Автор — Роберт Гараев, будучи в детстве сам, недолго, к счастью, группировщиком, проделал очень глубокую аналитическую и редакторскую работу. Страна и мир - 6 декабря 2023 - Новости Липецка - уклончиво отвечал Гараев на вопросы о персонажах.
"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки
Актеры сериала «Слово пацана»: кто играет, где снимались и что с ними еще посмотреть. Страна и мир - 6 декабря 2023 - Новости Липецка - Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана.
"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки
«Конец мог бы быть любым»: автор книги «Слово пацана» о финале сериала | По весне им вручали похвальный лист, где мои успехи были задокументированы официально Роберт Гараев из книги «Слово пацана. |
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен» | Что касается молодых «универсамовцев», то Андрей «Пальто» больше всего напоминает Роберта Гараева, который написал книгу «Слово пацана». |
Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»?
Никогда не забуду нашумевшую статью про люберов в «Огоньке», живой динамичный лонгрид — и особенно пассаж о том, как какой-то жертве полоснули по лицу опасной бритвой, и он побежал, поддерживая отваливающийся подбородок… Ну и как дальше было жить с этим знанием? На улицу страшно выйти. Надо сказать, что с тех пор тема молодёжных группировок никогда особо далеко из медиапространства не уходила. То и дело демонстрировались разные телефильмы с плохо разыгранной реконструкцией событий , в основном на дальних малосмотрибельных телеканалах. Как-то осмысливало это всё искусство, кино и художественная литература. Шамиль Идиатуллин «воспел» в кавычках! Идиатуллин же написал блёрб для «Пацана»: «Интересная и очень важная попытка взгляда на так называемый казанский феномен в первую очередь изнутри».
Почему нас заинтересовал сей труд? Вроде бы: социологическое исследование, основа — интервью, цитаты из прессы и всяких важных работ о феноменах молодёжной преступности. Специфическая литература, верно? Но помимо того, что это просто увлекательный, полифонический если можно так выразиться эпос, он передаёт дух эпохи, заставляет задуматься о том, почему же люди так любят ходить строем, и о других вопросах человеческой натуры. Это — насыщенное повествование, на уникальном языке. Или языках — ибо интервью «вербатим» же, а герои говорят либо так, как говорили в своей юности бритоголовой, либо — с налётом современности.
RU «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал самым популярным российским сериалом 2023 года. В книге «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х», которую режиссер Жора Крыжовников взял за основу для экранизации, рассказывается история о молодежных группировках Казани. Позже он закончил вуз, получил специальность историка, завел семью и стал работать экскурсоводом в Еврейском музее. Настоящий успех пришел после 45 лет, когда вышли книга и сериал. В интервью для 66. RU Роберт Гараев рассказал о процессе написания книги, о своих новых проектах, о том, как его обманул телеканал НТВ и как он возродил слово «чушпан», о том, как еще несколько месяцев назад нищенствовал, как изменилась жизнь после сериала и нужен ли качественный фильм про «Уралмаш».
Нужна была хоть какая-то работа. Я приехал к другу, а он по Skype общался с одним из сотрудников Еврейского музея. Мне сказали, что можно прийти. На тот момент там проходила выставка авангарда, и я сразу начал готовиться к экскурсиям. К еврейству я отношения не имел, но погрузился. Когда ты приходишь туда работать, тебя не запускают на главную экспозицию по еврейской истории, но там есть выставочное пространство, где проходили другие различные экспозиции: Аниша Капура, Эль Лисицкого, русского авангарда. К каждой выставке приходилось специально готовиться. Тебе дают материалы, сам что-то копаешь.
Потом приходит куратор, и сдаешь ему несколько экзаменов. Если ты придумаешь классную экскурсию, то тебе позволят их проводить. И в музее витала исследовательская атмосфера, молодежь из Вышки Высшая школа экономики, — прим. Все молодые, но уже профессионалы с горящими глазами. Там уже три года не работаю, но на прошлой неделе заходил. Растет, увеличивается, становится все интереснее музей. Когда я перешел к еврейской экспозиции, то долго сдавал экзамен — чуть ли не полтора года. Осмыслял их историю, она интересная и классная.
Но я татарин, и я долго думал: что же могу узнать о себе и о своих корнях? Думал о том, какой у меня есть уникальный опыт. И я вспомнил про свою часть детства в ОПГ и обратился к этому опыту. Я к ней разными путями шел. Занимался музыкой, открывал для себя татароязычных современных исполнителей, делал ремиксы на них. Все, что связано с музыкой, у меня было «в стол». Но когда я начинал писать, получилось реализовать. Фото: Антон Буценко, 66.
