Содружество Независимых Государств (СНГ) – это объединение неза-висимых и суверенных государств, ряда бывших союзных республик СССР, созданное на добровольной основе и на принципах дружбы и добрососедства. Содружество независимых государств (СНГ) — международная организация, включающая в себе отдельные республики бывшего СССР, целью которой является установление сотрудничества между государствами на постсоветском пространстве. Новости Новости.
Читают на Liter
- События 8 декабря 1991 года
- 25 лет СНГ: некоторые итоги
- К 30-летию запуска СНГ — Фонд стратегической культуры
- Содружество независимых: кто, когда и для чего создал СНГ - ТАСС
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о его создании. О своем намерении войти в СНГ заявляли в разные годы власти ряда непризнанных государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Так, согласно Аналитическому докладу СНГ «Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу», опубликованном в октябре 2010 г., с самого начала деятельности организации проявился «разрыв между завышенными ожиданиями в отношении Содружества и практикой».
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
Новости Новости. Восьмого декабря 1991 года в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств, закреплявшее развал Советского Союза. 8 декабря 1991 года лидеры России, Белоруссии и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Распад СССР и образование СНГ – кратко самое важное о ликвидации для подготовки доклада
- Распад СССР и образование СНГ – кратко самое важное о ликвидации для подготовки доклада
- Страны СНГ: список участников на 2024 год, расшифровка
- Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года | Вестник Кавказа
- Предыстория
Что такое Содружество Независимых Государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение бывших республик СССР, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств, подписанного в Минске 8 декабря 1991 года представителями трех. Восьмого декабря 1991 года в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании Содружества Независимых Государств, закреплявшее развал Советского Союза. 8 декабря 1991 года высшими руководителями России, Белоруссии и Украины было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Содружество независимых государств (СНГ) — международная организация, включающая в себе отдельные республики бывшего СССР, целью которой является установление сотрудничества между государствами на постсоветском пространстве. Попытки создать на базе Центральноазиатского Союза, вне рамок СНГ, внутрирегиональную систему коллективной безопасности, пока принесли мало реальных результатов. Содружество независимых государств (или СНГ) – это созданная в декабре 1991 года международная организация, которая состоит из государств, ранее входивших в состав СССР (не всех).
25 лет со дня подписания Декларации об образовании СНГ
Содружество независимых государств (или СНГ) – это созданная в декабре 1991 года международная организация, которая состоит из государств, ранее входивших в состав СССР (не всех). Вместо СССР государства — учредители образуют Содружество Независимых Государств. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси.
История создания Содружества Независимых Государств (СНГ)
Республикой Таджикистан подписано около 2 тысяч документов, принятых в рамках СНГ. В деятельности Совета постоянных представителей государств-участников СНГ Республика Таджикистан участвует с момента его создания 20 июня 2000 года. Регулярно в Душанбе проводятся заседания высших уставных органов СНГ. Именно на душанбинском саммите был принят ряд значимых документов, включая Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации.
Данный саммит также стал знаковым, в ходе которого было принято Заявление Совета глав государств, в связи с 20-летием образования Содружества и Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества». В 2018 году Республика Таджикистан приняла на себя председательствование в Содружестве в очередной раз. В ходе Особое внимание было уделено вопросам дальнейшего углубления взаимодействия стран участниц СНГ в области обеспечения безопасности и стабильности на пространстве Содружества, торгово-экономической кооперации, энергетики, транспорта и коммуникации, в том числе вопросам свободного передвижения товаров, инвестиций, услуг и культурно-гуманитарного сотрудничества.
В многогранном партнерстве стран Содружества важную роль играет сотрудничество в гуманитарной сфере.
Государствами-членами Содружества являются государства-учредители, возложившие на себя обязательства, значащиеся в Уставе, на протяжении одного года после его утверждения соответствующим органом. Стоит отметить, что согласно Уставу предусмотрены две категории: ассоциированные члены, которые могут принимать участие в обозначенных направлениях деятельности, и наблюдатели, имеющие возможность посещать заседания органов Содружества. Перечень государств-участников 2009 год ознаменовался выходом Грузии из Содружества из-за вооружённого столкновения в Южной Осетии, а в 2014 год и Украина заявила о намерении выйти. Однако есть государства, выразившие желание присоединиться к Содружеству, при этом не являясь республиками бывшего СССР: Монголия и Афганистан. Итак, учитывая назревающий вопрос о том, какие страны входят в СНГ в 2017 году, констатируется, что юридически в состав СНГ включены 9 государств.
Далее последовала встреча пяти глав центральноазиатских республик, бывших членами Советского Союза: Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Заседание прошло 13 декабря того же года в городе Ашхабад Туркменистан , по его итогу было сделано Заявление. В нём стороны пришли к согласию по вопросу вхождения в состав организации при условии предоставления и соблюдения равноправности субъектов бывшего СССР и признания всех стран, входящих в СНГ, как учредителей. В этом документе были изложены цели и принципы организации. Последней страной, ратифицировавшей в апреле 1994 года Соглашение об образовании Содружества, была Молдавия, до этого момента выступающая в качестве ассоциированного члена.
Важнейшие события и изменения в структуре организации. Контент доступен только автору оплаченного проекта Влияние СНГ на международные отношения Оценка влияния деятельности Содружества Независимых Государств на международные отношения. Роль организации в современной геополитике. Контент доступен только автору оплаченного проекта Экономическое сотрудничество в рамках СНГ Анализ экономических аспектов сотрудничества между странами Содружества Независимых Государств. Обмен ресурсами, инвестиции, торговля. Контент доступен только автору оплаченного проекта Политические вызовы и проблемы внутри СНГ Исследование основных политических проблем и вызовов, с которыми сталкивается Содружество Независимых Государств. Конфликты интересов, споры, решение проблемных ситуаций.
Текст Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года
На территории государств, подписавших соглашение, не допускается действие норм законодательства третьих стран, включая СССР. Остальные пункты носят менее интересный характера, где в целом обсуждаются вопросы сферы взаимодействия между союзниками. Подписание Соглашения о создании СНГ Интересным для понимания логики происходящего является начало соглашения, где указываются причины, по которым СССР должен быть распущен,и по которым страны должны продолжить самостоятельное существование. В конце концов - почему именно эти 3 страны подписали документ? Ответ прост - потому, что именно эти страны подписали Договор от 1922 года. Получается простейшая логика - если мы создали, мы можем и распустить. В действительности и в 1922 году не только 3 страны заключали Договор, и в 1991 году реалии были таковыми, что законно распустить Союз отдельные его представители не могли.
Беловежские соглашения визуально создавали иллюзию сохранения частичного преобразования Союза. Советские граждане, которые окончательно запутались в происходящих событиях, воспринимали оба Союза примерно одинаково. Проблема в том, что СССР был надгосударственное надстройкой, а СНГ это подгосударственная надстройка, причем с крайне хрупким фундаментом. Это не тот случай где перемена мест значение не меняет. Ведь в первом случае мы говорим о едином государстве, которое состоит из множества других. А во втором случае о конкретном государстве, которое теоретически контактирует с другими представителями посредством союзного договора.
Заявление о подписании документа После подписания беловежских соглашений, руководители стран выступили с совместным заявлением. Оно было достаточно коротким, поскольку там было всего 4 пункта, объясняющих причины произошедшего: Подписание нового союзного договора продвигалось низкими темпами Коммунистическая партия в ее текущем составе правления привела к масштабному кризису в стране. В стране огромное количество межнациональных конфликтов. Назрела необходимость проведения преобразований. Заявление о подписании беловежских соглашений Подобное заявление не дает конкретных ответов на поставленные вопросы. Фактически было сказано, что органы управления СССР не справляются со своими обязанностями, в результате чего в стране возникло огромное количество противоречий, решить которые можно только созданием отдельных независимых государств, каждое из которых будет проводить более эффективную внутреннюю политику по сравнению с политикой, проводимой в СССР.
Изначально в политический альянс входили Россия, Украина и Белоруссия. Всего через 13 дней документ был расширен. Произошло это по Протоколу от 21. Он представлял собой дополнение к Соглашению. Для различных государств этот протокол обрел юрсилу в разное время, в зависимости от его ратификации. Быстрее всего документы были ратифицированы в Казахстане, где это произошло уже 23.
Позже всего в Таджикистане, где это произошло 26. Чтобы это понять достаточно рассмотреть заявление Комитета конституционного надзора СССР от 11 декабря 1991 года.
Документ подписали высшие руководители России, Белоруссии и Украины. Споры о том, мог ли СССР избежать краха, не стихают до сих пор. Но по словам историков, распаду предшествовали события, происходившие с середины 80-х.
Первый зампред думского Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин рассказывал в интервью «Парламентской газете» о том, что документ был прежде всего декларацией о намерениях: День 8 декабря в истории «Леонид Кравчук, представлявший в Вискулях Украину, впоследствии признавался и мне в разговоре, и потом в своих мемуарах, что для него идея образования СНГ стала своеобразной палочкой-выручалочкой, поскольку в голом виде роспуск Советского Союза мог всколыхнуть население, в том числе и на Украине, где люди ожидали совершенно не того и не за то голосовали на референдуме весной 1991 года. Необходимо было увлечь их идеей, пусть ложной, создания более крепкого, современного интеграционного объединения на базе бывшего СССР. Схожая ситуация наблюдалась и у нас: Беловежские соглашения практически единогласно были ратифицированы Верховным Советом РСФСР, о чем сегодня так не любят вспоминать их яростные критики». По оценке Затулина, к созданию прочного союза та декларация не привела, но способствовала смягчению перехода от жизни в рамках единого государства к раздельному существованию бывших союзных республик.
Исключение сделано только для Армении, представленной в настоящее время в СГГ премьер-министром, что объясняется установившимся там несколько лет назад строем парламентской республики, где, исходя из мировой практики, основные вопросы решает не президент страны, а глава правительства [7]. В течение года проводится обычно два заседания СГГ - одно официальное и одно неофициальное так называемые «встречи без галстуков» , хотя и на них часто принимаются важные для СНГ решения. За 30 лет существования в СГГ сложилось четкое правило принятия решений, согласно которому главы государств исходят из принципа «консенсуса» - общего согласия. Предполагается, что если хотя бы одно государство выступает против того или иного предложения, оно не принимается.
Исключением из данного правила является заявление государства о его незаинтересованности в данной проблеме, и тогда это не является нарушением «правила консенсуса» [8]. Председательство в СГГ осуществляется в порядке русского алфавита - с 1 января по 31 декабря текущего года. Кроме того, государство, которое должно в этом году председательствовать в СНГ, может отказаться от своего права, и в таком случае председателем в Содружестве становится глава следующего по алфавиту государства. Этим правом, например, пользовались Украина и Молдова [9].
Его основные полномочия и направления деятельности определяются 22 статьей Устава СНГ [5]. Исключением является Армения, представленная в Совете не премьер-министром, который, как было сказано выше, входит в СГГ, а вице-премьером, и Туркменистан, президент которого одновременно возглавляет правительство и потому участвует в заседаниях СГП. СГП проводит заседания в соответствии с Уставом СНГ не реже четырех раз в год, и там тоже действует «принцип консенсуса». Исключение из этого правила такое же, как и в СГГ.
Председательство в данном органе осуществляет глава правительства государства, которое в текущем календарном году председательствует в СНГ. СГП на практике реализует поручения Совета глав государств; способствует полноценному функционированию Зоны свободной торговли СНГ; разрабатывает и принимает программы развития промышленности, сельского хозяйства, различных отраслей экономики; обеспечивает их финансирование и финансирование деятельности всех органов СНГ. Из-за разногласий по поводу осуществления общей внешнеполитической линии в рамках Содружества эта структура появилась не сразу после создания СНГ в начале 90-х годов, а была создана 24 сентября 1993 г. После распада СССР и образования СНГ большое значение в рамках этой организации приобрела деятельность органов и структур обороны и безопасности.
С 11 декабря 2012 года эту должность занимает министр обороны РФ генерал армии С. Шойгу, а секретарем СМО является генерал-майор Ю. Наблюдателем является министр обороны Туркменистана. Деятельность СМО СНГ определяется статьями 30 и 31 Устава Содружества, в соответствии с которыми его основной функцией является осуществление вопросов военной политики и военного строительства.
АТЦ был создан 21 июня 2000 года и с 2006 года его возглавляет генерал-полковник А. Он был образован 2 апреля 1999 года и по настоящее время является постоянно действующим органом Содружества. Реалиями деятельности современных международных организаций является обязательное наличие в рамках их структур парламентского компонента. С 2011 года эту должность занимает В.
Матвиенко [15]. Для этого проводится работа по выработке модельных нормативно-правовых актов, которые создают фундамент единого и непротиворечивого законодательства в рамках Содружества. Одним из аспектов деятельности МПА является миротворческая деятельность. В частности, при непосредственном участии МПА в мае 1994 года было разработано и подписано Бишкекское соглашение, которое на тот момент положило конец активной фазе военного развития конфликта в Нагорном Карабахе.
МПА СНГ, как и другие подобные международно-парламентские структуры, осуществляет мониторинг выборов в государствах Содружества, следит за соблюдением законности процедуры их осуществления. Одним из важных направлений деятельности СНГ является экономическая интеграция стран-участниц. В последние годы на пространстве бывшего СССР появилась структура, которая поставила своей главной целью социально-экономическую интеграцию входящих в Содружество государств - Евразийский экономический союз ЕАЭС. Однако в него входят далеко не все страны СНГ, и, следовательно, экономическая составляющая продолжает оставаться в рамках Содружества одним из важнейших направлений его деятельности.
Для реализации целей экономической интеграции и для проведения консультаций по этому вопросу в апреле 1999 г. В состав Экономического совета входят заместители председателей правительств государств СНГ, а в его заседаниях с правом совещательного голоса участвует Исполнительный секретарь СНГ. При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, в которую включены полномочные представители государств СНГ при Экономическом совете. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а Комиссии - раз в месяц.
Во взаимоотношениях государств СНГ могут возникать споры и разногласия.
Как появилось СНГ
Соглашение об увековечивании военной памяти в 2011 г. В документе, в частности, говорилось, что народы СНГ внесли решающий вклад в победу над фашизмом, а целью данного соглашения является увековечивание памяти о мужестве и героизме этих народов. Фактически в 2022 г. Лебедева , к июню 2022 г. Украина «де-юре не вышла из СНГ, но де-факто свернула свою деятельность в Содружестве». Дата публикации: 16 июня 2022. В 2008 г. Основная идея этого документа сводится к анализу нормативно-правовой базы СНГ и ОДКБ в сфере обеспечения региональной безопасности, порядка принятия решений в этой области, путей взаимодействия здесь данных международных структур. В 2018 г.
В частности, были расширены границы взаимодействия международных структур в сфере таможенного регулирования, защиты прав потребителей цифровой экономики, налоговой политики и т. В декабре 2022 г. Опубликовано 7 июня 2023 г. Последнее обновление 7 июня 2023 г.
Содружество Независимых Государств СНГ — это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его распада. Создание организации 8 декабря 1991 г. Документ состоял из вводной части и 14 статей.
Для реализации целей экономической интеграции и для проведения консультаций по этому вопросу в апреле 1999 г. В состав Экономического совета входят заместители председателей правительств государств СНГ, а в его заседаниях с правом совещательного голоса участвует Исполнительный секретарь СНГ.
При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, в которую включены полномочные представители государств СНГ при Экономическом совете. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а Комиссии - раз в месяц. Во взаимоотношениях государств СНГ могут возникать споры и разногласия. В международной практике сложилось правило создания наднациональных судебных органов для разрешения подобных споров. В СНГ эти функции выполняет Экономический суд [17]. В 2011 году Председателем Экономического суда была избрана судья от Белоруссии Л. К компетенции Экономического суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Кроме того, суд осуществляет толкование нормативно-правовых актов, принятых в рамках СНГ, разъясняет порядок их применения [20]. Одновременно с этим Экономический Суд СНГ осуществляет экспертно-аналитическую деятельность, проводя, в частности, обзор судебной практики по подсудным ему делам.
Таким образом, на пороге своего тридцатилетнего юбилея СНГ демонстрирует достаточно высокую степень жизнеспособности - в рамках Содружества действует более восьмидесяти органов, более шестидесяти структур и органов отраслевого сотрудничества. СНГ на современном этапе На нынешнем этапе СНГ в целом сохранило основные черты и направления деятельности, которые были характерны для этой организации в предшествующие десятилетия. Практически неизменной остается как структура Содружества, о которой речь шла выше, так и основные нормативно-правовые акты и, в частности, Устав СНГ, в которые были внесены лишь незначительные изменения. В итоге митингующим и организаторам митингов не удалось добиться поставленных целей и расшатать обстановку в стране. Однако все эти факты свидетельствуют о том, что на пространстве СНГ существует ряд очень сложных проблем, которые необходимо решать в ближайшее время, причем как силами отдельных стран, так и Содружества в целом. Введенные в связи с ней многочисленные ограничения и необходимость преодоления ее негативных последствий стали в 2020-2021 гг. Одним из видимых изменений, которые имели место в этой ситуации, стал перевод всех переговоров, встреч и консультаций, в том числе и на высшем уровне, в режим онлайн. Многие государства СНГ коронавирус буквально накрывал волнами, парализовав в них нормальную жизнь, особенно в Таджикистане, Киргизии и Молдове. Примакова РАН академик А.
Дынкин, «... Эта угроза оказалась гораздо опаснее, чем опасность климатических изменений. На ближайшие десять лет политика национальных правительств и международных организаций будет держать эту тему в фокусе пристального внимания» [19]. Начиная с осени 2020 г. В немалой степени этому способствовало создание в России вакцин от коронавируса, которые поставляются в том числе и союзникам РФ по СНГ. По словам президента, этой центральноазиатской республики Ш. Мирзиёева, «СНГ для Узбекистана - это не просто "площадка" для диалога, обмена мнениями и "сверки часов". Для нас - это важнейший институт практического взаимодействия в приоритетных сферах, а страныучастницы Содружества - наши естественные партнеры, соседи и друзья» [16]. Председательство Узбекистана в СНГ имело особую значимость, учитывая специфику внешней политики этой республики и ее особую позицию по многим вопросам, затрагивающим Содружество, что отличало Узбекистан времен президентства И.
Тогда республика часто уклонялась от участия в делах СНГ, что во многом делало ее похожей на самоизолировавшийся Туркменистан, придерживающийся официально признанного внешнеполитического нейтралитета. Политика Узбекистана при новом руководстве резко изменилась, причем эти перемены затронули не только взаимоотношения Узбекистана с его соседями, с которыми были урегулированы многие спорные проблемы, но и позицию в отношении Содружества и интеграционных процессов в нем в частности, Узбекистан стал государством - наблюдателем в ЕАЭС. Значимость председательства Узбекистана в СНГ состояла в том, что республика в 2020 г. Под председательством Узбекистана в 2020 г. Помимо этого, в 2020 г. Наиболее значимыми мероприятиями, которые были проведены в рамках СНГ в 2020 г. В этот же период были утверждены обновленная Концепция дальнейшего развития СНГ, Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2025 года, Стратегия экономического развития СНГ до 2030 года и ряд других документов [17]. Было подписано два важных совместных заявления - по случаю 75-й годовщины создания ООН и о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.
В мае 2018 года в соответствии с указом президента Порошенко представители Украины были отозваны из всех уставных органов СНГ. Согласно Уставу целями Содружества Независимых Государств являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики , экономики , культуры , образования , здравоохранения , охраны окружающей среды , науки , торговли , в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
В Уставе СНГ предусмотрены сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи , охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью , сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. В алма-атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 года главами 11 государств-основателей СНГ, провозглашалось, что «взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. В целях сохранения международной стратегической стабильности и безопасности будут сохранены объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием ; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению безъядерного и или нейтрального государства.
Распад СССР и образование СНГ
Тогда лидеры трех славянских республик — России, Украины и Белоруссии — заявили о прекращении существования Советского Союза и приняли следующие документы: «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств», «Заявление глав государств об образовании Содружества Независимых Государств» и «О координации экономической политики». Уже 10 декабря того же года Верховные Советы Украины и Белоруссии ратифицировали Беловежские соглашения. Практически одновременно 13 декабря состоялась встреча в Ашхабаде руководителей Казахстана, Туркмении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. Они выступили с заявлением о процессе формирования Содружества Независимых Государств, в соответствии с которым было необходимо: а обеспечить равноправное участие субъектов бывшего Союза в процессе выработки решений и документов о Содружестве Независимых Государств, при этом все государства, образующие содружество, должны быть признаны в качестве его учредителей; б учесть в принимаемых решениях исторические и социально-экономические реалии республик Средней Азии и Казахстана.
В результате этого и ряда других событий Советский Союз прекратил свое существование. Как следствие, возникло первое на территории постсоветского пространства интеграционное объединение региональная организация — Содружество Независимых Государств СНГ в составе 11 государств. Присоединяться к этому объединению отказались страны Прибалтики и первоначально Грузия.
В Алма-Атинской декларации, подписанной 21 декабря 1991 г. В этом документе установлено, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Это позволило США отказаться от официального признания этой организации и не поддерживать с ней контактов.
В соответствии с Алма-Атинской декларацией было создано объединенное командование для единого контроля над стратегическими ядерными силами. В этот период был заключен ряд принципиальных соглашений. Так, в конце декабря 1991 г.
В нем предусматривалось, что каждое государство в Совете имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Исключительно важно, что в качестве первоочередных документов было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках». Это создало юридическую базу для формирования национальных ВС и погранвойск.
Россия сыграла в этом процессе ведущую роль. В частности, на начальном этапе она обеспечила охрану всего периметра внешней границы государств Центральной Азии. Состоялось шесть встреч глав государств и семь — глав правительств, в ходе которых наибольшее внимание уделялось военным вопросам.
По мере нарастания экономических проблем все решительнее стали звучать призывы к реинтеграции, то есть к восстановлению хозяйственных связей. Подобные тенденции наблюдались и в военно-политической сфере. Так, в мае 1992 г.
В сентябре следующего года к этому договору присоединились Азербайджан и Грузия, в декабре — Белоруссия. Вне его остались Украина, Молдавия и Туркменистан. Отказ от подписания Договора о коллективной безопасности со стороны Киева и Кишинева мотивировался вооруженным конфликтом в Приднестровье.
Туркменистан не видел в этом необходимости, так как выбрал статус нейтрального государства. В 1993 г. Так, на встрече глав государств, которая состоялась в январе в Минске, был принят основополагающий документ — Устав Содружества Независимых Государств.
Созданные в рамках СНГ механизмы позволяют учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляют возможность каждой из них участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают ее национальным интересам. Совет глав государств является высшим органом Содружества, в котором принимаются решения по стратегическим вопросам, связанным с деятельностью государств-участников в сферах их общих интересов. Совет глав правительств координирует взаимодействие органов власти государств Содружества в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел — основной исполнительный орган, обеспечивающий сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств — участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес. Межпарламентская Ассамблея проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает предложения в сферах деятельности национальных парламентов. Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом определен Исполнительный комитет СНГ со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Молодежное сотрудничество в рамках СНГ осуществляется в двустороннем и многостороннем форматах в соответствии с целями и задачами, зафиксированными в Соглашении государств — участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью от 25 ноября 2005 года и Стратегии международного молодежного сотрудничества государств — участников СНГ на период до 2030 года, а также планами мероприятий по реализации данной Стратегии.
Содружество независимых государств открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества». Государства—участники Содружества гарантировали в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашении бывшего Союза ССР. Цели организации: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами — участниками организации. Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели.
О кризисе Содружества говорил бывший украинский президент л. Кучма в беседе с российскими журналистами: «На уровне же СНГ мы часто собираемся, говорим, что-то подписываем, потом разъезжаемся — и все забыли… Если нет общих экономических интересов, для чего это нужно? Остается одна вывеска, за которой мало что есть. Посмотрите, нет ни одного политического или экономического решения, которое принято бы на высоком уровне СНГ и оно было бы претворено в жизнь». На первых порах СНГ, безусловно, сыграло позитивную историческую роль. Во многом именно благодаря ему удалось предотвратить неконтролируемый распад сверхдержавы, локализовать межнациональные вооруженные конфликты и, в конечном счете, добиться прекращения огня, открывая возможность для мирных переговоров. Критика неэффективной работы СНГ все громче звучит в последние годы. У части правящих кругов новых государств до сих пор сохранились расчеты на получение выгоды от дистанцирования от России. Окончательный результат баланса интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения и других факторов как в рамках Содружества, так и за его пределами. Новая модель интеграции стран СНГ должна строиться на принципах экономического прагматизма и развития экономических связей, необходимых для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов и формирования транснациональных деловых структур финансово-промышленных групп, объединений, корпораций, совместных предприятий. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.
Как появилось СНГ
8 декабря 1991 года в резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание. 2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). Содружество независимых государств (СНГ) — международная организация, включающая в себе отдельные республики бывшего СССР, целью которой является установление сотрудничества между государствами на постсоветском пространстве. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации. Перечисляем страны СНГ, раскрываем историю создания СНГ, делимся характеристикой. 25 лет назад были подписаны Беловежские соглашения, которые положили конец существованию СССР и в то же время привели к созданию Содружества независимых государств — СНГ.