Роберт Наилевич Гараев читать онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на пк и телефоне. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» журналиста Роберта Гараева вышла на новый уровень после выхода сериала Жоры Крыжовникова.
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства»
Режиссер Жора Крыжовников взял за основу книгу журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Но так получилось, что сборник криминальных автобиографий, собранный писателем Робертом Гараевым, вроде бы как с целью понять и выявить причины так называемого казанского феномена 80-х и 90-х уже вызвал бурные споры. Обложка Максим Кужегетов Роберт Гараев | Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010 -х 1974 г.р. Рамиль К. (имя изменено) Участник группировки «Новотатарская» с конца 1980-х В советские времена на площади Вахитова располагался клуб имени Вахитова.
Курсы валюты:
- Роберт Гараев напишет книгу о женских бандах Татарстана — яндекс
- Роберт Гараев рассказал об угрозах после выхода книги «Слово пацана» - 7 февраля 2024 - Е1.ру
- «Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
- Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР
Спустя 30 лет он решил выяснить, откуда взялся казанский феномен — полторы сотни подростковых группировок, что сначала «делили асфальт» в драках район на район, а затем начали массово истреблять себе подобных, — и как вспоминают те суровые дни сами пацаны, бывшие сотрудники милиции, адвокаты и простые жители города, обезображенного страхом и жестокостью. Это единственная книга, целиком составленная из голосов выживших — и желающих рассказать правду. В нашей библиотеке Вы имеете возможность скачать книгу Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х Роберт Гараев или читать онлайн в формате epub, fb2, pdf, txt, а также можете купить бумажную книгу в интернет магазине партнеров.
Хотя я удивился, что была такая угроза, — рассказал автор книги. RU По словам писателя, этот интервьюируемый выступает как анонимный герой. Это было связано с ведением паблика.
Позвонил какой-то человек: удалите пост такой-то. А с какой стати? Потом этот перезвонил, начинает вступаться за того. Это было несколько некорректно с его стороны, и, думаю, зря он так сделал.
Писали — потому что болело, потому что не могли молчать. А за это нас клеймили с высоких трибун, что мы зря драматизируем ситуацию, что именно мы несём ответственность за все эти драки».
Написано словно в наши дни! Отголоски этого слышны до сих пор — например, республиканские «инстанции» Татарстана в феврале 2022 года, когда только начиналась работа над сериалом, резко воспротивились съёмкам в Казани. Они считают его позором. Поэтому они были против съёмок в Казани», — рассказал 5 декабря 2023 года Роберт Гараев. Это по сути подтвердила 4 декабря 2023 года татарстанскому изданию «Бизнес Online» директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова: «Изначально они хотели снимать в столице РТ. В тот момент, когда обратились в Казань, мы сразу отказали.
А в Набережных Челнах 10 февраля 2022 года был сорван кастинг артистов на съемку сериала, соответствующее указание пришло в молодёжный центр «Шатлык» из администрации города. Стоит отметить, что, вынужденно перенеся место съёмки в Ярославль, создатели сериала филигранно воссоздали места, описанные Гараевым и показанные им в 2021 году в ходе большой поездки со съёмочной группой Tatarstan News. Но вернёмся в прошлое. В дежурную часть МВД республики в Казани тогда еще не было своего УВД стали поступать сообщения граждан из Приволжского района о группах дерзко ведущих себя подростков, одинаково одетых. Затем было отмечено подобное в Московском и Бауманском районах, в Центральном парке им. Похожие вещи стали наблюдаться в бурно развивавшихся Набережных Челнах и Нижнекамске», — вспоминал в 2019 году то есть задолго до выхода книги Гараева полковник милиции в отставке Александр Авдеев, начавший службу в 1960-х годах оперуполномоченным по делам молодёжи Советского районного отделения внутренних дел Казани, а в 1977—1989 годах дослужившийся до заместителя начальника Управления внутренних дел Казани.
