Как известно, собака Баскервилей должна была светиться в темноте.
Места съемок фильма «Собака Баскервиллей» (1981)
Для ее грозности пришлось использовать звуки рычания диких хищников. Задача оказалась непосильной ленинградским звукорежиссерам и ее пришлось передать коллегам из столицы, так как у них имелось оборудование более высокого уровня. Он изумительно смотрелся в кадре и с чувством раскладывал овсянку. Позже Александр поведал, что ежедневно завтракает этой полезной кашей. А свою роль в этом фильме расценил очень достойной. Фраза, которую Адабашьян произносил в фильме: «Овсянка, сэр! Каша, которую для съемочного процесса сварила помощница по реквизиту, оказалась неимоверно вкусной, что после того, как актеры закончили съемочный процесс, они попросили себе еще по тарелочке. Так продолжалось вплоть до окончания съемок фильма, и помощница по реквизитам неожиданно превратилась в кухонного работника. В числе прочего указывалось: 25 июля в 19. И в назначенное время у экранов собралась вся страна.
Поднятая бровь Шерлока Этот фильм появился благодаря настойчивым просьбам советских зрителей, требовавших продолжения захватывающих историй от Артура Конан Дойла в исполнении Василия Ливанова и Виталия Соломина. Режиссёра Игоря Масленникова долго уговаривать не понадобилось, ему и самому пришлась по душе идея экранизации самой известной повести английского мастера детектива. В некотором смысле Масленников повторил судьбу Конан Дойла, которого читатели тоже заваливали письмами, вынуждая продолжить серию рассказов о Шерлоке Холмсе. И началась работа над «Собакой Баскервилей», которая закончилась оглушительным успехом, в первую очередь благодаря великолепному актёрскому ансамблю. Василий Ливанов и Виталий Соломин исключительно точно попали в свои образы. И отдельная благодарность Игорю Фёдоровичу Масленникову за то, что он отстоял Рину Зелёную перед всеми худсоветами. Актрисе на момент съёмок исполнилось 77 лет, но именно она смогла создать непревзойдённый образ миссис Хадсон — ангела-хранителя дома 221-б на Бейкер-стрит. Действие мрачной повести о зловещей собаке происходит в готическом антураже, пропитанном атмосферой английских поместий и туманами графства Девоншир. Натуру выбирали долго.
Где в Советском Союзе искать английскую готику. И всё-таки нашли подходящие места в Эстонии. Фамильное гнездо Баскервилей изображало два здания. В замке Глена в Таллине снимали сцены из далёкого прошлого. Здесь зловещий Хьюго Баскервиль издевался над бедной дочкой фермера. А вот Баскервиль-холл, где жили Чарльз и Генри Баскервили, нашли случайно. Съёмочная группа на машине проезжала мимо некоего здания, стоявшего на небольшом холме, и Масленников закричал: «Стоп, стоп! Вот он! А Гримпенскую трясину в фильме достоверно изобразило болото Куйстлемма.
Но в Прибалтике проходили лишь натурные съёмки. Интерьерные сцены снимали в павильонах «Ленфильма». Каждому из них можно слагать оды. Впрочем, все они давно сложены. Какое же это наслаждение — когда в каждом кадре видишь полное взаимопонимание, когда каждый жест и взгляд ведёт к продолжению сюжета. Если на съёмках складывается такой блестящий ансамбль, то невозможно обойтись без импровизации. Ведь актёры уверены, что любая идея будет подхвачена и продолжена партнёром. Изначально на роли героев «Собаки Баскервилей» пробовались другие артисты. Тон киноповествования, несмотря на изначально мрачную историю, с первого эпизода пронизан юмором.
Фильм начинается со сцены, когда Холмс завтракает с салфеткой на шее, украшенной монограммой «H» Holmes , и разыгрывает Ватсона, рассматривающего забытую трость рассеянного посетителя. Эпизод заканчивается всеобщим хохотом и лаем спаниеля. Затем следует визит доктора Мортимера. Гость допускает бестактность, поставив Холмса на второе место в Европе по сообразительности — после Бертильона, французского юриста, изобретателя системы идентификации преступников по их антропометрическим данным. Поднятая бровь Шерлока в ответ на эту реплику окончательно расставляет акценты на характерах персонажей. Это ведь не кино для большого экрана, а «всего лишь» телефильм, да и режиссёром являлся не он сам. Однако образ сэра Генри получился «на века». Мы увидели человека, который умеет искренне любить и страдать, веселиться и быть трогательным — как, например, в финальной сцене, когда после ночного потрясения его кормят ненавистной овсянкой. Читайте также: Недалеко от Анапы у уличных фотографов изъяли животных Но поначалу не обошлось без трудностей.
Михалков привёз на съёмки своего друга Александра Адабашьяна. Оба уже находились в ранге мэтров советского кинематографа. На площадке Михалков по привычке сразу стал вести себя как режиссёр, будто вовсе не замечая Масленникова. Руководил съёмочной группой, постоянно бегал советоваться с Адабашьяном. Игорю Фёдоровичу Масленникову, за плечами которого тоже весьма богатый опыт, такой расклад очень не понравился. Ему пришлось раз и навсегда поставить звезду на место. С этого момента всё кардинально переменилось. Вообще-то режиссёр отчасти понимал Михалкова. Никита Сергеевич чувствовал ответственность за фильм, а Масленникова он совсем не знал и не вполне ему доверял.
Однако когда Игорь Фёдорович показал свою власть — всё встало на свои места. Михалков увидел, что на площадке есть хозяин, который знает, чего хочет. Он сразу успокоился и стал обычным артистом, беспрекословно выполняющим требования режиссёра. Для Адабашьяна тоже нашлось дело, чтобы «не путался под ногами». Так появился неповторимый дворецкий Бэрримор. В результате два закадычных друга создали на экране блестящий дуэт противоположностей. Генри Баскервиль Михалков впервые появляется в кадре в волчьей шубе, с седлом в руках, накрученными усищами и широкой улыбкой во все тридцать два зуба. Американская деревенщина, ни дать ни взять! Зато Бэрримор в исполнении Адабашьяна всегда ходит в строгом выглаженном сюртуке, с прилизанными волосами и окладистой ухоженной бородой.
