Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы. гротеск – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. ГРОТЕСК [тэ], а, м. В искусстве: изображение чего-н. в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. что это такое, как зародился жанр и какие произведения литературы могут служить его яркими примерами.
Гротеск: что это такое и каким языком говорит
Продолжателем гоголевской традиции стал М. Булгаков, в его сатирических повестях гротеск, то есть фантастическое преувеличение, тоже смешивается с абсурдом окружающей действительности. Замятина, — излюбленный приём писателя. Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы.
Гипербола — это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т. В литературе гипербола — средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В.
Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф. Достоевский , и дольше века длится день Б.
Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином. Однако само понятие возникло в XV веке и имело вполне конкретное значение: так называли сложный орнамент, которым были покрыты своды и стены случайно обнаруженного под землёй дворца римского императора Нерона.
Такие контрасты и противоречия помогают обнаружить и подчеркнуть явные или скрытые недостатки, иррациональность и нелепость в разных сферах жизни. Гротеск также поддерживает игровую функцию в искусстве. Он призван изучать и нарушать границы и стандарты, играть с обычными моделями поведения и мышления, в результате чего возникает ощущение некой свободы от общепринятых правил. Гротеск способствует смеху и радости, а также вызывает удивление и изумление, что помогает зрителю или читателю отстраниться от реальности и войти в мир фантазий и удивительных событий.
Использование гротеска в искусстве позволяет художникам и писателям выразить свое отношение к общественной и политической действительности, воздействовать на эмоции и сознание зрителя, создавая альтернативные идеи и интерпретации. Гротеск играет важную роль в понимании человеческой натуры, использовании сатиры и нелепости в разных видах искусства, а также отражении противоречивых сторон человеческой жизни и общества. Что такое гротеск? Хотя термин «гротеск» может относиться к различным искусствам, здесь мы сфокусируемся на его использовании в дизайне.
Гротеск в дизайне отличается своей эксцентричностью, странностью и часто вызывает удивление или смех. Он может быть представлен в виде рисунков, иллюстраций, шрифтов, а также в создании комических и карикатурных образов. В гротеске часто используются преувеличенные и вытянутые, искаженные формы, несвойственные естественным объектам или существам. Гротеск можeт вызывать у зрителей настроение интереса, удивления, смеха или даже отвращения.
Этот стиль часто используется в коммерческом дизайне, рекламе и иллюстрациях с целью привлечь внимание и вызвать эмоции у аудитории. Знание гротеска может быть полезно для дизайнеров, иллюстраторов, рекламистов и других кreatивных профессионалов, чтобы визуально передать определенное настроение или создать уникальный стиль работы. Это язык, на котором можно говорить своим дизайном, и добавить креативности и оригинальности в свою работу. Исторический контекст Слово «гротеск» происходит от итальянского «grottesco», что означает «подземелье» или «пещера».
Именно так были названы римские подземелья, где были найдены стены, расписанные странными и искаженными изображениями. Античные гротески, как их называли, были очень популярны в эпоху Возрождения. Художники и архитекторы использовали гротески во внутреннем и наружном украшении зданий, а также в различных видах декоративного искусства. Гротеск выступал как своеобразный комментарий к социальным, политическим и религиозным явлениям своей эпохи.
Кроме того, гротеск часто символизировал несовершенство и уродливость человеческого мира. Определение и характеристики Одна из характеристик гротеска — это его использование в целях сатиры и иронии. Он может использоваться для выражения критики и поддержки определенной идеи или концепции.
