Оптинских новомучеников на иконах пишут втроем – в центре отец Василий, иноки Трофим и Ферапонт по краям.
Редкая икона.Икона новомученика.
Также в нашем храме появилась икона девяти святых Левашовских новомучеников, мощи которых покоятся на Левашовском мемориальном кладбище. В начале работы над иконой новомучеников и исповедников Российских нужно было определиться с общей композицией этой иконы. Икона была написана нижегородскими художниками-иконописцами на пожертвования прихожан и благотворителей и будет пребывать в Елисаветинском храме постоянно. Это малая копия иконы, написанной для Свято-Троицкого кафедрального собора Нижнетагильской епархии. В 2000 году была написана первая икона Собора новомучеников и исповедников.
Икона Собор новомучеников Балашихинских в дар епископу Николаю.
Нижегородцы полюбили владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Эта слава не понравилась правящему архиепископу Нижегородскому Евдокиму впоследствии отпавшему в обновленческий раскол. И вскоре владыка был переведен в Канавино, за Оку. Там в мае 1921 года его арестовали во второй раз. Рабочие местных заводов по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву. С декабря он находился в заточении в московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, святитель снимал свой крест и надевал на обращенного.
С Лубянки владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую. С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели. В Таганской тюрьме в это время находилось двенадцать архиереев. Их духовные чада передавали просфоры и облачения, и святители прямо в камере совершали соборную службу. Там владыка Пётр заболел от истощения и попал в больницу. В конце июля 1921 года он был отправлен по этапу в Петроград, где оставался в заключении до зимы.
В декабре владыка был освобожден и вернулся в Москву, где вскоре получил назначение епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Вскоре святитель вновь был арестован за выпущенное им обращение к тверской пастве, в котором он объяснял сущность обновленчества. В ноябре 1922 года его доставили в Москву. На допросах он показал, что признаёт Патриарха Тихона главой Русской Православной Церкви, а решениям самозванного обновленческого совета ВЦУ не подчиняется. В марте 1923 года святитель был отправлен по этапу в Ташкент, а оттуда в Кызыл-Орду. Жил он в тяжелых условиях, болел цингой, в результате чего лишился зубов.
Летом 1923 года был освобожден из заключения Патриарх Тихон. Он подал властям списки архиереев, без которых не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Пётр. Летом 1924 года он вернулся из ссылки в Москву. В июле 1925 года владыку направили в Воронеж для помощи престарелому митрополиту Владимиру Шимкевичу. После его кончины владыка Пётр в 1926 году был назначен на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа.
Владыка пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия. Храмы, где владыка служил по Афонскому уставу, были всегда переполнены. Он не любил партесного пения: у него пела вся церковь. Народ шел к своему архипастырю непрерывно: входившие к нему с грустным видом выходили сияющими и утешенными. При владыке началось массовое возвращение из обновленчества. Возвращавшихся священнослужителей он принимал в Православие через всенародное покаяние.
Верующие, опасаясь, что арестуют их любимого владыку, устраивали круглосуточные дежурства возле его квартиры, неоднократно выражали массовые протесты.
Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном. Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям.
Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога. Во-первых, он учит верности Христу.
Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной. Во-вторых, призывает не отступать от своих принципов. В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все». В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам.
В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина. В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе. Они призывают нас ко Спасению и помогают его достичь.
Святые Новомученики и Исповедники, молите Бога о нас! Соловецкие подвижники Одной из самых больших тюрем, где несли свой крест многие Новомученики и Исповедники, был Соловецкая тюрьма особого назначения. Здесь, в стенах древнего монастыря, откуда Советская власть изгнала насельников, жили и умирали узники. За 20 лет существования лагеря через каторжные работы прошло более 50 000 заключенных.
Среди них архиепископы, архимандриты, иеромонахи и благочестивые миряне. Из этих намоленных стен их души восходили к Богу. Работы в Соловецком лагере Зимой мороз за тридцать градусов, от которого в неотапливаемых карцерах замерзали люди. Летом тучи комариного гнуса, на поживу которым оставляли провинившихся зеков.
На каждой перекличке охрана убивала одного-трёх человек для устрашения остальных. От туберкулеза, цинги, истощения каждый год умирали 7-8 тысяч заключённых. В 1929 году за невыполнение трудового плана роту зеков сожгли живьём. Стоит упомянуть, что сосланные священники даже в условиях лагеря не раз совершали богослужения.
Причастием служили хлеб и клюквенный сок. Ценой Таинства могла стать жизнь. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, ободряя друга, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко».
Мне, оканчивающей МСХШ, было тогда трудно его понять… Рисовать постановки, натюрморты — эти академические занятия казались мне скучными. Очень хотелось писать и рисовать святые образы, что я тайно и делала. Это потом я поняла, насколько важно иконописцу быть именно профессионалом, и сейчас учу студентов, обращая особое внимание на занятия рисунком, живописью, композицией... Иначе просто нельзя, не получится правильно написать икону, ведь она гораздо больше, чем академическое искусство, а значит, включает в себя и его достижения. Так и велел сказать на вступительном экзамене, что это его благословение, что он просит принять… Учеба в иконописной школе, в Троице-Сергиевой лавре меня очень поразила и вдохновила. Моим преподавателем по иконописи была ближайшая ученица монахини Иулиании Соколовой иконописец-реставратор Екатерина Сергеевна Чуракова — глубоко верующий человек из творческой интеллигентной семьи. Ее родители учились у Валентина Серова, другом их семьи был великий художник Михаил Нестеров, который часто бывал у них дома в гостях и показывал свои эскизы к картинам.
У нее была большая семья —7 братьев и 2 сестры, все рисовали и потом стали художниками и реставраторами. В работах самой Екатерины Сергеевны, которые она нам показывала, была видна высокая школа рисунка и живописи. При этом она была глубоко духовным, невероятно скромным человеком — таким, каким и должен быть иконописец и вообще христианин. Она постоянно говорила: «Нужно учиться, глядя на древние иконы, следовать древним образцам в их подлинности». Сейчас это я пытаюсь донести уже до своих студентов. Вся учеба вспоминается как счастье — радость от присутствия на богослужениях, счастье, когда ты находишься в музее, начинаешь всматриваться в древнюю икону, изучать и тщательно копировать, буквально погружаешься в нее, так что весь мир вокруг исчезает. В иконописной школе особую, удивительно творческую, добрую атмосферу создавал отец Лука Головков , знаю, что та же атмосфера там существует и сегодня. Из многодетной семьи своих родителей он вынес опыт тепла, заботы — и перенес это на школу. Его методы общения и воспитания студентов мне кажутся самыми правильными и действенными. Главное в них — доброта, стремление понять учащегося.