Он стал олицетворением британского духа, а его коронная фраза «Овсянка, сэр! Кстати, об овсянке. Свою отдельную историю заслуживает и она. Для съёмок эту кашу варила женщина с золотыми руками. Овсянка у неё получалась такой соблазнительной, что артисты умоляли готовить её каждый день. Однажды кастрюльку с кашей даже пришлось взять под охрану, потому что в перерыве этот вкусный реквизит, предназначенный для использования в эпизоде, оказался съеден. Просыпайся, талантище! Фильм изобилует мелочами, которые подмечаешь из раза в раз, а порой находишь и новые. Например, в одном из эпизодов Бэрримор демонстративно кладёт на тарелку Ватсона совсем мало каши, выражая таким образом своё негодование — ведь доктор подозревал его в совершении преступления.
На самом деле это чистая импровизация Адабашьяна, который накануне поссорился с Соломиным по пустяковому поводу и таким образом «отомстил» ему. Но и Соломин не остался в долгу: рядом с доктором Ватсоном на столе лежал блокнотик, страница в котором исписана одной фразой: «Бэрримор — дурак». Светлана Крючкова, актриса, о которой Никита Михалков когда-то сказал, что на её лице можно нарисовать любой образ, — во время съёмок находилась в положении. Когда она прочла свою роль, то пришла в ужас. Брат её героини — беглый каторжник, любимый хозяин погиб при загадочных обстоятельствах… Для женщины, ждущей ребёнка, это чересчур, а ещё она по роли должна всё время рыдать. Тогда Крючкова решила пойти парадоксальным путём и, напротив, постоянно улыбаться, даже произнося самые чудовищные вещи. У зрителя впечатление жуткое — женщина говорит об убийстве, но при этом улыбается… Такая деталь придала образу Элизы Бэрримор особый характер. Роль решена блестяще. Диалоги и отдельные фразы, как водится у любого хорошего фильма, разлетелись на цитаты.
Одной из наиболее запоминающихся сцен в фильме —эпизод, когда сэр Генри и доктор Ватсон в изрядном подпитии рассуждают об орхидеях: — Нет, ну мне интересно, а что ещё она сказала про орхидеи? А затем они в пьяном угаре пытаются разоблачить Бэрримора, который свечой подаёт кому-то в окно таинственные сигналы. На репетициях эпизода, когда миссис Бэрримор прибегает защитить своего супруга, Соломин с подсвечником в руке всё время разворачивал актрису спиной к оператору. Тогда Никита Михалков шепнул Крючковой: «Ты сейчас не спорь с Соломиным, а когда будет съёмка, просто возьми у него из рук этот подсвечник». Актриса послушалась мудрого совета и неожиданно выхватила подсвечник у Ватсона. Соломин был ошеломлён, но из образа не вышел. Виталий Соломин всегда ревниво следил за тем, чтобы как можно чаще появляться в кадре на крупном плане. Это здоровый актёрский эгоцентризм. Но одна съёмочная неделя выдалась особенно напряжённой.
Соломину приходилось каждый день мотаться из Москвы в Ленинград и обратно, потому что Малый театр репетировал спектакль к партийному съезду, а это требовало ежедневного присутствия, иначе могли быть серьёзные последствия. Виталий Мефодьевич за эту неделю ни разу толком не поспал. Каждое утро перед зеркалом он взбадривал себя гениальной фразой: «Просыпайся, талантище! Она должна быть невероятно страшной и при этом достоверной. На роль чудовища пробовался даже телёнок! Одним из претендентов и вовсе стал пекинес. Несмотря на миниатюрные размеры, пёсик выглядел зловеще, поскольку один глаз ему выцарапала кошка. Оставшийся при этом смотрелся совершенно дико. С пекинесом даже сделали несколько дублей, но результат никого не удовлетворил.
В итоге, перепробовав множество собачьих пород, решили остановиться на чёрном немецком доге по кличке Циклон. Но как сделать из благородной псины монстра? Недолго думая обмотали громадного дога светоотражающей плёнкой, которую клеят на дорожные знаки, и сделали несколько дублей на фоне чёрного бархата. Хохотали все! Вместо чудовища, способного перепугать до смерти, на экране бегал мультяшный скелет. Потом подумали обмазать дога фосфором, но кинологи возмутились: «Это испортит собаке нюх, да и какой хозяин разрешит красить своего питомца химией, он же будет всё с себя слизывать! Художник Виктор Оковитый на основе намордника создал маску, которую покрыли вспененной массой из стирального порошка и покрытия светоотражающей плёнки. Так и родился образ жуткой собаки из семейного предания рода Баскервилей. Виктор Кириллович Оковитый был талантливым человеком.
Именно он придумал неповторимый викторианский стиль для всего цикла фильмов о Шерлоке Холмсе. Он же создал оригинальную решётку-трафарет для тайнописи на начальных титрах, изготовил старинные рукописи и фотографию четы Стэплтон, портрет Хьюго Баскервиля, карту Гримпенской трясины и даже надпись на трости доктора Мортимера. Эти важные штрихи, создавшие уникальную атмосферу фильма, были отмечены даже англичанами. Собака, несмотря на внушительный размер, оказалась очень добродушным существом, которое категорически отказывалось падать после «выстрела» инспектора Лестрейда Б. Режиссёр предложил выстрелить в пса маленькой пулькой из проволоки, чтобы Циклон хотя бы конвульсивно вздрогнул. Однако тут уже возмутились не только кинологи, но и вся группа. Читайте также: Как отучить кота кусаться, кидаться и царапаться: лучшие приёмы воспитания Чтобы доказать состоятельность своей идеи, Масленников предложил помощнику выстрелить ему в бедро такой пулькой. Сама судьба наказала режиссёра немедленно! Помощник чуть промахнулся и попал выше бедра, в мягкое место.
Рёв режиссёра от жуткой боли чуть не обрушил стены киностудии. Циклона, ставшего к тому времени всеобщим любимцем, в конце концов удачно отсняли после шести дублей. Однако и он отомстил своим мучителям. Когда Виталию Соломину на день рождения подарили торт, дог-сладкоежка втихую сожрал его вместе с коробкой, не оставив ни крошки. Оставалось придумать такой вой собаки Баскервилей, от которого у зрителя кровь застыла бы в жилах. И началось колдовство звукорежиссёров, которые использовали для этого голоса медведя, льва и собаки. Результат всем хорошо известен. Кровь — стынет. Весёлое трио Светлана Крючкова вспоминает, какая атмосфера царила на съёмках фильмов Никиты Михалкова: все ходили на цыпочках, говорили полушёпотом, боясь потревожить артистов в образе.
