Новости кронштадт во время блокады ленинграда

В Музее военно-морской славы в Кронштадте 18 января открывась тематическая выставка «Флот для блокадного Ленинграда»: билеты и режим работы. Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда. В то время, как со взятием Пулковских высот обеспечивался выход на линию тесной блокады Ленинграда, три четверти вылетов 1-го авиакорпуса были проведены против Кронштадта с кораблями и против Ораниенбаумского плацдарма. Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости.

Кронштадт — как щит для Ленинграда

Таким образом, маленький Кронштадт помогал своему старшему брату в тяжелые блокадные дни. В годы войны Кронштадт стал надёжным щитом для Ленинграда. На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. защитники которой погибали но не сдавались. Из них 2.5 года я участвовал в защите Кронштадта, которая была не только и не столько защитой самой крепости, сколько обороной Ленинграда. Дело в том, что на образовании 8 сентября 1941 года кольца окружения Ленинграда, враг не собирался ограничиваться блокадой.

Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке

Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни - ТАСС После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание.
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда город-герой наравне с Ленинградом, выстоявший 900 дней блокады, не давший немецким захватчикам победить.
Кронштадт в ВОВ | Союз городов воинской славы Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда произошло только два незначительных наводнения.
Кронштадт: чем заняться на острове фортов и кораблей | Пикабу Блокада» (6+) и разместится инсталляция «Мы слышим сердце Ленинграда» — пост противовоздушной обороны времен Великой Отечественной войны.

Кронштадт во время Великой Отечественной войны

Ситуацию немного улучшило освобождение Тихвина 9 декабря 1941 года и начало функционирования ледовой трассы по замерзшему Ладожскому озеру. Суточный паек для рабочих увеличился до 500 граммов хлеба, а норма для детей и иждивенцев возросла до 200 граммов. Для жителей Ленинграда период с середины ноября 1941-го до конца января 1942 года оказался самым тяжелым за весь период блокады — завоз через Ладогу производился в незначительных количествах, а внутренние ресурсы были исчерпаны. В январе ударили тридцатиградусные морозы, и замерз городской водопровод. Блокадный чай, то есть обычный кипяток, согревал в морозы и давал иллюзию сытости. На воде варили суп из отходов производства растительного масла, а также делали желе из столярного клея. Уполномоченный Государственного комитета обороны по обеспечению продовольствием Ленинграда и Ленинградского фронта Дмитрий Павлов вспоминал: Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины и женщины. У людей слабели ноги и руки, немело тело, оцепенение постепенно приближалось к сердцу, и наступал конец. Смерть настигала людей везде Число умерших горожан с декабря 1941-го по февраль 1942-го составило более 252 тысяч человек. В обратном направлении везли станки и главным образом людей — детей, женщин, пожилых и больных.

Активные боевые действия флота продолжались до самого ледостава. В связи с военной угрозой Ленинграду повсюду продолжали формироваться новые отряды народного ополчения. Из моряков, в свою очередь, формировались отряды морской пехоты. А всего за войну Кронштадт послал на фронт 115 тыс. Это были стойкие и бесстрашные бойцы, спаянные морской дружбой и преданностью Родине. Они участвовали и в штурме Берлина. И на закопченных стенах рейхстага оставили надпись: «Мы из Кронштадта! Первым командиром Кронштадтской военно-морской базы в начале войны был контр-адмирал В. С июня 1942 г. Кронштадтская ВМБ была главной базой Балтийского флота.

В январе 1943 г. Силы базы вели боевые действия в Выборгском заливе, участвовали в создании Восточной и Тыловой минно-артиллерийских позиций, привлекались к обороне Таллина, п-ова Ханко, Моонзундских о-вов, обеспечивали развертывание подводных лодок, действовавших на морских коммуникациях противника.

