Проблема заключалась в том, что, несмотря на всю свою современность, «Челюскин» в первую очередь был грузовым кораблем. В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк".
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
90 лет назад, 16 июля 1933 года, на пароходе "Челюскин" из Ленинграда вышла Комплексная арктическая экспедиция, которая должна была пройти во Владивосток за одну навигацию. С помощью супероборудования российские ученые впервые за 70 лет смогли воочию увидеть раздавленный льдами "Челюскин". Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше. Однако, в отличие от «Челюскина», этот корабль был подготовлен к плаванию в арктических льдах, имел «ледокольную» форму корпуса и был усилен по всем правилам. 90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца.
Пилоты летели навстречу пурге в самолётах с открытой кабиной
- Основано на реальной трагедии
- Ледокол «Челюскин»: когда построен, история, почему затонул
- На льду делали стенгазету
- Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»
- Челюскинцев могли спасти без шума и пыли. Но стране нужен был Подвиг
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
Больше месяца они спасали челюскинцев — экспедицию ледокола «Челюскин», который увяз и затонул во льдах Чукотского моря. Под руководством географа и исследователя Отто Шмидта экспедиция корабля «Челюскин» выясняла, могут ли транспортные корабли за одну летнюю навигацию пройти из Белого моря в Тихий океан. В августе 1933-го года пароход вышел из Мурманска, за месяц «Челюскин» прошел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря. Там он встретился со сплошными льдами, которые его полностью заблокировали. Корабль с экипажем дрейфовал почти 5 месяцев. Вместе со льдами пароход вошел в Берингов пролив.
Пять лет я работал в драматическом театре, но рекрутеры, этого скорее всего не знали, а утверждали на роль за счёт внешности — был нужен типаж, поэтому меня и взяли. Такое кинопроизводство дело интересное, любопытно наблюдать за тем, как все участники съёмок слаженно работают. Стороннему человеку, не связанному с кино, всё в этом процессе занимательно наблюдать, в том числе как работают актёры, как работает съёмочная группа, на корабле существует несколько площадок, на каждой площадке параллельно что-то снимают. Мы, как массовка. Я думаю, что это будет интересная картина, потому что сама история захватывающая, о том, как люди выжили во льдах, в самых жутких условиях. Среди участников экспедиции были женщины и дети. Первая мысль — это будет наш «Титаник», только в нашей русской действительности, с нашими героями. Хочу скорее это увидеть, — поделился своими впечатлениями о съёмках Тариел Абдулаев. В многосерийной картине «Челюскин. Первые» помимо натурных съёмок планируется широкое использование компьютерной графики. Фильм снимается при поддержке Кинокомиссии Архангельской области и регионального Союза кинематографистов. Исполнительным продюсером проекта выступает Федор Бондарчук, генеральным продюсером — Дмитрий Табарчук, а режиссером — Степан Коршунов. Премьера фильма состоится на платформе More. Нашли ошибку?
Активная спасательная операция началась в апреле, когда за участниками экспедиции "Челюскина" отправили 24 самолета. Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко. Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля. Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Жизнь Найти затонувший пароход пытались десятки лет. Во время первой экспедиции в 1974 году определили координаты парохода. В 1989 году состоялась гидрографическая экспедиция на судне «Дмитрий Лаптев» с участием журналиста и аквалангиста Сергея Мельникова. После погружение он утверждал, что на дне видел «Челюскина» и сделал снимок, на котором было сложно разобрать название судна, говорится в книге "ТАСС уполномочен… промолчать" Николая Николаева. В 2006 году участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они обнаружили затонувший пароход. Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в судостроительную компанию.
Об этом сообщили в пресс-службе РГО. До этого момента никому не удавалось провести качественную съемку парохода и сделать четкие кадры, поскольку в месте нахождения затонувшего корабля недалеко от Берингова пролива проходит мощное течение и мутная вода. Специалисты работают на ледоколе «Илья Муромец».
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
Опыт "Челюскина" придал мощный импульс освоению Арктики, в результате чего с 1935 года началась практическая эксплуатация Северного морского пути. С помощью супероборудования российские ученые впервые за 70 лет смогли воочию увидеть раздавленный льдами "Челюскин". Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. Пароход Челюскин с отважными покорителями Арктики затонул 86 лет назад, 13 февраля 1934 года.
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин»
И всячески наши жители помогали с дровами, питанием и с меходеждой». От Ванкарема до места затопления «Челюскина» шесть часов хода на спасательном буксире «Лазурит». Прийти нужно ровно туда, где 13 февраля 1934 были сняты эти кадры. Последние секунды жизни «Челюскина» запечатлел кинооператор Аркадий Шафран, участник экспедиции. Впереди мрачная неизвестность, возможно, даже гибель, но Шафран остается профессионалом. Легендарный пароход подпускает к себе не сразу. Второй день продолжается качка.
Водолазы готовят снаряжение. А вот эти баллоны нам нужны, чтобы выходить в случае аварии. У подводной команды из Москвы за плечами огромный опыт погружений в Черном и Балтийском морях. Смыслом жизни стало проливать свет на тайны погибших кораблей и подводных лодок, главным образом, времен Великой Отечественной. Так далеко на север еще не забирались. Священник Свято-Данилова монастыря и заодно дайвер отец Иннокентий надеется на божью помощь: «Несмотря на то, что у нас опыт есть и погружения в холодные среды и в плохой видимости, обстоятельства здесь, конечно, особенные.
Мы сделаем все, что в наших силах, а Господь поможет сделать это благополучно». Перед погружением надо уточнить координаты и проверить дно эхолотом, чтобы установить буй ровно над объектом. Исследователи сутки ждали, пока море немного успокоится, погружаться при двухметровых волнах было невозможно. Не сказать, что сейчас полный штиль, но отступать уже некуда. Удастся ли в прямом смысле прикоснуться к легенде с первого захода? На водолазов давит не только груз ответственности.
У каждого за спиной больше центнера! У поверхности вода почти прозрачная, но с тридцатиметровой глубины начинается непроглядный мрак.
Сегодня при слове "Челюскин" вспоминается в первую очередь не человек, а пароход...
Пароход "Челюскин". Фото: "Родина" В июле 1933 года "Челюскин" зашел в Копенгаген для устранения выявленных дефектов, после чего взял курс на Мурманск. Командование судном принял Воронин, изо всех сил этому сопротивлявшийся.
Он считал, что корпус "Челюскина" не выдержит льдов, шпангоуты недостаточно часты и прочны. Воронин согласился довести пароход только до Мурманска. Но другой кандидатуры начальник Главсевморпути Шмидт не видел, и капитана попросту поставили перед фактом.
Мурманск "Челюскин" покинул лишь 10 августа - в Арктике это уже ворота зимы. На борту "советского ковчега" находилось 112 человек: моряки, ученые среди них океанограф Яков Гаккель - отец виолончелиста группы "Аквариум" Севы Гаккеля , полярники, направлявшиеся на остров Врангеля. Спецкором "Правды" в рейс пошел поэт Илья Сельвинский.
Был и художник - Федор Решетников, впоследствии прославившийся картиной "Опять двойка". Карта похода парохода "Челюскин". Фото: "Родина" Чукотское море встретило "Челюскин" сплошным льдом.
Когда в октябре его навестили местные жители на собачьих упряжках, восемь человек, включая поэта Сельвинского и оператора Трояновского, сошли на берег. Впаянный в лед, "Челюскин" дрейфовал вместе с ним, и поначалу удачно. Дрейф неуправляемого парохода, попавшего в ледовые челюсти, продолжался почти пять месяцев.
Развязка наступила 13 февраля 1934 года, когда "Челюскин" сдавили льды. Потом как бы грохнули пулеметы - это сорвались с мест тысячи заклепок. Корабль дрожал, стонал, кряхтел, как живое существо.
Борт в надводной части разорвало метров на двадцать. Нутро корабля выворачивалось наружу", - вспоминал радист Эрнст Кренкель. Фото: "Родина" К аварийной выгрузке готовились загодя, эвакуацию провели организованно.
Летчик с "Челюскина" Михаил Бабушкин вспоминал: "В кормовой части стояли Воронин и Шмидт, наблюдая, все ли спрыгнули за борт. Позади них остановился Борис Могилевич - наш завхоз. С трубкой во рту он спокойно выжидал.
Ни капитан, ни Шмидт не заметили его и в самый последний момент спрыгнули на лед... Будет поздно! Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе.
В этот момент сорвались с мест бочки, бревна, ящики. Они покатились по судну, сбили с ног Могилевича и увлекли его за собой". Жизнь на льду На лед высадились 104 человека.
Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком. Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы.
Пароход ушёл на дно за два часа. Завхоз экспедиции Борис Могилевич был придавлен палубным грузом и погиб. Находившиеся на борту успели высадиться на льдину и сгрузить всё необходимое. Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта.
Лед движется, никаких ориентиров нет, а GPS-навигаторов - тем более. Если собачий караван пройдет в паре километров от лагеря, то его просто никто не заметит. Эвакуация авиацией гораздо надежнее. Но была одна Проблема — в феврале 1934 года на советской Чукотке в заливе Лаврентия имелся только один исправный самолет — это был АНТ-4 Анатолия Ляпидевского. Между тем, на соседней американской Аляске находилось не менее десяти аэродромов с готовыми к вылету самолетами. Если бы советское правительство обратилось к США, то они могли в короткое время провести полную эвакуацию челюскинцев. Более того, американцы предлагали свою помощь. Но такой путь был признан слишком простым, а потому нецелесообразным. Стране нужен был Подвиг, и совершить его должны были советские люди. А теперь ненадолго обратимся к предшествующим событиям… Пароход «Челюскин» ледокольного типа был построен в 1933 году в Дании. Через две недели его переименовали в честь русского мореплавателя Семена Челюскина. Второго августа 1933 года «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию.
«Челюскин» начало
- Челюскин (пароход) — Википедия
- Основано на реальной трагедии
- Северный путь
- Два месяца на льдине
- Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин" :: Жизнь
- Арктика — суровая хозяйка
В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»
Опыта дальних перелётов в Арктике ни у кого ещё не было. Путь по воздуху к лагерю по маршруту Олюторка — Майна — Пыльгин — бухта Провидения — мыс Уэлен составлял более 2000 км, а самолёты в то время летали максимум на 500. Февраль и март — самое суровое время в Арктике: метель, темнота, взлётную полосу мгновенно заметает. На морозе то и дело отказывали приборы. Сначала, чтобы ускорить эвакуацию, советское правительство решило купить в США два новых самолёта "Флитстер". Это предложил Маврикий Слепнёв. У него к началу челюскинской эпопеи уже был семнадцатилетний лётный стаж и большой опыт работы в Арктике. Он полагал, что самолёт, стартующий с Аляски, достигнет лагеря Шмидта раньше и с меньшим риском, чем машина, вылетевшая с Чукотки. Оба до этого уже бывали в Америке.
При перелёте из США в чукотский посёлок Ванкарем, откуда планировались вылеты за челюскинцами, Леваневский повредил свой самолёт и не смог совершать вылеты. Маврикий Слепнёв до челюскинцев в итоге долетел, но при посадке ударился о ледяные торосы и смог вернуться на материк только через четыре дня. Но первым достиг лагеря не Слепнёв, а Анатолий Ляпидевский. На Чукотку Ляпидевского вызвали ещё в декабре — на случай эвакуации кого-то с зазимовавших во льду пароходов, включая дрейфующий "Челюскин". И оказалось, что не напрасно. Ещё до катастрофы на "Челюскине" он совершил несколько полётов над океаном, приспосабливая себя и технику к суровой арктической погоде. Ляпидевский вспоминал, что всего за время экспедиции выполнил 36 вылетов. Вода для моторов при минус 40 грелась так медленно, что порой удавалось запустить только один мотор, а на второй уже не хватало светлого времени.
