Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. Утренняя молитва в Великий пост. В Великий пост чтение молитв является еще большей необходимостью, обязательным правилом, которое необходимо выполнять всем. Молитвы во время Великого поста перед Пасхой. Молитва первая «Боже, надежда всех концев земли и находящихся далеко в море!
Рекомендуем
- Молитвы в Великий Пост: что читать православным в дни Поста | ОТР
- Три молитвы Великого поста – Александро-Невский храм
- Седмица 5-я Великого поста: сугубая пора покаяния
- Важные молитвы Великого поста
Какие молитвы читать в Великий пост
Цель поста: достичь внутреннего смирения избранного народа пеерд Богом. Видя святость Бога и свою греховность, человек смирялся. Кем, когда и для кого установлен пост? Пост был установлен Богом для народа Израиля, избранного народа, чтобы очистить его, приблизить к живому Богу и научить поклоняться Ему. Какое постановление дано нам? Мы тоже избранный Богом народ. Мы тоже находились в плену греха, в духовном Египте, и Бог вывел нас на свободу и ведет в Царство Небесное. Принимая Вечерю, мы вспоминаем страдания Христа, доколе Он придет. Как происходят наше очищение и освящение? В Ветхом Завете для очищения и освящения народа приносились жертвы козлов и тельцов.
В Новом Завете мы имеем очищение в Крови Христа. Напомним тексты из Евангелия «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» Ин 3:16. Иисус Христос пришел на землю, чтобы умереть за наши грехи и беззакония. Пост и молитва направлены на исследование нашего духовного состояния перед Богом. Чтение из первого послания к Коринфянам 11:28: «Да испытывает же себя человек и таким образом ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Каким образом испытывать себя? Зададим каждый себе вопрос: Как я пощусь? Что есть пост для меня? Из практики известно, что для одних пост - это голодание; для других - это путь к примирению с тем, кого он обидел.
Если мы не испытываем себя; не вникаем в Слово Божье, то это влечет за собой последствия. В свое время народ Израильский задавал вопрос Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь, смиряем души свои, а Ты не знаешь? Бог не отвечал на молитвы Своего народа, так как он ушел от Него поклоняться другим богам. Избранный Богом народ оставил истинного Бога, забыл об очищении и освящении. Пост для них стал обрядом, он совершался внешне, для вида. Постясь, они продолжали делать зло, жить по своей воле, не прекращали ссоры, распри и ропот. Потому Бог не отвечал на их молитвы. Дорогие сестры! Как постимся мы?
Не похожи ли и мы на Израильский народ? Мы можем поститься, молиться, ходить в дом Божий. Но, закончив пост, продолжаем жить такой же греховной жизнью, как жили до этого. И в результате наши проблемы остаются годами не решенными. И мы тоже задаем Богу вопрос: «Почему Ты видишь наши проблемы и не отвечаешь нам? Что такое пост и молитва для меня лично?
Многие люди ошибочно думают, что во время поста необходимо просто отказаться от запрещенных продуктов. Однако без молитвенных обращений и совершения богоугодных дел пост — обычная диета. Не забывайте посещать церковь и старайтесь уделять молитвам больше времени , чем обычно. Смысл Великого поста Главный смысл Великого поста заключается не в отказе от мясной и молочной продукции, а в очищении души. Именно поэтому церковь рекомендует воздерживаться не только от определенных продуктов, но и от привычных развлечений. Во время поста рекомендуются реже проводить время перед телевизором или в интернете. Развлекательные передачи и бессмысленная информация только засоряют нашу жизнь. Свободные часы лучше всего провести в церкви, где можно помолиться и покаяться в совершенных грехах. В этот период вы можете переосмыслить свою жизнь, подумать о своем предназначении. Во время поста вы сможете заглянуть в свое сердце и понять, чего вы на самом деле хотите от жизни. Позаботьтесь не только об очищении своего тела, но и души. Избавьтесь от негативных мыслей и постарайтесь отпустить старые обиды. Представьте, что каждый день перед вами предстает возможность начать жизнь с чистого листа, но для этого необходимо распрощаться с прошлым.