Прекрасная видимость позволила обнаружить нарушителей воздушного пространства России на предельной дальности. Немецкие самолеты отвернули перед огневой завесой, сбросили какие-то предметы в стороне от Кронштадтского корабельного фарватера. Днем выяснилось, что немецкие летчики сбросили магнитные мины. Гитлеровцы не смогли застать врасплох защитников города-крепости. Артиллеристы 1-ого зенитного полка, расположенного на территории Котлина и островных фортов, 2-ого и 5-ого полков, дислоцированных на южном берегу Финского залива, открыли боевой счет, сбив 2 и повредив 1 самолет. В ночь на 22 июня открыл огонь по самолетам врага и дежурный катер младшего лейтенанта М. Макаренко, стоявший в дозоре западнее Котлина. Через несколько минут из гавани Кроншлота вынеслись по тревоге сторожевые катера 1-ого дивизиона, чтобы занять линию дозоров вокруг Котлина, взять под охрану идущие в Ленинград суда.

В 3 часа 45 минут командир Кронштадтской военно-морской базы контр-адмирал В. Иванов позвонил в Таллинн и доложил В. Трибуцу о происшедшем. К тому времени штабу флота стало известно и о других агрессивных действиях немцев. К началу войны Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны. Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до меридиана острова Родшер. Обороняли этот район 2 дивизиона тральщиков, 2 дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых заградителей, а также шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров. Береговая оборона состояла из трех укрепленных секторов: Кронштадтского артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми подразделениями , Выборгского и Гогландского, расположенного на нескольких островах средней части Финского залива. Противовоздушную оборону базы обеспечивали 2 зенитных артиллерийских полка и 4 отдельных дивизиона. В конце августа флоту пришлось оставить Таллинн.

Около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт через блокированный минными заграждениями, авиацией и кораблями Финский залив. Кронштадт снова стал главной базой флота. Ею руководил непосредственно командующий КБФ, а комендантом был назначен генерал-майор Г. Гитлеровское командование считало взятие города Ленина делом нескольких дней. Фашисты полагали, что Балтийский флот будет прорываться в нейтральную Швецию. Однако эта гипотеза была ошибочной. После начала войны командование Балтийским флотом осуществило неотложные меры по укреплению крепости, особенно ее береговой обороны. С этой целью были развернуты три укрепленных сектора: Кронштадтский, Ижорский и Лужский. К тому времени на вооружении крепости находилась стационарная и железнодорожная артиллерия калибром от 45 до 356 мм. Стационарные системы размещались на морских и береговых фортах, а железнодорожные — на специальных железнодорожных позициях.

Шесть железнодорожных батарей с орудиями калибра 180, 305, 356 мм поступили на вооружение перед самой войной. Чтобы обеспечить безопасность укреплений в зимний период и для отражения возможных лыжных десантов, на фортах были построены доты, установлены 45-миллиметровые пушки. Правый фланг этой линии замыкал мыс у г. Сестрорецка , а левый — Толбухин маяк; эти опорные пункты были вооружены 45-миллиметровыми орудиями для борьбы с танками и десантными катерами. По восемь таких орудий находилось на всех фортах первой линии. Артиллерия первой линии могла не только отражать наступление противника по льду залива или морской десант, но и обстреливать захваченную немецко-финскими войсками территорию Корельского перешейка на глубину до 20 км; это обеспечивало стабильность линий фронта за Сестрорецком и Белоостровом. Часть дальнобойных орудий первой линии вела систематический обстрел тыловых вражеских позиций за Ораниенбаумским плацдармом. Зенитчики били прямой наводкой по танкам. С предельной скорострельностью вели огонь корабли, находившиеся в районе Кронштадта. Лучшие силы отдал защите города Ленина Балтийский флот.

Моряки сражались в составе каждой стрелковой дивизии. Моряки получали оружие и боеприпасы, знакомились с командирами уже в пути. Им пришлось выйти на указанный рубеж без пушек и пулеметов и с ходу вступить в бой. Балтийцев своим присутствием воодушевлял командующий войсками Ленинградского фронта маршал К. Трое суток дралась бригада, отстаивая каждую пядь земли. В тех же боях получила боевое крещение 6-я бригада, сформированная в Кронштадте из личного состава подводных лодок и учеников матросов. Позже они спасали положению под Волховом, затем отбросили врага на 25 километров в районе Войбокала. Но там еще в августе моряки с помощью кронштадтских рабочих установили мощные артиллерийские батареи. Захватчики получили решительный отпор. Но позиция осталась непреодолимой для врага.

