Днем рождения советского кинематографа принято считать 15 октября 1908 года, когда вышел первый российский художественный фильм «Понизовая вольница» (также демонстрировали под названием «Стенька Разин»). Кроме того, это первый проект в истории советского кино, получивший «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Смотреть советские исторические фильмы онлайн на нашем сайте. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых.
Советские фильмы о деревне. Опыт исторической интерпретации художественного образа
Нельзя сказать, что исторические фильмы не снимали на белорусской киностудии в советское время. Фильм рассказывает о становлении Советской власти в Средней Азии. Автор рассматривает наиболее значимые советские исторические фильмы о средневековье и характеризует трактовки наиболее популярных объектов национальной памяти. ВКонтакте – универсальное средство для общения и поиска друзей и одноклассников, которым ежедневно пользуются десятки миллионов человек. Мы хотим, чтобы друзья, однокурсники, одноклассники, соседи и коллеги всегда оставались в контакте.
Все советские исторические фильмы
История разворачивается вокруг молодого российского переводчика, втянутого в шпионский заговор и любовные интриги. Военные события того непростого периода оставляли крайне мало места для любви. В центре сюжета — пара влюбленных, на пути к счастливой жизни которых встало огромное количество преград и сложностей. Смогут ли они их преодолеть? Он делает все возможное, чтобы помирить племена и установить единый союз, который позволит всем жить в мире и спокойствии, без страха о своем будущем. Проект привлек внимание тем, что отошел от канонической трактовки героев, сместив акцент в сторону изложения фактов и следственных протоколов. Динамичный русский фильм, который стоит посмотреть, чтобы стряхнуть почти двухсотлетнюю пыль с одного из ключевых исторических событий XIX века. В Тмутракани, в средние века, у ближника князя Олега похищают семью потомки скифов, называемыми волками Ареса — бога войны. Во время набега молодой скиф попадает в плен и дает клятву довести Лютобора до стана соплеменников, где томятся жена и новорожденный сын боярина.
По указу императора молодой офицер Иван Демарин едет в Сибирь на поиски золотых залежей у города Яркенда. В Тобольске мирная российская экспедиция из гвардейцев и пленных шведов оборачивается военным походом — крепость берут в осаду дикие кочевники джунгары. В историческом полотне нашлось место не только кровавым баталиям и политическим интригам, но и ярким любовным линиям. Рязанский воевода Евпатий Коловрат с малой дружиной выступил против хана Золотой Орды, чтобы отомстить за родную землю. О том, как русский витязь бил татарские полки, внушая суеверный страх врагу и удивляя мужеством самого Батыя, сложены легенды. Фильм по сюжету «Повести о разорении Рязани Батыем» снят почти полностью на зеленом экране, с использованием сложной компьютерной графики.
Всеволоду Пудовкину не только удалось пройти между Сциллой и Харибдой сталинской цензуры, но и реализовать собственные идеи, что было почти невозможно в фильмах о современности. Основная мысль фильма передана через диалог, прямой и косвенный, Суворова и Павла I. Каждый из них отстаивает свою правду. Молодой император, поклонник прусской армии, больше всего на свете ценит дисциплину.
Он презирает индивидуальности, не видит в приближенных людей, так что даже его главный помощник граф Аракчеев заискивающе и со страхом смотрит на императора, не зная, чего от него ждать в любую минуту. Суворов, наоборот, ведет себя просто, всегда в окружении своих солдат, если сердится, то по делу, и дает возможность исправить ошибку. Павел изображается режиссером исключительно в роскошных интерьерах дворца. Когда император выходит на плац, где находится выстроенное в геометрическую фигуру войско, он окружен свитой, готовой исполнить любой его приказ. Полк предан лично ему, но слушается не из страха перед возможными наказаниями. Полководец делит с ними все тяготы военных походов, говорит, что свои медали получил благодаря их отваге. Император Павел I требует к себе уважения, которого не заслужил делами, просто по самому факту нахождения на троне. Армия презирает императора и не бунтует против него только из страха перед генералами, обласканными почестями и званиями. Показателен эпизод, когда один из полковников суворовского полка вступил в конфликт с императором из-за того, что Павлу I не понравилось, что он одет не по прусской моде. Самодержец приказал лишить полковника боевых наград и отправить в тюрьму.
Не желая подчиняться императору-пруссофилу, полковник кончает с собой прямо на плацу. В монографии о творчестве Пудовкина лично знавший мастера киновед Александр Караганов в перечне недостатков «Суворова» называет самодержавный патриотизм, что в корне противоречило коммунистической доктрине. Еще Ленин критиковал польский поход Суворова, называя царские войска «усмирителями», «палачами» и отстаивая право народов на самоопределение. В фильме Пудовкина никакой критики польской кампании 1794 года быть не могло. Доброта и благородство Суворова распространялась на противников только в плане того, что полководец отпускал с поля боя захваченных в плен солдат и офицеров в одном из эпизодов он даже отказывается принять саблю у побежденного командира, говоря, что его армия показала себя храбрыми воинами. Однако Суворов ничуть не ставил под сомнение оправданность с моральной точки зрения таких походов. В XVIII веке даже просвещенные европейские монархи не видели ничего плохого в расширении своих территорий военным путем. Для Ленина это казалось варварством, но он и жил в другую эпоху. Именно поэтому страна после Октябрьской революции заключила не слишком выгодный Брестский мир — перспектива продолжения войны не радовала как большевиков, так и мобилизованных царским правительством крестьян и рабочих. Но к 1940 году советская внешняя политика кардинально поменялась.
Успешное подавление польского восстания армией Суворова морально оправдывало раздел Польши в сентябре 1939 года между сталинским и нацистским режимами согласно секретной части пакта Молотова — Риббентропа. Впрочем, Пудовкин не слишком увлекался изображением военных побед суворовской армии. Его больше интересовал Суворов как человек — поэтому в фильме батальных сцен очень мало. Лента заканчивается сражением на Чертовом мосту, которое было в начале Швейцарского похода. Из биографии Суворова режиссер выбирал те эпизоды, которые наиболее ярко характеризуют его как человека. Отвага Александра Васильевича была сама собой разумеющейся — в то время генералы не в штабах сидели, а шли вперед войска на неприятеля. Но в личности Суворова уживались противоположные качества: шутовские чудачества в сцене во дворце императора он кланяется лакею, говоря, что «сегодня лакей, а завтра граф» , благородство к противникам, отеческая забота о вверенной ему армии, строгое следование своим принципам. Суворов никогда не отступал перед трудностями, поэтому, заведя армию высоко в горы, где холод, лед и нет пути вперед, он выходит с речью к войску. Пудовкин в точности воспроизвел исторические слова Александра Васильевича, которые он произнес по случаю ропота своих «детей» именно так он именовал солдат , не желавших рисковать жизнью и идти по непрочному Чертовому мосту: «Ну что же, коли так, — похороните здесь нашу славу боевую, только вместе со мной. Седины мои позору не отдам.
Сдаваться не стану.
Рейтинг film. Рейтинг «Лучшие фильмы» основан на оценках авторов Film. Рецензии прилагаются.
Даже сейчас ее воспринимают с интересом. К сожалению, уже не дети и подростки, которым она адресовалась изначально — у них свои кумиры. Однако аудитория у фильма по-прежнему есть. Фото: свободные источники В основу культовой мелодрамы «Три тополя на Плющихе» режиссера Татьяны Лиозновой лег рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Но Шаболовка, к тому времени, ассоциировалась с телевидением и Лиознова решила назвать свой фильм иначе. Специально для киноленты поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова написали песню «Нежность», ставшую хитом для нескольких поколений соотечественников. Композиция была любимым произведением первого космонавта в мире Юрия Гагарина. Примечательно, что Пахмутова не сразу согласилась написать музыку к стихам, но когда увидела отснятый материал с Ефремовым, изменила решение. Шалевича пришлось уговаривать — мужа колхозницы играть одному из первых красавцев в актерской среде было не с руки. Но характер Татьяны Лиозновой сломить не удалось. Аргументы для Вячеслава Шалевича у нее нашлись. Да и с Татьяной Дорониной договориться оказалось непросто. Роль колхозницы утонченную актрису, мечтающую совершенно о других образах, не устраивала. Режиссер показала пробы. Увидев себя без привычного грима и роскошной прически актриса, неожиданно для окружающих, дала согласие. На экранах она появлялась не раз. В ней ехал «на Дубровку» герой комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Волгу» снимали в фильме «Берегись автомобиля». Сейчас машина уже на «пенсии». Но по-прежнему работает — теперь экспонатом музея студии «Мосфильм». Успех картины «Три тополя на Плющихе», получившей первую премию Международного кинофестиваля в аргентинском городе Мар-дель-Плата 1969 и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске 1970 , был ошеломляющим.
Фильмы онлайн
Советский фильм "Трижды о любви" 1981 Мелодрама, драма, комедия, колхоз Реж. советские исторические фильмы скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. По сути. только исторические фильмы советских времён наиболее правдиво отражают историческую действительность. Предлагаем Вашему вниманию список из самых лучших российских исторических фильмов, которые помогут Вам прикоснуться к событиям прошлого и познакомиться с реально существовавшими личностями. Часто говорится о том, что препятствием для корректной исторической интерпретации является идеологизированность советских фильмов. По сути. только исторические фильмы советских времён наиболее правдиво отражают историческую действительность.
Вся история советского кино с 1917 по 1991 год в одной таблице
Советские исторические фильмы смотреть онлайн бесплатно и без регистрациии. Идеально подобранные фильмы позволят превратить изучение истории в интересное времяпрепровождение. Снять большой фильм о контрнаступлении советских войск под Москвой было идеей Сталина, его личным заказом Госкино. Нельзя сказать, что исторические фильмы не снимали на белорусской киностудии в советское время. Костюмированный исторический фильм о романе цесаревича и балерины Мариинского театра стал самым убыточным проектом при поддержке Фонда кино, принеся рекордный убыток в 1,28 миллиарда рублей. По приглашению советского правительства из эмиграции возвратились ведущие деятели раннего русского кино – А. А. Ханжонков, Я. А. Протазанов, П. И. Чардынин.
Колыбель военного кино России: как Севастополь едва не стал советским Голливудом
Ростоцкий, Э. Рязанов, С. Самсонов, В. Скуйбин, A. Салтыков, Я. Сегель, А. Тарковский, И. Хуциев, Ю.
Чулюкин, Г. Чухрай, М. Швейцер, B. Шукшин и др. Дунский, В. Ежов, Б. Металъников, А.
Ольшанский, В. Фрид, Д. Храбровицкий и др. Грицюс, Л. Калашников, Г. Лавров, В. Монахов, М.
Пилихина, В. Юсов и др. Особое место занимают художественные поиски оператора С. Мировое признание получили образы, созданные молодым поколением русских советских киноактёров. Новые черты современной исполнительской манеры - скупость выразительных средств, интеллектуальность, проникновение в тончайшие нюансы человеческой психологии - с особой полнотой проявились в творчестве актёров М. Ульянова, Н. Мордюковой, А.
Баталова, И. Смоктуновского, Е. Урбанского, Е. Евстигнеева, О. Ефремова, Т. Дорониной, И. Лапикова, Г.
Польских, Т. Самойловой, Р. Быкова, Н. Рыбникова, И. Макаровой и др. Новаторство в осмыслении жизни породило богатство и разнообразие художественных направлений, стилей. Шире используются возможности искусства кино.
Первый существенный сдвиг в решении современной темы был сделан во 2-й пол. Вслед за многоплановым произведением о советском рабочем классе - "Большая семья" 1954 г. Хейфиц , создаётся ряд значит, фильмов о жизни тружеников современного города и деревни. Среди лучших фильмов: "Чужая родня" 1956 г. Швейцер , "Поэма о море" 1958 г. Солнцева, сцен. Довженко , "Простая история" 1960 г.
Егоров , "Дело было в Пенькове" 1958 г. Ростоцкий , "Председатель" 1965 г. Зархи , "9 дней одного года" 1962 г. Ромм , "Дело Румянцева" 1956 г. Хейфиц , "Серёжа" 1960 г. Данелия, Таланкин , "Мне 20 лет" 1964 г. Хуциев , "Журналист" 1967 г.
Эти и многие другие фильмы о современности талантливо решают вопросы морали, любви, дружбы, творческого труда, ставят важные проблемы искусства социалистического реализма на новом этапе; в них показаны сложные процессы преобразования не только быта или природы, но и человеческого сознания. Борьбе с пережитками прошлого, воспитанию ответственности перед обществом посвящены лучшие комедии этого периода: "Верные друзья" 1954 г. Калатозов , "Карнавальная ночь" 1956 г. Рязанов , "Берегись автомобиля" 1966 г. Широкое признание получили фильмы по-новому осмыслявшие подвиг народа в Отечеств, войне: "Солдаты" 1957 г.
Пятое для него стало роковым: попав в плен, Бабек отказался от предложения выкупить свою свободу ценой измены — и был казнён...
Подготовка боевого духа и военные просчеты Когда началась война, было принято решение заново пустить в прокат многие исторические фильмы, снятые в 1936-1941 годах. Кинематография выпускала и киносборники — оперативно создаваемые фильмы с несколькими документальными и игровыми сюжетами, посвященными событиям войны. Уже в первом таком сборнике в одной из новелл — «Сон в руку» — использовались кадры из предвоенных исторических фильмов. Дремлющему в походной палатке Гитлеру последовательно являются призраки тевтонского рыцаря, Наполеона и кайзеровского офицера, безуспешно пытавшихся покорить Россию. Появление рыцаря сопровождалось кадрами из фильма «Александр Невский» 1938 года, а появление кайзеровского офицера — кадрами из историко-революционной биографической ленты «Щорс» 1939 года. Главный герой первого киносборника военных лет — революционер Максим персонаж очень популярной в 1930-е годы кинотрилогии «Юность Максима» — «Возвращение Максима» — «Выборгская сторона» сходит с экрана в зрительный зал, чтобы продемонстрировать и вдохновляюще прокомментировать примеры русских военных побед над завоевателями. Кадр из фильма «Сон в руку» 7 ноября 1941 года в знаменитой речи Сталина на параде на Красной площади прозвучали слова, которые станут лозунгом патриотической пропаганды военных лет: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина! Сыграло свою роль и возвращение истории как предмета в школьную программу в середине 1930-х годов со времен революции она не существовала как отдельный школьный предмет, и отрывочные исторические сведения были растворены в других школьных курсах.
Историческое кино 1936-1946 годов формулировало важный посыл: нельзя разрывать историю страны на дореволюционную и послереволюционную, рассматривать какие-то этапы ее прошлого исключительно как «черные пятна». С точки зрения духовной подготовки населения к войне в 1936-1941 годах было сделано много полезного, но при этом был допущен ряд просчетов и ошибок в военно-организационной и технической подготовке. Из-за этого на фронтах в 1941-1942 годах сложилась очень тяжелая ситуация. Особый художественный подвиг Создание исторических кинокартин в военное время было особым подвигом: многие студии художественных фильмов были эвакуированы в Среднюю Азию, где не было необходимых для съемок условий. Например, значительная часть упомянутого выше фильма «Иван Грозный» снималась в павильонах, устроенных в одном из алма-атинских домов культуры. Особенно затруднено в то время было производство исторических картин с дорогостоящими костюмами и масштабными батальными сценами, для которых было необходимо привлечение большого числа статистов-мужчин и соединений конницы. Несмотря на сложности, в период Великой Отечественной войны сняты исторические фильмы «Сабухи», «Георгий Саакадзе», «Лермонтов», «Давид-Бек», «Кутузов», «Иван Грозный» работа над некоторыми из них началась еще в довоенное время. Кадр из фильма «Кутузов» Фильм «Кутузов» режиссера Владимира Петрова вышел в 1943 году, когда в ходе боевых действий произошел коренной перелом и началось движение советских войск на запад. В ленте, посвященной событиям 1812 года, зрителю демонстрируется похожая ситуация: отступление вглубь страны, затем перелом и изгнание Наполеона.