RU — На чем вы писали музыку? На аналоговом оборудовании, в программах типа FL Studio? А потом случилась пандемия, и это очень помогло. Нам выделили небольшой фонд, чтобы мы не умерли с голоду, и я уехал к себе в Подмосковье. Будучи ограниченным в средствах и с освободившимся временем, я дописывал ее вместе с редактором. Он чуть ли не про каждую строчку задавал мне вопросы. Человек, который ничего не знает про группировки, и я должен был ему рассказать. Моя изначальная идея была сделать что-то среднее между Варламом Шаламовым и «Прошу, убей меня!
И некоторые отрывки друг с другом конкурируют, потому что противоположная информация представлена. Получается многоголосье, но нарратив идет интересный, очень много узнаешь об этих людях, и никакого авторского текста. У меня Феликс Сандалов книжное издательство Individuum, — прим. Я предложил ребятам сделать точно так же. Они меня убедили, что главный эксперт в книге все-таки должен присутствовать. Литературные критики читают книги не полностью, только вступление к каждой главе. То есть так, чтобы, прочитав вступление, читателю стало понятно, о чем эта книга будет. И я благодарен ребятам, что они помогли это сделать.
У меня есть много интервью различных людей, но все равно каждую главу предваряет мой авторский текст. Грубо говоря, дайджест, а дальше герои начинали говорить от себя. RU — Какими способами вы общались с этими героями?
В 2020 году выпустил книгу « Слово пацана.
Криминальный Татарстан 1970—2010-х » [10]. В июне 2021 года литературная комиссия премии « Либеральная миссия » поместила книгу Гараева в номинацию аналитика [11].
Незадолго до «отшивания» Руслана Роберт две недели провел дома по болезни, а потом еще неделю решил прогуливать сборы. Однажды к нему пришли и сказали идти за ними. Когда толпа пошла непривычным маршрутом, Роберт понял, что его ведут «отшивать». Его ударили и плюнули в него, он ударил и плюнул в ответ, а потом убежал, спрятавшись в камышах. Никто из преследователей в воду зайти не рискнул — покидали камни и ушли. Так Роберт Гараев покинул группировку «Низы». И после того случая с Русланом я крепко задумался, что мне это не нравится. И внешние обстоятельства повлияли — сложилось как сложилось» Роберт Гараев Рано или поздно я, конечно, ушел бы. Возможно, другим образом инициировал бы переезд в другой район. Сложилось впечатление, что абсолютно весь город был поделен на группировки и каждая улица кому-то принадлежала. Казань была так устроена, что особо-то ты не походишь, даже будучи пацаном и участником группировки. Те люди «Газовая Халева» и прежняя группировка Гараева «Низы». Поначалу жил с папой, он подсаживал меня на музыку, у него была большая коллекция катушек — мы их слушали, он был кооперативщиком, так что дома был видеомагнитофон. Я как-то погрузился в мир музыки, кино и литературы — у папы была отличная библиотека, так что наверстывал упущенное за эти годы в группировке. Хотя насчет музыки — я уже с одиннадцати лет слушал то, что гопники не слушали. А потом поступил в университет, в центре у нас было место, которое мы называли Сковородка, — там неформалы собирались. Но не так, как в Москве или здесь, в Свердловске, — у вас неформальная культура была более развита. Люди, которые варились в неформальных кругах, были достаточно смелые. Если у тебя сережка в ухе, красные волосы, ирокез, хаер, то ты постоянно наталкиваешься на какое-то противодействие, и там я постоянно «вылавливал». RU А вот на территории той группировки, где я жил, была моя мачеха Марина, ныне покойная. Она была знакома со всеми авторитетами этой группировки. Она могла выйти на сборы и сказать: «Я сейчас старшим скажу его не трогать». И в общем-то они меня и не трогали. Типа — «пасынок Марины». Она была очень смелая, так что пришла бы и раскидала. Как ни странно. Причем многие из них на хороших должностях и при деньгах. Не было страшно из-за этих людей? Что начнутся какие-то угрозы... Если я рассказываю о явлении, я же должен рассказать, почему это произошло, как это происходило, как это было устроено. Так что как будто это исследование из области социологии, которая является наукой об обществе. С этой задачей я справился. В общем-то, все имена, которые надо было назвать, названы в книге. RU — Будто, по тем же пацанским понятиям, вскрытие того, как жили группировки, — это запрещенное стукачество на своих, и могли появиться претензии... Я исследователь и держал дистанцию. Но опасения были, конечно. И какие-то угрозы время от времени возникали. Но это был оправданный риск, который я закладывал. У меня это история не как у Салмана Рушди после выхода романа «Сатанинские стихи». Он до сих пор жив и до сих пор скрывается. Мне приходили письма на почту в духе: «Да кто ты такой, чтобы эту тему поднимать? Но с другой — подумал, что все-таки он человек разумный и делать этого не будет. Хотя я удивился, что была такая угроза. Он в книге выступает как анонимный герой. Почему-то посчитал, что мы поссорились. Это было связано с ведением паблика. Позвонил какой-то человек: удалите пост такой-то. А с какой стати? Потом этот перезвонил, начинает вступаться за того. Это было несколько некорректно с его стороны, и, думаю, зря он так сделал.