Воспитание не нотациями и строгостью, а добрым примером, молитвою, служением и терпением. Я пытаюсь этому следовать по мере сил, но не всегда получается… По окончании иконописной школы вернулась в Москву по благословению отца Иоанна , где уже нужны были преподаватели иконописи в недавно открывшийся Свято-Тихоновский институт. Отец Иоанн считал: нужно, чтобы духовник был рядом, там, где ты живешь, и мы с подругой попросили у него благословение ходить и духовно окормляться к отцу Владимиру Воробьеву. Так мы стали духовными чадами отца Владимира. Создание иконографии новомучеников — Расскажите о создании новой иконографии, ведь вы были среди тех, кто разрабатывал иконографию Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской? Также была поставлена задача написать к канонизации поясные иконы особо почитаемых новых святых к прославлению в епархиях. Мне дали задание разработать образ священномученика Петра Зверева , а у него — непростой с точки зрения иконографии лик: своеобразная борода, пышные волосы, маленькие глаза и выделяющийся нос — аналогов в других иконографиях просто невозможно было найти. В день я делала по множеству эскизов, молилась, но образ получался непохожим. Моя мама, видя мои старания и мучения, посоветовала: «Ты иди прямо от портрета, посмотри, какие у него Богом данные пропорции лика, какие особенности, характер». Я послушалась, села, разобрала образ, как советовала мама, потом нарисовала, и образ получился похожим и убедительным.
То есть я поняла, с чего надо начинать: изучать портретные особенности святого, характер его лика. И только потом переводить на язык иконы, в обратную перспективу... Она говорила, что святые, несмотря на то, что их на иконе много, не должны быть на одно лицо. Да, общая стилистика важна, но должен и прочитываться характер каждого лика. В начале работы над образом святого предложила мне делать сначала зарисовки с фотографий, выделяя характерные черты. В начале работы над иконой новомучеников и исповедников Российских нужно было определиться с общей композицией этой иконы. Мы делали разные эскизы, примеры разных вариантов иконографий. Сначала мы взяли за основу иконографию иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших», написанной Иулианией Соколовой , затем иконографию иконы «Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских». В центре иконы сначала было помещено изображение Успенского собора в Кремле, как патриаршего, главного храма Русской Церкви. Но митрополит Ювеналий, возглавлявший Синодальную комиссию по канонизации святых, благословил в центре изобразить храм Христа Спасителя, храм-мученик.
Также было принято решение делать клейма, располагая их с севера на юг. Эскизов было сделано множество; член комиссии по канонизации протоиерей Владимир Воробьев, ректор нашего университета, и, протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств, выбирали, какие события, места должны быть изображены в этой иконе: например, Соловки, Лисья балка в Казахстане, зимовье Хэ, где пострадал митрополит Петр Полянский. Одни клейма со святыми появлялись, от других отказывались, хотелось многое вместить в эту икону! В результате остановились на самых эпохальных местах и событиях. Мы работали над созданием иконы очень долго, приходилось и ночью работать.
На иконе к прославлению матери Марии Скобцовой на этом месте находится образ преподобного Серафима Саровского. В храме этого святого находится оригинальная икона, а сам храм расположен в 15-м округе Парижа, в пешей доступности от особняка, в котором располагалась община матери Марии. Сам особняк не сохранился. В правом верхнем углу изображена Женевьева Парижская, святая V века, которую почитают в Католической и Православных церквах. Над мощами святой Женевьевы в Сент-Этьен-дю-Мон в Париже расположены таблички со словами благодарности, многие из которых написаны русскими эмигрантами. Сама мать Мария также почитается многими парижанами, о чем сказал присутствовавший на ее прославлении архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже. Из-за десятилетий безбожия в нашей стране из памяти людей стерто почитание новомучеников.
Иоанновская семья
Благочинный Торжокского округа, настоятель Михайловского храма протоиерей Николай Алексеев совершил чин освящения икон. Вместе с работниками и прихожанами храма за богослужением молился и художник А. По завершении службы все желающие смогли поклониться святым образам новомучеников, после чего иконы были установлены на фасад храма. Новомученики, чьи образы ныне украшают фасад Михайловского храма, связаны с Новоторжской землей: здесь они несли свой молитвенный подвиг, боролись за сохранение и единство Церкви. После обучения на историко-филологическом факультете Московского Императорского университета Василий поступил в Казанскую духовную академию, где за два года до окончания курса в 1900 году принял монашеский постриг с именем Пётр. По окончании Академии иеромонах Пётр преподавал в Орловской духовной семинарии, а затем исполнял должность епархиального миссионера при Московском епархиальном доме.
С 1907 года он получает назначение на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а с 1909 по 1917 год является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Белёве Тульской епархии, в сане архимандрита. В это время он часто посещает расположенную неподалеку Оптину пустынь, проводя многие часы в беседах с Оптинскими старцами. Служения отца Петра очень любили местные крестьяне, поскольку отец Пётр, часто служа в их селах, отличался ласковым и внимательным обращением с ними. Бывал отец Пётр и в Сарове, и в Дивеево, не упуская при этом случая навестить блаженную Прасковью Ивановну. Она и подарила ему холст своей работы, из которого он сшил потом себе архиерейское облачение, которое хранил на собственное погребение.
Во время Первой мировой войны в Спасо-Преображенском монастыре был устроен лазарет для раненых. Сам же настоятель в 1916 году служил священником в действующей армии. После февральского переворота отец Пётр назначается на должность настоятеля Тверского Свято-Успенского Жёлтикова монастыря. И уже в 1918 году в Твери он подвергается кратковременному аресту. Сразу после хиротонии владыка Пётр приехал в Нижний Новгород и поселился в Печерском монастыре на берегу Волги.