Там финские войска прорвали наш основной оборонительный рубеж. Создалась реальная угроза их соединения с немцами. Поэтому тяжелая артиллерия день и ночь вела огонь по районам Оллила - Александровка и Белоостров - Куоккала. Благодаря этой мощной поддержке 23-я армия выбила противника из Нового Белоострова. Деморализованные огнем сокрушительной силы, финские дивизии отошли и заняли оборону, которая продолжалась почти три года - до наступления советских войск. С 14 сентября начались обстрелы каждого крупного корабля из тяжелых орудий с 16-го - атаки авиации. В тот день в «Марат» попали две бомбы и 6 снарядов, линкор ушел в Кронштадт исправлять повреждения. На следующий день пострадал крейсер «Максим Горький». Эти удачи обрадовали фашистов. Первый налет враг совершил 19 сентября.

Основная часть экипажа ушла на сухопутный фронт. Орудия главного калибра били по врагу прямой наводкой с позиций между Дудергофом поселок Можайский и Пулковскими высотами. На крейсере оставались только зенитные пушки. Авроровцы достойно встретили немецких стервятников, плотным огнем заставили их беспорядочно сбросить бомбы в воду. Но этот налет, по замыслу врага, был только репетицией… 21 сентября к Кронштадту прорвалось 180 меченных свастикой самолетов. Воздушная тревога, объявленная в 11 часов, не прекращалась до 18. В небе было черно от бомбардировщиков «Ю-87» и «Ю-88». Группами по 30-40 машин они устраивали «карусели» над целями, поочередно с воем ложились в пике и бросали бомбы. Вода в гаванях закипала, земля сотрясалась от взрывов. У берегов Котлина в те дни стояло много кораблей: у стенки Лесной гавани - крейсер «Киров».

Были заняты все причалы Морского завода. Сюда главным образом и целил враг. На Восточном рейде, накрытый серией бомб затонул эсминец «Стерегущий». Лег на дно сторожевой корабль «Вихрь». Немецкие пикировщики сбросили более 300 бомб на линкор «Октябрьская революция», стоявший на якоре у Петергофа. Враг метил не только в корабли. На территории предприятия упало 16 бомб. Погибло более 50 человек, в том числе начальник одного из цехов С. Превратились в развалины несколько жилых домов. Перестали действовать водопроводная и электрическая станция.

Три большие бомбы разрушили приемный покой и терапевтическое отделение Морского госпиталя. Получили повреждения миноносцы «Сильный» и «Грозящий». В Морской завод попало 20 бомб. Особенно тяжелым для Кронштадта и флота выпал день 23 сентября. На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть «звездных» налетов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей. Орудия главного калибра обрушили на них свыше 200 снарядов. Все же одна бомба разорвалась на палубе. Но матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний налет.

На выставке представлены документы, настенная графика, арт-объекты, предметы быта и видеоматериалы.

Отдельный раздел посвящен затонувшим кораблям. Выставка будет работать еще три месяца.

Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков

Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны. От нее я впервые узнал реальную историю блокады Ленинграда.

Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя»

Движение по Малой Дороге жизни осуществлялось днем и ночью, однако люди старались не рисковать и передвигаться только в темное время суток, учитывая погодные условия. Чтобы максимально обезопасить движение, велись измерения при помощи прогибографа — прибора для регистрации колебаний льда и фиксации проблемных участков дороги. Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров.

Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны.

Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта.

Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков.

После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк.

Санкт-Петербург, вн. Главный редактор: Данилова М. Редакционная почта: news brief24.

Перестали действовать водопроводная и электрическая станция. Три большие бомбы разрушили приемный покой и терапевтическое отделение Морского госпиталя. Получили повреждения миноносцы «Сильный» и «Грозящий». В Морской завод попало 20 бомб. Особенно тяжелым для Кронштадта и флота выпал день 23 сентября.

