Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга?
почему Мастер сжигает свой роман?
Мастер решил сжечь свой роман, так как его произведение не нашло резонанса у издателей. Само название “Мастер и Маргарита” “затемняет подлинный смысл произведения: внимание читателя сосредотачивается на двух персонажах романа как на главных, тогда как по смыслу событий они являются лишь подручными главного героя. Булгакова «Мастер и Маргарита» Ответ эксперта Мастер был задавлен критикой в адрес своего романа, сжег его в.
Кто такой мастер? почему он сжёг свой роман?
А еще так называли демона чревоугодия. Почему Булгаков сделал его котом? Скорее всего, в честь собственного кота Флюшки. Вторая жена писателя, Любовь Белозерская-Булгакова, вспоминала: «Принесенный мной с Арбата серый озорной котенок Флюшка у нас его украли, когда он сидел на форточке и дышал свежим воздухом , — это прототип веселого кота Бегемота. Никого не трогаю. Починяю примус…» Я так и вижу повадки Флюшки! Но на самом деле Булгаков заимствовал это имя из мифологии древнегреческой: так на острове Лесбос называли девушек, рано умерших и превратившихся, по поверьям, в вампиров. Кстати, Гелла волшебным образом пропадает из романа ближе к концу — она не летит вместе со свитой Воланда.
Это произошло по недосмотру писателя и Елены Булгаковой. Литературовед Владимир Лакшин вспоминал: «Однажды я передал Елене Сергеевне вопрос молодого читателя: в последнем полете свиты Воланда среди всадников, летящих в молчании, нет одного лица. Куда пропала Гелла? Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: «Миша забыл Геллу!!! Откуда взялась фраза про квартирный вопрос Но это все литературные и исторические прототипы. А в «Мастере и Маргарите» есть множество персонажей, списанных с живых людей, которых Булгаков знал лично. Например, в бездарном поэте Рюхине многие были склонны видеть Владимира Маяковского, с которым у Булгакова были сложные отношения.
Но на самом деле Булгаков не мог не понимать, что Маяковский — поэт очень одаренный. И не позволил бы себе выводить его в книге в издевательском виде. Скорее всего, прототипом Рюхина стал поэт Александр Жаров, очень популярный в 30-е годы. Он остался в истории благодаря одному тексту — «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы — пионеры, дети рабочих». И на это впрямую намекает Иван Бездомный: «Посмотрите на его постную физиономию и сличите с теми звучными стихами, которые он сочинил к первому числу! Хе-хе-хе… «Взвейтесь! Сам Бездомный напоминает Ивана Приблудного — забытого ныне крестьянского поэта, друга Есенина.
Хотя некоторые считают, что прототипом стал поэт Александр Безыменский, который был личным врагом Булгакова, критиком его творчества, спародировавшим его «Дни Турбиных» в своей пьесе «Выстрел». Тот же Маяковский, к слову, относился к Безыменскому крайне неприязненно, сравнивая его стихи с «морковным кофе». А про самого поэта как-то сказал: «Уберите от меня этого бородатого комсомольца!.. Псевдонимы типа «Бездомный», «Приблудный», «Безыменский» и т. Трудно не вспомнить и Демьяна Бедного, воинствующего атеиста и знаменитого поэта: многие полагают, что он отчасти стал прототипом Бездомного и Берлиоза. Но еще больше на Берлиоза похож Леопольд Авербах — ответственный редактор журнала «На литературном посту», яростный критик Булгакова, которого ждала не менее печальная судьба, чем Берлиоза: он был расстрелян в годы сталинского террора.
Он начал в 1928 году первые названия: «Копыто инженера», «Мания фурибунда». Но сжег первую редакцию романа после запрета его пьес в СССР. Булгаков оставил только несколько страниц: «Чтобы доказать, что такой роман был».
После этого Булгаков хотел эмигрировать из страны, но передумал после разговора со Сталиным. В 1932-м Булгаков вернулся к написанию мистического романа, в 1936-м -— дал ему название «Фантастический роман», а еще через два года — придумал финальное название «Мастер и Маргарита». Исследователи восстановили первую редакцию «Мастера и Маргариты». Там фигурировало большинство персонажей, которые появились в следующих редакциях. Но персонажей Мастера и Маргариты в первой версии романа не было. Впервые «Мастер и Маргарита» полностью опубликован в 1967-м в эмигрантском издательстве. До этого жена Булгакова Елена пыталась опубликовать роман через помощника Сталина, но не вышло: после войны вся литература вне советской идеологии критиковалась и почти не допускалась до печати. Полная версия тиражом 30 тысяч экземпляров вышла через семь лет. Вероятно, Булгаков при описании Маргариты вдохновлялся третьей женой Еленой.
Их объединяет «косящий разрез глаз» и темные волосы. Анна Ахматова в стихе называет Елену Булгакову колдуньей, а она сама любила шутить на тему собственной таинственности: однажды Булгакова сказала, что на метле добралась до гостей так быстро. Как Булгаков придумал Кота Бегемота? Тут есть несколько версий. Самая очевидная — Булгакова вдохновил его огромный серый кот Флюшка. Эту версию подтверждает жена.