Монастырь находился в упадке, братия была малочисленна, древний Успенский собор пришел в запустение. Владыка сам принял участие в уборке храма, и ввел строгую уставную службу. Случалось, что всенощная длилась всю ночь, и тогда владыка привлекал к службе усердствующих прихожан, поскольку никакие певчие не могли столь долго стоять на клиросе. Акафистов за всенощной он никогда не читал, но требовал, чтобы вычитывались все кафизмы. Сокращений он не допускал ни при служении панихид, ни при отпеваниях.
Порой владыка с грустью говорил: «Кто отслужит по мне такую панихиду? В Печерском монастыре он завел преподавание Закона Божия для детей и сам учил их. Нижегородцы полюбили владыку, увидев в нем настоящего духовного наставника. Эта слава не понравилась правящему архиепископу Нижегородскому Евдокиму впоследствии отпавшему в обновленческий раскол. И вскоре владыка был переведен в Канавино, за Оку.
Там в мае 1921 года его арестовали во второй раз. Рабочие местных заводов по поводу ареста любимого архипастыря устроили трехдневную забастовку, и местные власти пообещали его выпустить, но вместо этого тайно отправили в Москву. С декабря он находился в заточении в московских тюрьмах. Сначала его поместили на Лубянку, но и там владыка не прекращал проповедь: ему не успевали посылать кресты: обращая людей к вере, святитель снимал свой крест и надевал на обращенного. С Лубянки владыку перевели в Бутырскую тюрьму, оттуда — в Таганскую.
С плачем прощались с ним заключенные, а при переводе из Бутырок его провожали даже надзиратели.
Сегодня важно помнить о подвиге новомучеников. Мученичество Церковью всегда признавалось особым видом святости. Слово "мученик" переводится как "свидетель". Истринские мученики засвидетельствовали свою верность Христу до смерти.
Но центром композиции является образ святителя Петра над сценой убийства — как образ торжества над смертью. В центральной части иконы — среднике — 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя. Но это не только изображение реального храма, это собирательный образ Церкви, символ Царства Небесного».
Перед храмом — престол, облаченный в красные ризы. Красный цвет — символ вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Мф. Вверху, над храмом, вместо клейм — деисусный чин, то есть изображение святых, молящихся ко Христу за всех людей. Кроме древних подвижников здесь написаны русские святые: прп. Серафим Саровский, св. Иоанн Кронштадтский, прп. Амвросий Оптинский и другие, кто духовно подготовил или благословил новомучеников на их подвиг.
Образ Спасителя в центре деисуса объясняет смысл мученичества — это следование за Господом по крестному пути. Центр композиции иконы — крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от креста у престола стоят Святейший Патриарх Тихон, святой митрополит Петр Полянский , преемник патриарха и митрополиты Кирилл Смирнов Казанский и Агафангел Преображенский Ярославский, которые также были названы в завещании патриарха Тихона кандидатами в местоблюстители патриаршего престола. Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и с ним пострадавшими. В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый — стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона.
Таким образом и мы оказались преемниками иконописной традиции. Сохранили эту тонкую ниточку, почти оборвавшуюся за время противостояния советской власти и церкви.
Путь к образам Когда говоришь о художественной мастерской, первое, что приходит в голову: помещение, заставленное мольбертами или досками для росписи, где пахнет красками, растворителями и деревом. Все это, конечно, присутствует, но мастерская — в первую очередь люди. Мастерская существует не только для того, чтобы в ней работали выпускники факультета церковных художеств. Она поддерживает и развивает высокие идеалы церковного искусства, которые провозглашает наш университет. Первые мастера пришли сюда в 90-е. Помимо тех, кто обучался у иконописцев в монастырях и храмах, были еще и выпускники светских художественных вузов, пришедшие к вере и решившие связать свою судьбу с русской иконой. Сурикова, — вспоминает Лариса. Тогда мы получили возможность обратиться к церкви, к вере. Мои друзья и коллеги пришли сюда после того, как посвятили православной тематике свои дипломные работы в светских институтах.
К вере тогда приходили по-разному. Я родилась в семье философов, и, хотя все мои близкие крестились в 1972 году, когда я появилась на свет, моя семья была верующей, но не церковной. В храм меня привел мой диплом, сделанный еще в художественном училище. В 1991 году были найдены мощи преподобного Серафима Саровского, и их переносили крестным ходом через всю Россию, и это было разрешено впервые после безбожных лет. Я еще подумала, что лучше темы для диплома не найти. Лариса вспоминает, как делала первые эскизы и наброски в Дивееве, рисовала портреты паломников, они тогда показались как будто сошедшими с полотна Павла Корина «Русь уходящая», там осознала, что как верующий человек должна быть в церкви, а потом поняла, что не хочет быть светским художником. Истории иконописцев во многом разнятся, но в одном точно сходятся — сначала в душе появилась настоящая вера, а потом духовные наставники благословили их на дело сохранения традиции церковной живописи. Сейчас мне 32 года, я продолжаю писать иконы, и вряд ли может случиться так, что я однажды откажусь от этого. Это просто невозможно.
Все строго по канону Сегодня мастера трепетно сохраняют не только традиции написания образов в том или ином стиле, но даже правила создания красок для икон. Лариса подходит к одному из ящиков, открывает стеклянную дверцу и показывает настоящую коллекцию минералов. Из них прямо здесь иконописцы изготовляют колера — краски для росписи. Все только натуральное. Никакого акрила или другой современной химии. Каждый художник в нашей мастерской подходит к созданию иконы как к процессу сакральному, как к священнодействию. Все начинается с эскиза. На этом этапе художник определяет свой художественный замысел, решает, в каком стиле писать образ. Можно создать икону в византийском стиле XIII века или пойти по стопам русских мастеров XVI столетия, взять за основу шедевры Андрея Рублева или Феофана Грека, а возможно, обратиться к образам, написанным совсем другими мастерами иной исторической эпохи.
Эскиз может быть любого размера, важна его сомасштабность реальному изображению.
В Россию из Греции принесена икона новомучеников и исповедников Христовых
Икона новомучеников (Галина Вадковская) / Проза.ру | Утром в храм была торжественно доставлена икона священномученика протоиерея Михаила Громогласова, одного из самых известных настоятелей Верхнеуральского собора. |
Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать» | Правмир | Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении духовенства Вятской Епархии совершил молебен перед иконой Божией Матери «Августовская Победа». |
Иконописцы православной мастерской создают образы новомучеников | Редкая новомученика., фото № 2 Есть и такие святые, иконы которых просто не написали,или есть их изображения в старинных храмах в виде. |
Встреча и торжественный молебен перед иконой Божией Матери «Августовская победа» | Икона священномученика Михаила Каргополова написана Омскими иконописцами и художниками Ольгой и Сергеем Беловыми, дочерью и зятем почившего Ачинского краеведа. |
Иоанновская семья
Икону парижских новомучеников освятили в Феодоровском соборе - Феодоровский собор | 5 февраля 2022 года, накануне Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской духовенство Никольского собора Черкесска освятило икону преподобномученика Никандра. |
Икона Ваганьковских новомучеников | Святыни Ваганьково | Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. В Московский храм Девяти мучеников Кизических принесена мироточивая икона царя Николая Второго. |
Икона новомучеников (Галина Вадковская) / Проза.ру | На Осеннюю Пасху 2016 года была освящена храмовая икона новомучеников Ваганьковских, которая со временем стала почитаемой. |
В Россию из Греции принесена икона новомучеников и исповедников Христовых | Многолетний хранитель иконы Олег Иванович Бельченко волнительно передал чудотворный образ Святого Царя–мученика и Страстотерпца Николая в руки настоятеля. |
Иконы китайских новомучеников освятили в Благовещенске
“При формировании композиции иконы мне хотелось и в общем, и в деталях заложить образ молитвы Новомучеников за нас, нынешних русских православных христиан, и за нашу страну. По завершении службы все желающие смогли поклониться святым образам новомучеников, после чего иконы были установлены на фасад храма. Сербский иконописец создал для англиканского храма в Иерусалиме икону египетских мучеников, казненных террористами. Иконография иконы "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных" прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе. Митрополит Вятский и Слободской Марк в сослужении духовенства Вятской Епархии совершил молебен перед иконой Божией Матери «Августовская Победа». Оптинских новомучеников на иконах пишут втроем – в центре отец Василий, иноки Трофим и Ферапонт по краям.
Икона новомучеников
Воспоминание о страдании или о каком-либо ином деянии во славу Божию, вводимое в структуру иконного образа, пребывает в нем только как обозначение подвига. Именно сам подвиг и является предметом изображения, но лишь как вторичный и не имеющий самостоятельного бытия элемент отображения в иконе славы Божией и вечной жизни. Соответственно перед иконописцем стоит сложная задача создать непротиворечивое отображение вечного в сочетании с преходящим. Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом в Царствии Небесном. В окончательно сложившемся виде икона состоит из трех частей: средника, как главной части, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии; деисусного чина в верхнем ряду; боковых клейм с изображениями мученических подвигов. Если средник и деисусный чин выполнены, в целом, в соответствии с традиционными каноническими образцами, то клейма являются практически новыми композициями. Они впервые созданы для отображения подвигов новых мучеников в процессе работы над данной иконой. Ввиду отсутствия готовых образцов, необходимости введения новых исторических реалий, огромного количества новых, иконографически еще не разработанных образов святых написано около двухсот ликов , возникали значительные творческие трудности, которые, быть может, не во всем удалось до конца преодолеть. Стилистика иконы приближена к памятникам начала XVI века — эпохи становления Московского царства. Она написана на липовой доске с паволокой и левкасом. Общие размеры иконы 167х135 см; средник — 101х80 см; отдельное клеймо приблизительно 25х19 см.
В верхней части по золоту фона сделана надпись, содержащая наименование иконы и выполненная стилизованным уставом XV века. Сонм новопрославленных святых угодников Божиих представлен на фоне храма, изображающего храм Христа Спасителя в Москве. Храм Христа Спасителя был избран для изображения по его очевидной символической и фактической связи как со страданиями Русской Церкви, так и с Ее возрождением в наши дни. Храм представлен в несколько обобщенном виде. Перед ним изображен престол, одетый в красное, пасхальное облачение. Такое облачение престола является одним из существенных символов вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью, ликования в Царствии Небесном, где пребывают мученики. Храм является не только изображением реального здания. Он есть собирательный образ Церкви, символ Царствия Небесного. Символическая связь между храмом и престолом очевидна. Несколько выше представлен крест, подчеркнуто крупного размера, указывающий на причастность к мученическому подвигу всех изображенных на иконе, а также на торжество Церкви над грехом через Крест Христов.
Именно крест является центром композиции. По вертикали на оси креста, внизу, ниже престола, расположена группа царственных мучеников с Государем Николаем II в центре. Другого места для изображения Царственных мучеников определить нельзя. Они находятся в центре, так как олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу. Царская Семья представлена в византийских царских одеяниях — далматиках, наиболее соответствующих их прославленному образу и подчеркивающих неразрывную связь Византии и России. Царственные мученики помещены ниже иерархов, через которых власть получает Божие благословение и приобретает законный характер. Изображения иерархов, являющихся возглавителями Церкви, занимают доминирующее положение в композиции. Они представлены в виде двух групп справа и слева от креста и престола. Они молитвенно склоняются к престолу в трех-четвертном повороте, будучи одновременно обращены и к зрителю. Святейший Патриарх Тихон помещен слева, а не справа, потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отсчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, как в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя.
По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающееся место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству — фактически, основную часть русского народа. Среди них — замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы. Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир Богоявленский , митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Иларион Троицкий , архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим Чичагов , митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим Звездинский , епископ Дмитровский; Петр Зверев , архиепископ Воронежский; Афанасий Сахаров , епископ Ковровский; Дамаскин Цедрик , епископ Стародубский; Серафим Самойлович , архиепископ Угличский; Фаддей Успенский , архиепископ Тверской; Гермоген Долганев , епископ Тобольский; Андроник Никольский , архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий Гулевич , епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая княгиня Елисавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий Сребрянский , духовник Марфо-Мариинской обители, священномученики протоиерей Констатин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия Шеина , протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.
В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены, и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в небольшие группы по два-три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. Его образ завершает вертикаль: царственные мученики — престол — крест — купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые десятого — девятнадцатого веков. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками.