А вот атмосфера на съёмках «Собаки Баскервилей» была далека от академической. Скорее семейной, весёлой. Как-то раз Евгению Стеблову надо было успеть на поезд. Все торопились, чтобы артист не опоздал.
Премьера этого телевизионного фильма прошла субботним июльским вечером на первой программе всесоюзного телевидения. Замечательная постановка Игоря Масленникова, блестящая игра дуэта Ливанов-Соломин, интересная трактовка образа Генри Баскервиля — всё это сделало этот фильм любимым у миллионов зрителей К тому моменту, когда Масленников собрался снимать «Собаку Баскервилей», две предыдущие картины имели такой успех, что ему ничего не стоило собрать классный состав актёров. На ЦТ стояли целые мешки писем с требованием продолжения. Но надо признаться, на этот раз меня не пришлось уговаривать долго. Вступили в дело «мистические» числа. До этого мы сняли два фильма — по две и три серии. Но, как вы знаете, это был еще не конец... Долго уговаривал его, но он почему-то отказался. Когда начались съёмки, у оператора Юрия Векслера случился инфаркт. Режиссёру пришлось в срочном порядке искать ему замену. Павильонные съемки согласился провести Дмитрий Долинин, а Владимир Ильин затем снял всю натуру. Никита Михалков в это время заканчивал картину «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, жена Векслера. Вот у них и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри. Вообще-то Масленников и Крючкову не собирался приглашать: она была беременна, вот-вот должна была родить. Короче, Векслер и Крючкова его уговорили, и Масленников позвал Михалкова. После этого режиссёру пришло в голову сделать сэра Генри фермером. Так появился веселый, забавный, развязный персонаж в американском стиле. Михалков приехал ранним поездом и сразу же отправился на студию, хотя съемки должны были начаться только через 12 дней. Приехал не один, а со сценаристом, художником, актёром и режиссёром Александром Адабашьяном, с которым тогда дружил. И все эти 12 дней они болтались по «Ленфильму». Адабашьяна, конечно, никто не ждал. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру! По натуре он всё-таки лидер и по призванию — режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты — туда!.. Я не деспот и не диктатор, но на площадке должен быть один режиссёр, иначе ничего хорошего не выйдет. Пришлось цыкнуть на них. И они поняли, что я из себя что-то представляю. Михалков был счастлив. Потому что, кроме того, что он лидер и режиссёр, он еще и актёр, а актёру очень важно, чтобы у него был руководитель, чтобы его кто-то вёл и направлял, а он ни о чем не заботился — режиссёр всё придумает, всё подскажет.
Здесь красивые пейзажи в сочетании с туманом и зловещей атмосферой создают неповторимую картину для съемок фильма. Усадьба «Блу Грампярк»: эта предполагаемая резиденция семьи Барриморов играет важную роль в фильме. Ее внешний вид сочетает в себе древность и загадочность, а красивые сады и окружающая природа создают романтическую атмосферу. Город Чагфорд: это место, где происходят древние ритуалы и таинственные смерти. Старинные здания и узкие улочки города создают атмосферу старой Англии и добавляют загадочности и интриги в фильм. Все эти места вместе создают неповторимую атмосферу и передают дух романа «Собака Баскервилей». Их выбор был не случайным — каждое из них подчеркивает таинственность и драматизм сюжета и добавляет нотку ужаса к истории. Благодаря этим площадкам фильм «Собака Баскервилей» получился ярким и запоминающимся произведением кинематографа. Известные места, связанные с историей Собаки Баскервилей Роман «Собака Баскервилей» Сэра Артура Конан Дойла захватывает читателей своими загадками и мистической атмосферой. Многие фанаты хотели бы узнать, есть ли реальные места, связанные с историей этой знаменитой книги. Несмотря на факт, что Дартмурский национальный парк служит основной источник вдохновения для событий и локаций, ни одно место не имеет строгого соответствия. Однако, существуют некоторые места в Англии, которые могут быть связаны с романом. Первое из них — Белчнап Хау, руины отдаленной усадьбы, которая дала вдохновение для создания загадочного дома «Баскервиллей». Это место находится в Дартмурском национальном парке и является одним из самых красивых пейзажей Англии. Другое увлекательное место, связанное с романом, — Блу Грампярк. Эта усадьба предполагается быть местом проживания Барриморов, таинственной семьи, которая играет важную роль в сюжете. Блу Грампярк находится в северной части Дартмурского национального парка и является элегантным представителем архитектуры 19 века. Третье место, связанное с историей «Собаки Баскервилей», — город Чагфорд. Этот маленький городок находится в Дартмурском национальном парке и славится своими красивыми пейзажами и богатой историей. Чагфорд был обители древних ритуалов и таинственных смертей, что делает его привлекательным для фанатов романа. Хотя ни одно из этих мест не имеет прямого отношения к сюжету романа, они предлагают хороший контекст и атмосферу для погружения в мир «Собаки Баскервилей». Множество туристических маршрутов и экскурсий предлагают вам возможность проникнуться духом истории и окунуться в мир, созданный Сэром Артуром Конаном Дойлом. Дартмурский национальный парк: территория загадочного дома «Баскервилей» Одним из ключевых мест съемок фильмов по роману является загадочный дом «Баскервилей». На самом деле, в реальности такого дома не существует, однако, многие фанаты романа считают, что его прототипом могла послужить одна из старинных усадеб в Дартмурском национальном парке. Дом «Баскервилей» описывается как мрачное и покрытое сединой здание, стоящее в окружении гор и болотистых равнин. В романе этот дом является местом действия многих ужасных событий и загадочной смерти Баскервилей. В Дартмурском национальном парке есть несколько домов, подходящих под такое описание.
