Интересует тема "Восстановление Ленинграда"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам.
Подпишитесь на нашу рассылку
- Уходили первыми
- От войны к миру
- Статьи по теме:
- Содержание
Восстановление и преображение: Ленинград после войны
Они могли вернуться без ограничений. Вернуться из бомбоубежища можно было найти не дом, а руины. Кроме того, ограничение въезда в город давало время для того чтобы где-то восстановить жилой фонд, где-то решить вопрос размещения возвращающихся в ручном режиме. Последнее подразумевало использование резервов имеющейся жилой площади.
Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований. Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов. Излишки же, должны были изыматься.
Как изъять «лишние» квадратные метры? Безусловно, подселив в квартиру новых жильцов. Возражать принято не было.
Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей.
Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции. До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным.
В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города. Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма.
К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда. Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти.
Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось.
Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить. К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города.
Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех. Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов.
В том же Ленинграде, после 1935 года освободилось много добротных квартир, чьи прежние хозяева были репрессированы, практически вся их жилплощадь была роздана сотрудникам НКВД. Этот диссонанс встречается до сих пор. Вполне вероятно, что в стране Советов планировали решать этот вопрос, но война изменила планы.
Жизнь страны в буквальном смысле разделилась на до и после, изменились миграционные потоки, сократилось количество населения - люди погибли на войне.
Такие же заявления звучали от руководства Финляндии — союзника Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда. Вспыхнули около 200 пожаров — один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. Целью немцев было не только разбомбить важные предприятия, но и создать панику среди населения.
Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. Голод в блокированном городе В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты. В ноябре — декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики — всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка — рабочим — на 100 граммов, остальным — на 75, — изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью.
Это небольшое увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. Осень — зима 1941—1942 годов — самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод — отопления и горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Прорыв блокады Ленинграда Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. В результате успеха операции "Искра" южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8—11 километров.
По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки.
И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий. От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление".
План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода. Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров.
Это Крестовский остров. Наши мальчики там занимались прыжками с парашютом. Весной всегда там ходили, потому что хорошо дышалось. Там можно было бегать, прыгать, всё что хотелось делать». После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты. Так что со знанием дела ставит оценку.
Петроградский район запомнился ей добрым, любящим и умным. Оценку поддерживают и те петербуржцы, что младше в пять раз. Выходит, что город за минувший век, хоть и спрятал многое за вывесками, но всё главное сохранил. Картина дня.
В ленинградских газетах много говорится не только о прошлом города, но и о его настоящем и будущем — отчетливо выражен пафос современного и предстоящего героического труда по восстановлению и возрождению Ленинграда. Таким образом, память о героическом прошлом не предстает в материалах этих газет ценной сама по себе. Славные военные традиции Ленинграда и подвиг ленинградцев, совершенный ими в годы войны и блокады, используются для того, чтобы создать фундамент, внутреннюю моральную опору для предстоящего тяжелого труда по восстановлению города.
Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды. Но ленинградская «блокадная память» этих лет имела и свои специфические особенности. Заметную роль в прославлении подвига Ленинграда сыграла известная речь A. Кузнецова, только что назначенного секретарем ЦК, произнесенная 16 января 1946 года на предвыборном совещании в Ленинграде. Исследователи «ленинградского дела» В. Демидов и В. Кутузов считают, что речь Кузнецова была похожа скорее на гимн городу, чем на обычный для выступлений такого рода гимн Сталину Ленинградское дело 1990:36.
