Новости в советскую эпоху нормой стало

Главная» Новости» Что означали эти даты в ссср 22 января 12 марта 18 марта 1 мая 7 ноября 1 января. Приемники в советских домах стали массово устанавливать с 1925 года. К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. На одного советского гражданина выделялась определенная норма, которую превысить было нельзя. Новости в СССР и РСФСР Информация, озвученная на данном канале Новости от СССР, РСФСР является оценочной и не направлена на возбуждение ненав.

История русского одиночества: как родился и умер газетный дейтинг в СССР

Главная» Новости» Новости из ссср. Также советские читатели смогли ознакомиться с трудами религиозных философов поздней Российской империи, за свою антикоммунистическую позицию изгнанных из СССР. К концу 60-х в стране наметился демографический кризис — это стало неожиданным результатом для советской власти. Гласность в СССР, политический курс периода перестройки, направленный на повышение открытости в отношениях власти и общества, реализацию свободы.

О чём писали советские газеты (1987 год) - 1

Краткая история рабочего времени в СССР | Пикабу Тридцать лет назад, за год до распада СССР, было официально упразднено советское «министерство правды» — рупор внешней пропаганды Кремля Агентство печати «Новости» (АПН).
История советской журналистики: развитие и становление В советскую эпоху печать подчинялась партийным органам, но выполняла и самостоятельные регулирующую и контролирующую функции по отношению к различным учреждениям, поэтому однозначно определить статус прессы в обществе непросто.

Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР

Москва, 1987. В нём говорилось о необходимости «снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке» и недопустимости «сдерживания критических выступлений прессы». В то же время использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости также было признано недопустимым. Перестройка, демократия, реформа, гласность. Кампания по выборам народных депутатов СССР 1989 г. Работа Съезда народных депутатов СССР транслировалась по телевидению, гласность стала мощным средством политического влияния на массы со стороны различных политических сил. Дискуссии на самих заседаниях съезда, публичность всего политического процесса, показ на телеэкранах ораторов на многомиллионную аудиторию в одночасье создавали «героев» и «антигероев» перестройки, формировали политические приоритеты населения. Парадокс гласности «сверху» проявился в том, что долгожданный «Закон о печати и средствах массовой информации» готовился в глубокой тайне в недрах ЦК КПСС и был принят без публичного обсуждения только 12 июня 1990 г. Государственная монополия на вещание была ликвидирована. На базе государственных структур стали создаваться частные телевещательные компании.

К 1990 г. Реализация курса гласности привела к тому, что наряду с шагами союзных властей в стране в результате параллельного развития гласности «снизу» политическая жизнь обрела собственный вектор развития. Происходили публичные выступления деятелей культуры, Первомайская демонстрация в Москве. Первомайская демонстрация в Москве. В рамках гласности стало допустимым обсуждение вопросов об оппозиции КПСС, реформаторском курсе Горбачёва, изменении политико-экономической системы, о Народных фронтах 1988—1990 гг. Отражение курса гласности в СМИ и культуре Гласность породила читательский бум и рост тиражей многих периодических изданий. Так, в 1985 г. Лидерами тиражей в 1990 г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине.

В киосках появились необычные для советских реалий бизнес-журналы «Деловой мир» и «Деловые люди», либеральные газеты «Куранты», «Российские вести», «Независимая газета» , журнал «Столица», немецкий журнал о западной моде и рукоделии «Бурда» Burda и др. История новейшей отечественной журналистики февр. Москва, 1999. Почти треть всей периодики составили частные издания. Рост номенклатуры изданий в 1991 г. Параллельно с государственными изданиями стали активно действовать самиздатовские журналы и газеты. Геннадий Комольцев. В прессе открыто заговорили о многопартийности, рыночных отношениях, радикальном изменении экономических отношений. В 1987 г.

Подниекса «Легко ли быть молодым? Одной из наиболее популярных телепередач стала программа А. Невзорова в 2022 внесён в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента «600 секунд» 1987—1993. Перестроечное кино отражало ранее замалчиваемые социальные проблемы советского общества: женские колонии, городские притоны, наркомания и др. Помимо этих тем кинодокументалистика начала освещать проблемы экологии, советской армии, теневой экономики, коррупции. Политика гласности внутри страны сопровождалась «открытием границ» для распространения информации из-за рубежа. Гласность содействовала активизации не только политических сил в поддержку реформ и демократизации существовавшего режима, но и антиправительственных организаций, в которых формировались программы кардинального переустройства СССР. На страницах журналов начали публиковаться ранее запрещённые произведения: романы В. Гроссмана «Жизнь и судьба», Б.

Пастернака «Доктор Живаго», Ю.

Градовского звучало пожелание правового порядка; в фельетонах В. Михневича высмеивались поклонники самоцензуры, в статьях Р. Сементковского требовалась свобода печати для знакомства с течением польской общественной мысли; в обзорных статьях рассматривалась шведская система суда над печатью и высказывались пожелания отказаться от преследования направлений.

Цензор С. Коссович называл либерализм «Новостей» скорее условным, чем настоящим; цензор Н. Соколов характеризовал их как западнический орган, возвышавший начала космополитизма. Резкие материалы газеты перемежались с расплывчатыми в идейном плане, социальные публикации заменялись бульварными.

Уход от острых вопросов, обезличивание газеты, не спасая Н. Так, М. Цебрикова, советуя Нотовичу придать более серьезный характер материалам, утверждала, что «Новости» могут занять опустевшее место в отечественной журналистике после закрытия «Голоса» и «Порядка» М. Стасюлевича, если только ослабнет гнет.

Издателю Н. Нотовичу выносились выговоры за исторический роман Д. Мордовцева «Фанатик», осуждавший Петра I, и за публикацию строфы из оды А. Пушкина «Вольность», оскорбительной для памяти Павла I; за критику действий Государственного банка и преувеличение размеров эпидемии дифтерита.

