Главная» Новости» Элия белютина. Об особом отношении к Пскову и псковичам Элия Белютина напомнил заслуженный художник России Николай Михайлович Москалев. Белютин Элий Михайлович (р. 1925), российский художник и теоретик искусства. Элий (Элегий) Михайлович Белютин (1925-2012 гг.) — фигура легендарная и неоднозначная, талантливый художник-новатор, поэт, автор статей, педагог, искусствовед. потому что невероятным представлялось многолетнее противостояние Белютина идеологическому режиму, солдатской поступи официального искусства.
Моя галерея. Элий Белютин
С 1954 года руководил Экспериментальной студией живописи и графики, созданной при городском объединении художников книги и графики. Как историк живописи опубликовал книги «Педагогическая система Академии художеств 18 века» 1956 , «Русская художественная школа первой половины 19 века» 1963. В ноябре 1962 году принял участие в организации в Манеже выставки, посвященной тридцатилетию Московского отделения Союза художников СССР. Хрущев, который возмутился произведениями авангардистского толка.
Выставка представит творчество мастера от первых реалистических набросков через абстрактный экспрессионизм к беспредметной живописи и собственному художественному стилю «модульной живописи» позднего периода. Важной частью выставки является раздел, посвященный супруге Элия Михайловича — Нине Молевой, автору многочисленных монографий и исследований по истории искусства о жизни и творчестве художника, а также о деятельности направления «Новая реальность». Посетители увидят уникальные книги, рукописи, личные вещи из архива семьи Нины Молевой и Элия Белютина. Выставка произведений Элия Белютина — дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея. Элий Михайлович Белютин 1925—2012 — российский художник, педагог, теоретик искусства. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность». В соавторстве со своей женой, Ниной Молевой, выступал в качестве автора трудов по истории художественной педагогической системы XVIII—XIX веков, а также являлся основоположником теории «всеобщей контактности».
В 1990 году состоялась триумфальная выставка «От Манежа до Манежа» в Центральном выставочном зале в Москве. С этого времени выставки Студии и персональные выставки Белютина экспонируются в России и во многих странах мира, а в публикациях начала 1990-х годов Белютин значится как «патриарх крупнейшей школы андеграунда». Творческий диапазон Белютина очень широк: живопись, графика, скульптура, теоретические труды.
Он стремится выразить себя и передать свое мироощущение средствами свободного творчества, продолжает сближение абстракции и конкретного символа, использует принцип кодирования, фигура в холсте преобразуется в графический знак. В то же время его живопись в высшей степени экспрессионистическая. Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода.
Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, художник создал свой особый художественный стиль - «модульную живопись», язык символов. Биография Родился 10 июня 1925 г. Сурикова преподаватели — А.
Лентулов, П. Кузнецов, Л.
Нашему городу достались последние крупные произведения мастера. Нашему городу достались последние крупные произведения мастера, которые могли уйти в какой-либо музей.
Вдова художника фактически позволила перевести в Калининград всю мастерскую авангардиста, которая располагалась в Москве напротив Патриарших прудов. В Художественную галерею приехала старинная мебель, архивные документы и личные вещи Белютина, библиотека и фамильные ценности. После переезда Художественной галереи с московского проспекта в здание кенигсбергской биржи бывший ДК Моряков на Ленинском проспекте , музей планируют открыть отдельный блок, посвященный авангарду. Это будет постоянная экспозиция, в которой не только покажут лучшие работы Белютина, но и воссоздадут мастерскую художника, используя подлинные вещи.
Отметим, сейчас в коллекции Калининградской художественно галереи около 1000 живописных и графических произведений Элия Белютина и его учеников студии «Новая реальность». В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. С 1942 по 1947 учился в Московском художественном институте им.
Белютин Элий Михайлович
Мы могли бы объединиться и сделать одну выставку работ Белютина и «Новой реальности». Конечно, одно из центральных мест в этой экспозиции займет именно собрание Калининградской художественной галереи. Нашему городу достались последние крупные произведения мастера. Нашему городу достались последние крупные произведения мастера, которые могли уйти в какой-либо музей.
Вдова художника фактически позволила перевести в Калининград всю мастерскую авангардиста, которая располагалась в Москве напротив Патриарших прудов. В Художественную галерею приехала старинная мебель, архивные документы и личные вещи Белютина, библиотека и фамильные ценности. После переезда Художественной галереи с московского проспекта в здание кенигсбергской биржи бывший ДК Моряков на Ленинском проспекте , музей планируют открыть отдельный блок, посвященный авангарду.
Это будет постоянная экспозиция, в которой не только покажут лучшие работы Белютина, но и воссоздадут мастерскую художника, используя подлинные вещи. Отметим, сейчас в коллекции Калининградской художественно галереи около 1000 живописных и графических произведений Элия Белютина и его учеников студии «Новая реальность».
На выставке представлена серии работ с изображением Матери с младенцем. Белютинские Мадонны яркие, выразительные, не похожи одна на другую. В экспозицию вошло около 20 живописных работ 60-80-Хх годов. Небольшой стенд на выставке представлен ранними произведениями художника 1940-1950-х годов.
Московский специалист, отвечая на вопросы журнала, сообщил, что никто по-настоящему коллекцию не изучал и она не проходила исследования в инфракрасных лучах, а без этого не может быть и речи о подтверждении подлинности работ. Сама Нина Молева, известный искусствовед, написала книгу В саду времен с подзаголовком 150 лет фамильной коллекции Элия Белютина, которая читается как увлекательный исторический роман и включает в себя составленные самой Молевой атрибуции вещей из собрания. Периодически возникали слухи о том, что на коллекцию претендуют крупнейшие российские музеи, однако ГМИИ им. Пушкина от предложения Нины Молевой принять коллекцию отказался. По словам хранителя коллекции итальянской живописи, ведущего сотрудника отдела старых мастеров музея доктора искусствоведения Виктории Марковой впервые увидевшей каталог коллекции Белютина еще в 1974 году в Италии, где он был опубликован , «в коллекции не оказалось практически ни одного из заявленных владельцами коллекции громких имен, а многие произведения вообще не соответствуют музейному уровню и не представляют никакой исторической и музейной ценности». Проявил осмотрительность и Юрий Лужков, когда в бытность свою мэром Москвы отклонил предложение владельцев передать коллекцию в дар городу. Видимо, консультанты градоначальника здраво оценили все положительные и отрицательные стороны такого подарка. Сегодня любой серьезный российский коллекционер, пополняющий свое собрание, поинтересуется и именем, и репутацией эксперта, и провенансом вещи: громкие скандалы с подделками произведений искусства научили осторожности. Тем не менее о том, будет ли в отношении коллекции Белютина организовано полноценное комплексное искусствоведческое и технологическое исследование, ничего не слышно. Пушкина, где представлены эталонные произведения как раз тех авторов, которые, по словам владелицы, присутствуют в коллекции Белютина. Вопрос остается открытым. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность», среди выпускников которой можно назвать Нату Конышеву и Бориса Жутовского. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. С 1950 года преподавал в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков, в Текстильном институте, в Полиграфическом институте. С 1954 года руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики.
Хрущев, который возмутился произведениями авангардистского толка. Этот скандал сделал Э. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. Белютин создал теорию «всеобщей контактности», которая сводится к анализу потребности человека в искусстве. Художник имеет в виду, что у людей, независимо от того, как они относятся к современному искусству, есть потребность в контакте с ним, но осуществляется она у каждого человека по-разному. Один из аспектов всеобщей контактности — это так называемый «закон равновесия эмоционального надсознания». Его суть в том, что человек обращается к искусству, стремясь придать равновесие своему подсознательному напряжению, которое возникает под воздействием динамики современной жизни. Что же имел ввиду Белютин, говоря про контактность в искусстве? Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени.