До тех пор, пока не подняла голову банда «Тяп-ляп». Тогда мы получили первый ощутимый отпор… В 1974 году информация о группировках стала настолько тревожной, что мы начали постоянно информировать о ней своё руководство, но должного реагирования не было. Очевидно, к этому относились как к обычным дракам между молодёжью разных микрорайонов. Однако эти драки стали жестокими и не походили на традиционные стычки «до первой крови». При этом, как отмечал в июле 2021-го в одном из интервью Авдеев: «Когда в начале 70-х у нас начались массовые драки с увечьями, Казань была не единственной: Москва, Ленинград, Киев, Уфа, Ижевск…» Это так, и список городов можно увеличить. Кирова, 10а примерно в 1975 или в 1976 году.
Я тогда был ещё дошкольником, но помню, как «большие пацаны», сурово сжимая велосипедные цепи, какие-то палки и армейские ремни с бляхами, огромной, как мне тогда казалось, толпой быстро шли по парку в сторону школы. Вдруг им навстречу с гиканьем выбежала другая толпа подростков. Послышались короткие дикие вскрики и, кажется, хлёсткие звуки ударов». А вот другое свидетельство: «Я как раз с третьего микрорайона, с «собаководов». Бились мы жестоко. Были случаи, когда калечились пацаны, были случаи, когда бились пятьдесят на пятьдесят или даже сто на сто человек примерно.
Махались с телецентровскими… Как было? Толпа идёт в микрорайон, и там уже клич кидают: «Собаководы идут!
Автор «Слово пацана» Роберт Гараев напишет книгу о женских бандах Такие группировки называли «бабские конторы». Источник: Комсомольская правда Автор книги «Слово пацана.
Писатель работает над книгой о женских бандах — так называемых «бабских конторах».
Дети асфальта: каким был казанский феномен, о котором сняли «Слово пацана»
Роберт Гараев: Очень хотелось бы небольшой дисклеймер сразу же сказать: я не «топлю за пацанское». Есть такое ошибочное мнение, что раз я занимаюсь темой группировок, то я поддерживаю и романтизирую криминальный образ жизни. Это не так. Криминальный Татарстан 1970–2010-х / читать онлайн страница 1. Роберт Гараев о татарских ОПГ, казанском феномене и молодежных бандах. После этого в городе объявили план-перехват – Самые лучшие и интересные новости по теме: Видео, Казань, бандиты на развлекательном портале. Бизнес онлайн татарстан криминальные новости. «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм. Как утверждает Роберт Гараев, «казанский феномен», помимо продукта урбанизации, был отражением идеологического кризиса в застойном СССР, который превратился в экономический.
Как бандиты из Казани оценили «Слово пацана»? У бывших членов ОПГ есть два любимых героя
В Казани оперативно создали спецгруппу для борьбы с бандитами. Четырех главарей группировки арестовали и приговорили к расстрелу. Однако, как отмечал в своей книге Гараев, «расстреливать стольких юных парней было не комильфо». Двоим высшую меру заменили 15 годами лишения свободы — максимумом по старому Уголовному кодексу. Около 30 участников банды получили серьезные сроки. Главные роли в «Слове пацана»: топ-7 парней из сериала Суровость наказания казанскую молодежь не остановила.
Новые группировки появлялись как грибы после дождя. В интервью журналистке Саше Сулим бывший сотрудник уголовного розыска Александр Аввакумов рассказал, что правоохранители были в курсе «подвигов» группировщиков, да и самих их знали в лицо. Но для борьбы с ними не хватало сотрудников и доказательств — лидеры банд совершали преступления руками подчиненных. А группировки постоянно пополнялись новыми участниками. Закона об ОПГ тогда не было, тем более дрались или совершали налеты подростки.
К 1978 году в СССР уже 20 лет не возбуждали уголовных дел о бандитизме. Признать, что в почти миллионном городе практически безнаказанно орудуют и «размножаются» организованные молодежные группировки, властям было непросто. О их существовании знали все, но действенных мер пресечения их выходок не было.
Исследования не ограничивались чтением научных статей, Гараев брал множество интервью у участников группировок и полицейских [10]. В 2020 году выпустил книгу « Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х » [10]. В июне 2021 года литературная комиссия премии « Либеральная миссия » поместила книгу Гараева в номинацию аналитика [11].
Истории публичны. Кто-то поднялся высоко, но это стереотип, что если ты в 1990-е был бандитом, то сейчас депутат или миллионер. Скорее, таксист или строитель, потому что на другие работы тебя не берут. Если в 1990-е ты был связан с криминалом, то, скорее всего, тебя посадили, попортил здоровье, наверняка приклеились вредные привычки вроде употребления тяжелых наркотиков. Основная масса — не у власти и не с деньгами. RU «Мне рекламу сделала прокуратура Татарстана» — Что происходило, когда вы выпустили книгу? Я немного расстроился. Но с другой стороны, у меня была очень хорошая реклама, которую мне сделала прокуратура Татарстана. Точнее, все произошло благодаря телеканалу НТВ и местной телекомпании «Эфир». Они меня реально обманули. Наши интервью почикали и в конце вывели лжесоциолога. Он сказал: «Народ Татарстана против выхода этой книги. На презентациях будут приходить толпы протестовать». На тот момент книги еще не было ни в электронном, ни в бумажном виде. Естественно, никакой романтизации криминала там нет. Книга у меня достаточно жесткая. Но протестная реклама работает — если запрещают, значит, там есть что-то прикольное. И скепсис, который мог быть у криминальных кругов, сменился на интерес: «Поддержим автора, раз тут про нас пишут и это запрещают». Это хорошо сработало. Еще до выхода сериала по меркам российского рынка книга прозвучала хорошо. В Татарстане есть детский омбудсмен Ирина Волунец, и она как будто рекламный агент этого сериала. Она же самая первая кричала, что детям нельзя его смотреть. Не позволяйте детям его смотреть. А если посмотрели, то, дорогие родители, поговорите и объясните ребенку, что это такое. В итоге, кажется, она мою книгу прочитала, ко мне претензий не было. У нас есть контакт в мессенджере, с Новым годом поздравляла. RU — Как ваши дети отреагировали на сериал? Ей это было интересно. Ей 16 лет, и она долго не начинала смотреть, пока весь класс у нее не стал говорить про убийство Ералаша и все такое. Она посмотрела, довольна и, конечно, радуется за папу. Я знаю, что в классе особо не выпендривается. А вот 11-летний сын… Я ему три серии только показал. Дальше как-то жестковато для него. Он хвастается в школе — и правильно делает. Можно сказать, хипстер, длинные волосы, воспитан в правилах новой этики. По поводу того, что сериал хотели запретить — это журналисты хайповали. Помните новость, что в Иркутске подростки якобы подошли к человеку и с вопросом «Ты откуда, чушпан? Я прочел тогда, у меня несколько часов, можно сказать, руки тряслись. Думал: «Какой кошмар мы наделали». А потом выясняется, что эти подростки сериал не смотрели и фразу не говорили. Но журналистам было понятно — чтобы новость завирусилась, нужно приделать «Слово пацана». Подростки и криминал существуют всегда, но если приделать эту плашку, то история станет известна на всю страну. RU — В какой момент вам рассказали о съемках сериала по книге? Он сказал, что ему интересна тема, и мы начали работать. Кажется, это был 2021 год. RU — В титрах вы указаны как консультант, рассказывали, как тогда одевались, говорили… — Нужен был очевидец. Мы с Андреем Николаевичем были самыми старшими на съемочной площадке. Он 1979 года, я — 1976-го. То есть мы были глазами людей, которые все это застали. Я сразу пошутил, что «чушпан» будет словом года. Актерам массовых сцен кричат: «Так, чушпан-1, чушпан-2, чушпан-3».