Когда фильм «Кутузов» вышел на экраны, литератор, критик и сценарист Виктор Шкловский опубликовал рецензию: «Время примет ленту «Кутузов» и, рассматривая ее, поймет, о чем думала страна в те дни, когда бой под городом на Волге только входил в сознание человечества». Известна концепция «двух Иванов»: Иван в начале правления — молодой прогрессивный правитель, проводящий реформы, и Иван с момента введения опричнины — ослепленный властью тиран. В целом в историографии и художественной культуре до рубежа 1930—1940-х годов преобладала трактовка царя Ивана IV именно как «грозного царя». Идея пересмотра роли Грозного в сторону преобладания положительной оценки, инспирированная лично Сталиным, начинает обсуждаться в среде советских идеологов, деятелей науки и культуры еще до войны. Эйзенштейн написал сценарий, одобренный вождем. Он повторял сюжетные ходы, ставшие традиционными для советского исторического кино еще во второй половине 1930-х годов: начало преобразований, взятие Казани, начало Ливонской войны, столкновение с оппозицией, напряженная внутри- и внешнеполитическая борьба, апофеоз царя. Третья серия должна была завершиться сценой выхода русских войск к Балтийскому морю как известно, берег Балтики в ходе Ливонской войны удержать не удалось и военная кампания завершилась для Руси неблагополучно. Этот сценарий не вызвал никаких подозрений и претензий Сталина, который, вероятно, посчитал, что будет создан идеологически соответствующий фильм, как снятые ранее «Петр Первый» и «Александр Невский».
Необычна была изобразительная трактовка героев фильма. Вместо традиционных в документальном кино улыбающихся рабочих — усталые, небритые люди; вместо парадных костюмов — измазанные нефтью и глиной рабочие спецовки.
Иной была и драматургия картины. Авторы фильма не информировали о готовых результатах работы нефтяников, а показывали их труд в трудные моменты поиска, борьбы за нефть. Зритель увидел героев фильма в минуты напряжённого ожидания первой нефти, когда решалась судьба проекта морских нефтепромыслов, узнал он и о том, сколько мужества и выдержки, товарищеской взаимоподдержки требует труд нефтяников в открытом море в шторм и непогоду. В фильме « Повесть о нефтяниках Каспия » была предпринята одна из наиболее значительных в послевоенном документальном кино попыток изображения современной действительности во всей её сложности и глубине. Сам факт появления этого фильма, развившего лучшие традиции советской кинопублицистики, свидетельствовал о том, что в документальном кино проявились новые тенденции в отображении действительности на экране, наметился отказ от иллюстративной описательности. В этом отношении фильм « Повесть о нефтяниках Каспия » был в какой-то степени переломным в истории советской кинопублицистики. Вся документальная киноэпопея героической борьбы за морскую нефть была завершена Р. Карменом в 1959 году в фильме «Покорители моря». Правда, вначале происходившие в кинопублицистике изменения не проявились так резки, как было в литературе с появлением деревенских очерков В. Овечкина и Е.
Если в литературе внимание писателе всё более привлекали проблемы общественных взаимоотношений и формирования личности, то многие кинодокументалисты ещё долгое время видели сложности жизненных явлений лишь в конфликте, противоборстве человека и природы. И в фильме о нефтяниках Каспия и во многих других картинах «Первая весна», «Огни Мирного, «Хлеб наш целинный» и другие главные проблемы жизни виделись в столкновении человека с окружающей его средой, борьбе со стихиями, освоении морских просторов Каспия, снежной пустыни суровой Антарктиды, бездонных степей целины, непроходимых чащоб тайги и т. В 1954 году началось освоение целины. С этим крупным событием в жизни страны было связано ещё одно новое явление в документальном кино — широкое распространение метода кинонаблюдения. Вместе с первыми добровольцами в Казахстане были и кинодокументалисты. Они хотели быть рядом с целинниками, чтобы увидеть и зафиксировать процесс преобразования пустынных степей в новую житницу страны. Вскоре на экранах один за другим стали появляться фильмы: «Первая весна» 195 , «Пробуждённая степь» 1954 , «Год спустя» 1956 , «Мы были на целине» 1956 и другие. Почти весе они был результатом длительного кинонаблюдения кинодокументалистов за первыми шагами целинников. Фильм «Первая весна» был с самого начала задуман режиссёрами А. Медведкиным и И.
Посельским как фильм-наблюдение. По их заданию операторы И. Грачёв , Л. Зайцев , А. Зенякин , Д. Каспий , С. Коган , А. Крылов , В. Микоша , А. Сологубов , К.
Широнин вместе со звукооператором К. Никитиным должны были повсюду сопровождать первых целинников. Для конкретизации кинонаблюдений было решено применить социологический метод моделирования: из общей массы целинников было выделено несколько человек, судьбы которых и должны были стать как бы примером, моделью целого. Таким образом, кинокамера должна была вплотную приблизиться к человеку, заглянуть в глаза, узнать о его думах, радостях и сомнениях, увидеть, как человек столкнётся с неизведанным, как поведёт себя. Кинокамера должна была стать летописцем, хроникёром и социологом. Начались съёмки. Операторы неотступно следовали за своими героями, снимая торжественное вручение комсомольских путёвок добровольцам, многолюдные волнующие сены проводов. Потом были полустанки, оркестры встречающих, санные поезда, промёрзлые палатки и непривычный для горожан труд хлеборобов. Зрители увидели волнующие своей жизненной достоверностью кинокадры начала освоения целины. Кинодокументалисты правдиво рассказали о первых трудностях целинников, неустроенности быта, борьбы человека со стихией.
Одним из впечатляющих эпизодов фильма были кадры, показывающие целинников, которые ночью вытаскивали застрявшие в ледяной воде машины с грузом. Таковы будни целины… Многое в тот первый год удалось снять на целине: и первые колышки — отметки границ будущих совхозных посёлков, и палатки, и первые борозды, проложенные трактористами в целинной степи. Труднее было рассказать о жизни самих целинников: о том, как в условиях целины складывались новые человеческие коллективы, как изменились судьбы отдельных людей. Подобные задачи социально-психологического плана тогда впервые вставали перед кинопублицистической, опыта соответствующих съёмок не было, и некоторые кинодокументалисты вначале попытались было решить новые задачи старыми, иллюстративно-декларативными методами. На экране спиной к зрителю поспешно удалялась комическая фигура с большими тяжёлыми чемоданами. Вслед неслись назидательные слова диктора: мол, пусть уходят — те, кто здесь остался, приехали сюда не для лёгкой жизни. Сложнейшая проблема жизни целинников была сведена лишь к проблеме «длинного» рубля. Интересно задуманный эксперимент с длительным кинонаблюдением над судьбами конкретных людей в итоге тоже, по существу, ограничился иллюстрацией отдельных страничек биографий. На протяжении фильма авторы несколько раз возвращались к рассказу о жизни молодой целинницы, бывшего техника московского автозавода Зои Гаврилиной. Зритель видел её в поезде вагона, затем в Барнауле во время встречи поезда с целинниками, потом в Назаровской МТС, где она временно жила в семье одного колхозника.