Но мне кажется, что его органика — бешеное, темпераментное начало — очень хорошо вписалась в эту историю. Адабашьян же являлся для него своеобразным амортизатором, противовесом. Вот я и воспользовался их собственной интригой — шушуканьем за моей спиной — и втянул обоих в общую игру". Свое участие в картине Адабашьян вспоминает с удовольствием. Особенно овсяную кашу, которую он с таким чувством раскладывал в этом фильме по тарелкам молодому Баскервилю и доктору Ватсону. Знаменитая фраза: «Овсянка, сэр! Сэр Генри Никита Михалков приезжает из Америки и попадает в совершенно другую среду обитания. Чтобы это показать, придумали ему прикид — волчью шубу, на столе мясо и вино и как противопоставление — традиционная английская овсянка. Получилось довольно забавно... Каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для съемочной группы. При этом в перерывах между съемками к кастрюльке с кашей приставляли охрану, чтобы ее не съели раньше времени! Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт — доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку не докладывает ему овсянки. Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка " Олег Янковский в роли Стэплтона оказался не только по причине какого-то отрицательного обаяния, но и как любимый актёр Масленникова — снимался у него до этого в нескольких фильмах. А вот воспоминания Светланы Крючковой: "Я прочитала роль, которую мне Масленников предложил, и поняла, что останусь без ребенка. Потому что эта героиня всё время рыдает. И текст у нее такой страшный — про каторжника, про брата. Я думаю, надо как-то сохранить ребенка. Муж с инфарктом в реанимации Юрий Векслер — прим. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться, смеяться. И получилось решение образа, решение роли. И начинаю рассказывать всю эту историю, часть которой придумал Саша Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» — это было всё дописано и сымпровизировано нами. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку... Виталий Мефодиевич очень ревностно относился, что кого-то снимают крупным планом, а не его, как ни странно, хотя у него огромная роль и замечательный артист, и чего тут бояться, а у меня роль маленькая. И, например, вот эта сцена в башне, помните, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить. И шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. И Михалков подошел и так мне на ушко говорит: «Ты знаешь, ты не делай на репетиции, а сейчас будет съёмка, ты войди и возьми у него из рук вот этот шандал». Я так и сделала, только во время съёмки. Соломин растерялся, он спросил: «Значит, убийца Селден — ваш брат? И на крупном плане сказала свой монолог. А Михалков потом очень смеялся и говорит: «Молодец, профессионал". Но самой сложной задачей оказалось найти главную героиню фильма — пресловутую собаку Баскервилей. Методом проб и ошибок искали типаж — никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге.
Как снимали *Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей*
Микросериал из четырех коротеньких серий с персонажами, которые своими типажами наиболее близки к героям нашего советского фильма. Но не идентичны, конечно. В Британии эту «легкомысленную» трактовку не так чтоб сильно полюбили, и все же надо признать: поставлено душевно. К тому же удлиненный хронометраж в кои-то веки позволил не искромсать повесть и оставить кое-какие сюжетные нюансы, которые другие режиссеры и сценаристы вымарывают из экранизаций «Собаки Баскервилей» подчистую. Холмса, кстати, играет Том Бейкер — четвертый Доктор Кто. Холмс — Бэзил Рэтбоун.
Ватсон — Найджел Брюс. Наконец-то в нашем списке возникла американская картина про проклятие рода Баскервилей. В своих землях она слывет классикой. По этой причине отсебятина сценаристов например, спиритический сеанс посреди фильма перекочевала в некоторые последующие постановки «Собаки Баскервилей». В целом перед нами весьма кинематографичная для той поры работа, с ладной атмосферой и сочными черными туманами.
Здесь практически все браво скроено, и если тебя не бесит голливудизация английской литературы, то не проходи мимо. Холмс — Бенедикт Камбербэтч. Ватсон — Мартин Фримен. Точно не лучшая экранизация «Собаки Баскервилей» и точно не лучший эпизод би-би-сишного «Шерлока». Зато точно самый смелый эксперимент!
Собственно, и сам эпизод про смелые эксперименты. В дом на Бейкер-стрит является молодой житель Дартмура, которого посещают видения гигантского пса. Что того хуже — похоже, что такой же призрачный пес виновен в смерти его отца. Дальше будут военные, секретные лаборатории и приключения такого рода, которые Конан Дойлу точно в голову не приходили. В любом случае на фоне бесчисленных ортодоксальных постановок повести это был глоток свежего воздуха.
Пусть даже не на всех такой воздух подействовал отрезвляюще.
Доктор Лестрейд изображается как опытный и смышленый детектив, который помогает главному герою, Шерлоку Холмсу, в расследовании загадочного дела. Бейкер-стрит является одной из самых известных улиц Лондона и стала частью культурного наследия. Эта улица известна своей архитектурой, в том числе знаменитыми кирпичными зданиями, которые видны во многих фильмах.
Фильм «Собака Баскервиллей» 1981 года использовал различные уличные сцены на Бейкер-стрит, чтобы создать аутентичную атмосферу Лондона. Сцены с Доктором Лестрейдом были сняты в разных местах, где он встречается с Шерлоком Холмсом и передвигается по улицам города в процессе расследования. Этот место стало одной из известных локаций фильма, добавляя атмосферу мистики и таинственности. Ее старинная архитектура средневековых зданий и темные, узкие переулки создают подходящую обстановку для сюжета о загадочной собаке-убийце, которая терроризирует небольшой городок.
Известные сцены фильма были сняты на улице Бонд и Мартин Бэйл. Например, сцена, где главный герой исследует проклятое поместье Баскервиллей, с мрачными тенистыми проходами и покрытыми паутиной комнатами, создавала атмосферу напряжения и страха. Фильм «Собака Баскервиллей» 1981 года приятно сочетает в себе зрелищные кадры и умелую игру актеров. Локация на улице Бонд и Мартин Бэйл навсегда осталась в памяти зрителей, и была одной из ключевых причин успеха этого фильма.
Парк Дарданелл Парк Дарданелл, расположенный в графстве Девон, Англия, является одним из мест, где снимали фильм «Собака Баскервиллей» в 1981 году. Фильм, основанный на романе Артура Конан Дойля, рассказывает историю о загадочной собаке, которая преследует наследника знаменитого Баскервилльского рода. Парк Дарданелл предоставляет идеальную атмосферу для создания мистической обстановки, описанной в романе. Его величественные леса, извилистые тропы и живописные холмы создают неповторимую атмосферу тайны и интриги, которая характерна для истории о Собаке Баскервиллей.
Где снимали фильм «Собака Баскервиллей» в 1981 году? Парк Дарданелл был одним из мест, выбранных для съемок. Его красота и природная привлекательность добавили фильму реалистичности и взаимодействия с окружающей средой. Парк Дарданелл стал популярным местом для туристов и поклонников Собаки Баскервиллей, которые хотят пройтись по следам съемочной группы и насладиться великолепным видом на окружающую природу, где разворачивалась история о загадочной собаке и ее жертве.
