Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека.
Театр Вахтангова отметил свое 95-летие премьерой трагедии «Царь Эдип»
Именно стремление человека встать наперекор судьбе, прыгнуть выше своей головы и привлекают зрителя к подобным героям. Вахтанговский Эдип достоин этого. Он интеллигентен, совестлив и на редкость современен: модно одет, играет на саксофоне, спортсмен демонстрирует прямо чудеса спортивной акробатики , но тем не менее он царь и выпускает иногда царственные когти. Особенно в сцене с Креонтом Эльдар Трамов. Несмотря на то что Эдип временами вроде бы находится на гребне вала судьбы, вал этот все-таки его подминает. Вал судьбы — впечатляющая метафора спектакля.
На сцене огромный цилиндрический вал, временами надвигающийся на героев, а в финале выкатившийся на самый край сцены, чуть ли не на нас всех. Спектакль завораживает, очаровывает ансамблевой гармонией чудесного сплава ярчайших составных подлинной современной театральности. Эстетика древнегреческой трагедии в сегодняшнем понимании дополняется мужским хором настоящих греков, от которых исходит не только прозаический ритмический речитатив, но и прекрасное пение. Музыка звучит в спектакле постоянно и, на мой взгляд, значительно обогащает наше восприятие происходящего. Мне кажется, что сейчас Фаустас Латенас является лучшим театральным имею в виду только драматический театр композитором России.
Из декораций — лишь издающая скрежет и скрип огромная труба, которая словно гусеница танка, кажется, вот-вот задавит актеров и упадет со сцены в партер на зрителей. Она периодически, как злой рок, куда-то утягивает и перемалывает героев трагедии. А еще страшные птицы, не сулящие ничего хорошего. Римас Туминас объяснил: царь Эдип для него — идеальный герой, из-за чувства вины сумевший отказаться от власти и богатства.
Постановка этой трагедии укладывается в концепцию Туминаса, какой должна быть роль театра сегодня.
Сегодня к трагедии «Эдип-Царь» обращается Р. По свидетельству Аристотеля Софокл изображает людей такими, какими они должны быть.
Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера и Эдип — яркий пример тому. Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой.
Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный.
Но почему-то "Самба слез". Так бы я определил и творчество Римаса, и свое». Виктор Добронравов: «Я считаю Туминаса великим режиссером. Мне кажется, что такие, как он и Юрий Бутусов...
Его постоянные соавторы — Адомас Яцовскис и Фаустас Латенас — гении тоже. Они втроем — как Змей Горыныч. Мне кажется, что Римас близок к космосу. После драматических постановок он поставил в Большом театре "Катерину Измайлову". Теперь ставит в Греции на 14-тысячный амфитеатр.
Что дальше? Ему уже тесно. Мы в шутку спрашиваем: "Римас, что дальше? Многое в работе с ним меня завораживает. У него совершенно свой взгляд на мир, на театр.
Он безумно любит театр, любит артистов, любит зрителей. Считает спектакль каким-то священнодействием, театр — местом силы. Это очень важно, потому что в последнее время на первое место выходят эпатаж, провокации, гонка за популярностью. Римас тоже далеко не классический режиссер. Он понимает, что так уже было и уже не интересно.
И он делает по-своему, но с огромным уважением к материалу. После первых репетиций "Эдипа" приходили люди, говорили: "Ничего себе, вы как будто бы умудряетесь играть действительно древнегреческую трагедию". А мы же не играем по классическим канонам. Мы играем как современные артисты». Как и в других спектаклях, в «Царе Эдипе» она полноправный участник действия.
Тревожная, страшная, нежная, щемящая. В ней одинаково слышны трагический ужас и томительная меланхолия. Она настраивает на чувствование. Не раскрывает заданную режиссером тему, а отзеркаливает ее. Музыку для греческого хора и речитативы написал композитор Теодор Абазис.
Фаустас Латенас: «Римас не ставит мне конкретной задачи. Мы оба ждем, когда у него созреет замысел, название созреет. Когда оно уже есть, жду его слов о том, чего бы ему хотелось. Потом мы можем вместе слушать какую-то музыку или даже просто разговаривать, размышлять. Ничего конкретного.
Вообще, театр — такое искусство, в котором нет конкретики. Оно идет из сердца, из чувств. Эти вещи не имеют материальной основы. И зависят от душевного состояния. Мне хотелось, чтобы в "Эдипе" зрители услышали, ощутили боль через какую-то тему.
