«Гештальт-терапия помогает обрести эмоциональную целостность, распознать свои эмоции по отношению к себе и к окружающим, отделить важное от неважного, „закрыть гештальты“, то есть завершить для себя эмоционально недопрожитые ситуации. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844.
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию и как бы пациент в ней себя повёл [2]. Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама ещё называемая «метод пустого стула» : клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек или он сам , и начать разговаривать с ним с собой вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены [1]. В качестве феноменов могут выступать: эмоции , изменения в голосе повышение и понижение тона , дрожание, запинки , мимика , поза , жесты , время реакции, появление разных ощущений в теле напряжение, жар, холод, «мурашки» и т.
Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями включая чувства и мысли по поводу прошлых событий , а не теми, что были в момент прошедших событий [1]. Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии [2]. После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт-терапевтом.
Как закрыть гештальт Проще всего — удовлетворить потребность, довести ситуацию до логического завершения. Но часто это недоступно. В этом случае гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, и пытается придумать альтернативный способ. В частности, помогает техника «пустого стула», когда человеку предлагают поговорить с самим собой. Или с помощью двух стульев можно решить зависший конфликт с воображаемым собеседником если тот, например, умер и поговорить с ним по-настоящему уже никак не выйдет. Причём человек сначала может говорить от своего имени, а затем сесть и вести диалог от имени своего собеседника и так далее. Кому подходит гештальт-терапия, а кому — нет С помощью гештальт-терапевта пациент может заново прожить прошлые конфликты, эмоции и внутренние ощущения, наладить контакт со своим телом, осознать собственное «я» и отделить его от чужих проекций и ожиданий. Таким образом можно вернуть себе ощущение контроля над своей жизнью, взять на себя ответственность за свои поступки, научиться понимать, принимать и контролировать свои чувства и ожидания. Гештальт-терапия подходит тем, кто: постоянно мысленно прокручивает свои неудачи и конфликты, строит несостоявшиеся диалоги; «зависает» в неудовлетворённых потребностях, которые не дают двигаться дальше; не может отпустить детские обиды причём не обязательно по отношению к родителям ; испытывает трудности с осознанием и выражением эмоций; испытывает проблемы с самооценкой и личными границами; пытается найти баланс между выражением своего «я» и отношениями с окружающими.
Незавершённые гештальты в отношениях, особенно детско-родительских, — частая причина обращения к такому виду терапии. Но если человек не чувствует в себе потребности их закрывать, обращаться к терапевту бессмысленно, даже если на этом настаивают близкие и окружающие. Гештальт-терапевт может позволять себе делиться собственным откликом на рассказ клиента, что неприемлемо во многих других видах терапии и может оттолкнуть человека. В конце концов, этот метод просто не всем подходит, особенно разговоры с пустым стулом. Для людей с серьёзными расстройствами личности такая терапия не предназначена. Лучше не рисковать своим психическим здоровьем, а обратиться к психиатру, который подберёт медикаментозное и психотерапевтическое лечение. Критика гештальт-подхода У гештальт-терапии довольно слабая доказательная база на фоне многих других видов психотерапии. Метод сам по себе недостаточен без наличия у гештальт-терапевта общей и полной психоаналитической базы. Так что хороший психотерапевт должен уметь ещё что-то, кроме гештальт-терапии.
Да и в принципе не обязательно зацикливаться только на этом методе, иногда его достаточно использовать один раз. Некоторые психотерапевты считают гештальт-подход, скорее, видом бытовой философии, но не психотерапевтическим подходом. А быстрые курсы , по которым учат некоторых «специалистов», добавляют ещё больше недоверия к этому подходу. Гештальт-подход в других сферах Мода на «закрытые гештальты» ожидаемо перекочевала в другие сферы жизни, например менеджмент.
Сложности во взаимоотношениях с окружающими конфликты ; Развитие личности; Другие проблемы и задачи. Методики, техники применения гештальт-терапии Специалисты гештальт-терапию проводят лечение при персональном общении с пациентом, когда это необходимо, особенно индивидуальный подход важен для тех, кто пережил стресс , восстанавливается после аварии, например. Люди, побывавшие в военных конфликтах, захваченные террористами, подвергшиеся природным катаклизмам — все они входят в группу риска.
На встрече пациенту дают максимум раскрыться, выговориться, найти причины беспокойства, чтобы обсудить их, вместе найти пути решения проблемы. У истоков гештальт-терапии стоит немецкий психолог Фредерик С. Перзл, слова которого повторяют, как молитву. Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствии с твоими ожиданиями. А ты не для того, чтобы жить в соответствии с моими. Я есть я. А ты есть ты, Аминь.
Считается, что они помогают восстановить дух, настроиться на конструктивную работу. Методики лечения Здесь и сейчас Так называется самая основная методика лечения по гештальт-терапии. Пациенту предлагают пережить все его проблемы сегодня же, вне зависимости, когда они начались. Больной вспоминает причинно-следственные связи возникновения трудностей, психолог предлагает их пережить сегодня, обговаривая, почему так получилось, что надо исправить в себе, в окружении, чтобы пройти эту преграду. Это должно происходить в настоящем времени, никак не позже, в будущем. Говорить утверждающе, без сомнений Психолог помогает пациенту формировать свою мысль как аксиому, констатацию факта, без знаков вопроса. В приватной беседе пациент сам доходит до утверждений, отбрасывая ненужные «почему».
Надо сказать, психологи не одобряют вопросы, что начинается со слова «почему? Например, вопрос «почему ты меня не уважаешь? Пациент уже берет на себя смелость утвердительно говорить неприятные для себя словосочетания. Таким образом он более осознанно подойдет к решению своих больных точек.
К таким можно отнести бытовые дела: каждый из нас регулярно забывает помыть посуду или вынести мусор, а некоторые — и коммуналку оплатить. Но это не оказывает существенного влияния на жизнь, если только в раковине не накапливается гора немытой посуды, а за неоплаченный счет не набегает огромный штраф. Советская ученая Блюма Зейгарник известна за достижения в другом психологическом направлении патопсихологии , но и в гештальт-терапию она внесла вклад. Зейгарник экспериментальным путем убедилась, что официанты прекрасно помнят заказы, которые еще не были оплачены, но легко забывают о тех, которые уже выполнили.
После этого ученая предположила, что мозг гораздо лучше фиксирует прерванные действия, так как сохраняется мотивационный фактор памяти. Проще говоря, нам нужно помнить те дела, которые мы еще не сделали, а закрытые вопросы — можно забыть. Это явление получило название «эффект Зейгарник». Как закрыть гештальт Закрыть гештальт — это значит проработать ситуацию, чтобы она перестала быть триггерной. Для этого совершенно необязательно заново ее восстанавливать, во многих случаях достаточно лишь понять причину. Это уже первый шаг к решению проблемы, а дальше можно поступить по-разному. Одним удобнее проговорить все с терапевтом, другим — выплеснуть эмоции на бумагу, третьим — воспользоваться техникой пустого стула. Последнее — разговор с воображаемым собеседником, с которым ранее не удалось обсудить важные вопросы.
Благодаря этому получается высвободить чувства, которые люди не решаются высказать в настоящей беседе. Если гештальт связан с чем-то материальным, избавиться от него достаточно просто. Допустим, в детстве вам не купили красивую куклу или навороченную машинку, о которой вы мечтали. Зато теперь вы взрослый человек и сами можете их приобрести. Может быть, вы хотели устроиться в компанию мечты или признаться в чувствах к давно любимому человеку, но тогда помешали обстоятельства — это тоже формирует гештальт. Какие-то возможности, безусловно, со временем исчезают, но не все — всегда имеет смысл поинтересоваться, есть ли у вас шансы. И постарайтесь избегать новых гештальтов: доводите дела до конца и не копите эмоции в себе. Завершить гештальт — пожалуй, наиболее часто встречающаяся цель клиентов психотерапевтов.
Гештальт психология: гельштат-терапевт, гельштат-подход
Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт. Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть и это повод для смены терапевта , но в этом и выражается человеческий фактор в профессии. Примеры факапов и недопониманий про гештальт «Да задолбала она спрашивать, что я чувствую! Ничего я не чувствую! Вся работа только на этом строится! Но то, что работа с запросом часто идёт через внимание к чувству — правда. Как и то, что много внимания уделяется развитию самоосознания и самочувствительности. Но разве этого нет и в других подходах? Те же КПТшники разве не задают вопросы про то, что человек думает, делает, чувствует, и какое убеждение лежит в корне исследуемого поведения? Ещё и дневник про это вести заставляют, редиски.
Какой здесь может быть косяк? Со стороны терапевта: Бывает так, что у клиента отморожена чувствительность у меня и самой так было. Это защитный механизм, он хорошо помогает выживать и справляться. Поэтому, с наскока фигачить вопросами про чувства — тупо, и даже может быть больно. Необходимо для начала эту чувствительность исследовать, и объяснить клиенту, зачем это вообще надо, и как это поможет в работе с его запросом. И при разморозке настроить систему так, чтобы она была способна выдерживать нагрузку без прошлой защиты. Со стороны клиента: Если не нравится, некомфортно, непонятно — необходимо задавать вопросы. Если вопросы не задавать, то накопится напряжение, и вся работа развалится. Терапевт работает не с «прилежным учеником» который старается казаться хорошим, а сам копит раздражение , а в первую очередь с Человеком.
Ответственность терапевта — отвечать на вопросы до тех пор, пока не станет понятно, что происходит, и зачем. На начальном этапе работы, когда выстраивается доверие и контакт, эта часть очень важна. Проясняйте, не бойтесь. Наоборот, было про то, что слишком много копались в прошлом. Хотя претензии были именно к гештальту. Вот и парадокс нет, не парадокс, а просто стереотип об реальность разбился. Фокус на текущем моменте помогает человеку вернуться в реальность. Например, посмотреть, что происходит с ним здесь и сейчас, и как на него теперешнего влияет болезненная ситуация, произошедшая «там и тогда». Классный инструмент.
И им пользуются не только гештальтисты, но и терапевты любых других модальностей, а также кризисные психологи, которые работают с людьми, пережившими катастрофу. КПТшники здесь — не исключение. Контакт с реальностью — база. Со стороны терапевта: Способы возврата в «здесь и сейчас» могут быть очень разными. Терапевт может выбрать не тот, который подходит этому конкретному клиенту. Не заметить такое — это косяк, да. Либо может заметить, но не знать, как с этим обращаться, как унять боль и построить мостик до реальности. Тоже косяк. Со стороны клиента: не давать обратной связи на интервенции терапевта, которые «не попадают» или непонятны.
Пустой стул «Техника пустого стула» — тоже как будто бы сразу на ассоциации с гештальтом возникает. И как будто бы только гештальту она принадлежит. Да, её придумал Перлз основоположник гештальттерапии , но потом она ушла в народ, и пользуются ею все подряд, от коучей до инфоцыган. И это всего лишь одна из многих типов интервенций, и далеко не единственная, для работы с подобными типами запросов. И вариантов её применения за годы развития гештальта накопилось достаточно. Я вот, например, не очень люблю конкретно этот вариант, и предпочту предложить клиенту самому выбрать, как и на что спроецировать внутреннюю фигуру. Приведу примеры, как это можно сделать, и для чего это нужно. Если возникнет сопротивление, необходимо с ним разобраться, и при невозможности его преодолеть, выбрать другой инструмент. У меня самой, как у клиента, на всё, что было связано с воображением, когда-то стоял блок я вижу что стул пустой, что за бред, идите в жопу!
И этими методиками вообще нельзя было пользоваться. Так тоже бывает. Потом постепенно пошло-поехало, и получился новый опыт. Со стороны клиента: недостаток обратной связи. И я во многом считаю его надуманным, типа как спорить о том, какой сорт яблок — лучший они ж все — яблоки, Кэп! Сейчас мне всё реже попадаются психотерапевты, работающие в каком-то одном конкретном подходе. А если учитывать, что все без исключения они эволюционировали из психоанализа — так и вообще смысл теряется. Да и сам психоанализ за время своего существования претерпел немало изменений. Я бы с удовольствием поболтала об этих изменениях с кем-то, кто сейчас практикует именно психоанализ, и изучал эволюцию его развития от начала и до конкретной сегодняшней его практики.
Под запись, в канал ЧТП, подкаст, ютуб, whatever. И ЭОТ. Возможно, потом ещё напишу об этом подробнее, но лучше давайте об этом в камментах посрёмся. За коучинг здесь особенно обидно, кстати: если до каких-то пор отделение инструмента для лучшего понимания его потенциальными клиентами ещё имело смысл, то, чем дальше, тем страшнее. Дебри мракобесия, куда завели этот процесс инфоцыгане, поистине обширны и непознаваемы. И теперь любой, кто вещает про свой личный опыт и выдыхание денег из матки, гордо называет себя коучем, что является прямой дискредитацией подхода. Биологическая база у человека — одна. Психика происходит из деятельности нервной системы. Она очень вариативна, но принципиально познаваема.
Подходы к работе с ней могут быть разными, но лишь по форме. А по сути они будут похожи, так как обращаются к одним и тем же биологическим механизмам. Пример: Терапия травмы: Травмирующее событие как бы отщепляет от психики кусочек, который впечатывается в мозг и остаётся сцепленным с переживанием того события. Биологически это нужно для того, чтобы человек избегал похожих ситуаций, и лучше выжил в итоге. Тогда мне было 3 года, я вела себя так-то и так-то, чувствовала вот это, и в момент шока происходило то-то и то-то. И теперь, попадая в похожую ситуацию, но уже взрослой, я выпадаю в ту, трёхлетнюю девочку, пугаюсь и убегаю.
Таким образом, становится очевидно, что аутоагрессия представляет собой не изолированную личностную черту или особенность, а сложный личностный комплекс, который обнаруживается на разных уровнях существования человека. На воркшопе мы исследуем природу селфхарма у детей и подростков, выявим потребности и мотивы а также вторичные выгоды , ведущие к такому поведению, посмотрим на возможные пути помощи, как в стенах психотерапевтического кабинета, так и в условиях семьи. Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем. Подробнее о теме выступления Скрыть Наталья Староборова Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Европейской ассоциации гештальт терапии EAGT , действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги, опыт работы в частной практике более 20 лет. Тема лекции: Гештальт-терапевтический взгляд на автономию: работа SELF вместо сепарации В лексикон современного человека, не только гештальт-терапевта, прочно вошли термины, которые стали частью современной бытовой культуры: автономия, сепарация. Впервые термин автономия в паре с термином гетерономия ввел Жан Пиаже, чтобы описать движение зависимого ребенка к автономному взрослому, то есть движение к зрелости. Приблизительно в то же время Маргарет Малер разработала концепцию «сепарации». В дальнейшем аналитически ориентированные психотерапевты развили этот концепт Э. Эриксон и провозгласили автономию одной из главных психологических задач современного человека, а сепарацию одним из основных инструментов ее достижения. Автономия была противопоставлена неразделенности с родительскими фигурами, слиянию, инфантильной, зависимой позиции. Человек, который может опираться на себя, быть независимым стал идеалом, к которому необходимо помогать двигаться в психотерапии клиенту. Движение от зависимости к автономии определилось как движение от инфантильности к зрелости. Но, как любое одностороннее видение, «жесткий гештальт», эта идея в своем упрощенном варианте стала дамокловым мечом популярной психотерапии и бытовой психологии. Психологи и психотерапевты часто считают главной своей задачей помочь клиенту «сепарироваться» от родительских или их замещающих фигур. В результате такой психотерапии мы часто имеем дело с гневливым, все время и от всех «сепарирующимся» человеком, которой при этом остается глубоко одинок.
