1.1 Природное и общественное в человеке. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. Топ заданий раздела 'Человек и общество' для ЕГЭ 2024 по обществознанию. Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений. В то же время, это один из самых сложных в плане подготовки предмет, потому что экзаменационные задания по обществознанию состоят из нескольких блоков разной направленности: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право.
ЕГЭ по Обществознанию
Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом. Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений. Какие изменения произошли в структуре контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по обществознанию и что делать, чтобы избежать типичных ошибок?
Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке. ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий. В то же время, это один из самых сложных в плане подготовки предмет, потому что экзаменационные задания по обществознанию состоят из нескольких блоков разной направленности: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. Теория космического происхождения человека. Человек – существо внеземное, пришелец из космоса. Смотрите также. В публикации дан подробный обзор раздела Человек и общество: какие понятия надо знать, какие примеры приводить, какие теории развития понять.
Теоретический материал
Для выполнения задания нужно изучить информацию и выбрать верные ответы. Задание 12 посвящено основам конституционного строя РФ и конституционным правам и обязанностям человека 1 и 2 главы Конституции РФ , а задание 13 проверяет знание полномочий органов государственной власти или разграничение предметов ведения между РФ и субъектами Федерации. Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены. Пример задания 21 на анализ графиков спроса и предложения из демоверсии 2022 года Задание 22 представляет собой обществоведческую задачу: даётся смоделированная или реальная ситуация и вопросы, ответы на которые нужно сформулировать самостоятельно.
Ещё одним новым заданием в ЕГЭ-2022 по обществознанию стало задание 23. Оно предполагает проверку знания Конституции и законодательства РФ. Тезисы плана должны раскрывать тему и не должны содержать фактических ошибок.
Количество подпунктов каждого пункта было не менее трёх. Исключение составляют только те случаи, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта. По большому счёту, оно предполагает развёрнутый ответ по одному из пунктов плана с демонстрацией умений объяснять и иллюстрировать примерами теоретические положения из курса обществознания.
Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Боголюбова за 10—11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ.
Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право».
На страницах 16—17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию.
Человек это в обществознании ЕГЭ. Человек и общество ЕГЭ Обществознание. Природное и Общественное развитие человека. Природное в развитии человека социальное в развитии человека. План 1.
Семья и брак ЕГЭ Обществознание. Функции брака Обществознание. Семья и брак Обществознание ЕГЭ тест. Семья и брак Обществознание ЕГЭ конспект. Шпаргалки на ОГЭ по обществознанию 9 класс. Обществознание в таблицах и схемах ЕГЭ.
Схемы Обществознание ЕГЭ. Мышление и деятельность ЕГЭ. Мышление и деятельность ЕГЭ 1. Мышление и деятельность Обществознание. Мышление и деятельность Обществознание ЕГЭ. Политика теорияобществознании.
Политика Обществознание теория. Политика это в обществознании. Человек план ЕГЭ Обществознание. Общество природное и Общественное в человеке. Природное и Общественное в человеке план. Формы духовной культуры Обществознание 9 класс.
Духовная сфера общества подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ культура. Образование его значение для личности и общества ЕГЭ. Образование его значение для личности и общества ЕГЭ Обществознание. Баранов справочник по обществознанию ЕГЭ 2020. Баранов Воронцов Шевченко.
Блок человек и общество. ЕГЭ Обществознание в таблицах и схемах 10-11 классы. Формы мировоззрения Обществознание ЕГЭ. Структурные элементы мировоззрения Обществознание. Мировоззрение ЕГЭ Обществознание. Элементы мировоззрения Обществознание ЕГЭ.
Определения по обществознанию для ЕГЭ 2022. Термины ЕГЭ Обществознание 2022. Типы обществ ЕГЭ Обществознание. Многовариантность общественного развития типы обществ ЕГЭ. Типы общественного развития ЕГЭ. Исторические типы общества Обществознание ЕГЭ.
Человек понятие Обществознание ЕГЭ. Человек это в обществознании. Понятие человек в обществознании. Человек определение в обществознании. Основные институты общества Обществознание ЕГЭ. Основные социальные институты общества ЕГЭ.
Основные институты общества Обществознание ЕГЭ теория. Основные институты это в обществознании. План человек и общество ЕГЭ. Природное и Общественное в человеке че. План человек результат биологической и социокультурной эволюции. Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
Обществознание подготовка к ОГЭ. ОГЭ по общ подготовка. Обществознание вопросы. Вопросы ЕГЭ Обществознание.