Для меня эта тема Иокасты. Римас где-то точнее это объяснил, это спектакль не столько об Эдипе, сколько об Иокасте. Через тему Иокасты для меня слышны темы и мора, и беды, и опасности, нависшей над городом, вообще над человеком. Это тема, которая заставляет понять: никуда от рока не убежишь». Теодор Абазис композитор, автор музыки для греческого хора и речитативов : «Я знал, что в спектакле и вообще в русском и литовском театрах много музыки.
Она всегда звучит в эпизодах. Поэтому для меня самым главным было не заглушить ее, а, напротив, помочь зазвучать еще пронзительней. То есть помогать ей, не прикрывать. С Фаустасом мы работали параллельно, поэтому до нашей общей встречи его музыки я не слышал. Как он не слышал моей.
К тому же изначально мы здесь больше работали над произношением текста, тонами и полутонами. Наше дело — больше говорения, ритма, речитатива. Хор олицетворяет общество, правильнее сказать, сообщество, которое реагирует на то, что происходит на сцене. А там происходят конфликты. Оно их обсуждает.
Конфликты могут быть и в хоре, каждый характер в этом хоре может иметь свою позицию. Но эта позиция так или иначе должна потом стать общей».
Пять вечеров с театром Вахтангова. Часть третья
Вахтангова «Царь Эдип» рок имеет материальное олицетворение – могучая, потемневшая от времени многоглазая труба диаметром в несколько метров, каток истории, орудие высших сил, кара праведным и неправедным. К своему 95-летию Театр имени Вахтангова подготовил для зрителей подарок — премьеру греческой трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. 13 ноября 2016 года. Эдип (Виктор Добронравов) делает все, чтобы избежать подобной участи, ни в коей мере не покориться судьбе и честно расследовать, кто же убил его предшественника, царя Лая. теперь уже без ренессансного посредничества, напрямую обращаясь к древнегреческой трагедии, но и ряд внешних примет оформления (художник, разумеется тот же.
Билеты на Спектакль «Царь Эдип»
от 2000 рублей. «Царя Эдипа» вместе с греческим хором три раза сыграют в Москве на юбилее театра — в ноябре Вахтанговский отмечает 95. новости культуры латвии, новости россии, новости мира, латвия, россия, москва, римас туминас, театр имени вахтангова. Воспитанницы Пансиона Министерства обороны Российской Федерации в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова посмотрели спектакль «Царь Эдип». купить билеты на спектакль в Москве по выгодным ценам. Постановку покажут 5 ноября и 28 декабря 2023 года в Театра имени Евгения Вахтангова по адресу улица Арбат, 26.
RELATED POST
Международный фестиваль «Гешер», который пройдет с 18 мая по 3 июня, представит зрителям лучшие спектакли российских театров и оригинальные израильские постановки.
А вот в роли Тиресия он крут и превосходен. Потом на сцену вышла Максакова. Она в потрясающей форме.
Очень мощно отработала трагедию. Я любовался. Виктор Добронравов играл Эдипа. Хорош в финальных монологах.
По-мужски и вместе с тем очень трогательно отыграл финальные сцены. Художнику браво! Композитору браво! И ещё раз низкий поклон Туминасу.
Собрал команду супер профессионалов и сотворил шедевр из очень непростого материала. Главное, все понятно!
Вахтангова поставил «Царя Эдипа», возвращаясь через текст Софокла к корням: театра вообще и к собственным, режиссерским. Почти двадцать лет назад нынешний худрук Вахтанговского уже ставил «Эдипа», будучи главным режиссером Национального драматического театра Литвы, и теперь он вновь решил обратиться к классическому сюжету. На сцене лежит исполинская металлическая труба с аккуратными отверстиями - то ли призывной рог жителей Олимпа, то ли пережившая осаду башня, то ли прихотливая жаровня. На авансцене радостно играют две девчушки в белом - дочери Эдипа, но беззаботность мимолетна, а стабильность обманчива. Победоносный и справедливый царь Эдип Виктор Добронравов , принесший 15 лет назад мир и покой в Фивы, изгнав Сфинкса, бессилен перед эпидемией чумы. За советом к дельфийскому оракулу отправляют Креонта Эльдар Трамов , брата Иокасты Людмила Максакова , супруги и матери царя. Креонт возвращается с вестью, что боги требуют покарать убийцу Лая - предыдущего властителя Фив и отца Эдипа.