Демидов и Кутузов называют эту речь «крамольной», учитывая то, что при чтении обвинений, выдвинутых против руководителей города в 1949 году в ходе «ленинградского дела», они «никак не могли отделаться от впечатления, что фабула этого страшного документа списана с выступления A. Кузнецова» Там же, 40. Действительно, в речи секретаря ЦК говорилось и о самых тяжелых испытаниях, выпавших на долю Ленинграда в военные годы, и о том, что захват Ленинграда был основной целью плана «Барбаросса» в первый период войны, и о неоценимом вкладе ленинградцев в дело защиты Родины. О Ленинграде говорилось как о городе, «первым остановившем врага и разгромившем гитлеровские полчища под своими стенами», «выдержавшем двадцать девять месяцев осады» и «затмившем славу Трои» Смена. Кутузов пишут о том, что ошибки, допущенные в «крамольно-восторженной» речи Кузнецова, в первую очередь недостаточное по тем временам восхищение Сталиным, были замечены как ленинградскими руководителями, так и их московскими политическими соперниками. После этого ленинградское руководство стало гораздо более осторожным в формулировках своих выступлений Ленинградское дело 1990:40. Однако в ленинградских газетах, как можно заключить из анализа их публикаций в памятные блокадные даты, «крамольное» воспевание военной славы Ленинграда продолжилось и в 1946—1949 годы.
И хотя формулировка о помощи страны и лично товарища Сталина заняла свое место практически во всех официальных статьях и опубликованных в газетах докладах, посвященных обороне Ленинграда, восхищение прессы великим подвигом города год от года нарастает и скорее приближается к мыслям, выраженным в речи Кузнецова, чем идет на убыль. Основополагающие, или, как говорили в то время, «установочные», цитаты из выступлений партийных и государственных руководителей в советский период были неизменным атрибутом публикаций прессы на самые разные темы. Не был исключением в этом отношении и послевоенный Ленинград. Однако для создания фундамента ленинградской военной и послевоенной славы прессой были выбраны три высказывания, обладавшие более высоким статусом, чем мысли из «крамольной речи»: использовались цитаты, взятые из слов не ленинградского, а центрального руководства. Можно выделить три таких цитаты, наиболее часто встречаемые как в заголовках, так и в текстах газетных публикаций 1946—1949 годов. Первыми были слова Верховного Главнокомандующего И. Сталина, назвавшего в приказе от 23 февраля 1944 года освобождение города от блокады «Великой победой под Ленинградом».
Вторая цитата была взята из речи М. Калинина, произнесенной им в 1945 году при вручении Ленинграду ордена Ленина: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города, — это великое дело, дело Ленина и Сталина — никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений». Третьей многократно повторяемой цитатой стала формулировка, прозвучавшая в тексте Четвертого пятилетнего плана, в котором перед Ленинградом ставилась задача восстановления города «как крупнейшего индустриального и культурного центра страны».
Ленинград в 1944 году. Возрождение
Реставрационные работы на фасадах Большого дворца. Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата. Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики.
Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика. К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России. Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше.
Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг. В 1978 г. Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг.
Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов. Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника.
В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня. Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы. Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля. Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры.
Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой. Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г.
Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения. Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту.
При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время. Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись. Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков.
На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель. Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…».
В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений. В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется.
Надо отдать справедливость — весьма толково. Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г. Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов».
В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в. В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг.
Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г. Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства….
Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г. Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов. Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел.
Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие. В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны.
Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком. В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно.
Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности. Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся. В Монплезире от протечек пострадали кессонированные потолочные перекрытия и три падуги в Парадном зале, значительная часть плафона в Спальне Петра I, северо-западный медальон в Секретарской, а также росписи в галереях и люстгаузах. Плафон Буфетной до реставрации. Северо-западный угол дворца разрушился от взрывной волны, и часть росписи в Морском кабинете Петра I погибла.
Провалилась крыша восточного люстгауза. Фигура Аполлона в куполе центрального зала была изрешечена пулями. Поскольку потолочные перекрытия достаточно тонкие, на чердаке можно передвигаться исключительно по балкам. Хождение по дощатой подшивке неизменно приводило к образованию трещин на живописи и даже к осыпанию красочного слоя, что и произошло во время войны. На состоянии росписей негативно сказалось использование печек-времянок, размещенных фашистами в Спальне и Кабинете Петра I, Секретарской, Лаковом кабинете.
При нагревании помещений разогревались росписи, гипсовый грунт, известковый намет, а со стороны чердака, наоборот, происходило сильное охлаждение. Все это способствовало появлению конденсата. Длительный срок такого состояния ослабил грунт, и он начал отслаиваться вместе с росписями в виде небольших чешуек. Кроме того, плафоны в указанных интерьерах покрылись копотью и потемнели. Жар, исходивший от печек, отрицательно повлиял и на живопись Парадного зала, хотя он не отапливался.