Упомянутые выше набеги «с добрым утром» и «с добрым вечером» были частью асфальтных войн. Масштаб противостояний был самым разным. Подростки могли избить первого встречного прохожего на вражеской территории и разойтись. А иной раз могли организовать масштабную акцию, приехать к врагам на арендованном автобусе и нанести неожиданный и мощный удар. Для участников всё чаще всего заканчивалось травмами различной тяжести, но периодически доходило до убийств — как случайных, так и намеренных. Одним из самых популярных мест для драк была танцплощадка в парке Горького. Пацаны со всего города приходили туда вовсе не потанцевать, а скорее почесать кулаки. Дискотека заканчивалась дракой почти каждый раз, причём обычно без всякого весомого повода. Даже на танцах у группировщиков были свои ритуалы: каждая банда образовывала свой круг из танцующих, появление в котором чужого человека опять-таки становилось поводом для драки. Местные жители до сих называют танцы в парке Горького 70—80-х «дискотекой гопников». Ещё одним запоминающимся эпизодом асфальтных войн стало «Ледовое побоище». Оно произошло на замёрзшем озере Чабан в январе 1984 или 1987 года источники называют разные даты. С одной стороны выступала группировка «Жилка» из Московского района Казани, с другой — «Грязь» из Кировского района. К бойцам обеих команд также присоединились их союзники из других банд. Однако непосредственные участники тех событий вспоминали, что на самом деле на льду собралось лишь около 100—150 человек с обеих сторон, да и никакого побоища на самом деле так и не произошло: пока подростки готовились к сражению, на месте появилась конная милиция, которая оттеснила две группы друг от друга. После этого силовики начали задерживать не успевших убежать бандитов. Ветер свободы Приход в СССР рыночной экономики и последующий распад страны полностью изменили казанские уличные банды. Бессмысленный «делёж асфальта» быстро остался в прошлом — у группировок появились экономические интересы. Вместо масштабных драк «стенка на стенку» стали крышевать бизнесменов, сжигать торговые точки противников или брать в плен бандитов из противоборствующих лагерей. Казанские банды начали экспансию в другие регионы, открывая «филиалы» в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Ставки сильно повысились, что изменило не только сами банды, но и способы, которыми те решали свои проблемы. Стало меньше показного — например, когда бежит толпа в 30 человек с арматурами», — рассказал Гараев. Кровь по улицам Казани потекла рекой. При группировках стали создавать отдельные бригады киллеров, занимавшиеся отстрелом конкурентов. Одним из самых известных наёмных убийц Казани считается участник «Жилки» Алексей Снежинский. На его счету восемь доказанных убийств. В 2016 году он освободился условно-досрочно после почти 16 лет заключения. Новая эпоха породила и более кровавые войны между группировками. Cамым агрессивным лидером был предводитель «Жилки» Хайдар Закиров Хайдер , который провёл своих подопечных через несколько масштабных противостояний и подчинил себе ряд других банд. В 1992 году он предложил создать общак казанских группировок, однако против этого выступили другие лидеры криминального мира. Вместо Хайдера на должность смотрящего за общаком предложили вора в законе Иглама, состоявшего в группировке «Борисково». После этого отношения между «Жилкой» и «Борисково» резко испортились, что привело к самой страшной войне 90-х, в которую оказались втянуты и другие местные ОПГ. За несколько лет жертвами противостояния стали десятки бандитов с обеих сторон. Длинный список погибших с указанием способа убийства приводился в 1998 году в газете «Вечерняя Казань». Согласно этой хронике, в городе часто совершалось по несколько громких расправ в месяц. На самого Хайдера покушались в 1995 году: вместе с телохранителями его заперли в лифте, который нашпиговали свинцом. Закиров чудом выжил, но попал в больницу. Киллеры и здесь его не оставили — в окно палаты раненого авторитета выстрелили из гранатомёта, но и на сей раз он остался жив. Сначала преступники выпустили в воздух автоматную очередь, чтобы отвлечь телохранителей лидера «Жилки». После этого снайпер выпустил в Закирова две пули — в шею и в голову. Только благодаря гибели бандита кровопролитная криминальная война в Казани наконец завершилась. Несколько крупных ОПГ разгромили правоохранительные органы.
Содержание
- Что еще почитать
- «Я не думаю, что мама догадывалась»
- Содержание
- Хронология Казанского феномена
Автор книги «Слово пацана»: «В моей книжке хватит материала сезона на три, а может, и на пять»
С тех пор я был музыкальным и клубным журналистом, диджеем, круглосуточным тусовщиком и экскурсоводом в Еврейском музее, то есть занимался вещами, далекими от улицы. Сейчас тот уличный период для меня будто окутан мрачной серой дымкой — я очень долго пытался вытеснить его и забыть. Несколько лет назад коллега из Еврейского музея позвала меня выступить на паблик-токе с пятнадцатиминутным рассказом о любом пережитом уникальном опыте, намекая, что я расскажу про ночную жизнь 1990-х и 2000-х, но я понял, что у меня есть что-то более необычное. Я рассказал московским хипстерам об участии в казанской подростковой группировке и понял, что в городе моего детства моя история похожа на тысячи историй мальчишек 1960-х, 1970-х и 1980-х годов рождения. Тогда я решил, что хочу поговорить с ними и написать об этом книгу. Когда стало ясно, что книге быть, я начал искать людей, с которыми мог бы обсудить волнующие меня вопросы. Я понял, что намного проще будет писать, если мои герои всегда будут под рукой и им будет известно, какие у меня мотивы и что я собой представляю. Для этого я завел во вконтакте группу «Казанский феномен» [1] , где начал делиться деталями исследования. Так я вступил в переписку со многими участниками казанских группировок разных времен, которые рассказывали мне свои истории и консультировали о перипетиях уличной жизни. Большинство из них разговаривали на условиях анонимности, и это понятно: сведения о причастности к организованной преступности, пусть даже в прошлом, могут серьезно повредить карьере, бизнесу или просто нарушить уклад теперешней «мирной» жизни.
С некоторыми героями я встречался лично и снимал наш разговор на камеру или записывал на диктофон, с кем-то только созванивался. Были такие, с кем я плотно переписывался, в том числе на темы, выходящие за рамки исследования. В исключительных случаях я использовал с разрешения авторов комментарии подписчиков группы «Казанский феномен». Некоторые мои герои оказались очень талантливыми рассказчиками с тончайшим чувством юмора, а кто-то был немногословен — в этой среде такое качество считается ценным активом. У каждого героя есть небольшая характеристика.
Не секрет, что за основу взята книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева. Автор документального произведения лично консультировал режиссера Жору Крыжовникова, а тот, по его словам создал некий собирательный образ героев. Разберемся подробно, откуда же взяты прототипы. Банда «Универсам» Группировка «Универсам», ставшая центральной в сериале, существовала в Казани на самом деле, не была столь объемной в числе участников. Члены банды держали под контролем местный рынок, а с недоброжелателями старались расправиться с особой жестокостью. Существовала на тот момент и другая банда, конкурентов. Называлась, ОПГ «Тяп-ляп». Фото: стоп-кадр из видео За шуточным названием, которое получили из-за названия района «Теплоконтроль», тоже скрывались жестокие преступления. Группировка насчитывала нескольких десятков человек, а управляли «скорлупой» и «суперами» бывшие уголовники — как Кощей верховодил над «универсамовскими» вплоть до пятой серии. Стоит отметить, что «Хади Такташ», с которой у главных героев «Слово пацана» произошел конфликт из-за убийства юного Ералаша, тоже существовала в реальной жизни. Участники банды жестоко расправлялись над участниками конкурирующих группировок. Многих участников «Хади Такташ» быстро убили, тела двоих нашли расчлененными, некоторые пропали без вести. Прототип Адидаса Антип получил 15 лет «строгача». После срока взял фамилию жены, покинул криминальный мир и Казань Прототип Адидаса Антип получил 15 лет «строгача».
Одна из них у меня была очень творческая, мечтала стать художницей. Эти затеи она сублимировала в меня — и в пять лет отвела в художественный кружок. Я знал, что семья меня любит, и был нежным цветком, неприспособленным к уличной жизни. До шестого класса я был круглым отличником: самостоятельно делал уроки, в свободное время много читал, вел дневник прочитанных книг, исправно посещал секцию карате и художественную школу. Родителей в школу до поры не вызывали. По весне им вручали похвальный лист, где мои успехи были задокументированы официально Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» В каком возрасте вы впервые столкнулись с молодежными группировками? Начиналось все с легенд во дворе: кто-то нам рассказал, что есть «Чайники» и «Низы». Первые носят шапочки с помпонами, а вторые — шапочки-«петушки», которые натягивают на глаза. Так ты уже ребенком начинал узнавать, где какая группировка, а в 11-12 лет становился их жертвой. Родители всего этого особо не замечали, даже не знали, что их ребенок состоял в группировке. У них вот это — «мальчишки дерутся» — было с детства, и им это не казалось проблемой. Взрослые просто не знали, что в Казани все так гипертрофировано. К началу 1980-х группировки начали расти как грибы после дождя. По моим подсчетам, к концу десятилетия в Казани их было уже более ста. В «Вечерней Казани» писали о «подростковой чуме»: миллионный город оказался поделенным на территории, каждая из которых была закреплена за отдельной группировкой Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» «Они забирали все, что хотели» Вы понимали, что встреча с группировками неизбежна? Пытались как-то подготовиться к ней? К этому невозможно было подготовиться — ты маленький, с мальчишками во дворе играешь, а тут какие-то взрослые хулиганы приходят тебя грабить. Но это было неизбежно, поскольку я жил на территории группировки «Панели». Поэтому, идя по улице, я всякий раз выглядывал из-за угла, чтобы не встретиться с какой-нибудь компанией. Сначала мне до школы было идти минут 30 пешком, но потом моя семья переехала к ней поближе. Но для того чтобы попасть на учебу, мне все равно нужно идти через рынок, территорию Хитрого двора, а потом в сторону Шамильки. Карты» На рынке всегда была куча подростков и детей — такие места группировщики обычно и выбирали для того, чтобы отнимать вещи у своих юных жертв. Поэтому мой маршрут был опасным, но я с первого класса ходил по нему самостоятельно — не было такого, чтобы меня сопровождали родители, чтобы я просил об этом. Вообще в мальчишеской среде не было принято рассказывать родителям о хулиганах — но и бороться с ними в одиночку никак не получалось. Как выглядела типичная встреча с группировщиками? Они подходили ко всем подросткам. Если ты был из какой-то другой группировки, то, по правилам, был обязан представиться. Уйдешь ли ты целым, зависело от того, враг ты или нет. А у тех, кто в группировках не состоял, просто отнимали деньги и приглянувшиеся вещи. Забирали все, что хотели, — например, куртки, кроссовки или шапки. Если ты позволишь группировщикам это сделать, то они будут издеваться над тобой каждый день.
В криминальных кругах поговаривали, что «Снежок» способен исполнить любой заказ — убрать человека в людном месте и уйти. Его признали виновным в убийстве восьми человек. В заключении Снежинский провел почти 20 лет. Говорит, стал другим человеком и скрывать ему нечего, поэтому и согласился, когда к нему обратился автор книги, решивший описать историю казанских группировок устами их бывших участников. Алексей Снежинский, строитель, бывший киллер: «Для офицеров МВД это полезный труд будет как настольное пособие. Для истории — просто часть нашей жизни. Для социологии тем более — как это все могло произойти? Некоторые призвали даже аннулировать тираж.