На крейсер «Киров» «юнкерсы» сбросили 90 бомб. Однако экипаж флагмана КБФ мужественно выдержал шесть «звездных» налетов противника, продолжая в то же время обстрел дальних целей. Орудия главного калибра обрушили на них свыше 200 снарядов. Все же одна бомба разорвалась на палубе. Но матросы хладнокровно погасили пожар и уже в сумерках отразили последний налет.

Трагичнее сложилась судьба других кораблей. Сел на грунт лидер «Минск», затонули подводная лодке «М-74», буксир и транспорт. Весь флот, весь Кронштадт болезненно переживали тяжкие раны «Марата». Линкору оторвало носовую часть до 2-й башни. Погибли более 300 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга П.

Иванов и комиссар С. Город-крепость отвечал огнем всех калибров. На стволах зениток обугливалась краска. Подвиги бесстрашия совершали летчики Г. Костылев, Т.

Усыченко, Н. Ткачев, А. Руденко, С. Впятером они сражались с десятками «юнкерсов» и «фокке-вульфов» и одерживали победы. Налеты на Кронштадт дорого обошлись немецкой авиации.

За три дня она потеряла 37 машин. Но одни вражеские самолеты, объятые пламенем падали в залив, другие успевали нанести чувствительные удары. На Котлин срочно перебазировали полк истребителей ПВО и зенитный полк, Это сразу же сказалось на результатах боев. Бондаренко, М. А, Ефимов, И.

Каберов, М. Мартыщенко, А. Мясников, А. Но эти эпизоды не имели существенного значения. Операция фашистов, в которой в общей сложности участвовало около 400 самолетов, успех не имела.

Стратеги третьего рейха официально признали крушение своих планов захватить город Ленина с ходу. Впервые во второй мировой войне германские вооруженные силы перешли к долговременной обороне. Это стало залогом полного их разгрома. В том, что зловещие синие стрелы на немецких картах бессильно застыли на подступах к Ленинграду, огромная заслуга и кронштадтцев. Ни один форт крепости не замолчал, ни один орудийный расчет не дрогнул, Морская артиллерия пригвоздила оккупантов к земле у ворот великого города революции, только в сентябре подавила огонь 673 батарей врага, уничтожив более 100 пушек.

В основном благодаря главному калибру Красной Горки и Серой Лошади, других фортов Кронштадта и кораблей советские войска сумели удержаться на Приморском плацдарме - будущей стартовой площадке нашего наступления. Особую роль сыграли матросские десанты, высаженные с целью упредить возможный удар противника на опасном участке, постараться ликвидировать Петергофско-стрельнинскую группировку немцев. Командующий фронтом Г. Жуков, по существу, не отвел времени для подготовки десантов. Раллю, а в ночь на 3-е рота 6-й бригады морской пехоты, занимавшей оборону в районе Урицка, была переправлена на катерах и шлюпках к заводу «Пишмаш».

В ночь на 5 октября катера охраны водного района Кронштадта под командованием капитана 2-го ранга И. Ворожилов и полковой комиссар Л. Каждый день был подвигом. Поэтому еще в первые дни войны жители города стали разводить огороды. Работники Морского госпиталя получили в загородном районе Котлина участок в 4 с половиной гектара, очистили его от камней и засадили картофелем.

Кроме того, разбили грядки на каждом свободном клочке земли на территории госпиталя. И хотя прямые медицинские обязанности отнимали почти все силы, за три года войны вырастили 200 тонн овощей. На острове оказалось мало пригодной для огородов земли. Сотни кроштадтцев занялись овощеводством на южном берегу залива. Собирать урожай пришлось под огнем.

Его перевозили на виду у захватчиков, на шлюпках и плотах, не отвлекая для этого плавучих средств крепости и флота. Собирали грибы, ягоды. Руководители города создали несколько рыболовецких бригад. И Кронштадт не только не потребовал продовольствия от Ленинграда, но вместе с флотом даже помог ему. Из кронштадтских запасов до ледостава было перевезено более 3000 тонн продуктов.

