Содружество Независимых Государств за свою историю «потеряло» 2 страны и сейчас насчитывает 9 участников.
Аналитика и комментарии
- История создания Содружества Независимых Государств (СНГ)
- Образовалось Содружество Независимых Государств
- мировая экономика
- Как жила страна до Беловежских соглашений
СНГ: начало или конец истории. К смене вех
Стороны брали на себя обязательства: сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности; развивать выгодное всем сторонам и равноправное сотрудничество в сферах общественной жизни, способствовать активному информационному и культурному обмену. Кроме того, договорились о необходимости: сохранять и поддерживать общность военно-стратегического пространства; гарантировать друг другу необходимые условия размещения, хранения, функционирования вооруженных сил; проводить политику по вопросам комфортной жизни военных, а также согласовывать ее с партнерами. Занимательно, что Верховный Совет России утвердил документ при 188 голосах «за», 6 голосах «против» и 7 «воздержались», тем самым нарушив ст. Позже, СНД трижды отказывался ратифицировать Беловежские соглашения, а потом был разогнан октябрь 1993 г. Позже по инициативе казахстанвского президента Н.
Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ. В качестве альтернативного выхода было предложено передать в собственность России один из энергоблоков Разданской ТЭС и всю газотранспортную систему республики. Несмотря на предупреждения армянской стороны, что подобные шаги могут иметь негативные последствия для армяно-российских отношений, удалось лишь добиться отсрочки повышения цен до 1 апреля 2006. В декабре 2005 года «Газпром» и Азербайджан договорились о переходе на оплату поставок и транзита газа по рыночным ценам. В декабре 2005 года разгорелся конфликт в отношении цен на газ на 2006 для Украины.
Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства.
Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г.
Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества. ВВП в странах бывшего СССР В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже: 1991—1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы.
Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет. Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991—2024, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.
Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы. Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР. Рекомендуем посмотреть видео: Направления деятельности Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты.
Также в данном документе была подтверждена приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорилось, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Была подчеркнута и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.
Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену». Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.
СНГ — последний выдох СССР
Содружество Независимых Государств было основано главами России, Беларуси и Украины путём подписания 7−8 декабря 1991 года в резиденции Вискули (в Беловежской пуще) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». Содру́жество Незави́симых Госуда́рств — международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между некоторыми государствами. Содружество Независимых Государств (СНГ) — это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его распада. В статье рассмотрим, как историю возникновения СНГ, состав стран, входящих в содружество.
Как жила страна до Беловежских соглашений
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Таблица стран-членов СНГ
- Страны СНГ
- Базовые документы Содружества независимых государств
- 30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств
- Состав СНГ: список стран участников
Как появилось СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 8 декабря 1991 года в результате подписания соглашения о его создании. СНГ – сокращенно «Содружество Независимых Государств», возникшее в результате ряда соглашений в 1991 году на территории распавшегося Советского Союза. СНГ сегодня — Дружба народам: страны СНГ усиливают сотрудничество в борьбе с терроризмом. Следующее заседание СМИД СНГ пройдет в Москве 7 октября.
СССР прекратил существование, 11 республик вступают в СНГ
В резиденции Вискули в Беловежской Пуще на территории Белоруссии было принято так называемое «Беловежское соглашение», которое констатировало прекращение существование Союза Советских Социалистических Республик и провозглашало создание Содружества. Содружество Независимых Государств или СНГ межгосударственное объединение стран бывшего Советского Союза. 22 января 1993 г. в Минске был принят Устав Содружества независимых государств, а 19 января 1996 г. в Москве Советом глав государств СНГ были приняты Положения о флаге и эмблеме СНГ. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси. Содружество Независимых Государств за свою историю «потеряло» 2 страны и сейчас насчитывает 9 участников. Изначально в состав СНГ входило 11 государство – бывших республик СССР, но в 2009 году Грузия добровольно покинула содружество.
Беловежские соглашения
Устройство содружества Члены заседания Совета в Москве в 2017 году. Фото: Mil. Для организации эффективного взаимодействия между членами СНГ созданы соответствующие институты. Совет глав государств. Экономический суд. Межпарламентская ассамблея. Исполнительный комитет — единственный постоянно действующий орган, функции которого входят администрирования, координация и контроль исполнения принятых решений. Его главный офис находится в Минске, а в Москве работает филиал.
До 31 декабря 2022 года председателем Исполнительного комитета является Сергей Лебедев. Органы этих структур работают в министерствах стран Содружества, которые отвечают за развитие конкретных отраслей экономики. Они выступают координаторами в разных областях: сельскохозяйственной, промышленности и производства, строительной. В их задачи также входят борьба с преступностью, вопросы миграции, урегулирование финансовых и таможенных отношений между странами. Для принятия того или иного решения по определенному вопросу требуется консенсус — большинство голосов. Если решение принято, исполнять его обязаны только участники, подписавшие договора. Начиная с 2008 года действует Положение о председательстве в СНГ.
На протяжении года одно из государств выполняет функцию страны-председателя. Смена происходит согласно русскому алфавиту — по первым буквам названия государства-участника. Цели союза Подписанная членами СНГ декларация закрепляет признание суверенитета и нерушимости границ каждой страны. Как было сказано выше, главной целью создания Содружества является обеспечение прав и свобод, безопасности живущих на его территории граждан. Союз ставит перед собой задачи по развитию сотрудничества в области культуры и экономики, сокращению гонки вооружений. При этом внимание акцентируется на сохранении национального разнообразия с одновременным созданием работающих единообразных органов и институтов. Это помогает реализовать в странах-участниках проекты в областях экономики, энергетики, строительства, инвестиций и других.