Для этого выбраны наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых, как характеризующие свидетельство Церкви о вере в наибольшей полноте и очевидности. Поэтому нужно было уйти от частного, преходящего и временного, что достигается использованием знаковой системы древней иконописи. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в XV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости — многочисленным чином святых мучеников. На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря, изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. Самым страшным местом на острове была Секирка. Это название существует с XV века.
Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшаяся не менее мрачной известностью.
В результате остановились на самых эпохальных местах и событиях. Мы работали над созданием иконы очень долго, приходилось и ночью работать. Советы отца Владимира и отца Александра по написанию изображений священномучеников были необычайно ценными и очень нам помогали. Например, у меня долго не получался образ Государя Николая II — портретное сходство вроде бы есть, а образ не складывается. Отец Александр сказал, что Царь — олицетворение Христа на земле, и потому образ нужно писать, глядя на иконографию Спасителя.
Отец Александр Салтыков говорил нам тогда, что надо внимательно смотреть, какое духовное служение у святого, каких он достиг добродетелей, какие у него плоды Духа Святого — мир? Самые главные части лика — глаза и уста, они должны отражать главные добродетели этого святого. Объяснял, как достичь этого в иконе. Благодарна я и отцу Владимиру Воробьеву, он тоже нам помогал своими советами. О том, как показать точно характер святого, должен думать сам иконописец, а вот по созданию духовного образа хорошо консультироваться с грамотными представителями духовенства. Расскажите о некоторых. Например, вместе с коллегой, теперь монахиней Ксенией Устиновой мы разрабатывала икону «Собор новомучеников и исповедников Казахстанских».
Всегда помня совет опираться на древние иконы, в этом случае за цветовую основу мы взяли икону «Борис и Глеб, с житием» второй половины XIV века, которая хранится в Третьяковской галерее. В иконе всегда важна пластическая идея, ритм — это все продумывается заранее, как и общее цветовое решение. Я заметила, что, когда пишешь икону новомучеников, чувствуешь большую поддержку, помощь Божию. При этом обязательно возникают какие-то серьёзные искушения. Новомученики претерпевали невероятные страдания, и, если ты пишешь их образы из своей благополучной спокойной жизни, пусть и со всем благочестием, Господь посылает что-то, что заставляет тебя сильнее и глубже молиться. С другой стороны, постоянно ощущаешь заступничество новомучеников. Все значимые события в моей жизни происходят в дни их памяти.
В том числе — образы красноармейцев. Как было решено писать их именно так? Красноармейцы — плоскостные фигуры с бледными лицами у святых совершенно другой цвет ликов , мы их сознательно отделили, как воплощение сил зла. Причём прежде, чем рисовать их форму, мы ее изучали по документам, изучали, как устроено оружие, а потом стилизовали. То есть одновременно здесь реальность, но реальность — стилизованная, это не конкретные люди, а именно, как я уже сказала, некое воплощение зла. От них остались фотографии, порой видеохроника, а не просто письменные и устные источники. Это усложняет или упрощает работу над созданием их образов?
Например, разрабатывала я иконографию священномученика Василия Надеждина. Это был удивительный опыт. Отец Василий умер в лагере очень молодым, в 35 лет, в момент смерти у него было пятеро маленьких детей, шестой, самый младший, родился через 3 месяца после гибели отца. И к моменту написания иконы некоторые дети были живы, были живы и духовные чада отца Василия. Когда я делала эскизы, искала образ, то показывала их прихожанам, детям, которые еще помнили отца, они внимательно смотрели, говорили, похож или не похож. Их замечания способствовали созданию иконографии, я исправляла лик до тех пор, пока не услышала: «Вот теперь это образ нашего батюшки». Но они не просто делали замечания, а все молились за меня, чтобы образ святого получился.
Так что когда создается новый образ, очень важна молитва за иконописца. Ведь создание новой иконографии — дело Церкви. А иконописцу важно помнить, что не он один создает образ, его создает Церковь. Наука цвета в иконе — Вы преподаёте с 1995 года. Что для вас преподавательская работа? Кроме ПСТГУ, я преподаю еще в Суриковском институте: на кафедре живописи веду предмет «Копирование темперной живописи» в мастерской реставрации под руководством А. Козьмина, долго занимались у меня и студенты из монументальной мастерской.
Обучение там я строю на изучении и копировании икон в залах Третьяковской галереи и в экспозиции музея им. Андрея Рублева: для будущих реставраторов и монументалистов это очень важный опыт, который пригодится в будущем в их профессии.
Большой праздник встретили торжественным молебном. На нем присутствовали прихожане, представители компании «ФосАгро», известный телеведущий и Андрей Николаевич Малахов, а также другие почетные гости. Богослужение возглавил нынешний настоятель храма иерей Иоанн и первый настоятель - протоиерей Василий.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
«Молитвами праведников»: Фонд «Иоанновская семья» передал в дар икону свмч. Вениамина (Казанского)
- Редкая икона.Икона новомученика.
- Стоит посмотреть!
- Сербские ветераны передали икону «Ясеновацких новомучеников» Главному храму ВС РФ
- В Челябинск доставили икону сербских новомучеников с частицей мощей
Освящение иконы Новомучеников Истринских в Лужках
Ветераны Сербии подарили храму ВС РФ икону «Ясеновацких новомучеников» | Аргументы и Факты | Икона новых святых мучеников, по замыслу, должна была показать и подвиги святых, коими они вошли в вечную жизнь, и их прославленное предстояние пред Господом во Царствии Небесном. |
Икона "Собор новомучеников и исповедников Российских" - 4 Февраля 2022 - Русская Стратегия | Сербский иконописец создал для англиканского храма в Иерусалиме икону египетских мучеников, казненных террористами. |
Родиновед » На Кубани написали икону новомучеников на основании их архивных снимков | Подробное объяснение иконографии образа "Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных", читает протоиерей Владимир. |
Иконописцы православной мастерской создают образы новомучеников | Он служил в Петропавловском храме, поэтому икону новомучеников освятили именно там. |
Икона «Собор новомучеников Химкинского благочиния» | Раздел содержит новости иконописной мастерской СТАВРОС, информацию о новых рукописных иконах созданных в мастерской. |
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
В кафедральном соборе святителя Стефана Пермского замироточила икона мученика Евгения Родионова — российского солдата, жестоко убитого боевиками во время Первой Чеченской. С благословения владыки Евлогия семья Антоновых заказала икону Священномученика Петра Скипетрова в Александро-Невской Лавре, где он служил и погиб. Жители Мурманской области смогут поклониться списку чудотворной иконы императора Николая II, который сегодня прибыл в Заполярье. С благословения владыки Евлогия семья Антоновых заказала икону Священномученика Петра Скипетрова в Александро-Невской Лавре, где он служил и погиб. Молитвенная комната военного комиссариата Цимлянского и Волгодонского районов пополнится еще одной иконой – новомученика воина Евгения. Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под.
ИКОНА новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Прославление иконы «Собор новомучениов и исповедников Российских» на юбилейном Соборе 2000 г. По какому образцу писали икону? У иконы, написанной к Собору, была предшественница — икона, написанная двадцатью годами раньше архимандритом Русской Православной Церкви Заграницей Киприаном Пыжовым. Зарубежная Церковь прославила Собор новомучеников и исповедников еще в ноябре 1981 года, правда, отдельно назвав имена только царя Николая II и членов его семейства. В службе, составленной в честь новомучеников, были упомянуты еще некоторые лица: Патриарх Тихон, священномученики Владимир Киевский и Вениамин Петроградский, преподобномученица Елизавета Федоровна и ряд других. А больше всего узнаваемых лиц было на иконе: например, здесь присутствовали царские слуги, расстрелянные вместе с семьей Николая II в Екатеринбурге: Царская семья была изображена на иконе архимандрита Киприана в самом центре, она как бы собирает вокруг себя всех пострадавших от безбожной власти. Участники Собора РПЦЗ не решились заявить, что в сонме новомучеников и исповедников XX века государь занимает центральное место, но все же назвали это место «особым». И на иконе Николай II и его семейство явно выделяются из множества лиц, прославленных в тот ноябрьский день: они стоят на фоне Храма Христа Спасителя, прямо под благословляющим с небес архангелом и расположенным еще выше престолом, над которым склонились Патриарх Тихон и местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Крутицкий Петр Полянский. Кто изображен на иконе? Икона, написанная для Собора Русской Православной Церкви 2000 года, отличается от своей предшественницы прежде всего наличием клейм, то есть отдельных сюжетов, показывающих подвиги отдельных святых.
А с точки зрения композиции она во многом напоминает икону 1981 года. Открыть и рассмотреть икону Как и на американской иконе, в центре Собора новомучеников и исповедников — семья царственных страстотерпцев: российский император Николай II, его супруга Александра Федоровна, дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын, цесаревич Алексей. Расстрелянные в подвале дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, они оказались в первой волне пострадавших за Христа, и постигшая их участь знаменовала собой судьбу многих тысяч других новомучеников и исповедников Русской Церкви. Члены царской семьи облачены в византийские императорские платья — далматики. Это напоминание как о преемстве христианской веры, так и об особом положении в Церкви православного монарха, который, согласно византийскому праву, приближался по своему статусу к священнослужителям: мог, в отличие от обычных мирян, входить в алтарь, благословлять народ, утверждать решения созванных им же церковных Соборов и т. По словам отца Александра Салтыкова, члены царской семьи «олицетворяют благословленный Богом принцип верховной власти и порядка, противостоящего хаосу». Вокруг царской семьи собраны миряне, священники и монахи, пострадавшие в годы преследования христиан безбожной властью. Преподобномученицы Елизавета Федоровна 2 и Варвара Яковлева 3 , сброшенные большевиками в заброшенную шахту под Алапаевском на следующую ночь после убийства царской семьи, с 17 на 18 июля 1918 года. Елизавета Федоровна — супруга московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова и родная сестра императрицы Александры.
После его убийства террористом отдала себя целиком на служение больным и обездоленным людям, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, в которой трудилась и Варвара Яковлева. Архимандрит Сергий Сребрянский , духовник Марфо-Мариинской обители, был известен как молитвенник и человек святой жизни. После закрытия обители прошел серию тюрем и ссылок. Протоиерей Сергий Мечёв, продолжатель дела своего отца протоиерея Алексия Мечёва, возглавлявший «монастырь в миру» — общину храма святителя Николая в Клённиках. Замечательный духовник и молитвенник, в 1931 году отец Сергий был «отлучен от православной жизни и запрещен в священнослужении» Синодом за отказ поминать за богослужением безбожную власть. Много лет провел в ссылках, где сохранял контакт с духовными чадами. Расстрелян в ярославской тюрьме 6 января 1942 года. Архимандрит Сергий Шеин , секретарь Поместного Собора 1917—1918 годов, впоследствии играл ключевую роль в Обществе объединенных петроградских приходов, задачей которого было бороться против закрытия храмов. Расстрелян 13 августа 1922 года за сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей.
Протоиерей Философ Орнатский, настоятель собора Казанской иконы Божией Матери в Петрограде, много содействовал духовной миссии на фронте во время Первой мировой войны, после революции организовал защиту Александро-Невской лавры от посягательств толпы. Расстрелян с сыновьями в октябре 1918 года во время «красного террора». Протоиерей Иоанн Кочуров, клирик Екатерининского собора в Царском Селе под Петербургом и первый священнослужитель, пострадавший после большевистского переворота. Прежде служил в Северо-Американской епархии, которую в ту пору возглавлял митрополит Тихон Беллавин , будущий Патриарх. Был убит радикально настроенной толпой из солдат, матросов и рабочих. Крест за престолом символизирует мученический подвиг во имя Христа. Следователи, как правило, вынуждали новомучеников и исповедников не отрекаться от Христа или уходить из Церкви, а называть имена других церковных людей, которым в таком случае тоже угрожали бы арест и смерть. Поэтому отказ от доносительства Церковь приравнивает к исполнению заповеди Христовой: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне Мф 25:40. Рядом с престолом — два Первоиерарха Русской Церкви начального периода гонений: Патриарх Тихон Беллавин 11 , первый за два с лишним века российский Патриарх, избранный на Поместном Соборе Русской Церкви в октябре 1917 года, и митрополит Крутицкий Петр Полянский 12 , исполнявший обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола с момента смерти святителя Тихона 7 апреля 1925 года и до собственного расстрела в Верхнеуральском изоляторе в октябре 1937 года.
