. Есть версия, что император, тяжело переживавший военные неудачи, болея гриппом, специально поехал на смотр войск легко одетым и заработал пневмонию. Как бы то ни было, умер Николай именно от гриппа и его осложнений. Михаил Федорович — 32 года 1613—1645 Первый Романов на троне. Царем Романова провозгласил Земский собор. Михаилу тогда было 16 лет, на трон он не особо хотел. Да и, честно говоря, попав на него, не особо то и правил.
Первые три года за молодого государя решала инокиня Марфа, затем вернувшийся из польского плена патриарх Филарет. И лишь после смерти последнего в 1633-м Михаил Федорович правил в одиночестве. За 32 года успел заключить мир с Швецией и Речью Посполитой и более-менее восстановить страну после Смутного времени. Кроме того, именно при нем русские казаки дошли до Тихого океана, так что первого Романова можно считать чемпионом по присоединенным землям. Скончался в возрасте 49 лет от водянки, которая, по мнению подданных, случилась из-за малоподвижности и хронической меланхолии. Иосиф Сталин — 30 лет 1922—1953 Единственный, помимо Путина, не царь и не император в этом списке. Сталин — прекрасное доказательство того, что правителем России можно быть и не занимая формально высшей должности государства. Ведь с 38-го по 46-й номинальным главой государства был Михаил Калинин, а после 46-го Николай Шверник, которого сегодня и не все историки вспомнят. Мы не будем лишний раз рисковать вызвать Вельзевула, описывая достоинства и недостатки правления товарища Джугашвили, а лучше вспомним его дорогу во власть. После смерти Ленина наиболее вероятным кандидатом на лидерство был Лев Троцкий, но 44-летнему Сталину и его союзникам Зиновьеву и Каменеву удалось победить во внутрипартийной борьбе, сняв Троцкого с ключевых постов.
Затем Сталин в союзе с Бухариным выступил против Зиновьева, а потом и вовсе «съел» всех, став единовластным правителем страны. Скончался Сталин в 74 года на своей ближней даче в Филях.
Торжественная церемония, ход который был максимально приближен к византийскому оригиналу, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Венчал на царство сам митрополит Макарий, который активно поддерживал молодого правителя.
Он возложил на Ивана Василевича царские регалии — крест, золотую цепь, шапку Мономаха и бармы.
Даже, исходя из всех остальных источников, было этих казней не более 5000. Для сравнения - в цивилизованной Европе, во Франции, только за одну Варфоломеевскую ночь в 1572 году было убито 30000 гугенотов, а в соседних 2 городах - по 20000 на протяжении недели! Карл V, император священной римской империи германской нации 1520- 1558 казнил десятки тысяч подданных. Филипп II Испанский 1556-1598 в ходе подавления восстания в Нидерландах лишь за 2 года казнил более 100 тысяч, а 16 февраля 1568 года испанская инквизиция приговорила к смертной казни вообще всех жителей Нидерландов. Елизавета I 1558-1603 - десятки тысяч казненных; вообще кровавое законодательство Тюдоров против бродяг и нищих унесло жизни более ста пятидесяти тысяч казненных бродяг просто вешали. И таких примеров действительных зверств европейских правителей можно привести очень много.. Но все это забывается и отодвигается в сторону как нашими, так и иностранными историками и из работы в работу повторяется избитый и лживый миф о "зверствах" Ивана IV. Ключевским: "Зимой 3 декабря 1556 года несколько саней подъехало к крыльцу царских палат. Имущество и иконы царя складывали на сани.
По Москве прокатилось: "Царь нас покидает. Кто же будет править, кто нас защитит? А потом столица буквально взорвалась народными сходками: "Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. А купцы и мещане прибавляли: "пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим их! Однако немало было у него недругов, в особенности за рубежом. Именно в Европе было искажено его прозвание Грозный, и переведено как Ужасный Terrible. Жестоким и несправедливым тираном стали называть его в Европе в силу нескольких причин: 1. После того как он запретил евреям торговать и проживать в России. В 1550 году приехал в Москву польский посол с письмом от польского короля Сигизмунда: "Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего,..