Мировая премьера «Царя Эдипа» с огромным успехом прошла в июле 2016 года в древнейшем действующем амфитеатре Греции — Эпидавре. Международный фестиваль «Гешер», который пройдет с 18 мая по 3 июня, представит зрителям лучшие спектакли российских театров и оригинальные израильские постановки.
Театр имени Вахтангова завершил гастроли в Барнауле древнегреческим триллером
купить билеты на спектакль в Москве по выгодным ценам. Постановку покажут 5 ноября и 28 декабря 2023 года в Театра имени Евгения Вахтангова по адресу улица Арбат, 26. Он был худруком Театра Вахтангова до мая 2022 года. русско-греческий спектакль «Царь Эдип» Софокла в постановке художественного руководителя театра Вахтангова Римаса Туминаса, приуроченный к 95-летию театра, которое отмечается 13 ноября. русско-греческий спектакль «Царь Эдип» Софокла в постановке художественного руководителя театра Вахтангова Римаса Туминаса, приуроченный к 95-летию театра, которое отмечается 13 ноября. это лучший спектакль в Вахтангова, да и вообще на русской сцене сегодня.
Древний Эпидавр принял московского «Царя Эдипа».
Правда, одет он несколько необычно — в костюмы-тройки с бабочками. Спектакль «Царь Эдип». Фото: vakhtangov. Лучшие поп-концерты в Москве Практически каждый день в столице проходят яркие концерты и шоу. Выступают как уже состоявшие артисты, так и только начинающие, но уже заявившие о себе музыканты.
Автор музыки к спектаклю композитор Фаустас Латенас. Продолжительность — 1 час 40 минут. Ближайшие показы 6 апреля и 27 мая.
Потому для Римаса Туминаса, как и для любого режиссера, работа с бессмертной пьесой стала своеобразным вызовом, важной вехой в творческой биографии. Соратником литовского постановщика стал его греческий коллега Стафис Ливафинос, руководитель Национального театра в Афинах, который и был инициатором уникального проекта. В постановке задействованы лучшие актеры вахтанговской труппы, а также артисты хора Национального театра Греции.
Погружению в материал помогает греческий хор — неотъемлемая часть античного театра. Артисты Национального театра Греции исполняют свои партии на родном языке. Музыка Фаустаса Латенаса — нечто неземное: трагична и оптимистична одновременно. Сценография Адомаса Яцовскиса лаконична и при этом наполнена содержанием. Труба, перекатывающаяся по сцене, служит и дворцовым престолом, и полем битвы, и горами, и кладбищем. О человеческом достоинстве, чести, сильном человеке, который смог наказать себя сам: уйти из жизни нищим, — рассуждает режиссер Римас Туминас. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека. Пушкин говорил: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях великой древности». Все, кто не читал Софокла, могут наверстать упущенное, увидев спектакль «Царь Эдип» в Театре Вахтангова.
Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины
Смотрите видео онлайн «Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»» на канале «Телеканал МИР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 мая 2023 года в 13:04, длительностью 00:02:28, на видеохостинге RUTUBE. прикосновение к античности, попытка приоткрыть дверь в мир столь далёкий и пленительный со своими законами, эстетикой, сюжетами — это риск. Верю, что на “Царе Эдипе” ангелы на верхних ярусах смеются и плачут, и прощают тех, кто может покаяться и осудить себя, как смог Эдип». Академический театр имени Вахтангова закрыл театральный сезон премьерой Римаса Туминаса «Царь Эдип» по трагедии Софокла. Спектакль «Царь Эдип» с 10 сентября 2021 по 23 мая 2024, Театр им. Евгения Вахтангова в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.
ЦАРЬ ЭДИП (Театр им. Евгения Вахтангова)
Забронируйте столик в буфете перед началом спектакля или на антракт по ссылке Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова Прикосновение к античности всегда риск. В Доме Евгения Вахтангова открылось арт-кафе, передает корреспондент РИА Новости. Московский академический театр имени Евгения Вахтангова представит постановку «Царь Эдип» на 60-м Международном фестивале искусств двух миров. Вахтангова — Царь Эдип Историю об Эдипе, счастливом правителе и отце, который в одночасье и не по своей воле оказался отцеубийцей, а после взял в супруги собственную мать, играют звезды труппы. В спектакле «Царь Эдип» состоялся дебют заслуженного артиста Олега Макарова в роли прорицателя Тиресия, который осмелился открыть правителю страшную правду.