Криминальный «Хогвартс» и второй сезон. Поговорили с автором «Слова пацана»
В 1989 году 13-летний Роберт Гараев был участником подростковой группировки «Низы» в Казани (Татарская АССР). В 2020-м он выпустил книгу-исследование «Слово пацана. По словам писателя Роберта Гараева, одно время число группировок там доходило до 150. новости Санкт-Петербурга (5 декабря 2023).
«Слово пацана»: сколько правды в этом сериале? Почитали первоисточник
Может быть, так, а может, и правда не догадывалась. Это интересный вопрос, я ей задавал его недавно тоже. Может быть, и ее память тоже [скрыла эти воспоминания]. Прошло 34 года, сейчас могла и забыть. Сколько им? И говорили ли вы с ними о том, как проживали свой подростковый период? С Яшкой-то я жил, пока писал книгу. Но он был малыш, и ему это было скорее интересно с точки зрения писательского [опыта]. Он следил за тем, что у меня был паблик, потом, когда я свой YouTube-канал завел, он завидовал количеству моих подписчиков.
То есть всё равно воспринимал это через призму себя. Он может в своей школе об этом сказать» Роберт Гараев Роберта не так относится, хотя была на съемках один день в качестве актера массовки. Она такая самостоятельная фигура и особо не хвастается, только ее близкие друзья знают. Но так, чтобы она пришла в класс и начала обо мне рассказывать, — такого нет. Я ей сказал: «Я тебя не принуждаю, захочешь — прочтешь когда-нибудь». И я не думаю, что она прочитала. С ней я не говорил [о том времени]. Яшка всё это, возможно, подслушивал, пока я брал интервью, велись разговоры.
Он просто совсем другой — человек-антинасилие, ребенок-гуманист и философ. Бывали какие-то драки в школе с мальчиками, но это так, в порядке нормы. Огромное количество новостей со всей страны о какой-то невероятной подростковой жестокости — что они творят... Просто мир стал прозрачнее. Всюду камеры, и, если кто-то что-то сделал, все об этом могут узнать сразу — и в масштабе страны, и в масштабе мира. Что творилось в 98-м — был бы интернет, тоже бы все знали. Например, вчера прочитал воспоминания художника Сурикова о том, как они увлекались казнями и ходили туда после школы, зная всех палачей по именам. Тоже был совершенно другой мир.
А представляете, тогда был бы интернет? Роберт считает, что насилие будет всегда. RU Все-таки количество насильственных преступлений по статистике за последние сорок лет во всём мире, не только в России, уменьшается, и характер преступлений меняется. Насилие никуда не уйдет из нашей жизни никогда. Если есть добро, должно быть и зло. Оно может принимать разные формы, но, к сожалению, мир так устроен. Если думать об этом сейчас, это был самый легкий путь или единственно возможный? Так что этот вариант не предполагался.
Рассказать родителям? А что бы они сделали? Старшего брата у меня не было. Найти деньги опять же не было возможности. Так что да, мне казалось, что это единственный вариант. Какой бы интеллигентной ни была семья, школьник всё равно мог попасть в группировку? Если у тебя брат-авторитет из какой-нибудь группировки — могло помочь. Или, например, папа-участковый или милиционер — тоже вряд ли начали бы трогать такого подростка.
Вот два варианта было, чтобы тебя не трогали и на счетчик не поставили. У меня ни одного из них не было. RU — То есть если ты родитель и у тебя двое детей, младшего от группировки убережет лишь то, что старший уже в ней. И как родителям быть? Или думать, что это какие-то подростковые проблемы из серии «вырастет — перебесится». Сыграл роль менталитет того времени. Большая часть подростков проводила время после школы — до того как родители придут с работы — на улице.
Но я не был чужим: в 1989 году, когда мне было четырнадцать, я вступил в группировку «Низы». Я начал свою не слишком длинную уличную карьеру с самого младшего «возраста» — он назывался «скорлупа». По моим тогдашним ощущениям, он напоминал скорее подготовительную группу — старшие нас более-менее щадили.