И, наконец, во время первой пахоты. Казалось бы, кинокамера прослеживала все этапы превращения столичного жителя в хлебороба, но в действительности она интересовалась не процессом изменения образа жизни и психологии человека, а лишь его анкетными данными. Несмотря на всё это, кинокамера документалиста всё чаще и чащё приближается к человеку с намерением ближе познакомиться и глубже познать своего современника. Эксперимент кинонаблюдения за судьбами трёх целинниц одновременно с А. Посельским «Первая весна» проводят и так же неудачно режиссёр Б. Небылицкий «Пробуждённая степь» ; операторы В. Трошкин и В. Ходяков снимают очерк «Мы были на целине» в виде рассказа одного из участников поездки московских студентов на целину в фильме О. Подгородецкой «Дорога в тайге» 1955 сообщалось о том, каких трудов стоило сооружение стальной магистрали в тайге. Следующий шаг к познанию человеческого характера сделал фильм режиссёров Р.
Григорьева и И. Посельского «Счастье трудных дорог», в котором была предпринята в целом интересная, новая попытка исследования формирования личности молодого современника. В те годы на страницах газеты «Комсомольская правда» проходила дискуссия о проблеме выбора молодёжью дороги жизни. Кинодокументалисты вместе с журналистами И. Котенко и А. Аджубеем решили по-своему принять участие в дискуссии, ответив ребятам с экрана. Авторы фильма намеренно выбрали героями своей картины простых, ничем особенно не выделяющихся из общей массы молодых людей, по существу только лишь начинавших свой жизненный путь: слесаря московского завода «Калибр» Анатолия Майкова, инженера Верхильо Льяноса, помощницу мастера Купавинской фабрики Марию Рожневу и других. Внешне особенно ничем не привлекательной была и их жизнь — Анатолий после работы спешил на свидание, Верхильо с друзьями в воскресенье ехал на рыбалку на Волгу. Мария занималась вечером домашним хозяйством… Вот эта будничность дел и жизни молодых людей и становится в фильме предметом публицистического размышления о смысле жизни, о радости и счастье. Документалисты, рассказывая о жизненном пути вчерашнего «ремесленника» Анатолия Майкова или дочери сельского кузнеца, а теперь певицы Галины Олейниченко, сравнивая судьбы молодого астронома Раисы Бартая и председателя колхоза Омельченко, стремились найти то общее, что определяло характер и судьбы советского человека.
Монтажно сопоставляя кинохронику первых пятилеток и восстановления Сталинграда с кинокадрами строительства канала Волго—Дон и освоения целины, авторы фильма заставляли зрителя задуматься об исторической взаимосвязи времён. Сравнение кинокадров палаток строителей Магнитки с палатками целинников рождало символический образ комсомольской юности, наглядно свидетельствовало о преемственности поколений. Зрителей в фильме «Счастье трудных дорог» привлекло то, что кинодокументалисты показали каждодневную жизнь таких же простых людей, как они сами, пленила задушевность авторских размышлений о жизни, необычная публицистическая форма непосредственного обращения с экрана к сидящим в зале. Фильм понравился своим сочетанием поэтической романтичности с жизненной достоверностью репортажных наблюдений операторов ЦСДФ А. Зенякина , Е. Ефимова и А. Фильм действительно было новаторским для своего времени, он пробуждал интерес к повседневной жизни людей, вызывал размышления о выборе жизненного пути, судьбах молодого поколения. Правда, фильм до конца так и не смог преодолеть известную иллюстративность. В те годы в среде кинематографистов продолжало ещё бытовать мнение, что в исследовании на экране человеческого характера документальное кино бессильно. Славин , — подчас очень трудно раскрыть психологию человека, а тем более невозможно передать разные стороны его характера.
Это область художественной кинематографии. Но при всеём этом кинопублицистика располагает множеством средств для того, чтобы полно, убедительно показать высокие качества советских людей, их стойкость, выдержанность, мужество, умение преодолевать трудности, чувство дружбы и взаимопомощи». Славин К. Документальные фильмы. Подобное наблюдалось тогда во многих картинах. Их авторы оправдывали своё бессилие в раскрытии человеческого характера на экране «спецификой» документального кино, техническим несовершенством киноаппаратуры, особенностями документальных съёмок людей. Но главная причина была не в том, а в известной иллюстративности кинопублицистики тех лет. Киносъёмочная и звукозаписывающая аппаратура и после этого ещё долгое время оставалась несовершенной, мало в чём изменялись и условия документальных киносъёмок людей, а на экране в 60-е годы многое стало другим. В стране происходило дальнейшее развитие социалистической демократии, возрастала роль личности в обществе развитого социализма. Этим в первую очередь и объяснялось растущее внимание кинодокументалистов к человеку, строителю коммунистического общества.
Вот почему кинокамера документалиста всё чаще и чаще приближается к человек с намерением ближе познать своего современника, больше узнать о его делах и думах, образе жизни, планах на будущее. Одной из такие форм приближения кинокамеры к человеку стало кинонаблюдение. Если раньше кинодокументалисты нередко ограничивались информацией о конечных результатах, то теперь они стремятся глубже проследить за процессом развития жизненного явления. Режиссёр Д. Дальский вместе с операторами Н. Степановым , Н. Киселёвым и А. Ткаченко много дней снимал на монтажных площадках работу строителей Куйбышевской ГЭС «Куйбышевский гидроузел», 1956. Режиссёр В. Беляев , операторы Е.
Мухин и Г. Асланов провели долгие месяцы на Ставропольщине, чтобы ближе и обстоятельнее познакомиться с жизнью тружеников колхозов «Россия» и «Пролетарская воля» «Так мы живём», 1958. Методом длительного кинонаблюдения создаются фильмы о жизни отдельных предприятий «Годы и люди», 1962 , строительстве газо- и нефтепроводов «Люди голубого огня», 1961; «Магистраль», 1964; «Трасса», 1966, и другие. Объектами пристального наблюдения кинодокументалистов становятся один день жизни целого государства «День нашей жизни». Посельского « О Москве и москвичах » было снято немало разных картин о столице, сделал новый фильм о Москве и Р. Григорьев «Москва, улица Горького», 1967 , но в 1965 году картина «О Москве и москвичах» была значительным явлением в документальном кино. Всей своей авторской концепцией фильм словно полемизировал со сложившимся к тому времени штампом изображения на экране жизни городов и прежде всего самой Москвы. Вместо плакатной, фасадной Москвы в фильм была Москва будничная, рабочая вместо иллюстрированного красочными кинокадрами экранного путеводителя для туристов — фильм-наблюдение, исследование города как сложного социального организма, ячейки современного общества. Полемичность авторского замысла заключалась и в том, что создатели фильма попытались как бы «расшифровать», конкретизировать уличную толпу, рассказать о судьбах отдельных москвичей, их жизни, повседневных заботах. С этой целью было проведено даже своеобразное социологическое киноисследование жизни обитателей одного дома.
Стремление к подлинности — первоисточнику объективной информации — выразилось в принципиальном отказе от всякого рода организованных съёмок. Операторы Б. Небылицкий , Д. Каспий , Р. Халушаков и С. Медынский вышли на улицы как бы в «свободный поиск» с намерением наблюдать и фиксировать на плёнке отдельные примечательные штрихи столичной жизни. Сложная, многообразная жизнь большого города раскрывалась в фильме на контрастах и сопоставлениях, что заставляло зрителя анализировать киноинформацию. Зритель увидел, какой насыщенной жизнью живёт советская столица — город-труженик, одной из самых крупных политических центров мира. Однако стремление авторов фильма рассказать о Москве буквально всё привело к перечислительности и иллюстративности. В фильме были интересные, тонкие репортёрские наблюдения, публицистические размышления о проблемах жизни города.