Газета часто помещала официальные опровержения; издатель, по воспоминаниям А. Кауфмана, Вас. Немировича-Данченко, Л. Оболенского и мн.

Первая русская революция привела к закрытию газеты. В ноябре 1905 г.

В этом случае доносчика и его жертву связывали не профессиональные, а личные отношения. Поводом для жалобы могло стать что угодно: ссора с приятелем, зависть к знакомому на любой почве, соперничество из-за женщины и т. Одним из самых распространённых сценариев был донос на соседа по коммунальной квартире, чтобы «освободить жилплощадь» и улучшить свои бытовые условия которые, как правило, были довольно плачевными. Некоторые доносили, чтобы поквитаться со старыми врагами. В 1932 году житель города Климовичи в Белоруссии Пётр Федорович пожаловался на своих знакомых, обвинив их в различных прегрешениях. Мирен Гомолко мечтает о падении советской власти.

Клецко принял Гомолку на службу, не изучивши его политических взглядов, хотя Клецко сам политически неграмотный. Он, будучи председателем ревтрибунала в 1918 году, меня содержал под судом 6 месяцев за то, что я разогнал уездную власть Керенщины и два раза ранил уездного комиссара Керенщины Белоусова», — писал Федорович. В конце доноса он чётко, хотя и немного сбивчиво обозначил цель послания: «Да у таких Клецок заслужили вместо ордена Красного Знамени, да в дом заключения». Добился ли Федорович своего, неизвестно. Жалобы далеко не всегда писали в НКВД, в обязанности которого входило рассмотрение таких писем. Адресатом часто выступал Сталин и другие первые лица, а также партийные, комсомольские и другие структуры, которые затем пересылали доносы в правоохранительные органы. Наконец, ещё один тип доноса, который выделяют исследователи, — публичный. В этом случае порочащие человека сведения озвучивались не в письме, а на особом собрании, и личность доносчика сразу становилась известна всем.

Трудовой коллектив выслушивал сообщение, обсуждал представленную доносчиком информацию и затем выносил свой вердикт. В некоторых случаях партсобрание даже передавало донос в правоохранительные органы. В некоторых случаях публичный донос размещали в советской прессе. Пример такого подхода — статья Максима Горького «Литературные забавы», опубликованная 14 июня 1934 года в «Правде» и других центральных газетах. Но порицающие ничего не делают для того, чтобы обеззаразить свою среду от присутствия в ней хулигана, хотя ясно, что, если он действительно является заразным началом, его следует как-то изолировать. А те, которые восхищаются талантом П. Васильева, не делают никаких попыток, чтоб перевоспитать его. Статья «буревестника революции» послужила сигналом к травле поэта.

Его исключили из Союза писателей, а затем приговорили к реальному сроку за «злостное хулиганство». Свыше полугода он провёл в тюрьме. В 1937 году Васильева снова арестовали — на сей раз по делу «террористической группы», якобы готовившей покушение на Сталина. Судьба поэта была предрешена: его расстреляли в Лефортовской тюрьме. Поиск внутреннего врага Доносы также иногда делят на «корыстные» и «бескорыстные». Вторые для исследователей гораздо интереснее, потому что мотивация доносчиков из этой категории сложнее и выходит за рамки получения материальных благ. Они не хотят добиться чего-то для себя лично по крайней мере, напрямую , а пишут рапорты ради восстановления абстрактной справедливости. Жалобщики обслуживаются плохо.

Часто прокурор отказывает в приеме жалобщикам, которые считают дальние километры.

После очередной порции насмешек героиня заводит собственный видеоблог, где под именем Жируха размещает дерзкие, провокационные ролики, превращаясь в королеву кринжа на подростковом сленге нечто жутко отвратительное, вызывающее сильный эмоциональный всплеск. Слава и популярность к десятикласснице, стремящейся язвительной самоиронией не только избавиться от своих комплексов, но и воодушевить таких же «отверженных» обществом собратьев по несчастью, приходит быстро: капризный успех, как известно, «выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Однако на определённом этапе Ксюша незаметно превращается из жертвы в агрессора, ведь первое страдание, говорил Лермонтов устами Печорина, даёт понятие об удовольствии мучить другого. Примечательно, что об издевательствах и травле со стороны одноклассников члены съёмочной группы фильма Кармаевой, значащегося в титрах «нежной историей любви», знают из личного опыта. Так, с буллингом столкнулась исполнительница главной роли Римма Латышева, окончившая школу в 2019 году.

Как рассказала актриса, выплеснув некогда пережитые боль и обиды на экран, она освободилась от негатива и «закрыла эту малоприятную тему». В аналогичной ситуации в своё время оказалась и сценаристка Лика Панкратова, что впоследствии подвигло её на создание сюжета «Хуже всех». Увы, школьный буллинг был, есть и будет, просто в эпоху цифровых технологий он вышел на принципиально новый, поистине пугающий уровень, отчего гонения на шестиклассницу, описанные в знаменитом «Чучеле» Ролана Быкова, теперь кажутся едва ли не мелкими пакостями. Сегодня помимо постоянного физического и эмоционального давления жертва подвергается ещё и кибербуллингу — издевательствам в виртуальном пространстве, формами которого являются кибермоббинг — токсичные сообщения и комментарии в мессенджерах и соцсетях, а также киберсталкинг — преследование, распространение слухов и запугивание в интернете. А потому финал у таких «ученических» конфликтов нередко трагичен: доведённый до отчаяния объект агрессии способен на самые страшные поступки. Достаточно вспомнить события в одной из гимназий Брянска, где в декабре прошлого года 14-летняя школьница, придя в учебное заведение с отцовским дробовиком, открыла огонь, убила одноклассницу, ранила ещё пятерых, после чего застрелилась сама.