Творческий процесс — это сложный путь, на котором идеи превращаются в слова, а слова в искусство. Иногда, чтобы найти истинное вдохновение, художнику приходится убрать все лишнее, даже свои прошлые работы, которые уже не приносят ему истинной радости и удовлетворения. Таким образом, решение Мастера сжечь свой роман возникает из глубокого стремления передать свое истинное вдохновение и эмоции читателю. Он понимает, что только так его произведение сможет оставить след в истории искусства и затронуть сердца людей. Опасность искусства Почему Мастер принял решение сжечь свой роман происхождение и путь к искусству? Он несомненно осознавал опасность, которую искусство может нести. Роман, наполненный соблазном, насилием и безумием, содержал в себе потенциальную угрозу для общества и его нравственности. Мастер был сильно волнован тем, что его роман мог стать причиной развития аморальных и неэтичных тенденций в обществе. Он понимал, что подобные произведения могут влиять на читателей, и возможно, даже повлиять на их поступки и убеждения. Страх перед тем, что его роман может стать катализатором для негативных изменений в обществе, привел Мастера к решению сжечь рукопись и покончить с опасностью, которую она представляла. Искусство имеет огромную силу, и она может быть как позитивной, так и негативной. Оно может вдохновлять и приносить радость, но также может порождать негативные эмоции и способствовать разрушению. Мастер, осознавая это, принял на себя ответственность за потенциальные последствия своего произведения и решил уничтожить его, чтобы предотвратить их возникновение. История Мастера и его решение сжечь свой роман является примером того, как искусство может быть опасным, если оно используется безответственно. Важно помнить, что искусство несет в себе большую силу и ответственность, и его творцы должны быть осведомлены о своем влиянии на общество. Отвержение существующего Почему Мастер принял решение сжечь свой роман происхождение и путь к искусству? Возможно, ответ кроется в действии, которое можно назвать «отвержением существующего». Мастер, видимо, осознал, что его роман не соответствует его высоким требованиям и стандартам к искусству. Вместо того, чтобы продолжать работать над ним и пытаться исправить недостатки, Мастер решил сжечь рукопись. Таким образом, он отверг все, что уже существовало, и занялся созданием чего-то нового и лучшего. Решение сжечь роман может быть интерпретировано как смелый и искусственный поступок. Мастер решил не довольствоваться средними результатами и пойти дальше, отказавшись от того, что уже было. Это необычное действие может быть понимаем как проявление силы воли и стремление к самосовершенствованию. Переход от реализма к экспрессионизму Почему Мастер принял решение сжечь свой роман происхождение и путь к искусству? Одной из причин могло быть желание автора перейти от реализма к экспрессионизму. Реализм являлся основным литературным направлением в XIX веке, основной целью которого было отражение реальности такой, какой она есть. Роман Мастера «Происхождение и путь к искусству» в определенном смысле относился к реализму, поскольку описывал жизнь и творчество художника в окружении общества и исторических событий. Однако, Мастер, как видный представитель модернизма, стремился к отражению внутреннего мира человека, его эмоций и чувств. Экспрессионизм подходил для этого лучше, поскольку позволял использовать яркие образы, насыщенные эмоциями, а также экспериментировать со структурой и языком произведения.
С одной стороны даются четкие и понятные ответы на судьбы второстепенных героев. Каждый из них после встречи с потусторонними и неизвестными силами получил по своим способностям, заслугам или наоборот по негативным сторонам характера. Например, администратор Варенуха, который в начале романа представляется крайне невоспитанным и невежливым человеком, теперь становиться более отзывчивым, мягким, понимающим и соблюдает нормы поведения в обществе. Финдиректор Римский из Варьете покину данный пост и поступил на работу в кукольный театр. Семплеяров возглавил заготовку ягод и грибов в лесах Брянской области. В целом можно сказать, что для второстепенных персонажей встреча с потусторонними силами пошла только на пользу и они изменились к лучшему, а также поменяли места работы, на которых им гораздо лучше. То есть для них все закончилось хорошо. Можно ли тоже самое сказать о главных героях? Здесь имеются определенные сомнения. В конце романа читателю описывается сцена, что после смерти Мастера и Маргарита и их бессмертного воссоединения, Воланд забирает их из Москвы, и они все на удивительных и мистических конях уносятся вдаль, к горам, на одной из которых встречаются с Понтием Пилатом, главным персонажем романа, который так и не смог закончить Мастер. Там происходит сцена примирения Пилата и Мастера. Прощенный римский прокуратор возвращается в сверкающий город, который напоминает Ершалаим. Мастер интересуется у Воланда, туда же ему со спутницей следует идти? Но для них уготована другая участь. Они переносятся в нелюдимое место, где стоит дом, в котором им суждено провести спокойную и тихую вечность. Это определенно не похоже на рай или что-то подобное, куда должны перенестись души умерших, по библейским канонам. Мастер и Маргарита попадают в такое место, где они будут вечно вместе без людей, которые не могли при жизни дать им быть вместе. Именно этого больше всего хотела женщина, всегда быть рядом с любимым человеком несмотря ни на что. Но память Мастера о его земных любовных переживаниях и о создании романа, который он видел смыслом своей жизни, постепенно потухает. Получается, что он забыл все, что было для него самым важным в жизни. Значит его дальнейшее творчество невозможно. Он получил покой и возможность творить, но забыл о том для чего это ему нужно. Поэтому провести вечность за созданием великих произведений ему не удастся. Можно ли такой конец считать счастливым для Мастера? Точно ответить на данный вопрос я не смогу. Михаил Булгаков не дает полного описания дальнейшей судьбы героя. Возможно, для Мастера это и будет наивысшей наградой, получить долгожданный и полный покой от собственных мыслей и творчества. А может и наоборот, существование без этого станет бесцельным вечным адом. Также неясна судьба и поэта Бездомного. Он устраивается сотрудником в институт и считает, что полностью вылечился от всякой порче, наведенной приехавшими гипнотизерами. Но раз в год, в праздничное полнолуние, он во сне встречается с Мастером, который открывает ему часть истины. Но пробудившись, Бездомный не может ее вспомнить. И так происходит год за годом. Ивана можно считать единственным учеником Мастера, которому было завещано дописать роман, но тот отказывается это сделать. Поэтому каждый год его преследует сон-наваждение. Назовите темы романа.
Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А.
Он стал подозрительным, испуганным, впал в уныние. Его разум не выдержал такой вопиющей несправедливости, такой травли на себя, поэтому он сжег свой роман, чтобы он не попал в руки "нечестивцев", которые над этой жемчужиной литературы просто надругались бы, а самого автора уничтожили бы. Отправить 4 года назад 1 0 если следовать сюжету, то его замордовал Латунский - "командир" главлита, у которого как раз Маргарита всю квартиру разнесла-покрушила-затопила, и публиковаться было невозможно вообще никак и нигде... Многие задаются вопросом, зачем же Мастер сжёг свой роман.