Однако у зрителей могло, например, создаться впечатление, что в середине 50-х годов у москвичей не было других проблем, кроме проблемы книжной торговли на улицах. Правда, вскоре оказалось, что одной из главных проблем городской жизни является жилищное строительство, но первыми об этом заговорили не кинопублицисты. Кинонаблюдение было в те годы не только мерой приближения кинокамеры к жизни, но и средством познания кинопублицистами новых явлений современной действительности. Метод длительного кинонаблюдения часто и плодотворно в тот период использовал режиссёр Р. Более полутора лет провёл он со своей небольшой съёмочной группой на строительстве газопровода Газли—Ташкент, снимая фильм «Люди голубого огня» 1961. Спустя несколько лет он вновь вернулся на трассу и снял фильм о прокладке нефтепровода «Дружба» «Магистраль», 1964. В его фильмах кинокамера в фильме «Люди голубого огня» — главный оператор О. Арцеулов , в фильме «Магистраль» — оператор И. Бганцев как бы вживалась в окружающую её сред, делалась незаметной хотя Р. Григорьев и не прибегал к скрытым съёмкам.
Съёмки на трассе предоставили ему редкостный случай наблюдать во времени и замкнутом пространстве жизнь людей одного коллектива. Зритель в его фильмах «Люди голубого огня» и «Магистраль» видел, как вместе со своими семьями, с техникой траншеекопателями, бульдозерами и другими машинами медленно передвигается по малонаселённым местам колонна строителей. Кинокамера подробно описывала их особый быт, жизнь в передвижных домиках, прослеживала взаимоотношения людей, возникновение новых семей. Кинодокументалисты были всё время рядом со строителями и в будничные, казалось бы, похожие один на другой дни стройки и в напряжённые часы драматических ситуаций во время пожара на трассе, штурма «ворот Тамерлана» — «Люди голубого огня». Не прекращались съёмки и в редкие часы отдыха, когда люди преображались и по-иному раскрывались черты характеров рабочих особенно во время их встреч со своими семьями, приезжавшими на трассу из походного городка. Наряду с социологическими киноисследованиями, которые особенно проявились в фильмах Григорьева, метод длительного кинонаблюдения всё более утверждается в документальном кино как средство раскрытия человеческой личности на экране. Интересную попытку исследования человеческих судеб предприняла в своём фильме « Необыкновенные встречи » 1958 режиссёр ЦСДФ А. Ованесова была одним из основателей киножурнала « Пионерия ». За долгие годы работы в журнале ей доводилось снимать множество ребят, самых разных по возрасту, интересам, способностям. На её глазах начинал формироваться детский характер, происходило становление личности.
Но какова дальнейшая судьба этих детей, кем они стали в жизни? Два года А. Ованесова разыскивала людей, некогда снятых для киножурнала «Пионерия». Одно сопоставление двух разных во времени кинокадров: кем был в детстве, о чём мечтал и кем стал в жизни — даёт обширный материал для публицистических размышлений о типичности и закономерности путей формирования человеческой личности в советских условиях. Тринадцатилетний Витя Петров, в дни блокады Ленинграда ставший к станку, у которого снарядом был убит его отец, продолжил рабочую династию. Широко известная в 30-е годы юная сборщица хлопка Мамлакат Нахангова стала доцентом в институте. Игорь Михайлов, которого семилетним засняли для киножурнала во время вручения ему медали «За оборону Сталинграда» он подносил защитникам города-героя воду и патроны , стал студентом Горьковского института водного транспорта. Тринадцать мальчиков и девочек, тринадцать разных судеб, но в биографии у всех прослеживается одно общее: Советская родина, несмотря на трудные годы войны, дала всем образование, помогла выбрать свой жизненный путь. В этом, утверждает фильм «Необыкновенные встречи», одна из закономерностей социалистического общества, наше общество не обезличивает, не усредняет, а, наоборот, помогает каждому полнее проявить свои способности и наклонности. Отсюда и такая неоднозначная, сложная, насыщенная жизнь молодых героев картины.
Фильм А. Ованесовой привлёк внимание зрителей своей попыткой раскрыть психологию современной молодёжи, рассказать о её мечтах и устремлениях, показать, в каких подчас драматических обстоятельствах формируется её цельный характер. Особенно взволновал зрителей эпизод, потрясавший силой человеческих чувств. Украинская женщина Анисья Петровна Зазимко, собрав всё своё мужество, неожиданно для дочери и зрителей признаётся ей, что она не её родная мать, что взяла её в войну маленькой, истощённой из концлагеря, где фашисты держали детей как доноров.
НЕ БЫЛО В КИНО
В Тобольске мирная российская экспедиция из гвардейцев и пленных шведов оборачивается военным походом — крепость берут в осаду дикие кочевники джунгары. В историческом полотне нашлось место не только кровавым баталиям и политическим интригам , но и ярким любовным линиям. Рязанский воевода Евпатий Коловрат с малой дружиной выступил против хана Золотой Орды, чтобы отомстить за родную землю.
А кроме того, тысячи будущих зрителей присылали нам личные вещи, хранившиеся десятилетиями в семейных архивах. Геннадий Мясников, один из художников-постановщиков фильма «Война и мир» Кропотливая и масштабная работа была высоко оценена за границей — фильм получил премии «Оскар» и «Золотой глобус». На родине картина «Война и мир» была отмечена лишь однажды, ей был вручён Главный приз Московского кинофестиваля. Но самое важное, что заказчик остался доволен и Бондарчук с успехом продолжил снимать эпические ленты. Совпали устремления постановщика и важный государственный заказ — ответить американцам более величественной киноэпопеей по сравнению с лишённой исторического фона и даже несколько камерной любовной «беллетристикой по—голливудски»… Если оценивать успешность проекта Бондарчука как раз с этой точки зрения, … то нельзя не признать, что стиль эпического романа, запечатления частных судеб героев в тесной связи с исторической судьбой целого народа был всё-таки схвачен и передан может, не без погрешностей отечественным режиссёром.
Сергей Кудрявцев, кинокритик Кино про недостатки советского сервиса В начале 1960-х годов советское население было крайне недовольно работниками торговли. Тогда Госкино решил обличить недостатки советского обслуживания с помощью фильма. Сценарий написали Борис Ласкин и Александр Галич, но восторгов у чиновников он не вызывал. Незамысловатый фельетон требовалось усилить хорошей режиссурой — жертвой пал Эльдар Рязанов, которому и было предложено взяться за постановку фильма «Дайте жалобную книгу». Просто так Рязанов никак не хотел браться за откровенный социальный заказник, тогда киночиновники предложили ему сделку — если он снимет для них этот фильм, они дадут согласие на съёмки картины «Берегись автомобиля», на которую режиссёр никак не мог выбить финансирование. Рязанов согласился, но постарался внести хоть какую-то остроту в примитивный материал. Для начала он усугубил конфликт, сделав из банального столкновения покупателя и хамоватого официанта сатирический фильм о борьбе устаревших взглядов консервативных работников общепита с новыми подходами молодых рестораторов.
Основную ставку режиссёр сделал на актёрский состав — в картине даже в эпизодических ролях засветились знаменитости: Рина Зелёная, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов и другие. Три главные роли достались популярным в то время молодым актёрам Ларисе Голубкиной, Олегу Борисову и Анатолию Кузнецову. По сюжету, в типичный московский ресторан заглядывает компания журналистов. Обслуживающая их официантка хамит и скандалит с гостями. Поняв, что записью в жалобной книге дело не изменить, корреспондент пишет забавный фельетон в газету, что приводит к разбирательству работы ресторана на собрании. Тогда-то и выясняется, что молодым новаторам не дают что-то менять старые советские сотрудники. Фильм вызвал возмущение в Министерстве торговли, где настаивали, что Рязанов всё преувеличил и выставил их порядочных сотрудников в дурном свете.
Картину требовали запретить и не допускать до зрителей. Но в 1965 году фильм «Дайте жалобную книгу» всё-таки вышел на экраны и его посмотрели почти 30 миллионов человек. А через несколько лет он был положен на полку. Однако Министерство торговли в итоге было ни при чём — в тот момент из страны эмигрировали Александр Галич и певица из фильма Лариса Мондрус. Лента вернулась к публике только в 1980-х, но «предателей родины» из титров предусмотрительно вырезали. Мультфильм во славу труда В 1961 году вышел новый закон о борьбе с тунеядством, теперь, если человек не работал четыре месяца подряд в году, его могли посадить за это в тюрьму. Исключение делалось только для женщин, воспитывающих маленьких детей.
