12 августа в 16:00, когда «Луна-25» находилась на расстоянии около 230 000 километров от Земли, была произведена первая коррекция орбиты. NASA поручили разработать единый стандарт времени для Луны Белый дом поручил NASA разработать лунное время к концу 2026 года, пишет Reuters. Активное исследование Луны (в современном понимании) стартовало в 50-х годах прошлого века. Соглашения Артемиды, подписанные в 2020 году Соединенными Штатами и семью другими странами, обновили принципы мирного совместного исследования Луны и в настоящее время. С 1960-х годов исследования Луны были исключительной прерогативой государственных космических агентств.
«Луна-25» сделала первый снимок поверхности Луны
Сам Роскосмос занимается прикладными работами- выводить спутники на орбиту, занимается военным обеспечением и поддерживает минимальный объем космических программ. По мнению специалистов, России необходимо нарастить объем исследовательских технических и конструкторских идей; на это нужно большое финансирование. В ближайшие 10-15 лет вероятно российский космос будет аутсайдером. Но это не значит, что на космосе надо ставить точку.
Потеря «Луны-25 нанесет серьезный удар по российской космической отрасли. По сути, скромный полет на Луну должен был сделать Россию снова великой в космосе. Последняя советская лунная миссия была запущена в 1976 году.
Что касается межпланетных исследований, то в 1996 и 2011 годах россияне дважды осуществляли полеты на Марс, но оба раза не смогли покинуть низкую околоземную орбиту. Несколько европейских миссий на Марс успешно стартовали на российских ракетах, но для достижения красной планеты и работы на ней использовались европейские технологии. С момента распада Советского Союза Россия ни разу не отправляла зонд на Луну.
Россия заявила, что не хочет останавливаться на «Луне-25». Существуют планы запуска орбитального аппарата «Луна-26» в 2027 году, за которым последуют две более амбициозные роботизированные посадочные экспедиции.
Но миссия завершилась аварией, аппарат не смог спуститься мягко и разбился. Именно поэтому индийцы с замиранием сердца ждут сейчас новой попытки прилунения. В случае неудачи Индия потеряет около 80 млн долл.
Предыдущая попытка была даже немного дороже — по оценкам экспертов, «Чандраян-2» унес с собой 125 млн. Заявлявшиеся деньги на постройку российского аппарата примерно похожи по объему. По проекту Федеральной космической программы на 2016—2025 годы, общий объем финансирования по созданию «Луны-25» должен был составить в 2014 году около 3 млрд руб. Однако старт программы неоднократно переносился, что вело к ее удорожанию. В 2016 году на портале госзакупок фигурировал контракт, из которого следовало, что Роскосмос планирует потратить на создание «Луны-25» уже 4,5 млрд руб.
Полет опять не состоялся в установленные сроки, и на том же портале в 2020 году разместили контракт, согласно которому Роскосмос должен был выделить НПО им. Лавочкина дополнительные 1,4 млрд руб. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов надеется на высокоточное прилунение. Фото РИА Новости В 2015 году Индия решила прекратить сотрудничество с Россией по созданию и эксплуатации лунной станции «Луна-27», а совет РАН принял решение рекомендовать Роскосмосу отказаться от минировера индийских коллег, которые хотели включить такой аппарат в миссию для полета на Луну. Одной из причин такого поведения Индии стало то, что их не устраивали вечные переносы космических миссий и запусков.
Российскую сторону смущало использование индийской ракеты для запуска станции, так как это означало дополнительные затраты, а также прохождение тестовых испытаний в Индии. Индия вообще старается тратить ресурсы на космос аккуратно. Примером считают посылку ее зонда к Марсу в 2013 году. Эксперты считают, что и до сих пор это самая дешевая межпланетная миссия современности, она обошлась всего в 74 млн долл. Для сравнения: американский зонд обошелся в 720 млн, а российско-европейская миссия «Экзомарс» правда, с двумя стартами с отправкой к Марсу нескольких аппаратов — дороже 1 млрд евро.
Фотография Земли с орбиты Луны, сделанная аппаратом миссии «Чанъэ-5». Станция будет запущена в мае для сбора и доставки на Землю первых в истории образцов грунта с обратной стороны Луны. Но на этом миссия «Цюэцяо-2» не закончится. Это 1200-кг аппарат с большой 4,2-метровой антенной. После завершения миссии «Чанъэ-6» ретранслятор обеспечит связь с посадочным модулем и луноходом миссии «Чанъэ-4». В последующие годы спутник будет создавать каналы связи для миссий «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8» по разведке южного полюса Луны вплоть до поддержки усилий по созданию там базы постоянного присутствия, для чего орбита ретранслятора будет изменена на 12-часовую. Также Китай предлагает космическим агентствам других стран использовать «Цюэцяо-2» для организации собственных миссий на обратную сторону Луны и в район южного полюса спутника.
Более того, на борту «Цюэцяо-2» расположены три научных прибора. Они будут использоваться в рамках научной миссии «Чанъэ-7». В частности, спутник несёт камеру с датчиками, работающими в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне, сканер нейтральных атомов и оборудование для использования антенны в интерферометрических астрофизических экспериментах с очень большой базой Земля-Луна VLBI , что позволит спутнику раскрывать загадки Вселенной. Вместе с «Цюэцяо-2» на борту ракеты-носителя «Чанчжэн-8», стартовавшей 19 марта , находилось два навигационно-связных спутника «Тианду-1» и «Тианду-2». Оба они также вышли на лунную орбиту. Двигаясь по орбите гуськом, эти аппараты будут участвовать в экспериментах с навигацией в области Луны и со связью. Аппарат не был рассчитан на то, чтобы выдержать экстремально низкие температуры, сообщила в соцсети X американская компания-разработчик аппарата Intuitive Machines.
Nova-C был переведён в спящий режим 1 марта с наступлением лунной ночи. Ранее специалисты Intuitive Machines сообщили, что прежде, чем батареи аппарата разрядились, они перевели его в конфигурацию, которая позволила бы продолжить работу, если бы системы «Одиссея» всё же запустились после испытания жесткими лунными условиями, превзойдя ожидания его разработчиков. Nova-C 23 февраля совершил посадку на поверхность Луны в районе кратера Малаперт А в 300 км от южного полюса спутника. Посадка аппарата прошла в аварийном режиме из-за отказа ряда бортовых систем. Несмотря на допущенные просчёты, «Одиссей» проработал более шести дней, собрав большой массив данных общим объёмом около 350 Мбайт, которые были отправлены на Землю. Постоянное присутствие человека на Луне потребует наличия соответствующей инфраструктуры. Луна намного меньше Земли, но это всё-таки довольно крупный объект — площадь её поверхности сравнима с площадью Африки.
Даже ограниченное присутствие человека здесь потребует какой-то транспортной системы, связывающей различные аванпосты и объекты обеспечения жизнедеятельности. В этой связи наличие железной дороги действительно имеет смысл: она обеспечит не только логистику, но и станет решением одной из главных проблемы Луны — пыли. Лунная пыль абразивна, и она способствует коррозии. Из-за отсутствия воды статическое электричество заставляет её налипать на скафандры и оборудование, которые пачкаются, а срок их службы сокращается. Переезды по железной дороге сократят контакт с лунной пылью. Ещё один аргумент в пользу железной дороги — следы. Это на земной поверхности следы человека и транспортных средств быстро исчезают из-за дождей и эрозии, а на Луне они могут оставаться миллиарды лет.
Свести такой ущерб к минимуму имеет смысл хотя бы из эстетических соображений. В рамках реализации проекта инженерам Northrop Grumman предстоит определить необходимые для строительства лунной железнодорожной сети интерфейсы и ресурсы, сформировать смету прогнозируемых затрат, списки технологических и логистических рисков, разработать прототипы для концептуального проектирования и архитектуры, выработать механизмы постройки железной дороги с помощью роботов, решить проблемы планировки линий, строительства фундамента, прокладки путей и, наконец, проработать вопросы их эксплуатации: осмотра, технического обслуживания и ремонта железной дороги. Это ретранслятор, который будет выведен на высокоэллиптическую орбиту вокруг Луны. Позже в этом году запланирована миссия «Чанъэ-6» по возврату образцов с обратной стороны Луны. Ретранслятор поможет контролировать процесс вне зоны прямой видимости наземных станций. Ракета «Чанчжэн-2C» перед стартом. Источник изображения: Xinhua Ранее подобные операции Китай уже проводил в рамках первой в истории Земли мягкой посадки на обратной стороне Луны.
В ходе миссии «Чанъэ-4» китайская станция автоматически прилунилась в кратере Теодора фон Кармана. Примечательно, что место посадки было названо «Базой Небесной реки» и, для лучшего понимания масштаба события западными партнёрами, Statio Tianhe на латыни. Послание о закладке базы китайцами на обратной стороне Луны дошло до адресата. Во время семинара по аэрокосмическим испытаниям, организованного Аэрокосмической корпорацией на этой неделе, командующий космическими силами США в Индо-Тихоокеанском регионе бригадный генерал Энтони Масталир Anthony Mastalir заявил, что присутствие китайцев на лунных орбитах представляет собой создание «потенциальных векторов атаки на наших традиционных рабочих орбитах». И это правда, что нам лучше следить за тем, чтобы они не добрались до места на Луне под видом научных исследований. И вполне возможно, что они скажут: "Не лезьте, мы здесь, это наша территория"». Запуск ретранслятора «Цюэцяо-2» служит красноречивым ответом Китая на заявления США о собственности на Луну и лунные орбиты.
Миссия «Чанъэ-6» приближается, и готовятся миссии «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8» по высадке автоматических станций и луноходов в районе южного полюса Луны для подготовки места для будущей станции долговременного присутствия. Источник изображения: wikipedia. Неделю назад Китай не смог вывести на заданные орбиты два спутника для навигации в пространстве между Землёй и Луной. Но это не остановит новую космическую гонку, а только повысит ставки. США не особенно скрывают свои планы на окололунное пространство. А за рейдерами пойдут корветы, крейсеры и всё остальное, но это уже другая история. Он станет крупнейшим аппаратом такого типа со времён лунного модуля «Аполлон».
Последний в течение 100 дней должен проделать путь от южного полюса Луны до западного края кратера Нобиле. Роботизированный луноход VIPER станет важным инструментом для сбора информации о происхождении и распределении водяного льда на Луне. Он поможет оценить реальность добычи лунных ресурсов для поддержки жизнедеятельности будущих экспедиций. Путь на Луну для Astrobotic выдался тернистым.
Вот сейчас формируется программа до 2035 года. Мы говорим, что это мало. Мы подготовили программу до 2050 года, потому что именно такие сроки должны быть", - сказал он.
«Впервые в современной истории». «Луна-25» вышла на орбиту Луны
В 1976 г. Первым новый этап исследований с поверхности Луны в XXI в. Сегодня у него самый богатый опыт посадки на Луну тяжелых автоматических станций, эксплуатации луноходов и доставки на Землю лунного грунта. Это по-прежнему беспилотные аппараты, и они не могут сравниться со сложностью прошлой американской пилотируемой программы Apollo, которая была полвека назад. Зато на счету Китая — абсолютное первенство в таких операциях, как посадка на обратной стороне Луны и автоматическая стыковка на окололунной орбите. Луна была не в приоритете. Америке казалось более амбициозной целью достижение Марса.
Но экономический кризис 2008 г. Новые исследования показали, что у полюсов Луны есть залежи воды, что делает возможным строительство здесь обитаемой станции. И к середине 2010-х у Америки вернулся к ней интерес. Сначала NASA взялось за разработку окололунной посещаемой станции Gateway, а затем замахнулось на полноценное возвращение на Луну — в объявленной в 2017 г. Точнее будет сказать, что США заинтересовались Луной от ее безальтернативности: полеты на Международную космическую станцию стали слишком рутинными и не несут прежней амбициозности, а Марс слишком далек и сложен, поэтому осталась Луна. Сегодня для космонавтики США Artemis выступает самой амбициозной пилотируемой программой.
Это совместная экспедиция «Роскосмоса» и Европейского комического агентства к Красной планете. Из-за пандемии старт пришлось перенести на следующий год. На прошлой неделе аппарат отправили в Италию для финальной стадии испытаний. Задача у миссии, как и у многих предыдущих полетов к Марсу, — выяснить, если ли там признаки жизни. Но, в отличие от всех предыдущих экспедиций по исследованию Красной планеты, «ЭкзоМарс» — первый аппарат, который в буквальном смысле может докопаться до истины.
Главными задачами автоматической станции должны стать отработка мягкой посадки, забор и анализ грунта, а также ряд научных исследований — в том числе изучение верхнего слоя реголита поверхности в районе Южного полиса. По его словам, команде пришлось решить несколько проблем, одной из основных были ограничения на массу станции. Очень жёсткие ограничения стояли у нас на массу, поскольку объём бака зафиксирован.
Топливо больше заливать некуда. Поэтому мы снижали массу всей остальной конструкции, массу приборов», — отметил он. Несмотря на это препятствие, разработчики смогли использовать много новых решений и применить современные технологии. Так, к примеру, они создали для «Луны-25» уникальный легкий привод с хорошим ресурсом.
Проверенные практикой проекты на дороге не валяются. Свежий снимок поверхности Луны камерой модуля SLIM После восстановления связи модуль подтвердил в целом работоспособное состояние, хотя сбои отмечены в модуле батарей и в ряде систем. При включении он был слишком горячий, чтобы начать полноценно работать уцелевшими системами и его на время оставили в покое. Миссия могла стать абсолютным успехом Национального космического агентства Японии, если бы SLIM совершил безаварийную посадку.
Однако в процессе прилунения он потерял часть дюзы одного из двигателей и возросшая боковая скорость привела к опрокидыванию модуля после касания лунной поверхности. Фактически он сейчас стоит на голове, а в остальном он чувствует себя неплохо для платформы, которая должна была навсегда уснуть ещё два месяца назад. Как считают в NASA, астронавты миссии «Артемида-3» первым делом должны вручную установить на Луне три научных прибора, которые затем помогут развивать лунные и даже марсианские программы. Установка приборов астронавтами на поверхности Луны в представлении художника. В ходе её реализации в районе южного полюса Луны должны быть высажены трое астронавтов. Это станет возвращением человека на Луну после более чем 50 лет отсутствия на спутнике. Присутствие человека, считают в NASA, усилит научные открытия. Это станет новой эрой исследования спутника, когда человек в лице астронавтов лично внесёт свой посильный вклад в подготовку и проведение экспериментов за пределами Земли.
Три выбранных для первых экспериментов прибора будут использоваться для решения трёх научных задач программы «Артемида»: помочь с пониманием геологических процессов в недрах планеты, выяснить характер и происхождение летучих веществ в полярной зоне Луны, а также для изучения и снижения рисков, связанных с разведкой. Приборы были специально выбраны с условием, что для установки каждого из них а это будет целый комплекс датчиков, базовых станций и другого потребуется участие астронавтов. Первым комплексом приборов станет станция мониторинга лунной среды LEMS. Это компактный автономный сейсмометрический комплекс, предназначенный для проведения непрерывного долгосрочного мониторинга сейсмической обстановки, а именно движения грунта в результате лунотрясений в южной полярной области Луны. Также прибор прояснит структуру коры и мантии Луны в регионе контроля. Наблюдения с помощью станции LEMS добавят ценную информацию для моделирования формирования и эволюции Луны. Станция предназначена для работы на поверхности Луны от трёх месяцев до двух лет и может стать ключевой станцией в будущей глобальной лунной геофизической сети. Комплекс под названием «Влияние Луны на сельскохозяйственную флору» или LEAF будет исследовать влияние окружающей среды на поверхности Луны на выращиваемые в космосе культуры.
Комплекс LEAF станет первым экспериментом по наблюдению за фотосинтезом, ростом и системными реакциями растений на стресс в условиях космического излучения и ослабленной гравитации. Измеряемыми с помощью LEAF данные о росте и развитии растений, наряду с параметрами окружающей среды, помогут учёным понять перспективы использования выращенных на Луне растений как для питания человека, так и для поддержки жизнеобеспечения на Луне и за ее пределами. Третий прибор — лунный диэлектрический анализатор LDA — будет измерять способность реголита распространять электрическое поле, что станет ключевым параметром в поиске лунных летучих веществ, особенно льда. Прибор будет собирать важную информацию о структуре недр Луны, отслеживать диэлектрическую проницаемость недр в зависимости от угла наклона Солнца при вращении Луны, и искать возможное образование инея или ледяных отложений. В таком положении спутник почти не будет расходовать топливо, и большую часть времени будет оставаться на связи с Землёй. Фотография Земли с орбиты Луны, сделанная аппаратом миссии «Чанъэ-5». Станция будет запущена в мае для сбора и доставки на Землю первых в истории образцов грунта с обратной стороны Луны. Но на этом миссия «Цюэцяо-2» не закончится.
Это 1200-кг аппарат с большой 4,2-метровой антенной. После завершения миссии «Чанъэ-6» ретранслятор обеспечит связь с посадочным модулем и луноходом миссии «Чанъэ-4». В последующие годы спутник будет создавать каналы связи для миссий «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8» по разведке южного полюса Луны вплоть до поддержки усилий по созданию там базы постоянного присутствия, для чего орбита ретранслятора будет изменена на 12-часовую. Также Китай предлагает космическим агентствам других стран использовать «Цюэцяо-2» для организации собственных миссий на обратную сторону Луны и в район южного полюса спутника. Более того, на борту «Цюэцяо-2» расположены три научных прибора. Они будут использоваться в рамках научной миссии «Чанъэ-7». В частности, спутник несёт камеру с датчиками, работающими в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне, сканер нейтральных атомов и оборудование для использования антенны в интерферометрических астрофизических экспериментах с очень большой базой Земля-Луна VLBI , что позволит спутнику раскрывать загадки Вселенной. Вместе с «Цюэцяо-2» на борту ракеты-носителя «Чанчжэн-8», стартовавшей 19 марта , находилось два навигационно-связных спутника «Тианду-1» и «Тианду-2».
Оба они также вышли на лунную орбиту. Двигаясь по орбите гуськом, эти аппараты будут участвовать в экспериментах с навигацией в области Луны и со связью. Аппарат не был рассчитан на то, чтобы выдержать экстремально низкие температуры, сообщила в соцсети X американская компания-разработчик аппарата Intuitive Machines. Nova-C был переведён в спящий режим 1 марта с наступлением лунной ночи. Ранее специалисты Intuitive Machines сообщили, что прежде, чем батареи аппарата разрядились, они перевели его в конфигурацию, которая позволила бы продолжить работу, если бы системы «Одиссея» всё же запустились после испытания жесткими лунными условиями, превзойдя ожидания его разработчиков. Nova-C 23 февраля совершил посадку на поверхность Луны в районе кратера Малаперт А в 300 км от южного полюса спутника. Посадка аппарата прошла в аварийном режиме из-за отказа ряда бортовых систем. Несмотря на допущенные просчёты, «Одиссей» проработал более шести дней, собрав большой массив данных общим объёмом около 350 Мбайт, которые были отправлены на Землю.
Постоянное присутствие человека на Луне потребует наличия соответствующей инфраструктуры. Луна намного меньше Земли, но это всё-таки довольно крупный объект — площадь её поверхности сравнима с площадью Африки. Даже ограниченное присутствие человека здесь потребует какой-то транспортной системы, связывающей различные аванпосты и объекты обеспечения жизнедеятельности. В этой связи наличие железной дороги действительно имеет смысл: она обеспечит не только логистику, но и станет решением одной из главных проблемы Луны — пыли. Лунная пыль абразивна, и она способствует коррозии. Из-за отсутствия воды статическое электричество заставляет её налипать на скафандры и оборудование, которые пачкаются, а срок их службы сокращается. Переезды по железной дороге сократят контакт с лунной пылью. Ещё один аргумент в пользу железной дороги — следы.
Это на земной поверхности следы человека и транспортных средств быстро исчезают из-за дождей и эрозии, а на Луне они могут оставаться миллиарды лет.
Научные данные от лунохода: лунный грунт оказался горячее, чем предполагалось
В ходе изучения собранных в ходе программы «Аполлон» образцов грунта ученые сделали вывод, что на Луне всегда было мало воды. Смотрите видео онлайн «ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ: "Луна-25": Российская станция отправляется на спутник исследовать лунный лед» на канале «ИЗВЕСТИЯ» в хорошем качестве и бесплатно. С приходом космической эры датчики, более сложные, перенесли на аппараты, и такие аппараты крутились вокруг Луны, все измеряли, так что сенсаций ждать не приходилось.
Что важно сегодня знать о Луне и «Луне-25»
Новые исследования показали, что у полюсов Луны есть залежи воды, что делает возможным строительство здесь обитаемой станции. "Луна-25" станет первым отечественным аппаратом в современной России на естественном спутнике Земли. Исследования и колонизация Луны 1 месяц назад. Американский космический аппарат впервые за 52 года совершил посадку на Луну.
Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран
Главная задача миссии — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований Южного полюса Луны. Ранее исследование внутреннего состава Луны производилось главным образом посредством сейсмического анализа — изучения поведения акустических волн. "Несмотря на то, что у нас Луну-25 неудача постигла, тем не менее мы делаем лунную программу.