В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана. В 1973 году, белуджи получили поддержку от Ирака в восстании в пакистанском Белуджистане.
Иран и Пакистан были в полушаге от войны. Из-за белуджей
Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы. Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы. Фактически ТТП постоянно предлагает белуджам оливковую ветвь, побуждая их объединиться с исламистами в борьбе против государства. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Где поднимется «новый Дубай»
К 13—14 векам волны белуджей продвигались в Синд, а к 15 веку - в Пенджаб. По словам доктора Ахтара Балоча, профессора Университета Карачи , белуджи мигрировали из Белуджистана во время Малого ледникового периода и поселились в Синде и Пенджабе. Малый ледниковый период традиционно определяется как период с шестнадцатого по девятнадцатый века или, альтернативно, с 1300 по 1850 год. По словам профессора Белуджистана, климат Белуджистана был очень холодным, и этот регион был непригоден для проживания зимой, поэтому белуджи мигрировали волнами и поселились в Синде и Пенджабе. Район, где поселились племена белуджей, оспаривался персидскими Сефевидами и императорами Великих Моголов. Хотя Моголам удалось установить некоторый контроль над восточными частями области, к 17 веку вождь племени по имени Мир Хасан утвердился в качестве первого «хана белуджей». Первоначально в союзе с Моголами, ханство потеряло автономию в 1839 году с подписанием договора с британским колониальным правительством, и регион фактически стал частью британского владычества. Культура белуджей Основная статья: Культура Белуджистана Культурный человек племени Бугти Золотые украшения, такие как ожерелья и браслеты, являются важным аспектом традиций белуджских женщин, и среди их самых любимых украшений - дорр , тяжелые серьги, которые прикрепляются к голове с помощью золотых цепочек, так что тяжелый вес не причинит вреда ушам.
Обычно они носят золотую брошь тасни , которая изготавливается местными ювелирами разных форм и размеров и используется для скрепления двух частей платья на груди. В древние времена, особенно в доисламскую эпоху, женщины-белуджи обычно исполняли танцы и пели народные песни на различных мероприятиях. Традиция матери-белуджи, поющей своим детям колыбельные, с древних времен играла важную роль в передаче знаний из поколения в поколение. Помимо стиля одежды белуджей, большое значение для белуджей имеют коренные и местные традиции и обычаи. День белуджской культуры отмечается народом белуджи ежегодно 2 марта с праздниками, посвященными их богатой культуре и истории. Белуджские племена Белуджские районы Пакистана, Афганистана и Ирана розовый в 1980 г.
С тех пор как Пакистан захватил Белуджистан в 1949 году, провинция пережила четыре этапа эволюции повстанческого движения. Все предыдущие этапы заканчивались урегулированием путем переговоров. Однако текущий конфликт является самым продолжительным и кровопролитным.
Кроме того, он отличается от предыдущих, поскольку белуджи теперь противостоят правительству не только по племенному принципу. Средний класс белуджей становится все более радикальным, обеспечивая повстанцев такими главарями, как Гульзар Имам. Или такими боевиками, как Шари Белудж, который совершил самоподрыв в Институте Конфуция в Карачи в апреле 2022 года. Повстанцы утверждают, что борются за выживание своего народа, но этот аргумент не оставляет места для мирных переговоров. Белуджи опасаются вытеснения представителями других пакистанских этнических групп, переезжающих в провинцию в поисках работы и поддерживающих проект Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК. Успешность реализации проекта зависит от обстановки в портовом городе Гвадар в Белуджистане. Отвергая любые переговоры, главарь BRAS Алла Назар Белудж написал в соцсетях: "Белуджские парламентские группы являются контрпродуктивными и контрреволюционными, поскольку они узаконили варварство государства. То, что они делали, было ожидаемо с самого первого дня. Государственные органы совершают те же зверства, что и в Бангладеш".
Таким образом, рассуждения Гульзара Имама о мире кажутся несбыточными на фоне воинственных заявлений его соотечественников.