Тогда Мастер и Маргарита получили заслуженный покой. Данный конец также интерпретируется как движение к умиротворению и покою после мучений и борьбы. Полезные советы и заключение Если объединить все ответы, то можно увидеть, что заключительные части вышеперечисленных работ направлены на моральные уроки и умиротворение. Это урок, который мы можем применить в своей жизни. Когда вы чувствуете, что ваша работа не получает признания, это не повод отчаяваться и сжигать свои труды.
Необходимо помнить, что большинство людей не постоянно ищут истинный смысл в чужих работах. Также, мы можем извлечь урок из того, что все герои вели борьбу со своими демонами и трагедиями в течение романа или истории. Даже если жизнь может привести нас к экстремальным мерам, мы должны помнить, что хоть и ситуации бывают разные, но в конечном итоге мы можем двигаться к полному покою и умиротворению.
После поджигает их квартирку, и все поднимаются в небо на чёрных конях. Мастер прощается со своим соседом в психиатрической больнице, Иваном Бездомным, а уже после воссоединение с оставшейся компании — с городом. Воланд говорит мастеру, что его роман прочитан и что он ещё не окончен. Перед ними возникает одинокий человек, в полнолуние его мучает бессонница. В остальные ночи он спит и видит лунную дорогу, по которой он хочет идти и разговаривать с философом Иешуа, но тот никто не приходит. Этот человек, сидящий две тысячи лет в каменном кресле — Понтий Пилат. Мастер наконец заканчивает свой роман и освобождает его одной фразой: «Свободен!
Влюблённых ждёт покой в их вечном доме. А Воланд с остальными всадниками исчезает. Эпилог Следствие по делу таинственного мага заходит в тупик и все странности объясняет их высоким профессионализмом в области гипноза.
Тем не менее, эта практика нашла свою аудиторию и нашла продолжение в работе других мастеров. Потеря труда мастера Одной из основных последствий сжигания романа мастером явилась потеря его труда. Весь тот творческий процесс, проведенный над созданием произведения, словно исчез в одно мгновение. Каждая страница, каждое предложение, каждое слово, вложенное в роман, было уничтожено. Исчезла огромная часть творческого потенциала мастера, его идеи и его уникальный стиль.
Вместе с этим произошла и потеря времени и энергии, затраченных на написание романа. Все его труд и старания стали бессмысленными. Потеря труда имела не только материальные, но и психологические аспекты. Мастер лишился возможности представить свое произведение публике и получить отклик на свою работу. Это могло привести к сильному разочарованию и чувству потери. Он остался с пустым листом бумаги и ощущением недосягаемости своих творческих целей. Потеря труда также могла повлиять на финансовое положение мастера. Если роман уже успел обрести популярность и принести ему доход, то сжигание его стало экономической потерей.
Мастер потерял источник дохода от продажи книг, а также возможные дальнейшие выгоды, связанные с успехом произведения. Таким образом, потеря труда является серьезным последствием сжигания романа. Она включает в себя не только уничтожение творческого процесса, но и потерю времени, энергии, возможных доходов и морального удовлетворения от представления своего произведения публике. Расстройство поклонников Роман, который уже успел завоевать признание и любовь многих людей, внезапно исчез из их жизни.
Роман о Понтии Пилате
Уверяю вас, что произведения Аримана и Лавровича могли считаться шуткою по сравнению с написанным Латунским. Достаточно вам сказать, что называлась статья Латунского «Воинствующий старообрядец».. Когда она утихла, я сказал: — Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно... Источник: Довели до психического расстройства Людмила Туманова Искусственный Интеллект 236206 11 лет назад Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью "Роковые яйца", пьесами "Дни Турбиных" , "Бег" , "Зойкина квартира" , "Багровый остров" и романом "Белая гвардия". В булгаковском архиве сохранились выписки из газеты "Рабочая Москва" от 15 ноября 1928 г. Во вступительном слове председатель комитета по делам искусств П. Керженцев Лебедев 1881-1940 обвинил тогдашнего председателя Главискусства в потворствовании Булгакову: "Тщетно пытался тов. Свидерский сложить с себя вину за постановку "Бега".
PRO — ваш источник исчерпывающих ответов и волнующих вопросов! На нашем сайте мы используем передовые технологии, включая мощный искусственный интеллект GPT, чтобы обеспечить вас ответами от опытных экспертов в различных областях. Присоединяйтесь к нашему активному сообществу, где пользователи не только получают качественные ответы на свои вопросы, но и имеют уникальную возможность зарабатывать баллы за активность на сайте.
Накопленные баллы могут быть обменяны на денежное вознаграждение, что делает ваши посещения нашего ресурса не только увлекательными, но и выгодными. Участвуйте в наших захватывающих акциях и конкурсах, где вы можете выиграть ценные призы и поделиться своими знаниями с другими участниками. PRO — это не просто платформа вопросов и ответов, а целое сообщество людей, где знание ценится, а активность вознаграждается.
Поднимите планку своих знаний и вовлеченности с нами! Похожие вопросы.
Это может быть способом показать, что автор имеет полный контроль над своими произведениями и может решать, что делать с ними. Возможно, мастер романа хочет служить примером для других писателей и показать им, что писать - это дело серьезное и важное. Сжигание романа может быть способом вызвать уважение и восхищение от других писателей и ридеров. В итоге, причины, по которым мастер романа может сжигать свое произведение, могут быть разными.
Они могут быть связаны с самосомнением, желанием послать сильное сообщение, демонстрацией независимости и власти над творчеством, а также с освобождением от старого и началом нового. В каждом случае сжигание романа - это акт выбора и самовыражения писателя, отражающий его индивидуальность и образ мысли. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь что бы добавить комментарий. PRO — ваш источник исчерпывающих ответов и волнующих вопросов!
На нашем сайте мы используем передовые технологии, включая мощный искусственный интеллект GPT, чтобы обеспечить вас ответами от опытных экспертов в различных областях.