Верующие молятся и Никите Столпнику В Великий пост люди приходят к православным иконам помолиться. Его жизнь была посвящена духовной борьбе и отречению от мирских удобств. Он помогает верующим преодолеть трудности и испытания, даруя им терпение и силу. Почему важно молиться Иоанну Златоусту Каким православным святым читать молитвы. В его трудах можно найти множество советов и напутствий, которые помогают верующим преодолевать жизненные трудности и стремиться к духовному совершенству. Таким образом, молитва к святому Иоанну Златоусту является важным элементом религиозной жизни многих верующих и помогает им сохранять веру, мудрость и благочестие в трудные времена. Например, если человек испытывает трудности в личной жизни, он может обратиться к святому Александру Невскому, который славится своей защитой семейного благополучия.
Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба у Божьего ю имя , перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Молитва о прощении грехов Во время Великого поста каждый православный христианин должен покаяться за совершенные грехи: без этого невозможно духовное очищение. Молиться стоит ежедневно. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий. Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Ее читают по будням, при окончании каждого богослужения.
Каким шести святым необходимо молиться в Великий пост
Молиться в дни, предшествующие Пасхе, необходимо больше чем в остальное время, а завершать ежедневное обращение к Господу молитвой Святому Ефрему Сирину, которая произносится чаще других на протяжении всего Великого поста. Без молитвы пост превращается в обыкновенную диету. В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. Молитва Ефрема Сирина на Великий пост: когда и как читается покаянное обращение дома. Короткая молитва Ефрема Сирина — главная молитва на период Великого поста. В конце богослужения прозвучит молитва Сирина «Господи и Владыка живота моего», читаемая только Великим Постом.
Подготовительные недели к Великому посту
- Молитвы на Заговенье на Петров Пост
- Молитва Ефрема Сирина в Великий пост: когда читается дома
- Виртуальный хостинг
- Какие молитвы читать в Великий пост
- Какие молитвы читать во время Великого поста
- Что читают в период Великого поста в храме и дома
Молитва начала поста
Молитвы в Петров пост на каждый день Мы расскажем, какие молитвы читать в Петров пост дома перед вкушением пищи и после этого. Если мы соблюдаем пост и прочитали все необходимые молитвы, можно и нужно приступать к Святым Тайнам. Духовное значение поста Пост помогает нам сосредоточиться на молитве к Богу, на предмете молитвы, потому что позывные желудка постоянно нам напоминают об этом. В Великий пост чтение молитв является еще большей необходимостью, обязательным правилом, которое необходимо выполнять всем. Великий пост самый строгий, поэтому некоторые молитвы в это время читать нельзя.
3 молитвы Великого поста
Третья приготовительная неделя перед Великим постом завершается Прощеным воскресеньем и воспоминанием Изгнания Адама и Евы из рая. Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. Это утренняя ежедневная молитва в Великий пост.
Молитвы на Чистый понедельник и каждый день Великого поста
Блажен тот, кто разобьет твоих младенцев о камень! Не стоит думать, что на христианском богослужении верующих призывают к мстительности. Христиане понимают эти строки как призыв бороться с грехом, «дочерью Вавилона» Вавилон — город греха. Когда грех еще только рождается в душе «младенец» , он должен быть уничтожен без жалости.
В этом году очень символично второе воскресенье Постной Триоди совпадает с памятью Собора Новомучеников и Исповедников Российских 8 февряля. Новомученики — люди, пострадавшие за веру в годы гонений, то есть сразу после революции 1917 года, во время смуты и от безбожной власти. В 2000 году они были все вместе прославлены как святые.
Это очень важное событие! Мы часто вспоминаем, что в Советском Союзе многое было хорошо — цены доступнее, преступность ниже, еда натуральнее, образование качественнее. Кто-то говорит, что, напротив, сейчас жизнь лучше — в магазинах больше выбора, есть возможность путешествовать.
Но в этих спорах забывают самое главное: в основе идеологии, на которой держался Советский Союз, было безбожие. Не просто отсутствие веры, а агрессивно-презрительное отношение к Богу, Церкви и верующим. Людей могли вызывать на допросы, сажать в тюрьму и даже казнить за веру, формально обвиняя их в антигосударственных настроениях, бродяжничестве и так далее.