Обычно гротескные образы встречаются в трагедиях. Лучше понять что такое гротеск помогут примеры. Допустим, примерами персонажей с элементами гротеска могут служить: Нос из одноименного произведения Гоголя, который самостоятельно, без хозяина прогуливается по улицам, ходит на службу Карась-идеалист из сказки Салтыкова-Щедрина, проповедующий любовь в подводном мире, где один всегда пожирает другого Полиграф Полиграфович из «Собачьего сердца» Булгакова, который представляет собой странную помесь животного и человека, и сравнение часто идет в пользу собаки Крошка Цахес из страшной сказки Гофмана: маленьких ребенок, заточенный в ужасное, уродливое тело Персонажи и ситуации, описанные в бессмертном романе «Мастер и Маргарита», почти полностью построены на гротеске: ужасное сочетается с прекрасным, смешное — с трагическим.
Гротеск в костюмах, декорациях спектакля. В сатирической графике сочетается патетика и гротеск. Скульптурные гротески в готическом соборе. Типографский шрифт с равномерной толщиной штрихов. Геометрические гротески.
Гротеск - примеры из литературы
Фрагмент росписи Дома Веттиев, I век После падения Римской империи в V веке искусство гротеска было утрачено на тысячу лет. Только в 1481 году группа итальянских художников, приглашенных папой Сикстом IV для росписи храмов в Ватикане, случайно обнаружила в ходе строительства церкви руины дворца римского императора Нерона. На отдельных участках стен сохранились причудливые орнаменты, вызвавшие живой интерес среди художников.
Само определение «гротеск» звучит как тип образности, который основан на причудливом, контрастном сочетании фантастики и реальности, комичного и трагичного, прекрасного и безобразного. В искусстве сфера гротеска включает в себя многозначные образы, которые созданны фантазией художника, в них жизнь получает довольно противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают их буквального толкования, сохраняя черты загадочности. Существуют и другие значения термина «гротеск»: Гротеск — это вид художественной образности; орнамент, где причудливо сочетаются изобразительные и декоративные мотивы животные, растения, человеческие формы, маски.
Рубленый шрифт гротеск, sans serif, gothic type — это шрифт без засечек. Вернемся к истории. Так, Рафаэль использовал стиль «гротеск» в качестве образца украшений лож Ватикана, его ученики — для росписи потолков, стен дворцов. Известный итальянский мастер эпохи Возрождения, Бенвенуто Челлини, гравировал гротеском на клинках мечей. Гротеск в мифологии первобытного и древнего мира достаточно сложен для понимания. Если говорить с точки зрения современной эстетики, то здесь очевидны многочисленные гротескные элементы.
Например, произведения — египетская сказка об обреченном царевиче, античные мотивы гарпий, сирен. Но также с уверенностью можно сказать — впечатление гротескного не только не было задачей автора подобных произведений, но и слушателем их гротескность воспринималась в меньшей степени. В искусстве Основная статья: Гротеск в изобразительном искусстве Ренессансные гротески коллаж Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов. Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце, римские виллы Фарнезина и Мадама. За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма.
Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты, экспрессионисты, сюрреалисты. Немного истории Гротеск имеет довольно старинное происхождение. Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями. Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном.
Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения. Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском. Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск. В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное.
В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём. На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека.
Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного. Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым. В сказках реальность и фантазия нередко переплетается между собой, но всё же границы остаются очевидными. Гротескные образы с первого взгляда проявляются как абсурдные, лишённые всякого смысла. Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений.
Повесть «Нос» Гоголя также считается ярким примером использования стиля в сюжете. Нос главного героя приобретает самостоятельную жизнь и отделяется от хозяина. В живописи В Средние века был характерен для народной культуры, выражавшей самобытный способ мышления. Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью. Специалисты каких областей науки обращаются к исследованию гротеска?
В институте психологии РАН работает Ольга Владимировна Шапошникова, которая вступила в науку как специалист по гротеску и создала классификацию гротеска и его разновидностей.
