Внутри храма Василия Блаженного – Самые лучшие и интересные посты на развлекательном портале Никто не говорит собор Василия блаженного, говорят храм Василия блаженного, а так как любая церковь это храм, то никаких противоречий нет. храм Василия Блаженного одна из самых узнаваемых и красивых московских достопримечательностей, наравне с Кремлём и сталинскими высотками. Собор Василия Блаженного или Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на самом деле объединяет в себе 11. Храм Василия Блаженного, который был временно закрыт на фоне режима КТО в Москве, вновь доступен для посещения.
В соборе Василия Блаженного появилась система навигации
Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. за приглашение; - сообществу mosblog - за информацию о мероприятии; - коллегам-блогерам annataliya, luvida, olster28. так много там потайных закоулков и расписанных коридоров. В Покровском соборе в Москве завершился монтаж иконостаса, который недавно отреставрировали. В зимнее время в Храме Василия Блаженного царит совершенно особая атмосфера. «Здесь нужно включать фантазию» Директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем.
Как выглядит собор
- В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века. Новости. Первый канал
- В храме Василия Блаженного в Москве отреставрировали церковь, закрытую 90 лет назад
- Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль
- Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль | РИАМО | РИАМО
- Храм Василия Блаженного — Википедия
- Собор Василия Блаженного снова открыт для посещения | Радонеж.Ру
Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей
Храм Василия Блаженного в Москве открылся после двухнедельного перерыва - Новости | Покровский собор (Храм Василия Блаженного) и Кремль. |
Вокруг Покровского собора | это не одна церковь, а много разных приходов, объединённых одним зданием. |
Храм Василия Блаженного — история и загадки | Уникальность собора в неповторимой внешности: десять куполов (ни одного одинакового), восемь храмов, асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, узорчатая декоративная обработка куполов, орнаментальная роспись снаружи и внутри. |
В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания
Но кроме того, что храм стал визитной карточкой Москвы, он также является прекрасно построенном зданием, которое можно посетить лично, чтобы убедиться в его совершенстве и красоте каждой мелочи. Здание было построено в 16 веке и до сих пор хранит в своих стенах много тайн, секретов. Почему стоит посетить собор: Это одна из 11 церквей, которая входит в состав соборов Покрова Пресвятой Богородицы. Ранее он находился на рве, который окружал крепость, ранее бывшей на месте Кремля. Много соборов соединялись между собой сетью подземных лабиринтов, что особенно веет таинственностью. Возможность воспользоваться услугами гида на экскурсии позволит подробнее на местности узнать историю этого храма. Можно узнать кто такой блаженны и почему к этой категории относился Василий.
ГИМ стремится к тому, чтобы сделать свое пространство максимально инклюзивным. Сегодня Покровский собор присоединился к проекту "ГИМ. Доступно": теперь на его территории появились две тактильные модели. Уличная металлическая — это первая модель архитектурного сооружения в историческом центре Москвы. Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия. Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт".
Да Не сейчас 27 марта 2024, 14:09 В Храме Василия Блаженного показали уникальную находку XIX века В стенах святыни обнаружили икону, в центре которой изображен Спаситель с раскрытым Евангелием, а на переднем плане коленопреклоненные святые преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. По словам представителей Государственного исторического музея, она могла быть перенесена из снесенной Спасской часовни Московского Кремля. Икона довольно большого размера, 215 на 140 сантиметров, отличается особой выразительностью письма.
Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты. Купола собора Считаются главным украшением храма. Его разноцветные фигурные главы — изюминка собора и самая узнаваемая его деталь. Правда, сначала они выглядели значительно скромнее. В середине XVI века, после завершения строительства, купола были гладкими и золотыми. Однако они не раз страдали в огне пожаров, которые часто бушевали в Москве в это время. Купола ремонтировали и красили в разные цвета, например, в зелёный и белый. А свою необычную форму главы приобрели к концу XVI века: их увеличили в размерах и сделали рельефными. Причём каждая имеет свой оригинальный декор с объёмными шипчиками, ромбами, «чешуйками» и орнаментами. Монохромными остались лишь главки центральной церкви и колокольни. Значение столь яркой окраски куполов исследователи до сих пор не установили. Однако есть версия, что храм Василия Блаженного был задуман как символическое воплощение Небесного Иерусалима — райского города, — чем и объясняется пышная отделка. Внутреннее убранство Внутри храм оформлен не менее пышно, чем снаружи. В то время кирпич был новым и очень дорогим материалом. Чтобы его сохранить, стены покрывали штукатуркой, а чтобы подчеркнуть богатство храма, сверху наносили роспись с изображением кладки. Сейчас такие фрески можно увидеть в центральном храме и в церкви Александра Свирского. Фото: shpy Во второй половине XVII столетия на смену скромной побелке приходят яркие растительные орнаменты. Чаще всего художники изображали виноградную лозу и причудливые цветы, рисунок которых, кстати, на стенах собора ни разу не повторяется. Считается, что растительные росписи символизируют райский сад. Сейчас они восстановлены на крыльцах, внешних стенах гульбища и во внутренней галерее. Как правило, это изображения святых или иллюстрации библейских преданий. Например, в церкви Мучеников Киприана и Иустины сохранились росписи, изображающие сцены из жития этих двух святых, а также на ветхозаветные сюжеты. Росписи в храме Мучеников Киприана и Иустины. Фото: «Manikol. Путешествия всей семьей» Что посмотреть в соборе Помимо образцов древнерусской живописи, в храме хранятся древние образа, пышные иконостасы, а также почитаемые православные святыни — мощи Василия Блаженного и юродивого Иоанна по прозвищу Большой Колпак. Реликвии и святыни Главная из них — мощи Василия Блаженного — находится в одноимённой церкви. Место захоронения юродивого обозначено ракой с ростовой иконой и изображениями чудес, которые совершил старец при жизни. От старинной гробницы сохранился покров 1589 года из зелёного атласа с золотыми и серебряными нитями. Фигура чудотворца вышита на нём шёлком и отделана жемчугом, а также драгоценными камнями. Увидеть покров можно в экспозиционном зале в подклете собора. Мощи Иоанна Блаженного также хранятся в одноимённой церкви в раке, украшенной золочёными деталями. Частично уцелели и вериги святого металлические пояс и наплечник , которые, по преданию, чудотворец снял только перед самой смертью. Мощи Василия Блаженного. Одни выставлены в экспозиционных залах, другие занимают своё историческое место в иконостасах разных эпох. Например, в церкви Святой Троицы можно увидеть тябловый иконостас, воссозданный в начале прошлого столетия по образцу древнего оригинала: образа крепятся вплотную друг к другу на лаконичные балки без яркого декора. Более яркий иконостас, украшенный ажурной золочёной резьбой и расписанный масляными красками, расположен в церкви Василия Блаженного. Он был создан в 1895-м по образцам XVII века.
Что скрывается зимой в Храме Василия Блаженного
Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы. Храм в честь прорицателя Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью.
Она оснащена аудиосистемой: тифлокомментарий содержит историческую справку и помогает представить сложную архитектурную композицию храма при тактильном осмотре. Кроме того, рядом с моделью демонстрируются примеры подлинных строительных материалов, использовавшихся при возведении Покровского собора.
Работал он вместе с зодчим Брамой. Впрочем, по распространенной теории считается, что соавтора у Постника не было, а «Брама» — это одно из его прозвищ. Существует также версия, что собор построил итальянский архитектор, имя которого до нас не дошло. Это объясняет и то, почему Покровский собор так сильно отличается от зданий, построенных Постником, и то, откуда в храме взялись элементы европейского зодчества эпохи Возрождения. Кстати, изначально храм был белым, а девять его лукообразных глав — гладкими и одноцветными. Только в XVII веке их украсили изразцами и луженым железом, которое приходилось менять в среднем каждые 15 лет. Имя автора этой идеи история не сохранила. Что касается центральной главы на Покровской церкви, то она всегда была позолочена, а остальные главы во время капитальной реставрации 1967-1969 годов покрыли медью. Интересно, что в соборе не было предусмотрено подвальных помещений. Вместо них устроили перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов.
Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по реклу Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова.
Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО
Храм Василия Блаженного: интересные факты | Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) или главный храм Красной площади и всей Москвы отзыв. |
Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного) | Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. |
Храм Василия Блаженного — Википедия | Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. |
Храм Василия Блаженного снова открыт для посещения
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) был построен в 1561 году. Фотографии из репортажа РИА Новости 26.07.2022: Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». Над многоцветием фигурных глав восьми церквей храма Василия Блаженного возвышается. Над многоцветием фигурных глав восьми церквей храма Василия Блаженного возвышается. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Лично мне Собор Василия Блаженного понравился и я бы с удовольствием вернулась сюда еще раз, но только уже в компании с экскурсоводом и более детально все осмотрела.
Храм Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
И все это несмотря на холод - в стенах храма немногим теплее, чем на улице. Такая температура поддерживается здесь специально для сохранения росписи и икон. Исторический музей, ГУМ и даже мавзолей остаются самыми посещаемыми местами на Красной площади. Храмом Василия Блаженного - так повелось - все привыкли любоваться с площади. Но внутри он такой же причудливый и удивительный, как и снаружи. В этом можно убедиться, купив билет в кассе у входа, либо посетив воскресную службу правда, в таком случае можно побывать только в одном приделе. Точную дату постройки установили лишь в конце 1950-х - когда реставрировали шатер Покровского храма, главка которого возвышается над остальными...
Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду - в православии она символизирует богородицу. У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому - организаторам восстания против польских захватчиков. Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного.
Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца - способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам. Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу. Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет.
Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения - кладбища у основания будущего Покровского Собора. В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному. Строители собора Доподлинно неизвестно, кто же возводил Храм Василия Блаженного. На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева. Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения.
Однако документальные источники опровергают этот рассказ. Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты.
Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного. Царская сокровищница и аналой на Лобном месте В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов. Читайте также:.
Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца. Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете. Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного. Хаос или "космос"? Фактически собор состоит из разных храмов, архитектура которых сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым.
Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» — это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность — примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы». Карл Иванович Рабус. Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой это, конечно, не так — А. Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…». И — закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность»!
В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, — высшая похвала. Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы — не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. А теперь посчитаем остальные купола.
Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря — это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 — центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше. Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8! А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус? Уникальность архитектурной композиции собора и его символика. Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима.
Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» или «осьмое царство» , которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории покрывале с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.
Храм Василия Блаженного - Покровский собор
А почему даже на сайте музея написано «Собор Василия блаженного»? Собор Василия Блаженного, являющийся частью музейного комплекса Государственного исторического музея (ГИМ), входит в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 года. Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет. Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. Пропорции храма Василия Блаженного в Москве определяются восемью членами ряда золотого сечения:1, ф, ф2,ф3,ф4,ф5,ф6,ф7.
Вам может быть интересно
- Главное сегодня
- Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы
- Покровскому собору на Красной площади — 462 года
- Telegram: Contact @StBasilsCathedral
- Внутри собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве
- Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о храме Василия Блаженного (Покровский собор)
Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Смотрите видео онлайн «Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)» на канале «Фотография Винтажных Объектов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 8:40, длительностью 00:03:10, на видеохостинге RUTUBE. СодержаниеИстория храма Василия Блаженного Название Перестройки После революции 1917 года Архитектура Купола собора Внутреннее убранство Что посмотреть в соборе Реликвии и святыни Экспозиционные залы Мифы Ослеплённые архитекторы Подземные сокровища. православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Храм Василия Блаженного на Красной площади открыли после двухнедельного перерыва.
Больше об истории
- Новости по теме
- Навигация по записям
- Храм Василия Блаженного снова открыт для посещения
- Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей
Храм Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений. Красная площадь во второй половине XVII века. Аполлинарий Васнецов. Как называется собор? Взять хотя бы название собора. В народе его называют храмом или собором Василия Блаженного. Страшной ошибки в этом нет. Но мало кто знает, что его первое и основное название — собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву». Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
Внутренняя галерея вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы Покровский собор был возведен по обету Ивана Грозного, который он дал перед походом на Казань в 1552 году, и по благословению митрополита Макария. Завоевание Казанского ханства было важнейшим событием в истории России, и это его значение и было подчеркнуто возведением грандиозного собора. Еще одно ошибочное представление состоит в том, что собор — только один храм. Называют же его храмом Василия Блаженного, и точка. На самом деле в 1555—1561 годах на едином основании подклете были возведены девять церквей, пять из которых были затем освящены в память о Казанском походе. Как гласят исторические документы, основная часть собора была возведена к осени 1559 года. Тогда же прошло освящение всех его церквей, кроме центральной. И лишь полтора года спустя, 29 июня по старому календарю, был освящен весь собор.
Этот день и считается датой завершения строительства храма. Рака с мощами Святого Василия Блаженного В центре собора находится главный храм — собственно церковь Покрова Пресвятой Богородицы, увенчанная маленькой луковичной главкой.
Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью.
В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии. Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111]. В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109].
В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111]. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира — дни первый и четвёртый [127]. В 2007 году росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке акционерного общества « Российские железные дороги » [114]. Церковь Николы Великорецкого[ править править код ] Купол церкви Николы Великорецкого, 2013 год Царские врата церкви Николы Великорецкого, 2007 год Южная церковь освящена в честь Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий» [128] [121]. В 1555 году по приказу царя Ивана Грозного чудотворную икону пронесли крестным ходом по рекам из Вятки в Москву — по всем присоединённым землям, в знак их вхождения в православную державу [129]. Церковь — одна из больших, её высота 28 метров, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом [114]. Древний интерьер церкви сильно пострадал во время пожара 1737 года.
Впервые стены церкви были расписаны иконным письмом в 1786-м. Во второй половине XVIII — начале XIX века сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. Существующая масляная роспись относится уже к середине XIX столетия [130] [111]. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним [131]. В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы , в своде — образ Спаса Вседержителя [114]. Иконостас украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу , имитирующей парчовую ткань [114]. Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора [109].
Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек XVI века. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом [109]. В 2005—2006 годах иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи [114]. Церковь Святой Троицы[ править править код ] Икона «Троица Ветхозаветная» второй половины XVI века в церкви Святой Троицы Восточная церковь освящена во имя Святой Троицы — считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой в народе часто именовали весь храм [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей собора — её высота 21 метр, представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом [114].
Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см.
Существующий ныне иконостас выполнен в стиле барокко. Вместе с иконами он был перенесён в церковь в 1770 г. Иконостас украшают позолоченные карнизы, витые колонны, кокошники, ажурные оловянные накладки. Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства. Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей.
Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г. Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой. Наверх Церковь Григория Армянского Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении ум. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября н. Одна из четырех малых церквей собора высотой 15м представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик.
Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в. Как и в XVII в. Тябловый тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы иконостас реконструирован в 1920-е гг. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.
В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя 1788 г. В 1920-е гг. Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов.
Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной. Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади. Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.
Храм василия блаженного внутри - фото
462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Храм Василия Блаженного на Красной площади открыли после двухнедельного перерыва. В Покровском соборе (храм Василия Блаженного) установили две тактильные модели, которые сделают всемирно известный памятник архитектуры более доступным для незрячих и слабовидящих людей. Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Но хоть раз побывав внутри храма Василия Блаженного, хочется возвращаться туда снова и снова.