Долина Баскервилей Фильм «Собака Баскервиллей» был снят в 1981 году и одной из ключевых локаций съемок стала таинственная Долина Баскервилей. Именно здесь разворачивалась основная часть сюжета фильма, полная загадок и мистики. Долина Баскервилей, где снимали фильм, предстает перед зрителями величественными ландшафтами и необъятными просторами. Здесь раскинулись холмы, покрытые зеленой травой, и мрачные болота, в которых таится тайна страшной собаки.
Съемки в Долине Баскервилей позволили создателям фильма передать атмосферу суровой окрестности, обладающей своими законами и причудами. Она стала важным элементом визуального повествования, помогая зрителям погрузиться в историю и прочувствовать каждый мрачный поворот событий. Долина Баскервилей, где сняли фильм «Собака Баскервиллей» 1981 года, стала настоящим воплощением таинственности и загадочности, которые окружают эту историю. Будучи символом зла и смерти, она вызывает тревогу у персонажей и наводит жуткий ужас на всех, кто оказывается в ее глубинах.
Таким образом, съемки в Долине Баскервилей в фильме «Собака Баскервиллей» 1981 года сыграли важную роль в создании неповторимой атмосферы и помогли передать зрителям всю мрачность и таинственность этой истории.
Адабашьян внес в эту сцену и свои коррективы. Он рассказывал: «Чтобы веселее было играть, мы, актеры, придумывали по ходу разные приемчики. Например, я играл в паре с Соломиным и предложил ему добавить во взаимоотношения наших героев перчика: как бы между Бэрримором и Ватсоном есть такой внутренний конфликт — доктор подозревает дворецкого, а тот в отместку недокладывает ему овсянки.
Такого «противостояния» героев не было в сценарии, это полностью наша придумка». Специально для фильма кашу варила ассистентка по реквизиту, и ее кулинарные способности оказались такими выдающимися, что обычное блюдо превратилось в шедевр. К концу съемок в павильон каждый день приходилось приносить еще одну кастрюльку для съемочной группы. А в перерывах между съемками к посуде с кашей приставляли охрану, чтобы она не исчезала раньше времени.
Никита Михалков в роли сэра Генри Баскервиля Фото: ruskino. Светлана Крючкова на момент съемок в фильме ждала ребенка. В это же время ее муж, оператор Юрий Векслер, оказался с инфарктом в реанимации. Эмоциональное состояние актрисы и так было нестабильным, а ее героине предстояло по сценарию все время рыдать.
Чтобы не заставлять Крючкову лишний раз переживать стресс и не подвергать опасности ее ребенка, ей предложили произносить тот же текст не со слезами, а с улыбкой и смехом — другим полюсом истерики. Когда брата ее героини обвинили в совершении преступления, она улыбалась и начинала рассказывать историю, придуманную Адабашьяном: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» Импровизация получилась очень удачной, и это оставили в фильме. Она должна была наводить на всех ужас и выглядеть, как настоящий монстр. Перебрали несколько пород собак, даже пекинеса!
В результате выбрали дога, облепили его светоотражающей лентой, наклеили сверху скелет. Но в итоге это смотрелось так, как будто в кадре был просто «бегающий скелет».
Несмотря на кажущееся однообразие видов, были найдены и некоторые ориентиры. Ленфильм, 1981 Ленфильм, 1981 Самым важным ориентиром оказалось солнце — тем более, что днём на этих болотах в Фильме оно светит всегда. Его положение в кадре позволило ограничить поиски дорогами, пересекающими болота с запада на восток. Вот сцена знакомства Ватсона со Стэплтоном. Солнце светит Стэплтону в спину.
Зритель ждёт, что сейчас покажут лицо Ватсона, и тогда мы увидим другую сторону дороги. Однако каждый раз какая-то неведомая сила разворачивает коляску с Ватсоном на 180 градусов, и солнце теперь светит в спину уже Ватсону. Противоположную сторону дороги нам упорно не хотят показывать — за весь фильм так ни разу и не покажут — и, видимо, на то есть причина. Ленфильм, 1981 221b. С поправкой на давность, силуэт леса вполне узнаваем. По счастью, сосны на болоте растут довольно медленно и неохотно, так что пустошь также не претерпела больших изменений. Есть и третий ориентир — высокая сосна с характерной кроной, издали напоминающая пальму.
Это дерево видно и из окна комнаты Ватсона, и из башни замка, видно его и с дороги, ведущей через болота. Им оказался участок шоссе Таллин—Хаапсалу возле посёлка Ристи. В 1981 году здесь была лишь просёлочная дорога, по которой и гуляли-ездили-скакали наши герои, а шоссе шло прямо через посёлок.
Интересные факты о советском фильме "Собака Баскервилей" (10 фото)
Фильм «Собака Баскервилей» был снят на разных площадках, чтобы передать атмосферу. Как известно, собака Баскервилей должна была светиться в темноте. Баскервиль-холл № 2 Снимали: Эстония, Таллин, Замок графа А. В. Орлова-Давыдова (Маарьямяэ). Лондон снимали в Риге, Ленинграде, Таллине и в Абхазии. Дом Шерлока Холмса и доктора Ватсона находился на рижской улице Яуниела, где до этого снимали сериал «Семнадцать мгновений весны». Там снимали и графство Девоншир, в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей», и торфяные топи Дартмура.
Где снимали 12 советских фильмов, которые мы смотрели сто раз, а узнать места не можем
Фильм «Собака Баскервилей» был снят на разных площадках, чтобы передать атмосферу. Фильм «Собака Баскервилей» с Николаем Ливановым был снят в нескольких интересных локациях, которые создали атмосферу таинственности и загадочности. Мыза Sagadi, место где сняты фрагменты прибытия Генри Баскервиля, почтовый офис который посещал доктор Ватсон и проезд повозки вдоль старого амбара.
Подробности со съемок фильма «Собака Баскервилей»
Мрачные стены фермерских построек и окружающие просторы Дартмура добавили в фильме нотки таинственности и загадочности. Еще одной интересной локацией в Дартмуре, использованной в фильме «Собака Баскервилей», была знаменитая Раби Нола. Это старинный замок, окруженный таинственным лесом, где пролегают множество путей и тропинок. Здесь снимались эпизоды с преследованием главного героя и его попытками решить тайну загадочной собаки. Также, деревня Дартмур служила идеальным фоном для сцен, происходящих на открытых пространствах Девона. Величественные пейзажи, зеленые холмы и живописные долины создавали идеальную атмосферу для расследования детектива Шерлока Холмса и его спутника доктора Ватсона. Читайте также: Как пройти билд Atomic Heart до конца с помощью дебаг меню Отель Стэпни Отель Стэпни — это одна из локаций, где снимали фильм «Собака Баскервиллей» в 1981 году.