Любовь в этом мире подчиняется не человеческим фантазиям, а закону высшему, хочет того человек или нет. Закон этот говорит, что любовь завоевывается не любой ценой, а лишь одной — самоотвержением, то есть отвержением своих желаний, страстей, капризов и терпением возникающей от этого боли. Так вот, Маргарита ищет не Мастера, а его роман. Она относится к тем эстетствующим особам, для которых автор — лишь приложение к своему творению. Маргарите по-настоящему дорог не Мастер, а его роман, точнее — дух этого романа, еще точнее — источник этого духа. Именно к нему стремится ее душа, именно ему она и будет впоследствии отдана. Дальнейшие же отношения Маргариты и Мастера — всего лишь момент инерции, человек по природе своей инертен. Именно своим согласием Маргарита сделала возможным совершение черной мессы. В Москву Воланд приезжает именно для совершения этого обряда — это главная цель его визита и один из центральных эпизодов романа.
Какое событие сделало возможным подобный визит? Ответ на этот вопрос дает сцена на балконе дома Пашковых, с которого Воланд показывает Мастеру Москву. Храм Христа Спасителя. Булгаков описывает промежуток между взрывом Храма и началом строительства Дворца Советов. Поэтому там и видны были хибарки, о которых говорится в романе. При знании пейзажа того времени эта сцена получает поразительный символический смысл: Воланд оказывается хозяином в городе, в котором взорвали храм. Смысл ее такой: на месте поруганной святыни поселяются бесы. Но это автохарактеристика Воланда и это — ложь. Первая часть справедлива, а вторая… Это правда: сатана желает людям зла, но из его искушений получается добро. Но не сатана творит добро, а Бог ради спасения человеческой души обращает к добру его происки.
И это — богоборческая декларация. Если принять во внимание зубы и глаза разного цвета, кривой рот и скособочено расположенные брови 275 , то ясно, что перед нами не образец красоты. Но вернемся к цели пребывания Воланда в Москве, к черной мессе. Одним из главных, центральных моментов христианского богослужения является чтение Евангелия. А, поскольку черная месса всего лишь кощунственное пародирование христианского богослужения, на ней необходимо поглумиться и над этой его частью. Но что читать вместо ненавистного Евангелия??? Неопубликованные сцены отнюдь не уступают окончательному варианту текста по своей глубине, художественной силе и, что важно, смысловой нагрузке, а иногда и проясняют и дополняют его [13]. Так вот, если ориентироваться на эти редакции, то Мастер постоянно говорит о том, что он пишет под диктовку, исполняет чье-то задание. Кстати и в официальной версии Мастер сокрушается напастью, свалившейся на него в виде злополучного романа. Воланд читает Маргарите сожженные и даже ненаписанные главы.
Наконец, в недавно опубликованных черновиках сцена на Патриарших прудах, когда происходит разговор о том, был ли Иисус или нет, такова. Может, вам бы тоже стоило написать евангелие! Ха-ха-ха, интересная мысль, однако! Библия, по мнению христиан, — Богодухновенная книга, то есть в момент ее написания авторы находились в состоянии особого духовного просвещения, воздействия со стороны Бога.
Концовка части о Ершалаиме
- Почему мастер сжег свой роман "Мастер и Маргарита" -
- Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»: развязка и особенности сюжета
- Откровение Михаила Булгакова (Опыт толкования романа «Мастер и Маргарита»)
- «Maстер и Mаргaрита»: пoчему на сaмом деле Бyлгаков так и не зaвершил свой главный роман
- Сатира на советскую действительность
Роман о Понтии Пилате
Если вы не читали «Мастера и Маргариту», почему бы этого не сделать? Если вы не читали «Мастера и Маргариту», почему бы этого не сделать? Поговорим о романе Мастера, развязке романа Булгакова и попробуем разобраться, зачем ему понадобился евангельский сюжет.
ПОЧЕМУ МАСТЕР СЖЕГ СВОЙ РОМАН
Решение мастера сжечь свой роман имело серьезные последствия, как для него самого, так и для окружающих. Повествование в романе ведут Мастер в античных главах и рассказчик в современных, но иногда мы слышим голос автора — "создателя литературного произведения, налагающего свой персональный отпечаток на его художественный мир". После продолжительного периода работы над романом «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков сжег первую версию своего произведения.
Текст на удачу
- Почему Мастер сжег свой роман
- Информация
- Почему Мастер сжег свой роман?
- Почему мастер сжигает свой роман? —
- Причины, побудившие мастера сжечь свой роман:
- Судьба мастера и его романа. ( Мастер и Маргарита ) - Есть ответ на
Ключ к роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Как и Мастер, Булгаков сжёг первую редакцию романа «Мастер и Маргарита». Но: Мы хотим предложить вам внимательно посмотреть на хорошо всем известный портрет Булгакова. Мы не физиономисты, но, на наш взгляд, здесь больше сходства с Коровьемым, нежели с Мастером. Коровьев - «... Обратимся ко второй версии. Борис Соколов, считает, что в формировании образа Мастера сыграл роль гётевский Фауст, а также современная Булгакову вариация на эту тему. Товарищ М. Булгакова Э.
Мидлин написал роман «Возвращение доктора Фауста», в котором он перенёс своего Фауста в начало 20 в. Мастер же «нанял у застройщика в переулке близ Арбата... Гётевский Фауст, а вслед за ним и мидлинский, истины познаёт «опытным путём», то есть «проверяет Бога», а Мастер в своём произведении истину не познал, а по его собственным словам - «угадал», то есть услышал голос Бога. Третья версия Н. Гоголь - прототип Мастера по той причине, что сжег рукопись своего романа, был по образованию историком и имел внешность, схожую с портретом Мастера - острый нос, клок волос, свешивающийся на лоб тоже приемлема с большой оговоркой: Н. Гоголь - писатель, а Мастер себя таковым не считает. Свои поиски мы начали с определения значения слова «мастер».