На что Иоанн отвечал: "Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья яды к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела". При Иоанне IV была окончательно искоренена ересь жидовствующая, которая имела еще при его деде Иоанне III довольно сильные позиции среди знати и бояр Москвы и Новгорода. Они старались вывести из подчинения Москве Новгород, для чего организовывали бунты и измены. В 1570 г. Иван Грозный разгромил Новгород, бывший центром западничества и поддерживавший сепаратизм удельных князей. Об этом тоже в отдельной главе. Царь отказался предать русскую веру- православие и объединиться с католическим Римом. А ведь очень много обещано было ему за переход Руси в католичество - верховная власть как в Киеве, так и в Константинополе. Известны гордые слова сказанные Иваном Грозным монаху-иезуиту Антонию Поссевину в 1581 году: «Ты говоришь, Антоний, что ваша вера римская — одна с греческою вера? И мы носим веру истинно христианскую, но не греческую.
Греки нам не евангелие. У нас не греческая, а Русская вера! Ряд его военных побед, значительно увеличили территорию государства и вызвали укрепление самодержавия, что не нравилось Европе. Завладев Казанским ханством, молодой царь разрушил всю систему еврейской торговли славянскими пленниками. В 16 веке работорговля была вся в руках радхонитов предков современных евреев-сефардов и, разгромив казанцев, царь положил конец этому самому прибыльному бизнесу, центром которого являлась Казань, ежегодно переправлявшая в малую Азию и дальше до 20 тысяч славян-пленников. Уже за одно это деяние, сохранившее жизни десятков и сотен тысяч славян должна низко поклониться Ивану Грозному русская земля. Список литературы: 1. Карамзин Н. История государства Российского: в 12 томах. Греча, 1816—1829.
Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Манягин В. Пронина Н. Иван Грозный. Архивная копия от 24 января 2009 на Wayback Machine 5. Соловьёв С. История России с древнейших времён ссылка : в 29 т.. Товарищество «Общественная польза», 1851—1879.
Царь Михаил Романов шёл на компромиссы, чтобы учесть мнение отца, но в основе этого были не безволие и страх, а тёплые отношения между отцом и сыном, о которых свидетельствует сохранившаяся переписка царя и патриарха. Также по теме «Сфинкс, не разгаданный до гроба»: как изменилась Россия за годы правления императора Александра I 23 декабря 1777 года родился Александр I — один из самых противоречивых российских императоров. Победитель Наполеона и освободитель... После кончины Филарета Михаил на протяжении 12 лет правил самостоятельно. И народ его запомнил как праведного и честного государя. Михаил Фёдорович не был сторонником строгих правил. К примеру, для руководства городами он внедрил институт воевод, однако после прошений горожан ему не составило труда заменить их выборными представителями земской знати. Молодой правитель регламентировал взимание податей. Единицей обложения стали доля земли и специальные предприятия хлебопекарни, мельницы, ремесленные лавки. Для достоверного учёта были оформлены писцовые книги, что сдерживало самоуправство налоговых сборщиков. При Михаиле Фёдоровиче начались работы по поиску природных богатств, строились чугуноплавильные, оружейные, кирпичные и многие другие заводы. Именно он основал Немецкую слободу в Москве — места поселения заграничных инженеров и военных, которые в эпоху Петра I сыграют большую роль. Не смогла бы утвердиться и династия Романовых », — подчёркивает Козляков. Но самое важное, что удалось сделать Михаилу Фёдоровичу, — это вывести страну из глубочайшего кризиса, в который её повергла Смута. Была закончена война с Речью Посполитой, был заключён мирный договор со Швецией. Конечно, Смоленская война 1630-х годов была не очень удачной. Тем не менее страна восстановилась после Смуты и стала уверенно двигаться вперёд», — заключил Пчелов.
Первый русский царь: кто им на самом деле был
Впоследствии ему суждено было стать первым царём династии, правившей Россией три века. 4.3 Список царей России после первого царя династии Романовых. Филарет стал фактическим правителем России вплоть до своей смерти в 1633 году.[2]: 311-313.