Дело в том, что теплый и влажный воздух вырывался из теплых помещений и, соприкасаясь с холодными потолками в зале, конденсировался. При низкой температуре эта влага намерзала на росписях, ослабляя красочный слой. Летом 1945 г. К сожалению, имена многих реставраторов остались неизвестными для потомков, сведения о других ограничены только фамилией и инициалами. Поскольку самые большие повреждения случились из-за протечек, в первую очередь на крыше промазали все щели.
Параллельно архитекторы четвертой мастерской Ленпроекта Л. Гольдвассер и Б. Кикин составили проект реставрации Парадного зала, галерей и люстгаузов21. В следующем году отремонтировали перекрытия, соорудили временную кровлю, после чего произвели консервацию дворца, а в восточной галерее поставили поддерживающую конструкцию перекрытий, чтобы избежать их обвала вместе с росписями. В 1947 г.
После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой. С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11]. За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11].
В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11]. Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10]. Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95]. К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров. С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10].
Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11].
Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96].
Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23]. Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23].
В городе формировалась субкультура, противоположная официальной культуре, сочетавшая старый городской романс , переплетённый с криминальным миром [23]. Выдающиеся достижения в обороне Ленинграда доказали особую роль Ленинграда в Великой отечественной войне, о обороне и блокаде Ленинграда говорили за границей [99]. Это повысило гордость и самосознание ленинградцев [99] , ещё в 1944 году многие улицы города получили старые дореволюционные названия [76]. Это повлияло и на то, что ленинградские партийные деятели начали проявлять самостоятельность [36]. Советское руководство было раздражено такой тенденцией, в восхвалении подвига ленинградцев они увидели принижение роли Москвы и Сталина в победе над немцами. В рамках Ленинградского дела произошёл разгром ленинградской верхушки.
Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда. По всему городу были развешаны плакаты, которые вдохновляли строителей. Интенсивно шли восстановительные работы на Невском проспекте, где были воссозданы ряд домов на Гостином дворе.
По мнению эксперта, напрашивается параллель между событиями второй половины 40-х годов XX века и современным восстановлением Донбасса. По его мнению, «напрашивается историческая параллель между этими событиями и современным восстановлением Донбасса, возрождением Мариуполя , который сегодня превратился в гигантскую строительную площадку». За годы Великой Отечественной войны в Ленинграде были повреждены тысячи исторических строений, в том числе знаменитый Гостиный двор, Михайловский замок и Большой петергофский дворец. Но несмотря на дефицит квалифицированных кадров и строительных материалов здания старой архитектуры было решено восстанавливать полностью и в прежнем виде, напоминает Рудаков.
Восстановление Ленинграда
После полного снятия блокады, в марте 1944 г. вышло постановление правительства «О первоначальных мероприятиях по восстановлению Ленинграда». После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. После войны восстановление города продолжалось, причём строители города старались не разрушать искорёженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам.
Читайте также
- Авторы и ведущие
- Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
- Авторы и ведущие
- Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
- Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда
- Вы точно человек?
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
Перед вами снимки главных зданий Ленинграда в конце войны: его дворцы после нескольких лет оккупации оказались в руинах, и на их восстановление ушло не одно десятилетие. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. Возрождение”, рассказывающая о жизни Ленинграда после освобождения от фашистской блокады. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам.
Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.
Сейчас ей 85. Гуляла в этот день с подругой по городу. У магазина увидели скопление людей. Там висел репродуктор. Женщины плакали. Мы поспешили домой. Дома узнали: началась война. Семья у нас была — 7 человек: папа, мама, 3 брата, 16-летняя сестра и я, самая младшая. Сестра еще 16 июня отправилась на теплоходе по Волге, где война ее и застала. Братья добровольцами ушли на фронт, папа был переведен на казарменное положение в Лесном порту, где работал слесарем. Мы с мамой остались одни.