Помощь Кронштадта пришла в тяжелую пору, когда Ладожское озеро начало замерзать, но ледовая Дорога жизни еще не действовала, и ленинградцы получали самую скудную блокадную норму. В гаванях Котлина лишенные маневра корабли превратились в малоподвижные мишени. Они почти ежедневно подвергались интенсивному обстрелу. Военный совет КБФ решил перевести большинство кораблей в Ленинград. В Кронштадте остались только линкор «Марат», лидер «Минск», канонерские лодки «Волга и «Кама», а также отряд охраны водного района под командованием капитана 2-го ранга И.

Святого: 5 сторожевых кораблей, 18 тральщиков, катера разных типов. В начале ноября в Ленинград переехали штаб политуправление и тыл флота. В связи с этими переменами Кронштадтскую военно-морскую базу 21 октября 1941 года преобразовали в крепость. Ее возглавил генерал-лейтенант А. Елисеев позже — генерал-лейтенант И.

В связи с приближением зимы и новыми задачами, командование фронта и флота провело перегруппировку сил. На островах и берегах Балтики советские воины еще удерживали немало опорных пунктов: Моонзунд, Ханко, Бьёркский архипелаг, Гогланд, Большой и Малый Тютерс. Их гарнизоны до конца выполнили свой долг. Да и силы балтийцев, распыленные на сотни километров, были теперь нужнее у стен Ленинграда. Для обороны плацдарма была создана Приморская группа войск.

В нее вошли уже находившиеся там части морской пехоты, гарнизоны островов Выборгского залива, Гогландского сектора и Ханко. Они многократно пересекали минные поля, выдержали вражеские артобстрелы и налеты авиации, боролись со штормами и льдами. Эти дерзкие, мастерски организованные походы опрокинули все представления о морской блокаде. Первой военной зимой в руках Балтийского флота остались западнее Котлина только три небольших острова: Сескар, Пенисари и Лавенсари. Немецкий контр-адмирал П.

Доннер писал: «Ленинград окружен; так же, как и при падении Ревеля, произойдет катастрофа проклятого флота. Кронштадт с военными гаванями находится под артиллерийским огнем и бомбами, многие русские корабли уже уничтожены, а к остаткам флота все ближе продвигаются германские минные заграждения. Видимо, скоро придет конец». Действительно, корабли не могли выйти в море. Самый короткий переход - из Ленинграда в Кронштадт - превращался в сложную боевую операцию.

Ее заранее разрабатывали в штаб, обеспечивали огнем артиллерии, дымовыми завесами с катеров, прикрытием авиации. Немецкие пушки в Лигове, Стрельне, Петергофе били прямой наводкой даже по рыболовным баркасам, а зимой — по автомашине или по человеку на льду залива.

Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке.

В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948.

Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С. Афанасьев 1941-1942. Награждение завода орденом Ленина в 1944 году.

Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А. Бурлаков и С. Афанасьев, П.

Ермаков, И. Лаврентьев, М. Бевзюк, П. Гигилев, Б.

Заглядимов, П. Милявский, П. Морозов, С.

Лента новостей

  • Экскурсия Кронштадт во время блокады
  • Кронштадт — Википедия
  • Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга ›
  • Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
  • В печатном номере

Кронштадт. Блокада. Дети. _ 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда _ Мир кораблей

Лукин был ранен в ногу, но, лежа, истекая кровью, повел, яростный огонь. На льду залива трещали автоматные очереди, гремели взрывы гранат. Звуки боя донеслись до матроса Шиншикова, находившегося в секрете. По его сигналу гарнизон форта изготовился к отпору. Но враг не дошел до укрепления.

Пост боевого охранения обратил его в бегстве. В этом бою погибли младший сержант Н. Королев, матросы Н. Вихров и А.

Двое дозорных были буквально изрешечены пулями, изрезаны ножами. Удар финского ножа прошел сквозь комсомольский билет Н. Герою Советского Союза В. Федоров и его товарищи уходили в смелые рейды по тылам фашистов.

Крохотный островок буквально кишел фашистами. Умирали лучшие мастера. А враг все бил и бил по заводским корпусам, по докам. На территории предприятия в 1941 году взорвались 1241 снаряд и 31 бомба.