Он почти полностью построен Ираном, но проект был заморожен Пакистаном, так сказать, по просьбе американцев. Это, скорее всего, и вызвало активизацию одного из сателлитов Ирана - хуситов - на Красном море. Так что, у Ирана и Пакистана есть, что обсуждать, есть, что решать, исходя из собственных экономических и политических интересов в регионе. Скорее всего, Израиль в этом обсуждении займет небольшое место именно для публичного пространства и публичного осуждения. Не более того. Думаю, что это никак не отразится на взаимоотношениях Израиля с Ближним Востоком, никак не отразится на его позиции, никак не отразится на событиях на территории Израиля", - подчеркнул специалист.
Так, оседлые строят жилища из глины, а кочевники пользуются шатрами, которые легко взять с собой и можно перевозить, навьючив на животных.
Белуджи традиционно заняты земледельческими работами и скотоводством отгонного типа. Из растительных культур выращивают пшеницу, фасоль, ячмень. В прибрежных районах занимаются рыболовством. Налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, также для торговли. Традиционные ремёсла — производство ковров, паласов и тканей из шерсти, которым занимаются женщины. Одежда у мужчин включает длинные рубашки, штаны свободного кроя, безрукавки, голову покрывают войлочными шляпами или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму. Женщины также носят рубашки и шальвары — широкие штаны, голову покрывают тюбетейкой и закутывают покрывалом. Носят много украшений. В пищевой рацион народа входят лепешки из теста, молочные продукты, плоды.
Иран: Пакистан пишем, Израиль в уме?
Моллакратический режим проявляет репрессивное поведение не только по отношению к азербайджанским тюркам, но и по отношению ко всем неперсидским народам, проживающим на территории страны под названием Иран. Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима. Подчеркнем также, что с начала марта этого года белуджи проводят более масштабные акции протеста. Прежде чем говорить об этом, обратим внимание на историю и национальное происхождение белуджского народа. По сведениям, белуджи — это народ, компактно проживающий в Пакистане, Иране и Афганистане, язык которого относится к индоевропейской языковой семье. Ближайший к белуджам язык — курдский. В Иране они живут в провинциях Систан, Белуджистан и Керман и мало интегрированы в иранское общество. Большое количество белуджей, проживающих в Иране, ведут кочевой образ жизни. Белуджский язык — это язык, на котором говорят на территории Ирана, Афганистана, Пакистана и Туркменистана. В настоящее время общее количество носителей этого языка превышает 4,5 миллиона человек.
Делится на два основных диалекта: западный и восточный. Письмо белуджей в Пакистане и Афганистане основано на арабском письме. Теперь перейдем к кровожадным действиям мулло-персидского режима против белуджей.
Имам, который вступил в ряды боевиков в 2009 году, заявил, что время, проведенное в заключении, изменило его взгляды: "Настал момент, когда правительство, политические элиты и находящиеся в горах боевики должны исправить свои ошибки и сыграть свою роль в развитии Белуджистана".
Пакистанские силы безопасности не могут подавить экстремистскую угрозу в провинции с тех пор, как в 2005 году на ее территории вспыхнули боевые действия. Местные повстанцы используют глубоко укоренившееся недовольство белуджей, которые давно считают, что ресурсы их родины используются в интересах пакистанской политической элиты. Белуджистан сильно отстает от остальной части Пакистана по показателям развития — от дохода на душу населения до уровня грамотности. Недовольство местных жителей только усугубляется тем, что центральное правительство открыто приветствует китайские инвестиционные проекты в провинции.
Как опасаются белуджи, эти проекты вызовут приток миграции, ведущий к дальнейшей маргинализации коренного населения. Пакистанская армия объявила об аресте Гульзара Имама в апреле. Однако некоторые СМИ, ссылаясь на неофициальные источники, утверждали, что Межведомственная разведка МВР тайно удерживала Имама под стражей с сентября 2022 года. Хотя арест главаря экстремистов вызвал оживленные дискуссии, последствия его не оказали значительного влияния на динамику боевых действий.
Боевики "Освободительной армии Белуджистана" ОАБ , союзной экстремистской группировки, совершили серию нападений в нескольких городах провинции вскоре после того, как власти объявили об аресте Имама. Кроме того, по данным Пакистанского института исследований конфликтов и безопасности, число нападений в Белуджистане даже несколько увеличилось в апреле нынешнего года. А в мае боевики забросали гранатами телекоммуникационные объекты, захватили заложников во время рейда на казарму и убили силовиков, охранявших шахтеров. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко.