Храмы уничтожались или отдавались под хозяйственные нужды. Монастыри разгонялись и объявлялись вне закона. Просветительская деятельность Церкви была запрещена.
Даже просто привести ребенка в храм — преступление. Это продолжалось несколько десятилетий, то затухая, то, наоборот, усиливаясь. Во время Гражданской войны, в периоды правления Сталина и Хрущева, при Брежневе — над верующими нависала опасность.
Если не казнить, то уволить с работы, если не посадить в тюрьму, то закрыть храм... Такая беда произошла в православной стране. До революции почти все жители России считались верующими.
И что же потом? На территории Дальнего Востока в том числе и в Якутии многие десятилетия вообще не было храмов! Все священники были изгнаны, казнены, сосланы.
Выходит, те, что называли себя верующими — молчали? Сейчас две трети россиян тоже называют себя православными христианами. Но что с нами станет, если вдруг беда повторится?
Прославление новомучеников стало актом покаяния для всего российского общества. Как блудные сыновья, мы вернулись к Богу и Церкви через десятилетия скитаний! Пусть Господь молитвами новомучеников не даст нам утратить веру!
Сретение Господне Этот двунадесятый непереходящий праздник отмечается 15 февраля. В этом году он приходится на Неделю о блудном сыне. В этот праздник вспоминается событие из детства Христа.
На сороковой день после рождества Христа, как полагалось по древнему закону, Его принесли в храм, совершить очистительный обряд над Ним и Его Матерью. Дева Мария была свободна от всякой нечистоты, Ей не нужны были эти обряды. Тем не менее Она идет, чтобы исполнить закон.
Предание говорит, что Симеон Богоприимец был одним из переводчиков Ветхого завета с еврейского языка на греческий. Он наткнулся на пророчество Исайи о рождении Спасителя от девы и засомневался. Под словом «Альма» может пониматься как дева девственница , так и молодая женщина.
Это слово вызвало сомнение у Симеона, потому что он не был уверен, что имеется в виду. С одной стороны, в пророчестве явно есть указание на чудо, с другой — слишком оно невместимое... И тогда ему явился ангел и сказал: «Ты будешь жить, пока не увидишь своими глазами, как сбылось это пророчество».
Симеон жил полтора века, находясь при храме, ожидая Спасения Израилева — прихода Мессии. Когда он, наконец, видит Младенца Христа в храме, то, счастливый от встречи со Спасителем мира, произносит известные слова, которые сейчас поются на каждой вечерне: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему в миром... Кроме того, Симеон дает пророчество Деве Марии, уже не такое радостное: «Тебе Самой оружие пройдет душу и откроются помышления многих сердец».
С одной стороны, Богородица будет слышать, что происходит в сердцах других людей — пророчество о Ее небесном заступничестве за всех людей, продолжение Ее собственных слов, произнесенных Ею за несколько месяцев до того, в доме родителей Иоанна Предтечи Захарии и Елисаветы, в Ее знаменитой песни «Величит душа Моя Господа»: «Отныне меня будут благословлять все поколения людей! С другой стороны, Симеон предупреждает: «Оружие пройдет Твою душу». Можно представить Ее состояние, когда Она видит Своего Сына невинно умирающим!
Неделя о Страшном Суде Эта неделя также называется Мясопустной, так как в нее уже не вкушают мясо, Сырной седмицей и масленицей. Эта неделя имеет название о Страшном Суде, потому что в ее воскресенье читается отрывок из Евангелия от Матфея о Страшном Суде. Это очень поучительное чтение.
В две предыдущих недели мы говорили о внутреннем делании, покаянии, а в эту неделю мы говорим о поступках, по которым будет нас судить Бог. Когда Спаситель придет во второй раз на землю, сойдут с Ним Ангелы, Он Сам воссядет на престоле и разделит всех людей на «козлов» и «овец». Евангельское чтение заканчивается страшным предупреждением: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» стих 46.
Известно лишь, что Христос будет судить всех людей в конце истории, после воскресения мертвых. Время до Страшного Суда дано нам для покаяния — если человечество будет грешить и не задумываться о последствиях — Христос придет судить нас внезапно, и каждому воздастся по справедливости. Он будет судить каждого человека, от сотворения мира до последних мгновений его существования.