И за то же время завод выполнил 1800 оперативных заданий командования флота и фронта. Гитлер еще раз потребовал от своих генералов, и адмиралов уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота. Вечером 4 апреля одновременно с артобстрелом фашисты предприняли массированную атаку с воздуха. Однако к заранее намеченным целям прорвались лишь 58 бомбардировщиков.

В течение апреля захватчики устроили еще 5 налетов. Операция «Айсштосс» провалилась. Тогда гитлеровцы решили запереть Балтийский флот, прежде всего—подводные лодки. Чтобы избавиться от этой угрозы, противник минировал Морской канал, фарватеры и рейды Котлина, Сескара и Лавепсари.

Специалисты всего мира издавна считали Балтику труднейшим морским театром военных действий. С этой угрозой советские воины боролись всеми средствами. Зимой дозоры непрерывно курсировали на буерах и лыжах по трассе Морского канала, вокруг Котлина и островных фортов. Они обнаруживали вражеские мины, спущенные под лед.

Бдительно несли вахту зенитчики кораблей и береговых батарей. Лучшие летчики В. Корешков, И. Сербин, П.

Бискуп, К. Соловьев, А. Алексеев, выполнив боевое задание, пересаживались на заранее подготовленные самолеты и снова взмывали в небо. Каждый из них за ночь проводил 10—15 воздушных боев.

Как только появилась чистая вода, дивизионы тральщиков М. Безбородова, Ф. Пахольчука, В. Кимаева принялись очищать от мин фарватеры от Ленинграда до Кронштадта и дальше—к Сескару и Лавенсари.

На Морском заводе переоборудовали рыболовные суда «Скат», «Поводеп», «Пикша», «Сиговец» и катера типа «КМ-5» в тральщики, оснащенные средствами борьбы с магнитными и акустическими минами. Основные силы бригады траления базировались в Кронштадте. Ее возглавили капитан 1-го ранга Г. Левченко и бригадный комиссар П.

В, Боярченко. Охрану водного района Кронштадта возложили на капитана 1-го ранга Ю. Афанасьева, быстро увеличивался. Особо отличившиеся «Щ-406» Е.

Осипова и «С7» С. Им приходилось отражать вражеские атаки. В «КТЩ-702» попала бомба. Но и для них атаки не проходили безнаказанно.

Чернышева и «МО-308» М. Самолеты противника сбросили на каждый катер до 80 бомб. Первая лодка второго эшелона, «Л-3», пробралась в самое логово врага — на меридиан Берлина, в Померанскую ныне Поморская бухту. Советские моряки во главе с П.

Грищенко быстро нарушили безмятежную жизнь фашистов. Транспорт водоизмещением 10000 тонн мог перевезти 200 танков или 2 тысячи солдат с оружием и боеприпасами либо полугодовой запас продовольствия для пехотной дивизии. Эти блестящие победы достались дорогой ценой. Из боевых походов не вернулись «М-97», «С-7» и 9 «щук».

Воды Балтики стали могилой для сотен подводников. Бон перегородил залив на всю его глубину и ширину. Операция «Балрус» потребовала напрячь силы и средства всего рейха. В мае 1943 года из Кронштадта вышли на разведку три лодки.

Что случилось с Краснознаменной «Щ-406» Е. Осипова, неизвестно. Летчики потопили два вражеских сторожевика, остальных рассеяли, но совсем отогнать не смогли. Тогда «Щ-408» всплыла и два часа сражалась с 8 фашистскими катерами.

Два из них загорелись, еще два получили повреждения. Но слишком не равны были силы. Под градом снарядов и крупнокалиберных пуль, изрешеченная пробоинами, лодка медленно уходила на дно. Над ней трепетал не спущенный флаг.

Этот сигнал, понятный всем морякам мира, способны поднять лишь самые сильные духом: «Погибаю, но не сдаюсь! Они несколько раз пересекала минные поля, запуталась в сетях, но все же освободилась из стальной паутины уклонилась от преследования кораблей и самолетов противника, сбросивших на нее сотни бомб. Экипаж лодки во главе с И. Травкиным выполнил поставленную задачу.