Читатель силится и хочет пробудится, но цель автора — завладеть вниманием настолько, чтобы после прочтения осталось лишь понимание завуалированной идеи произведения. Примеры гротеска в литературе Образы, возникающие пред сознанием в гипертрофированном виде, чаще всего призваны воздействовать на подсознание, выдавая таким образом секретные мысли и тайные метания. Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать: Переплетение сна и реальности, причем сон обязательно насыщен ужасными подробностями, опасными и огромными образами, как например сон Татьяны в котором любимый становится медведем, окруженным чудовищам или сон Раскольникова, в котором в образе старушки предстаем великое Зло. Превращение части в целое, как например в повести «Нос» Гоголя, нос чиновника уходит и становится самостоятельным гражданином. Полное изменение личности, как в рассказе «Превращение» Кафки, в котором герой становится отвратительным насекомым и умирает.
Всегда является преувеличением, карикатурой, поэтому он широко используется для создания сатирических произведений.
В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип.
«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём
Суть гротеска описывалась уже Витрувием , а также Горацием «О поэтическом искусстве», строки 1—5: к женской голове приставлена шея лошади, туловище составлено из частей тел разных животных и завершено рыбьим хвостом. Термин «гротеск» возник в Италии в конце 15 в. Лигорио , а также учёный-гуманист Д. Барбаро 1513—1570 , который в комментариях к Витрувию 1556 определил гротеск как «сновидения живописи». Гротеск понимался как нечто неупорядоченно-фантастическое, как беспричинная игра форм наподобие терминов « барокко », «барочный» в 18 в. В эстетике эпохи романтизма гротеск, с одной стороны, отождествлялся с различными орнаментальными, «беспредметными» формами например, арабеска , в которых угадывался более глубокий смысл художественного символа, с другой стороны, использовался в практике искусства для выражения острокритического, а иногда и нигилистического отношения к действительности.
Гротеск в литературе, Гюстав Доре. Гаргантюа разрушает замок Вед. Paris, 1854 Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Национальная библиотека Франции, Париж.
Гюстав Доре.
Чуковский, «О Чехове», 1915 г. Станиславский, «Моя жизнь в искусстве», 1925—1928 г. Бахтин называл это смешение амбивалентностью и возводил к карнавальной культуре , смешное и ужасное а также любые промежуточные эмоции. Игорь Сухих, «Заблудившаяся электричка», 2002 г.
Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ширпотреб — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Источник Гротеск Гротеск фр. Присущ художественному мышлению произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями.
Содержание Этимология Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот то есть небольшая пещера или впадина , восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры» , на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. В архитектуре Часто путают гротеск с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды.
Этот вид скульптуры также называют химерой. Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, специально созданным для отвода дождевой воды от стен здания. В литературе Гротеск — в литературе одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений гротов были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые:гротеск-«форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает».
Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В.
Фролов эту точку зрения опровергают. Гротеск занимает немалое значение в творчестве Мэрилина Мэнсона. Grotesque — одна из песен вымышленной дэт-метал группы Detroit Metal City.
Эти «пещеры» на самом деле представляли собой комнаты и коридоры Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н.
В архитектуре нередко гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой. Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, сделанным с целью отвода дождевой воды от стен здания. В литературе гротеск представляет собой жанровую форму фантастики, одну из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.
Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смех и забава неотделимы от страшного и зловещего; обычно образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Подробнее художественный приём гротеска рассмотрен в художественной литературе, как приём, который унаследовал свои черты не только из живописи, но и из музыки и архитектуры. Гротеск в литературе Этот приём считается комическим, он необходим в литературе для подчёркивания абсурдности происходящего.
Необходимо было обратить внимание читателя на то, что считалось важным, но было скрыто за смешным явлением. Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности. В литературе, как в живописи и архитектуре, нельзя многое увидеть, можно только представить. Гротеск помогает воздействовать на воображение читателя, он его будит и заставляет мыслить в том направлении, которое ему предлагает автор.
Основа гротеска Гротеск основывается на контрасте, на конфликте. Что такое «конфликт»? Это способ разрешения столкновения, ссоры, разногласия и противостояния. Конфликты возникают на почве несоответствия целей и интересов, мнений и взглядов на многие аспекты.
Гротеск - что это такое?
гротеск — гротеск I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Неверно полагать ''смеховую культуру'' эпохи тотального христианства (ключевые слова: праздник, гротеск, карнавал) идентичной античной комедийной культуре. прием, который используется для создания комического или сатирического эффекта в высказывании. Термин происходит от французского слова grotesque, что переводится как «причудливый» или «комичный». Гротеск – это особый стиль в искусстве и дизайне, который характеризуется фантастическими формами, высоким уровнем карикатурности и экспрессии.
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Что значит гротеск кратко | гротеск – поиск в словарях русского языка на справочном-информационном портале |
Что такое гротеск в литературе кратко | Предлагаем разобраться, что означает понятие гротеск в литературе, каковы его отличительные черты и лексическое значение, рассмотрим примеры в статье. |
Что такое гротеск в литературе? | Литературные термины | ReadCafe | Гротеск – это высшая степень комического, проявляющегося в чрезмерном преувеличении или сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комического. |
Грот и гротеск, crypta - этимология (Сергей Колибаба) / Проза.ру | его определение, история возникновения, особенности как художественного приема. |
Манн Ю. В. Гротеск в литературе | Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях. |
Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором
гротеск — гротеск I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. это особый вид художественной образности, трагикомический или комичности выделяющий и обобщающий жизненные проявления с помощью алогизма и гиперболы, фантастического и реального. Что такое гротеск и история этого термина. Гротеск – это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. гротеск — гротеск I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. Так будущее слово «гротеск» обогатилось новыми смыслами, оторвалось от своих живописных корней и приобрело более широкое значение и употребление. Гротеск как художественное направление берет свое начало в архитектуре древнеримских подземных пещер — гротах.
что такое гротеск в литературе определение кратко
Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей. Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур.
Толкование слов иностранного происхождения осуществляется без указания их оригинального написания. Толкование терминов приводится доступным языком, в лаконичной, но достаточно полной для передачи смыслового значения форме. Словарь будет полезен студентам, абитуриентам, преподавателям вузов по соответствующим направлениям подготовки, а также всем, кто интересуется историей и современным дизайном. Энциклопедический словарь гротеск устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур древней, плакатной, рубленой и др. Булгакова, Х. О словаре Энциклопедический словарь — справочный словарь, статьи которого содержат более полное, в сравнении с обычным словарем, описание данного термина или определения. Энциклопедический словарь может быть общим или специализированным, освещающим определенную дисциплину или область знаний, например, медицину, искусство, астрономию, историю. Сведения в словаре могут быть сосредоточены вокруг конкретной этнической, культурной или академической перспективы, например, Военно-исторический энциклопедический словарь России, Словарь наук и так далее. Энциклопедические словари, как правило, содержат в себе иллюстрации, карты и другой наглядный материал. В искусстве: изображение чегон. Гротескный стиль. Гротесковая роль. О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем.
Основа гротеска — контраст. Конфликт нескольких противоположных начал порождает любопытные формы и представления, как, например, образы говорящих кукол или маленьких уродцев, вроде Крошки Цахеса в сказках Э. В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного. Они не умиляют, не вызывают желания позаботиться о себе, а наоборот, вселяют ужас, отвращение или недоумение, лишь через некоторое время сменяющееся более тёплыми чувствами. Слово «гротеск» происходит от французского «grotesque» «причудливый, смешной». Как сообщает этимологический словарь М. Фасмера, в основе лежит итальянское «grotta» «пещера». В XV столетии существовало определение «гротовый», относившееся к живописи и архитектуре с причудливыми элементами животного и растительного орнамента. Подобные декоративные фрагменты были обнаружены в римских катакомбах. Предполагают, что по времени создания они относятся к эпохе правления императора Нерона. Поразительная живопись подземных пещер породила моду на сочетание странных персонажей и фигур в убранстве жилищ, отделке мебели, посуды, украшений. Дракон, держащий в зубах виноградную лозу, грифон с яблоком в лапе, двухголовый лев, перевитый плющом, — это типичные образы гротескного искусства. Гротеск в литературе — это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением. В отличие от гиперболы , которая тоже склонна к преувеличениям, гротеск доводит ситуацию до крайности, делая сюжет абсурдным. В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа. Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя. Примеры гротеска в литературе Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск — это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха.
В разговоре слово гротеск обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный» или «уродливый», и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как маски на карнавале или гаргульи на соборах. Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы. Подобные сочетания, как правило, имеют причудливый либо фантастический характер. Произведение искусства, исполненное в причудливо-фантастическом, уродливо-комическом стиле искус. То же, что гротескный искус. Стиль г. Название одного из типографских шрифтов тип. Набрать заглавие гротеском. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
Этапы развития гротеска
Гротеск всегда показывает какое-либо отклонение от нормы, преувеличение и намеренную карикатуру. Гротеск, термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и. Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. гротеск — гротеск I м. 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, нарушении границ правдоподобия, сочетании резких, неожиданных контрастов. причудливый, комичный) в общем смысле обозначает что-либо, выполненное в уродливо-комическом, причудливо-фантастическом стиле.
Что такое гротеск
XVI век называют золотым веком гротеска. Он расцвел в эпоху античности, но затем был забыт. Своим возрождением и названием гротеск обязан раскопкам древнеримских построек, называемых гротами. Гротесками были названы древне-римские лепные орнаменты, найденные в Риме в 15 в.
Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493 - 94, художника Пинтуриккьо, и в лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля. В XVI веке узор несколько раз менялся. Первоначальный его вариант - гротеск по типу "канделябра" - нанизывался на вертикальный стержень и состоял из изображений птиц, грифонов, дельфинов, аллегорических фигурок, маскаронов, а также изображений предметов, бытовавших у римлян - каменных алтарей, табличек для надписей, дисков, служивших одним из видов наград.
Постепенно орнамент насыщался фантастическими существами и приобретал движение композиции Николетто да Модена, Агостино Венециано. Во второй половине XVI в. Гротеск стал легким и воздушным.
Благодаря гравюре, тиражировавшей орнаментальные композиции, гротеск распространился в Европе. Происходящее от орнамента. Гротеск наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического.
Художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. Мастер гротеска. Приемы гротеска присущи комедиям Аристофана. К гротеску часто обращался М.
Гротеск в костюмах, декорациях спектакля.
Причудливые изображения на стенах зданий производят разное впечатление на людей. Гротески могут нравиться либо вызывать чувства отвращения, жалости или дискомфорта, но они неизменно привлекают внимание своей необычной формой и содержанием. История гротеска История гротеска берет свое начало в античной культуре.
Конфликты возникают на почве несоответствия целей и интересов, мнений и взглядов на многие аспекты. В связи с чем, в гротеске заключено противоборство двух или нескольких субъектов. Это сопровождается негативными эмоциями и действиями, выходящими за рамки норм и правил поведения.
Квентин Массейс «Безобразная герцогиня» , около 1513 года Местонахождение: Национальная галерея Лондон, Великобритания Образы гротескного искусства Типичными образами гротескного искусства стали интересные животные: дракон и виноградная лоза, грифон, у которого в лапах было зажато яблоко и двуглавый лев, обвитый плющом. Эти персонажи родились в XV столетии из пещер и подземелий. Слово «гротовый» относилось к живописи и архитектуре. А само слово «grotta» в переводе означало «пещеру», пришедшую из эмоционального языка итальянцев. По утверждению Этимологического словаря М. Фасмера, «гротеск» произошёл от французских слов «причудливый и смешной»: «grotesque». Примеры гротеска в литературе Самые яркие примеры данного приёма представлены у Н.