На 2022-ой Содружество Независимых Государств ставит перед собой следующие цели. Поддерживать демографию в государствах. Бороться с нетерпимостью в религиозной сфере и дискриминацией отдельных групп населения. Развивать ценности и институты семьи. Реализовать масштабные проекты в науке, культуре, образовании. Сюда относятся программы, связанные с обменом специалистами, разработкой и реализацией инноваций. Улучшать систему миграции, создавая среду для адаптации людей, переезжающих в соседнюю страну Содружества.
Создавать нормативно-правовую базу, на основе которой строится экономическое сотрудничество. Предоставлять игрокам рынка СНГ преференций при ведении торговли. Унифицировать основы, на базе которых работают системы налогообложения, финансовые и валютные институты. Развивать товарооборот между членами Содружества. Активно участвовать в отношениях с другими государствами мира. Это касается организации форумов в области экономики, проектов в плане инвестиций и строительства, а также торговли. Внутренняя политика стран СНГ В каждом государстве Содружества есть свои особенности политического устройства.
Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил.
Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью. Статья 8 Стороны осознают планетарный характер Чернобыльской катастрофы и обязуются объединять и координировать свои усилия по минимизации и преодолению ее последствий.
Они договорились заключить в этих целях специальное соглашение учитывающее тяжесть последствий катастрофы. Статья 9 Споры относительно толкования и применения норм настоящего Соглашения подлежат разрешению путем переговоров между соответствующими органами, а при необходимости — на уровне глав Правительств и Государств. Статья 10 Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон оставляет за собой право приостановить действия настоящего Соглашения или отдельных его статей, уведомив об этом участников Соглашения за год.
Ситуация усугубилась с распадом СССР: у него был огромный внешний и внутренний долг, а многие товарные рынки его предприятий связанных производственным циклом в разными государствами исчезли. В результате, экономика ухудшилась. Эта тенденция продолжалась до 1996 года. В связи с высокой степенью монополизации производства, производитель самостоятельно определяет цену, что приводит к ее увеличению от 100 до 150 раз при этом средняя зарплата увеличивается только в 10-15 раз. Больше всего пострадали "бюджетники", начался отток научных кадров и специалистов военно-промышленных комплексов в коммерческие структуры и за границу. Приватизация и децентрализация государственной собственности развивались медленно, а приватизация в сфере торговли, наоборот усиливалась.
Создалось условие, что значительный процент государственного имущества на предприятии переходит к управленческому аппарату, рабочему коллективу, который должен был получить преимущества, не смогли ими воспользоваться. Многие акции перспективных компаний были приобретены новыми предпринимателями и банкирами. Снижение уровня жизни низкое потребление, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи и лекарств приводит к снижению продолжительности жизни. Безработица растет. Второй этап-с 1994 по конец 1996 года-завершение юридического оформления, определение основных направлений развития межпарламентского сотрудничества и установление внешних связей. Конвенция Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств была принята в Минске 26 мая 1995 года.
Настало время поиска достойного места в ряду подобных организаций мира. Следует отметить, что на данном этапе последствия разрыва прежних экономических отношений, ставшие основной причиной резкого снижения производственной и инвестиционной активности, снижения уровня жизни населения, проявились особо остро. На втором этапе некоторые суверенные государства пытались облегчить экономическую ситуацию и расширить роль России как поставщика дешевой энергии и сырья, как источника субсидий и кредитов. В ответ Россия усилила политику защиты своих экономических ресурсов, разделив безналичные и наличные денежные потоки,, усилила контроль за выдачей кредитов, доведя цены на экспортируемые товары до мировых стандартов. Обозначился переход от вялой к позитивной дезинтеграции, чреватый серьезными геополитическими последствиями. В этом случае пришло понимание экономических отношений в СНГ на основе рынка, на основе соблюдения баланса интересов, в соответствии с принципом построения экономической целесообразности, с учетом того, что политические разногласия не должны препятствовать реинтеграции.
В резолюции были одобрены основные положения программы модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств. Важно что национальным парламентам было рекомендовано создать механизм реализации типовых законодательных актов и своевременно информировать СНГ о практическом применении этих законов. Можно сказать, что третий этап является наиболее эффективным в развитии и модернизации политического интеграционного процесса в государствах-членах СНГ. Законодательный процесс был четко очерчен, и пересмотр законодательных приоритетов изменил отношение членов СНГ к своей деятельности. Новая интеграционная инициатива, которая была выдвинута в марте-апреле 1996 года в 1996-1997 годах, дает четкое представление о многогранной структуре взаимодействия суверенных государств, которая варьируется от одного уровня к другому в плане экономических и социальных реформ. Эта многоуровневая структура включает в себя: Российско-белорусские структуры как глубочайшая форма общности, с общими наднациональными, в том числе политическими институтами; Российско-белорусско-казахстанско-кыргызские структуры призваны обеспечить глубокую, особую экономическую форму интеграции, на основе Таможенного и Платежного союзов; структура стран СНГ после распада СССР была сформирована как межгосударственное объединение 12 бывших советских республик.