Данные разведки убедили командование флота и фронта в необходимости временно воз держаться от применения подводных лодок. В Германии торжествовали: операция «Балрус» удалась! Немецкие транспорты стали ходить с зажженными ходовыми и отличительными огнями, без конвоев и даже без зенитного вооружения. На море работали все маяки и световые буи, словно в мирное время.

Но с 28 мая вражеские суда снова стали гореть, взрываться и тонуть. Это вышли на морские коммуникации летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. В 1943 году они потопили 55, повредили 6 транспортов и кораблей противника. Левченко , а в его составе - Островная военно-морская база командир - контр-адмирал Г.

База объединила все части и подразделения на острове Лавенсари. Гуськова, истребительный отряд охраны водного района Кронштадта во главе с капитаном 2-го ранга М.

Под удары метронома участники акции почтили память тех, кто защищал город и погиб в период блокады, минутой молчания, сообщает департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ.

И возложили цветы у стены Памяти на Якорной площади. А потом пели песни военные, вспоминая дедов и отцов. Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей данные об IP-адресе, местоположении и др.

За день люфтваффе уничтожило восемь кораблей, погибли несколько тысяч человек. Еще шесть судов получили повреждения и позже затонули. Среди людей, оказавшихся в воде, было много женщин и детей. Гитлеровские летчики, сбросив свой смертоносный груз, делали еще один боевой заход и расстреливали несчастных из пулеметов. Корабли главных сил начали прибывать в Кронштадт вечером 29 августа. В этот день Балтийский флот понес самые большие потери. Благодаря отважным действиям экипажей было спасено более 9 тыс. Еще 6 тыс. На следующий день корабли продолжали прибывать небольшими группами и поодиночке. Нацистская авиация на протяжении всего дня бомбила острова Гогланд и Лавенсаари, не давая эвакуировать поврежденные суда. Итоги Всего за время перехода Балтийский флот потерял 62 корабля. Подавляющее большинство судов затонуло из-за подрыва на минах и действий авиации. Точное количество погибших людей подсчитать не удалось. Это связано с тем, что во время посадки на корабли учитывались только военнослужащие, а гражданское население зачастую не контролировалось. Согласно различным подсчетам, погибли от 10 тыс. Главный итог Таллинского перехода — это сохранение Балтийского флота. Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника. Несмотря на большие потери, флот выполнил сложнейшую задачу в невероятно трудных условиях.

Мы из Кронштадта

В 1944 году сняли блокаду Ленинграда, нам пришел вызов, мы вернулись домой в Кронштадт. Во время блокады кронштадтцы ловили рыбу вокруг острова; дошло до мелкой, до четырёх сантиметров в длину, рыбки-колюшки (позже сделали небольшой памятник блокадной колюшке на набережной)[47]. В Кронштадте отдали дань памяти павшим защитникам блокадного Ленинграда 8 сентября. Таким образом, маленький Кронштадт помогал своему старшему брату в тяжелые блокадные дни.

Экскурсия в Морской собор г. Кронштадта, посвященная 80-ой годовщине прорыва блокады Ленинграда.

В преддверии 81-ой годовщины начала блокады на портале «Книга Памяти блокадного Ленинграда» добавлены тысячи новых имен эвакуированных блокадников, данные о которых до этого были утеряны либо неизвестны. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда произошло только два незначительных наводнения. Во время блокады население быстро столкнулось с нехваткой продовольствия, поэтому необходимо было максимально использовать все имеющиеся ресурсы. В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны. Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Жители Ленинграда во время эвакуации из ладожского порта Осиновец, 1942 год.

Кронштадт — как щит для Ленинграда

В течение 872 дней города были полностью отрезаны от всех поставок. Продовольствие, вода, электричество - все это стало дефицитом. Но жители, несмотря на холод и голод, продолжали бороться. Посетители смогут познакомиться с иллюстрированным дневником Фаины Прусовой - медицинской сестры, чей оптимизм и непревзойденное трудолюбие стали неотъемлемой частью блокадного быта. Ее история стала олицетворением надежды и выносливости в тяжелейшие времена. На выставке гости смогут увидеть работы Трескина и Маркеева - известных военных художников Кронштадта. Их произведения являются живым отражением того времени и позволяют увидеть историю глазами тех, кто был тесно связан с этим периодом. Мероприятие предлагает задуматься, что может нам рассказать, как жил город в годы блокады?