Белуджи считаются самой бедной общиной в Иране. Правительство Ирана выделяет белуджам очень мало средств из бюджета. Мало школ, широко распространена неграмотность и так далее». Солтан отметил, что к белуджам применялись все виды дискриминации.
По его словам, именно поэтому белуджи более активно участвуют в акциях протеста, проводимых в последние годы. Выступления в этом направлении уже были. Из-за того, к какой секте они принадлежат, иранские власти относились к Белуджистану как к отчиму. Во время недавних протестов лидеры белуджей предложили провести референдум об изменении конституции.
Говорят, что важно провести референдум, чтобы определить политическую власть в стране. В связи с этим представители верховного лидера Ирана Хаменеи неоднократно встречались с лидерами белуджей. В последнее время лидеры не хотели с ними встречаться. В Белуджистане арестован ряд известных священнослужителей и интеллектуалов.
Даже среди студентов, приехавших учиться в «Университет Захедан» из Афганистана, есть арестованные и сосланные, но о многих из них сведений нет.
К примеру, пакистанские и иранские националисты белуджи еще с 1948 года год провозглашения независимости Пакистана борются за независимость разделенного народа, а Афганистан и по сей день предъявляет претензии на традиционные пуштунские территории, входящие в состав Пакистана. День единства белуджей и пуштунов был учрежден в 1949 году для того, чтобы подчеркнуть единство и братство двух родственных народов. Хотя праздник считается международным, отмечают его преимущественно в Афганистане. Напомнить о празднике в Календарь Google Категория.
Индия и Китай оспаривают Большой Белуджистан
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам? | Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. |
Белуджистан: новая попытка разжечь войну | Насправдi | Фактически ТТП постоянно предлагает белуджам оливковую ветвь, побуждая их объединиться с исламистами в борьбе против государства. |
Американская пресса осветила акцию южных азербайджанцев в Брюсселе | | Новости | Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима. |
Главное сегодня
- Белуджи - происхождение народа, где и как живут, фото
- Telegram: Contact @bbc_cnbc
- Белуджский сепаратизм больше не является забытой проблемой
- О положении белуджей в Туркменистане. |
Российский институт стратегических исследований
В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. Белуджи вновь протестуют против правящего режима в Иране -ВИДЕО. Этим актом я хочу заставить Китай и его народ осознать, что любой, кто попытается вмешаться в проблемы белуджей без согласия народа белуджей, столкнется с гневом народа белуджей. Две сепаратистские группировки белуджей (титульного населения юго-западной пакистанской провинции Белуджистан, обитающего также на сопредельных территориях. В частности, Чахар-Бурджак является регионом преимущественного проживания белуджей (народ, этнически близкий иранцам), а численность пуштунов не превышает 5 процентов.
Белуджистан: долгосрочная угроза пакистано-китайским связям
Предполагается, что белуджи заселили нынешние места обитания, возможно, несколькими волнами в VII—VIII вв. Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Сегодня народ Белуджей и молодежь Белуджей сражаются со своим врагом с упорством и мужеством. Более того, Бугти утверждал, что Наэла Квадри не представляет народ белуджей. По данным Тегерана, белуджи, воюющие против Ирана, поддерживаются израильтянами (которые на фоне происходящего открывают второй фронт на севере с Ливаном) и англосаксами.
Форма поиска
- Белуджи: путешествие в историю и культуру народа
- Движение транспорта на одной из улиц Баку будет ограничено
- Где поднимется «новый Дубай»
- Основная навигация
- Ракетный диалог
- Белуджистан – что это такое?
Борьба белуджей
Это основное разделение было усилено 30-летней войной между племенами Ринд и Лашари в 15 веке. Пакистан В районе Дера Бугти базируется 180 000 Bugti. Они разделены между рахиджа бугти, масори бугти, калпар бугти, марехта бугти и другими подплеменами. Талал Акбар Бугти был лидером племени и президентом партии Джамхури Ватан с 2006 года до своей смерти в 2015 году. Хирбайир Марри возглавляет Армию освобождения Белуджистана после смерти своего брата в 2007 году. Трайбализм Жестокая межплеменная конкуренция предотвратила любую заслуживающую доверия попытку создания национального государства.
Множество воинствующих сепаратистских движений, каждое из которых предано своему племенному лидеру, угрожает региональной безопасности и политической стабильности. Националистические группы, такие как Организация белуджских студентов , состоящая из вооруженных повстанцев, и Белуджский совет Северной Америки , состоящий из образованных эмигрантов, проживающих в Соединенных Штатах, одновременно осудили традиционных правителей Белуджистана и национальное правительство Пакистана. Племена белуджей заметно менее эгалитарны , как и племена пуштунов. Хотя лидеры белуджей, поддерживаемые традиционными учеными, считают, что белуджи являются светскими людьми, Кристин Фэйр и Али Хамза в ходе своего недавнего эмпирического исследования 2017 г. Практически нет статистически значимых или существенных различий между мусульманами-белуджами и другими мусульманами в Пакистане с точки зрения религиозности, поддержки пакистанского государства, соответствующего шариату, освобождения мусульман от притеснений и т.
Небольшое количество белуджей являются немусульманами, особенно в клане Бугти, в котором есть индуисты и сикхи. Есть несколько индусов в племенах бугти, безенджо, марри, ринд и других белуджских племенах. В Bhagnaris это сообщество живой индус Балок в Индии , которые ведут свое происхождение от южного Белуджистана , но мигрировали в Индию во время раздела.
Кроме того, Гвадар призван стабилизировать западные мусульманские провинции Китая путем привлечения инвестиций в регион и усиления экономических связей с мусульманскими странами Средней Азии. На сегодняшний день, мощность Гвадара составляет порядка 5,5 млн. Второй внерегиональный игрок — Индия, объектом внимания которого выступает порт Чахбехар. Индия и Иран условились совместно развивать его ещё в 2003 году, однако экономические санкции против иранской ядерной программы препятствовали этому.
Теперь в условиях вероятного снятия санкций сотрудничество вновь приобрело актуальность. Соответствующее заявление сделал иранский посол в Индии Голам-Реза Ансари. Будучи одним из крупнейших портов Ирана, Чахбехар оборудован для приема океанских судов и является одним из ключевых элементов транспортного коридора «Север-Юг». Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию и Среднюю Азию, исключая транзит через Пакистан. Для Ирана порт Чахбехар — самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны — это важнейший центр торговли. Кроме того, развитие Чахбехара — часть программы централизованного бункеровочного бизнеса. Таким образом, проект Большого Белуджистана стал объектом геополитических войн.
Чахбехар от Гвадара отделяют всего 70 км.
В годы учебы на факультете журналистики ЛГУ я начал писать статьи в пакистанские и афганские газеты. Занимался переводами, перевел на белуджский рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» и даже стихи Пушкина, которые были опубликованы в пакистанской газете. С тех пор как Белуджистан стал провинцией Пакистана, большинство белуджи не могут читать и писать на родном языке, в школах преподается только государственный язык урду.
После окончания университета Абдулла вернулся на родину и стал работать на телевидении ведущим литературных передач, издавать политический журнал, который приобрел большую популярность в Пакистане. Это не понравилось властям, и меня стали преследовать, — рассказывал Хафиз. Я продолжил здесь свою журналистскую деятельность, а публикуюсь в Пакистане и Афганистане. Но безграмотность народа приводит к усиленному влиянию исламских радикальных партий, которые поддерживают терроризм.
Я уже не придерживаюсь радикальных взглядов молодости, вижу будущее нашей страны в расширении сотрудничества и урегулировании мирным путем ситуации внутри страны. Политическая журналистика стала судьбой Абдуллы Хафиза, но не только: он писатель, поэт и артист. Книга рассказов Хафиза «Раненый рассвет» о жизни белуджи и войне в Афганистане времен талибов вышла в крупнейшем издательстве Пакистана. В Афганистане изданы книжки стихов.
По сценариям, написанным Абдуллой, снято несколько телесериалов на пакистанском телевидении. Особой популярностью пользовался сериал «Хорошая новость», его полсотни раз показывали по телевидению. В трудные 2000?
Гончарное ремесло уходит корнями к древним цивилизациям. Мастера изготавливают посуду, вазы, лампы изящных форм. После обжига керамику раскрашивают, покрывают глазурью.
Поверхность изделий покрывают растительными и цветочными узорами. Белуджские мастера производят мебель, музыкальные инструменты из дерева. Их покрывают изящной резьбой. Также распространено такое ремесло, как изготовление металлической посуды, гравировки по металлу. Из латуни и меди делают чайники, тарелки, чашки, кувшины. Гравированные поверхности покрывают цветным лаком.
У белуджи издавна развито ювелирное дело. Изготавливаются украшения не только из драгоценных металлов, но и обычная бижутерия. Традиционно белуджские женщины носят множество украшений по всему телу. Это браслеты, ожерелья, массивные серьги, цепочки, подвески на голову, кольца. На уклад жизни белуджи большое влияние оказывают внутриплеменные отношения. Существует родовая иерархия, у некоторых племен есть деление на касты, пришедшее из Индии.
Племенная система является аналогом политических партий и влияет на общественную жизнь всего народа. Со старейшинами племени советуются по всем важным вопросам, в том числе, внутрисемейным. Старшие люди имеют непререкаемый авторитет. Очень сильны родственные связи. Все важные события в семье отмечаются всеми родственниками. Брачные союзы традиционно заключаются между людьми одной общины.
Внутри семьи царит патриархат. Жена подчиняется мужу в соответствии с традициями ислама. Однако иранские и пакистанские женщины более свободны в плане общественной жизни.
Афганистан. Герат. Кочевники Белуджи.
В последнее время отмечается присутствие “фактора белуджей” и в обострившейся в очередной раз ситуации на афгано-пакистанской границе. В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана. Белуджи народ фото. Читайте также. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят белуджи-националисты, добивающиеся независимости разделённого народа.
Белуджский сепаратизм в Иране
А вот за реальные просторы, как и много лет назад, борются самые разные кочевые группы. О жизни этих групп рассказывает «Иран сегодня». Источник фото: mizanonline. Здесь, в окружении самых разных и удивительных пейзажей, понять вечных иранских кочевников, окажется не труднее, чем отыскать их. К северу от притока реки Карун — Абе-Диз, в области, именуемой Лури-кучек, или Малый Луристан, несложно встретить сразу две многочисленные группы лурских племен: Пуштекоха и Пешкоха.
Большинство лурских племен исповедуют ислам шиитского толка, говорят на близком к фарси языке лори и издавна именуются «чадорнешинами» «живущими в шатрах». Ведь, несмотря на все попытки правительства в 1920-1930-х годах привести их к оседлости, луры по-прежнему кочуют по юго-западу страны. Бахтиары Соседствуют с «подвижными» жителями Малого Луристана не менее легкие на подъем обитатели Большого Луристана, или Бахтиарии. Причем и само соседство этих исконных иранских народов — уже традиция, заведенная еще до арабских нашествий.
Позднее в попытке подчинить себе кочующее население Луристана в его пределы не раз вторгались и иранские шахи, впрочем, до царствования Аббаса I 1587-1629 — довольно тщетно. Так, многие племена летом проживают в горных деревнях, занимаясь земледелием, а к зиме устремляются в Гармсир, жаркое равнинное побережье Персидского залива.
Уже на следующий день, 19 января, врио премьер-министра Пакистана Анвар-уль-Хак Какар заявил, что его страна - миролюбивая, желающая «жить мирно с соседями», хотя Комитет национальной безопасности и похвалил вооружённые силы за «эффективный ответ» Ирану. Как бы там ни было, совершенно очевидно, что торгово-экономические и бизнес-связи оказали определённое влияние, и Исламабад с Тегераном решили не усугублять рецидив застаревших противоречий и погасить конфликт на ранней стадии. К тому же, живущий в условиях санкций Иран нуждается в рынках сбыта, что вполне может обеспечить двухсотмиллионный Пакистан. Кстати, на форуме в Давосе , как раз по время ракетных ударов по Пакистану, встретились врио премьера Пакистана Какар и иранский министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, который и заявил, что Иран готов укреплять сотрудничество с соседом в электроэнергетике, нефтяной, газовой и энергетической сферах и что Иран хотел бы увеличить товарооборот с Пакистаном до 5 млрд долларов, что вдвое больше нынешних показателей.