Злые люди будут отделены от добрых, и их постигнет вечное наказание — муки в аду. Дело не в том, что Бог жесток. Он прощает все — ошибки и даже преступления.
Тропарь — самый краткий жанр церковного песнословия; строфа или несколько строф, как правило, излагающих суть праздника или иного события, подвига святого и т. Место этих тропарей — на воскресном всенощном бдении которое совершается в субботу вечером , после чтения Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше…». В обычное, непостное, время мы слышим в этом месте службы другие слова: «Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множество согрешений наших. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Но с началом подготовки к Великому посту это песнопение заменяется на покаянные тропари.
В некоторых храмах при их пении принято гасить свет и опускаться на колени. Можно сказать, что покаянные тропари утрени выражают основное настроение, в котором мы пребываем на протяжении всего Великого поста. Наше главное дело Великим постом — приносить покаяние Богу, то есть постараться увидеть свои грехи и сделать все от нас зависящее, чтобы отстать по крайней мере от части этих грехов, исправиться, измениться к лучшему. В покаянных тропарях мы признаемся себе и Богу, что отчаянно нуждаемся в помощи свыше для того, чтобы принести такое деятельное покаяние, просим у Него для этого сил и молим о милости. Мы же, наоборот, ежедневно, если не ежечасно, оскверняем этот храм дурными мыслями, словами и поступками. Именно на этом суде — последнем и поэтому страшном — решится окончательная участь всякого человека: люди, любящие Бога и стремившиеся к Нему еще при земной жизни, будут жить с Ним вечно в радости и блаженстве, а все противники Бога наследуют вечную разлуку с Господом и нескончаемое страдание. Известен в том числе как автор нескольких десятков псалмов, воспевающих Бога и обращающихся к Нему с мольбами.
Один из этих псалмов, пятидесятый «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» , — непревзойденный образец покаянного духа. Последний раз мы слышим покаянные тропари во время вечерней службы субботы на пятой неделе Великого поста. В следующую субботу уже будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим: Великий пост остается позади, начинается Страстная седмица. В центре Страстной седмицы — уже не наши грехи и покаяние в них, а Сам Господь Иисус Христос, последние дни Его земной жизни и страдание на Кресте. Именно этим событиям стоит уделить первоочередное внимание в неделю, предшествующую Пасхе, а покаянные тропари в эти дни уже неуместны. Кто и когда написал эту молитву Ни автор, ни время появления покаянных тропарей точно не известны. Но Церковь знает их по крайней мере с XIV века: именно к этому времени сложился состав Триоди постной — богослужебной книги, содержащей все основные тексты для чтения и пения в дни Великого поста.
Молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Перевод: «Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к праздности, к унынию, к властолюбию и празднословию.
И все поклоны должны быть земные. И читается с благоговением молитва святаго Ефрема Сирина. Молитва св. После этого полагаются еще 12 земных поклонов метаний с молитвами: 1.
Празднование Похвалы Богородицы называется также и стоянием акафистом , так как хвалебное пение Богородице изначально совершалось стоя, ночь напролет. По преданию, первую икону Пресвятой Богородицы написал святой евангелист Лука. Известно, что Св. Из Антиохии, спустя многие годы, образ Владычицы был перенесен в Иерусалим, а затем и в Константинополь. В Константинополе образ Пресвятой Богородицы был поставлен во Влахернской церкви, где перед ним совершались моления по вторникам.
Одигитрией образ стал называться после исцеления двух слепых. Название закрепилось после чудесного избавления Константинополя от нашествия врагов, которое Церковь благодарно относит невидимому заступничеству Пресвятой Богородицы Одигитрии. Известны три случая спасения Константинополя от вражеского нашествия, которые относят образу Одигитрия: 626 год — в этом году, в правление императора Ираклия, на город напали персы и скифы; 662 год — при Константине Погонате Византийская империя страдала от 7-летней осады сарацинских войск. Погибло более 30 000 вражеских солдат; 8 век — при Льве Исаврянине Константинополь был окружен сарацинами, желающими разграбить город. Флот сарацин насчитывал 1800 судов, который погиб почти весь во время бури в Эгейском море.