Документы, фотографии, письма, воспоминания, газеты и предметы — это те источники, которые могут поведать о военном времени. Но умеем ли мы с ними работать? Как научиться задавать фотографии вопросы, чтобы она «заговорила с нами»? Что можно прочитать в письмах военных лет? Какую малоизвестную информацию о жизни блокадного города реально найти на страницах газеты «Рабочий Кронштадт»?

Благодаря скрытной переброске частей 2-й ударной армии к началу операции на участке фронта удалось создать более чем двукратное превосходство над противником. В рамках Ленинградско-Новгородской операции 14 января 1944 г.

Началу операции предшествовала мощная артиллерийская подготовка, продолжавшаяся 65 минут. За это время было израсходовано 102 тыс. В течение первых пяти минут морская артиллерия обрабатывала передний край противника вместе с фронтовой артиллерией. А потом тяжелая морская артиллерия фортов «Серая Лошадь» и «Красная Горка» совместно с батареями Кронштадта перенесла огонь вглубь обороны, разрушая огневые точки, узлы связи, штабы, скопления войск и техники. Артиллерия противника была подавлена. В ходе операции артиллерийскую поддержку наступавших частей Красной Армии обеспечивали корабли КБФ, стоявшие на Неве: линкор «Октябрьская революция», крейсеры «Киров» и «Максим Горький», лидеры «Минск», «Ленинград» и другие корабли. Корабли Балтийского флота уничтожали врага на морских коммуникациях, принимали участие в прорыве январь 1943 г.

Летом 1944 г. Своим огнем они поддержали наступление советских войск на Карельском перешейке. Мощная долговременная оборона фашистов была взломана огнем морской артиллерии во всей ее глубине.

Ушаков — единственный в мире адмирал, причисленный к лику святых. Никольский морской собор — главный морской храм России Перед памятником Макарову молодые моряки принимают присягу Никольский морской собор Никольский собор — самая известная достопримечательность Кронштадта.

Это главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов. Внешне он напоминает собор Святой Софии в Стамбуле, но с морскими элементами: например, крест на куполе вписан в штурвал. Внутри все оформлено в морской тематике: там и андреевские флаги, и огромные светильники, подвешенные на настоящих якорных цепях. Но главное — мемориальные таблички на стенах, где перечислены имена моряков, погибших во время воинской службы. Собор очень красивый снаружи и внутри.

Я люблю разглядывать мраморный пол с рисунками, роспись купола, витражи. Здесь совершенно не чувствуется дух, который часто отпугивает посетителей российских православных храмов: не так одет, не там стоишь, неправильно кланяешься. Но правила посещения храма все равно следует соблюдать: если у вас нет с собой головного убора, который должен покрывать голову женщины, на входе можно взять платок. Удобно, что в соборе есть камеры хранения, там можно оставить рюкзаки и сумки. Чуть правее от входа установлена табличка, где собираются организованные группы.

При мысли об этом не по себе становится… Блокада и наводнение…». В годы войны и блокады многие гидрологические станции и посты прекратили свое существование. Но некоторые станции продолжали свою работу: Ленинград-город, Лисий нос, Ленинград-порт, Невская устьевая и Ковалево. Все получаемые гидрометеорологические сведения держались в строжайшем секрете. В годы войны о наводнениях гражданам ничего не сообщали.

По годам: 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 А знаете ли вы, что? Дирекцией КЗС Минрегиона России был разработан комплекс водоохранных мероприятий, позволяющий впервые в Европе полностью избавить окружающую среду от воздействия скоростной шестиполосной автодороги. Для этого по всей длине КЗС были установлены локальные сооружения для очистки всего поверхностного стока с проезжей части дороги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий