В этом году конкурс приурочен к 85-летию со дня рождения балерины Екатерины Максимовой. Балерина Екатерина Максимова Балерина Екатерина Максимова. Катя не мечтала о сцене или искусстве, она хотела стать кондуктором или пожарным из-за своей подвижности и непослушности. Пластичная, с филигранно отточенной техникой – Екатерина Максимова казалась прирожденной балериной классических спектаклей. В этом году конкурс приурочен к 85-летию со дня рождения балерины Екатерины Максимовой. Ekaterina Maksimova | Екатерина Максимова.
«Балерина, обогнавшая своё время»: 85 лет со дня рождения Екатерины Максимовой
На сцене Большого Екатерина Максимова перевоплощалась в героинь с разным темпераментом. Играла и в комедиях, и трагедиях. Завершив карьеру, преподавала. Анна Никулина, прима-балерина Большого театра: «Екатерина Сергеевна была моим первым педагогом в театре, и что сразу меня поразило, что во-первых, человек потрясающей скромности, потрясающей внутренней культуры, при этом я сразу же в зале чувствовало себя с ней свободно».
Необычно было сочетание трагичности и хореографического рисунка. Неожиданно много сложнейших поддержек, сочетающихся с акробатическими приемами. Но Максимова и здесь оказалась на высоте. Она смогла сочетать античную пластику и современнейшую технику. Карьера Максимовой была на самом взлете, но случилась беда, которая могла на всю жизнь не только лишить ее балета, но в худшем случае и возможности ходить.
Это случилось на репетиции балета «Иван Грозный», на которой во время сложной верхней поддержки балерина не справилась с выходом из нее и получила травму позвоночника. Поначалу, к травме отнеслись не с должной осторожностью, Максимова рвалась репетировать. Но это стремление работать сыграло злую шутку. Балерина оказалась на больничной койке, без возможности нормально двигаться. Но Екатерина Максимова, несмотря на свою хрупкость обладала большой силовой воли и непреодолимым желанием танцевать, да вдобавок с ней рядом был любящий и верящий в нее мужчина. Васильев разработал целую систему упражнений для жены, а еще балерина целый год проходила в специальном корсете. И буквально через год, случилось чудо — вместе они победили болезнь! После такого испытания мировоззрение Екатерины Максимовой немного изменилось.
Ее легкость восприятия мира сменилась глубиной чувств. В 1976 году Васильев поставил для Максимовой балет «Икар», где она сыграла Эолу, а затем еще целый ряд спектаклей, как в театре «Эти чарующие звуки…»,1978 , так и на телевидении «Анюта» и «Чаплиниада». В 1980 году закончила Государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского по специальности «педагог-балетмейстер. С этого же года выступала в спектаклях ансамбля «Московский классический балет». С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии своего института классическое наследие и композицию танца в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора. В 1982 году по приглашению Франко Дзеффирелли снялась в его «Травиате» па-де-де Максимовой и Васильева было заснято с одного дубля. В 1988 году произошла неприятная история увольнения звёзд «пенсионного возраста», в результате которой со скандалом Екатерина Максимова была уволена из театра Юрием Григоровичем.
Исполнительская деятельность закончилась в 1990 году. Екатерина стала педагогом-репетитором балета Кремлевского дворца съездов. Работая с Александром Парра поставила спектакль «Библия» и следом спектакль «Русская рулетка». В 1998 году Владимир Васильев стал руководителем балета Большого театра и вернул в него супругу в качестве педагога. Вместе с мужем Владимиром Васильевым Екатерина Максимова приложила много усилий к организации и проведению в Перми конкурса артистов балета «Арабеск», возглавляла его жюри с 1996 по 2008 год. В 2008 году супружеская пара отмечала пятидесятилетие творческой деятельности и X конкурс проводился в их честь. Последний раз выступила на балетной сцене в 1999 году. Следующий, XI конкурс, прошёл уже после смерти Екатерины Сергеевны, и был посвящён её памяти.