Он стал важной частью сюжета и создал атмосферу загадки и таинственности. Где на самом деле находится отель Стэпни? Это вымышленное место, созданное для фильма. Однако, благодаря детальной работе съемочной группы и художников-декораторов, отель Стэпни ожил на экране. Сюжет разворачивается в живописных местах Дартмурская планина и Девонширское побережье, которые также стали фоном для отеля Стэпни. Отель Стэпни был изображен как старый заброшенный особняк с таинственной историей, окруженный густыми лесами.
Эта атмосфера великолепно передается в фильме и помогает создать невероятно напряженное и драматическое настроение. Все детали интерьера отеля Стэпни были воссозданы внимательно и с большим вниманием к деталям, чтобы передать аутентичность времени и места действия. Отель Стэпни стал прекрасным местом, где разворачиваются ключевые сцены фильма «Собака Баскервиллей» 1981 года. Комната, в которой жил Сергей Соболев В 1981 году был снят фильм «Собака Баскервиллей», который стал одной из самых известных экранизаций истории о легендарных приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Съемки проходили в различных местах, включая пейзажи дикой природы и затерянные старинные здания. Одним из незабываемых мест, где были сняты ключевые сцены, была комната, в которой жил Сергей Соболев.
Комната Сергея Соболева была оформлена в стиле эпохи 19 века, чтобы передать атмосферу того времени. Основными элементами интерьера были темные деревянные мебель и массивный камин, украшенный железными элементами. На стенах висели портреты знаменитых предков Соболева, создавая впечатление богатой и бурной семейной истории. В комнате были также разнообразные реквизиты, которые помогли оживить образ Сергея Соболева. Здесь можно было увидеть его старинные книги, лежащие на старинном столе, а также перо и чернила для написания писем. Все эти детали помогли создать атмосферу таинственности и драматизма, которая присуща истории о Сергее Соболеве.
Съемки в комнате, где жил Сергей Соболев, проходили на протяжении нескольких недель. Команда фильма стремилась передать максимально реалистичное впечатление, поэтому вся атмосфера была продумана до мелочей. Отчетливо чувствовалось влияние времени и обстоятельств на жизнь Соболева, и это прекрасно передалось через интерьер его комнаты.
Эпизод из фильма Эпизод из фильма В наши дни Замок построен в 1874 году, т. Архитектор Роберт Гёдике.
После отъезда в 1917 году сына Орлова-Давыдова Алексея во Францию, в этом здании размещалось консульство Голландии, потом ресторан «Ривьера Пале», с 1937-го — Авиационное училище, после войны жилые квартиры. С 1975 года здесь находится Музей истории Эстонии. В 1983-1988 годах польские реставраторы восстановили главное и несколько вспомогательных зданий. Вид тыльной стороны замка сильно изменился. Полуразрушенной плитняковой ограды, вдоль которой бродил Ватсон, давно нет, остался лишь фрагмент.
Эпизод из фильма В наши дни В наши дни Лужайка рядом с замком неуклонно зарастает, так что летом дом почти не виден за зарослями. Вдобавок, поблизости планируется строительство высотных зданий с видом на залив и на исторический центр. Гримпен Снимали: Эстония, волость Вихула, дер. Сагади, мыза Сагади В наши дни Мыза Сагади впервые упомянута в письменных источниках в 1469 году, когда ею владел барон Отто фон Ризебитер. В 1687 году мыза перешла в собственность шведского генерал-адъютанта Гидеона фон Фока.
Он сразу же приступил к перестройке усадьбы, но отремонтированное им здание сгорело в 1703 году во время Северной войны. Затем внук Гидеона, Йохан Эрнст фон Фок, начал строить каменное здание, которое было готово в 1753 г. В то же время был разбит сад и посажены аллеи парка.
Поэтому можно говорить лишь о направлении съёмки. По счастью, силуэт леса на горизонте по-прежнему узнаваем, особенно островок хвойных деревьев левее центра кадра. А справа видна полоса чистой воды — это и есть Разлив. Скорее всего, В. Ильин снимал самый край болота, свернув с шоссе к Северному пляжу, где сейчас находится Загородный комплекс "Time Out".
Совершенно непонятно, почему в кадре не видно ни одной чайки, ни в воздухе, ни на земле. В это время года над устьем реки Сестры, впадающей в Разлив, их кружат сотни и сотни. Шелехова, А. Дмитриев, А. Кузин, П. Колтачихин, А. Дошин 221b. Есть ещё два болотных вида, отыскать которые уже вряд ли удастся.
Уж больно они неопределённые, да и лет прошло слишком много. Судя по обилию воды, это вполне может быть май, а значит снято было в тот же день где-то возле Сестрорецка или по дороге между ним и Ленинградом.
Снять хвостатого артиста оказалось самой сложной задачей. Методом проб и ошибок искали типаж — никто же не знал, как именно должна выглядеть собака в конечном итоге. Мы отсняли с ним несколько дублей, но результатом остались не удовлетворены. Его облепили светоотражающей лентой, которую клеят на дорожные знаки. Наклеили скелет собаки на животное и стали снимать на черном бархате. Посмотрели отснятые куски и расхохотались — получился просто «бегающий скелет».
После просмотра ролика режиссер Масленников сказал, что выход один — делать собаке маску. Сказали об этом кинологам, а те схватились за голову, дескать, это же испортит собаке нюх, ни один хозяин не разрешит красить свое животное химией, — вспоминает режиссер. С этим на голове и бежала собака в кадре. А вместо фосфора мы приготовили специальную вспененную смесь из стирального порошка и светоотражающего покрытия, соскобленного со скотча. Эту смесь я наносил на маску для собаки. Со съемками мы намучились изрядно. Надев на дога светоотражающую маску, нужно было ее одновременно и снимать, и направлять на нее свет. Сзади камер поставили специальные прожекторы.
Приготовились к записи. Но мы не учли одного: собака никогда не побежит на яркий свет. Животные вообще не бегут на огонь — это закон природы. Съемку опять отменили. Этот кадр мы снимали шесть раз! Из дружелюбного дога сделали жуткую собаку Баскервилей… Я и предположить не мог, что с животными так сложно работать на съемочной площадке. Казалось бы, простой эпизод — пуля попадает в собаку. Но ведь псу надо, как артисту, «отыграть» попадание пули, выпущенной из револьвера Лестрейда.