Все вражеские нападения были отражены после проведения крестных ходов с иконой Одигитрии, и усиленных молений перед Нею. Похвалу Пресвятой Богородицы отмечают на пятой неделе поста потому, что именно в это время Константинополь впервые был избавлен от нашествия неприятелей благодатным заступлением Владычицы неба и земли.
Новости по теме
- Подготовка к посту
- 1. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче: покаянные тропари на утрене
- Молитва Великого поста.
- Please wait while your request is being verified...
Испытайте силу молитвы и поста
Прочитайте отрывки из Евангелия Мф. Проверьте свое сердце. Ведь от избытка сердца говорят уста. Наши уста - это барометр нашего сердца. Тексты для чтения из книги Притчей: 13:3; 11:12; 16:28 и Псалом 50:3-21. Помолитесь о том грехе, который постоянно препятствует вам иметь мир в сердце и удаляет вас от Бога. От всего сердца совершите молитву покаяния. Пение ПВ 41, 45 Исследуйте Писание. Можно выбрать любую книгу из Библии и читать ее по главам. Например, послание Иакова 1 глава.
Прочитав главу, выберите в одном- двух стихах законченную мысль и размышляйте над тем, что говорит Бог, как этот стих касается вашей жизни. Есть ли в нем поучение? Укрепление в вере? Помолитесь и поблагодарите Бога за эти открытия. Перерыв на отдых. Если вы устали, сделайте перерыв на полчаса. Немощные молящиеся могут, подкрепиться пищей. Например: один стакан чая и кусочек хлеба, или один стакан сока или кефира. Можно принять душ или умыться холодной водой.
Чувствуйте себя свободно в выборе отдыха. Сделайте зарядку, если есть потребность в движениях. Для начинающих это духовное упражнение можно сократить время общения с Богом до четырех часов. Для тех, кто регулярно постится, время молитвы длится восемь и более часов, по вашему усмотрению. Молитва ходатайства. Приступайте к молитве о нуждах других. Заранее приготовьте список нужд, о чем и о ком вы желаете молиться. Продолжайте чтение из послания Иакова 2 глава, исследуйте эту главу и подберите стих, отвечающий вашей нужде, чтобы применить его в молитве. Можете вспомнить другие стихи из Писания и использовать их в ходатайственной молитве Прочитайте из послания к Ефессянам 6:10-18, чтобы понять, где и у Кого черпать силы в молитве.
Вы вступаете в духовную борьбу. Ваше оружие описано в стихах 14, 16, 17и 18. Молитесь после каждой нужды и прославляйте Господа пением. Завершение поста и молитвы. Закончите пост и молитву прославление м Господа. Поблагодарите Его за время общения с Ним.
Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем? Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души.
Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему. Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения.
Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством. После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом.
Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом подругой третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова. Или держать старую обиду на родственника начальника, учительницу, соседа и т. Как это победить? Ежедневно молиться за него. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо.
Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4. Учимся творить добрые дела. Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т. Если этого не было, то осознать, что день прожил зря. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира. Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди.
Житие наше грешное, но Тобой управляемое, избавится от темноты и непросветленности. Молитва в Великий вторник «Источник жизней наших, Господи! Услышь молитвы мои, к Тебе обращенные. Очисть меня от согрешений, спаси меня от помыслов нечистого. Источник жизни своей нашел я в молитвах к Тебе, Господи. Покаянно и смиренно прошу простить меня за свои поступки неблагочестивые, взываю к Святой Троице о защите и покровительстве надо мной. Молитва в Великую среду «Леность свою осознаю, радуюсь каждому дню, прожитому во кресте. Велико мое покаяние. Даруй, Господи, страдания за нас принявший, спаси нас. Милость Твоя да распространится над челом каждого, войдет в души, смирит смятение и крик диавольский.