Святители Тихон и Петр пользовались огромным авторитетом и уважением в Церкви, и, хотя советские власти сделали все, чтобы изолировать их в тюрьмах и лагерях например, митрополит Петр после ареста в декабре 1925 года на свободу уже не вышел , их бескомпромиссная верность Христу и Церкви была известна всем и продолжала вдохновлять церковный народ даже после их смерти. Вокруг святителей Тихона и Петра собран сонм епископов-исповедников и священномучеников. Их расположение выше царской семьи напоминает, что Церковь собирается именно вокруг епископов, чье служение связывает мир земной с миром небесным. Епископам должна подчиняться и мирская власть, которая только через них и становится законной. Рядом со святителем Тихоном изображен митрополит Казанский Кирилл Смирнов — первый кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, названный Патриархом Тихоном, один из самых авторитетных епископов Русской Церкви. В 1926 году епископы, остававшиеся на свободе, тайным голосованием высказались за избрание святителя Кирилла новым Патриархом, но состояться этому было не суждено: власти раскрыли переписку архиереев и мигом завели уголовные дела. Был негласным лидером группы церковных деятелей, критически относившихся к политике сотрудничества с большевистским государством, которую проводил с июля 1927 года фактический глава Русской Православной Церкви в те годы, митрополит Сергий Страгородский.
Общие размеры -- 167х135 см; средник -- 101х80 см; отдельное клеймо -- приблизительно 25х19 см Иконы, центральная часть которых окружена по краям небольшими изображениями -- клеймами, называются житийными. Через лаконичные сюжеты из жития иконописец старается более полно раскрыть подвиг святого. Клейма, как и лики святых, пишутся обычно по древним образцам. Но в 2000 году, к прославлению российских мучеников, пострадавших в ХХ веке, понадобилось придумать и написать совершенно новую икону -- «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе». На этом Соборе были прославлены 1154 подвижника, большинство из которых -- новомученики или исповедники. Когда иконописцы всех написали на одной иконе, получилось множество маленьких фигурок, расположенных группами. Вышло неразборчиво, похоже на минейную годовую икону, где изображены вообще все святые, память которых празднует Церковь. Страдание и блаженная кончина священномученика Петра Полянского , митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего престола Клеймо с изображением священномученика Петра, возглавившего Церковь после кончины патриарха Тихона, рассказывает о двух периодах жизни святителя: в верхней части он написан по сохранившейся фотографии -- сидящим в заключении в зимовье Хэ на Ледовитом океане. Опасаясь влияния святителя на народ, но еще не решаясь убить его, власти запрятали его в нелюдимую глушь. Ниже представлен расстрел святого в 1937 году. Но центром композиции является образ святителя Петра над сценой убийства -- как образ торжества над смертью. В центральной части иконы -- среднике -- 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя. Но это не только изображение реального храма, это собирательный образ Церкви, символ Царства Небесного». Перед храмом -- престол, облаченный в красные ризы. Красный цвет -- символ вечной, пасхальной радости, победы над адом и смертью. На престоле лежит раскрытое Евангелие со словами Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» Мф. Вверху, над храмом, вместо клейм -- деисусный чин, то есть изображение святых, молящихся ко Христу за всех людей. Кроме древних подвижников здесь написаны русские святые: прп.
Расстрелян в ярославской тюрьме 6 января 1942 года. Архимандрит Сергий Шеин , секретарь Поместного Собора 1917—1918 годов, впоследствии играл ключевую роль в Обществе объединенных петроградских приходов, задачей которого было бороться против закрытия храмов. Расстрелян 13 августа 1922 года за сопротивление кампании по изъятию церковных ценностей. Протоиерей Философ Орнатский, настоятель собора Казанской иконы Божией Матери в Петрограде, много содействовал духовной миссии на фронте во время Первой мировой войны, после революции организовал защиту Александро-Невской лавры от посягательств толпы. Расстрелян с сыновьями в октябре 1918 года во время «красного террора». Протоиерей Иоанн Кочуров, клирик Екатерининского собора в Царском Селе под Петербургом и первый священнослужитель, пострадавший после большевистского переворота. Прежде служил в Северо-Американской епархии, которую в ту пору возглавлял митрополит Тихон Беллавин , будущий Патриарх. Был убит радикально настроенной толпой из солдат, матросов и рабочих. Крест за престолом символизирует мученический подвиг во имя Христа. Следователи, как правило, вынуждали новомучеников и исповедников не отрекаться от Христа или уходить из Церкви, а называть имена других церковных людей, которым в таком случае тоже угрожали бы арест и смерть. Поэтому отказ от доносительства Церковь приравнивает к исполнению заповеди Христовой: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне Мф 25:40. Рядом с престолом — два Первоиерарха Русской Церкви начального периода гонений: Патриарх Тихон Беллавин 11 , первый за два с лишним века российский Патриарх, избранный на Поместном Соборе Русской Церкви в октябре 1917 года, и митрополит Крутицкий Петр Полянский 12 , исполнявший обязанности Местоблюстителя Патриаршего престола с момента смерти святителя Тихона 7 апреля 1925 года и до собственного расстрела в Верхнеуральском изоляторе в октябре 1937 года. Святители Тихон и Петр пользовались огромным авторитетом и уважением в Церкви, и, хотя советские власти сделали все, чтобы изолировать их в тюрьмах и лагерях например, митрополит Петр после ареста в декабре 1925 года на свободу уже не вышел , их бескомпромиссная верность Христу и Церкви была известна всем и продолжала вдохновлять церковный народ даже после их смерти. Вокруг святителей Тихона и Петра собран сонм епископов-исповедников и священномучеников. Их расположение выше царской семьи напоминает, что Церковь собирается именно вокруг епископов, чье служение связывает мир земной с миром небесным. Епископам должна подчиняться и мирская власть, которая только через них и становится законной. Рядом со святителем Тихоном изображен митрополит Казанский Кирилл Смирнов — первый кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего престола, названный Патриархом Тихоном, один из самых авторитетных епископов Русской Церкви. В 1926 году епископы, остававшиеся на свободе, тайным голосованием высказались за избрание святителя Кирилла новым Патриархом, но состояться этому было не