Жили мы за Нарвской заставой, тогда это была рабочая окраина. Кругом дачные поселки, деревни. Когда немец наступал, всю нашу улицу запрудили беженцы из пригородов. Шли нагруженные домашним скарбом, несли и вели за руки своих детей. Я помогала дежурить в сандружине, где командиром звена была моя мама. Однажды увидела, как в сторону Ленинграда от Средней Рогатки движется какая-то черная туча. Это были фашистские самолеты. По ним стали стрелять наши зенитки. Несколько подбили. Но другие пролетели над центром города, и вскоре мы увидели невдалеке большие клубы дыма.
Потом узнали, что это разбомбили продуктовые Бадаевские склады. Они горели несколько дней. Горел в том числе и сахар. И когда уже земля была не сладкая, ее все равно копали и тут же ели. К зиме папа наш совсем ослаб, но все равно часть своего трудового пайка пересылал мне. Когда мы с мамой пришли его проведать, из двери барака кого-то выносили в столярную мастерскую. Это был наш папа. Отдали свой паек хлеба за 3 дня женщинам с папиной работы, чтобы они помогли маме отвезти его на Волковское кладбище — это другой конец города. Женщины эти, как только съели хлеб, так и бросили маму. Она повезла папу на кладбище одна.
Шла с санками вслед за другими людьми. Выбилась из сил. Мимо везли сани, нагруженные телами умерших. Извозчик разрешил маме прицепить к ним сани с папиным гробом. Мама отстала. Придя на кладбище, увидела длинные рвы, куда складывали покойников, и как раз папу вытащили из гроба, а гроб разбили на дрова для костра. Лампадка в ночи Из блокадного дневника Клавдии Андреевны Семеновой. Не прекращала работать все 900 блокадных дней. Была глубоко верующей, увлекалась музыкой и театром. Умерла в 1972 году.
В 6 утра артобстрел. В 7 часов по радио сообщили отбой. Пошла в церковь. Много народу. Исповедь общая. Причастилась Святых тайн. Пришла домой в 11. Сегодня Вербное воскресенье. Чувствую усталость, болит правая нога. Где-то мои дорогие?
Слушаю по радио хорошую передачу. Чилийская песня на гавайской гитаре, Лемешев. Сегодня Пасха Господня. В пол-седьмого утра пошла в церковь, простояла обедню. День солнечный, но холодный. Стреляли сейчас зенитки. Я в стационаре при больнице. Ноге несколько лучше. Питают сносно. Главное — дают масло 50 гр.
Конечно, мало. Ночью была сильная канонада. Днем тихо. Вялость в людях и в природе. Тяжело ходить. Рабочий день. На улицах мало флагов, никаких украшений. Солнце чудное. Первый раз вышла без платка. После работы пошла в театр.
Место было хорошее. В пол-восьмого дома. Был артобстрел. Тревога была в 5, в пол-шестого кончилась. День холодный. Взяла на 10 мая билет в Филармонию на 5-ю симфонию Чайковского, дирижер Элиасберг. В пол-шестого начался сильный обстрел, где-то близко. В 7 была в Филармонии. В войну служил политруком кавалерийского эскадрона. После войны преподавал в ленинградских вузах.
Умер в 1981 году. Сегодня исполнилось 25 месяцев со дня начала великих испытаний. Я не в состоянии хронологически освещать события, буду делать краткие зарисовки. Если не суждено будет самому воспользоваться, пусть эти строки останутся памятью обо мне для моей бесконечно любимой дочурки. Подрастет, прочтет и поймет, как жили и боролись люди за ее будущее счастье. Вчера Сталин подписал приказ о провале летнего наступления немцев.
Сразу же после освобождения перед ленинградцами встала задача восстановления города и возвращения его к мирной жизни. Следующий раздел выставки посвящен этой теме. Главным символическим акцентом зала является художественная инсталляция «Разрушенный и восстанавливаемый дом». Руины здания соседствуют с вновь возведенными стенами, разбросанные в хаотичном порядке игрушки, посуда и предметы быта с одной стороны и восстанавливаемая квартира с сервированным для мирного чаепития столом — с другой. Уже в первые дни после блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Об этом периоде красноречиво говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени С. Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные. Главные городские доминанты — золоченые шпили и купола Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Михайловского замка — освобождаются от маскировочных чехлов и серой краски.