Какие молитвы читать в Великий пост
Действительно, нередко можно встретить людей, которые считают, что нет ничего страшного в том, что они не постятся, как какие-то «фарисеи»-церковники — зато они молятся, смиряются и хорошо относятся к другим людям. Что же это за смирение такое, если они считают, что в них все в порядке? Эти вещи должны сочетаться — смирение, молитва и добродетельная жизнь. Вся эта неделя перед Великим постом дана нам для того, чтобы показать, что если мы соблюдаем какие-то требования поста, то это не повод для гордости.
Мы должны уметь каяться, для того нам и дан пост. Вот почему именно на всенощном бдении воскресенья о мытаре и фарисее и поется впервые тропарь «Покаяния отверзи ми двери». Неделя о блудном сыне Следующее воскресенье, за две недели до начала Великого поста, посвящено притче о блудном сыне.
Жил человек с двумя сыновьями. Один из сыновей попросил отдать ему причитающуюся ему часть наследства, чтобы уже сейчас потратить ее на свое усмотрение. Отец, нисколько не возмущаясь, отдает ему часть наследства, сын уходит и просаживает все полученное на еду, алкоголь и женщин.
Когда деньги у него заканчиваются, он устраивается к богатому человеку ухаживать за свиньями. Причем свиньи у иудеев — нечистые животные, так что видно, что этот юноша пал дальше некуда. В стране наступает голод, он готов питаться едой для свиней — рожками.
На Ближнем Востоке растет дерево, наподобие акации, но намного выше. Его плоды — жесткие стручки, напоминающие рожки. Если их размочить в воде, они напоминают чернослив.
Но, разумеется, это не та пища, которой можно наесться. Юноше не давали даже ее. Наконец, он приходит в себя и думает: «У моего отца даже рабы имеют вдоволь хлеба, а я тут голодаю.
Пойду-ка я к отцу и испрошу прощения и попрошусь к нему в слуги». Он возвращается домой и говорит: «Отец, я согрешил перед Небом и тобой и не достоин называться твоим сыном». Отец останавливает его речь, отдает ему перстень со своей руки знак царского достоинства , вводит в дом, велит заколоть лучшего теленка и устраивает пир.
Тем временем старший сын, пасший стадо, возвращается домой и спрашивает, по какому поводу празднование. Ему отвечают, что вернулся его брат. Возмущенный, старший сын идет к отцу и говорит: «Я служил тебе верой и правдой, а ты мне никогда козленка не давал, чтобы я посидел с друзьями!
А когда пришел твой младший сын, просадивший наследство, ты велишь заколоть теленка и привечаешь его как будто он и не пропадал». На что отец отвечает: «Ты всегда со мной, и все мое - твое, а твой брат пропадал и нашелся — был мертв и ожил». Под отцом в этой притче понимается Сам Бог, а под блудным сыном — каждый из нас.
Немало людей, получив блага от Бога, порывают с Ним связь — они покрестились, несколько недель походили в церковь, а потом перестали. Многие вспоминают о Боге и храме, когда для них наступают тяжелые времена. Урок этой притчи: в тяжких обстоятельствах, когда мы оказались в казалось бы безвыходном положении, мы всегда можем вернуться к Богу.
Но здесь следует подчеркнуть: человек всегда может вернуться к Богу только через покаяние. Бог не обязан нам помогать и отвечать, Он это делает из любви и милосердия. Вечером накануне воскресенья о блудном сыне на службе поется известный 136 псалом «На реках Вавилонских».
Он посвящен воспоминанию о том периоде, когда евреи находились в вавилонском плену в период первого разрушения храма. Автор рассказывает, как притеснители требуют от пленников спеть свои песни. А иудеи не могут петь «песнь Господню в чужой стране» - все их песни были храмовыми, а храм Иерусалимский разрушен, и они сами находятся в языческой стране.
Заканчивается псалом страшным проклятием: «Проклятая дочь Вавилона! Блажен тот, кто воздаст тебе всем, что ты воздала нам! Блажен тот, кто разобьет твоих младенцев о камень!
Не стоит думать, что на христианском богослужении верующих призывают к мстительности. Христиане понимают эти строки как призыв бороться с грехом, «дочерью Вавилона» Вавилон — город греха. Когда грех еще только рождается в душе «младенец» , он должен быть уничтожен без жалости.
В этом году очень символично второе воскресенье Постной Триоди совпадает с памятью Собора Новомучеников и Исповедников Российских 8 февряля. Новомученики — люди, пострадавшие за веру в годы гонений, то есть сразу после революции 1917 года, во время смуты и от безбожной власти. В 2000 году они были все вместе прославлены как святые.
Это очень важное событие! Мы часто вспоминаем, что в Советском Союзе многое было хорошо — цены доступнее, преступность ниже, еда натуральнее, образование качественнее. Кто-то говорит, что, напротив, сейчас жизнь лучше — в магазинах больше выбора, есть возможность путешествовать.
Но в этих спорах забывают самое главное: в основе идеологии, на которой держался Советский Союз, было безбожие. Не просто отсутствие веры, а агрессивно-презрительное отношение к Богу, Церкви и верующим. Людей могли вызывать на допросы, сажать в тюрьму и даже казнить за веру, формально обвиняя их в антигосударственных настроениях, бродяжничестве и так далее.
Храмы уничтожались или отдавались под хозяйственные нужды. Монастыри разгонялись и объявлялись вне закона. Просветительская деятельность Церкви была запрещена.
Даже просто привести ребенка в храм — преступление. Это продолжалось несколько десятилетий, то затухая, то, наоборот, усиливаясь. Во время Гражданской войны, в периоды правления Сталина и Хрущева, при Брежневе — над верующими нависала опасность.
Если не казнить, то уволить с работы, если не посадить в тюрьму, то закрыть храм... Такая беда произошла в православной стране. До революции почти все жители России считались верующими.
Господи, помилуй трижды. Чтение же акафиста в это время не желательно. Его припев — «радуйся», то есть это радостная и хвалебная песнь, и настроению поста она не соответствует. По воскресеньям верующим следует посещать литургию.
Перед службой во время «часов» можно прочесть молитву: «Верую, Господи, но Ты утверди веру мою. Уповаю, Господи, но Ты укрепи надежду мою. Я возлюбил Тебя, Господи, но Ты очисти любовь мою и воспламени ее. Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай, да приумножу покаяние мое.
Ты же направь меня мудростью Твоею, защити и укрепи. Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои, да исходят они от Тебя. Дела мои да будут во имя Твое, и желания мои да будут в воле Твоей. Освети ум мой, укрепи волю, очисти тело, освяти душу.
В покаянных тропарях мы признаемся себе и Богу, что отчаянно нуждаемся в помощи свыше для того, чтобы принести такое деятельное покаяние, просим у Него для этого сил и молим о милости. Мы же, наоборот, ежедневно, если не ежечасно, оскверняем этот храм дурными мыслями, словами и поступками. Именно на этом суде — последнем и поэтому страшном — решится окончательная участь всякого человека: люди, любящие Бога и стремившиеся к Нему еще при земной жизни, будут жить с Ним вечно в радости и блаженстве, а все противники Бога наследуют вечную разлуку с Господом и нескончаемое страдание. Известен в том числе как автор нескольких десятков псалмов, воспевающих Бога и обращающихся к Нему с мольбами. Один из этих псалмов, пятидесятый «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…» , — непревзойденный образец покаянного духа. Последний раз мы слышим покаянные тропари во время вечерней службы субботы на пятой неделе Великого поста. В следующую субботу уже будет праздноваться Вход Господень в Иерусалим: Великий пост остается позади, начинается Страстная седмица. В центре Страстной седмицы — уже не наши грехи и покаяние в них, а Сам Господь Иисус Христос, последние дни Его земной жизни и страдание на Кресте.
Именно этим событиям стоит уделить первоочередное внимание в неделю, предшествующую Пасхе, а покаянные тропари в эти дни уже неуместны. Кто и когда написал эту молитву Ни автор, ни время появления покаянных тропарей точно не известны. Но Церковь знает их по крайней мере с XIV века: именно к этому времени сложился состав Триоди постной — богослужебной книги, содержащей все основные тексты для чтения и пения в дни Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Перевод: «Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к праздности, к унынию, к властолюбию и празднословию.