В свою очередь Пакистан, как было отмечено, помнит, что в 1947 году первым признал независимость молодой исламской республики именно Иран. Взгляд со стороны Китай. На фоне эскалации отношений между Ираном и Пакистаном Китай первым вызвался стать посредником на переговорах. Официальный представитель китайского МИД выразила надежду на способность сторон проявить сдержанность. В этой связи важно отметить, что у Китая сложились деловые отношения как с Ираном, так и с Пакистаном. В частности, с Исламабадом заключено соглашение о строительстве Китайско-пакистанского экономического коридора КПЭК , благодаря чему Пекин получит выход в Оманский залив, связав Синьцзян с пакистанским портом Гвадар в провинции Белуджистан.
А с Ираном, как утверждают в Пекине, у Поднебесной установилось «всеобъемлющее стратегическое партнёрство с обоюдной и твёрдой поддержкой». Поэтому, видимо, Пекин и не стал комментировать ирано-пакистанский конфликт, и это вполне соответствует духу китайской прагматичности в международных делах. Официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила, что Москва с тревогой наблюдает за растущим обострением ситуации в ирано-пакистанском приграничье, напомнила, что обе страны состоят в ШОС и призвала Тегеран и Исламабад к сдержанности и решению проблем политико-дипломатическими методами.
Таким образом, клан оказывается "выше" национальности; это приводит к дроблению этнической группы и неправильному отображению ее численности в статистических данных.
Между тем известно, что интересы малочисленных этнических групп зачастую оказываются вне поля зрения властей; им проще отказать, например, в получении образования на родном языке. Белуджи как национальное меньшинство Территория, которая со времен британского господства именуется по названию белуджского этноса — Белуджистан, в настоящее время разделена между тремя странами и занимает общую площадь 647 тыс. Из нее 347 190 кв. Зачастую рядом с белуджами здесь проживают и другие племена бывших кочевников; к самым многочисленным из них относятся брагуи, пуштуны, ласи и синдхи.
Совместное существование племен обуславливает их смешение и взаимный культурный обмен. Белуджи, проживающие на территории бывшего Систана, не образуют компактных поселений и потому перенимают язык и традиции соседних племен. Напротив, территория прежнего иранского Белуджистана является единственным местом их компактного проживания и никакой ассимиляции этого народа не происходит. Это в 1960-х годах отмечала В.
Фролова 16 ; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой. К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г. Мешхед недалеко от г. Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте.
Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот.
Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г. Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык.
Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних местах проживания отсутствие пастбищ, наводнения, неурожаи, высокие налоги и др. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота.
Гафферберг в своей монографии "Белуджи Туркменской ССР" 18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период "привыкания" к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни. В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан.
В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач 19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета.
В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду.
Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши.
По заказу государства создавалась новая история, которая должна была доказать чрезвычайную древность туркменского народа и его исключительность в мировом масштабе. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под "старым" подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под "новым", создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года.
Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена.
В статье отмечается, что около 500 южных азербайджанцев и их сторонников провели акцию протеста перед Европейским парламентом, чтобы привлечь внимание к рассматриваемому вопросу. В акции, организованной южными азербайджанцами Салехом Кямрани и Шарифом Джафари, приняли участие представители проживающих в Иране неперсидских народов, члены украинской диаспоры, европейские журналисты по защите меньшинств и представители Европейской ассоциации. Было отмечено, что мирная демонстрация призвана разоблачить политику иранских властей по притеснению неперсидских народов и распространению дезинформации о них.
Участники акции скандировали лозунги с требованием свободы и справедливого отношения ко всем неперсидским народам в Иране, к женщинам и молодежи, ставшим жертвами насилия «Сепах», осудили аресты протестующих и казни политических диссидентов режимом мулл, использование иранских беспилотников против гражданских лиц в Украине и призвали ЕС остановить ядерную политику Ирана. В статье цитируется интервью организатора акции протеста Салеха Кямрани: «Бремя революции лежит на плечах неперсидских народов.
Провинция Белуджистан
Белуджи — разделенный народ: большая его часть, около семи миллионов, живет в Пакистане, около двух миллионов — в Иране, более полумиллиона — в Афганистане. Здесь живут кочевники – белуджи. Небольшое племя из десятимиллионного народа, проживающего в Пакистане, Иране, Омане и в Афганистане. Улицы города Захедан на юго-востоке Ирана заполнились протестующими, когда белуджи, иранский народ, вышли на демонстрации против политических репрессий и казней граждан.