Позже всплыло, что замкнутая девочка долгое время подвергалась всеобщей травле. К счастью, история, рассказанная в «Хуже всех», имеет благополучный конец. Ксюша и её главная преследовательница Света Баранова, испытавшая на себе закон бумеранга, во время выпускного всё же пришли к взаимопониманию. Вообще лента Саши Кармаевой, несмотря на поднятый в ней болезненный вопрос, оптимистичная и жизнеутверждающая. Фильм, постоянным музыкальным фоном которого послужили подростковые хиты последних лет, смотрится на одном дыхании и лишний раз убеждает в правоте Ницше: то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Не менее острой социальной проблемы коснулись и создатели «Лгуньи» — экранизации одноимённого бестселлера израильской писательницы Айелет Гундар-Гошен, повествующей о впечатлительной Еве, не имеющей ни увлечений, ни друзей и мечтающей наполнить своё существование яркими красками и взрывными эмоциями.

Увы, её реальная жизнь настолько скучна и уныла, что порой 17-летняя девушка ощущает себя невидимкой. На каникулы она устраивается в кафе-мороженое в надежде расширить круг общения и, если повезёт, познакомиться с симпатичным парнем. И хотя лето уже на излёте, с героиней по-прежнему ничего не происходит. Однако всё разом меняется, когда в один из последних августовских дней в заведение заглядывает вышедший в тираж эстрадный певец Александр Воронов. Пребывая в мрачном настроении, он срывается на юной официантке, которая, обидевшись, убегает во двор, а артист, не получивший сдачи с купюры, пытается её вернуть. Дальше наступает полный абсурд: Ева кричит, на шум сбегаются люди, делающие вывод, будто Александр хотел изнасиловать девушку.

И мнимая жертва почему-то отнюдь не стремится развеять заблуждение толпы... Вот так никому не известная серая мышка оказывается в центре скандала и в одночасье становится едва ли не национальной героиней, не страшащейся выносить на публику самое сокровенное и личное ради борьбы с таким злом, как сексуальные домогательства. Причём повышающийся градус внимания со стороны прессы и окружающих способствует дальнейшему погружению искательницы дешёвой славы в пучину подлого вранья, и маленький обман, вначале даже не вызывавший угрызений совести, порождает большие проблемы. Растущая как снежный ком ложь подобна мороженому, разносившемуся Евой посетителям кафе: приятная и красивая, она тает, липнет ко всем поверхностям и превращается в неприглядную лужу, куда легко вляпаться, но трудно отмыться. Постепенно героиня понимает: слыть «девушкой, не побоявшейся сказать правду», не так-то просто.

Не карточки, так талоны: как жили в СССР в эпоху вечного дефицита

Советская цензура в эпоху тотального террора. самые свежие новости спорта на сайте 90 лет героической эпопеи спасения челюскинцев и учреждения звания Героя Советского Союза. новости дня ссср скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Советское радио дотелевизионной эпохи 1920-1930-х годов обладало рядом уникальных свойств, технически недоступных для прочих СМИ. Советская пресса, конечно была достаточно информационной, но после развала СССР стало ясно то, что информировали нас, советских граждан – не очень хорошо, можно даже сказать — плохо.

Была ли свобода информации в СССР?

По этому признаку можно выделить: 1 партийную печать газеты «Правда», с 1912 г. Менделеева» ; 5 газеты-«многотиражки» - печать отдельных предприятий, учреждений и т. Первая из таких газет появилась в 1927 г. Выросшие из стенгазет, «многотиражки» освещают повседневную жизнь и работу трудовых коллективов и важны для изучения на микроуровне различных аспектов социальной и экономической истории; 6 нелегальную самиздатскую прессу. Последнюю можно классифицировать по основным направлениям диссидентского движения 1960-1980-х гг. Основные жанры газетно-журнальных публикаций в советский период были те же, что и до революции.

Например, если умирал член партии, то представитель местной партийной ячейки обязан был выступить с речью и подчеркнуть его вклад в общее дело.

Отпевания покойного не проводилось, а вместо креста на могиле устанавливали пирамидку, увенчанную красной звездой. Позднее по желанию родственников мог быть установлен памятник высотой не более 1,2 метра с размещением на нём "боевых и трудовых символов СССР" либо небольших по размерам религиозных. С одной стороны, советский обряд отличался торжественностью до революции с оркестрами хоронили только военных , с другой — за день обычный прохожий по пути домой мог стать свидетелем сразу нескольких похорон, что наводило на не самые весёлые мысли. Особо впечатлительные граждане, издали заслышав траурный марш, спешили изменить маршрут. Погребение по религиозному ритуалу, с отпеванием в церкви, не пользовалось популярностью в СССР. Однако была довольно широко распространена практика заочного отпевания покойных.

С распадом СССР ситуация полностью изменилась всего за несколько лет. Макулатурные квесты Книги на свалке управления коммунхоза Бакгорисполкома. СССР, город Баку, 1989 год. Там понимали, что одними только абстрактными лозунгами о защите природы будет трудновато мотивировать людей, поэтому решили превратить сбор макулатуры в квест с призами. В Союзе в огромном избытке издавались сочинения писателей-соцреалистов и прочая идеологически выдержанная литература, но вот книг классиков и особенно приключенческой литературы остро не хватало. И если пионеры собирали макулатуру в рамках соревнований между школами, то взрослые гонялись за другими призами.

С начала 1970-х в СССР стали издаваться специальные "макулатурные серии". Эти книги не поступали в свободную продажу в магазинах, приобрести их можно было, только предъявив талон о сдаче 20 кг макулатуры в специальный пункт приёма. В этой серии издавались самые дефицитные и популярные книги зарубежных авторов: Дюма, Джек Лондон, Жюль Верн и т. Одну книгу продавали за сдачу 20 кг макулатуры, двухтомник — за 40 кг. Некоторые граждане умудрялись собрать из таких книг целую библиотеку для этого требовалось сдать в общей сложности около двух тонн макулатуры.

Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

В ходе событий сентября — октября 1993 г. Подзаголовок издания сохранился, но впоследствии он был заменен на новый: «Газета Государства Российского». Газета «Завтра» в 1990-е гг. В газете публиковались известные русские националисты, национал-коммунисты, сталинисты, представители других идейных течений, которые в тот период обобщенно назывались своими противниками «красно-коричневыми». В числе авторов газеты были Э. Лимонов, И. Шафаревич, С. Кургинян, М. Калашников, В. Квачков, молодые в то время А. Бородай и И. Гиркин Стрелков. Тираж газеты «Завтра» долгое время составлял 100 тысяч экземпляров, она продавалась почти во всех регионах страны. Публикации газеты серьезно повлияли на формирование современной российской имперской идеологии. Газета «Гудок»: полный электронный архив 1918-2022 «Гудок» — одна из первых советских рабочих газет. Она была основана в 1917 г. С самого начала тираж газеты был достаточно большим, он составлял несколько десятков тысяч экземпляров, в 1970-е тираж «Гудка» вырос до 700 тысяч экземпляров. Видное место на страницах газеты занимали выступления видных советских партийных и государственных деятелей, а также выдающихся представителей международного коммунистического и рабочего движения У. Фостера, К. Цеткин, Г. Димитрова и других. Популярность и признание «Гудок» получил благодаря ярким публикациям молодых репортеров, писателей, фельетонистов, поэтов и художников. Особым интересом пользовалась четвёртая полоса «Гудка», носившая сатирический характер. Здесь размещались фельетоны на злободневные темы, в том числе написанные на материале писем рабочих корреспондентов и читателей. Авторами «четвертой полосы» в 1920-е гг. Бедный, Маршак, Багрицкий и Лебедев-Кумач. Сегодня «Гудок» — ежедневная федеральная транспортная газета, являющаяся современным профессиональным и аналитическим изданием с элементами корпоративного информационного бюллетеня ОАО «РЖД». В ней освещаются деловые, социальные, культурные события в сфере железнодорожного транспорта, поднимаются проблемы отраслевого и мирового масштаба. Газета «Труд»: полный электронный архив 1930-2022 Газета «Труд» является одним из старейших массовых изданий России. Первый номер газеты вышел в свет 19 февраля 1921 года. В советское время «Труд» всегда выходил большим тиражом. Уже тираж первого номера составил 150 тысяч экземпляров. В 1975 году газета выходила тиражом в 8,3 млн экземпляров. В марте 1990 года издание попало в книгу рекордов Гиннеса — его тираж составил 21,5 млн экземпляров. Газета публиковала материалы, посвященные социалистическому соревнованию, повышению эффективности производства, вопросам культурно-массовой и воспитательной работы, внешней политике Советского государства. В газете выходили и критические материалы, публиковались письма, а также фельетоны. В «перестроечные» годы газета перестала быть органом ВЦСПС и с октября 1990 года выходила как «газета профсоюзов». Газета «Полярная кочегарка»: полный электронный архив 1941—1991 «Полярная кочегарка» — уникальное издание, издававшееся Профкомом советских угольных рудников в поселке Баренцбург на архипелаге Шпицберген. В 1920 г. Пользуясь этим обстоятельством, в 1932 г. Кроме Баренцбурга, советские специалисты жили в поселках Пирамида, Грумант и Колсбей. Для советских жителей Шпицбергена профком «Арктикугля» стал издавать газету «Полярная кочегарка». Первоначально, газета выходила 1 раз в неделю на 2 страницах. В августе 1941 г. Шпицберген был занят британскими, канадскими и норвежскими войсками. После окончания войны советские шахтеры вернулись на Шпицберген. В сентябре 1948 г. Газета выходила 2 раза в неделю в 1949 г. С 1989 г. Много внимания уделялось новостям с «большой земли», публиковались статьи о событиях в зарубежных странах. Для жителей поселков газета была главным источником информации о происходящем в СССР и в мире. Большинство специалистов работало на архипелаге «вахтовым методом», заключая договор на 2 года. Многие привозили на острова семьи. В поселках функционировали школы, библиотеки, культурно-спортивные центры, даже кинотеатры. Число советских жителей Шпицбергена превышало число норвежцев. То, что поселки находились на иностранной территории, создавало особую ситуацию, не имевшую аналогов в других местах. Материалы «Полярной кочегарки» позволяют увидеть «советский Шпицберген» глазами его жителей. Газета является важным источником по истории освоения Арктики. Газета «Neues Deutschland»: полный электронный архив 1946—2022 Основанная в 1946 г. Многие называли это издание немецкой «Правдой». Действительно, «Neues Deutschland», по многом, копировала «Правду» по своему оформлению и содержанию.

Продуктовый заказ

  • Газета "Правда". «Русские премьеры» как зеркало насущных проблем общества
  • Газеты СССР
  • На сайте ведутся технические работы
  • Духовная жизнь общества в период оттепели
  • Развитие структуры советских СМИ в 50-70 гг

Цифровые архивы газет

Государство сохраняло за собой монопольное право в книгоиздательском деле. Так, еще в декабре 1921 года Наркомпрос, которому подчинялся Госиздат, принимает "План хозяйственной организации Госиздата", в котором эта структура рассматривается в статусе главного управления по делам печати. Еще одним этапом формирования советской издательской системы было образование в 1924 году Центрального издательства народов СССР Центроиздат , которое сыграло определенную роль в становлении и развитии национальных издательств. Издательство выпускало литературу на 50 языках народов и народностей страны, на 12 языках -газеты и журналы, наглядные пособия для национальных школ. Издательство представляло собой также методический центр планирования и подготовки кадров редакционно-издательских работников, что способствовало развитию такой специализации, так редактор-переводчик, редактор, работающий над переводами с языка оригинала. В начале становления советской книгоиздательской системы наиболее заметной и значимой становится организационно-творческая функция издательских и редакционных работников, что объясняется прежде всего теми сложнейшими проблемами, которые им приходилось решать - борьба с неграмотностью, новый читатель, разработка организационно-экономических принципов деятельности и т. Показательна, например, в этом отношении, работа в качестве одного из первых руководителей Госиздата О. Еще руководя Главком профессионально-технических школ и высших учебных заведений Наркомпроса, он обращает внимание на практику издания научной литературы и учебников для вузов. По его предложению редколлегия Госиздата решает создать единую Научную коллегию для устранения дублирования и параллелизма при редактировании и выпуске произведений научной, учебной, производственно-технической литературы.