Дух же целомудрия, смирения, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. Да, Господь мой и Царь, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо Ты благословен во веки веков. Что это за молитва Молитва Ефрема Сирина читается на всех будничных богослужениях, начиная с вечера Прощеного воскресенья но перед этим еще в среду и в пятницу Сырной, или, по-народному, масленичной седмицы и до Страстной среды включительно. Переключиться, так сказать, со знака «минус» на знак «плюс». Состоит эта молитва из трех групп прошений: сперва мы просим Бога ослабить в нас действие праздности, уныния, властолюбия, празднословия — тех страстей, которые особенно мешают настроить сердце на покаяние; далее просим самого необходимого для оживления нашей души — целомудрия то есть духовной цельности и чистоты , смирения, терпения и любви к окружающим. Концовка же молитвы — квинтэссенция православного отношения к себе и окружающим: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Ведь никто из нас не в силах исправить другого, только себя и то с Божией помощью. Почему акцент сделан именно на названных страстях и добродетелях?
Праздность, пишет протопресвитер Александр Шмеман в книге «Великий пост», — наш основной недуг и «корень всех грехов». Такой человек — постоянный собеседник дьявола, который непрестанно «лжет… о Боге и о мире», «наполняет жизнь тьмою и отрицанием».
Пост же время духовно переосмыслить собственную жизнь, прервать наконец ежедневный, сумасшедший бег, вглядеться внутрь себя, спросить свое сердце, правильный ли путь, насколько сейчас далек человек от Бога. Как исправить допущенные ошибки. Внимательней прислушиваться и к миру вокруг. Ведь он полон знаков судьбы. Конечно, пост и без молитвы не будет полноценным постом.
Нужно ежедневно работать над собой, духовно очищаясь от темных мыслей, бороться и с вредными своими привычками. Молитва для Великого поста Многие христиане молятся ежедневно и без поста. Но сейчас молитве нужно уделить больше внимания, сконцентрироваться. Читать сначала обычные утренние или вечерние молитвы, потом Псалтырь, например. Еще есть специальная молитва и Ефрема Сирина, Господи и владыка живота моего, от преподобного отца. Ее чаще остальных читают, пока длится Великий пост. Она небольшая, легко запомнить, но лучше читать.
Не обязательно вслух, можно произносить и про себя, главное ежедневно, не забывая: "Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Затем уже в конце сразу 12 раз еще прочесть «Боже, очисти мя, грешного», и сопровождая молитву поясными поклонами. Потом повторить молитву от Еврема Сирина, завершая общее чтение земным поклоном. Молитва короткая, но там можно увидеть путь для духовного совершенствования человека, где люди просят подсказки, помощи, для борьбы с собственными внутренними пороками. Самые распространенные: уныние, конечно лень, гордыня, также празднословие, с ними обсуждение других.
Также устранив пороки, люди просят дать им сил познать добродетель: смирения, также терпения и конечно, любовью. Казалось бы, с момента появления молитвы прошло достаточно времени, но увы, пороки у человечества остались прежними. Что было актуально для времени прихода Моисея, то осталось и сейчас, в уже современном 21 веке. Гордыня и лень, уныние, у каждого свой, «набор» и бороться с любым из пороков крайне трудно. Ведь это борьба ежедневная, трудная, поэтому люди просят сил, вдохновения у Бога, поддержки. Наделить их смирением, чтобы принять совершенные ошибки, терпением, а любовью движется все. Обычно в бешеной гонке жизни люди просто не успевают оглянуться, понять свою действительность, они не зря часто сравнивают собственные будни с вращением колеса, а себя — с белкой, вынужденной постоянно бежать, чтобы вращение не останавливалось.
Великопостная молитва святого Ефрема Сирина
ВЕЛИКАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА Великим постом каждый день – с вечера воскресенья по пятницу после утреннего и вечернего правила читается молитва Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Молитвы в Петров пост на каждый день Мы расскажем, какие молитвы читать в Петров пост дома перед вкушением пищи и после этого. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Утренние молитвы во время великого поста. Молитва святому Ефиму Сирину звучит в храмах уже перед началом Великого поста, на пасхальной неделе. Молитва святому Ефиму Сирину звучит в храмах уже перед началом Великого поста, на пасхальной неделе.