Это значение слова «мастер» ещё в XIX в. Даля , и, если вспомнить, что орловский диалект для семьи Булгакова был родным дед писателя - орловский священник, отец - окончил орловскую духовную семинарию , можно предположить, что автор «Мастера и Маргариты», вкладывал в имя героя особый, не сразу проявленный смысл. Обратимся к тому месту романа, где булгаковский герой объясняет, почему его зовут Мастером: - А скажите, почему Маргарита вас называет Мастером? Тот усмехнулся и сказал: Это простительная слабость. Она слишком высокого мнения о том романе, который я написал. О чем роман? Роман о Понтии Пилате...
О чем, о чем? О ком? Это потрясающе! Очевидно, что Воланд удивился не тому, что героя зовут Мастером за хорошо написанный роман, а теме, на которую роман был написан. Имя Понтия Пилата неразрывно связано с именем Иешуа, а это уже - евангельский сюжет. Следовательно, Мастер - «знаток евангельских сюжетов». Не указывает ли такое значение слова «мастер» на существование другого прототипа?
А если да, то как его искать? И тут мы решили обратиться к другому персонажу, неразрывно связанному с Мастером, к Маргарите. Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда на сцене один Мастер, рассказывающий Ивану горькую историю своей жизни, весь его рассказ пронизан воспоминанием о возлюбленной. Даже тогда, когда мы видим одинокую Маргариту, потерявшую своего Мастера, все ее действия оказываются подчинены заботе о возлюбленном. Маргарита, даже, начинает «оттеснять» Мастера во второй части романа: берет на себя активную роль и пытается вести борьбу с жизненными обстоятельствами, от которой отказался Мастер. Маргарита - ведьма и святая одновременно.
Аналогичную модель можно найти у А. Как и многие символисты. Блок опирался в своей поэзии на философию Владимира Соловьева. Соловьевская теологема Софии вечной женственности была положена им не только в основу драмы «Роза и крест», но и в основу многих стихов о Прекрасной Даме. София, согласно Соловьёву, - идеальная, самосознающая женственная суть мира. И одновременно она же - священное олицетворение совокупного бытия людей и всей твари, олицетворение культуры и природы в божественном. Разрабатывая идею «вечной женственности», Соловьёв считал, что «перенесение плотских, животно-человеческих отношений» в сферу духовную недопустимо и что «поклонение женской природе самой по себе» является причиной нравственного «размягчения и расслабления».
Жена, облечённая в солнце, уже мучается родами: она должна явить истину, родить слово, и вот древний змий собирает против неё все свои последние силы и хочет потопить её в ядовитых потоках благовидной лжи, правдоподобных обманов. Всё это предсказано, и предсказан конец: в конце Вечная красота будет плодотворна, и из неё выйдет спасение мира, когда её обманчивые подобия исчезнут, как та морская пена, что родила простонародную Афродиту». Цитата Соловьёва приведена для того, чтобы наглядней показать, что Булгаков, видимо, руководствовался этими соображениями философа, конструируя образ Маргариты. В начале романа героиня - «простонародная Афродита», «восприимчивая ко лжи и злу не менее, чем к истине и добру» подруга Мастера, сострадая возлюбленному, вместе с тем с успехом лгала мужу , но постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу. До тех пор пока Маргарита только «лживое подобие» «Вечной красоты», она бессильна чем-либо существенно помочь Мастеру отчего и становится лишь сокрушённой свидетельницей «размягчения и расслабления» своего возлюбленного, уничтожающего написанный им роман. Но, когда «все обманы исчезли», и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», эта «непомерной красоты женщина» избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и в конечном счёте побеждает смерть. В этом смысле показательно и то, что во всех главах романа, действие которых сосредотачивается, говоря словами Соловьёва, «в области сверхчеловеческой», «плотские, животно-человеческие отношения» между персонажами совершенно исключаются.
Вспомним характерную в этом плане беседу Маргариты с Азазелло в Александровском саду, когда она ещё «простонародная Афродита» замечает насчёт приглашения к «иностранцу»: «Понимаю... Я должна ему отдаться». Рожу Азазелло перекосило смешком, и он, надменно хмыкнув, ответил: «Любая женщина в мире, могу вас уверить, мечтала бы об этом... Итак, в развитии образа Маргариты Булгаков следовал соловьёвской теологеме вечной женственности. На философию Сковороды опирался и Булгаков. Нельзя сказать, что Григорий Сковорода - новое имя в русской философской мысли и в русской литературе. С философией Сковороды был хорошо знаком Н.
Гоголь Любимый писатель Булгакова. Философия Сковороды была распространена на Украине, где родился и вырос Булгаков. Попробуем это доказать. В «Мастере и Маргарите» очевиднейшим образом художественно воплощена теория трёх миров: земного, библейского и космического. Первый в романе представляют люди. Второй - библейские персонажи. Третий - Воланд со своими спутниками.
Теория же таких «трех миров» могла быть позаимствована Булгаковым только у того, кто является ее создателем - у Григория Сковороды. Согласно этой теории, самый главный мир - космический. Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира, по Сковороде, частные. Один из них — человеческий, микрокосм; другой - символический, то есть библейский. Каждый из трех миров имеет две «натуры»: видимую и невидимую. Все три мира сотканы из зла и добра, и мир библейский выступает у Сковороды как бы в роли связующего звена между видимыми и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма.
Этой классификации строго соответствуют все «три мира» романа Булгакова. Писатель вводит их в роман в первом же эпизоде. Внезапно на какое-то время становится видимым посланец мира космического - прозрачный господин престранного вида, действующий в последствии под именем Коровьева -Фагота, а в конце романа являющий и свой «вечный» образ - темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим, никогда не улыбающимся лицом. Как и у Сковороды, макрокосм связывает у Булгакова с микрокосмом мир символов, то есть мир библейский. Ведь на протяжении всего романа, как и на протяжении всего упомянутого выше эпизода, ведется разговор о Христе-Иешуа. Но ограничился ли Булгаков теорией трёх миров? О том, как жил и работал Григорий Сковорода, мы узнаём из воспоминаний И.
Срезневского в изложении В. Сковорода преподавал в подготовительных классах катехизис, то есть был учителем церковной грамоты, мастером. Будучи харьковчанином, Срезневский описал внешность Сковороды и характерные черты его поведения, опираясь на воспоминания стариков и старух, которые видели живого Сковороду. В распоряжении Срезневского был и портрет философа, писанный с него в конце жизни. На нём был изображён темноволосый бритолицый человек с острым носом, примерно сорока лет, со стрижкой «в кружок», напоминающей черную круглую шапочку. Мы начали сравнивать внешность Сковороды и булгаковского героя. Вот, что получилось: 1.
В волнении лицо Мастера «дергалось гримасой», он «сумасшедше-пугливо косился», «вздрагивая, начинал бормотать». По Срезневскому, у Сковороды в схожем состоянии - и «чудная гримаса, и чудная ужимка», он «робко озирался назад, будто страшась погони... У Булгакова Мастер говорит Маргарите: «Ты пропадешь со мной, зачем «ломать свою жизнь с больным и нищим? У Срезневского по тем же мотивам отказывается от женитьбы Сковорода: «Как мог я, я, бедный странник, старец, нищий, принять с радостью вашу руку, ваше счастье на себя». Как и Сковорода у Срезневского, Мастер у Булгакова - автор книги о Христе, знает несколько иностранных языков: английский, французский, немецкий, латынь, греческий и немного читает по-итальянски. Сковорода знал древнееврейский, греческий, латынь, немецкий и немного итальянский. Известно, наконец, что реальный Сковорода ни одно из своих сочинений при жизни не напечатал как и булгаковский герой.
Он совершил творческий подвиг, написав во времена воинствующего атеизма книгу об Иешуа Га-Ноцри. То, что книга не была закончена, не умаляет поступка её автора. И ещё, жизнь Мастера украсила настоящая, верная любовь, та, что сильнее смерти. Творчество и любовь для Булгакова — высшие ценности, которые искупили отсутствие правильной веры у героя: Мастер и Маргарита не заслужили рая, но избежали ада, получив покой. Так Булгаков выразил свой философский скептицизм, столь характерный для писателей XX века.
Описывая Мастера в финале, Булгаков не даёт однозначного толкования. Здесь следует обратить внимание на состояние главного героя, когда он идёт к своему вечному то есть последнему приюту: «... Кто-то отпускал на свободу Мастера, как он только что отпустил им созданного героя» 2, 32. Память о романе, о земной любви — это единственное, что оставалось у Мастера. И вдруг «память потухает», а значит, возвышенные любовные переживания для него умирают, становится невозможным творчество, о котором герой так мечтал в земной жизни.
Иными словами, Мастер получает телесно-душевный, а не божественный покой. Зачем Мастеру сохранять творческие силы, если никто не прочитает его произведений? Для кого писать? Булгаков не доводит изображение судьбы Мастера до ясного конца. Недосказанность Булгаков сохраняет и в отношении Ивана Бездомного.
В финале пролетарский поэт живёт в реальном мире, прекращает свои поэтические упражнения и становится сотрудником Института истории и философии. Он не написал продолжение романа об Иешуа, как завещал ему Мастер. Он вылечился от порчи, напущенной на него «преступными гипнотизёрами». Только раз в год — в праздничное полнолуние — ему чудесным образом открывается часть истины Мастера, которую ученик вновь забывает при пробуждении-выздоровлении. Раз в год профессор Понырёв видит один и тот же странный сон: непомерной красоты женщина выводит за руку пугливо озирающегося, обросшего бородой человека, а потом они вместе уходят к луне данный эпизод очень напоминает шествие героя Данте и Беатриче к Эмпирею и одновременно заставляет вспомнить лунную дорожку, о которой писал Г.
С одной стороны, этот навязчивый сон можно расценить как бред больного, с другой — как прозрение, когда душа единственного ученика Мастера открывается навстречу вечному, без чего жизнь пуста и бессмысленна. Через этот сон-видение Иван навсегда связан с Мастером. А может быть, этот сон — наваждение от Воланда: ведь лунный луч — колдовской свет ночи, странно всё преображающий; чрезмерно красивая женщина — ведьма, которая стала красивой благодаря волшебному крему Азазелло. Так каков же финал романа Булгакова — счастливый или трагический?
Роман Мастера встроен в повествование совершенно иначе. Мастера мы еще не знаем. Первую фразу романа не читает, а произносит Воланд. Так он завершает разговор с советскими писателями-безбожниками о доказательствах существования Иисуса. О содержании романа мы из его рассказов почти ничего не узнаем. Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат", — наступило утро». Он словно принадлежит не автору, а некоей иной реальности. Точные повторы фраз при каждом переходе от основного повествования к роману о Пилате подчеркивают, что восстанавливается не сюжет, не интерпретация евангельской истории, а именно текст, слово в слово. Но в то же время определение «мастер», отсылающее к ремеслу, противоречит идее авторства и индивидуального творчества.
Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы — антилитургии. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей потиром , где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол с латинского значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита? Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» — то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. В этих семи золотых лапах горели как и положено во время службы. Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Его одежда — пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече омофором [4]. Совершенно очевидно, что приуготовляется осквернение Божественной литургии. Если во время литургии происходит бескровная жертва — пресуществление преобразование святых даров — хлеба и вина — в плоть и кровь Спасителя, то что происходит на балу у сатаны? Кровная жертва барона Майгеля! Кровь его превращается в вино, которое пьют из чаши-головы Берлиоза. Пьет в том числе и Маргарита, королева. Происходит еще одна профанация святыни. Иисус Христос — Царь Иудейский, противоположность Ему — королева Марго — осознанная жертва, готовая «пострадать за други своя», точнее за друга своего. Они ведь не только не венчаны, но и не женаты! К тому же, уйдя от законного мужа, она разрушила «малую Церковь» — семью. Поэтому она может пострадать только за возлюбленного своего. Все богослужение в храме происходит в настоящем времени. Тем самым мы становимся соучастниками всех событий и действий, которые когда-то происходили в Иерусалиме. Для этого во время литургии обязательно читается Евангелие! Значит, Воланду необходимо было антиевангелие, искажающее сущность Христа — Богочеловека. Так появляется роман об Иешуа Га-Ноцри, в котором искажается Истина! Человек сотворен по образу и подобию Божию и несет в себе образ Божий. С одной стороны, это самовластие — проявление свободы воли, с другой — умение творить. Сатана, или Люцифер, или падший ангел, не имеет телесной природы и не имеет возможности творить. Он — не творец! А вот человек — творец, и поэтому сатана завидует человеку и не может простить ему, что тот носит в себе образ Божий. Первое сотворчество человека Богу было в раю, когда Адам давал имена всему сотворенному Творцом: то, что Господь подумал и сотворил, Адам увидел и назвал. Это и есть со-творчество. И каждая литургия есть сопереживание Христу. Это тоже очень важный посыл для понимания романа. Поскольку же Воланд не способен творить, то он не может даже записать собственное «евангелие», он только рассказчик и поэтому нуждается в Мастере. Ему подходит Мастер, который отказался от Бога и от ангела-хранителя. Мастер, которого легко соблазнить Маргаритой. Мастер, который улавливает помыслы, исходящие от Воланда, то есть Мастер, который может стать апологетом Воланда, его отражением! Вот теперь следует обратить внимание на написание самого имени Воланда. В романе он назван одним из своих 96 цифра-перевертышь! Возглас Мефистофеля: «Voland kommt! Как видим, «Voland» пишется через «V». Но на визитной карточке мессира было отпечатано «W». Это не ошибка и не случайность. Для Булгакова важно было написать имя сатаны через «W». У отказавшегося от своего имени Мастера на черной! Получается, что Мастер — отражение Wоланда: «О, как я все угадал! Может, позднее он и хотел бы отказаться от «своего» сочинения «Как ненавистен мне стал этот роман! Оценка значимости сочинения Мастера происходит при воскрешении рукописи его романа, ведь «рукописи не горят». По приказу Воланда кот Бегемот достает роман из-под хвоста! Значит, написанное Мастером всего лишь — коту под хвост! Тем не менее, для Воланда оно значимо, иначе бы он не воскресил его. Вскоре и Мастер сделает свой окончательный выбор и на веки привяжет себя к Воланду. Когда Коровьев устраивает пожар в подвальчике, где прежде жили Мастер и Маргарита, Мастер машинально с полки берет большую книгу и бросает ее в огонь. Она медленно начинает гореть. Только одна книга не имеет названия, потому что она так и называется — Книга. Это — Библия. Роман Мастера остался потомкам взамен Библии! Чего хотел Мастер? Он не искал Истину — Бога, он сознательно ее искажал. Он превратил Христа в душевнобольного Иешуа Га-Ноцри. Он не искал света, то есть он не стремился к Богу. Мастер жаждал покоя и награждается покоем тем, кому он послужил. Но он не обрел вечный покой. Обрести временный покой помогает ему Маргарита, продав душу диаволу. Они оба делают осознанный выбор и улетают вместе со свитой — четырьмя апокалипсическими всадниками. Перед тем как исчезнуть из Москвы, Воланд с удовольствием оглядывает ее панораму с балюстрады самого высоко сооружения старой Москвы — дома Пашкова: новый Иерусалим без церквей! Уже взорван храм Христа Спасителя, и это отразилось в четвертой редакции романа, над которой Булгаков продолжал работать до последнего дня умер он 4 марта 1940 года , так и не завершив ее. Воланд остался доволен увиденным: новый Иерусалим стал атеистическим, и в нем исчезают православные храмы! Однако и гости не смеют дольше задерживаться, ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус Христос воскреснет и будет Его торжество на земле! Прежде чем Мастер навсегда покинет этот мир, и у него появилась возможность закончить роман о Понтии Пилате. У Мастера, но не у Булгакова! И Мастер произносит знаменательные слова: «Свободен! Он ждет тебя!
Почему мастер сжег свой роман «Мастер и Маргарита»
И почему «Мастера и Маргариту» считают проклятым произведением? В конце оба произведения сплетаются в одно, и мастер встречается с главным героем своего романа. После критики своего романа Мастер не выдержал, потерял веру в себя и сжёг свой роман.
Объяснение концовки фильма «Мастер и Маргарита» и чем он отличается от романа Михаила Булгакова
Он решил, что роман - причина всех его несчастий, и поэтому сжег его. Кто такой Мастер в романе Мастер и Маргарита? Мастер — москвич, по профессии историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков. Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он смог посвятить всё своё время написанию романа о Понтии Пилате и истории последних дней жизни Иешуа Га-Ноцри.
Почему Мастер ненавидит свой роман? Мастер ненавидит свой роман за те страдания, которые он ему причиняет. Поэтому он сжигает роман и все рукописи: "...
Я возненавидел этот роман... Судьба Мастера складывается под воздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытается увлечь его за собой. Кто умер в романе Мастер и Маргарита?
А поскольку тело без души жить не может, "экземпляры", оставшиеся в Москве, умерли. Принято считать, что Мастер и Маргарита умирают в финале книги. Вроде бы все говорит за это - Маргарита умирает в своем особняке, Мастер - в психиатрической больнице.
Как называет свой роман Мастер? Автор романа о Понтии Пилате называет себя Мастером.
Я болен. Мне страшно... Ответ от Людмила Туманова[гуру] Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова в связи с повестью "Роковые яйца", пьесами "Дни Турбиных" , "Бег" , "Зойкина квартира" , "Багровый остров" и романом "Белая гвардия". В булгаковском архиве сохранились выписки из газеты "Рабочая Москва" от 15 ноября 1928 г. Во вступительном слове председатель комитета по делам искусств П.
Керженцев Лебедев 1881-1940 обвинил тогдашнего председателя Главискусства в потворствовании Булгакову: "Тщетно пытался тов. Свидерский сложить с себя вину за постановку "Бега". Тщетно апеллировал он к решениям высших инстанций - они, мол, разрешали. Собрание осталось при своем мнении, которое еще более укрепилось, когда тов. Свидерский, припертый к стенке, заявил: - Я лично стою за постановку "Бега", пусть в этой пьесе есть много нам чуждого - тем лучше, можно будет дискутировать".