суждено: власти раскрыли переписку архиереев и мигом завели уголовные дела. Был негласным лидером группы церковных деятелей, критически относившихся к политике сотрудничества с большевистским государством, которую проводил с июля 1927 года фактический глава Русской Православной Церкви в те годы, митрополит Сергий Страгородский. Провел много лет в ссылках, расстрелян в Чимкенте в ноябре 1937 года. Здесь же епископ Ковровский Афанасий Сахаров , священноисповедник, в 1930-е годы — активный деятель «катакомбной Церкви» создававшейся в качестве альтернативы «советской», возглавлявшейся митрополитом Нижегородским Сергием. Взял на себя управление Владимирской епархией, когда возглавлявший ее епископ Дамиан перешел на сторону обновленцев. Прошел множество ссылок Соловки, Туруханский край, Беломорско-Балтийские лагеря. Составил несколько служб и чинопоследований, в том числе службу всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1922 году, еще находясь на Астраханской кафедре, был арестован по обвинению в том, что помогал распространять воззвание митрополита Агафангела, временно управлявшего Церковью после ареста святителя Тихона, с призывом хранить чистоту Церкви и сопротивляться обновленцам. Отличался личной скромностью и непритязательностью. Был оклеветан одним из священников, 20 декабря 1937 года арестован и несколько дней спустя казнен. Митрополит Ярославский Агафангел Преображенский — еще один верный сподвижник Патриарха Тихона, входивший в число кандидатов на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Находился в умеренной оппозиции к политике митрополита Сергия Страгородского. Несколько лет провел в тюрьмах и ссылках. Скончался в 1928 году. Резко критиковал попытку ввести в Церкви чин диаконисс, обличал Григория Распутина. После революции небоязненно обличал действия большевиков. Арестован после того, как в Тобольске, где содержалась царская семья, прошел большой крестный ход. В июне 1918 года утоплен в реке Туре. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник Никольский , талантливый миссионер, помогал святителю Николаю Касаткину распространять православную веру среди японцев. Был известен как молитвенник и нестяжатель, резко критиковал коммунистические идеи и называл себя «открытым врагом» большевистской власти. После прихода советской власти в Пермь запретил богослужения во всех храмах города. Митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский , старейший и авторитетнейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора 1917—1918 годов. Стал одной из первых жертв революционно настроенных масс, расстрелян в Киево-Печерской лавре 25 января 7 февраля 1918 года. Перед смертью благословил убийц. Участники проходившего в тот период Поместного Собора приурочили ко дню кончины митрополита Владимира день памяти всех новомучеников, пострадавших от большевиков. Архиепископ Верейский Иларион Троицкий , ближайший помощник Патриарха Тихона, один из самых деятельных сторонников восстановления патриаршества и активный борец с обновленчеством? Обновленцы — сложившаяся в начале 1920-х годов группа священников и епископов, которые проявляли демонстративную лояльность советской власти и пытались перехватить власть в Церкви в свои руки, «низложив» Патриарха Тихона.
Суд над священномучеником Вениамином Казанским , митрополитом Петроградским и Гдовским, и сним пострадавшими В 1922 году священномученик Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский, и большая группа верующих были осуждены по ложному обвинению и расстреляны. В древних иконах судья всегда изображался сидящим, а судимый -- стоящим. Здесь же, чтобы точнее передать факты, иконописцы отошли от канона. Кроме того, использован прием «мертвого угла»: подсудимые и судья повернуты друг ко другу в три четверти -- они одновременно обращены и друг к другу, и к зрителю. На свитке в руке неправедного судьи вместо приговора читаются только имена обвиняемых, без самого текста обвинения -- этот прием показывает, что святые принимают смерть безвинно, за веру Христову. В ответ на приговор святитель благословляет своих палачей. За стеной, отделяющей пространство зала суда, изображена петроградская тюрьма «Кресты», где томились осужденные, купол Исаакиевского собора и море. Вокруг них расположены фигуры еще 55 святителей того времени, что намного меньше реального количества святых епископов, но иконописцы при помощи церковных историков и комиссии по канонизации постарались выбрать самых значимых. Лик каждого святого писался по сохранившимся фотографиям. Причем собиралась специальная комиссия, чтобы выбрать, какое фото взять за образец, -- например, лагерное, с измученным лицом или, наоборот, семейную фотографию мирного времени. В каждом случае этот вопрос решался отдельно. Царь-мученик Николай II изображен в центре -- как помазанник Божий и молитвенник за Россию, но ниже святых епископов, так как на царствование государя помазывала Церковь. Царская семья на иконе одета в далматики -- византийские царские одежды. Справа и слева от царственных страстотерпцев, такими же рядами, как епископы, стоят святые мученики из священства, монашества и мирян -- представители всех слоев общества, давших святых мучеников. Среди них есть и неподписанные святые. Обычно клейма в иконе читаются по часовой стрелке с верхнего левого угла. Но в тех редких случаях, когда в верхнем ряду вместо клейм написан деисусный чин, клейма следует читать слева направо «через средник» левое верхнее, правое верхнее, затем левое следующего ряда и т. В иконе новомучеников клейма даны не по хронологическому принципу, как это бывает обычно, а по географическому: в верхних клеймах север страны -- Соловки и берег Ледовитого океана, в центральных -- столицы, Урал, Сибирь, в нижних клеймах юг -- Киев, Саров, Астрахань, Казахстан.
На Кубани написали икону новомучеников на основании их архивных снимков
В Сызранской епархии освятили икону сызранских новомученников иеромонаха Нифонта (Выблова) и графа Александра Медема. Это малая копия иконы, написанной для Свято-Троицкого кафедрального собора Нижнетагильской епархии. В центре иконы священномученик изображен сидящим — за образец был взят образ сидящего на престоле Спиридона Тримифийского. Митрополитом Константином освящена новонаписанная икона Собора новомучеников и исповедников Карельских. Икона была написана нижегородскими художниками-иконописцами на пожертвования прихожан и благотворителей и будет пребывать в Елисаветинском храме постоянно. Также в нашем храме появилась икона девяти святых Левашовских новомучеников, мощи которых покоятся на Левашовском мемориальном кладбище.