Два года спустя я стал «супером», то есть поднялся на одну ступень выше. Если бы началась серьезная война с другой группировкой, мой возраст стал бы основной боевой единицей — пехотой «Низов». В 1991-м меня отшили — исключили из группировки. Я переехал в другой район, поступил в университет и у меня началась другая, наполненная интересными событиями и людьми жизнь. В 2001 году, когда мне было 25, я переехал в Москву. С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу.
Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни.
В центре повествования — так называемый «казанский феномен», или жизнь многочисленных молодежных банд, орудовавших в Татарстане во второй половине прошлого века. Сценарий «Слова пацана» режиссера Жоры Крыжовникова не основан на содержании книги, однако известно, что Гараев принимал участие в работе над картиной в качестве консультанта. Соцсети Вскоре после премьеры сериала, на фоне возросшего интереса к теме деятельности татарстанских группировок книга Гараева заинтересовала казанскую прокуратуру. По словам самого автора, его произведение решили проверить на предмет пропаганды движения АУЕ запрещено в России , однако нарушений не нашли.
Потом уже у меня получалось как-то увиливать — лучше всего было убегать. Но однажды, в один день, все сложилось. Парень из параллельного класса — его звали Искандер — «пришился» вошел в состав — прим. Он потребовал на следующий день принести ему три рубля, что было для меня неподъемной суммой. Я уже готовился скрываться или получать каждый день по голове, но через несколько уроков группировщики «Низов» из того же класса позвали меня на сборы — они как раз набирали «скорлупу» [младших участников]. В первую очередь я вступил в группировку ради защиты. Но еще у меня был и исследовательский интерес: мне было это жутко интересно, поскольку я — ботаник и отличник — мог войти в сообщество хулиганов, харизматичных и дерзких. Хотелось узнать, чем они занимаются. В основном в группировку попадали по двум причинам: либо ты вырос в одной компании с пацанами и не видел другой дороги, либо искал спасения от каких-то проблем. В любом случае пока ты не был в группировке, ты был чушпаном, чертом и лохом. Ты не был гражданином мини-государства, а значит, был вне его системы привилегий и не попадал под его защиту Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как вступление в группировку «Низы» изменило вашу жизнь? Самое главное — появились частые сборы. На сборах мы играли в футбол, иногда занимались спортом, просто стояли и разговаривали. Правда, очень скоро это стало в тягость. Особенно зимой, когда холодно и ты хочешь провести время по-другому, но все равно обязан идти на сборы — непонятно зачем. В эти моменты было ощущение серости и беспросветности. Зато ты менялся в статусе — считался пацаном и мог находиться в сообществе людей, которые кажутся крутыми. Если перевести на современный язык, у тебя словно появлялся миллион подписчиков. Правда, я себя суперкрутым не считал — наоборот, у меня был синдром самозванца. Мне казалось, что скоро меня разоблачат — я же ботаник, отличник, и мне тут не место. Боялся, что мне дадут какое-нибудь задание, а я с ним не справлюсь. Внешних опасностей на сборах было две. Во-первых, менты, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успеет убежать. Во-вторых, курировавшие нас старшие, которые заходили с проверками. Проверяли они наше количество, могли внезапно нагрянуть и застать кого-нибудь за курением сигарет, хотя для наказания хватало и сигаретного запаха Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Тебе старались сломать нос» Чем «Низы» отличались от других молодежных группировок Казани? Правила поведения у всех группировок были общегородские: всегда стоять за свою улицу, представляться, если идешь по чужой территории, причем даже если понимаешь, что перед тобой враги и они в большинстве. Не курить, не пить, не употреблять наркотики — отличий у группировок было мало. Всего в одноименной группировке из этого микрорайона было около ста человек — точнее сказать сложно, поскольку у участников разных возрастов были свои сборы, и мы пересекались редко. Это была большая и очень сильная группировка, участников которой мы считали отморозками. Однако мое участие в «Низах» пришлось на более-менее спокойное время. Пару раз мы стояли наготове и ждали набега со стороны «Грязи», но все как-то разрешилось.
Роберт Гараев - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х
«Слово пацана»: по какой книге снял сериал Жора Крыжовников? | уклончиво отвечал Гараев на вопросы о персонажах. |
«Слово пацана»: экс-участник ОПГ написал книгу о казанских бандитах // Новости НТВ | «‹ ›» Роберт Гараев. Cлово пацана. Наверно, теперь и он мог бы, как другой его знакомый, который живет у Ротонды, пришить на пару с дружком одного фраерка за какую-нибудь тысячу лир. |
Слово пацана. Книга Роберта Гараева. О чём солгал сериал? — Почитать на DTF | Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне. |
Где прочитать бесплатно "Слово пацана" Роберта Гараева | Роберт Гараев — журналист и писатель, автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» (18+). |
Книга «Слово пацана»: где читать?
