В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, в церкви Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного увидят все: как попасть внутрь и посмотреть уникальные иконы
«Собор Покрова Божий Матери на Реву, «Храм Василия Блаженного» название народное, разговорное, и связано с тем что во храме этом хранятся мощи русского святого Василия Блаженного. собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) – один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и.
Главное сегодня
- Храм Василия Блаженного увидят все: как попасть внутрь и посмотреть уникальные иконы
- Чердаки и подвалы собора Василия Блаженного.
- Тайны собора Василия Блаженного.
- Главное сегодня
- Собор Василия Блаженного: фото, адрес, онлайн виртуальный тур, как добраться, часы работы, история
'+obj.error+'
Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма — подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества. До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна — основное сокровище русского государства. Когда-то это лестница была тайной, а сегодня по ней поднимаются все туристы. Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы. Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора. При желании под шатром можно увидеть и горлышки голосников — кувшинов, которые встроены в стены для хорошей акустики в церкви.
Вскоре после этого — в 1588 году — его канонизировали, признали местночтимым святым, а над местом его погребения возвели церковь. Сначала она была отдельной церковью, а впоследствии её соединили с интерьерами Покровского собора, сделав его неотъемлемой частью. Богослужения в этой церкви проходили ежедневно, культ святого Василия Блаженного становился всё более популярным. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. Так что таким образом его проще было идентифицировать.
Возможно, историкам известно о его особых заслугах, например перед народом, о юродстве или о чудесах, которые он совершал? Юродство — один из самых трудных подвигов в христианстве, суть которого состоит в служении Богу. Как правило, юродивые вели праведную жизнь, полную лишений, подавая пример окружающим. Мы знаем, что Василия Блаженного называют ещё нагоходцем, потому что он и в зной, и в стужу едва прикрывал своё тело лохмотьями. Тем самым Василий давал понять, что ему чуждо всё земное, что он служит Богу.
Юродивые, кстати, были единственными, кто смело мог общаться с власть держащими. Из жития Василия Блаженного мы знаем, что он неоднократно общался с Иоанном Грозным. Именно через юродивых народ мог что-то донести до царя. Они были проводниками народных мыслей и чаяний. Также мы знаем о нескольких чудесах, которые Василий Блаженный совершил как при жизни, так и после смерти.
После того как стали проявляться посмертные чудеса, его канонизировали. Но сегодня историки архитектуры склоняются к тому, что архитектором храма был итальянский мастер, выходец из архитектурной школы эпохи Ренессанса. Вся архитектурная композиция и детали отсылают нас именно к европейской архитектурной школе, а не к русской. Вполне возможно, что те же итальянцы получили на Руси прозвища Постник и Барма. Так, под Постником можно понимать человека, который много постится, а под Бармой — который много бормочет, в том числе на иностранном языке.
В целом такая ситуация достаточно характерна для той эпохи — когда превозносят не мастера, а его творение. В XVII столетии в записках иностранцев говорилось, что этот чудный собор построил один архитектор.
За долгую историю собора его предназначение не раз менялось.
Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма — подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества.
До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна — основное сокровище русского государства. Когда-то это лестница была тайной, а сегодня по ней поднимаются все туристы. Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы.
Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора.
Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» — это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.
Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность — примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы». Карл Иванович Рабус. Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой это, конечно, не так — А.
Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов. Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».
И — закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность»! В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, — высшая похвала. Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов.
Сколько их? Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы — не изначальны.
Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы». Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку».
Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое.
Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря — это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой.
При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 — центральный шатер «работает» на оба пятиглавия. Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше. Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8!
А жаль… Интересно, что бы сказал, увидев собор таким, Блазиус? Уникальность архитектурной композиции собора и его символика. Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима.
Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное — Царство «осьмого века» или «осьмое царство» , которое наступит после Второго Пришествия Христа — после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7. Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима.
Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир. Восьмиконечная звезда — напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, — символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы — Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории покрывале с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства — до, во время и после Рождества Христова.
Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень навес , которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости.
Самое высокое здание в Москве Покровский собор на Красной площади стал самым высоким строением Москвы его высота равняется 60 метров и являлся таковым до конца 16 века, когда при Борисе Годунове была построена колокольня церкви Иоанна Лествинчика высотой 81 метр. При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.
В 1737 году во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного очень пострадал и его пришлось реставрировать. Когда для предотвращения пожаров с Красной площади убрали деревянные церкви, то под его своды перенесли пятнадцать престолов снесенных деревянных церквей, а престол во имя трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого. Также был переименован престол Киприана и Устинии, он стал носить имя святых Адриана и Наталии.
Всего на то время у собора было 11 приделов.
Тайны собора Василия Блаженного.
Уже более 30 лет собор входит список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько. 462 года исполнится храму Василия Блаженного 12 июля. Покровский собор был построен в 1555-1561 годах. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием. пожалуй, главного символа не только Москвы, но и всей нашей необъятной России.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Исследователи располагали несколькими версиями. Первое предположение — храм создан древнерусскими мастерами Постником Яковлевым, Иваном Бармой. Вторая версия представляет Яковлева, Барму одним человеком. Третий вариант - задумка принадлежит иностранному зодчему. Аналогии в церковном творчестве присущи западноевропейскому искусству. В настоящее время архитектором Покровского ансамбля, отдельной церкви Василия Блаженного, считается Постник Яковлев, уроженец Пскова.