Часть 151 - Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х
Она, конечно, самая слабенькая. Есть корпус книг Максима Беляева и Андрея Шептицкого — это люди, у которых есть доступ к уголовным делам, они внутри системы. Беляев и вовсе заместитель председателя Верховного суда. Там много фактического материала. Их интересно читать, они как детективы. Но мой жанр другой. Я соединил исследование и личные истории казанских пацанов.
Я объясняю уличную логику через рассказы непосредственных участников «асфальтных» войн. Надо понимать, что группировки — это такие мини-государства. В Казани было около ста группировок. У каждой есть территория, границы, граждане и не граждане, которые не пользуются привилегиями этого государства. Есть внешняя политика, отношения с другими группировками, войны, дипломатические встречи-стрелки. В общем, мне показалось очень интересным разложить эту структуру по полочкам.
Разумеется, я все предыдущие книги прочел. Но мой материал — он полевой. Я называю свою работу исследованием — мне важно было пообщаться с непосредственными участниками, у которых есть свое четкое и очень интересное мнение об этом явлении. Есть внешняя политика, отношения с другими группировками, войны, дипломатические встречи-стрелки «Самое важное было, чтобы люди поняли, что я не работаю ни на какие органы» — Как ты добывал материал? Я начал обращаться к знакомым, которые когда-то были в группировках, поговорил с некоторыми, но многие отказывались, не хотели вспоминать прошлое. Мне пришла идея создать паблик, в котором я делился деталями исследования и общался с людьми напрямую.
Поначалу дела шли туго. Было 100—200 подписчиков, но чем больше я писал, тем больше появлялось людей сейчас их почти 27 000. Самое важное было, чтобы подписчики поняли, что я не работаю ни на какие органы, что у меня другая задача. Многие меня поддержали. Кому-то захотелось об этом узнать, другим — рассказать. Многие делали это анонимно, потому что проблемы у них могут возникнуть и сейчас, даже спустя много лет.
Кого-то снимал на видео, это, например, Снежок — участник группировки «Слобода», экс-киллер «Жилки», я был у него дома. И живущие там отвечают за «дорогу», это система передачи посылок заключенным, так называемый «грев». И это влияет на местных с малых лет. Тебе кажется, что группировки исчезли, но они существуют, хоть и на обочине жизни.
Жизненный уклад тут был другим, а свободного времени было слишком много. Что делать, чтобы не смеялись и не били?
Влиться в группировку». Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Почему милиция не боролась ОПГ в Казани Чудовищный набег «Тяп-Ляпа» на Ново-Татарскую слободу в конце августа 1978 года, показанный в сериале «Слово пацана», не мог остаться без внимания советских властей. В Казани оперативно создали спецгруппу для борьбы с бандитами. Четырех главарей группировки арестовали и приговорили к расстрелу. Однако, как отмечал в своей книге Гараев, «расстреливать стольких юных парней было не комильфо». Двоим высшую меру заменили 15 годами лишения свободы — максимумом по старому Уголовному кодексу.
Около 30 участников банды получили серьезные сроки. Главные роли в «Слове пацана»: топ-7 парней из сериала Суровость наказания казанскую молодежь не остановила. Новые группировки появлялись как грибы после дождя. В интервью журналистке Саше Сулим бывший сотрудник уголовного розыска Александр Аввакумов рассказал, что правоохранители были в курсе «подвигов» группировщиков, да и самих их знали в лицо. Но для борьбы с ними не хватало сотрудников и доказательств — лидеры банд совершали преступления руками подчиненных. А группировки постоянно пополнялись новыми участниками.
Всего в одноименной группировке из этого микрорайона было около ста человек — точнее сказать сложно, поскольку у участников разных возрастов были свои сборы, и мы пересекались редко. Это была большая и очень сильная группировка, участников которой мы считали отморозками. Однако мое участие в «Низах» пришлось на более-менее спокойное время. Пару раз мы стояли наготове и ждали набега со стороны «Грязи», но все как-то разрешилось. Если и были драки между группировками, то на бытовой почве — они быстро стали обыденными. Моя первая, например, произошла уже на второй месяц после «пришивания». У нас была война, сейчас уже не вспомню с кем, и к нам в ПТУ приехали драться два вражеских пацана. Неприятели были выше нас на голову. Мы молча зашли в подъезд и встали возле лифтов на первом этаже в боевые стойки.
После команды «Поехали» те двое тяжеловесов месили нас на протяжении нескольких минут Роберт Гараевиз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Как складывались ваши отношения в группировке со старшими и ровесниками? Были нормальные старшие, а были — другие. Вот не полюбил тебя такой, и, когда приходило время наказаний в виде побоев, тебе старались нос сломать или уронить ударом. Помню, я не нравился одному. И когда пришло время общей экзекуции за то, что кого-то из участников «Низов» нашего возраста поймали с сигаретой, он прописал мне так, что я очнулся на снегу. Сейчас я почти не помню ни лиц, ни имен своих старших, но их кулаки помню хорошо. Сильнее всех бил Жбан... Старшие выстраивались в линейку.
Все наши должны были по очереди подойти к каждому из них. Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу Роберт Гараевтз книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» У меня было опухшее лицо, и на следующий день я даже не пошел в школу. Вообще, чтобы понравиться старшему, надо было хорошо разговаривать, быть духовитым и смелым. Очень помогало, если у тебя был уважаемый старший брат или родственник или же если ты вырос в подъезде с кем-то из старших и тебя знали с детства. Например, в «Низах» был мой ровесник по кличке Малыш. Он часто зажимал [отбирал] шмотки у своих, хотя это было не по понятиям, — тем более, учитывая всю нашу бедность. Но у меня с ним конфликтов не было, зато были стычки с другим ровесником — Абажем. Он выбрал меня жертвой и постоянно подшучивал.
Мне, конечно, это не нравилось — приходилось постоянно давать отпор. Достаточно быстро. Очень показательной для меня стала ситуация с парнем, который в детстве стал жертвой педофила. Об этом как-то узнали в группировке — и его очень жестоко «отшили» [изгнали]. Буквально за день до этого его называли друганом и братаном, а тут я видел, как они на нем прыгают. Потом я стал свидетелем еще одного «отшивания» — на этот раз своего дворового приятеля: второй наш друг помочился на него.
В 1989 году, возрасте 14 лет, у Гараева появился обидчик, который начал с него требовать денег, Гараев деньги отдавать не хотел, поэтому парни из параллельного класса предложили ему вступить в ОПГ «Низы», на что Гараев согласился [3]. В 1991 году покинул ОПГ и переехал к отцу [4]. Когда с криминалом было покончено, Гараев поступил в Казанский университет , где получил образование историка [3]. Во время учёбы в университете подрабатывал диджеем [a] , за что в 2004 году получил статуэтку «Золотой Горгульи» в клубе «16 тонн» [5] [6].
В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан"
Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев приводил свидетельства одного из своих знакомых, согласно которым группировки начали складываться в 1940-е и 1950-е годы. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Робертом Гараевым. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» журналиста Роберта Гараева. Криминальный Татарстан 1970–2010-х годов» (2021 год), которая легла в основу сценария сериала. Её автор Роберт Гараев в 1989 – 1991 годы состоял в казанской группировке «Низы». Роберт Гараев подростком попал в Казани группировку, а спустя 30 лет решил исследовать феномен уличных банд и выяснить, почему знаменитый «казанский феномен» возник в стране, где «не было организованной преступности» и можно ли было этого избежать?
«Это был мир насилия, в котором подросткам выжить нелегко»
- Топ подкастов в категории «Новости»
- В Екатеринбурге автор книги «Слово пацана» ответил на обвинения о пагубном влиянии сериала
- Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время
- Читать Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х онлайн Роберт Гараев (Страница 1)
- Правила комментирования