Требовались немалые усилия просто для того, чтобы удержаться на ногах: из-за пурги уже в нескольких шагах ничего не было видно. А летящий в самолёте пилот сидел в открытой кабине. Шум мотора заглушал слова, так что переговариваться с бортмехаником, сидящим сзади, приходилось знаками или записками". Пурга застилала горизонт, искали лагерь вслепую, всматриваясь в бесконечные белые просторы. Лётчики-герои Анатолий Васильевич Ляпидевский 1908—1983. Анатолий Ляпидевский. Сел в кабину. Чувствую — леденеют, слипаются веки.
Почти ослеп. На взлёте ткнул правой лыжей, но самолёт все-таки оторвался, взмыл. Беру высоту. Чувствую режущую боль в лице. Стащил перчатку, приложил к лицу. А тут ещё хлопает левый мотор. Нет, надо возвращаться, иначе — гроб. Начинаю планировать, перчатку уносит на ропаки.
Стиснул зубы от страшной боли, стараюсь удержать штурвал, посадить машину. Посадил, подруливаю.
Дрейф корабля вместе с экипажем продолжался почти пять месяцев. До чистого моря оставалось полтораста миль, но удача отвернулась от корабля — начался дрейф в обратном северо-западном направлении. Здесь погиб самый известный американский полярный летчик Эйельсон, который был зафрахтован известным торговцем мехами Свенсоном. В 1931 году при сильном сжатии здесь утонула советская шхуна "Чукотка".
К концу ноября 1933 года Владимиру Воронину и Отто Шмидту стало ясно, что полярной зимовки экипажу не избежать и нужно проводить эвакуацию людей на материк. Для приемки самолетов нужно было расчистить посадочную площадку длиной 800 и шириной 300 метров. Но полярный день уменьшился до полутора часов в сутки и у Ляпидевского и Конкина не было никаких шансов поднять машины в воздух. Эвакуация всего необходимого на льдину проводилась заблаговременно по ночам. Командой эвакуаторов руководил Отто Шмидт. Из заранее выгруженных кирпичей и досок строительная бригада построила временные бараки.
Последними на бортике корабля оставались капитан Владимир Воронин и завхоз Борис Могилевич. Со льдины им все кричали: "Прыгайте". Когда Воронин спрыгнул с корабля, рядом с ним упало скатившееся с палубы бревно. А Могилевич стоял на борту, сжимая в зубах давно потухшую трубку. Корма поднялась так высоко, что палуба стала отвесной. Трубка выпада из зубов завхоза, он метнулся ниже к спардеку, где было вровень с поверхностью льда.
В это мгновение с кормы на него обрушились бочки с горючим, ящики, кирпичи. В тот же миг он исчез вместе с "Челюскиным" под вздыбленным льдом. Чудо спасения После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море.
Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть. Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф.
Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг. Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда. Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой.
Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо. Запас его был невелик: три свиньи, забитые за час до гибели корабля. Позднее запасы эти пополнились — удалось убить огромную медведицу с медвежонком Для поднятия духа и правильной оценки исторического момента в лагере на льдине стала выходить стенгазета «Не сдаемся», а начальник экспедиции Шмидт прочел 15 лекций по историческому и диалектическому материализму. Досуг челюскинцев скрашивали патефон, несколько колод карт и четыре книги, за которыми образовалась очередь: томик Пушкина, «Гайавата» Лонгфелло, «Пан» Гамсуна и третий том «Тихого Дона» Шолохова. Летчик Георгий Ушаков руководил спасением челюскинцев непосредственно на месте Фото: советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко А вот как описывает лагерь челюскинцев один из руководителей спасательной операцией, летчик Георгий Ушаков: — Лагерь был расположен на маленькой, сравнительно ровной площадке, окруженной со всех сторон высокими грядами торосов.
Десять парусиновых палаток с выведенными внутри фанерными стенами служили жилищем. Палатки отеплялись камельками, в которых с помощью изобретенных челюскинцами форсунок сжигались нефть и керосин. Днем в палатки свет проникал через маленькие окна, где вместо стекол были вставлены бутылки. А ночью палатки освещались лампами разнообразных систем, тоже изобретенными челюскинцами. Несколько в стороне от палаток, за камбузом, находился барак. В нем жило 14 человек.