Шмидт, по сути дела, предпринял первую попытку теоретически и практически обосновать экономические основы советского книгоиздательства. Он, например, не считал, что Госиздат должен быть непременно монополистом, поскольку и частные, и кооперативные издательства могут и должны выполнять часть общекультурных задач. Отстаивая развитие издательской сети, О. Шмидт утверждал, что монополизм, в отсутствие конкуренции, не выгоден государству и экономически. Заслуживают внимания и его мысли об объединении издательств и типографий в едином предприятии, что помогло бы снять многие производственные вопросы книгоиздания. Глава Госиздата не оставлял вне поля зрения и такой вопрос, как вооруженность труда редактора особенно библиографическими и справочными пособиями и материалами. По свидетельствам работающих с ним, он просил заведующих редакциями составлять и вести справочные картотеки на издаваемые произведения русских классиков. В таких картотеках следовало бы отражать существующие данные об изданиях автора, планируемые работы в соответствии с подготовкой разных видов изданий, этапы редакционно-издательской подготовки.

За рациональное использование более гибких организационных издательских форм при доминирующей централизации издательского дела выступал и первый руководитель Госиздата В. Он также считал целесообразным сотрудничество с кооперативными, ведомственными и частными издательствами. Однако в дальнейшем развитие советской книгоиздательской системы все в большей степени подчинялось авторитарным решениям, принимаемым иногда отнюдь не с точки зрения интересов дела, а по конъюнктурным политическим соображениям. Отсюда - многочисленные реорганизационные ситуации, не всегда продуманные перестройки, использование метода проб и ошибок, о чем свидетельствует отечественная история книгоиздания советского периода. Все это не могло не сказаться и на чисто творческой стороне редакторской деятельности - на формировании методологической базы редактирования, подходов и методов анализа и редакторской оценки и выборе для нее установочных ориентиров. Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития. В соответствующей для себя форме он, в известной мере, повторял те изгибы и повороты, острые, порой драматические противоречия исторического пути, по которому двигалась страна, и поэтому очень трудно поддается какой-либо одномерной оценке. В разные конкретно-исторические отрезки времени редактирование приобретало лишь свойственные данному периоду черты, позже утрачивая или обогащая их.

Я там только последнюю страницу читала. Раздражал менторский поучающий тон этой газеты. В Крыму ещё «Юный ленинец» была газета.

Уже к следующему, 1985 году, новые цифры показали, что и «современные, независимые женщины», и «уважающие себя мужчины» охотно пользовались объявлениями. Причем тенденция как у нынешнего Тиндера — выбор за женщиной. На каждое женское объявление приходило 80—200 писем. Иными словами: на 10 «невест» — 7 «женихов»Справка демографа, 1985 год. И хотя терапия оставалась передовой темой в газетах, выявляя все новые и новые проблемы, обратная связь знакомящихся по объявлениям принесла печальные вести. Ей пришло 88 писем, и она согласилась на три свидания. Перед собой она поставила две задачи: выяснить, почему право выбора осталось за женщинами и «что же мужчины ищут и не могут найти в женщинах, которые их окружают? Автор решила поговорить с тремя мужчинами, а выбор был большой: вдовцы, разведенные, богатые, бедные, отцы-одиночки, главы компаний. Отвечая на вопросы журналистки, мужчины сформулировали запросы к потенциальной жене. Бизнесмен, дважды разведен: «Вроде у меня большой опыт, но я так и не знаю, что нужно для семейного счастья. Самое главное, наверное, чтобы женщина заботилась о муже. Она должна любить то, что люблю я, будет обходить все острые углы семейной жизни, будет понимать меня без слов, а когда я возвращаюсь с работы, раздраженный и усталый, умела бы меня успокоить. Кроме того, хорошо, если она будет блондинкой. Вы поймите, на нашем уровне развития химии и вы можете стать блондинкой. Главное — хотеть». Я хочу, чтобы у меня была точно такая семья, как у мамы с папой. Мама говорит, что ей лучше знать, кто мне нужен. Наверное, она права, ей виднее, кто способен мне создать такие условия, как сейчас у меня дома». Врач в районной поликлинике, разочарованный в любви, — девушка не дождалась его из армии: «Я хочу найти девушку по мне, со спокойным, мягким характером. Я не потерплю, чтобы в доме кто-то кричал. Но сейчас такие женщины! Мне один приятель рассказывал: он уходит на работу рано и сам готовит себе завтрак. А жена спит, представляете? Неужели ей трудно встать, два яйца о сковородку разбить? Она же не уважает мужа. Конечно, у нас теперь равноправие! А другой мой знакомый вообще сам стирает. Я не против помочь жене, ковер пропылесосить, да, но ходить за хлебом, чистить картошку… Я хочу, чтобы жена полностью разделяла мои взгляды и принимала меня таким, какой я есть». Или для Сергея нереально познакомиться с девушкой, которая станет относиться к нему как к большому ребенку? И уж тем более Олег. Не может быть, чтобы он не нашел подругу жизни, для которой счастьем будет вить гнездо и обслуживать мужа!