Белютин, Элий Михайлович
Через несколько месяцев группа художников под руководством Белютина начала заниматься самостоятельно. С этого момента практически все знаковые события жизни художника неразрывно связаны с историей его студии, получившей позже название « Новая реальность », базировавшейся на его даче в подмосковном Абрамцеве 1964—2007. Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н. Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 года. Особые педагогические способности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось присутствовать и работать у него в студии.
В условиях запрета на многие русские произведения начала века и практически всё современное западное искусство, студия была местом, в котором молодые художники могли познакомиться с «другим искусством» и ощутить свободу творчества. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Юнга о занятии живописью как способе терапии при психотических состояниях и других нарушениях психоэмоционального строя. Сам Белютин основой своей методики называл педагогическую теорию П.
Кузнецов, Л. Затем занимался в аспирантуре на кафедре живописи и рисунка Московского педагогического института, с 1950 года преподавал в различных учебных заведениях и студиях.
С 1954 года руководил Экспериментальной студией живописи и графики, созданной при городском объединении художников книги и графики. Как историк живописи опубликовал книги «Педагогическая система Академии художеств 18 века» 1956 , «Русская художественная школа первой половины 19 века» 1963.
Элий Белютин фотография Свое 75-летие Элий Белютин, живописец, теоретик искусства, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречал в Америке. В Вашингтоне прошла его персональная выставка. Белютин уникален как художник, который около сорока лет работает в полуподполье. Уникален как создатель Студии, которая - по 200, по 600 человек - в конце 50-х и в 60-е фрахтовала большие пароходы и на несколько недель выезжала "на этюды".
За ним шли сотни увлеченных искусством человек. Он не обещал им ни денег, ни славы, ни мирового признания, но давал ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. С « Новой реальностью » и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н. Хрущёвым выставки в Манеже 1 декабря 1962 г. Особые педагогические способности, присущие Белютину, отмечали все, кому доводилось присутствовать и работать у него в студии. В условиях запрета на многие русские произведения начала века и практически всё современное западное искусство, студия была местом, в котором молодые художники могли познакомиться с «другим искусством» и ощутить свободу творчества. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Юнга о занятии живописью как способе терапии при психотических состояниях и других нарушениях психоэмоционального строя. Сам Белютин основой своей методики называл педагогическую теорию П. Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин переносит в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества [4]. Выставки Совместно с художниками « Новой реальности » 1962, ноябрь — «Таганская» выставка. Коммунистическая улица.
Белютин, Элий Михайлович
Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Предыдущий герой Элий (Елигий) Михайлович Белютин. Художник ХХ века. Одаренный, судя по всему, хороший педагог, наверное, интересный теоретик. Элий Михайлович Белютин 10.06.1925-26.02.2012. С прискорбием сообщаем, что 11 февраля на 99 году жизни скончалась Нина Михайловна Молева. На 87-м году жизни в Москве скончался художник-авангардист, преподаватель и мистификатор Элий Михайлович Белютин, основатель знаменитой студии своего имени и участник легендарной выставки в Манеже 1962 года.
Авторизация
- Игорь Конашенков сообщил последние данные о ходе специальной военной операции
- Путину завещали работы художника, на которого Хрущев орал в Манеже - МК
- Элий Белютин - тот, кто изменил взгляд на искусство |
- Белютин Элий Михайлович
- Вдова Элия Белютина подарила Художественной галерее Калининграда коллекцию творчества художника
Элий Белютин. Формула Времени.
Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. Скончался Э.М. Белютин 27 февраля 2012 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4 уч. Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными.