В это же время познакомился с Александрой Питиримовой, которая стала его женой. В 2023 году Кологривый спродюсировал сериал «Макс и Гусь», в котором сам сыграл главную роль. Наташа Девушка лидера группировки Вовы Адидаса. Персонажа сыграла Елизавета Базыкина, родившаяся в Сызрани 20 апреля 2000 года. До актерской карьеры Елизавета активно занималась вокалом и даже участвовала в кастинге на роль солистки группы «Серебро». Свою первую роль в кино Елизавета получила в сериале «Надвое» режиссера Валерия Тодоровского. В 2024 году намечен выход сериала «ГДР».
Также актриса снимается в сериале «Комбинация», его выход запланирован на следующий год. Участница труппы Театра на Бронной. Ирина Сергеевна Инспектор по делам несовершеннолетних и девушка, в которую влюбляется Андрей «Пальто». Один из ключевых персонажей сериала. Роль исполнила Анастасия Красовская, родившаяся в Минске 2 января 1999 года. После окончания школы Анастасия не думала об актерской карьере, а пошла в модельный бизнес, параллельно подав документы на юридический факультет.
Несмотря на контракты и показы в Италии, Южной Корее и Китае, со временем девушка почувствовала необходимость в творческом росте. Дебютировала в кино в 2020 году в картине «Герда», в которой она исполнила роль студентки из провинции, страдающей лунатизмом. Также появилась в сериале «Трудные подростки». В 2023 году снялась в работе Федора Бондарчука «Актрисы». Некоторые поклонники могли заметить Анастасию в клипе Тимы Белорусских «Витаминка». Ранее мы рассказывали: Бандиты, жигули и разборки: сериалы, похожие на «Слово пацана» Где снимали?
Сеттинг сериала разворачивается в Казани, но большая часть съемок прошла в Ярославле. Изначально авторы сериала планировали снимать в столице Татарстана — группа уже начала проводить пробы среди местных. Но, как рассказал автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев, проект не понравился местным чиновникам, из-за чего всю работу пришлось перенести в другой город. Это ничуть не помешало передать атмосферу позднего СССР. К примеру, популярное место сборов «Универсамовцев» с хоккейной площадкой снимали в одном из домов Брагинского района. Фасад ДК, где проходила дискотека, — это фасад Дома культуры на Резинотехнике.
Чтобы убедить зрителя в том, что действие происходит в Казани, авторы сериала сделали вывески на татарском языке. Даже сцены с московскими эпизодами снимались в Ярославле. Реальная история пацанов Не все знают, но Жора Крыжовников вдохновлялся событиями, которые происходили в Татарстане в реальной жизни. Некоторые актеры, играющие в «Слове пацана», возможно, имеют реальные прототипы.
Уже на первых курсах получил одну из главных ролей в Московском Губернском театре. В это же время познакомился с Александрой Питиримовой, которая стала его женой. В 2023 году Кологривый спродюсировал сериал «Макс и Гусь», в котором сам сыграл главную роль. Наташа Девушка лидера группировки Вовы Адидаса. Персонажа сыграла Елизавета Базыкина, родившаяся в Сызрани 20 апреля 2000 года.
До актерской карьеры Елизавета активно занималась вокалом и даже участвовала в кастинге на роль солистки группы «Серебро». Свою первую роль в кино Елизавета получила в сериале «Надвое» режиссера Валерия Тодоровского. В 2024 году намечен выход сериала «ГДР». Также актриса снимается в сериале «Комбинация», его выход запланирован на следующий год. Участница труппы Театра на Бронной. Ирина Сергеевна Инспектор по делам несовершеннолетних и девушка, в которую влюбляется Андрей «Пальто». Один из ключевых персонажей сериала. Роль исполнила Анастасия Красовская, родившаяся в Минске 2 января 1999 года. После окончания школы Анастасия не думала об актерской карьере, а пошла в модельный бизнес, параллельно подав документы на юридический факультет.
Несмотря на контракты и показы в Италии, Южной Корее и Китае, со временем девушка почувствовала необходимость в творческом росте. Дебютировала в кино в 2020 году в картине «Герда», в которой она исполнила роль студентки из провинции, страдающей лунатизмом. Также появилась в сериале «Трудные подростки». В 2023 году снялась в работе Федора Бондарчука «Актрисы». Некоторые поклонники могли заметить Анастасию в клипе Тимы Белорусских «Витаминка». Ранее мы рассказывали: Бандиты, жигули и разборки: сериалы, похожие на «Слово пацана» Где снимали? Сеттинг сериала разворачивается в Казани, но большая часть съемок прошла в Ярославле. Изначально авторы сериала планировали снимать в столице Татарстана — группа уже начала проводить пробы среди местных. Но, как рассказал автор книги «Слово пацана» Роберт Гараев, проект не понравился местным чиновникам, из-за чего всю работу пришлось перенести в другой город.