С 2012 года «Арабеск» и его высшая награда, Гран-при, носят имя Екатерины Максимовой. Ушла из жизни в ночь на 28 апреля 2009 года в своей московской квартире от сердечной недостаточности. Похоронена 30 апреля на Новодевичьем кладбище столицы. Глинки 1991 — за концертные программы последних лет Орден Дружбы народов 28 января 1994 — за выдающиеся заслуги в области хореографического искусства и большой личный вклад в развитие мировой культуры Академик Академии российского искусства 1995 Почетный профессор МГУ 1995 Почётная грамота Правительства Российской Федерации 29 января 1998 — за большой личный вклад в развитие национального искусства России, организацию и проведение концертных программ и общественно-политических мероприятий Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени 30 января 1999 — за выдающиеся успехи в области хореографического искусства Благодарность Президента Российской Федерации 22 марта 2001 — за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства Орден Риу-Бранку 2004, Бразилия Приз «Душа танца» номинация «Мэтр танца» журнала «Балет». Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени 1 декабря 2008 — за большой вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю творческую деятельность Международная премия «За искусство танца имени Л.
Еще в первом классе, поучившись всего несколько месяцев, она впервые в жизни вышла на сцену Большого театра — сцену, которая впоследствии станет для нее родной и привычной. У нее были великие педагоги. Сначала Елизавета Павловна Гердт, знаменитая прима Императорского театра, чей отец был первым танцовщиком великого балетмейстера Мариуса Петипа.
Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, - это счастье", - признавалась Екатерина Максимова. Потом - непревзойденная Галина Уланова - учитель и друг. Именно она выпускала на сцену молодую Катю. Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер. Она была обидчива и строптива и доставляла учителям массу неприятностей своим непослушанием и дерзостью. Однажды капризную Катю поставили в пару с Володей Васильевым - она танцевала, отвернувшись от мальчика, а то и дразнила его.
Николай Цискаридзе уверен, что это не совпадение, а маленькое чудо. Люди нескончаемым потоком шли на гражданскую панихиду, чтобы проводить выдающуюся балерину в последний путь. Далее траурная процессия направилась на Новодевичье кладбище, где обрела последний покой Максимова. Николай Цискаридзе, присутствовавший на похоронах, вспомнил удивительный случай. В частности, так случилось во время прощания с одной из величайших балерин XX века Екатериной Максимовой.
Москва прощается с балериной Екатериной Максимовой
Например в уникальной балетной труппе Уфимского театра прослеживается генетическая связь с ленинградской вагановской школой. Питер подарил чудо — юную Светлану Савельеву, станцевавшую вариацию Повелительницы дриад «Дон Кихот» столь лирично, свежо и нежно, что впору пророчить участнице судьбу настоящей балерины. Конкурсный азарт соперничества набирает обороты и хочется верить, что все участники, в том числе и лидеры, поработают над ошибками. По традиции в нем представлены две номинации — хореографы и исполнители. Жеребьевка участников конкурса современной хореографии прошла 24 апреля. Результаты можно посмотреть на сайте arabesque-perm. Конкурсные показы сопровождаются онлайн-трансляциями на сайтах arabesque-perm.
В 1958 году окончила Московское хореографическое училище и поступила в труппу Большого театра, где работала до 1988 года. Последнее выступление Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 года, в день ее 60-летия, в минибалете М. Кларк «Сады Вилландри».
Ее вес составлял 47 кг при росте 157 см, но вскоре после поступления в труппу Большого театра, Катя похудела до 40 килограммов. Галина Уланова стала репетитором юной балерины. Балет Екатерина Максимова работала в балетной труппе БТ с 1958 по 1988 годы. Она была талантливой балериной и сразу же получила сольные партии, в то время как ее сверстницы прошли этап кордебалета. Максимова была очень гибкой и имела отличную технику, что делало ее идеальной для классических спектаклей. Однако, когда ей были доверены современные партии, постановщики увидели, что она универсальна и ее возможности безграничны. Русская танцовщица была названа "маленьким эльфом" восхищенной публикой за ее невероятную легкость. В том же году, на Всемирном фестивале молодежи в Вене, балерине была вручена золотая медаль. После этого последовали гастроли в Китай, Данию, Норвегию и Финляндию. Екатерина Максимова достигла нового уровня мастерства, когда Юрий Григорович, молодой балетмейстер из Ленинграда, был приглашен в Москву. Он поставил балет "Каменный цветок" и поручил Максимовой главную роль - Екатерину. Григорович требовал от танцовщиков высокого мастерства и актерской игры. Максимова справилась с ролью: в ее танце Екатерина превращается из лирической русской девушки в сильную женщину, борющуюся за любовь. Екатерина Максимова в балете «Каменный цветок» В следующем году Екатерина Максимова получила роль в 11-ом вальсе "Шопенианы", что стало новым достижением в ее творческой карьере. Фильм был впервые показан в Париже. Роль Марии в балете "Бахчисарайский фонтан" была передана Максимовой от Улановой, которая ранее ее исполняла. Мария, исполненная Екатериной Максимовой, была не такой, как у Улановой, но не менее яркой. Сотрудничество с Владимиром Васильевым, опытным и одаренным балетным артистом, сыграло важную роль в успехах Максимовой. Они были идеальной командой, дополняя друг друга, не соперничая в своем мастерстве. Премьера в Большом театре стала главным событием года в культурной жизни столицы. Роль Китри требовала от балерины невероятной скорости, стремительности. Высокие прыжки "жете" чередовались с мелкими шажками "па" и энергичными вращениями, как задумал балетмейстер Мариус Петипа. Зрители были восхищены и аплодировали ей стоя.
К 75-летию выдающейся балерины Екатерины Максимовой В Москве открылась выставка , посвященная 75-летию выдающейся балерины современности, народной артистки СССР, прима-балерины Большого театра Екатерины Максимовой. Фото с сайта rus. На выставке представлены фотографии и личные вещи балерины Екатерины Максимовой, предоставленные её мужем и партнером Владимиром Васильевым.
Екатерина Максимова (балерина) - биография, новости, личная жизнь
В Большом театре состоялся вечер памяти балерины, передает ОТР. К 85-летию танцовщицы её муж Владимир Васильев, поставил спектакль-воспоминание лучших ролей артистки. На сцене Большого Екатерина Максимова перевоплощалась в героинь с разным темпераментом. Играла и в комедиях, и трагедиях.
Москва, ул. Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество.
Во многом это объясняется тем, что ведущая прима челябинского балета Татьяна Предеина — одна из любимых учениц Максимовой, о которой Екатерина Сергеевна сказала: «Таня — умница, она очень талантлива». Естественно, в спектаклях памяти Татьяна Предеина станцует и Анюту, и Китри.
Мне пришлось встречаться с Екатериной Сергеевной, брать у нее интервью, прочесть ее книгу «Мадам Нет» — так прозвали балерину журналисты за неохоту давать интервью. Я видела Максимову и Васильева в их звездные семидесятые. Это были не только великие артисты, чародеи танца, но еще и очень скромные люди, с которыми журналистам было легко общаться. Они шли на контакты, понимая, что это наша работа. В последнем интервью мы говорили с Екатериной Сергеевной о судьбе русского классического балета, об истории Большого театра.
Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра. Выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960—1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей. Была постоянной партнершей своего мужа, Владимира Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами. Партнерами Максимовой были многие выдающиеся артисты, всемирно признанные мастера: Ю.
Жданов, Н. Фадеечев, Г. Ледях, Б. Хохлов, М.
Лиепа, Л. Лавровский, А. Богатырев, Х. Менегатти Ромола — «Нижинский», театр «Сан-Карло», 1989.