Что будет на ЕГЭ по разделу - Человек и общество? Основные понятия блока.
Какие темы встретятся в ЕГЭ. Подводные камни тем ЧИО. Как все это запомнить? Блок «Человек и общество».
Пример: мельчайшей единицей общества является малая социальная группа, затем в иерархии стоит более крупный коллектив в виде этноса, а затем — в виде населения конкретного материка. Эффект синергии — в силу особой организации люди в обществе, взаимодействуя между собой, способны создавать больше, нежели работая по отдельности. Пример: в одиночку вы сделаете меньше оригами, чем если вы будете работать группой У системы, кроме свойств, есть так же и структура. Для наглядности можно представить дом, каждый из компонентов которого обозначает конкретную единицу строения общества. Социальная структура — это внутреннее строение общества, система устойчивых взаимоотношений внутри него. Подобные отношения могут возникать между любыми компонентами общества.
Пример: межличностные, межгрупповые, организационные отношения. Малая социальная группа — простейший элемент социальной структуры, представляющий собой группу индивидов, лично взаимодействующих между собой и объединённых каким-либо общих признаком. Малая социальная группа — кирпич в доме под названием «общество». Малые социальные группы включены в Социальные институты. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение конкретных социальных потребностей. Социальные институты на данной схеме соответствуют этажу.
Человек и общество ЕГЭ
Особенно все эти новости напрягают детей, которым выпускаться через год-два, и их родителей. Да и на большинство гуманитарных направлений в вузах третьим предметом после русского и истории ставят обществознание. И что же теперь - уберут его и из вступительных экзаменов? А что вместо будет? К чему готовиться?
Самый главный совет — как можно меньше волноваться. Если правильно готовиться по всем темам и не переживать на экзамене, тогда результат будет очень хорошим. Многие выпускники сдают ЕГЭ хуже, чем ожидают, и виновником становится именно стресс, а не незнание. Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ Поступаем в вуз мечты без проблем! Составьте таблицу тем, которые нужно повторить, каждый день маркером вычеркивайте те темы, которые готовы. Это очень мотивирует! На экзамене начинайте работу с первого номера и постепенно двигайтесь вперёд. Если начать с самого сложного, можно просидеть добрую половину экзамена и просто не успеть выполнить тест. Будьте рациональны, спокойны и поступательны. Лайфхак: в тесте встречаются вопросы, которые могут попасться во второй части, например, в плане. Именно поэтому сначала лучше проанализировать тестовые задания, чтобы подчеркнуть для себя теорию. Писать на экзамене стоит грамотно и четко, но не заумно. Чем проще пишете, тем меньше придирок будет со стороны проверяющего, плюс меньше шанс ошибиться в формулировке или запутаться. Тем самым вы предохраняете себя же от потери баллов ЕГЭ. Опыт репетиторов говорит о том, что довольно часто ученики в заданиях с развернутым ответом начинают выписывать большие куски текста, которые считают аргументом или искомой характеристикой, функцией. Это распространенная ошибка, чаще всего ответы такого рода бракуют или снижают результат. Важно найти 2-3 аргумента по теме и указать их без лишней воды, чтобы экзаменатор не разбирался в больших объемах. Коротко и по сути, любят именно такой подход, придраться будет не к чему.
Решение заданий ЕГЭ по обществознанию Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные варианты и тематические онлайн тесты с ответами, на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.
Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием. Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2. Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука. Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу. Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. Относительная истина — неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер об этом говорит теория относительности. Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Истина абсолютная и истина относительная — разные уровни формы объективной истины. По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру. Заблуждение — содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Дезинформация — это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного — ложным. Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека. Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Практика — материальная, целеполагающая деятельность людей. Функции практики в процессе познания: 1 источник познания потребностями практики вызваны к жизни существующие науки ; 2 основа познания благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира ; 3 практика является движущей силой развития общества; 4 практика — цель познания человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности ; 5 практика — критерий истинности познания. Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат. Мышление и деятельность Исследовать мышление начали античные философы и ученые Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель с позиций философии и логики. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. Мышление — активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно-историческую природу. Объективной материальной формой мышления является язык. Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в используемых методах, и в богатстве знаний и успешности их применения. Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу; в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи. Особенности мышления: чувственная конкретность и предметность первобытный человек ; большие обобщающие способности современный человек. Этапы мышления: 1 формулирование задачи вопроса ; 2 решение; 3 достижение нового знания. Типы мышления: 1 Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку. Знание существует в языковых знаках знаки-сигналы, знаки-признаки и т. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности. Формы мышления: понятие; суждение; умозаключение. Основные виды мыслительных логических операций: сравнение; анализ; синтез; абстракция; конкретизация; индукция; дедукция; классификация; обобщение. Мышление является основой поведения, адаптации; мышление связано с деятельностью, так как в ее процессе сначала решается ряд задач, а потом умственный проект осуществляется на практике. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, творческо-преобразующее отношение к окружающему миру. Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем, что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него. История понятия «деятельность» А деятельность как основание и принцип всей культуры И. Кант Б рационалистическая концепция деятельности Г. В деятельность как источник происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни Л. Г теория социального действия М. Вебер, Ф. Знаменский выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов деятельности, ожиданий, притязаний и пр. Структура деятельности Субъект — источник активности, действующее лицо человек, коллектив, общество. Объект — то, на что направлена деятельность предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет земля в сельскохозяйственной деятельности , другой человек студент как объект обучения или сам субъект в случае самообразования, спортивных тренировок. Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. В процессе формирования мотива потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т. Цель — сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов задач. Средства — используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т. Средства должны быть соразмерными цели, моральными; нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Действие — элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Немецкий социолог Макс Вебер 1865—1920 выделял такие типы социальных действий: целерациональные действия, ориентированные на достижение разумной пели ; ценностно-рациональные действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях ; аффективные действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха ; традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т. Особые формы действий: поступки действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение ; деяния действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Результат — конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется полностью или частично. Результат деятельности может и не совпадать с целью деятельности. Параметрами результата деятельности являются количественные и качественные показатели, по которым производится сопоставление результата с целью. Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор. Важнейшие механизмы творческой деятельности: комбинирование, воображение, фантазия, интуиция — знание, условия получения которого не осознаются. Начало исследований игры было положено идеями Ф. Шиллера, Г. Спенсера, Ф.
Демоверсия ЕГЭ-2023 по обществознанию
Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Раздел 1. Человек и общество (часть 4) Подготовила: учитель истории и обществознания Безолюк.С.П. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. 1. Нахождение двух выпадающих понятий 2. Выбор позиций из списка «Человек и общество» 3. Человек и общество.
Новые темы ЕГЭ 2024 - Человек и общество - Теория и практика
Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе. Системное строение общества: элементы и подсистемы Общество — 1 в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения общество нумизматов, дворянское собрание ; отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества феодальное общество, капиталистическое общество ; человечество в целом; 2 в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы. Государство — политическая организация общества с определенным типом власти монархия, республика, советы, др. Развитие воззрений на общество 1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Гоббс, Ж. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека теологической, метафизической и позитивной. Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.
Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность всеобъемлющий характер ; автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование. Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда деятельности ; регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Общество — совокупность общественных отношений. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др.
Духовные идеальные отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения. Сфера жизни общества подсистема — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а определенные виды деятельности человека например, образовательные, политические, религиозные ; б социальные институты такие, как семья, школа, партии, церковь ; в сложившиеся отношения между людьми т. Основные сферы общественной жизни 1. Социальная элементы — народы, нации, классы, половозрастные группы и т. Экономическая элементы — производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения — обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Политическая элементы — государство, партии, общественно-политические движения и др. Духовная элементы — философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными инвариантными , сохраняют возложенные на них функции.
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам семья, армия и т. Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Общество — это система вне — и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Присуща самодостаточность, т. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. А С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Б С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой.
В Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Г В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. Общество — динамическая система, т. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами.
Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Общество — открытая система, оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень — социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень — институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов институциональных ролей ; как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов. Основные институты общества Социальный институт — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности. Условия появления системы социальных институтов: а в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте; б общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами материальными, трудовыми, организационными , системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт. Социальные институты — 1 элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2 ценностно-нормативные комплексы ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях , а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3 определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи. Основные черты признаки социального института: 1.
Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий поведения в соответствии с этими нормами и образцами. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели. Обладает определенными средствами материальными и человеческими ресурсами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности торговая марка, флаг, бренд и т. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества.
Типы социальных институтов классифицируют: 1. По сферам жизни общества: а экономические разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. В зависимости от их сферы деятельности: а реляционные институты например, страхование, труд, производство определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения. По функциональным качествам. По времени существования и др. Социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций. Типы функций социальных институтов А Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений — система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; 2.
Регулятивная функция — выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества т. Интегративная функция — процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп; 4. Транслирующая функция — передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям; 5. Коммуникативная функция — распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами. Б Отдельные функции: — социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др. Мертон предложил различать «явные» и «скрытые латентные » функции. Явные — приняты официально, признаны и контролируются обществом; скрытые — выполняются скрыто или непреднамеренно. При расхождении этих функций возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества, так как наряду с официальными институтами формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений например, криминальные структуры. Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать институт рабства , а другие — появляться институт рекламы или институт гражданского общества.
Формирование социального института называется процессом институционализации процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Основные социальные институты 1. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Функции: экономическая, репродуктивная, воспитательная и т. Социальные институты политики: осуществляют реализацию политической власти. Внутренние функции: хозяйственная, стабилизационная, координационная, обеспечения защиты населения и др. Экономические институты: институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и другие виды систематизированной экономической активности. Экономика как социальный институт обеспечивает людей материальными условиями существования, является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.
Основная функция: производство и распределение товаров и услуг. Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Образование способствует социализации индивида и развитию личности, содействует ее самореализации. Функции: адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. Право — социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Основные функции права: регулятивная регулирует общественные отношения и охранительная охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом.
Отношения между классами, сословиями, национальностями, различными группами индивидов, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий обратить отдельное внимание Здравоохранение, коммунальные услуги, социальное обеспечение и т. Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и партиями, распределение публичной власти и влияния, управление обществом и государством. Парламент, правительство, партии, организации гражданского общества; Духовная. Создание духовных ценностей, их сохранение, распределение и потребление. Школы, вузы, театры, музей, библиотеки, архивы и т. В рамках каждой из сфер общества осуществляется удовлетворение определенных социальных потребностей, что происходит в рамках и при помощи конкретных социальных институтов, входящих в каждую их сфер жизни общества. Например, семья выполняет как репродуктивную, так и хозяйственную, и воспитательную функции, в то время как социализацией личности занимаются и семья, и институты образования, и церковь, и даже государство в определённой степени Признаки социальных институтов Они воспроизводятся из поколения в поколение; Внутри них сохраняются устойчивые социальные отношения, выраженные через систему ролей и статусов внутри института, то есть внутри каждого социального института есть определённая ролевая система; Эти отношения регулируются методами социального контроля — формальными и неформальными нормами и санкциями, то есть есть определённая система внутренних правил; Социальные институты, как правило, представлены сетью учреждений и организаций, формальных и неформальных социальных групп. Каждый социальный институт обеспечивает стандартное поведение людей в социально-типичных ситуациях. Социальные институты, как и общество в целом, подвержены изменениям со временем: у них могут появляться новые функции и отмирать старые, а иногда они оборачиваются дисфункциями — негативными последствиями работы определенных учреждений бюрократия — в государстве, неограниченные объемы потребления — на рынке, нетерпимость — в церкви и т. Задания ЕГЭ человек и общество — практика Задание 1 В каких предложениях понятие «общество» употреблено в наиболее узком смысле? Общество любителей миниатюрной книги провело свою ежегодную конференцию. Ученые спорят о расколе как феномене развития российского общества.