Начало династии Романовых
Резкое падение числа жителей смущало самого Петра Великого, заподозрившего "утайки", вызванные нежеланием подданных платить подати. Бороться с обманом переписчиков направили ревизоров, и худшие опасения подтвердились. За сверкой данных следил первый русский историк Василий Татищев. Обмануть Петра Великого не вышло, а считать численность "по дворам" — нечестно. Как это делать справедливо, показывает инфографика ТАСС. Миф второй: Петр Великий отдал Россию немцам Другое обвинение против Петра Великого выдвигали оппозиционеры справа — консерваторы, утверждавшие, что из-за реформ начала XVIII века Россия утратила свой национальный дух. Этот упрек был настолько серьезен, что разворачивался в целую политическую программу и был способен сотрясти высшие этажи власти.
В 1741 году дочь Петра Великого Елизавета совершила государственный переворот, обвинив свою предшественницу Анну Леопольдовну в том, что при ее правлении власть сосредоточили в своих руках немцы. Факты недостаточно подтверждают это обвинение. Из 215 высших чиновников российских коллегий министерств и судей в 1730-е иноземцами являлись только 28. При Петре Великом, создавшем коллегии, эта цифра была чуть выше — 30. Иначе дело обстояло в войсках, для модернизации которых царю понадобился иностранный опыт. В 1690-е и 1700-е годы российский флот создавался с нуля.
Именно поэтому среди морского командного состава, сформированного Петром, преобладали выходцы из-за рубежа: из 31 высшего флотского чина с 1700 по 1725 год русских насчитывалось только пятеро. Инфографика ТАСС показывает, как обстоял отбор на командные должности в ключевом роде войск — пехоте. Среди генералов, взятых Петром на службу, больше всего "легионеров" насчитывалось в 1708 году — 39 из 51. На последнем отрезке правления Петра их доля ощутимо сократилась до 22 из общего числа в 61. Значило ли это по совокупности, что Петр Великий отдал Россию на откуп иностранцам? С точки зрения статистики — безоговорочно нет, а куда ближе к истине мнение, что иноземцы пополнили служилую элиту империи, сумевшей воспользоваться их знаниями и умениями.
При Петре иноземец-мореплаватель Витус Беринг отправился в свою первую Камчатскую экспедицию, чтобы позже открыть пролив Беринга; артиллерист Вильгельм де Геннин основал Екатеринбург и Пермь, а инженеры Кирштенштейн и Ламбер де Герен возвели Петропавловскую крепость, положив начало Северной столице. Их трудам Россия благодарна до сих пор. Третий миф: Санкт-Петербург Петр Великий построил "на костях" Живучий миф о Петре как жестоком правителе, пожертвовавшем ради своих целей десятками тысяч подданных, впервые появился еще при жизни императора как слух. В 1710 году датский посланник Юст Юль записал, что при сооружении Петропавловской крепости в 1703 году погибли 60 тыс. В 1726 году французский путешественник Обри де ла Моттре нашел в Петербурге подтверждение сведениям Юля. При строительстве дома на углу Невского и Мойки обнаружились...
При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией. Но также Иван IV ввел опричнину, которая сопровождалась разорением земель и террором, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор о результатах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие... Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.