Это ничуть не помешало передать атмосферу позднего СССР. К примеру, популярное место сборов «Универсамовцев» с хоккейной площадкой снимали в одном из домов Брагинского района. Фасад ДК, где проходила дискотека, — это фасад Дома культуры на Резинотехнике. Чтобы убедить зрителя в том, что действие происходит в Казани, авторы сериала сделали вывески на татарском языке. Даже сцены с московскими эпизодами снимались в Ярославле. Реальная история пацанов Не все знают, но Жора Крыжовников вдохновлялся событиями, которые происходили в Татарстане в реальной жизни.
Поэтому, идя по улице, я всякий раз выглядывал из-за угла, чтобы не встретиться с какой-нибудь компанией. Сначала мне до школы было идти минут 30 пешком, но потом моя семья переехала к ней поближе. Но для того чтобы попасть на учебу, мне все равно нужно идти через рынок, территорию Хитрого двора, а потом в сторону Шамильки. Поэтому мой маршрут был опасным, но я с первого класса ходил по нему самостоятельно — не было такого, чтобы меня сопровождали родители, чтобы я просил об этом. Вообще в мальчишеской среде не было принято рассказывать родителям о хулиганах — но и бороться с ними в одиночку никак не получалось. Как выглядела типичная встреча с группировщиками? Они подходили ко всем подросткам. Если ты был из какой-то другой группировки, то, по правилам, был обязан представиться. Уйдешь ли ты целым, зависело от того, враг ты или нет. А у тех, кто в группировках не состоял, просто отнимали деньги и приглянувшиеся вещи. Забирали все, что хотели, — например, куртки, кроссовки или шапки. Если ты позволишь группировщикам это сделать, то они будут издеваться над тобой каждый день. В то же время им — 3-5 крупным парням — было практически невозможно дать отпор. Роберт Гараев, из книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х»: Изъятие денег происходило так: вылавливались одинокие школьники или парочки мальчишек, идущие с уроков домой. Первой фразой чаще всего было уверенное: «Стоять! Если кто-то начинал кричать и звать на помощь, получал по лицу. Когда я был ребенком, группировщики отбирали у меня деньги. Потом уже у меня получалось как-то увиливать — лучше всего было убегать. Но однажды, в один день, все сложилось. Парень из параллельного класса — его звали Искандер — «пришился» вошел в состав — прим. Он потребовал на следующий день принести ему три рубля, что было для меня неподъемной суммой. Я уже готовился скрываться или получать каждый день по голове, но через несколько уроков группировщики «Низов» из того же класса позвали меня на сборы — они как раз набирали «скорлупу» [младших участников]. Я пошел на эти сборы — и больше Искандер не имел права ничего с меня просить. В первую очередь я вступил в группировку ради защиты. Но еще у меня был и исследовательский интерес: мне было это жутко интересно, поскольку я — ботаник и отличник — мог войти в сообщество хулиганов, харизматичных и дерзких. Хотелось узнать, чем они занимаются. Криминальный Татарстан 1970-2010-х»: В основном в группировку попадали по двум причинам: либо ты вырос в одной компании с пацанами и не видел другой дороги, либо искал спасения от каких-то проблем. В любом случае пока ты не был в группировке, ты был чушпаном, чертом и лохом. Ты не был гражданином мини-государства, а значит, был вне его системы привилегий и не попадал под его защиту. Как вступление в группировку «Низы» изменило вашу жизнь? Самое главное — появились частые сборы. На сборах мы играли в футбол, иногда занимались спортом, просто стояли и разговаривали. Правда, очень скоро это стало в тягость. Особенно зимой, когда холодно и ты хочешь провести время по-другому, но все равно обязан идти на сборы — непонятно зачем.
Об авторе Яра Горина, автор фэнтези из Минска. Да, она действительно читает все книги, о которых рассказывает. От корки до корки. Утверждает, что на одно произведение уходит два вечера и две ночи. Произведения в жанре тру-крайм частенько обвиняют в том, что они романтизируют преступников и не всегда с должным уважением относятся к тем реальным людям, что стали их жертвами. В последнем обвинить сериал довольно сложно, поскольку это тот удивительный случай, когда из книги взят не столько сюжет, сколько антураж. Автор, безусловно, стал идейным вдохновителем для создателей сериала, а также поработал консультантом во время съемок. Но с первых страниц книги становится ясно: фильм «Слово пацана» — это не экранизация, а самостоятельное художественное произведение.