В целом, в зависимости от того, как страны бывшего Советского Союза установили отношения с Россией, можно выделить несколько групп стран СНГ. Армения, Беларусь и Таджикистан входят в число стран, которые зависят от иностранной помощи, в основном от России, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вторую группу составляют Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Украина, которые также во многом зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большим размахом внешнеэкономических связей. Третья группа стран, чья экономическая зависимость от отношений с Россией значительно слабее, состояла из Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана, последний не является исключением, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по территории России. Из приведенного видно, что СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических союзов и экономических блоков. Формирование данных групп, характеризующихся отношениями и зависимостью от России по большому счету можно считать вынужденным, чем естественным следствием сознательной политики новых государств.
Перспективы развития СНГ Перспективы любого государственного союза невозможно определить без учета исторических событий, которые так или иначе касаются объединения государств. На мой взгляд при определении направлений развития необходимо учесть следующие четыре основных урока Великой отечественной войны. Прежде всего, это безграничная вера руководителей страны в свой народ, в свою Родину, это уверенность в собственных силах, умело использующих собственные возможности. Во-вторых, благодаря социальной сплоченности, единству народа и армии становится возможным успех как до, так и после. Эта война-настоящая отечественная, патриотическая. Достаточно сказать, что за время войны через вооруженные силы прошли более 34 тысяч человек.
В-третьих, вопрос укрепления национальной обороны должен стать для повышения боеготовности Вооруженных сил в центре забот народа и национального руководства. В-четвертых, важнейший урок Второй мировой войны - необходимость высокого уровня политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей переводя на современный лад экстремизма и терроризма. В гитлеровской Германии он действовал под видом национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в форме открытой и кровавой диктатуры террора. Связь этого урока неоспорима. Несмотря на поражение фашистов во Второй мировой войне, спустя полвека в некоторых странах возрождаются неофашистские и экстремистские организации. Их рассмотрение и использование в практической деятельности способствуют снижению политической напряженности в странах Содружества, выводу общества из глобального кризиса, укреплению экономических и национальных Сил обороны объединения государства.
Известно, что солдаты армии и флота ценят и чтят традиции героев Великой Отечественной войны, выполняя свои патриотические, конституционные обязательства и надежно защищая безопасность Содружества. Поскольку развитие СНГ не должно противоречит суверенным интересам отдельных стран, это важно. Одним из приоритетов СНГ является создание эффективной правовой базы для экономического взаимодействия всех составляющих СНГ. В то же время главное условие возможности межгосударственного сотрудничества - это наличие некой общей основы в политико-правовой системе законодательная, политическая система, политическая культура. Есть несколько направлений деятельности СНГ. Наибольшая доля проблем, связанных с формированием законодательства стран СНГ, приходится на подготовку и урегулирование.
Эти меры включают разработку законодательных документов, выработку парламентариями скоординированного подхода к экономической и социальной политике, гуманитарное сотрудничество и сотрудничество в ряде других областей, представляющих взаимный интерес. При укреплении рыночных принципов и выравнивании экономической ситуации в странах СНГ эффективная интеграция стран СНГ может и должна осуществляться постепенно, поэтапно. Реальная реинтеграция может быть достигнута на добровольной основе только при наличии объективных условий. Сегодня экономические, социальные и политические цели, преследуемые странами СНГ, зачастую различны,а порой и противоречивы, вытекая из существующего понимания национальных интересов и интересов отдельных элитных групп. Основой международной экономической интеграции является, прежде всего, соответствующий уровень экономического развития. В результате экономическая интеграция смогла достичь наивысшего уровня зрелости в промышленно развитых странах, особенно в Западной Европе.
ЕС успешно функционирует и является единственным союзом стран, развитие интеграционного процесса, которых прошло четыре последовательных этапа зона свободной торговли, Таможенный союз, общий рынок, экономический союз пройдены, и мы можем сегодня сказать о прохождении Валютного союза - наивысшей ступени международной экономической интеграции. Его этапы становления, развития, организационно-правовая структура, сфера деятельности, механизмы принятия и реализации решений - это уникальный опыт для многих существующих и будущих союз государств. Политические реалии постсоветской эпохи настолько разнообразны, разнородны и контрастны, что трудно и невозможно придумать какую-либо подходящую всем концепцию, модель или план реинтеграции. Внешняя политика России за рубежом должна корректироваться путем усиления зависимости всех республик, принятых в СНГ из бывшего Советского Союза, с реалистичной и прагматичной политикой сотрудничества и стремлением укрепить суверенитет созданного Содружества. Каждое новое независимое государство имеет свою собственную политическую систему и модель интеграции, свое собственное понимание демократии и экономической свободы, свой собственный путь к доступу на рынки и к международному сообществу. Необходимо найти механизмы межгосударственного сотрудничества, особенно в сфере экономической политики.
В противном случае разрыв между суверенными государствами будет расширяться, что приведет к непредсказуемым геополитическим последствиям. Очевидно, что ближайшей задачей является восстановление межгосударственных связей, жизненно важных в экономике для преодоления кризиса и обеспечения экономической стабильности, поскольку привязки являются одним из важнейших факторов эффективности и роста благосостояния людей. Возможны сценарии и варианты экономической и политической интеграции.
Единства в целях не было, но вся работа над историческим документом заняла всего часа четыре. Когда появился четвертый и окончательный вариант документа, было около двух часов дня.
Легенды о встрече в Вискулях упоминают и коньяк рекой, и столы, которые ломились от яств. Но все это если и было, то накануне. Участники той встречи единодушно говорят, что обсуждение основного документа — Соглашения о создании СНГ — было очень острым, и не сопровождалось никаким застольем. Коньяк, правда, был, но без закуски. Я сам удивляюсь по сей день — у нас было какое-то фантастическое увлечение.
У нас была бутылка коньяка, стояла на столе, у каждого стояла рюмка. И из этой бутылки мы отпили не больше, чем 100 граммов все вместе, и то еще в рюмках осталось». Каждую из статей обсуждали до полного утверждения всеми сторонами. Преамбулу утвердили. Первая статья — утвердили.
И так далее, — рассказывал Шушкевич. Самые эффективные эксперты у нас были Гайдар и Шахрай. Иногда они работали над предыдущей статьей, а мы шли на следующую. И когда доводили ее до приемлемого для всех уровня, тогда могли себе позволить». Вот так почти буднично, под коньяк и без закуски, и был подписан исторический документ, который положил конец СССР и начал новую страницу истории постсоветского пространства.
Началась история нового межгосударственного объединения — Содружества Независимых Государств, которому сегодня исполнилось ровно 30 лет.
Базовые документы Содружества независимых государств
Содружество Независимых Государств (СНГ) — Студопедия | Сегодня СНГ отмечает 32-ю годовщину со дня своего основания. |
Содружество Независимых Государств — Википедия с видео // WIKI 2 | Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональный политико-экономический блок, в который изначально входили все государства, ранее бывшие в составе СССР кроме стран Прибалтики. |
30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств | Вместо СССР государства — учредители образуют Содружество Независимых Государств. |
СНГ — расшифровка: история образования Содружества со списком стран, входящих в это объединение | В декабре исполнилось 30 лет с момента создания Содружества Независимых Государств. |
Содружество Независимых Государств — Энциклопедия | «1». Создается Содружество независимых государств (СНГ) вместо СССР. |
"Беловежское соглашение": как и почему 8 декабря 1991 прекратил существование СССР и появился СНГ
Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие: -Договор о коллективной безопасности 1992 года; -две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года ; -Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года; -Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года; -Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему; -Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны ОС ПВО СНГ от 10 февраля 1995 года; -Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года; -Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года; -Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т. Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава. Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года. Объективное несовпадение интересов членов СНГ детерминирует ситуацию, когда большая часть из более чем двухсот принятых в рамках Содружества соглашений не выполняются или выполняются ограниченным числом участников. Так, львиная доля вопросов экономического сотрудничества рассматривается в рамках Экономического союза, который вообще не предусмотрен в Уставе СНГ. Участниками таких важных соглашений, как Договор об углублении интеграции в экономической, социальной и культурной областях 1996 года, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве являются только четыре государства Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.
Никаких серьезных угроз для него извне или изнутри страны нет и, по крайней мере до осени, не предвидится — значит и соглашаться на всякую интеграцию с Россией он не обязан экономическое положение Беларуси, как и везде в СНГ, ухудшается, но не такими темпами, чтобы можно было говорить о сформированном потенциале для социального взрыва. Белорусская армия и правоохранительные органы боеготовы и, в отличие от России, не чувствуют себя заброшенными руководством париями общества.
Во внешней политике для Беларуси сохраняется, по крайней мере до фактического расширения НАТО на Восток, некоторая возможность маневрирования в субрегионе — в отношениях с Украиной, Польшей и Литвой. Президент Лукашенко убежден, что поощряя обвальную приватизацию, он в скором времени утратит контроль над белорусской экономикой, затем над социальной сферой и политикой, чтобы, в полном соответствии с нашей практикой, оказаться в заложниках у «новых русских» или «новых белорусских» с тройным гражданством. Предварительная политическая договоренность с Президентом Беларуси, снимающая у него тревогу за будущее свое и своего народа, должна быть достигнута без навязывания Беларуси неприемлемого опыта экономических реформ, особенно приватизации, как ультимативного условия российско-белорусской интеграции. Нет или почти нет такой цены, которую российская элита не должна была бы заплатить за предотвращение распада, спасение целостности России и свое в объединении с Беларусью. Прощение долгов за потребляемые Беларусью энергоресурсы — естественная и невысокая плата за выход в Европу, использование военной инфраструктуры, закрепление роли и влияния русского языка, русской культуры и русских людей в Белоруссии. При этом надо учесть, что на попытку объединения, как на понижение своего суверенного статуса, белорусская номенклатура всегда будет смотреть с подозрением. И демократы, и коммунисты Беларуси всерьез напуганы перспективой интервенции российских чиновников, капиталов и порядков. Для Беларуси неизбежная плата за интеграцию с Россией — испытание в отношениях с Западом, с соседней Украиной, Польшей, Литвой. Если политический класс Беларуси в целом не удастся заинтересовать новой ролью и местом в объединении, единственный выход — подтвердить и упрочить альянс с Президентом и народом Беларуси развернуть широкое общественное движение в поддержку российско-белорусского объединения, поощрить интерес А.
Лукашенко к воссозданию в будущем общего политического пространства России и Беларуси. Беларусь сейчас могла бы пойти на заключение конфедеративного договора с Россией, переход от аморфного сообщества к союзу двух суверенных государств с общим вторым гражданством, таможней, обороной и охраной границ при гарантии в остальном полного самоуправления двух входящих частей. Статья 79 Конституции РФ и статья 8 Конституции РБ позволяют заключить межгосударственный конфедеративный договор без изменения Конституции в целом. Дальнейшая интеграция союза государств в союзное государство возможна после исчерпания потенциала предшествующего этапа, через референдум и согласованные изменения конституций двух стран. До той поры не следовало бы злоупотреблять референдумами, девальвируя глас народа, саму тему объединения. В связи с начавшимся процессом продвижения НАТО на Восток, у России есть год-полтора на придание процессу объединения с Белоруссией необратимого характера — до той поры, пока державы НАТО будут дискутировать, продвигать свое влияние, переваривать неофитов в своем составе. До окончания этого периода вряд ли следует ожидать падения Президента А. Лукашенко или полной смены вех у нынешнего руководства Беларуси переориентация на Запад потребовала бы отказа от основных мобилизационных лозунгов и, в недалекой перспективе, всей системы личной власти Президента. Со стороны наших газет и телевидения было бы важно отказаться от соревнования в оскорблениях нашего белорусского партнера, предоставив Западу возможность самому выполнять заказанную им работу по примерной изоляции Беларуси.
Тем скорее станет процесс российско-белорусской интеграции. Однако, следует учесть, что потерпевшая сокрушительное поражение белорусская оппозиция не сломлена и не может быть сломлена окончательно, так как спекулирует на ухудшающемся положении и опирается на политическую, информационную и материальную помощь извне значит, сербский и болгарский вариант потенциально не исключены. Сломив внутреннее и внешнее сопротивление расширению НАТО, антироссийские силы на Западе с удвоенной, утроенной энергией примутся воздвигать препятствия объединению Москвы и Минска. Если в течение 1997 г. Испытание Украиной «Без Украины Россия не империя», — слова, сказанные Збигневом Бжезинским, к стыду российской политологии, наиболее емко и точно отражают значение Украины для судьбы любой попытки интеграции на постсоветском пространстве. Если Россия будет пытаться превратить СНГ в действительное и дееспособное Содружество, нам не миновать рано или поздно пройти через испытание в отношениях с Украиной. Потому что любая попытка воссоединения или масштабной интеграции, или интеграции хотя бы только с Белоруссией, без Украины, — встречает со стороны Украины крайне нервную реакцию, противодействие. Испытание Украиной неизбежно и это также верно, как то, что любой путь объединения Германии — в прошлом ли, в этом веке, — всегда лежал через Австрию, потому что каждый раз надо было найти место второй германской державы в этом процессе до тех пор, пока Австрия была державой, авторитетом на общегерманском пространстве. Реализация плана российско-белорусской интеграции, выше нами обсужденного, является к настоящему времени необходимым предварительным условием для принуждения Украины к дружбе.
Но ни союз с Белоруссией, ни, тем более, другие варианты продвижения интеграции не гарантируют полного спокойствия России за свою безопасность и целостность, если не удастся предотвратить превращение Украины в бастион против интеграции, альтернативный центр силы на территории бывшего СССР. Украина сыграла роковую роль в истории распада Советского Союза. Добившись признания своей никогда дотоле не существовавшей независимости в никогда прежде не существовавших, искусственных границах, Украина и при Леониде Первом и при Леониде Втором следует, с небольшими коррективами, в фарватере антироссийской политики. И это неслучайно, не от обиды на мнимое великодержавие России хотя всякую уступку России, начиная с признания независимости, Украина воспринимает как должное , — это потому, что для выживания и сплочения своего конгломерата, нынешней Украине необходимо сначала консолидировать в противостоянии с Россией украинскую политическую нацию, украинский политический класс. Такая линия приветствуется Западом, спонсирующим Украину и перекупающим задолженность Украины России. Занятые космосом и неизвестными землями, мы в России не заметили, как к концу самого длинного для нас столетия столкнулись с существованием «терра инкогнита» у себя под боком. До последнего времени Россия как бы не замечала подведения антироссийского фундамента под новую украинскую государственность, продолжая полагаться на прошлое, русских жен украинских руководителей и свою роль донора украинской экономики. Даже тупик на бесконечных двусторонних переговорах одним из поводов к которым стала перспектива превращения Черноморского флота в неприкаянный броненосец «Потемкин» не пробудил Россию, усыпляемую в делах с Украиной иллюзиями оторванной от жизни оппозиции, проукраинским лобби во властных структурах и безразличием общественного мнения. Вместо переговоров о содержании и условиях стратегического партнерства, статусе русского языка, положении русских как одной из государствообразующих наций на всей Украине или хотя бы в Крыму, вместо обсуждения темы двойного, «спящего» или общего второго гражданства, мы дали завести переговоры на мелководье раздела черноморских кораблей упаси нас Бог недооценивать работу Государственной делегации: когда на ее стороне бывала настоящая, последовательная политическая воля, пусть не наша, она добилась соглашения о выводе ядерного оружия с Украины.
Но две с лишним сотни соглашений, заключенных между нами за последние пять лет, оказываются лишними в стратегии дальнейшего развития Украины. А экономический детерминизм посткоммунистической России сыграл с ней злую шутку, превратив ее как главного кредитора и нефтегазоэкспортера в заложника Украины — захочет не заплатит, захочет не пропустит и не платит, и не пропускает. Испытание Украиной — это испытание России на способность понимать происходящее, знать, объединять, поддерживать свои силы и из любого положения, как герой Жюля Верна, неуклонно двигаться к полюсу, к своей цели. Эта цель — исключение в настоящем и будущем угрозы превращения Украины в плацдарм интриг против России — лучше достигается межгосударственным союзом, подтверждающим общность судеб народов Украины и России. Необходимым было бы, как и в Сообществе России и Беларуси, заключение межгосударственного договора об объединении таможенных, пограничных, военных усилий, установление второго или двойного гражданства, согласование внешнеполитических стратегий. Ради такого союза, ради прочной гарантии того, что гражданам обоих государств будет одинаково комфортно в Киеве, Москве или Севастополе можно превозмочь обиды, признать границы, взаимно учесть интересы. Но достичь завтра или послезавтра настоящего союза с Украиной можно только утвердившись сегодня в понимании нескольких простых истин. Во-первых, надо убедить украинскую элиту, что она, как это есть на самом деле, более заинтересована в таком союзе, чем кажется заинтересованной Россия. Ведь заключение российско-белорусского таможенного союза, с одной стороны, и будущий выход НАТО на границу с Украиной — с другой, вновь с неизбежностью ставят вопрос самоопределения не только перед правящей Украиной, но, что гораздо хлопотнее, перед миллионами ее избирателей на Востоке экономическое положение Украины еще долго будет не таково, чтобы можно было пренебречь возможностью многих и многих ее граждан искать прожиточного минимума в Россия.