Кононеко, направленную на сверхплановый выпуск продукции за счет экономии, только за 4 месяца 1949 г. Токарь Ленинградского станкостроительного завода имени Я. Свердлова Г. Борткевич выступил инициатором скоростного резания металла, резко увеличил скорость оборотов обтачиваемой детали, использовал резцы улучшенной геометрии с пластинками из твердых сплавов. В результате применения новаторских методов труда Г. Четвертый пятилетний план был выполнен ленинградцами досрочно. В 1950 г. Тяжелая индустрия в своем развитии закономерно обгоняла другие отрасли промышленности города. В годы пятой пятилетки 1951—1956 гг. Металлический завод начал изготовление гидротурбин такой мощности, которая в прошлом считалась монополией американских предприятий. На заводе «Электросила» под руководством главного инженера Д. Ефремова и главного конструктора Е. Комара была разработана новая конструкция турбогенератора в 100 тыс. В декабре 1953 г. Кирова предложил развернуть социалистическое соревнование за увеличение выпуска продукции путем лучшего использования имеющихся производственных площадей и оборудования. Своими производственными успехами трудящиеся Ленинграда внесли значительный вклад в досрочное выполнение пятого пятилетнего плана за 4 года и 4 месяца. Общий объем продукции промышленности Ленинграда в 1955 г. Выпуск продукции предприятии крупной промышленности почти в 29 раз превзошел уровень 1913 г. Численность рабочих и служащих в сентябре 1955 г. Успехи промышленности Ленинграда были достигнуты не за счет увеличения численности рабочей силы, а главным образом, благодаря росту производительности труда. В 1955 г. Машиностроительные предприятия Ленинграда освоили и выпустили 354 важнейших новых типа машин, механизмов, аппаратов и приборов. Учитывая возможности и внутренние резервы производства, работники ленинградской промышленности в ответ на решения XX съезда КПСС 1956 г. В годы шестой пятилетки Ленинград даст стране шесть типов новых гидравлических турбин и в их числе для гидроэлектростанций Сибири — гигантские турбины мощностью до 300 тыс. Карбюраторный завод имени В. Куйбышева должен на тех же производственных площадях изготовить в 4 раза больше карбюраторов, чем за предыдущее пятилетие. На заводе имени Л. Свердлова будет освоено производство новых типов крупных горизонтально-расточных станков. На одной из верфей Ленинграда строится первый в мире атомный ледокол «Ленин». На Балтийском заводе имени С. Орджоникидзе в 1956 г. План первого года шестой пятилетки ленинградцы выполнили досрочно. По сравнению с 1955 г. Крупных успехов в выполнении государственного плана добились заводы: Кировский, Невский машиностроительный имени В. Ленина, «Светлана», «Севкабель», резиновых технических изделий, Пролетарский паровозоремонтный, Канонерский, мельничный комбинат имени В. Ленина, фабрика имени Н.