Очевидно, что кинематограф не мог не отреагировать на новые советские веяния. Вопреки мнению, что это был очередной госзаказ, никакой достоверной информации об этом нет. Напротив, многие говорили, что режиссёр фильма Леонид Гайдай просто очень точно отразил актуальные вопросы того времени. В том же 1965 году зрители увидели «Вовку в Тридевятом царстве». Тогда публика и не знала, что мультфильм-то как раз снят по разнарядке — чиновники дали распоряжение «Союзмультфильму» создать анимацию, «прославляющую труд как один из столпов жизни советского человека». Задание было поручено известному режиссёру-мультипликатору Борису Степанцеву. Он и выбрал «Сказку про мальчика Вовку, который ничего не любил делать сам» Вадима Коростелева.
Когда-то автор написал её про свою дочь — Марину, он и не предполагал, что эта история будет использована, чтобы прославить труд в СССР. Считается, что писатель начинает писать детские произведения, когда у него рождается ребёнок. В нашем случае это так и было. Мы уже начали активно общаться между собой, отец и дочь, и появился образ, который соединял в себе и меня, и его. Марина Коростелева, дочь Вадима Коростелева Мальчик Вовка был олицетворением лени и очень любил сказки, особенно за то, что, как ему казалось, героям в них ничего не нужно было делать самим. Тогда библиотекарь отправила его в Тридевятое царство, чтобы он своими глазами увидел, как живут сказочные персонажи. Мораль мультфильма была проста: даже в книгах плохо живётся тем, кто не желает трудиться.
Художественный совет пришёл в восторг от того как высокопарный смысл был обыгран в мультфильме и сразу выдал прокатное удостоверение. Картина мгновенно разлетелась на цитаты. Кино, созданное по заказу МВД Когда Николай Щёлоков в 1966 году занял пост министра внутренних дел, он сразу же приступил к работе над улучшением образа милиционера. Чтобы молодые и талантливые шли служить в органы, он стал строить жилье для сотрудников, поднимать оклады, открыл десятки школ милиции и Академию МВД СССР. Щёлоков понимал, что важно работать и с народом — нужно повышать престиж профессии, уважение к сотрудникам. Этого можно было добиться с помощью киноматографа. Поэтому он обратился к Госкино с просьбой дать задание снять фильм про честных, самоотверженных, смелых, умных милиционеров.
Результатом госзаказа стал сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» 1971 года. Фильм выполнил сразу две задачи — сформировал образ идеальных милиционеров и стал неплохой профилактикой преступности: улицы замирали, когда по телевизору шли «ЗнаТоКи». Мы сделали правильные, положительные образы. У нас были очень хорошие, знающие свое дело консультанты. В период работы над ролью мы присутствовали при проведении допросов — наблюдали за настоящими сотрудниками милиции. На Петровке был такой следователь по особо важным делам — Михаил Петрович Дайнеко, профессионал и замечательный человек. Я был «прикреплён» именно к нему.
После выхода фильма на экраны он всем говорил, что Мартынюк играет именно его. Георгий Мартынюк, актёр, исполнитель роли Знаменского Актёры настолько вжились в свои роли, что люди на улице обращались к ним за помощью найти украденную вещь или раскрыть преступление. С одной стороны это упрощало артистам жизнь: они покупали дефицитную продукцию в магазинах, выбивали квартиры друзьям и коллегам, решали быстро бытовые вопросы. С другой — режиссёры перестали предлагать им другие роли, не видя в них никакого, кроме милиционеров. Кроме того, сотрудники МВД не рекомендовали актёрам сниматься в каких-то фильмах, которые могли нанести урон их безупречной репутации. Фильм проходил сразу несколько несколько ступеней цензуры, например, консультанты строго следили за светлым образом милиционера. Так, они запретили любые служебные романы: сценаристы предлагали любовную линию между Знаменским и Кибрит.
Цензура пристально следила, чтобы на экране не появилось никакой лишней информации. В то время работа милиционеров была сверх засекреченной и преступники пытались узнать о ней хоть что-то из кино, к примеру, какие экспертизы проводят следователи, по каким уликам вычисляют злоумышленников. Единственными, кому не нравились знатоки, были сотрудники КГБ. Между службами всегда существовала конкуренция, а в некоторых эпизодах сериала милиционеры оказывались прозорливее и умнее своих «коллег». Сериал в оригинальном составе просуществовал почти 30 лет. Но страна полностью изменилась, как и кинематограф, поэтому пропагандистский детектив, основанный только на кабинетной работе следователей, без экшена и кровавых подробностей, уже мало интересовал зрителей. В 1967 году новая проблема для МВД пришла оттуда, откуда не ждали.
На советские экраны вышли сразу две серии комедийного французского детектива «Фантомас» и «Фантомас разбушевался» снятых несколькими годами ранее. Эта была уже далеко не первая экранизация романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена, возможно, поэтому для французских зрителей она не представляла большого интереса, чего нельзя было сказать о неизбалованной советской публике. Если на родине один из фильмов трилогии посмотрело 4,5 миллиона человек, то в СССР этот показатель достиг 46 миллионов. Всё бы ничего, но подростки начали копировать преступника в маске — они грабили уличные киоски, поджигали почтовые ящики, били витрины и везде неизменно оставляли записку: «Это сделал Фантомас». По Советскому союзу прокатилась волна хулиганства: тинейджеры звонили по телефону случайным людям и говорили: «Через несколько минут вас посетит Фантомас!
Отношение большевиков к кино как к искусству, а не как коммерческому продукту превращало режиссёров в художников мирового масштаба. Благодаря этому советский кинематограф задавал стандарты для всех стран. Ведь в Голливуде кинематографисты никоим образом не считались художниками, что бы они сами ни воображали в своем деле.
Сценаристы, актёры и режиссёры завоёвывали право быть художниками все 1930-е и 1940-е годы в многочисленных забастовках и стачках, доходящих до столкновений с полицией и наёмниками голливудских магнатов. Борис Барнет до революции занимался профессионально боксом. Марк Донской и Фридрих Эрмлер пришли в большой кинематограф из следственных органов. Сергей Эйзенштейн по основной своей профессии был техником-строителем, потом работал военным переводчиком. То, что в 1920-е вошло в золотой фонд мирового киноискусства в качестве русского киноавангарда, без всякого преувеличения, было рождено Октябрем. Льву Кулешову принадлежит неоспоримая пальма первенства в разработке теории монтажа. Он считал монтаж абсолютом кинематографа. И хотя техника монтажа разрабатывалась в кино и до него никто из кинематографистов мира не отдал столько внимания монтажу и не осмыслил его роль в системе художественных средств экрана как Кулешов.
В историю кино он вошел своим «эффектом Кулешова» — монтажным сцеплением двух кадров, которые в своем единстве должны дать некое новое третье. Хрестоматийно известны его экспериментальные последовательные склейки тарелки супа, с детским гробиком, с кадром красивой женщины. Дзига Вертов начал работать в кинохронике в 1918 году, выпуская и монтируя номера журналов Кинонеделя и Кино-Правда, склеивая из хроникальных сюжетов полнометражную Историю Гражданской войны 1922. Я — глаз механический. Я, машина, показываю вам мир таким, каким только я смогу его увидеть», — писал Дзига Вертов в книге Киноки сокращенное «кино-око». Застать «жизнь врасплох» — один из важнейших лозунгов, который именно Вертов ввел в мировую кинотеорию наряду с такими, как «киноправда», «киноглаз», «мир без игры» и другими закрепившимися термины. Cвоими фильмами, где эти теории реализовались, Дзига Вертов укреплял фундамент не только советского документализма 1920-х, но киноискусства XX века. Сергея Эйзенштейна считают одним из пионеров семиотики — науки о системе знаков.
Кинематографисты-педагоги опираются на опыт Эйзенштейна — руководителя мастерской во ВГИКе и других экспериментальных кинолабораториях. Его теоретические работы Монтаж аттракционов, Вертикальный монтаж, Неравнодушная природа и другие являют собой фундамент кинотеории и эстетики. Именно Эйзенштейну принадлежит первая экранная версия штурма Зимнего дворца в фильме «Октябрь» 1927 , которая порой воспринимается как документальные кадры. Массовые сцены одно из крупнейших достижений советского кино. Выходила масса критического и остросоциального кино. Протазанов в «Дон Диего и Пелагея», Пырьев в «Посторонней женщине» и «Государственном чиновнике» не стесняются изображать коррупцию и бездушие, Эрмлер смело изображает в «Парижском сапожнике» аморальные поступки комсомольцев. Однако при всех своих огромных достижениях немое советское киноискусство не сумело решить одной важнейшей задачи. Оно не создало значительных образов-характеров людей своей эпохи.
Они видели смысл своего творчества в отражении великих идей и славных событий революции, отводя при этом образу человека подсобную роль. Важнейшее из искусств Но Вертов, Эйзенштейн, Кулешов и другие гении, составившие своими усилиями пантеон шедевров мирового кинематографа — это лишь сверкающая вершина айсберга, которая и проплывает перед нашими глазами, всякий раз, когда мы говорим о советском кино двадцатых годов. Очень легко упустить весь тот комплекс противоречий, раздиравших советское кино и всё искусство. Анатолий Луначарский, с октября 1917 года по сентябрь 1929 года народный комиссар просвещения. Кадомцев] пошел по пути коммерциализации. Но ведь нельзя получить прибыль за счет высокоидейных картин. Зал премьеры более чем наполовину пуст. Предыдущая и очень хорошая картина Эйзенштейна «Октябрь» провалилась повсюду, в том числе в рабочих кварталах.
Изумительная «Мать» Пудовкина, настоящий шедевр русского кинематографа, прошла в Москве очень тускло. После образования СССР в большинстве республик были созданы свои национальные киностудии. Киносети постоянно разрастались. Только в Москве с 1921 по 1923 год число кинотеатров увеличивается в пять раз с 10 до 50. Появляются первые кинопередвижки для обслуживания деревни. Однако Госкино тогда было не в состоянии удовлетворить резко выросший спрос. Рядом с Госкино возникают новые прокатные конторы — государственные, общественные и частные. И влияние это было не самым положительным.
Частным компаниям было сложно рассчитывать на получение доходов от производства фильмов. Гораздо выгоднее было заниматься прокатом иностранных лент. Купив за 3-5 тысяч рублей лицензию на право проката средней иностранной картины, можно было заработать на ней 50000-100000 рублей и больше. Тогда как постановка среднего советского фильма стоила этих самых 500000-100000 рублей, которые в лучшем случае и возвращались обратно в кассу. Эффективные собственники и чиновники острили: «Каждый не поставленный фильм — чистая прибыль для кассы». Ещё в 1921 году Ленин, беседуя с Луначарским, говорил: «Если вы будете иметь хорошую хронику, серьезные и просветительные картины, то не важно, что для привлечения публики пойдет при этом какая-нибудь бесполезная лента, более или менее обычного типа. Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь место».
Но экраны заполняли аполитичные, строго развлекательные ленты. Существовавшая тогда цензура легко закрывала глаза на идеологию фильмов если они были потенциально прибыльными. Ситуация не менялась вне зависимости от того в какой орган власти передавали все функции по цензуре сценариев и готовых фильмов, поскольку чиновники ничем не отличались от прежних по части коммерческой изворотливости. Даже признанные мастера советской кинематографии в те годы снимали чисто коммерческие фильмы, как тогда писали, сильно ниже своего таланта. Так, Дзига Вертов снял «Одиннадцатый» 1928 и «Человек с киноаппаратом» 1929. А Лев Кулешов во второй половине 20-х снял ряд чисто проходных лент: «Журналистка» 1927 , «Веселая канарейка» 1929 , «Два-Бульди-два» 1929. При этом что касается организации съёмок многое заимствовалось у Голливуда. К концу НЭПа художественное качество большинства советских фильмов оставляло желать лучшего.
В разговоре с немецким кинодеятелем Белой Балашом Сергей Эйзенштейн говорил: «Русские фильмы действительно стали хуже. И для нас это не утешение, что они все еще лучше, чем буржуазные фильмы. Уровень действительно снизился. Это кризис переходного периода, который будет преодолен... На многих киностудиях царило кумовство, очковтирательство, приписки и воровство бюджетных средств. Государственные деньги режиссёры начинали воспринимать как свои собственные. Они завышали себе зарплаты настолько, что все причастные зарабатывали ещё на этапе производства, а до проката фильм и вовсе мог не дойти. Конечно, нецелесообразное финансирование определял не только злой умысел, но и кадровый голод.
Порой чиновники от культуры были менее грамотны чем режиссеры и шли на поводу у творцов. Особенно в этом отметились киностудии «Арменкино» и «Белгоскино». В марте 1934 года Абрама Роома уволили со студии «Совкино» и отдали под суд за перерасход средств во время съемок фильма «Однажды летом», но он отделался только увольнением. И таких случаев были десятки. Несомненно, свою роль в перерасходах играла и просто плохая организация производства. Вскоре национальные киноорганизации были подчинены единому центру — Москве. Теперь они работали по единому плану, а доходы от кино, за исключением небольшой доли, шли обратно на финансирование кино. Актёры и режиссёры теперь получали зарплату и премии, а не часть прибыли как раньше.
СССР оставался довольно бедной страной и стихийный выпуск фильмов создавал конкуренцию, которая разоряла отдельные компании и студии. Это вело к убыткам, которые государство не могло себе позволить. Нужно было плановое производство фильмов, чтобы картины одного жанра и тематики не сталкивались в прокате. Нельзя сказать, что при централизации производства были сведены к нулю все хозяйственные злоупотребления.
Через несколько лет после выхода в прокат фильм посчитали чересчур смелым и отправили на полку — до начала девяностых годов прошлого столетия.
Но комедию и сейчас, через шесть с лишним десятилетий после рождения, смотрят с интересом. Фото: свободные источники Успех картине с простым названием «Высота» был гарантирован априори, еще до выхода на экран. Творческий состав группы во главе с кинорежиссером Александром Зархи «Мой младший брат», «Города и годы» «Анна Каренина» гарантировал фильму хорошую прокатную судьбу. Автором музыки к песне «Не кочегары мы, не плотники», ставшей хитом конца пятидесятых прошлого столетия, был молодой композитор Родион Щедрин. На главные роли режиссер пригласил Николая Рыбникова, влюбившего в себя полстраны после выхода фильмов «Весна на Заречной улице», «Чужая родня», и молодую, но уже известную актрису Инну Макарову, в послужном списке которой значились роли в нашумевших картинах «Молодая гвардия», «Возвращение Василия Бортникова», «Дело Румянцевых».
Незатейливая история любви двух совершенно разных людей, каждый из которых являлся полноценным представителем эпохи оттепели, показанная на фоне строительства крупнейшего металлургического комбината, выглядела искренне, а потому подкупала мгновенно. Герои, блистательно сыгранные талантливыми актерами, были искренними и естественными, как будто не играли — жили на экране. Сцены, связанные с производством, снимали в Днепродзержинске, где артистов узнавали на улице. А на премьере устроили овацию съемочной группе. По опросу журнала «Советский экран» он стал лучшим фильмом 1957 года.
Фото: свободные источники 29 апреля 1967 года состоялась премьера картины, которую сразу приняли и полюбили все — от детей и подростков до убеленных сединами старцев. За билетами в кассах кинотеатров выстраивались очереди, о которых сейчас можно только мечтать. Фильм, снятый по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята» о четырех подростках, совершающих героические поступки во время Гражданской войны, поставлен режиссером Эдмондом Кеосаяном по сценарию, написанному им самим в соавторстве с Сергеем Ермолинским, на киностудии «Мосфильм». Предыстория картины началась с Никиты Хрущева. Видя, как принимают советские зрители голливудский вестерн «Великолепная семерка», первый секретарь ЦК компартии отдал распоряжение снять подобную картину на отечественном материале.
Экранизация «Красных дьяволят» уже была, но к тому времени фильм, поставленный в 20-х годах, устарел — страна нуждалась в других персонажах. На главные роли искали студентов ВГИКа, но они выглядели переростками — герои повести были моложе. Пробы прошел Виктор Косых Данька , уже имевший, к тому времени, отношения с кинематографом. Он привел к режиссеру своего друга — Мишу Метелкина Валерка.
Нацистские фильмы в сталинском кинопрокате
На официальном уровне фильм позиционировался как рассказывающий о героях восстания белорусского и польского народа. А также о борьбе против насильственной русификации и за восстановление независимости Великого княжества Литовского. Только в интернациональные 20-ые годы такая картина могла демонстрироваться на всех киноустановках Советского Союза. Исторические фильмы Беларусьфильма В шестидесятые годы был снят фильм «Жизнь и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Лента рассказывает о приключениях и авантюрах бродячих артистов кукольного театра-батлейки времен Великого княжества Литовского. Кинокартина после съемки сразу глухо легла на полку несмотря на то, что там снялись очень известные актеры: Лев Дуров, Алексей Смирнов, Донатос Банионис. Фильм снял Владимир Бычков «Достояние республики». К сожалению, копию на русском языке уничтожили, и осталась только белорускоязычная версия, но на очень некачественной пленке. Её иногда показывают по белорусскому аналогу канала «Культура» и уже лет 10 обещают реставрировать.
Эта картина ярко показывает, какой ветер гулял в головах у сценаристов от незнания истории родной страны. Тут смешались все герои и эпохи: полоцкие князья, времена Великого княжества Литовского и страшный разбойник Машека, ставший почему-то романтическим героическим предводителем народного восстания.
В фильме описана история жизни Бабека, согласно сюжету фильма возглавлявшего движение хуррамитов против Арабского халифата, которое представлено как азербайджанское народно-освободительное движение. События фильма представляют период народно-освободительного движения хуррамитов, в рядах которых, согласно сюжету, вместе с азербайджанцами сражались арабы, курды, фарси и представители других народов за национальную независимость Азербайджана от Халифата под предводительством народного героя Бабека.
Встреча на Эльбе 1949 год Конечно, это очень идеологизированный фильм, но от этого не менее интересный, особенно, если помнить о том, что снят он был во время Холодной войны. В бой идут одни старики 1973 год Думаю, этот фильм не нуждается в представлении. Это трогательная история об отношениях летчиков и летчиц на фронте Великой Отечественной войны не оставила никого равнодушными, а главную песню фильма исполняют до сих пор. Кадр из фильма "В бой идут одни старики" Кадр из фильма "В бой идут одни старики" 4. Парень из нашего города 1942 год События фильма начинаются в 1931 году.
Затем главный герой участвует в Гражданской войне в Испании и в 1941 году попадает на фронт Великой Отечественной войны. Самой пронзительной сценой этого фильма стал для меня момент, когда жена главного героя, узнавшая о его смерти, читала стихотворение К. Симонова "Жди меня" для раненных солдат.
Рекордными оказались и показатели картины в прокате.
В 1966 году «Война и мир» стал самым кассовым фильмом в Союзе. Оглушительный успех ждал полотно и за рубежом. Если верить цифрам, то средства, вырученные только от показов в Латинской Америке и Японии, перекрыли затраты в два раза. Кроме того, это первый проект в истории советского кино, получивший «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Французский драматург Эжен Скриба рассказал о закулисных играх британских правителей, щедро сдобрив свой текст остроумной иронией и неожиданными поворотами сюжета. Так появилась знаменитая на весь мир пьеса, на основе которой позже были поставлены сотни спектаклей в разных странах и сняты десятки фильмов. В Советском Союзе эту историю экранизировали дважды. В отличие от первой адаптации 1957 года, версия Юлия Карасика оказалась настоящим хитом.
Советский режиссер превратил легкомысленную пьесу о любовном треугольнике с участием английской королевы в высокои нтеллектуальн ую мелодраму.
50 лучших советских фильмов о войне. Часть I. 1950-1960 годы
Советское кино и сталинский исторический нарратив» Евгений Добренко. Статья автора «История с Дашей Письмак» в Дзене: Перед тем, как представить свой топ лучших советских исторических фильмов, я должна сделать две ремарки. Рассмотрим фильмы Рязанова и Гайдая. В кино Старики-разбойники (1971) менты выходят на пенсию в 60 лет, как все нормальные люди. Советские исторические фильмы смотреть онлайн бесплатно и без регистрациии.
Колыбель военного кино России: как Севастополь едва не стал советским Голливудом
Масштабная историческая киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» состоит из пяти второй — «Прорыв» посвящен битве за Днепр и наступательной операции советских войск в 1944 г. В центре этого фильма судьба батальона. Сам факт появления этого фильма, развившего лучшие традиции советской кинопублицистики, свидетельствовал о том, что в документальном кино проявились новые тенденции в отображении действительности на экране, наметился отказ от иллюстративной описательности. Это, по сути, первая картина сталинского исторического кино, отразившая перемены в исторической идеологии советского общества. В первую очередь это были биографические и исторические фильмы, которые активно снимали многие деятели советского кино, не желавшие прославлять «мудрую» политику Сталина в картинах о современности.
9 лучших белорусских исторических фильмов
События фильма представляют период народно-освободительного движения хуррамитов, в рядах которых, согласно сюжету, вместе с азербайджанцами сражались арабы, курды, фарси и представители других народов за национальную независимость Азербайджана от Халифата под предводительством народного героя Бабека. За двадцать лет упорной борьбы Бабек выиграл четыре сражения.
Фильм истерн, боевик. Красный командир Максумов узнает, что весь его отряд перешёл на сторону банды Хайруллы. Зарядив свой наган шестью патронами, седьмую пулю он прячет под фуражку. Максумов сдаётся людям Хайруллы, которые везут своему главарю новую жену юную -Айгуль. Местный пастух Исмаил нападает на отряд, считая что Максумов убил его брата, однако люди Хайруллы избивают Исмаила. При проезде через кишлак джигиты Исмаила устраивают засаду на воинов Хайруллы и практически его уничтожают.
Максумов попадает в очередной плен, но мать Исмаила не признает в нём убийцы своего сына. Исмаил и Максумов становятся друзьями. К красному командиру приезжает Хашимов и заявляет, что Учкурган занят Хайруллой.
При проезде через кишлак джигиты Исмаила устраивают засаду на воинов Хайруллы и практически его уничтожают. Максумов попадает в очередной плен, но мать Исмаила не признает в нём убийцы своего сына. Исмаил и Максумов становятся друзьями. К красному командиру приезжает Хашимов и заявляет, что Учкурган занят Хайруллой. Максумов приходит в логово Хайруллы и привозит ему Айгуль. В качестве вознаграждения командир желает увидеть свой отряд бывшей "красной милиции" и сурово отчитывает их за трусость и неповиновение. Максумов взывает к чувству мести и оправдывает советскую власть.
Он выясняет, кто убил комиссара и лично убивает его. Хайрулла останавливает самосуд над Максумовым и желает судить его...
Фильмы про Русь занимают особое место в ряду исторических реконструкций.
Наш народ пережил в те времена множество вражеских нашествий, объединился в единое государство. Те времена подарили своих героев, ставших легендарными.