Элий Белютин
Но эта выставка не означала отмены запрета, фактически продолжающего существовать до наших дней. Белютинцев не включают в выставки Министерства культуры, не приглашают ни на какие форумы, не предоставляют мастерские. Единственное место работы самого Белютина в Москве - все тот же расположенный ниже уровня земли подвал, сырой и лишенный окон. Свои огромные полотна он продолжает писать, видя картину маленькими частями и снимая с подрамника, чтобы вынести из так называемой мастерской. До конца 1990 года Белютин оставался "невыездным", хотя за рубежом все годы шли, сменяя одна другую, его персональные выставки, - Польша, родина семьи Италия были наглухо закрыты. Впервые ему позволили выехать в США вместе с частью манежной выставки в 1991 году. Прием мастера за океаном оказался бурным и восторженным. Президент Ассоциации американских художников Вудсток Лиам Нельсон напишет: "Интересно, что Белютин, продолжая традиции 50-х годов, имеет так много общего с современным западным искусством в отличие от молодых русских художников, полностью находящихся под воздействием давно устаревшего концептуализма 70-х годов. Иначе говоря, они куда более старомодны, чем старшее по возрасту поколение белютинцев, находящихся на переднем крае поисков мирового искусства".
Несмотря на то что сам Белютин расценивает себя как естественного продолжателя традиций русских конструктивистов, его работы больше напоминают современный экспрессионизм, чем реализм 20-х годов. Так было в полотнах художника 40-х годов, представляющих не имеющий аналогий в мировом искусстве эмоциональный экспрессионизм "Уборка картофеля", "Слепцы", "Флейтист". Как напишет Джим Рид, "искусство, которому учит Белютин, восстанавливает способность человека одолевать жизненную неустроенность. Оно ведет к гармонии. Это то, что противостоит нашему сегодняшнему дню. Искусство способно компенсировать даже неудачи личной жизни человека. Не правда ли, это замахивается на многое? Может быть, именно в этом заключено дуновение следующего тысячелетия?
Многолетняя изоляция Белютина сделала из него своего рода уникальный феномен органической непрерывающейся связи посылок 20-x годов к 50-м и дальше, к нашим дням. Притом его работы, безусловно, обладают исключительно высоким художественным качеством, которое ставит его рядом с наиболее выдающимися художниками нашего века.
За ним закрепилась слава отважного экспериментатора и в некотором роде авантюриста. На рубеже 1950—1960-х годов он создал студию «Новая реальность», а вскоре вместе со своими учениками принял участие в знаменитой «манежной выставке» художников-авангардистов. Эта выставка навсегда осталась в истории периода "оттепели" — именно она 1 декабря 1962 года была со скандалом и нецензурными выражениями закрыта лично Никитой Хрущевым. Самым мягким словом в оценке лидера СССР авангардного искусства было слово «мазня». Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует! Вы что — мужики или....
В 1949 году коллекцию достали с чердака. К тому времени дом заселили. Белютин смог попасть на чердак, потому что «женщина, работавшая прислугой в их семье, получила комнату в этом музейном доме. И вот через неё Белютин перетаскивал домой к жене своё наследство»[3]. В послевоенные годы собрание, которое уже не так скрывали, удавалось сохранить в целостности благодаря тесным дружеским связям семьи с известными людьми, например, Таммом и Капицей. Также Белютины преподносили в дар часть вещей советским музеям. Известно, что после войны собрание Белютина и Молевой пополнилось рядом уникальных полотен и других ценностей, источники которых, правда, так и остаются загадкой. Как пишет «Коммерсантъ», существуют данные о службе Белютина в контрразведке, где он в послевоенные годы якобы занимался перемещёнными ценностями. Отсюда, полагают некоторые эксперты, и попали в его коллекцию работы Рембрандта и Тициана, которым позавидовали бы и тайные запасники ГМИИ имени Пушкина. Однако эта версия не имеет доказательств, как невозможно и подтвердить законность «перемещения» этих ценностей в частную коллекцию художника[8][9]. Для Москвы того времени было несколько странно слышать открытое хвастовство коллекцией: вот Тинторетто, а вот Тициан, тут у нас Рубенс и так далее. Картины у них висели везде, даже на потолке. Они жили тогда где-то недалеко от Маяковки в странном большом сером доходном доме в полуподвальной квартире. Все задавали себе вопрос о происхождении коллекции, но никто не осмеливался произнести его вслух. Все заведомо знали, что любой ответ будет враньем. Как только кто-то заводил разговоры о политике, хозяева их тут же пресекали. Супруги Белютин и Молева производили впечатление профессионалов, которые хотят выглядеть любителями. Создавалось впечатление об их высоком уровне на тайных этажах власти»[10]. Коллекция в новое время В начале 1990-х владельцы задумались о создании частного музея и решили оценить свои сокровища. Они пригласили экспертов французского аукционного дома «Отель Друо». Авторство всех ценностей было подтверждено. Стоимость собрания тоже была названа — по стартовым аукционным ценам она составила 400 млн долл[2]. В 1993 году была произведена попытка ограбления. Владельцы должны были уже улететь в Италию, «но с загранпаспортами вышла задержка, и они сидели дома и пили чай.