В пол-шестого начался сильный обстрел, где-то близко. В 7 была в Филармонии. В войну служил политруком кавалерийского эскадрона. После войны преподавал в ленинградских вузах. Умер в 1981 году. Сегодня исполнилось 25 месяцев со дня начала великих испытаний. Я не в состоянии хронологически освещать события, буду делать краткие зарисовки. Если не суждено будет самому воспользоваться, пусть эти строки останутся памятью обо мне для моей бесконечно любимой дочурки. Подрастет, прочтет и поймет, как жили и боролись люди за ее будущее счастье. Вчера Сталин подписал приказ о провале летнего наступления немцев. Думаю, следующим летом будем праздновать победу. Разгром Германии возможен даже в этом году, если союзники все же высадят десант в Европе. А ведь было время, многие не верили в наши силы. Помню разговор в августе 1941-го с майором Т. Он знал меня еще мальчиком. В армии служит лет 10. Наше с тобой положение безнадежно. Наши войска под Ленинградом, даже некуда будет отступать. Мы в мышеловке. В те дни многие метались: эвакуироваться из города или остаться? Прорвется немец в город или нет? Начался артобстрел. Стены содрогались от близких разрывов. Но публика спокойно сидела в темном зале. Досмотрели до конца. Таков теперь быт ленинградцев: ходят в кино, в театры, а где-то рядом рвутся снаряды, замертво падают люди. При этом работа предприятий и учреждений не прекращается. Где же фронт, где тыл? Как определить границу между геройством и беспечностью? Что это — мужество или привычка? Каждый в отдельности взятый ленинградец ничего такого не совершил, чтобы наградить его орденом, но все они вместе взятые, безусловно, воплощают в себе звезду Героя Советского Союза. В последние дни освобождены 10 городов в Донбассе, взят Таганрог. Во время концерта объявили о взятии Харькова. Зал рукоплескал стоя. У нас назначен новый командарм. Низкого роста, коренастый, говорит медленно, увесисто, видимо, волевой, жесткий человек. Этот будет покрепче предшественника. Его приход подкрепляет предположение, что нашей армии предначертаны наступательные операции не местного значения. Похоже, город доживает последние месяцы блокады. Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство. На днях возьмем Пушкин и Гатчину. Наши соседи взяли Мгу, Волхов. Еще несколько дней — и Ленинград будет полностью недосягаем для артобстрелов. Двигаемся вперед. Возможно, сегодня в последний раз вижу свой город. Начинается кочевой образ жизни… Ленинград пережил страшную блокаду, голод, бомбежки. Люди ждали окончания войны, но в итоге наступивший мир принес новые испытания. Город стоял в руинах, повсюду нищета, разруха и разгул уличной преступности: появились банды и убийцы-одиночки. Кривая преступности В послевоенные годы почти не охотились на драгоценности и деньги, воровали, в основном, одежду и продукты. Ленинград был переполнен сомнительными элементами и отчаявшимися от нищеты людьми. Горожане больше не умирали от дистрофии, но большинство из них продолжали испытывать постоянное чувство голода. Например, рабочие в 1945-46-х годах получали в день 700 грамм хлеба, служащие - 500 грамм, а иждивенцы и дети - всего по 300 грамм. На «черном рынке» продуктов было предостаточно, но для обычной питерской семьи со скромным бюджетом они были недоступны. Неурожай 1946 года еще более усугубил ситуацию. Неудивительно, что кривая преступности в Ленинграде быстро ползла вверх. Грабители-одиночки и организованные банды действовали во всех районах города. Одно за другим следовали ограбления продовольственных баз, магазинов, квартир, случались вооруженные нападения на улицах, во дворах, подъездах. В руках у бандитов после войны было огромное количество огнестрельного оружия, его нетрудно было найти и добыть на местах недавних боев. Лишь за один четвертый квартал 1946 года в городе было совершено более 85 разбойных нападений и вооруженных ограблений, 20 убийств, 315 случаев хулиганств, почти 4 тысячи краж всех видов. Эти цифры рассматривались тогда, как очень высокие. Надо учесть, что среди бандитов было много участников войны. На фронте они научились стредлять и убивать, и поэтому не раздумывая решали проблемы с помощью оружия. Например, в одном из Ленинградских кинотеатров, когда зрители сделали замечание курившей и громко разговаривающей компании, раздались выстрелы. Погиб милиционер, было ранено несколько посетителей. Преступники из уголовной среды даже следовали