Крупнейшим культурным событием 1957 г. Насыщенная программа 13 фестивальных дней включала в себя международные выставки художественной фотографии, изобразительного и прикладного искусства, конкурсы, семинары, концерты национальных делегаций. Прошёл также международный кинофестиваль, на котором было представлено более 120 фильмов из 30 стран. В 1958 г. В 1959 г. В его рамках, кроме основного конкурса — полнометражных фильмов, проводились также конкурсы документального кино, дебютных, поисковых и экспериментальных работ. О достижениях советской культуры стало больше известно за рубежом. Кроме кинофильма «Летят журавли» престижными международными премиями были отмечены картины «Баллада о солдате» режиссёр Григорий Наумович Чухрай, 1959 г. С огромным успехом в 1956 г. Фотография Умнова Узнать больше М. Гений — это совсем не слишком сильное определение для танца Улановой. Публика лондонской премьеры была в экстазе. Она была восхищена всем ансамблем Большого театра, но по отношению к Улановой это уже походило скорее на благоговение. Марго Фонтейн была в слезах. Овации продолжались почти полчаса. Уланова, в центре всей труппы, нервно вздрагивала, как будто испуганная этим грохотом аплодисментов по ту сторону рампы. К концу оваций она как будто пришла в себя и поверила, что Лондон приветствует её, её улыбка стала менее напряжённой и даже счастливой. До этого никто не подумал о том, каким тяжёлым испытанием был этот спектакль для Улановой. Она встретилась с наиболее опытной и профессионально знающей балетной публикой если не считать русских зрителей , она танцевала свою самую блестящую роль, но танцевала уже в возрасте 47 лет, и самое главное, она должна была показать себя на уровне той легенды, которая пришла раньше её, — легенды, которая создавалась и ширилась в Лондоне чуть ли не в течение 20 лет. Она всё это преодолела и достигла даже большего. Уланова в Лондоне познала такой триумф, как ни одна балерина со времён Павловой». В 1952 г. Дебют оказался успешным: в общем зачёте СССР занял второе место, завоевав 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей в девяти видах спорта. Первой советской олимпийской чемпионкой стала метательница диска Нина Ромашкова-Пономарёва. В 1956 г. Золотые медали завоевали советские конькобежцы, лыжники и хоккеисты. Выдающимся спортсменом был Лев Иванович Яшин 1929—1990 , вратарь футбольной сборной СССР, выигравшей золотую медаль на летних Олимпийских играх 1956 г. Яшин — единственный вратарь, получивший «Золотой мяч», самую престижную международную награду для футболиста. Во всём мире Яшина называли либо «Чёрная пантера» за его всегда чёрную вратарскую форму, подвижность и акробатические прыжки , либо «Чёрный паук» за длинные, всё достающие руки. Но в основе его успеха были не физические данные, а способность предугадывать действия противника и заранее находиться там, где легче всего забрать мяч. Лев Яшин на тренировке, 1960 г. Фотография Хенка Линдебума В 1960 г. На Олимпиаде в Инсбруке в 1964 г. Лидия Скобликова на дистанции, 1967 г. Для многих людей это был не только спорт, но и способ провести свободное время. Первым советским чемпионом мира по шахматам в 1948 г. Он удерживал этот титул до 1957 г. Ботвинник в 1963 г. Фотография F. Broers Изменения в повседневной жизни Смягчение политического режима, развитие экономики страны, повышение уровня доходов граждан, массовое жилищное строительство оказали существенное влияние на образ жизни советских людей. В городах миллионы семей переселились из коммуналок и домов барачного типа в отдельные, пусть и не очень комфортные квартиры. У людей появлялось личное пространство, отделённое от общественного быта. Семейная жизнь стала более приватной. В новых микрорайонах сохранялась достаточно большая дворовая территория, но дворы утрачивали свою былую роль центров общения. Они перемещались на кухни. Поэтому в новостройках связи между соседями были гораздо слабее. Малогабаритные квартиры требовали малогабаритной мебели. Лёгкая промышленность предлагала типовые наборы для гостиных и спальных комнат. Реконструкция интерьера хрущёвки. Музей энергетики и техники Литвы. Фотография Хомелка Значительно увеличилось и производство одежды и обуви.

4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными

История пионера, который в возрасте 13 лет якобы разоблачил преступления отца-кулака и был за это убит его родственниками, стала культовой в СССР. О нём слагали песни в том числе знаменитый Сергей Михалков, который позднее участвовал в написании советского гимна и поэмы, писали книги, ставили спектакли и даже оперу. При этом Морозов был лишь одним из многих детей-доносчиков. В 1933 году, спустя год после гибели Павлика, газета «Пионерская правда» написала о новом герое — Мите Гордиенко из-под Ростова-на-Дону. Школьник доносил на своих односельчан, которые собирали опавшие колоски на колхозном поле в то время уже действовал так называемый «закон о трёх колосках», по которому могли казнить даже за кражу нескольких зёрен. По одному из доносов арестовали двух человек, мужчину и женщину. Её в итоге приговорили к десяти годам лагерей, его — к расстрелу. Гордиенко за свой подвиг получил именные часы, пионерский костюм и подписку на газету «Ленинские внучата». Известен также Проня Колыбин, который в похожих обстоятельствах донёс на собственную мать. Женщина получила срок, а мальчика отправили отдыхать в Артек. Воровали и воруют колхозное добро.

Например, мой отец Григорий Семёнович вместе с Кузнецовым, бригадиром первой бригады, и сродником, кулаком Фирсовым В. Ночью, когда все засыпали, к отцу являлись его друзья — бригадир Кузнецов Кузьма и Фирсов В. Все трое отправлялись воровать. Бригадир Кузнецов всё время назначал моего отца в Спасск к колхозным хлебам. Воза всё подвозили к нашему двору. Эти мошенники с возов брали хлеб. А в воза насыпали землю весом столько, сколько брали хлеба. Хлеб прятали в пустой избе, потом его продавали», — утверждала девочка. После её доноса на скамье подсудимых оказались 16 человек. Балыкин и Фирсов получили по 10 лет заключения строгого режима, остальных обвиняемых приговорили к разным срокам исправительных работ.

Поступок Оли Балыкиной стал примером для нового движения дозорников, которое по сути представляло собой кузницу пионеров-осведомителей. Детей учили следить за всеми подряд — за односельчанами, собирающими на уже убранных полях колоски для своей голодающей семьи, ненавистными советскому строю кулаками, за соседями и родителями. Даже появилась книга «Юные дозорники», представлявшая собой инструкцию по правильному доносительству. В ней пионерам объясняли, как выявлять врагов народа и куда о них сообщать. Согласно одной из рекомендаций, донос следовало лично отвести на железнодорожную станцию и опустить в почтовый вагон проходящего поезда, чтобы враги не смогли перехватить письмо на почте. Рупором движения была «Пионерская правда». Её редактор Андрей Гусев якобы даже ставил пионерам в пример мальчика, донёсшего на директора школы, который задал детям антисоветскую задачку: «Всего в селе было 15 лошадей, а когда люди вступили в колхоз, то 13 лошадей сдохли. Сколько лошадей осталось? Дальнейшая судьба педагога неизвестна, но, по словам Гусева, его привлекли «к суровой ответственности» как классового врага. Доносы оставались распространённым явлением почти до распада СССР, но считается, что эпидемия пошла на спад после смерти Сталина.

Газета освещает вопросы разной тематики, а журнал концентрируется на узких темах. Эти отличия условны, к ним можно добавить приставку «преимущественно». В текущей статье мы уделим внимание газетным изданиям.

Выберем несколько характерных цитат из полных собраний сочинений, которые несколько десятилетий исправно печатал «Политиздат». Ленин «... Маркс и Ф.

Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Сталин Читатели впитывали идеалы, формируемые государством. Газета — это пропаганда убеждений, «строительство» личности человека.

Газеты согласованно вели единую программу политики партии, а неугодные события, поступки, слова — критиковали. Заложенная ещё в начале развития СССР политика начала давать сбой лишь в конце 1980-х гг. И эта разноголосица газет последних лет вместо былого слаженного хора словно предсказывала кончину советской сверхдержавы.

Передовица газеты «Правда» от 7 ноября 1967 года Любая из центральных газет - влиятельный орган. Журналистская ошибка в каком-нибудь обличающем очерке могла стоить автору карьеры. Цензура следила, чтобы внутренние дела, о которых широким массам не следовало знать, не попали на страницы СМИ.

И всё же очень часто газета становилась последним оплотом справедливости, принимая письма читателей и отправляя журналиста на место событий, чтобы разобраться в ситуации. Такие журналистские расследования даже основали специальную категорию «Письмо позвало в дорогу». В огромной стране и газет было много: строгих по стилю и развлекательных, больших и малых форматов.

Некоторые выходили ежедневно, другие раз в неделю. В редких случаях выпуск газеты был ежемесячным или раз в две недели. Даже после того, как текущие номера зачитали до дыр, их не выкидывали.

Существовало множество способов найти им применение в домашнем хозяйстве или на производстве: Газеты прекрасно справлялись с задачей, когда нужно было сделать временную шапочку в жару или пустить в плавание бумажный кораблик. На стенах иной раз встретится хотя бы один, а то и несколько слоёв газет, которые проклеивали между обоями и штукатуркой для лучшего сцепления. Археологических слоёв может быть много.

Некоторые газеты стали прибежищем солёной или копчёной рыбы. В них заворачивали семечки или орешки. С одной стороны, перестали действовать прежние идеологические установки.

Из-за этого многие журналисты не смогли предоставлять актуальные сведения и полноценный анализ событий: ещё не сформировалась картина действительности, процессы хозяйственной жизни были неочевидны, планы зачастую стремительно устаревали и поэтому не реализовывались. С другой стороны, материально-техническая база истощилась: налицо была нехватка оборудования и краски. Запасы бумаги исчерпали, крупные производства остановились или работали медленно.

Не хватало людей, которые обеспечили бы производство газет. Газета — это зеркало событий и пропагандистский источник, поэтому она обязательно меняется, если кардинально меняется жизнь людей, о которых она пишет. Так случилось и при переходе от царской России к советской.

Некоторые издания стали неактуальны, некоторые трансформировались. Например, «Правда» в досоветской России была чуть ли не на подпольном положении, но после революции превратилась в официальный печатный орган ЦК РСДРП б и стала главным рупором рабочего класса в стране Советов. По данным «Книжной летописи», «Правда» накануне образования СССР декабрь 1921 года — февраль 1922 года снизила тираж с 250 000 до 75 000 экземпляров.

Количество экземпляров газеты «Труд» уменьшилось втрое со 150 000 до 50 000. Некоторые газеты например, «Беднота» исчезли на несколько месяцев. Впоследствии вышел номер, показавший, что тираж «Бедноты» упал практически в шесть раз: с 600 000 в октябре 1921 года до 109 000 в апреле следующего.

Газета «Правда» от 17 декабря 1922 года Ситуация была плачевна, и без решительных действий не обошлось. Выпуск печатных СМИ ограничили, наладили предприятия, открыли институт журналистики. Обострения кризиса повторялись, но им на смену приходили и благоприятные периоды.

Более-менее стабильной ситуации дождались только в 1923 году, а с 1928 года количество печатных изданий стало бурно расти. В справочнике газет и журналов А. Хомского за 1929 год собраны московские, ленинградские, харьковские и прочие газеты.

Для каждой газеты указана периодичность, исполнитель, тираж и цена.

В присутствии женщин и детей в общественных местах не принято было использовать нецензурную лексику. Подростки не употребляли грубых слов прямо на улице, как это происходит сейчас. Эльвира Крицына пенсионерка При этом люди, разумеется, не были идеальными, но старались соблюдать нормы приличия, не выставляли напоказ худшие стороны своего характера.

О правилах поведения часто говорилось на собраниях в школах и трудовых коллективах, доклады на эту тему звучали в лекториях. Об основах этикета можно было прочитать в книгах и тематических журнальных статьях. Представители старшего поколения также отмечают, что людей ненавязчиво приучали соблюдать и правила гигиены. В столовых, кафе, санаториях обязательно висели плакаты с надписью "Мойте руки перед едой".