Союз писателей получает команду "ФАС" и роман Мастера не допускают к печати. Этот факт романа - один из факторов, благодаря которым "М и М" был запрещен в советах. Подобным образом обходились со многими советскими писателями и поэтами. Пастернак, Заболоцкий, Мандельштам и многие другие творцы XX века были сломлены властью. Если интересно, можно почитать письмо М. Булгакова И.
Однако, процесс творчества иногда может быть сильно эмоционально напряженным и вызывать довольно сложные чувства. Мастер столкнулся с творческим кризисом и неспособностью завершить свою работу. Такие эмоциональные трудности и противоречия оказали сильное воздействие на его психику. Однажды, в пылу чувств, Мастер решил сжечь свой роман. Это акт был не только проявлением его недовольства и неудовлетворенности творческим процессом, но также и результатом сильного эмоционального стресса, который им владел. Таким образом, воздействие на психику Мастера и его решение сжечь свой роман были связаны с тяжелым эмоциональным состоянием, которое он испытывал в результате творческого кризиса и противоречий, возникших в процессе создания произведения. Ощущение потери и регрет Почему Мастер решил сжечь свой роман? Этот вопрос задают себе многие его поклонники и критики. Ощущение потери и регрет охватывают как самого Мастера, так и тех, кто ждал с нетерпением его нового произведения. Сжигание романа стало символом непримиримости Мастера с собой. Он видел в своем произведении недостатки, которые не мог просто так оставить. Возможно, его высокие стандарты и стремление к совершенству не позволили ему найти удовлетворение в существующей версии романа. Ощущение потери и регрет накатывают на Мастера и после уже сжитого романа. Решение сжечь свою работу принесло ему не только разочарование, но и душевную боль. Возможно, именно поэтому после этого события Мастер впал в творческий кризис и на протяжении долгого времени не создавал других произведений. Ощущение потери и регрет, связанные с сжиганием романа, напоминают нам о непредсказуемости творчества и взаимодействии художника с его работой. Они напоминают, что творчество — это также искусство отпускать прошлое и двигаться вперед, постигая новые тайны творчества. Специфика Мастера как писателя Почему Мастер решил сжечь свой роман? Этот вопрос оказался на устах многих читателей и критиков. Чтобы понять причину такого необычного поступка, необходимо разобраться в специфике самого Мастера как писателя. Мастер был известен своими интригующими сюжетами и необычными образами. Он всегда стремился создать что-то новое и уникальное. Его романы часто были переполнены идеями и философскими мыслями. Мастер писал не только о повседневной жизни, но и о глубоких душевных переживаниях героев. Он считал, что роман — это не просто набор слов, а искусство, способное передать читателю мощные эмоции и переживания. Мастер всегда ставил перед собой высокие цели: он хотел, чтобы его произведения оставались в сердцах читателей надолго. Именно поэтому Мастер решил сжечь свой роман. Он понял, что его творение не соответствует его высоким стандартам. Он был разочарован тем, что не смог передать всю глубину и сложность своих мыслей через это произведение. Мастер знал, что его роман не сможет достичь своей цели и не будет иметь нужного эффекта на читателей. Такое решение, возможно, покажется резким и необоснованным для многих. Однако, Мастер всегда стремился к совершенству и не жалел себя для достижения этой цели. Он понимал, что иногда нужно расстаться с произведением, если оно не соответствует высоким требованиям автора, иначе оно может затенить его ранее созданные шедевры. Процесс создания романа Мастер решил сжег свой роман. Весь процесс создания романа был для него непередаваемо важен. Он вкладывал в него всю свою энергию, свои мысли и свое сердце. Создание романа начиналось с идеи, которая зарождалась в голове Мастера. Он обдумывал сюжет, персонажей и мир, в котором они живут. Затем он приступал к написанию первого черновика. Черновик романа проходил через множество стадий. Мастер редактировал и дорабатывал его, исправлял ошибки и улучшал действие. Он сотрудничал с редакторами и получал от них ценные советы и замечания. Но в конце концов, Мастер решил сжег свой роман. Это было трудное и неожиданное решение, но он понял, что эта история не была достойной того, чтобы быть опубликованной. Возможно, она не содержала достаточно глубины или не передавала читателю то, что он хотел сказать. Таким образом, процесс создания романа для Мастера был не только творческим процессом, но и поиском истинной и глубокой истории. А сжигание своего романа стало символом его самокритичности и стремления к совершенству в искусстве слова. Влияние собственного жизненного опыта Сжег Мастер свой роман, потому что он был полон впечатлений и эмоций, которые были непосредственно связаны с его собственным жизненным опытом. Его роман был наполнен событиями, переживаниями и отношениями, которые были так близки и значимы для Мастера, что он не смог выразить их иначе, как путем жгучей и разрушительной пламя. Мастер, как талантливый писатель, всегда использовал свой собственный жизненный опыт в своих произведениях. Он был неспособен отделять себя от своих персонажей, от их эмоций и страстей. Поэтому его роман стал отражением его самого — со всеми радостями, болями, надеждами и разочарованиями. Читайте также: История происхождения популярной фразы «Кто владеет информацией тот владеет миром» Сюжет, персонажи и даже детали в романе Мастера были плотно переплетены с его жизнью. Читатели могли увидеть кусочки его личности и узнавать его через слова и действия героев. Но Мастер понял, что многие из его переживаний и эмоций слишком хрупки, слишком интимны, чтобы поделиться ими со всем миром.
Михаил Булгаков
Не выдержав давления, Мастер сжёг рукопись в камине; после ареста и череды испытаний он попал в дом скорби. Одной из возможных причин, по которой мастер решил сжечь свой роман о Мастере и Маргарите, может быть изменение концепции и содержания произведения. Почему же роман Мастера заслужил «славы дань: кривые толки, шум и брань»? (автор этих слов Пушкин ожидал такой реакции своих недругов на роман «Евгений Онегин» – судьба художника всегда одинакова!).