А с установлением полнопрофильной границы с Россией и Белоруссией волосы трудовой и торговой миграции начнут расти внутрь. Украина как неисторическое образование, гораздо более делима, чем оказался делим Советский Союз — наследник многовековой российской империи. Если бы на западной Украине на самом деле не знали, из каких разных частей состоит нынешняя Украина, Черновил не открестился бы сейчас от лозунга ее федерализации, который он выдвинул в надежде на раскол в советские годы. До тех пор, пока украинская старшина и входновляющее ее западно-украинское украинство» не придут к выводу, что играя с Россией, они рискуют целостностью Украины, — до тех пор они будут насильно продолжать эксперимент по выращиванию антирусской политической нации, объявлять вещание на русском языке таким же государственным преступлением, как пропаганду порнографии и насилия. Во-вторых, следует признать, что без жесткой терапии и горького лекарства российско-украинские отношения не выздоровят. Новая Конституция Украины, предлагающая «гражданам всех национальностей» признать нынешнее государственное устройство «на основе осуществленного украинской нацией права на самоопределение», снимает с 12 миллионов русских ответственность за судьбу этой государственности, делая их статистами не своего самоопределения. Коль о русском языке и русских людях не думает власть Украины, о них должна вспомнить Россия. Вопрос о заключении федеративного договора между Украиной и Крымом — как гарантии для русского большинства в Крыму — должен быть поднят как условие подтверждения границ Украины в готовящемся договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между нашими странами, а спор о принадлежности Севастополя признан отдельной проблемой в переговорах российская делегация должна исходить из того, что в настоящее время Севастополь — де юре — российский город, который, де факто, управляется властями Украины. Правительству Российской Федерации необходимо не затягивать, а форсировать установление реальной границы с Украиной, предварив эту работу заявлением о выделении проблемы Крыма и Севастополя в отдельное рассмотрение.
Мы не исключаем и других шагов: отказа Украине в прямых и косвенных кредитах; требования ускоренного погашения украинского долга; перевода всех бартерных операций с Украиной на денежную основу; жестких ограничений демпинга украинской рабочей силы в Россию; установления режима неблагоприятствования Украине в использовании российской инфраструктуры для осуществления внешнеэкономических связей с другими странами СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона; постепенного установления экономической блокады Украины по образцу США — Куба. В конечном счете, следует понимать, что хотя распад Украины — проблемный для России вариант, но лучше способствовать ему, чем терпеть постоянный вызов Украины и эрозию наших усилий в ближнем зарубежье многих сегодняшних проблем могло бы не быть, если бы в свое время Россия не сотрудничала с киевскими властями в попытке удержать Западную Украину, а помогла ее выделению в самостоятельное государственное образование. Во всяком случае, федеративное земельное устройство Украины — единственная прочная, вневременная гарантия ее подлинной дружбы, сотрудничества и партнерства с федеративной Россией. Наконец, в общенациональных интересах установление строжайшей дисциплины в ведении отношении с Украиной, исключающей партийную и ведомственную конъюнктуру. Реализация жесткого курса на переговорах с Украиной требует от руководства России осторожных, но бескомпромиссных мер по ограничению беспрецедентного влияния проукраинского лобби в структурах власти Российской Федерации это влияние, еще в прошлые годы формируясь за счет накопления нерастворимого осадка «национальных кадров» в бывших союзных, ныне российских ведомствах, приобрело совершенно небывалую силу в период приватизации, раздачи квот, лицензий при переходе к рынку. Надо иметь в виду, что парламентские в 1998 г. До сих пор большинство на Украине упорно голосовало за идею союза с Россией и за кандидатов, публично выражающих такие идеи за Кравчука против Черновила, за Кучму против Кравчука. Нет сомнений, что все основные кандидаты в президенты Кучма, Марчук, Лазаренко, Мороз вновь попробуют заручиться поддержкой русского и русскоязычного населения Украины. Однако, как нам кажется, не следует вновь наступать на те же грабли, определяя одного из соискателей как пророссийского кандидата и оказывая ему помощь по мнению Киевского центра политических исследований и конфликтологии, среди 50 наиболее влиятельных политиков Украины нет ни одного, кто был бы сторонником реальной российско-украинской интеграции.
Наиболее сильным из всех возможных сценариев поведения России во внутриукраинских делах, в условиях, когда нет влиятельных лидеров «русской идеи», могла бы быть попытка объединения пророссийских сил на почве отказа от участия в «чужих» выборах. Вероятно впервые с 1991 г. Тем больше было бы оснований считать такую победу пирровой — предтечей серьезного внутреннего конфликта, обособления Востока и Юга Украины, по крайней мере Крыма. Без проверки на прочность нашей воли, без принуждения к дружбе, — мы не в состоянии достичь союза со старшиной, правящей бал в украинском государстве. Вся наша политика в отношении Украины должна носит гласный, открытый характер, и быть направлена на то, чтобы на самой Украине объяснить и поставить все на свои места. Хотим мира с Украиной — должны провести нашу внешнюю политику через испытание. Боимся испытаний — все равно, как в Мюнхене, мир не убережем, убьем его предательством своих людей, своих позиций в Севастополе, Крыму, на Украине в целом. Новые независимые государства Средней Азии: «угроза с юга» — вызов и ответ Новые независимые государства Среднеазиатского региона, получив в 1991 г. До сих пор ни одна из «новонезависимых» стран региона не сдала экзамена на экономическую и социально-политическую зрелость.
Учитывая это и исходя из собственного понимания национальных интересов, властные элиты тюркских государств Средней Азии последовательно придерживаются ряда принципиальных установок. Среди них выделяется дистанцирование от России, воспринимаемой как имперский императив постсоветского пространства и поиск нового донора в лице этнически, исторически и культурно близкой Турции и, отчасти, всего «Мира Ислама». В первую очередь следует признать не отвечающим национальным интересам России существование в Среднеазиатских республиках блоков любой направленности. Официальные цели ЦАС — экономическое сотрудничество для выживания в постсоветской Азии и единая оборонная политика в связи с угрожающими импульсами, исходящими с Юга. Дела с созданием Единого Экономического Пространства Среднеазиатских республик пока обстоят неутешительно. Несмотря на большое количество подписанных документов в экономической области Центральноазиатский Союз пока остается «клубом объединившихся нищих», каждый из которых «тянет одеяло на себя», не учитывая интересов партнеров.
Внешнеэкономическая политика Украины. Верховная Рада , однако, использовала факт его подписания для обострения отношений с президентом Виктором Ющенко , отправив правительство Юрия Еханурова в отставку — см. Политический кризис на Украине 2006. Новому премьер-министру Виктору Януковичу удалось договориться о сохранении этой цены до конца 2006 года, что он считал своей главной политической и экономической победой. Белоруссия в этом отношении, можно считать, занимает привилегированное положение. В марте 2005 было объявлено о повышении тарифов на газ для Белоруссии , однако уже 4 апреля Владимир Путин пообещал сохранить отпускные цены на прежнем уровне, а 19 декабря была достигнута окончательная договоренность о поставке в Белоруссию в 2006 году 21 млрд. США за 1 тыс. Сразу же после президентских выборов в Белоруссии вновь объявил о намерении повысить цену на газ. После длительного выяснения отношений цена на 2007—2011 годы была установлена на уровне 100 долл. После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось главного объединяющего фактора — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы Туркмения, Казахстан, Узбекистан , либо транзитных стран Украина, Белоруссия. Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана.
В октябре 2008 года Совет министров иностранных дел СНГ принял формальное решение о прекращении членства Грузии в Содружестве с августа 2009 года. Украина после ратификации Соглашения о создании СНГ не подписала Устав организации и не являлась полноправным членом СНГ, являясь при этом одним из учредителей Содружества. С марта 2014 года страна начала процесс выхода из Содружества Независимых Государств в связи с европейской ориентацией страны. В мае 2018 года в соответствии с указом президента Порошенко представители Украины были отозваны из всех уставных органов СНГ. Согласно Уставу целями Содружества Независимых Государств являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики , экономики , культуры , образования , здравоохранения , охраны окружающей среды , науки , торговли , в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.)
Каждая делегация имеет в Ассамблее один голос. Ассамблея занимается вопросами сближения национального законодательства государств СНГ путем принятия модельных законов и различных рекомендаций по согласованию ратификации принятых в рамках Содружества соглашений. Кроме того, Ассамблея обсуждает вопросы сотрудничества государств-участников в том числе переданные ей Советом глав государств и Советом глав правительств и направляет свои рекомендации по этим вопросам различным органам Содружества. Важными направлениями деятельности Ассамблеи являются также принятие рекомендаций по приведению законодательства государств-участников в соответствие с заключенными в рамках СНГ международными договорами и содействие обмену между государствами информацией правового характера.
Согласно Конвенции, очередные пленарные заседания Межпарламентской ассамблеи проводятся не реже двух раз в год. Внеочередные заседания могут быть созваны Советом Ассамблеи, который состоит из руководителей парламентских делегаций государств-участников. Ассамблея может создавать различные вспомогательные органы, которые необходимы для успешного выполнения возложенных на нее функций.
Анализ Конвенции показывает, что Межпарламентская ассамблея обладает международной правосубъектностью. Во-первых, в соответствии со статьей 12, ассамблея вправе заключать в пределах своей компетенции международные договоры. Во-вторых, она пользуется на территории государств-участников привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются ООН в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 года.
Наконец, Ассамблея пользуется на территории государств-участников правами юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями. Место нахождения Ассамблеи - Санкт-Петербург. Финансирование ее деятельности осуществляется на основе долевого участия государств-участников.
Кроме того, статья 34 Устава допускает учреждение на основе соглашений государств-членов различных органов отраслевого сотрудничества советов, комитетов. Такие органы, в состав которых входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств, в пределах своей компетенции принимают рекомендации и вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств. В настоящее время в рамках СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества.