Требовалось показать агрессивную реакцию собаки, а она по природе оказалась очень миролюбивой. Масленников предложил: мол, давайте сделаем из оловянной проволоки пульку и в собаку выстрелим, чтоб она встрепенулась. Ассистентка по актерам Наташа Яшпан, интеллигентная женщина, пристыдила режиссера, мол, вы петербуржец, как вы можете причинить собаке боль?! Масленников, чтобы доказать, что пульки только немного взволнуют животное и не более, предложил стрельнуть ему в ногу. Пиротехник выстрелил и попал Масленникову в… чуть повыше бедра… ну вы понимаете… Мы слышим крик режиссера!
«Собака Баскервилей»: история создания популярного фильма о Шерлоке Холмсе
Фильм «Собака Баскервилей» был снят на разных площадках, чтобы передать атмосферу. Натурой для него станут сразу два замка: в эпизоде, где доктор Мортимер в исполнении Евгения Стеблова рассказывает легенду рода Баскервилей, показывают замок Глена (о нем еще расскажу в следующих статьях). Где снимали «Собаку Баскервилей» в «Шерлоке Холмсе»?
Собака Баскервилей
Также сложность съемок состояла в том, чтобы дог правдоподобно отреагировал на выстрел и проникновение в его тело пули. Звукорежиссеры долгое время трудились над изменением голоса собаки Баскервилей. Для ее грозности пришлось использовать звуки рычания диких хищников. Задача оказалась непосильной ленинградским звукорежиссерам и ее пришлось передать коллегам из столицы, так как у них имелось оборудование более высокого уровня.
Он изумительно смотрелся в кадре и с чувством раскладывал овсянку. Позже Александр поведал, что ежедневно завтракает этой полезной кашей. А свою роль в этом фильме расценил очень достойной.
Фраза, которую Адабашьян произносил в фильме: «Овсянка, сэр! Каша, которую для съемочного процесса сварила помощница по реквизиту, оказалась неимоверно вкусной, что после того, как актеры закончили съемочный процесс, они попросили себе еще по тарелочке. Так продолжалось вплоть до окончания съемок фильма, и помощница по реквизитам неожиданно превратилась в кухонного работника.
Зачем снимать новый продукт, если ничто! Восхищает с каким мастерством передана атмосфера английской глубинки при отсутствии всякой возможности снимать на натуре. Графство Девоншир в котором разворачиваются события романа «Собака Баскервилей» в фильме Масленникова заменили Эстонские пейзажи. Часть съемок прошла в Таллине, часть неподалеку от него.
К тому моменту, когда Масленников собрался снимать «Собаку», две предыдущие картины имели такой успех, что ему ничего не стоило собрать классный состав актёров. Актёрская сборная Москвы с удовольствием играла в Ленинграде. Игорь Масленников, режиссёр: В том, что мы взялись за «Собаку», виноват зритель, который не давал нам покоя: «Если уж взялись за Шерлока Холмса, то как вы можете пройти мимо такого шедевра, как «Собака Баскервилей»? На ЦТ стояли целые мешки писем с требованием продолжения.
Но надо признаться, на этот раз меня не пришлось уговаривать долго. Вступили в дело «мистические» числа. До этого мы сняли два фильма — по две и три серии. Потом рассудили так: хорошо бы закончить цикл двухсерийной «Собакой», красивыми цифрами — три фильма, семь серий.
Но, как вы знаете, это был еще не конец... Василий Ливанов, актёр: Известна такая неписаная традиция, что московские актёры снимаются на Ленфильме, а ленинградские — на Мосфильме. Это действительно так. Не знаю, почему так происходит.
Поэтому Красная стрела всегда заполнена актёрами обоих городов. В этом поезде, в буфете поездном всегда происходят встречи давних знакомых, давних друзей, которые не виделись по 5 и 10 лет. Все эти встречи всегда отмечались очень бурно. Замечательный актёр Ефим Копелян называл эти поездки на Красной стреле между двумя городами «утром стрелецкой казни».
Поэтому опытные актёры всегда старались выезжать на Мосфильм или на Ленфильм за день до съемок, чтобы иметь целый день для того, чтобы привести себя в порядок после веселья в Стреле. Олег Янковский, актёр: Я помню наш проезд из Петербурга в Москву, где все собрались в одной Стреле, а с другой Стрелы, которая в 23:59, перебежал Соловьёв и кто-то ещё. Конечно, можете себе представить, что была за ночь, когда в Бологом Адабашьян всех разбудил, предлагал напитки. Игорь Масленников, режиссёр: У Виталия Соломина уже тогда частенько скакало давление.
Но он не унывал. В Малом драматическом театре в Москве, где он работал, в то время готовился спектакль к очередному партийному съезду. Репетиции проходили ежедневно и при железной явке. А у нас съёмки тоже каждый день...
Неделю Соломин провел в поезде, катаясь из Москвы в Ленинград и обратно. И ни разу за эту неделю не спал — ни дома, ни в гостинице! Подбадривал себя: каждое утро становился перед зеркалом и говорил: «Просыпайся, талантище! В английских экранизациях и у самого Конан Дойла — в Баскервиль-холле не до смеха.
На «Ленфильме» получилось в точности наоборот. Светлана Крючкова, актриса: Я прочитала роль, которую мне Масленников предложил, и поняла, что останусь без ребенка. Потому что эта героиня всё время рыдает. И текст у нее такой страшный — про каторжника, про брата.
Я думаю, надо как-то сохранить ребенка. Муж с инфарктом в реанимации Юрий Векслер — прим. И я пошла парадоксальным путем. Я стала, говоря этот текст, улыбаться, смеяться.
И получилось решение образа, решение роли. И начинаю рассказывать всю эту историю, часть которой придумал Саша Адабашьян: «Это был настоящий ангел, он просто попал в дурную компанию…» — это было всё дописано и сымпровизировано нами. А также та история про мальчика Генри, который очень любит овсянку… Виталий Мефодиевич очень ревностно относился, что кого-то снимают крупным планом, а не его, как ни странно, хотя у него огромная роль и замечательный артист, и чего тут бояться, а у меня роль маленькая. И, например, вот эта сцена в башне, помните, когда Бэрримор подает знак моему брату, и я врываюсь, чтобы его защитить.