Изысканным изяществом, точным чувством стиля отмечено ее воплощение хореографии Ф. Аштона па-де-де из балета «Сильвия», 1979 ; Т. Шиллинга «Матч», 1973 ; Дж. Арпино «В кругу ангелов» — хореографическая композиция, преподнесенная балетмейстером в дар Екатерине Максимовой на ее юбилее, 1994 ; М.
Кларк «Сады Вилландри», 1999. С Максимовой работал К. Голейзовский, поставивший в 1960 году для неё один из лучших своих номеров — «Мазурку» на музыку А. Скрябина и «Фантазию» на музыку С.
Василенко, которые она танцевала вместе с Володей Васильевым. Крест на её карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета «Иван Грозный».
На прощание с балериной Екатериной Максимовой пришли сотни москвичей
Екатерина Максимова скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года на 71-м году жизни в Москве во сне в собственной квартире[10]. от драмы до комедии, считает руководитель Государственного академического театра классического балета Наталья Касаткина. Екатерина Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Тогда Екатерина Максимова передала челябинским танцовщицам – Ирине Ушаковой и Татьяне Предеиной свои любимые партии.
Испытания и большая любовь «Мадам Нет». История жизни Екатерины Максимовой
То, как она сыграла свои телевизионные роли, то, как она была прекрасна и искренна в своем искусстве, тоже делало нас лучше и чище», — рассуждает Вера Васильева , народная артистка СССР. Екатерина Максимова ушла внезапно. Тихо и спокойно. Еще накануне она чувствовала себя хорошо, созванивалась с друзьями, обсуждала предстоящие планы.
Вечером прошлась во дворе с домашним любимцем — собакой. Её мама, Татьяна Максимова, утром до дочери так и не достучалась. Сердце самого родного человека перестало биться во сне.
Во многом это объясняется тем, что ведущая прима челябинского балета Татьяна Предеина — одна из любимых учениц Максимовой, о которой Екатерина Сергеевна сказала: «Таня — умница, она очень талантлива». Естественно, в спектаклях памяти Татьяна Предеина станцует и Анюту, и Китри. Мне пришлось встречаться с Екатериной Сергеевной, брать у нее интервью, прочесть ее книгу «Мадам Нет» — так прозвали балерину журналисты за неохоту давать интервью. Я видела Максимову и Васильева в их звездные семидесятые. Это были не только великие артисты, чародеи танца, но еще и очень скромные люди, с которыми журналистам было легко общаться.
Они шли на контакты, понимая, что это наша работа. В последнем интервью мы говорили с Екатериной Сергеевной о судьбе русского классического балета, об истории Большого театра.
Тот и одобрил поступление девочки в хореографическое училище. Образование Получать творческое образование героиня статьи начала в 10 лет. Ей удалось преодолеть конкурс в 80 человек на место. Уже через несколько месяцев она впервые в своей жизни вышла на сцену. Начинала свою карьеру с эпизодических ролей в спектакле "Щелкунчик", в котором у нее были партии куклы и снежинки. В постановке "Золушка" у нее была партия птички в свите феи Весны.
На сцене она смотрелась настолько органично, что для всех стало очевидным - у ребенка большое будущее. Вскоре в очередной постановке "Щелкунчика" ей доверили уже более значимую роль - девочки Маши. Она-то и принесла Кате первую в карьере награду - премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета. Наставницей балерины Максимовой была Елизавета Гердт. В 1958 наша героиня окончила хореографическое училище. Практически сразу ее приняли в труппу Большого театра, где педагогом и репетитором начинающей балерины стала легендарная Галина Уланова. В начале карьеры В труппе Большого театра балерина Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 годы. Ее талант был сразу отмечен руководством, которое стало доверять ей ведущие партии.
В это время большинство ровесниц будущей примы еще выступало в кордебалете. Балерина Максимова поражала всех окружающих своей отточенной филигранной техникой. Казалось, что она была рождена, чтобы выступать в классических постановках. Когда постановщики рискнули ей доверить исполнение современных партий, оказалось, что она органично смотрится и в этой роли. Тогда и стало очевидным, что возможности балерины Екатерины Максимовой практически безграничны. Уже через год после того как девушку приняли в труппу Большого театра, она отправилась на гастроли в Канаду и США. Публика была восхищена талантом Екатерины и называла ее "маленьким эльфом". Фото балерины Максимовой печатали многие газеты, отмечая невероятную воздушность советской танцовщицы.
По итогам мирового турне ей вручили золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи в Вене. После этого последовали гастроли в Китай и Скандинавию. Работа с Григоровичем Новым этапом в карьере танцовщицы стало сотрудничество с Юрием Григоровичем, которого в начале 60-х пригласили переехать из Ленинграда в Москву. Он поставил балет "Каменный цветок", в котором Максимовой досталась главная партия Екатерины. От артистов Григорович всегда требовал одушевленной актерской игры, профессионализма и мастерства. Максимова блестяще справлялась с возложенными на нее обязанностями. В танце ее героиня трансформируется из лирической и слабой русской девушки в сильную женщину, готовую на все ради любви. В фильме танцовщица выступила в роли Жизели.
Вскоре в балете "Бахчисарайский фонтан" Максимова начала исполнять партию Марии, которая фактически досталась ей в "наследство" от наставницы Галины Улановой.
Последнее выступление Максимовой на сцене Большого театра состоялось 1 февраля 1999 года, в день ее 60-летия, в минибалете М. Кларк «Сады Вилландри». События на видео.
Конкурс артистов балета «Арабеск» подвёл итоги второго тура
В четверг, 30 апреля, Москва простится с выдающейся российской балериной, народной артисткой СССР Екатериной Максимовой. 1 февраля – 85 лет со дня рождения балерины Екатерины Максимовой. От нас ушла великая балерина и "Великая молчунья Большого" Сегодня от сердечной недостаточности скончалась Екатерина Максимова. Главная» Новости музыкальной жизни» Скончалась выдающаяся балерина Екатерина Максимова. Источник: Екатерина Максимова В 1975 году Максимову поставили на замену во время репетиции балета “Иван Грозный”.
К 75-летию выдающейся балерины Екатерины Максимовой
Екатерина родилась через два года после смерти легендарного деда. Профессии, связанные с творчеством, были у многих ее родственников. Например, мама работала журналисткой. Интересно, что в детстве Катя не задумывалась о сцене. Шаловливая и непоседливая девочка мечтала стать пожарным или, на худой конец, кондуктором в общественном транспорте. Но судьба распорядилась иначе. Первой талант в девочке рассмотрела ее мать.
Она отвела ребенка к соседке - балерине Екатерине Гельцер. Однако та недолюбливала шумную тезку и отказалась оценивать ее таланты. Тогда в процесс включилась бабушка - Наталья Константиновна, дочь известного столичного предпринимателя Константина Гучкова. Она отвела Катю к балетному мастеру Василию Тихомирову. Тот и одобрил поступление девочки в хореографическое училище. Образование Получать творческое образование героиня статьи начала в 10 лет.
Ей удалось преодолеть конкурс в 80 человек на место. Уже через несколько месяцев она впервые в своей жизни вышла на сцену. Начинала свою карьеру с эпизодических ролей в спектакле "Щелкунчик", в котором у нее были партии куклы и снежинки. В постановке "Золушка" у нее была партия птички в свите феи Весны. На сцене она смотрелась настолько органично, что для всех стало очевидным - у ребенка большое будущее. Вскоре в очередной постановке "Щелкунчика" ей доверили уже более значимую роль - девочки Маши.