своеобразной моде - носили металлические фиксы на зубах и низко надвинутые на лоб кепки. Когда ленинградцы видели, что к ним приближается шайка таких молодых людей, они в первую очередь крепко сжимали продуктовые карточки. Бандиты выхватывали прямо на лету заветные клочки бумаги, подчас оставляя всю семью жить впроголодь целый месяц. Сотрудники правоохранительных органов пытались сбить волну преступности. Банда «Черной кошки» Однако, в бедном, полуразрушенном городе орудовали не только уголовные банды. Преступную деятельность вели и некоторые чиновники, которые поняли как извлечь выгоду из своей власти. В город на Неве возвращались эвакуированные, остро вставали вопросы распределения жилья, возврата имущества и т. Нечестные дельцы пользовались и имеющимися сведениями - какие ценности плохо охраняются. В 1947 году из кладовых Эрмитажа украли 24 уникальных изделия из золота и драгоценных камней. Похититель был найден и осужден, а ценности возвращены. В тот же год была разоблачена крупная банда, в которую входили преступники и чиновники из городской прокуратуры, суда, адвокатуры, горжилотдела, милиции. За взятки они освобождали из-под стражи, прекращали следственные дела, незаконно прописывали, освобождали от призыва. Другой случай: начальник автотранспортного управления Ленгорсовета отправлял в оккупированные районы Германии грузовики якобы за оборудованием. На самом же деле вывозил оттуда ценности, материалы, строил здесь дачи. Подростки часто становились участниками криминальных сообществ. Фото: Commons. Основную деятельность она вела в Москве, но ее следы были обнаружены и в городе на Неве. В 1945 году ленинградские милиционеры раскрыли громкое дело. Во время обыска у главаря, 16-летнего Попова, обнаружился любопытнейший документ - клятву кодлы "Черная кошка", под которой было проставлено кровью восемь подписей. Но поскольку совершить преступления успели только трое участников, они и отправились на скамью подсудимых. В январе 1946 года на заседании народного суда 2-го участка Красногвардейского района Ленинграда был оглашен приговор: подростки получили от одного до трех лет колонии.
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
Её лекция посвящена процессу восстановления исторической части Северной столицы после Великой Отечественной войны. Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Главная» Новости» Блокада ленинграда юбилей 2024.
Послевоенное восстановление
Необходимые работы во дворце подразумевались в буквальном смысле восстановлением, то есть возвращением к первоначальному облику, задуманному Дж. Сейчас это видится крайне спорным, тогда — вполне оправданным. Объекты пригородных ансамблей оценивались с художественной точки зрения как памятники искусства, творения выдающихся архитекторов и мастеров. Характеристика дворца как историко-бытового памятника, тем более, XIX — начала ХХ века, не виделась важной. Решение о воссоздании экспозиции в комнатах восточного флигеля в тот момент не могло быть принято по этим причинам, к которым прибавился обусловленный идеологией отказ от признания ценной памяти о Николае II. К тому же с административной и финансовой точек зрения, возродить все музеи, существовавшие в пригородах к 1941 г. Поэтому органы власти видели выход в передачи ряда объектов разным организациям — чаще всего военным. В этом смысле Александровскому дворцу повезло. Центральное хранилище как временная структура пробыла в дворце недолго. Весной 1946 г. Это означало, что дворец не будет заброшен или не станет закрытым военным институтом.
Чтобы дать адекватную оценку проектным решениям, осуществленным в 1947—1949 гг. Пушкине научного городка, посвященного истории русской литературы. В ведение Академии наук был также передан Лицей именно тогда ставший музеем , дача Китаевой, дома Теппера де Фергюссона и Е. Энгельгардта и еще несколько зданий для устройства в них квартир сотрудников 14. Александровскому дворцу в этой системе отводилась ключевая роль: литературного музея и хранилища бесценного рукописного собрания Пушкинского дома. Проект, разработанный архитектором Л. Безверхним, исходил из этих целей. Демонтировался балкон, устроенный в 1890-е гг. Данини, в жилых покоях Александры Федоровны пробивались новые дверные проемы, Кленовая гостиная делилась на два помещения. Пушкинский дом действовал согласно своим целям и логике времени, а из памятника тем самым стирался целый пласт его истории.