И шандал со свечами был в руках у Соломина, и он меня все время поворачивал спиной к оператору. И Михалков подошел и так мне на ушко говорит: «Ты знаешь, ты не делай на репетиции, а сейчас будет съёмка, ты войди и возьми у него из рук вот этот шандал». Я так и сделала, только во время съёмки. Соломин растерялся, он спросил: «Значит, убийца Селден — ваш брат?
И на крупном плане сказала свой монолог. А Михалков потом очень смеялся и говорит: «Молодец, профессионал». Долго уговаривал его, но он почему-то отказался. Когда начались съёмки, у оператора Юрия Векслера случился инфаркт.
Мне пришлось в срочном порядке искать ему замену. Павильонные съемки согласился провести Дмитрий Долинин, а Владимир Ильин затем снял всю натуру. Никита Михалков в это время заканчивал картину «Родня», в котором снималась Светлана Крючкова, жена Векслера. Вот у них и родилась идея пригласить Михалкова на роль сэра Генри.
Вообще-то я и Крючкову не собирался приглашать: она была беременна, вот-вот должна была родить. Короче, Векслер и Крючкова меня уговорили, и я позвал Михалкова. После этого мне пришло в голову сделать сэра Генри фермером. Так появился веселый, забавный, развязный персонаж в американском стиле.
Никита приехал ранним поездом и сразу же отправился на студию, хотя съемки должны были начаться только через 12 дней. Приехал не один, а со сценаристом, художником, актёром и режиссёром Александром Адабашьяном, с которым тогда дружил. И все эти 12 дней они болтались по «Ленфильму». Адабашьяна мы, конечно, не ждали.
Поначалу я не мог понять, зачем Михалков его привёз. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться. И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру! Помню, явившись первый раз на съемку, Никита со свойственным ему размахом стал жаждать крови.
По натуре он всё-таки лидер и по призванию — режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты — туда!.. Я не деспот и не диктатор, но на площадке должен быть один режиссёр, иначе ничего хорошего не выйдет. Пришлось цыкнуть на них.
И они поняли, что я из себя что-то представляю. Михалков был счастлив. Потому что, кроме того, что он лидер и режиссёр, он еще и актёр, а актёру очень важно, чтобы у него был руководитель, чтобы его кто-то вёл и направлял, а он ни о чем не заботился — режиссёр всё придумает, всё подскажет. И вот Никита «поплыл» в этом счастье: «Так надо, скажи?
Так надо стать? Туда поглядеть? Чтобы «нейтрализовать» эту гоп-компанию, необходимо было найти Адабашьяну занятие. И тут мне пришла в голову мысль: «Пускай играет Бэрримора!
Так Адабашьян стал на площадке подчинённым мне человеком, и ему уже некогда было обсуждать с Михалковым, правильно ли я снимаю. Что касается Михалкова — у Никиты такой невероятный темперамент, он всё вокруг рвёт и мечет. Группа докладывала мне, что за смену он «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. Для такого здорового организма это сущие пустяки.
На съёмках загнал лошадь до такой степени, что та просто рухнула наземь. У неё был обморок: она лежала с закрытыми глазами, не шевелилась, не дышала... Я даже подумал: «Всё, погибла! Он её поднял!
Вот такой феноменальный человек. Меня многие упрекали, что я пригласил его на роль: мол, это не в стиле картины. Но мне кажется, что его органика — бешеное, темпераментное начало — очень хорошо вписалась в эту историю. Адабашьян же являлся для него своеобразным амортизатором, противовесом.
Вот я и воспользовался их собственной интригой — шушуканьем за моей спиной — и втянул обоих в общую игру. Свое участие в картине Адабашьян вспоминает с удовольствием. Особенно овсяную кашу, которую он с таким чувством раскладывал в этом фильме по тарелкам молодому Баскервилю и доктору Ватсону. По словам Александра Артёмовича, каша, которую специально для фильма варила ассистентка по реквизиту, была такой вкусной, что по окончании съемок в павильон приносили еще одну кастрюльку для всей съемочной группы.
Бэрримора Адабашьян считает своей звёздной ролью. Знаменитая фраза: «Овсянка, сэр! А Олег Янковский в роли Стэплтона оказался не только по причине отрицательного обаяния, но и как любимый актёр Масленникова — снимался у него до этого в нескольких фильмах. На поиски натуры для съемок «Собаки Баскервилей» режиссёр Масленников отправился в Эстонию.
В 1793 г. Усадьба была расширена, появились ворота и вспомогательные строения — амбар и каретная. Последним владельцем поместья до 1919 г. Большую часть угодий он успел продать, а после реформы сам вынужден был арендовать у государства центральную часть усадьбы — господский дом. Но в 1939 году, когда началась Вторая мировая война, фон Фок уехал в Германию.
Режиссер поддался на уговоры — и очень скоро об этом пожалел. Он прибыл не сам, а в компании своего друга — сценариста, актера и режиссера Александра Адабашьяна. Оба тут же начали себя вести как хозяева положения, как будто они сами собирались руководить всем съемочным процессом. Михалков объяснял Масленникову, как нужно снимать тот или иной эпизод, сам пытался режиссировать сцены со своим участием. Бессменный Шерлок Василий Ливанов, у которого отношения с режиссером не заладились с самого начала, не упустил шанса съязвить: «Ребята, давайте отпустим домой Масленникова! Ну что он тут сидит? Годы спустя он вспоминал: «Поначалу я не мог понять, зачем Михалков привёз Адабашьяна. Когда мы начали снимать, они стали что-то обсуждать между собой, шушукаться.
И тут я догадался: Михалков не доверяет мне как режиссёру! Помню, явившись первый раз на съемку, Никита со свойственным ему размахом стал жаждать крови. По натуре он всё-таки лидер и по призванию — режиссер. Раскомандовался: «Ты пойдёшь сюда, ты — туда!.. Я не деспот и не диктатор, но на площадке должен быть один режиссёр, иначе ничего хорошего не выйдет. Я рявкнул, и это произвело должный эффект. И они поняли, что я из себя что-то представляю. Михалков был счастлив.
Потому что, кроме того, что он лидер и режиссёр, он еще и актёр, а актёру очень важно, чтобы у него был руководитель, чтобы его кто-то вёл и направлял, а он ни о чем не заботился — режиссёр всё придумает, всё подскажет.