"Я очнулся на снегу": как автор книги "Слово пацана" вышел из группировки
Но — система. Причём уже давно. Меньше знаешь — крепче спишь, но страна тогда как раз просыпалась, пусть и чересчур резко. Никогда не забуду нашумевшую статью про люберов в «Огоньке», живой динамичный лонгрид — и особенно пассаж о том, как какой-то жертве полоснули по лицу опасной бритвой, и он побежал, поддерживая отваливающийся подбородок… Ну и как дальше было жить с этим знанием? На улицу страшно выйти. Надо сказать, что с тех пор тема молодёжных группировок никогда особо далеко из медиапространства не уходила. То и дело демонстрировались разные телефильмы с плохо разыгранной реконструкцией событий , в основном на дальних малосмотрибельных телеканалах. Как-то осмысливало это всё искусство, кино и художественная литература. Шамиль Идиатуллин «воспел» в кавычках! Идиатуллин же написал блёрб для «Пацана»: «Интересная и очень важная попытка взгляда на так называемый казанский феномен в первую очередь изнутри». Почему нас заинтересовал сей труд?
Вроде бы: социологическое исследование, основа — интервью, цитаты из прессы и всяких важных работ о феноменах молодёжной преступности. Специфическая литература, верно?
Мне пришла идея создать паблик, в котором я делился деталями исследования и общался с людьми напрямую. Поначалу дела шли туго. Было 100—200 подписчиков, но чем больше я писал, тем больше появлялось людей сейчас их почти 27 000. Самое важное было, чтобы подписчики поняли, что я не работаю ни на какие органы, что у меня другая задача. Многие меня поддержали.
Кому-то захотелось об этом узнать, другим — рассказать. Многие делали это анонимно, потому что проблемы у них могут возникнуть и сейчас, даже спустя много лет. Кого-то снимал на видео, это, например, Снежок — участник группировки «Слобода», экс-киллер «Жилки», я был у него дома. И живущие там отвечают за «дорогу», это система передачи посылок заключенным, так называемый «грев». И это влияет на местных с малых лет. Тебе кажется, что группировки исчезли, но они существуют, хоть и на обочине жизни. Криминал всегда и везде будет.
Я акцентировался на 80-х, времени, когда невозможно было пройти по городу, не заметив этих группировок, потому что они были везде — Насколько опыт прошлого накладывает отпечаток на этих людей сейчас? Есть такое правило в понятиях: если тебя посылают на три буквы, ты должен «встать в отмах», то есть незамедлительно вступить в драку. Даже если это произойдет в 2020 году. Или когда ты считаешь, что, например, коммерсант — это терпила. Это все отголоски 80-х и 90-х. Я акцентировался на 80-х, времени, когда невозможно было пройти по городу, не заметив этих группировок, потому что они были везде. Тогда ты не мог спокойно существовать в Казани, если был подростком, молодым человеком.
Но у группировок казанского типа была сильная структура. К примеру, очень четкое разделение на возраста: «скорлупа», «супера», молодые и так далее. И это очень интересно, потому что возникает вопрос, откуда у дворовых ребят появилось такое деление? Есть версия, что в этом был виновен КГБ, хотя доказать ее я не могу. Возможно, кто-то из силовых структур пытался управлять массами молодежи. Я привожу речь Андропова, где он видит своими врагами диссидентов, космополитов и неформальную молодежь. А чтобы бороться с ними, нужна была какая-то крепкая пролетарская молодежь.
Возможно, велись такие эксперименты. Мы с ним общались долго и много. Он возмущен той ложью, что была написана про «Тяп-Ляп».
Их было напечатано всего 2 тысячи. Business FM поговорила с писателем об успехе сериала и о дополнительных съемках Роберт Гараев. Фото: из личного архива Стало известно, что в магазинах закончилось бумажное издание книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева, по которой сняли нашумевший сериал. Первоначально было напечатано всего 2 тысячи экземпляров. После успеха шоу издательство Individuum планирует допечатать еще 16 тысяч копий. Они появятся в магазинах в середине января.
Business FM спросила у писателя Роберта Гараева об успехе сериала, о медиаволне, которую вызвал проект, и о дополнительных съемках: — Сколько бы ни звучало призывов запретить сериал, ограничить показ, мы все равно наблюдаем, что он продолжает выходить, Роскомнадзор не нашел нарушений.