Такие представители пользуются на территории государств-участников дипломатическими привилегиями и иммунитетами. В соответствии с решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года председательство в органах СНГ осуществляется поочередно всеми государствами-членами на условиях ежегодной ротации. В тот же день было принято решение об образовании Исполнительного комитета СНГ путем объединения ряда существовавших к тому времени структур.
Таким образом, правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года.
СНГ играет важную роль и в экономическом развитии региона. Активное сотрудничество в таких отраслях как энергетика, транспорт, торговля способствует стабильности и процветанию региона в целом. Важным аспектом деятельности СНГ является сотрудничество в области безопасности. В рамках организации разрабатываются и реализуются меры по борьбе с терроризмом, организованной преступностью и незаконными миграционными потоками. Благодаря этому сотрудничеству, регион становится более безопасным и устойчивым к различным угрозам. Прошли вместе, придерживаясь общих ценностей и единства, оказывая поддержку друг другу в сложных политических и экономических ситуациях.
Республика Беларусь, Украина обязуются присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантиях. Государства-участники настоящего Соглашения обязуются не передавать кому бы то ни было ядерного оружия или другие ядерные взрывные устройства и технологии, а также контроль над такими ядерными и взрывными устройствами, ни прямо, ни косвенно; равно как никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами. Положения пункта 2 настоящей статьи не препятствуют перемещению ядерного оружия с территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины на территорию РСФСР с целью его уничтожения. Статья 6. Государства-участники настоящего Соглашения в соответствии с международным Договором будут содействовать ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Украина обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для его разукомплектирования под совместным контролем. Свернуть Мирча Снегур о неизбежности конца СССР и ликвидации союзного центра "Мы до этого еще участвовали в саммите в Алма-Ате, тогда предполагалось создать расширенный экономический союз. Но уже, помнится, настроение у всех было отдаляться, во всяком случае выйти на уровень двусторонних отношений без каких-либо указок из центра. Самое главное, что с самого начала там было лояльное отношение к принципу, согласно которому каждая страна участвует в тех структурах, в которых желает, никто никого не заставляет. То есть руководящего центра нет. Все республики испытывали на себе центробежные силы. И конечно, знакомясь с готовящимися документами, мы пришли к выводу, что нам надо на первых порах участвовать в этом экономическом блоке. В политическом и тем более военном мы с самого начала не участвовали и документов никаких не подписывали. Но, тем не менее, в Алма-Ате подписали декларацию. Я считаю и всегда отвечаю моим критикам, и в шести томах моих воспоминаний об этом тоже написал, что эту декларацию стоило подписать хотя бы из-за того, что там есть абзац, который гласит, что с подписанием этой декларации Советский Союз больше не существует". Мирча Снегур в тот период президент Молдавии. Из интервью изданию "Молдавские ведомости", август, 2021 г. Свернуть Эдуард Шеварднадзе: "21 декабря, в день рождения Сталина, закончил свое существование созданный им Союз ССР" "Историческое совпадение: 21 декабря, в день рождения Сталина, закончил свое существование созданный им Союз ССР — тот самый Советский Союз, которому год спустя, в 1992 году, исполнилось бы семьдесят лет. Советский Союз пережил несколько эпох, каждая из них имела свое имя — по определенному понятию или лозунгу, выдвинутому тем или иным вождем в тот или иной период времени. Так сложилось — окрашенная то горем, то радостью — историческая периодизация жизни страны: коллективизация, индустриализация, культурная революция, Великая Отечественная война, восстановление разрушенного войной народного хозяйства, культ личности, первые полеты в космос, волюнтаризм, застой, перестройка... И каждый раз смена эпох зависела от воли крошечной группы людей, от декретов "сверху". А те, ради кого это все происходило, выступали в роли безмолвствующей массы или восторженного хора.
Хотя это было предсказуемо, ведь представители союзных республик установили своей целью достижения статуса безъядерного и или нейтрального государства, тем самым фактически признавая свою капитуляцию в конкуренции наций, а США — центром однополярного мира, так как руководимая ими НАТО получала тотальное преимущество практически над всей планетой. Немаловажным этапом изменения системы социальных отношений на постсоветском пространстве, который ознаменовала Алма-атинская встреча, стало фактическое согласие её участников на формирование нового правового поля, в итоге заменившего собой правовое поле СССР, но ратификация Алма-атинского соглашения проходила ещё согласно советского законодательства. Горбачёва, 25 декабря 1991 года признало разрушение СССР. Однако ратификация данного Соглашения также не прошла без сюрпризов. Так например Российская Федерация по сей день не ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года, а Киргизия напротив, ратифицировала только его, но без самого Соглашения. А Туркмения, несмотря на статус государства-основателя 26 августа 2005 года и ратификацию всех документов, изменила свой размер участия, сократив его до «ассоциированного члена». В том же году, только 3 декабря действительным членом СНГ стала Грузия, чем завершила формирования границ действия международной организации в размере СССР без Прибалтики, но её статус был ниже других стран, так как она уже была присоединившейся страной, а не государством-основателем.
История и деятельность Содружества Независимых Государств
Её итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию СНГ при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Институт международных отношений университета «МИФИ» отметил 25-летие со дня основания. Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было подписано главами РСФСР, Белоруссии и Украины — Борисом Ельциным, Станиславом Шушкевичем и Леонидом Кравчуком — 8 декабря 1991 года. Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском геополитическом пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. Датой учреждения Содружества считается 8 декабря 1991 года. Перечисляем страны СНГ, раскрываем историю создания СНГ, делимся характеристикой.