Например, к 1699 году Владимир Атласов составил описание Камчатки, в 1719-м Михаил Сердюков придумал проект первой в России искусственной водной системы, а к 1722 году завершилось посольство Льва Измайлова в Китай, откуда он привез этнографические находки, модели кораблей, фейерверки и фарфор. Только до первого заседания в ноябре 1725 года Петр I не дожил. Россия перестала покупать за границей якоря, ружья и пушки и вышла на третье место в Европе по добыче черных металлов. Новые месторождения железных руд открывали не только госслужащие, но и "частники", так появились промышленные династии Демидовых и Строгановых. Тогда же впервые стали задумываться о том, чтобы сохранить ландшафт: разрешения на строительство заводов выдавала только Берг-коллегия. Рудоискатели должны были отправлять интересные ископаемые находки в Кунсткамеру. А еще появились первые законы по охране природы: в 1703 году запретили рубить лес в пределах 50 верст от берега больших и 20 верст — от малых рек. А систематизировать их пригласил шотландца Роберта Арескина и эльзасца Иоганна Шумахера. Через четыре года собрание вместе с личной библиотекой Петра I перевезли в отдельное здание — Кикины палаты и в 1719-м впервые показали посетителям. Среди экспонатов были "куриозные вещи", купленные Петром I в Амстердаме: коллекция пресмыкающихся из Южной Америки, чучела животных и спиртовые препараты с человеческими органами, а также акварели с насекомыми и растениями Суринама. В это же время на Стрелке Васильевского острова начали строить специальное здание Кунсткамеры — в 1728 году там открылся большой музей. Легенды и мифы о Петре Великом Петра I подменили. Как только Петр зачастил с поездками в Немецкую слободу, по Москве поползли слухи, что императора подменили. Причем те, кто их распространял, разделились на два лагеря. Первые утверждали, что его отцом якобы является Франц Лефорт хотя между ними всего 16 лет разницы — "уж больно хорошо дружат". Вторые считали, что Петра подменили еще в колыбели. Якобы его мать, Наталья Нарышкина, на самом деле родила дочь, но, боясь недовольства Алексея Михайловича, заменила девочку на мальчишку из Немецкой слободы. Конечно, эти слухи не имеют с реальностью ничего общего и появились они только из-за того, что Петр действительно тесно общался с обитателями слободы. Петр I был протестантом. Современники Петра I считали его безбожником, протестантом, а кто-то и вовсе Антихристом. Но основной причиной таких слухов стала, конечно же, проведенная императором церковная реформа — он упразднил должность патриарха, и высшим церковным органом в 1721 году стала Духовная коллегия, или Святейший Синод. Да, Петр не вел крайне религиозный образ жизни, но сохранилось множество доказательств того, что он был все-таки глубоко верующим человеком. Однако это был всего один мешок семенных клубней, которым накормить крестьян было решительно невозможно. Петр I лично работал на строительстве Санкт-Петербурга. Петр умел и любил работать руками и сам вникал в технологические тонкости разных ремесел — от строительства кораблей до ковки металла. В свободное время он любил работать на токарном станке. Когда он бывал в Петербурге, то посещение строек и верфей с инспекцией было для него обычным делом. Во время таких визитов взяться за тачку или лопату Петр, конечно, мог.
По нормам того времени он считался совершеннолетним и уже мог жениться. У русских крестьян подобная семейная практика сохранялась вплоть до XIX века. Как на завершающем этапе длительной и ожесточенной Смуты представителям всех сословий Российского царства, особенно правящему классу, хватило мудрости примириться и предать забвению взаимные былые прегрешения? Ведь до этого все они вели себя, мягко говоря, небезупречно. Подлинное величие человека в том и состоит, что во имя благородных целей он готов через многое переступить. Смута — это многолетняя гражданская война в России, отягощенная иностранным вторжением. Ее катастрофические последствия выражались не только в тотальном разорении и опустошении целых городов и уездов, когда вся Россия лежала в руинах. Смута оставила свой след даже в психологии русских людей, в чьих головах поколебались прежние представления о сакральном характере верховной власти Всем стало отчетливо ясно, что пора прекратить взаимное истребление, поэтому очевидное понимание общегосударственных задач по восстановлению страны из пепелища явным образом превалировало над личными обидами. Могу привести такой пример. Годунов был злейшим врагом семейства Романовых, он едва не истребил их во время своего правления. Казалось бы, после своего избрания на царство Михаилу Федоровичу, в раннем детстве разлученному с опальными родителями, было бы логичным проклясть и забыть своего предшественника. Но «Утверженная грамота» Земского собора 1613 года в значительной степени ориентировалась на аналогичный документ собора 1598 года, избравшего царем Бориса Годунова. Как все эти болезненные процессы проходили в действительности, сказать трудно, поскольку очень много письменных источников того времени до нас не дошли. Мы не знаем достоверно, как именно после Смуты ее бывшие участники искали компромиссы и примирялись между собой. Судя по всему, не все прежние обиды сразу мгновенно забывались. Образно говоря, пожар Смуты, которая после избрания Михаила Романова на царство продолжалась еще пять лет, затухал медленно и постепенно. Властный патриархат Почему после 1619 года, когда из польского плена вернулся будущий патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, Земские соборы перестали регулярно собираться?