Слово — натуре. Теория всеобщей контактности. Педагогическая система. Издание 2-е. Доброчиньска А. Новые галактики Элия Белютина. Выставка работ студии Э. Молева Н. Эта долгая дорога через XX век. Жизнь и творчество Элия Белютина. Баланс столетия. Shenkar Nadine.
В Твери откроется уникальная выставка работ художника-неформала Элия Белютина
биография, дата рождения. Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. В своем творчестве Элий Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. 10 июня исполняется 95 лет со дня рождения российского художника, педагога, теоретика искусства, участника Великой Отечественной войны Элего (Элия) Михайловича Белютина.
Элий Белютин
Крынки Херсонской области 19 февраля, новости последнего часа 2024: обзор главных событий, нынешняя обстановка на Херсонском направлении. Официальная сводка Министерства Обороны РФ на 03. Последнее видео от Коношенкова на сегодня. Конашенков браво рапортует об "успехах" росармии в Украине, но стыдливо умалчивает о потерях оккупантов. Канал Голос Америки.
Игорь Конашенков сообщил последние данные о ходе специальной военной операции Требуя от России прекратить специальную военную операцию, они Запад — ред. Режим Зеленского и дальше продвигал бы чуждый для большинства населения махровый человеконенавистнический национализм, героизировал тех, кто вместе с нацистами уничтожал в годы Второй мировой войны сотни тысяч евреев, цыган, русских, поляков, украинцев. Укреплялась бы диктатура, продолжалась борьба с оппозицией и любым инакомыслием, множились ряды политзаключенных. А западные демократии стали бы всё так же смотреть на происходящее сквозь пальцы и одобрительно помалкивать", - заявил глава МИД РФ.
Как молчат об инсценировке в Буче в апреле 2022 года, хотя свидетельств тому достаточно, Лавров напомнил, что неоднократно лично обращался к генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу с просьбой требования предоставить хотя бы имена тех, кого якобы убили тогда российские военнослужащие, но всё безрезультатно. Позже журналисты спросили официального представителя генерального секретаря ООН Стефана Дюжаррика, связывалась ли украинская сторона с ООН по вопросу предоставления списка погибших в Буче, но он ушёл от ответа на этот вопрос. Захарова рассказала, кто стоит за провокацией в БучеОтсутствие реакции профильных организаций на запросы России о погибших в Буче говорит об инсценировке Киева при участии Великобритании и США. Свои жизни точно сохранят сотни тысяч тех, кого сегодня киевская власть пытается отловить, как скот, на улицах, в барах и храмах и в качестве "пушечного мяса" бросить погибать за западные геополитические интересы и, как говорят, "за демократические ценности".
Интересов украинского народа в войне против России как не было, так и нет. Есть только интересы англосаксов, их подручных и преступной, прогнившей киевской верхушки, которая повязана с Западом круговой порукой и которая боится, что её сметут на следующий день после окончания войны. Они вместе саботировали Минские соглашения, вмести растоптали шанс в апреле 2022 года, когда США и Великобритания запретили Киеву заключать мирный договор. По данным спецслужбы, киевский режим координировал его и снабжал взрывчаткой.
На месте происшествия нашли пистолет Макарова и стреляные гильзы. Пострадавших нет. Рафаэль Гросси подчеркнул, что основная совместная задача - обеспечение ядерной безопасности и защищенности ЗАЭС. И он положительно оценил проделанную работу.