Сигнальным дымом челюскинцы облегчали летчикам поиски лагеря с воздуха Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова В лучшем случае — отставка, но могут и расстрелять Питание и материальное обеспечение людей, как и условия жизни, удалось наладить по арктическим меркам вполне удовлетворительные, чего нельзя было сказать об уверенности челюскинцев в ближайшем будущем. Много лет спустя капитан Воронин признался, что они со Шмидтом больше, чем полярной ночи, голода и холода, боялись наказания за гибель судна — в лучшем случае грозит отставка, но могут и расстрелять. Шмидт был уверен: расстреляют. А чего еще ждать? Провал, поражение, катастрофа...
Виновные должны быть наказаны. А кто виновные? Начальник экспедиции и капитан Отлегло 27 февраля, когда Кренкель принял радиограмму за подписью Сталина и членов Политбюро: Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи. Уверены в благополучном исходе вашей славной экспедиции и в том, что в историю борьбы за Арктику вы впишете новые славные страницы Радист экспедиции Эрнст Кренкель готовит чай Фото из коллекции Петра Каменченко Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. Продолжение следует.
За трагичной и эпичной историей спасения героев Арктики следил, без преувеличения, весь мир. Что помешало "Челюскину" пройти по запланированному маршруту? Как отважным участникам экспедиции удалось обустроиться на льдине? И как полярные летчики, спасшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза?
Задачи экспедиции Пароход "Челюскин" построили в Дании и спустили на воду в марте 1933-го. Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. А также почти три тонны угля, 500 тонн воды, продовольствие на полтора года и объем снабжения для острова Врангеля на три года.
Капитаном корабля стал полярник Владимир Иванович Воронин. Поначалу все складывалось успешно: "Челюскин" четко шел по маршруту. Однако как только он вошел в Карское море, на судне появилась деформация корпуса и пробоина. Тем не менее, экспедицию решили продолжить.
В сентябре, когда корабль был уже в Северо-Восточном море, из-за появившихся тяжелых льдов он получил еще две вмятины по обоим бортам. Течь усилилась. Однако к началу ноября 1933-го "Челюскин" почти до конца прошел намеченный маршрут и вошел в Берингов пролив — в Москву была направлена радиограмма, сообщавшая об этом факте и о том, что "Челюскин" находится в районе острова Диомида, примерно в 20 километрах от свободной воды. Но дойти до воды и пойти, как планировалось, к Владивостоку челюскинцам не удалось.
Лед начал двигаться в обратную сторону, зажал судно и его снова вынесло в Чукотское море. В итоге "Челюскин" вмерз в крупную льдину и несколько месяцев дрейфовал вместе с ней. В экспедиции прекрасно понимали, что льды в любой момент могут начать движение и раздавить судно, что и произошло 13 февраля 1934 года. Заметив, что на судно надвигается ледяной вал, он распорядился выгрузить аварийный запас продовольствия и горючего.
Федор Бондарчук поставит сериал о спасении челюскинцев
Посреди бескрайних льдов севера оказались 104 человека из 112-ти, поскольку 8 человек по различным причинам оставили судно ранее. Катастрофа произошла на расстоянии 144 миль от мыса Уэлен. Во время эвакуации люди сумели вынести на льды горючее, продукты питания и даже строительные материалы, что позволило им продержаться до прибытия спасательной бригады. Эвакуация экипажа До своего спасения челюскинцам пришлось жить на льдине в течение месяца. Благодаря предварительной подготовке они смогли построить деревянный барак, организовать пекарню и даже провести работы по устройству взлетно-посадочной полосы. Спасение пришло 13 апреля. Изначально в лагере приземлился самолет АНТ-4, который 28 раз оправлялся на поиски людей и только при 29-ом вылете сумел обнаружить челюскинцев. Позже к спасению присоединились другие самолеты. Спасательная операция стала первой в истории освоения Арктики, при которой экипаж был спасен в полном объеме.
Единственным погибшим оказался завхоз Борис Могилевич, которого при эвакуации с судна придавило бочкой. Несмотря на то, что «Челюскин» в рамках своего путешествия не сумел выйти в Тихий океан, он достиг основной цели и подтвердил проходимость Северного морского пути.