В какой момент надо начинать бить тревогу? Да и на самом деле, все это существовало не только в Казани. В Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Бугульме, а дальше все Поволжье — Йошкар-Ола, Ижевск, Чебоксары — там развитие городских криминальных группировок шло по аналогичному принципу. Причины — хрущевская амнистия, стремительная урбанизация, когда сельское население перетекало в город, шло интенсивное строительство новых районов. В Казани было много трущоб, из какой-нибудь криминальной Суконки в пятидесятые народ переезжал в район Теплоконтроль. Суконка же прославилась тем, что в конце 50-х там состоялась всесоюзная воровская сходка, а в XIX веке там татары с русскими дрались стенка на стенку.
И, конечно, еще одна причина — полное общественное замалчивание проблемы. Организованной преступности в СССР якобы не было, а при этом в народе ходили зловещие легенды про банду «Тяп-ляп». Это была одна из первых, самых мощных казанских группировок, члены которой открыто ездили по городу с обрезами и стреляли в милицию. После этого 30 человек из «тяпляповцев» задержали, а двоих, совсем молодых, расстреляли. Все это поражало воображение. Первыми об этом рассказали по «Голосу Америки», и потом уже здесь, у нас, разразился скандал: «Что такое? Как проглядели?
Вышло множество статей, тема стала широко обсуждаться, началась общественная дискуссия, но было поздно. Это даже стало местной достопримечательностью. Он — часть старого мира, человек, вернувшийся из мест заключения. В книге есть главы про таких вот представителей традиционного блатного мира с их уже несколько экзотичным жаргоном, выражениями типа «черный» или «красный» ход. Красными называли тех, кто сотрудничал с лагерной администрацией, а черными — тех, кто не работал, кто был против «системы». Кащей — уходящая натура, а его антагонист, Вова Адидас, он как раз человек новой эпохи. Он приходит с идеей, что нужно не асфальт делить, а заниматься бизнесом.
Кем группировщики стали в новой жизни? Как ни странно, пока шли символические битвы за асфальт, насилие вообще никак не регулировалось, все были так или иначе включены в этот круг, каждый был либо участником, либо жертвой. А в 90-е войны переместились внутрь группировок, свои дрались со своими за куски экономического пирога. И тут уже люди не с арматурой бегали, а с огнестрелом. Кстати, киллеров группировщики считали беспредельщиками. Если ты убиваешь просто потому, что тебе за это платят, то ты мясник. Из тех, кто остался в группировках, кто-то стал сидельцем, кто-то спился, а сейчас в основном работают таксистами и строителями.
Кто-то пошел в милицию, а единицы стали успешными предпринимателями, чиновниками. Я бы не сказал, что в группировках были люди, заранее предрасположенные к каким-то профессиям. Все как везде, процент талантливых людей здесь такой же, как в целом в обществе. Упадок в том числе и силовых институтов при поздней советской власти привел к тому, что государство утратило монополию на насилие и делегировало ее группировкам. При Андропове начались глухие молодежные протесты и поговаривали, что в КГБ даже был сформирован специальный отдел, занимавшийся всеми этими рокерами, хиппи, металлистами, брейкерами, которых официальная власть считала чужеродным элементом. Зато ребята, которые ходят в телогрейках и ботиночках-прощайках, считались социально близкими. Так почему бы не попробовать силами своей, пролетарской молодежи побороться с чужими?
Говорят, что в 90-е у группировок были свои кураторы из силовых структур. Понятно, что в какой-то момент это все вышло из-под контроля. Одни считают, что с падением уровня жизни такое может начаться вновь, а другие — что это явление 80—90-х, которое уходит в прошлое и больше никогда не повторится. Но герои книги говорили, что научились отвечать за свои слова. Коммуникативные навыки — это в криминальном мире один из главных скиллов, так сказать. Ты должен не только драться, но и уметь «добазариться».
«Слово пацана»: сколько правды в этом сериале? Почитали первоисточник
Роберт Гараев, автор книги «Слово пацана. В книжном интернет-магазине «Читай-город» вы можете заказать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х от автора Роберт Гараев (ISBN: 978-5-60-449595-7) по низкой цене. Мы слышим слова пацанов, видим их души, читаем помыслы. Роберту Гараеву 44 года. Он журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве.
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
«Слово пацана»: в свет вышла новая книга о казанском феномене | Роберт Гараев Cлово пацана. |
Слово пацана. Криминальный Татарстан 19702010-х | Что касается молодых «универсамовцев», то Андрей «Пальто» больше всего напоминает Роберта Гараева, который написал книгу «Слово пацана». |
Где прочитать бесплатно "Слово пацана" Роберта Гараева | Роберт Гараев о своей книге и сериале «Слово пацана». |
В «Слове пацана» не будет счастливого конца: об этом намекнул сам автор книги | Писатель Роберт Гараев, написавший книгу «Слово пацана», рассказал о реакции бандитов из Казани на одноименный сериал. Об этом он сообщил в беседе с порталом |