А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет. Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно? Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта». Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого. Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки. Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов.
Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо. Память о незавершенных делах. Мы непроизвольно используем гештальт, удерживая в памяти нечто важное например, обещание позвонить родителям в 19:00. И мы помним об этом весь день не благодаря тому, что у нас хорошая память, а благодаря тому, что сознательно оставили гештальт незакрытым. Правило «15 минут». Вероятно, вы знаете это правило, помогающее выполнять сложную и нудную работу. К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз. Талоны с наклейками. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета. Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну. И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные не очень приятные задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится — купить себе награду. А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным. Заключение Гештальт — это нечто, что является для нашей психики целостным и неразрывным, несмотря на то, что состоит нескольких элементов. Если целостность гештальта нарушается, он превращается в тяжелый груз, мешающий эффективно работать и спокойно наслаждаться жизнью. При наличии болезненного гештальта, спровоцированного неприятными событиями из прошлого, необходима помощь специалиста.
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД. Выражение «закрыть гештальт» часто используют блогеры и коучи в соцсетях. Однако это не просто популярный тренд — в психологии словом «гештальт» обозначают незавершенное действие, мысли о котором не дают покоя.
Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
Практическая психология: ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД. "Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века.
Гештальт-терапия — что это такое, объясняем простыми словами
Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв.
Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали.
Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов. Речь об одной из самых прорывных идей в понимании работы мозга на рубеже XX и XXI веков — предсказательном кодировании predictive coding.
Мозг не просто воспринимает и обрабатывает информацию извне. Скорее наоборот — он предсказывает, что происходит «снаружи», а затем сравнивает предсказание с реальностью. Предсказание — это когда нейроны высших уровней посылают сигналы нейронам низших уровней. Те, в свою очередь, получают сигналы извне, от органов чувств, и отправляют «наверх», сообщая, насколько предсказания расходятся с реальностью. Главная задача мозга — свести к минимуму ошибку предсказания о реальности. В момент, когда это происходит, и возникает гештальт. Гештальт — это событие, а не что-то статичное.
Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии. Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Как здесь можно помочь?
Гештальт-терапия: особенности подхода Гештальт-терапия — это одно из направлений психотерапии, которое фокусируется на целостности восприятия человека, его проживании настоящего момента, особое значение придает осознанности, личной ответственности и интеграции мыслей, чувств и действий. Гештальт-терапия подчеркивает важность здоровых коммуникаций индивида с окружающим миром, а также стимулирует самопознание, путь к которому лежит через проживание «здесь и сейчас». Концепция возникла в середине прошлого века в 1940-1950-х годах , а ее целью было обеспечить более целостный и эмпирический подход к терапии. Основоположниками гештальт-подхода стали немецкий психиатр, психоаналитик и психотерапевт Фриц Перлз и его жена Лаура Перлз. Гештальтисты убеждены: люди обладают способностью к саморегуляции и достижению личностного роста и самореализации. Цель этого терапевтического подхода — помочь людям развить самосознание и научиться брать на себя ответственность за свои мысли, чувства и действия. Базовые понятия и принципы гештальт-терапии Для более полного понимания сути гештальт-подхода стоит обозначить его основные понятия и принципы — базу, на которой строятся методы и техники, применяемые психотерапевтами в работе с клиентами. Ключевой является идея о том, что изначально все, что нас окружает — объекты внешней среды, события и ситуации, мы воспринимаем как что-то целое, завершенное, а все свои действия, коммуникации, связи, потребности стремимся закончить, довести до финала. Таковы особенности нашей психики: если мы видим часть какого-то объекта, скажем, выглядывающую из кустов голову собаки, наш мозг моментально дополняет этот образ недостающими элементами, и мы сознаем — перед нами вполне реальное животное с туловищем, лапами и хвостом. Образ, фигура, форма, конфигурация — все это значения немецкого слова Gestalt, которое вошло в название психотерапевтического подхода и объясняет его суть. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины образы, ситуации и т. Если ситуация не доведена до финала, потребность не удовлетворена, желание не реализовано, гештальт не завершен. Это вызывает как минимум дискомфорт — на психологическом уровне, как максимум — становится серьезной преградой для движения вперед, тормозит развитие, снижает качество жизни и т. Задача гештальт-терапии — помочь человеку найти подобные «бреши» и устранить — довести каждую историю до успешного завершения. К базовым понятиям гештальт-терапии относятся также: Фон и фигура — это термины, помогающие описать, как мы воспринимаем окружающий мир. Фон — это контекст, информационное поле, фоновая информация, а фигура — это то, на чем мы сосредотачиваем свое внимание, что в конкретный момент времени находится в фокусе. Пожалуй, наиболее известная иллюстрация фона и фигуры — это картинка оптическая иллюзия , придуманная около ста лет назад датским психологом Эдгаром Рубином — ваза Рубина. В зависимости от того, на чем фокусируется наше внимание — на фоне или фигуре, глядя на изображение, мы увидим вазу или два профиля — смотрящих друг на друга людей. Цикл контакта — это понятие, которое описывает процесс взаимодействия между индивидом и его окружением. Такое соприкосновение с внешней средой проходит в несколько этапов — преконтакт, контактирование, полный контакт и постконтакт. Однако не всегда взаимодействие получается продуктивным. Нередко завершить цикл мешают защитные механизмы нашей психики — такие, как интроекция принятие внешних ожиданий без вопросов , проекция приписывание собственных характеристик другим , ретрофлексия обращение собственной энергии обратно на себя и др. Творческая адаптация — это способность человека тестировать новые возможности, приспосабливаться к изменяющимся условиям, находить новые креативные способы реагирования на них. Это предполагает умение и желание брать на себя ответственность за свой выбор, принимать активное участие в своей жизни.
Тема мастер-класса: Теоретико-практический воркшоп "Сам себе абьюзер. Вот и в практике гештальт-терапевта количество обращений детей, страдающих от самоповреждающего поведения, неуклонно растет. Однако, селфхарм — не специфически подростковое явление: на деле у взрослого есть гораздо больше способов навредить себе, чем у ребенка, а также скрывать последствия самоповреждений. Круг проявлений личностной аутоагрессии очень широк — от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидальных действий. Помимо этого, феномен аутоагрессии представляется еще более загадочным, если не сводить его к клинической мазохистской интерпретации. Проведенные эмпирические исследования позволили ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, становится очевидно, что аутоагрессия представляет собой не изолированную личностную черту или особенность, а сложный личностный комплекс, который обнаруживается на разных уровнях существования человека. На воркшопе мы исследуем природу селфхарма у детей и подростков, выявим потребности и мотивы а также вторичные выгоды , ведущие к такому поведению, посмотрим на возможные пути помощи, как в стенах психотерапевтического кабинета, так и в условиях семьи. Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем. Подробнее о теме выступления Скрыть Наталья Староборова Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Европейской ассоциации гештальт терапии EAGT , действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги, опыт работы в частной практике более 20 лет. Тема лекции: Гештальт-терапевтический взгляд на автономию: работа SELF вместо сепарации В лексикон современного человека, не только гештальт-терапевта, прочно вошли термины, которые стали частью современной бытовой культуры: автономия, сепарация. Впервые термин автономия в паре с термином гетерономия ввел Жан Пиаже, чтобы описать движение зависимого ребенка к автономному взрослому, то есть движение к зрелости. Приблизительно в то же время Маргарет Малер разработала концепцию «сепарации». В дальнейшем аналитически ориентированные психотерапевты развили этот концепт Э. Эриксон и провозгласили автономию одной из главных психологических задач современного человека, а сепарацию одним из основных инструментов ее достижения.
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход». Московский гештальт институт. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение.
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания. Проявлять психологу собственные чувства – это также подход гештальт-терапии. Гештальт — это понятие в психологии, которое обозначает потребность довести дело до конца. В статье рассмотрим что такое гештальт, как он формируется, причины. Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия. гештальт терапия это в психологии.