Телефон: 8 8152 64-10-67. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности. Любое использование текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя ВГТРК.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес электронной почты редакции сайта: web murman. Телефон: 8 8152 64-10-67.
Спецкором "Правды" в рейс пошел поэт Илья Сельвинский.
Был и художник - Федор Решетников, впоследствии прославившийся картиной "Опять двойка". Карта похода парохода "Челюскин" Северным морским путем. Чукотское море встретило "Челюскин" сплошным льдом. Когда в октябре его навестили местные жители на собачьих упряжках, восемь человек, включая поэта Сельвинского и оператора Трояновского, сошли на берег.
Впаянный в лед, "Челюскин" дрейфовал вместе с ним, и поначалу удачно. Дрейф неуправляемого парохода, попавшего в ледовые челюсти, продолжался почти пять месяцев. Развязка наступила 13 февраля 1934 года, когда "Челюскин" сдавили льды. Потом как бы грохнули пулеметы - это сорвались с мест тысячи заклепок.
Корабль дрожал, стонал, кряхтел, как живое существо. Борт в надводной части разорвало метров на двадцать. Нутро корабля выворачивалось наружу", - вспоминал радист Эрнст Кренкель. К аварийной выгрузке готовились загодя, эвакуацию провели организованно.
Летчик с "Челюскина" Михаил Бабушкин вспоминал: "В кормовой части стояли Воронин и Шмидт, наблюдая, все ли спрыгнули за борт. Позади них остановился Борис Могилевич - наш завхоз. С трубкой во рту он спокойно выжидал. Ни капитан, ни Шмидт не заметили его и в самый последний момент спрыгнули на лед...
Будет поздно! Видимо, его подвели сапоги, скользнувшие по обледенелой и накрененной палубе. В этот момент сорвались с мест бочки, бревна, ящики. Они покатились по судну, сбили с ног Могилевича и увлекли его за собой".
Жизнь на льду На лед высадились 104 человека. Сначала жили в палатках, потом соорудили бараки из стройматериалов, которые везли на Врангеля. Кренкель наладил связь с материком. Энциклопедист Шмидт читал лекции на любые темы.
На льдине выпускали газету "Не сдадимся", играли в футбол и преферанс. Лагерь Шмидта. Первая ночь. За челюскинцами следил весь мир.
Пресса изо дня в день сообщала о том, что происходит на льдине, - это было "реалити-шоу" своего времени. О чем-то, конечно, вслух не говорили. Например, о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской, у которой в сентябре 1934 года родится сын Александр. Обсудив различные варианты спасения собаки, дирижабли, ледоколы , комиссия во главе с членом Политбюро ЦК ВКП б Валерианом Куйбышевым высказалась за авиацию.
Имелся хороший пример: в октябре-ноябре 1933 года, когда "Челюскин" уже начал свой дрейф, летчик Федор Куканов эвакуировал с вмерзших в льды пароходов "Анадырь", "Хабаровск" и "Север" свыше 90 человек. Национальным героем он не стал потому, что это были возвращавшиеся домой ссыльные, - история для пропаганды неподходящая...
Северный флот провел учения по высадке десанта на мысе Челюскин
В июле 1933 года "Челюскин" зашел в Копенгаген для устранения выявленных дефектов, после чего взял курс на Мурманск. 90 лет назад, 16 июля 1933 года, на пароходе "Челюскин" из Ленинграда вышла Комплексная арктическая экспедиция, которая должна была пройти во Владивосток за одну навигацию. Прежняя «Лена» стала «Челюскиным» — в честь русского полярного исследователя Семена Челюскина. С борта корабля «Вице-адмирал Кулаков» в воздух подняли два вертолета Ка-27, которые доставили на побережье морских пехотинцев. Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота – несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной. Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота – несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной.
Главная навигация
- Главная навигация
- Челюскинцев могли спасти без шума и пыли. Но стране нужен был Подвиг
- Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин» —
- Петербурженка, родившаяся на борту зажатого льдами "Челюскина", отметила 90-летие
- Читайте также:
- Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин»