Форма правления – парламентская республика. Основным законом страны является Конституция, принятая в 1994 г., имеющая высшую юридическую силу на территории государства. В Молдавии 28 октября стартует общенациональная кампания в поддержку перехода от парламентской к президентской форме правления, объявил глава государства Игорь Додон. МОЛДАВИЯ, Республика Молдова – государство в юго-восточной Европе. Оппозиционная партия социалистов Молдавии обвинила президента Майя Санду и правящую партия "Действие и солидарность" в бездарном правлении. Захарова указала на репрессивные методы воздействия на оппозиционеров в Молдавии.
Вопреки нынешнему парламенту Молдова переходит к президентской форме правления, - Додон
МОЛДАВИЯ, Республика Молдова – государство в юго-восточной Европе. Читайте последние новости дня по теме президентская форма правления: Додон об изменении Конституции Молдовы: практически все подписи собраны, В Молдове начали собирать подписи за президентскую форму правления. Молдавия с обретения независимости имела характеристики расколотого, несостоявшегося государства, практически отказавшегося от своего суверенитета.
Новости Молдовы
Республика Молдова: преимущества паспорта | Полиция Молдавии отпустила возвращавшихся из РФ членов делегации Гагаузии после допроса. |
Президент Молдавии дала понять, что такое настоящая демократия | 21.10.2023 | ИА | Молдавия ранее сообщила о желании присоединиться к европейским санкциям против России. |
ЕП: отказ Кишинева от молдавского языка усложнит процесс вступления Украины в ЕС | В парламенте Молдавии рассматривают вопрос о внесении изменений в закон об особом статусе Гагаузии. |
ЕП: отказ Кишинева от молдавского языка усложнит процесс вступления Украины в ЕС
По словам собеседника «ВМ», позиция жителей Гагаузии играет важную роль в ситуации с самоопределением Молдавии. РИА Новости: Молдавии вынесли приговор, политическая система Майи Санду теряет поддержку. • Форма правления: Социалистическая республика. • Политический режим: Социализм • Законодательная власть: Верховный Совет Молдавии. •. "Борясь за сохранение власти, Майя Санду превращает Молдавию в полицейское государство.
Вопреки нынешнему парламенту Молдова переходит к президентской форме правления, - Додон
Программа реформ, проводимых в Республике Молдова для обеспечения экономического развития страны, возможности, создаваемые властями для привлечения иностранных инвестиций, а также возможности расширения молдавско-немецкого. Власти Молдавии встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров обысками, угрозами и давлением. Молдавия ранее сообщила о желании присоединиться к европейским санкциям против России. В Молдавии у оппозиции должна быть общая стратегия на президентских, и на парламентских выборах. Президент Майя Санду пытается изменить форму правления в республике с парламентской на президентскую, заявил бывший председатель конституционного суда Молдавии Александр Тэнасе 25 февраля, сообщает Timpul.
В Молдавии задумали изменить закон о статусе Гагаузии и лишить ее автономии
Когда Юж. Бессарабия вновь вошла в состав Российской империи, архиеп. Виссарион остался единственным старообрядческим архиереем, к-рого признавало российское правительство. Освященный собор Московской архиепископии расширил границы Измаильской епархии и включил в ее состав Бессарабскую и Херсонскую губернии. Однако 10 дек. Виссарион получил предписание министра внутренних дел М. Лорис-Меликова, которое ограничивало право старообрядцев на свободу вероисповедания территорией, присоединенной от Румынии.
Виссарион принял схиму, скончался 27 янв. Следующим Измаильским епископом стал настоятель Кугурлуйского Архангело-Михайловского монастыря Анастасий, рукоположенный 8 авг. В связи с переходом Юж. Бессарабии от Румынии к России и обратно Измаильская епархия неск. Епархией, подчиненной Москве, управляли архиепископы Аркадий Иванов; 1854-1876 , Виссарион 1876-1881 , Анастасий 1881-1906 , архиеп. Кирил Политов; 1910-1919, в.
В 1919 г. Измаильская епархия отошла Белокриницкой митрополии. В 1919-1935 гг. Измаильской епархией управлял еп. Феоген Анисимов , титуловавшийся как Измаильский и Бессарабский, в 1935-1939 гг. Силуян Кравцов , в 1940-1944 гг.
Арсений Лысов. После Великой Отечественной войны Измаильская епархия вновь подчинилась Московской старообрядческой архиепископии, но постоянного архиерея не имела. В 1945-1956 гг. Измаильской обл. Священство и община старообрядческого Покровского храма в Кишинёве. Кишинёвской и Бессарабской старообрядческой епархией в 1920-1940 гг.
Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий Усов , подчинившийся Белокриницкому митр. Пафнутию; в 1940-1942 гг. Иннокентий возглавлял Белокриницкую Брэильскую митрополию. Иннокентий прибыл в Кишинёв не позднее дек. Однако владыка имел полномочия по управлению приходами Бессарабии, делегированные ему старообрядческими епископами Александром Богатенковым , заменявшим в 1920-1922 гг.
Московского архиеп. Иннокентия признала старообрядческая община Кишинёва, а также местные власти, разрешившие открытие старообрядческого ЕУ в Кишинёве. Благодаря усилиям еп. Иннокентия в нач. Сподвижником еп. Иннокентия в М.
Иннокентия к 1928 г. Феогеном, считавшим себя «архиепископом всея Бессарабии», их спор разбирал архиерейский собор Брэильской Белокриницкой митрополии в 1928 г. Вследствие конфликтов с духовенством и прихожанами еп. Феоген в 1931 г. С тех пор титул «Бессарабский» закрепился за епископом Кишинёвским с 1956 епископ титуловался как Кишинёвский и всея Молдавии. Иннокентий в мае 1940 г.
Тогда же советские власти закрыли в Кишинёве 2 старообрядческих храма: Успенский, при к-ром находилась резиденция епископа, и Никольский. Действующим старообрядческим храмом в столице М. В 1943-1944 гг. Белокриницкого митр. Тихона Качалкина. Усилиями последнего удалось возобновить приходы в относившихся с 20-х гг.
Был образован особый благочиннический округ для левобережья М. После освобождения территории Молдавской ССР от оккупации там действовали 23 приходских старообрядческих храма и Куничский жен. Московского и всея Руси Иринарха Парфёнова с полномочиями «временного заместителя правящего епископа Кишинёвской епархии» в Кишинёв приехал прот. Пагкратий Дементьев, ставший благочинным Кишинёвского окр. После его приезда не без участия местных советских властей все влиятельные местные клирики были отстранены от служения: лишен кафедры Измаильский еп. Арсений закончил жизнь не позднее 1952, служа священником , снят с должности настоятеля Покровского кафедрального собора в Кишинёве прот.
Харитон Кирченков. Старообрядческий Покровский кафедральный собор в Кишинёве Мазаракиевская ц. Бессарабии во епископа был рукоположен Иосиф Моржаков. В документах он официально титуловался с 1946 г. Две последние кафедры не позднее 1956 г. Собор Московской архиепископии 17 марта 1947 г.
После этого все 14 действующих приходов Измаильской обл. Иосифа, однако сам процесс перехода очень осложнился и затянулся. Приходы юж. Звёздочка отказались признать новое руководство епархии. Общины в Кагуле и в с. Звёздочка неск.
Иосифа в свои храмы и поминали эмигрировавшего в Румынию Белокриницкого митр. Осложнения с воссоединением приходов были и в Юж. Бессарабии, составлявшей с 1940 г. Измаильскую обл. Десятникову от 20 марта 1946 г. Дементьев сообщал о том, что нек-рые клирики М.
Иосифу, считая его ставленником гражданских властей. Кирченков служил в с. Добруджа и свящ. Симеон Донцов Бельцы. В марте 1947 г. Феоклит Макаров , являвшийся кандидатом на замещение Измаильской кафедры; арестованного клирика еп.
Иосиф заочно запретил в священнослужении в мае 1947 г. В 1948 г. Виктор Зюзин и диак. Свистунов из Тирасполя. Отдельным общинам отказывали в регистрации под предлогом их малочисленности, а также сложных отношений с епископом. Так, уполномоченный в 1946 г.
Ивановка Бельцкого р-на и в г. В последнем случае прот. Дементьев в письме от 2 авг. К 1948 г. Иосифу удалось присоединить к белокриницкому согласию десятки беспоповцев в Кишинёве. В ходе антирелигиозной кампании 1948-1953 гг.
Звёздочка, в Тирасполе общине передали частный дом как временное молитвенное помещение. Число зарегистрированных приходов сократилось до 18. В указанный период власти предприняли 1-ю попытку закрыть Куничский мон-рь, однако встретили отпор со стороны насельниц и прихожан. Уполномоченный настоял на том, чтобы еп. Иосиф в 1948 г. Персиду Иванову , переведенную на должность казначеи, но до закрытия обители тогда не дошло.
Взамен власти передали Кишинёвской епархии закрытую, находившуюся в аварийном состоянии Мазаракиевскую Рождество-Богородичную ц. По договоренности еп. Иосифа с уполномоченным и городскими властями здание Покровского собора было разобрано, материал использовали весной 1956 г. Предпринимавшиеся ранее попытки республиканского уполномоченного по делам культов добиться упразднения Кишинёвской старообрядческой епархии или перевода Кишинёвского ЕУ из Кишинёва в др. Последний по этому поводу направлял жалобы на имя председателя Совета по делам культов И. Полянского, епископа поддерживала Московская архиепископия.
В итоге власти разрешили переместить штат кафедрального собора и ЕУ на территорию Мазаракиевской ц. В 1957 г. Выполняя это требование, Московский архиепископ в окт. Валентину Силакову и духовника обители свящ. Ипполита Мартынова. Однако еп.
Иосиф, не имевший достаточного авторитета среди верующих, не смог исполнить решение архиепископии. Совет по делам культов принял постановление о снятии с регистрации Куничского женского монастыря. К реализации данного решения ввиду угрозы сопротивления со стороны 2550 старообрядческих жителей села по просьбе уполномоченного подключился еп. Первым этапом стал перенос старообрядческих поклонных крестов с улиц с. Куниче на кладбище. С учетом угрозы массовых волнений закрытие обители отложили на июнь 1959 г.
Совмин Молдавской ССР 5 июня 1959 г. В ночь на 28 июня 1959 г. Морозов тайно от прихожан перенес иконы и утварь из монастыря в приходскую церковь в с. Куниче, в тот же день монахини были выдворены, монастырь опечатан, в течение месяца его переоборудовали под детский сад. Уполномоченный Совета по делам культов указывал на недопустимость создания жен. Липованка в прицерковном доме жили 4 престарелые прихожанки.
В ходе антирелиг. Число зарегистрированных приходов уменьшилось до 11. Все закрытые сельские храмы усилиями старообрядцев удалось отстоять от сноса. Помимо общины кафедрального храма в Кишинёве с 60-х гг. Добрудже Сынжерейского р-на. Иосиф из-за обострения конфликтов с местным духовенством переехал в Москву, в 1961 г.
В 1961-1971 гг. Кишинёвскую епархию возглавлял еп. Никодим Латышев , избранный в 1971 г. С кон. Никодим жил в родном с. Добруджа, где скончался и был похоронен в 1986 г.
В 1986-1991 гг. Тимон Домашов. При нем в условиях перестройки возрождались ранее закрытые старообрядческие храмы. В 1988-1989 гг. Под рук. Зосимы в Кишинёве были организованы катехизаторские курсы, 31 мая 1994 г.
В 2003 г. Зосима перешел в подчинение румын. Брэильской Белокриницкой митрополии, не согласовав свои действия с Московской митрополией, однако позже раскаялся, вернулся в клир Московской митрополии и получил назначение на Донскую кафедру. В настоящее время Кишинёвская старообрядческая епархия насчитывает 18 приходов и жен. Официально на регистрации состоит 16 общин белокриницкого согласия, включая 14 приходов и 2 централизованные общины Кишинёвское ЕУ и Куничский монастырь. Поморцы в Единце, община существует с 50-х гг.
В 1901 г. Храм сгорел в 1944 г. В 1948-1949 гг. Сначала власти согласились зарегистрировать общину, но в нач. Вторично приход поморцев смог зарегистрироваться в 1957 г. Храм был построен в 1972 г.
Предпринимавшиеся не раз в XX в. Картон 188. Старообрядцы сев. Несколько слов о расколе, сектантстве и церк. Старообрядческий Иоанно-Богословский муж. Тисский старообр.
Мат-лы для этнографической карты Бессарабской губ. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия. О измаильских старообрядцах. Старообрядчество во 2-й пол. Русское население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в кон. Русское население городов Бессарабии в ХIХ в.
Русские старообрядцы на Дунае: Формирование этноконфессиональной общности в кон. ХVIII - 1-й пол. Старообрядческий муж. Михаила с. Таранец Молокане История движения молокан начинается с 1901 г. До второй мировой войны в Бессарабии было 5 общин молокан.
В послевоенные годы часть общин решили избежать регистрации и вели подпольную деятельность. Две зарегистрированные молоканские общины не прекращали деятельность и после войны подчинялись центру молокан в Москве. Пидгайко Армянская церковь Пресв. Богородицы в Кишинёве. Армянская церковь Пресв. Первое упоминание о религиозной общине армян в Четатя-Албэ ныне Белгород-Днестровский, Украина датируется 1384 г.
В 1401-1686 гг. Молдавская епархия. ААЦ в Молдове входила в юрисдикцию К-польской епархии. В 1804 г. Богородицы Сурб-Аствацацин в Кишинёве. В 1809 г.
Александра I Павловича была основана особая епархия, после 1812 г. В советское время церковная организация армян на территории М. В 1945 г. Богородицы было передано под торговое учреждение и последний армянский священник покинул М. Оставшейся группе мирян было предложено здание построенной в 1916 г. Воскресения Христова на армянском кладбище, к тому времени заброшенное и пустовавшее.
Однако нового священника не нашли, и община прекратила существование. Восстановление прихода в Кишинёве произошло в 1992 г. Католическая церковь Взятия Пресв. Девы Марии в Небесную славу в Орхее. Часовня над захоронением И.
По мнению экспертов, Молдова стала страной с самым высоким уровнем депопуляции в мире. Если в 2000-х люди уезжали в поисках лучшей работы, то сейчас граждане уезжают в поисках лучших условий жизни», — утверждает ректор Академии экономических наук Молдовы Александр Стратан. По данным Национального бюро статистики, только за прошлый год население республики сократилось почти на сто тысяч человек. Если на начало 2022-го в стране проживало чуть более 2,6 млн человек, то в январе 2023-го — уже около 2,5 млн. И это только официально подтвердившие свой отъезд навсегда граждане. Тогда как уехавших молча куда больше. Кризисную ситуацию для режима Санду усугубляет начинающийся предвыборный цикл. Осенью молдаванам предстоит выбрать местные органы власти, в следующем году — президента, а еще через год — парламент. То есть правящая прозападная партия PAS и президент лишены возможностей для маневра и могут только продолжать делать все то, чем занимались до сих пор — выполнять прихоти Брюсселя с Вашингтоном по вопросам поддержки Украины и ухудшения отношений с Россией в надежде получить еще больше кредитов, грантов, оружия для Национальной армии, а также помощь на предстоящих выборах. Между тем продолжение этого курса еще сильнее бьет по национальной экономике и социальному положению населения. По причине собственной косности и низкопоклонства перед Западом режим Санду превратился в заложника сложившейся ситуации, взяв вместе с собой и всю страну.
Глава государства — президент , который также является главнокомандующим вооружёнными силами. Избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на 4 года с правом однократного повторного переизбрания. Президентом может быть избран гражданин Республики Молдова, достигший возраста 40 лет, проживавший или проживающий на территории Республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Президент является гарантом суверенитета, национальной независимости и территориальной целостности государства. В рамках своих полномочий президент заключает от имени республики международные договоры ; назначает на государственные должности; решает вопросы гражданства Республики Молдова и предоставления политического убежища ; издаёт обязательные для исполнения на всей территории государства указы; осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией страны. Высший орган законодательной власти — парламент , который состоит из 101 депутата. Депутаты парламента избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании. Срок полномочий парламента — 4 года может быть продлён в случае войны или катастрофы. Парламент утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства ; принимает законы , постановления и резолюции; назначает референдумы ; ратифицирует , денонсирует, приостанавливает действие и аннулирует международные договоры, заключённые Республикой Молдова; объявляет чрезвычайное, осадное и военное положение ; осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией и законами. Парламентские фракции имеют право вносить предложения по повестке дня заседаний парламента и Постоянного бюро; по образованию специальных, следственных и иных комиссий парламента; инициировать парламентские слушания и т. Постоянное бюро — рабочий орган парламента, который формируется с учётом пропорционального представительства фракций в парламенте. В его состав входят по должности председатель парламента и его заместители. Численный и персональный состав Постоянного бюро определяется постановлением парламента по предложению парламентских фракций. В состав парламента также входят постоянные комиссии, создаваемые на весь срок созыва парламента для осуществления им своих функций. Количество комиссий, их наименование, численный и номинальный состав определяются парламентом по предложению Постоянного бюро. Высший орган исполнительной власти — правительство Республики Молдова, которое состоит из премьер-министра осуществляет руководство деятельностью правительства , первого заместителя и заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, определяемых законом. Кандидатуру на должность премьер-министра выдвигает президент после консультаций с парламентскими фракциями. На основании вотума доверия программе деятельности и всему составу правительства, выраженного парламентом, президент формирует правительство, которое осуществляет свои полномочия до признания действительными выборов нового парламента.
То есть всё того же Запада. Это абсолютно ущербный подход, потому что, в отличие от Приднестровья, в Молдове соответствующие референдумы вообще никогда не проводились. Поскольку кишинёвские власти боятся, что избиратели отвергнут прозападный курс и выскажутся за дружбу с Россией и членство Молдовы в СНГ. Поэтому если и проводить референдумы, то логично начать с Молдовы. Во-вторых, в том же 2014 году в Гагаузии прошёл свой референдум о внешнеполитической ориентации Автономии. Почти все участники голосования тогда высказались за вступление в Таможенный союз. То есть за интеграцию с Россией. Очевидно, что нынешние власти Молдовы не собираются учитывать позицию ни приднестровцев, ни гагаузов. Но и всех задавить не получается. А потом, дескать, Приднестровье само «подтянется», или же оно будет принуждено к этому жёсткой изоляцией. Есть этой точке зрения и оппозиция, особенно со стороны всевозможных «ястребов», которые призывают использовать при «урегулировании» молдо-приднестровского конфликта т. Трудно сказать, какие подходы в итоге возобладают в головах западных и румынских политических и военных стратегов, но одно очевидно из материалов СМИ и заявлений официальных лиц Бухареста: в Румынии всерьёз рассматривается вопрос перехвата политико-дипломатической инициативы и получения согласия США и ЕС на простое включение Молдовы или даже всей бывшей Молдавской ССР с Приднестровьем и Гагаузией в состав Румынского государства.
Курсы валют
- Власти Молдавии захотели лишить Гагаузию автономии
- Дискриминация гагаузов
- Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?
- Молдова, Республика
- Форма поиска
- Додон назвал правление Санду "очень трагичным периодом" в истории Молдавии - Российская газета
Вопреки нынешнему парламенту Молдова переходит к президентской форме правления, - Додон
Преобладающая религия — православное христианство. Славянские меньшинства и гагаузы — тоже православные христиане. Крупнейший город и столица Молдавии — Кишинев 734,2 тыс. Это самый крупный промышленный центр Молдавии. Второй по величине город Тирасполь 203,7 тыс. Это важный административный, транспортный и промышленный центр. Среди других крупных городов выделяются Бельцы 156,7 тыс. В обоих городах молдаване составляют меньшинство населения. По Конституции Республика Молдова является демократическим правовым государством, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм провозглашены высшими ценностями. В Конституции оговаривается, что при наличии несоответствий между пактами и договорами об основных правах человека, одной из сторон которых является Республика Молдова, и внутренними законами, приоритет имеют международные нормы. Согласно ст.
Провозглашает свой постоянный нейтралитет. Государственный язык — молдавский на основе латинской графики. Вместе с тем признается право на сохранение русского языка и других языков, используемых на территории страны. Государственное устройство. Молдавия — парламентская республика, Конституция которой основана на принципе разделения властей. Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом, состоящим из 101 депутата, избираемых свободным и тайным голосованием на основе пропорционального представительства по общенациональному избирательному округу. Срок полномочий парламента — 4 года. Парламент принимает законы и дает их толкование, назначает референдумы, утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства, осуществляет парламентский контроль за исполнительной властью, утверждает государственный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением, ратифицирует международные договоры. Сессии парламента созываются два раза в год. Парламент принимает конституционные то есть — по пересмотру конституции , органические и ординарные законы.
Органические законы принимаются большинством голосов избранных депутатов. Ими регламентируется, в частности, избирательная система, организация и деятельность парламента и правительства, судебных инстанций, организация местного управления, режим местной автономии, организация и деятельность политических партий, общий режим трудовых отношений, профессиональные союзы и социальная защита, режим чрезвычайного и военного положения и некоторые другие области. Ординарные законы принимаются большинством голосов присутствующих депутатов. Важнейшие вопросы жизни общества и государства выносятся на референдум. Законодательная инициатива принадлежит депутатам парламента, президенту и правительству. Глава государства — президент, избирается парламентом тайным голосованием; избранным считается кандидат, набравший три пятых голосов депутатов. Президентом может быть гражданин, имеющий право избирать, достигший 40-летнего возраста, проживающий на территории республики не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Срок полномочий президента — 4 года, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. В случае совершения деяний, которые нарушают положения конституции, президент может быть отстранен от должности парламентом двумя третями голосов избранных депутатов. Президент участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени республики, по предложению правительства аккредитует и отзывает дипломатических представителей, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей других государств, является главнокомандующим вооруженными силами, осуществляет промульгацию законов.
К числу других полномочий президента относятся: награждение государственными наградами, присвоение воинских званий, решение вопросов гражданства, назначение на государственные должности, осуществление помилования. При осуществлении своих полномочий президент издает указы, обязательные для исполнения на всей территории государства. Проведение внутренней и внешней политики государства обеспечивается правительством, которое состоит из премьер-министра, первого заместителя и заместителей, министров и других членов. Программа деятельности и состав правительства обсуждаются на заседании парламента. Парламент выражает вотум доверия правительству большинством голосов избранных депутатов. На основании вотума доверия президент назначает правительство. В случае невозможности формирования правительства президент после консультации с парламентскими фракциями вправе распустить парламент. Правосудие осуществляется Высшей судебной палатой, апелляционными палатами и судами. Судьи назначаются президентом по представлению Высшего совета магистратуры. Должность судьи несовместима с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской и научной деятельности.
Председатель, заместители председателя и судьи Высшей судебной палаты назначаются парламентом по представлению Высшего совета магистратуры. Они должны иметь стаж работы в должности судьи не менее 10 лет. В компетенцию Высшей судебной палаты, в числе прочих, входит судебное разбирательство в случае возбуждения парламентом обвинения против президента. Высший совет магистратуры состоит из 11 магистратов, срок полномочий которых — 5 лет. В него входят по праву министр юстиции, председатель Высшей судебной палаты, председатель Апелляционной палаты, председатель Экономического суда, Генеральный прокурор, а также — 6 выборных членов. Высший совет магистратуры призван обеспечивать назначение, перемещение, повышение судей и применение к ним дисциплинарных мер. В конституции закреплены и основные требования к судопроизводству. Во всех судах судебные заседания проводятся открыто. Судебное разбирательство в закрытом заседании допускается только в случаях, установленных законом, с соблюдением всех правил судебной процедуры. Судопроизводство ведется на молдавском языке, но лица, не владеющие молдавским языком или не говорящие на нем, имеют право ознакомиться со всеми документами и материалами дела, изъясняться в суде через переводчика.
В соответствии с законом судопроизводство может вестись и на языке, приемлемом для большинства лиц, участвующих в судебном процессе. Решения суда могут быть обжалованы заинтересованными сторонами и компетентными государственными органами в соответствии с законом. Система органов прокуратуры включает Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами публичного управления, юридическими и физическими лицами и их объединениями, защищают законность, права и свободы граждан, содействуют осуществлению правосудия. Генеральный прокурор назначается парламентом, нижестоящие — генеральным прокурором и подчиняются ему. Срок полномочий прокуроров — 5 лет. Единственным органом конституционной юстиции в республике является Конституционный суд, который независим от любой другой публичной власти и подчиняется только Конституции. Конституционный суд: — осуществляет по запросу контроль конституционности законов, регламентов и постановлений парламента, указов президента, постановлений и распоряжений правительства, — дает толкование Конституции, — высказывается по предложениям о пересмотре Конституции, — подтверждает результаты республиканских референдумов, — подтверждает результаты выборов парламента и президента, — констатирует обстоятельства, оправдывающие роспуск парламента, временное отстранение от должности президента или временное исполнение обязанностей президента, — разрешает исключительные случаи неконституционности правовых актов, представленные Высшей судебной палатой, — принимает решения по вопросам, предметом которых является конституционность партии. Законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения, а сами решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат. Конституционный суд состоит из шести судей, назначаемых на шестилетний срок, при этом двое судей назначаются парламентом, двое — президентом и двое — Высшим советом магистратуры.
Судьи Конституционного суда несменяемы в течение срока полномочий. Административно-территориальное устройство. Новый закон об административно-территориальном устройстве был принят 27 декабря 2001. В соответствии с ним страна делится на 32 района, 5 муниципалитетов Кишинев, Бельцы, Тирасполь, Бендеры, Комрат , автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра, которым могут быть предоставлены особые формы и условия автономии и на которых в настоящее время существует непризнанная Приднестровская Молдавская Республика ПМР. Гагаузия — это автономно-территориальное образование с особым статусом как форма самоопределения гагаузов, которое самостоятельно, в пределах своей компетенции, решает вопросы политического, экономического и культурного характера. Закон об особом правовом статусе Гагаузии был принят парламентом Молдовы 23 декабря 1994. На начало 2002 в Молдавии насчитывалось 1678 населенных пунктов, из них городских поселений — 66. Неопределенная ситуация сложилась с муниципалитетом Бендеры, который, за исключением пригородного поселка Варница, признает юрисдикцию ПМР, но при этом новый закон не включил город в состав территорий, где может быть создана приднестровская автономия. Существуют и другие территории спорной юрисдикции. Политические партии.
Ведущей политической партией Молдавии после выборов 2001 стала Партия коммунистов Республики Молдова. Запрещенная в 1991 компартия в апреле 1994 зарегистрировалась под новым названием, а в декабре 1994 состоялся ее I съезд, принявший программу партии. Первым секретарем ЦК на организационном пленуме, состоявшимся после съезда, был избран Владимир Николаевич Воронин. В 1998 партия впервые после запрета в 1991 приняла участие в парламентских выборах, завоевав 40 депутатских мандатов из 101. Через год коммунисты получили свыше 2000 мандатов в местных органах власти. По инициативе ПКРМ летом 2000 парламент внес изменения в Конституцию страны, позволившие перейти к парламентской форме правления. На досрочных парламентских выборах партия завоевала 71 мандат, получив таким образом квалифицированное большинство, дающее право при необходимости вносить изменения в Конституцию. Воронин был избран президентом Республики Молдова. Христианско-демократическая народная партия была создана 20 мая 1989, является идейной преемницей Народного Фронта Молдовы 1989—1992 и Христианско-Демократического Фронта Молдовы 1992—1998. Входит в Христианско-Демократический Интернационал.
Является главным оппонентом компартии. Другими крупными партиями являются Аграрно-Демократическая партия Молдовы создана в 1991 , Социалистическая партия, Демократическая партия, Социально-политическое движение «Forta Noua», Социал-либеральная партия, Социально-политическое движение «Равноправие», Центристский союз Молдовы и некоторые другие. Социал-либеральная партия — правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социального либерализма. Выступает за строительство демократического государства с конкурентоспособной рыночной экономикой, за интеграцию в Европейский союз. Партия была создана 9 мая 2001 День Европы , ее первым президентом был избран доктор Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы. Объединяющей доктриной организации стал социальный либерализм. Динамика политической жизни. С 1990 Молдавия сталкивалась с острыми социальными и политическими проблемами. Пестрый этнический состав страны и политический кризис конца советского периода создали крайне тяжелую ситуацию. Со стороны радикальных партий появились требования объединения страны с Румынией, что, однако, не встретило поддержки большинства населения.
В 1991 вспыхнули широкомасштабные боевые действия между правительственными войсками и силами, выступающими за автономию Приднестровья. Эта непризнанная Кишиневом республика была образована в сентябре 1990, еще во время существования СССР, ее жители выступили против выхода из состава Советского Союза вместе с Молдавией. Власти Молдовы пытались вооруженным путем занять территорию мятежной республики с конца 1991 до середины 1992, однако эта попытка не удалась, автономия устояла. В конце 1992 — начале 1993 произошла перегруппировка политических организаций, что сопровождалось снижением влияния националистов Народного фронта, а коалиция из депутатов-аграриев и бывших коммунистов членов фракции независимых депутатов заняла доминирующую позицию в парламенте. В феврале 1994 состоялись парламентские выборы. Молдавские национальные прорумынские партии потерпели серьезное поражение. Более умеренные сторонники этих партий оказались в лучшем положении. В начале 1994 парламент принял новую конституцию, которая вступила в действие 29 июля 1994. Придя к власти, аграрии предприняли шаги к разрешению межэтнических конфликтов. Стремление к автономии со стороны гагаузов в середине 1994 было удовлетворено.
Существенный прогресс был также достигнут в отношениях со сторонниками автономии Приднестровья. В 1998 на парламентских выборах ПКМ добилась больших успехов, используя растущее недовольство ходом экономических реформ, проводимых правительством АДП. Остальные партии и избирательные блоки не преодолели необходимого избирательного барьера. Полиция и вооруженные силы. Полиция подчиняется министерству внутренних дел, вооруженные силы — министерству обороны. Существует вооруженный полицейский корпус, состоящий примерно из 4 тыс. Первоначально в течение непродолжительного времени был введен в действие проект двухлетней военной службы для мужчин, достигших 18 лет, а в дальнейшем предусматривался переход к небольшой армии на контрактной основе. Однако, когда в начале 1991 вспыхнули боевые действия между сторонниками национальной независимости и Приднестровьем, в Молдове была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 18 до 40 лет. В 1998 срок прохождения обязательной военной службы был сокращен до 18 месяцев. Боеспособные вооруженные силы насчитывали, по оценкам 1997, более 11 тыс.
Число резервистов, которые могут быть призваны в ряды вооруженных сил, составляет ок. В 1998 пригодными к военной службе считались более 1145 тыс. После визита в январе 1999 в Кишинев генерального секретаря НАТО было принято решение о сокращении численности армии с 10 тыс. Внешняя политика. Конституция 1994 подтвердила статус Молдавии как нейтральной страны. Внешнеполитическая деятельность Молдавии осложнялась из-за ее географического положения, особенностей исторического развития и непрекращавшихся внутренних межэтнических конфликтов. Главные дипломатические усилия направлялись на разрешение конфликта в Приднестровье и на стабилизацию отношений с региональными органами власти. Соглашение о прекращении огня, достигнутое в июле 1992, положило конец войне, но не привело к окончательному разрешению конфликта. В августе 1994 правительства России и Молдавии подписали соглашение о постепенном выводе с молдавской территории складов 14-й армии. Молдавия обязалась найти политическое решение конфликта с Приднестровьем.
Это решение впоследствии было подтверждено меморандумом от 8 мая 1997. В апреле 1999 были установлены сроки вывода войск. Румыния была первым государством, признавшим Республику Молдова. Тесное сотрудничество с Румынией поощрялось лидерами Народного фронта. Однако спустя некоторое время, особенно после выборов 1994, отношения между странами ухудшились. Перспектива объединения, неприемлемая для русского и гагаузского меньшинств, послужила основной причиной для обострения межэтнического конфликта. Националистические элементы в Румынии расценили уступки сторонникам автономии как свидетельство пророссийской ориентации. Соответственно оппозиция румынскому вмешательству в дела Молдавии возросла, а недовольство румынских националистов в связи с отказом от объединения и стремлением Молдавии развивать отношения с Россией привели к волне враждебной риторики в парламенте Румынии. ЭКОНОМИКА В досоветский период Молдавия была сугубо аграрной страной, в 1940-х ее экономика базировалась главным образом на сельском хозяйстве и производстве товаров народного потребления. В советский период началась индустриализация, в первую очередь в Кишиневе и Приднестровье.
Наряду с пищевой появились текстильная промышленность, машиностроение и электроника. Экономика Молдавии, не имевшей практически никаких минеральных ресурсов, в значительной степени зависела от импорта. Например, электростанции работали исключительно на привозных энергоносителях нефти, нефтепродуктах и угле. После выхода страны из состава СССР и несмотря на проведение рыночных реформ, экономическое развитие Молдавии сдерживалось из-за непрекращавшейся нестабильности как внутри страны, так и за ее пределами.
По мнению экспертов, Молдова стала страной с самым высоким уровнем депопуляции в мире. Если в 2000-х люди уезжали в поисках лучшей работы, то сейчас граждане уезжают в поисках лучших условий жизни», — утверждает ректор Академии экономических наук Молдовы Александр Стратан. По данным Национального бюро статистики, только за прошлый год население республики сократилось почти на сто тысяч человек. Если на начало 2022-го в стране проживало чуть более 2,6 млн человек, то в январе 2023-го — уже около 2,5 млн. И это только официально подтвердившие свой отъезд навсегда граждане.
Тогда как уехавших молча куда больше. Кризисную ситуацию для режима Санду усугубляет начинающийся предвыборный цикл. Осенью молдаванам предстоит выбрать местные органы власти, в следующем году — президента, а еще через год — парламент. То есть правящая прозападная партия PAS и президент лишены возможностей для маневра и могут только продолжать делать все то, чем занимались до сих пор — выполнять прихоти Брюсселя с Вашингтоном по вопросам поддержки Украины и ухудшения отношений с Россией в надежде получить еще больше кредитов, грантов, оружия для Национальной армии, а также помощь на предстоящих выборах. Между тем продолжение этого курса еще сильнее бьет по национальной экономике и социальному положению населения. По причине собственной косности и низкопоклонства перед Западом режим Санду превратился в заложника сложившейся ситуации, взяв вместе с собой и всю страну.
Укрепляются связи с Румынией, ослабевают — с Россией. Более остро поднимается вопрос Приднестровья с целью склонить непризнанную республику в сторону Кишинева. Блок партий социалистов и коммунистов формирует большинство в парламенте — таким образом, создается оппозиция президенту. Глава государства и парламентарии будут стремиться действовать в разных внешнеполитических направлениях: проевропейском и пророссийском соответственно. В таком случае есть вероятность, что многие важные для страны решения встанут на паузу из-за несогласия Санду с парламентом. Другой вариант — поддержка баланса между ЕС и Россией. Но это будет возможно только если политики найдут компромисс — с этим могут возникнуть сложности из-за разницы в целях. Ни одна из сторон не сможет заполучить большинство даже при помощи коалиций. В таком случае им придется либо договариваться тут может развернуться отчаянная борьба за каждое место , либо назначать новые выборы. А так как провести их можно только спустя полгода после 11 июля, политический кризис затянется. В первом и втором случаях в Молдове возникают риски усугубления проблем по экономической и социальной части, так как для их решения нужна слаженная работа властей. Речь, например, о борьбе с пандемией коронавируса и такими ее последствиями, как рост безработицы. Что показывают данные соцопросов? Судя по итогам ряда опросов молдаван, в парламент, скорее всего, смогут пройти только три политические силы: ПДС, социалисты с коммунистами и партия «Шор». Вот как эта статистика выглядит на графике. Инфографика опубликована на сайте esp.
Пятый пункт: «Снятие международной изоляции». Санду хочет приблизить страну к Европейскому союзу. По ее мнению, действующий президент Игорь Додон работал только над улучшением отношений с Россией, но действовал он в своих интересах, а не в интересах страны. Поэтому Санду взяла курс на интеграцию Молдавии и ЕС. Что не нравится противникам Санду? Майа Санду придерживается образа сильной и независимой женщины, которых сейчас так ценят на Западе. К тому же у нее нет мужа и детей, что настораживает консервативную часть населения страны. Не по душе и ее настрой на подписание Стамбульской конвенции, которая приведет к тому, что в стране легализуют трансгендеров и операции по смене пола. Да и в целом ее поддержка ЛГБТ-сообщества не вызывает одобрения у верующих, ведь основная религия в Молдавии — православие. Что касается отношений с Россией, то перечисленные выше позиции Санду противоречат российскому менталитету, где также не одобряют однополые браки, жизнь без семьи и детей, да и западную культуру в целом. Она также выступает против возвращения российских телеканалов в сетку вещания, против русского языка и пророссийской политики действующей власти. Как победа Санду на выборах скажется на России Учитывая, что Санду ни раз критиковала политику нынешней власти в отношениях с Россией, то стоит ожидать, что взаимоотношения этих двух стран будут ухудшаться. Как считает политолог Наталия Елисеева, политика Санду будет настроена на интеграцию с ЕС, поэтому эпоха близких взаимоотношений подойдет к концу.
Додон: В Молдавии оппозиции нужна общая стратегия против Санду
МОЛДАВИЯ, Республика Молдова – государство в юго-восточной Европе. Форма правления – парламентская республика. Основным законом страны является Конституция, принятая в 1994 г., имеющая высшую юридическую силу на территории государства. Главная» Новости» Новости moldova. Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. Власти Молдавии в 2023 году денонсировали 29 соглашений с Содружеством независимых государств (СНГ), сообщает Sputnik Молдова со ссылкой на пресс-секретаря кабинета министров республики Даниэла Водэ. Полиция Молдавии отпустила после допроса делегацию Гагаузии, вернувшуюся из РФ, РИА Новости: памятник советским солдатам демонтировали в украинском Ровно.
В Молдавии задумали изменить закон о статусе Гагаузии и лишить ее автономии
Накануне, 4 апреля, Марчел Чолаку заявил, что устойчивость Молдавии обеспечивается, в том числе за счет Румынии. Главная» Новости» Новости молдавия сегодня последние свежие события. фото сборник. По форме правления Молдавия — парламентская республика. Полиция Молдавии отпустила возвращавшихся из РФ членов делегации Гагаузии после допроса. В Молдавии провели 150 обысков у представителей оппозиционных партий. Республика Молдавия — Координаты: 47°15′00″ с. ш. 28°31′00″ в. д. / 47.25° с. ш. 28.516667° в. д. (G)47.25, 28.516667 Молдавия Republica Moldova Флаг Молдавии Герб Молдавии Гимн: «Limba noastră» Дата независимости 27 августа 1991 (от СССР).
Новости Молдовы
При этом язык, на котором столетиями разговаривали в этом регионе, называется румынский. Именно такое название употребляли жители Древней Молдавии упоминания, о чем датированы еще семнадцатым столетием. Да и сейчас нет различия между языком жителей по обе стороны Прута — то есть реки, разделяющей современную Румынию и Республику Молдова. А различие между румынским в Бухаресте и в Молдавии — примерно такое, как между "киевским" и "полтавским" наречиями а ведь никому не приходит в голову утверждать, что это — два разных языка! Более того, в Республике Молдова в школах с начала 1990-х годов изучают именно румынский язык, то есть школьный предмет имеет именно такое название. Причем "переименование" произошло еще в поздние времена Советского Союза. А до того школьная дисциплина называлась "молдавский язык". И вычистить это советское название не удавалось до сих пор. Как вообще появились два названия для одного языка? Чтобы объяснить это, не обойтись без краткой исторической справки. Границы государств в Европе перед Второй мировой войной претерпевали существенные изменения, но в юго-восточной Европе этот процесс был особенно активным.
Здесь, на стыке Российской, Османской и Австро-Венгерской империй появлялись и исчезали новые государства, причем это нередко происходило вопреки воле людей. К слову, Румыния, ныне восьмое по площади государство Евросоюза, также является довольно новым государством, появившимся в 1850-х — 1860-х годах с объединением Молдавского княжества и Валахии — двух стран, населенных преимущественно румынами, которые уже тогда имели общий язык и идентичность. Однако восточная часть земель с румынским населением и после того оставалась предметом споров между Румынией и Российской империей, пока последняя не потеряла Бессарабию после Первой мировой войны. Советский Союз не отказался от намерений вернуть "свои" земли, а, чтобы заявить претензии на них — искусственно создал "молдавский язык", для чего перевел письменность в румыноязычных поселениях с латинской графики на кириллическую в 1920-х годах это было возможно сделать директивно. Для объединения "носителей языка" в составе Украины создали "молдавскую автономию". Далее последовал пакт Молотова-Риббентропа, по которому СССР в 1940 году присоединил, в частности, румынские земли от Прута до Днестра и разделил их между Украинской и новосозданной Молдавской советскими республиками, оставив это разделение и после Второй мировой войны. А искусственно созданный "молдавский язык" оставался официальным в МССР вплоть до конца 1980-х годов, когда национальное движение в Молдавии начало требовать от властей восстановления исторической правды и, в частности, отмены "кириллической графики". По решению парламента МССР от 31 августа 1989 года в Молдавию вернулась латинская графика и, соответственно, румынский язык, а этот день из-за его значимости до сих пор является государственным праздником и выходным днем. В декларации о независимости Молдавии от двадцать седьмого августа 1991 года также говорится о "провозглашении румынского языка государственным языком". Если все так однозначно — то из-за чего ломают копья?
К сожалению, после 1991 года однозначность в Молдавии исчезла. Москва не могла смириться с потерей контроля над бывшими республиками и перешла к влиянию на них. Языковой вопрос, в том числе переход на латиницу, стал инструментом пропаганды для возникновения так называемого "приднестровского конфликта", который в конечном итоге вылился в прямые военные действия между армиями РФ и Молдавии, с поражением последней; это позволило РФ оставить свою военную базу на оккупированной территории. Гибридное влияние РФ начало расти и в Кишиневе. В 1994 году, когда принимали конституцию Молдавии, по требованию левых сил в нее внесли упоминание о "молдавском языке" вместо румынского. А во времена правления коммуниста Владимира Воронина, который был президентом Молдавии в 2001—2009 годах, лингвистически абсурдный вопрос о названии языка превратился в вопрос идентичности.
Читайте также: В Молдове в бой идут опять одни старики: Они сделали Молдавию процветающей республикой СССР, а теперь вынуждены снова идти работать, чтобы не умереть и не дать стране окончательно свалиться в пропасть С начала 2024 года НКСС уже одобрила более 41 тысячи заявлений от желающих вернуться к трудовой деятельности, еще 5 тысяч еще предстоит обработать далее... Перепись ещё раз доказывает, что сёла Молдовы скоро станут безлюдными: Люди жалуются на маленькие пенсии и утверждают, что огороды уже некому обрабатывать Чем дальше от Кишинёва, тем меньше румын и тех, кто себя такими ощущает далее... Инвалида из Молдовы 16 лет держали в рабстве: Семья заставляла женщину попрошайничать в Европе - каждый день она приносила "хозяевам" 400-500 евро Правоохранители задержали жителя Ниспорен, его сына и внука, которые с 2008 года эксплуатировали женщину-инвалида далее...
Продвигают неравноправное сотрудничество, в том числе в области информационных технологий, безопасности. Призываем тщательно взвешивать решения в этой связи — при определении приоритетного вектора на международной арене. Сложившееся в этих условиях экономическое направление нашего многостороннего сотрудничества должно оставаться в качестве главного приоритета.
Будущее региона На фоне перекройки границ на территории бывшего СССР кажется, что у Гагаузии появляется шанс на долгожданное освобождение. А отсылки к дискриминации русского языка, прозвучавшие в речи депутатов, наводят на мысли о приднестровском или даже крымском пути. Эти территории отделились от Молдавии и Украины ровно по тем же причинам, что названы в депутатском обращении. И они будут возрастать со временем. Шансы, что Гагаузия начнёт отделяться от Молдавии, будут увеличиваться в зависимости от того, как Россия будет продвигаться на юге Украины. Чем больше Россия освободит территорию Южной Украины вдоль Чёрного моря, особенно Одесской области, тем больше вероятность, что Гагаузия отделится. И новое государство должно будет отойти России. Важно помнить, что в том регионе и всё Приднестровье должно отойти России, — сказал в беседе с Лайфом военный обозреватель, полковник в отставке Виктор Баранец. Вид на город Вулканешты, Молдова. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. Да и вряд ли гагаузские депутаты делали своё обращение с этой целью. Но далеко не первый звоночек Кишинёву от гагаузов снова прозвучал. И прозвенел он не только с целью прекратить ущемление русского языка, но и предупредить власти, если те сдадут свою страну Румынии, о последствиях. Гагаузы были обмануты, не получив никакой автономии. Более того, единая Гагаузия была раздроблена.