Под его председательством 19 апреля 1947 г. В остальных комнатах: бассейной и камердинерской желательно восстановить историческую отделку в пределах совмещения отделки с экспозициями музея» 15. Институт русской литературы аргументировано возражал, указывая на невозможность размещения задуманных ими экспозиций при соблюдении этих условий. Тем не менее, в чем-то удалось прийти к компромиссу и благодаря Н. Белехову до наших дней дошла в значительной степени подлинная отделка Приемной и Парадного кабинета Николая II. Понять атмосферу, в которой принимались тогда решения по Александровскому дворцу, помогает источник личного происхождения — удивительный в своей искренности и глубине дневник президента АН СССР С. Вавилова, регулярно посещавшего объекты Института в г. Александровский дворец с провалившимися потолками, прогнившими балками, страшным запахом сырости» 17. Интересна запись от 30 августа 1946 г. На стенах огромные самоувековечивающие надписи каких-то прятавшихся испанцев.
От этого чувства никак избавиться не могу» 18. Когда работы уже шли полным ходом, 19 февраля 1948 г. Вавилов напишет: «Александровский дворец, по-видимому, процесс необратимый. Рушат гнилые балки, заменяя железными. Валится декаданс царицы. Все прошло. Не вернется. Ни людей, ни идей. Меланхолия руин и катастроф. Какой-то сплошной Forum Romanum и притом без поэзии, а с холодным материализмом» 19.
Александровский дворец распахнул свои двери как музей Пушкинского дома 10 июля 1949 г. Пушкина 20. Юбилейная выставка монтировалась в парадных залах дворца в авральном порядке. Вавилов так описал этот день в дневнике: «Ночью поездка в Царское.
Страшных, трагичных, несомненно, чёрных страниц нашей истории. Но 27 января 1944 года кольцо лопнуло. Ленинград стал свободным от фашисткой блокады. Но люди, пережившие это тяжёлое время, время, полное страха, боли и потерь, не смотря на все лишения и горе, смотрели в будущее с надеждой, — так начала свою лекцию её автор, библиотекарь отдела обслуживания Анна Адамчевская. Их любимый город, носящий в народе название «музей под открытым небом», превратился в блёклое напоминание былого». И действительно, фашисты хотели не просто стереть великолепный город с лица земли, но и придать забвению его историю. Бомбили, не щадя ни дворцов, ни церквей, ни школ... Подвиг ленинградцев сложно переоценить.
В течение сорока пяти лет она трудилась в Исаакиевском соборе, Эрмитаже, Русском музее, Юсуповском и Екатерининском дворцах. В советское время ей присвоили первую категорию художника-реставратора. А недавно Раисе Дементьевне исполнилось 90 лет. Можно ли сказать, что желание стать реставратором возникло из-за того, что вы видели многочисленные разрушения того времени и захотели восстановить памятники архитектуры? Да, война началась, когда мне было всего лишь тринадцать лет. Из Ленинграда меня отправили в Кировскую область в село Колково. Там я делала стенгазеты, потому что всегда любила рисовать. Материалов не было: коптили большие осколки стекла, на них я иголкой выцарапывала рисунки. Они получались белыми на темном фоне. Мои работы отправляли на какие-то выставки. В Ленинград же я вернулась благодаря моей воспитательнице, которой пришел вызов от военного человека на ее дочку и племянницу, она взяла меня с собой. За то время, что меня не было, маму отправили на лесосплав. Изначально о реставрации я и не думала, поступила в архитектурно-художественное училище на живописца-альфрейщика, то есть я должна была расписывать потолки и стены. А восстановительные работы решили проводить уже в конце войны. В 1946 году организовали инспекцию по охране памятников, которая руководила реставраторами Ленинграда. Пока формировалась инспекция, нас отправляли на самые разные задания. Например, как-то раз в Смольном мы для столяров смывали каустической содой краску и лак со стульев, все пальцы тогда были разъедены. Потом нам нашли работу. Так я попала в Ленинградские реставрационные мастерские, точнее меня в них отобрали. Там всю жизнь и проработала. Я рисовала веточки винограда. После этого было много объектов: среди них мне особенно запомнилась частная квартира с живописью Михаила Скотти.
Будет отопление. Серебряный А ну-ка взяли! Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Дополняют экспозицию документы, которые свидетельствуют о вкладе органов власти и учреждений Ленинграда в восстановление жизненно важных и значимых областей экономики, культуры, образования города.