Не верите? Вот, вам конкретное задание второй части из Банка заданий ФИПИ по обществознанию: Гражданин N был избран депутатом городского законодательного собрания. Он уделяет большое внимание работе с потенциальным электоратом, защите прав и свобод граждан. Он стремится максимально реализовывать пожелания жителей. Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте любой из них. Типы лидерства в зависимости от легитимности власти — это концепция Макса Вебера. Еже ли что…. А вот задание 1 части экзаменационной работы ЕГЭ тоже из Банка заданий: Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны. И еще, по вопросам веры — не ко мне, а в любую религиозную организацию. Я-то четко знаю, что именно любит спрашивать экзаменационная работа ЕГЭ. Поэтому мои ребята с курсов подготовки к ЕГЭ по обществознанию и сдают экзамены на максимальные баллы, в отличие от других моих коллег по цеху. Как-то так! Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
Классификация типов мировоззрения: А определяется эпохой и временем, в которых живет человек. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. Д по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. В мировоззрении выделяют два уровня: 1 рационально-теоретический, 2 жизненно-практический. Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим человеколюбивым или негуманистическим человеконенавистническим ; выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские. Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования. Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм. Виды знаний Знание является единством чувственного и рационального познания. Знание — 1 проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2 обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3 инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей. В середине XIX в. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного основано на традиции и индивидуальной вере ; философского основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути ; позитивного научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного выраженного в понятиях, суждениях, теориях и неявного не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Виды знаний: 1 Обыденное житейское — основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Форма существования этого вида знания — художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. Признаки научного знания: знание рациональное полученное при помощи разума, интеллекта ; оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое не всегда получается ; системное основанное на многом ; это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности точные измерения, наличие терминологии ; знание, открытое для критики в отличие от религии, культуры, искусства и т. Ненаучное знание подразделяется на: а донаучное знание — знания, полученные до появления современной науки; б паранаучное знание — формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания астрология, экстрасенсорные знания это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию — уфология , в вненаучное знание — сознательно искаженные представления о мире его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр. Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Понятие истины, ее критерии Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм — философское учение, признающее возможности познания мира. Познание — 1 процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2 процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Субъект познания — носитель предметно-практической деятельности и познания индивид или социальная группа , источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало. Объект познания — то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Иерархия познавательных способностей человека Платон, Аристотель, И. Кант : а чувственное познание — является базовым, с него начинается все наше познание; б рациональное познание — осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи причинно-следственные между явлениями, законы природы; в познание на основе идей разума — задает мировоззренческие принципы. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Формы источники, ступени познания: 1. Чувственное эмпирическое познание — познание с помощью органов чувств зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Формы чувственного познания: ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств ; восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств ; представление чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием. Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2. Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука. Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу. Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека. Субъективная истина зависит от восприятия субъекта, его мировоззрения и установок. Относительная истина — неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми. Относительная истина зависит от точки зрения наблюдателя, она носит изменчивый характер об этом говорит теория относительности. Абсолютная истина — полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем. Истина абсолютная и истина относительная — разные уровни формы объективной истины. По форме истина может быть: житейской, научной, художественной, нравственной и т. Научную истину, например, отличает системность, упорядоченность знания, его обоснованность и доказательность. Духовная истина есть не что иное, как правильное, совестное отношение человека к себе, другим людям и миру. Заблуждение — содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь — сознательное искажение образа объекта. Дезинформация — это подмена из корыстных соображений достоверного недостоверным, истинного — ложным. Причины относительности человеческих знаний: изменчивость мира; ограниченность познавательных возможностей человека; зависимость возможностей познания от реальных исторических условий, уровня развития духовной культуры, материального производства и особенностей познавательной деятельности человека. Критерий истины зависит от формы и метода познания. Он может быть эмпирическим, т. В социологии основным критерием истины является практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. Практика — материальная, целеполагающая деятельность людей. Функции практики в процессе познания: 1 источник познания потребностями практики вызваны к жизни существующие науки ; 2 основа познания благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира ; 3 практика является движущей силой развития общества; 4 практика — цель познания человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности ; 5 практика — критерий истинности познания. Основные виды практики: научный эксперимент, производство материальных благ, социально-преобразующая деятельность масс. Структура практики: объект, субъект, потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность, предмет, средства и результат. Мышление и деятельность Исследовать мышление начали античные философы и ученые Парменид, Протагор, Эпикур, Аристотель с позиций философии и логики. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер. В эпоху Ренессанса сенсуалисты решающее значение отдавали ощущению и восприятию; рационалисты считали мышление автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования. В конце XIX в. Мышление — активный процесс отражения объективной действительности в понятиях, суждениях, теориях, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление, имея своим единственным источником ощущения, переходит границы непосредственно-чувственного отражения и позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс. Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые суть продукты развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Мышление человека по своей природе социально, имеет общественно-историческую природу. Объективной материальной формой мышления является язык.