Он оставил несколько специалистов агентства, которые меняются на ротационной основе. В этот, четвертый визит Гросси, с ним на станцию прибыла шестнадцатая команда инспекторов, состоящая из четырех человек. ВКС ударили по 1-й президентской бригаде ВСУ Глава пресс-центра группировки «Восток» Александр Гордеев сообщил, что ВКС России и артиллерия нанесли на южнодонецком направлении удары по элитной 1-й президентской бригаде, а также по позициям 58-й мотопехотной и 72-й механизированной бригад ВСУ в районах Урожайного, Угледара и Доброполья. Поражены опорные пункты и места скопления живой силы 1-й бригады президента Украины, сорваны попытки ВСУ укрепить свои позиции у Ровнополя.
Лучше хороший железобетон, чем громкое название. Тимошенко и Порошенко против закона о мобилизации Депутат Верховной рады Ярослав Железняк сообщил, что законопроект об ужесточении мобилизации на Украине прошел первое чтение в украинском парламенте. Внесение поправок пройдет до 21 февраля - и далее второе чтение. Ни один из депутатов от партий Петра Порошенко «Европейская солидарность» и Юлии Тимошенко «Батькивщина» не поддержал документ.
На Донецком направлении произошли 3 атаки со стороны украинцев, но они также были успешно отражены российскими военными. Подробности передает "Глас Народа". Брифинг Минобороны России 15 ноября 2023 — официальная сводка по Украине Трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию и депутат Госдумы Ирина Роднина в беседе с «РБ Спорт» ответила на вопрос о Камиле Валиевой, передает Частичная мобилизация в России — все новости по теме на сайте издания Интерфакс: Войска РФ улучшили положение в районе села Клещеевка Донецкой народной республики, заявил официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков. Новые данные о ходе специальной военной операции сообщили в Министерстве обороны России.
ИА Свежий брифинг Министерства обороны РФ, опубликованный 6 января, раскрывает важные детали успешной военной операции на Украине. Брифинг Министерства обороны России сегодня Встреча президента России Владимира Путина с офицерами, назначенными на высшие командные должности. На переднем плане — Игорь Конашенков Фото: Kremlin. Об этом сообщило Russia Today.
В журнале ЕС указано, что Конашенков «причастен к распространению дезинформации о военных действиях России на Украине» и несет ответственность за «активную поддержку или реализацию действий или политики», угрожающей Украине. В июне 2022 года указом президента Игорю Конашенкову присвоено воинское звание генерал-лейтенант. Также у него 17 медалей. Входит в президиум столичного Союза журналистов.
Конашенков заявил, что потери украинских сил на данном направлении за сутки составили свыше 105 военнослужащих, четыре танка, три боевые машины пехоты, шесть автомобилей, две самоходные артиллерийские установки: "Акация" и "Гвоздика", а также две гаубицы: Д-20 и Д-30.
Именно в этом помещении и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая «Таганская» выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ. Был снят фильм, который через несколько дней показали по западному телевидению, западная пресса много писала об этой выставке.
Реакция советских органов была быстрой, но художники успели снять и вывезти все картины. В 1960-е годы произведения Э. Белютина экспонировались во Франции.
Показала значок «Будь готов к санитарной обороне первой степени». Ей тут же дали два огромных пакета с ватой и бинтами.
Толпа народа, от безусых юнцов и до стариков, в это время штурмовала военкоматы. Врали про возраст, про состояние здоровья, лишь бы только побыстрее попасть на фронт. Мужики уезжали на фронт, а мы, грешные, должны были расставлять койки и таскать на себе прибывающих уже тяжелых раненых». Леонардо да Винчи с учеником «Мадонна с книгой». Фотография из личного архива «Я понимаю, Катя, что психологически во всем этом сейчас очень трудно разобраться, трудно в это поверить, как могло сочетаться в этой огромной стране одно с другим?!
Как можно было в той же нашей семье скрыть свое прошлое, когда до революции каждый год издавались огромной толщины справочники офицеров царской армии? Да — были репрессии, аресты, «черные воронки». Но была и любовь к родине! Настоящая любовь и настоящий патриотизм. Кстати, мой отец, Михаил Молев, приехав из Ставрополя вместе с женой, моей мамой, получил в Москве инженерное образование и работал одним из первых инженеров-электриков.
Так вот в его профессиональной среде, в отличие от актерской и писательской, «не взяли» вообще ни одного человека. И нас не тронули. Потому что, возможно, понимали, что без техников страна пропадет! Мы едины в беде. И вопрос о национальном самосознании, национальной идее — вот он, народ нашел на него ответ сам.
Это наша земля, земля наших дедов, и мы ее не отдадим». Чеховское «Предложение», «Медведь» — они у нас прошли под громовой хохот. Мы играли по три-четыре выступления в день. С ума сойти от повторения одних и тех же слов. Потом уже брала истории из жизни госпиталей, штабов, «подсматривала» за солдатами, нашими зрителями...
От места к месту они перемещались в открытом «ГАЗ-40», едва-едва утепленном какими-то одеялами. Нина сидела в шоферской кабине, рядом с водителем, на коленях — учебники по истории и математике за 9—10-й класс, над которыми она, бывало, засыпала между переездами. Фронтовые гастроли длились подчас и неделю, и десять дней. И все это время семья не знала: жива ли? Писали письма на Второй Белорусский фронт.
Ватные штаны. Видели бы свою внучку ее аристократические прабабушки, в нарядах с пышными кринолинами, как в корсеты, утянутые в тысячи дворянских условностей. Перед выступлением она наскоро переодевалась во взятые под расписку платья из депо театральных костюмов в саду «Эрмитаж». Единственный главный приказ Нины самой себе был один: «До конца войны — никакой любви». Какая уж тут любовь, и в самом деле?!
После Парада Победы 24 июня 1945 года в Кремле был прием, в котором принимали участие атташе стран-союзников. Там же поляки вручали пять своих золотых крестов — высшие символы воинской славы страны, красоты неимоверной, их внешний вид не менялся с XVII века. Вручали эти награды маршалу Рокоссовскому, Жукову, Коневу, лейтенанту Элию Белютину и старшему лейтенанту, «артистке» и, теперь уже можно это писать, разведчице Молевой. Тогда она впервые увидела своего будущего мужа. Который в свои 16 лет вывел из окружения 400 красноармейцев, раненый, едва избежавший ампутации, рисовавший потом в госпитале только левой рукой, через боль, чтобы восстановить ее функции.
Но в ту первую встречу в Кремле никакого впечатления, если честно, она на него не произвела. И он на нее, кстати, тоже. А моя война уже кончилась, я была свободным человеком... Вертится, вертится калейдоскоп. Что должно — сбудется, как бы ни старались мы сами избежать приготовленного специально для нас чуда...
Второй раз они встретились уже в 49-м. Спустя четыре года. В Исторической библиотеке. Элий заканчивал аспирантуру, Нине оставалось еще учиться. Оба окоченевшие, — написала она потом в одной из сотни своих книг.
Свидетельством чему является дарственная надпись, сделанная художником на французском языке на лицевой стороне холста по сырому: Элий Белютин Жану Кассу с любовью. Но картину вывезти не удалось, она осталась в России… В 2006 году произведение было передано автором в музей. На небольшом холсте фактурная живописная материя… Зрителю предстаёт композиция, напоминающая иконографический извод «Умиление». Не стоит искать конкретность фигур: образы составляют слившееся воедино неразрывное целое. Смело положенная и разработанная в оттенках краска живёт, дышит на поверхности картины и практически создаёт абстракцию. Присутствие образов угадывается лишь за счёт деталей, позволяющих достичь выражения всех нюансов мыслеощущений художника, которые и составляют содержание произведения.
Рисунок груди, головы матери, склонившейся к сыну... Руки младенца, с доверием тянущиеся к ней… Здесь царит гармония, любовь… Не случайно в картине так много синего, сложного — от тёмного, до лазурного и прозрачного небесного.