Она-то и принесла Кате первую в карьере награду - премию на Всесоюзном конкурсе артистов балета. Наставницей балерины Максимовой была Елизавета Гердт. В 1958 наша героиня окончила хореографическое училище. Практически сразу ее приняли в труппу Большого театра, где педагогом и репетитором начинающей балерины стала легендарная Галина Уланова. В начале карьеры В труппе Большого театра балерина Екатерина Максимова проработала с 1958 по 1988 годы. Ее талант был сразу отмечен руководством, которое стало доверять ей ведущие партии.
В это время большинство ровесниц будущей примы еще выступало в кордебалете. Балерина Максимова поражала всех окружающих своей отточенной филигранной техникой. Казалось, что она была рождена, чтобы выступать в классических постановках. Когда постановщики рискнули ей доверить исполнение современных партий, оказалось, что она органично смотрится и в этой роли. Тогда и стало очевидным, что возможности балерины Екатерины Максимовой практически безграничны. Уже через год после того как девушку приняли в труппу Большого театра, она отправилась на гастроли в Канаду и США.
Пети и многие другие. Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телевизионные фильмы и монографии. Еще продолжая выступать на сцене, Максимова все больше увлекалась педагогической деятельностью. Окончив в 1980 году ГИТИС, она через 2 года начинает преподавать там на кафедре хореографии классическое наследие и композицию танца. В 1996 году артистке присваивают ученое звание профессора. С 1990 года, после окончания исполнительской деятельности, Максимова стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца съездов, а с 1998-го — балетмейстером-репетитором Большого театра.
Одновременно Екатерина Сергеевна давала мастер-классы во многих театрах страны и мира, возглавляла жюри или принимала участие в работе различных международных конкурсов артистов балета. Екатерина Максимова — народная артистка СССР, обладательница многих почетных званий и премий в области хореографии, действительный член многих международных академий искусства, награждена многими орденами, как России, так и других стран. Танцовщица скоропостижно скончалась 28 апреля 2009 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.
В 1958 году она окончила Московское хореографическое училище и была принята в балетную труппу Большого театра. Уже на следующий год молодая балерина получила главную партию в «Каменном цветке» и приняла участие в первых гастролях Большого балета в США, где сразу очаровала зрителей и получила восторженные отклики прессы. В 1958-1988 гг. Максимова стала ведущей солисткой Большого театра. Ее огромное обаяние, незаурядные актерские способности и трудолюбие позволили ей практически сразу получать серьезные партии.
Она вкладывала в каждое свое выступление всю душу - и результатом был большой успех, пришедший к ней очень рано. Ее постоянным партнером был ее муж Владимир Васильев. Их дуэт начал складываться еще в училище, и впоследствии был признан эталоном артистического дуэта. Екатерина танцевала в спектаклях, поставленных Васильевым в Большом театре и за его пределами.
Она была живым примером того, что это не пустые слова. Большой театр скорбит о великой утрате и выражает глубокое соболезнование матери Екатерины Сергеевны Татьяне Густавовне Максимовой и мужу — Владимиру Викторовичу Васильеву.
Балерине Екатерине Максимовой сегодня исполнилось бы 75 лет
Москва простилась с выдающейся балериной нашего времени Екатериной МАКСИМОВОЙ. Екатерина Максимова – это знаменитая российская балерина и художественный руководитель Малого театра балета. 1 февраля великой балерине Екатерине Максимовой исполнилось бы 85 лет.
Екатерина Максимова (балерина) - биография, новости, личная жизнь
Став примой-балериной Большого театра, Екатерина Максимова хотела поскорее доработать до пенсии и начать жить для себя. Выдающаяся российская балерина, народная артистка СССР Екатерина Максимова скончалась сегодня ночью в Москве на 71-м году жизни. В обычной жизни эти качества у балерины Екатерины Максимовой присутствовали, но если речь заходила о танце, она как будто превращалась в другого человека. Ekaterina Maksimova | Екатерина Максимова.