Существует грустная легенда о дальнейшей судьбе зодчего: Иван Грозный, восхищенный фантастической архитектурой здания, велел ослепить автора, не допуская возможности повторить столь величественную задумку. Вторая легенда сообщает о казни иностранного архитектора в Москве по аналогичной причине. Иконостас с «заворотами» Иконостас Покровского храма создали в 1895 году по эскизам Андрея Павлинова. Ввиду громоздкости изображений, иконостас продолжился на боковых стенах. Стены собора расписаны в разное время.
На экскурсии гостям предстает облик Василия Блаженного, Богородицы, основной купол отражает лик Пантократора. Реконструкция собора До «большевистского переворота» собор реставрировали трижды. Наиболее масштабная реконструкция потребовалась после воспламенения на праздник Святой Троицы 9 июня 1737 г. В 80-х годах заменено покрытие главок, восстановлены иконы, заново отделаны интерьеры отдельных помещений. С 1997 года возобновлено богослужение.
До сентября 2013 года реставраторам поручена реализация нового проекта реставрации, заказанная Министерством культуры. Требовалось поддержание специального климата, восстановление фресок XVI века. Прилегающее к собору пространство переформатировали, открыв публике оставшиеся элементы церквей, стоявших до возведения храма. В 1812 году под крышей храма обосновались французские конюшни, затем собор собирались взорвать. В советскую эпоху партийный деятель Лазарь Каганович предложил демонтировать главный символ Москвы, обеспечив на Красной площади дополнительное пространство для парадов, демонстраций.
Партийный деятель создал макет площади, содержащий легкосъемную конструкцию собора. Иосиф Виссарионович, увидев архитектурный образец в руках помощника, приказал: «Лазарь, поставь на место! Купола собора Покрова Пресвятой Богородицы В общей сложности Покровскую церковь Москвы украшают 11 куполов, 9 главок установлены над церквями, одна — над приделом Василия Блаженного, небольшой купол — над колокольней.
Сарачева подчеркивает, что среди посетителей есть как верующие люди, которые идут в храм, чтобы приложиться к мощам известных московских блаженных - Василия и Иоанна, так и люди, которые интересуются культурой и искусством, настенными росписями. Продолжится он мастер-классами. Посетители научатся писать древнерусской вязью, которой писали наши предки в эпоху строительства собора. Распишут тканевые сумки. Сделают чашки с изображением храма и поздравительные открытки.
Праздник завершится традиционными соборными звонами в исполнении звонаря Московского Кремля Игоря Коновалова. Во все колокола мастер колокольного звона будет звонить полчаса.
Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного. Царская сокровищница и аналой на Лобном месте В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей.
Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
Сделают чашки с изображением храма и поздравительные открытки. Праздник завершится традиционными соборными звонами в исполнении звонаря Московского Кремля Игоря Коновалова. Во все колокола мастер колокольного звона будет звонить полчаса. Как работает В летние месяцы с июня по август храм работает с 10 до 18 часов, территория собора открыта для посетителей с 9 утра до 19. Первая среда месяца - выходной. В мае, сентябре и ноябре храм открыт с 11 до 18 часов, с ноября по апрель - с 11 до 17 часов. Цена билета для взрослых граждан РФ - 500 рублей, для детей-граждан РФ от 7 до 17 лет - 250 рублей.
Содержание
- Архитектура
- Храм Василия Блаженного в Москве: история и обзор собора
- Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО
- Храм-памятник
- Блогпоход в храм Василия Блаженного. Часть 1-я: колокольня, церковь Василия Блаженного и не только.
- Посещение Храма Василия Блаженного: vsevolodya — LiveJournal
Тайны собора Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 1.: ilovemoscow — LiveJournal | Неделю назад побывала в Соборе Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а проще говоря — Василия Блаженного, блог-тур в котором проводила сама Татьяна Сарачева, директор музея. |
Покровский собор на Красной площади или храм Василия Блаженного | Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. |
Чердаки и подвалы собора Василия Блаженного.: catherine_catty — LiveJournal | Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея. |
Собор Василия Блаженного или Символ красоты русской души. Часть 2.
Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея. В Покровском соборе (храм Василия Блаженного) установили две тактильные модели, которые сделают всемирно известный памятник архитектуры более доступным для незрячих и слабовидящих людей. Как попасть в собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) в Москве, где купить билеты, на какие экскурсии стоит сходить, что посмотреть внутри храма и как добраться.
Мастер-классы и VIP-экскурсии: как Покровский Собор выживает в XXI веке
Покровского собора, он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но самое распространенное его название - Храм Василия Блаженного. Расположенная внутри Покровского собора тактильная копия здания – частично разборная, благодаря чему экскурсанты смогут познакомиться с интерьерами и устройством памятника русской архитектуры. Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, в церкви Василия Блаженного. Фотографии из репортажа РИА Новости 26.07.2022: Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
Как называется собор?
- В Москве открыли копию Храма Василия Блаженного, которому в этом году 460 лет
- Telegram: Contact @StBasilsCathedral
- Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве
- Как выглядит собор
- Что мы знаем и чего не знаем о соборе Василия Блаженного: kagury — LiveJournal
- Что скрывается зимой в Храме Василия Блаженного