Эти объявления по популярности соперничали с призывами "Уходя гасите свет" и "Уважайте труд уборщиц". Люди строже относились к еде, расценивая ее в основном как источник энергии, а не как вид гастрономического развлечения. Утром обязательный плотный завтрак перед выходом из дома. В 13 часов полноценный обед, а после работы — в 19 часов — ужин", — поделилась женщина.

Сейчас же люди питаются так, словно постоянно живут по системе "все включено", когда есть можно в любое время. В сочетании с гиподинамией такое отсутствие ограничений создает благоприятные условия для повышения веса.

В творчестве художников-шестидесятников были представлены разные направления. Трудовые будни современников отражались в картинах художников «сурового стиля». Произведения этого направления противостояли искусству соцреализма, которое приукрашивало действительность и демонстрировало всеобщий оптимизм.

Представители же «сурового стиля» стремились показать более реалистичную жизнь рабочих и крестьян. Виктор Попков 1 декабря 1962 г. На выставке были представлены в том числе и работы художников-авангардистов из студии «Новая реальность». За день до открытия выставки стало известно, что её собирается посетить Хрущёв. Творчество авангардистов встретило у него полное непонимание.

Он в самых резких выражениях раскритиковал работы художников. Его знаменательная фраза: «Что касается искусства — я сталинист! В прессе развернулась широкая кампания «по борьбе с формализмом и абстракционизмом», Хрущёв потребовал исключить из КПСС и Союза художников всех участников этой выставки. Хрущёв на выставке «30 лет МОСХ», 1962 г. Фотография из архива Росинформа, «Коммерсантъ» На этой выставке были представлены также работы скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного 1925—2016.

Художник Эрнст Неизвестный в мастерской. Фотография из архива РИА Новости «Хрущёв со всей мощью обрушился на меня, — вспоминал позже скульптор. Самым невероятным итогом этого скандала он называл тот факт, что именно ему был заказан знаменитый чёрно-белый надгробный памятник Хрущёву. Реакция Хрущёва на творчество скульптора-авангардиста была предсказуема. В советской скульптуре тогда господствовали реализм и монументализм.

Одним из самых известных скульпторов этого направления был Евгений Вучетич. Одно из его произведений — скульптура «Перекуём мечи на орала» — в 1957 г. Скульптура Евгения Вучетича. Фотография из архива ООН Выставки неформатных художников можно было закрыть, показ неугодных властям спектаклей запретить, фильмы «положить на полку». Но неизданные литературные произведения всё же находили дорогу к читателю.

В период оттепели широкое распространение получили «самиздат» и «тамиздат». Самиздат — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР. Тамиздат — запрещённые в СССР книги и журналы, изданные за рубежом, которые нелегально ввозились в Советский Союз и распространялись среди граждан. Машинописный самиздат и плёнки с фотокопиями рукописей для передачи на Запад с целью их публикации за рубежом на выставке в Москве, 2017 г. Фотография Nkrita Копии текстов изготавливали сами авторы или читатели без ведома официальных властей.

Как правило, их делали рукописным, машинописным или фотографическим способом. Иногда для этих целей изготавливали самодельные печатные станки. По мере развития техники стали использовать ксерокопировальные аппараты ранних образцов, магнитофоны, а в 1980-е гг. С развитием звукозаписывающей аппаратуры властям трудно стало контролировать и распространение музыкальной продукции. Например, запрещённые в СССР буги-вуги и рок-н-ролл записывались на рентгеновских снимках, эти пластинки получили ироническое название «музыка на костях».

Однако большой популярностью пользовалась и официально одобряемые музыкальные произведения: классические и популярные. Широко распространились и стали почти народными песни «Подмосковные вечера» В. Соловьёв-Седой, М. Матусовский , «Если бы парни всей Земли…» В. Соловьёв-Седой, Е.

Долматовский , «Звенит гитара над рекою…» А. Новиков, Л. В этот период начинается творческая деятельность композиторов А. Петрова, А. Шнитке, Р.

Шедрина, А. Культура шестидесятников породила новый жанр в музыке — авторскую песню. Его отцом принято считать Булата Шалвовича Окуджаву 1924—1997 , который в конце 1950-х гг. Их песни распространяли по стране с помощью аудиосамиздата. На радио, телевидение, в студии грамзаписи бардов тогда не приглашали.

Булат Окуджава выступает во Дворце культуры автомобильного завода имени Лихачёва, 1964 г. Фотография Валентина Хухлаева В 1955 г. На смену сталинскому ампиру пришла функциональная типовая советская архитектура.

Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР

Смотреть сейчас онлайн программу теле канала Россия 24 Новости на России 24 последний выпуск и все выпуски подряд. Романтизировать период СССР в последнее время стало модным. Рассказываем, о чем больше всего ностальгируют люди, чья молодость прошла в Советском Союзе, и какие традиции ушедшей эпохи пригодились бы в наши дни. Какие изменения произошли в советской прессе в годы Великой Отечественной войны? Сове́тская пропага́нда — пропаганда, осуществлявшаяся органами подчинёнными отделу агитации и пропаганды ВКП(б) (в дальнейшем КПСС) под строгой цензурой. Новости. События. Каталоги и картотеки.

№44 (15453), 25 апреля 2024 г.

Громче всего в этой тематике проявили себя Александр Солженицын и Варлам Шаламов. Источник: wikipedia. К примеру, граждане СССР наконец-то смогли прочитать роман о революции и Гражданской войне Бориса Пастернака «Доктор Живаго», про который во время травли автора говорили: «Не читал, но осуждаю». Схожий путь прошла книга Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Автор романа-эпопеи о Сталинградской битве на страницах художественного произведения жёстко раскритиковал советскую систему. За это «Жизнь и судьбу» изъяли в начале 60-х годов. Однако во время перестройки роман был опубликован. Русский рок — новое слово в отечественной музыке Во время перестройки произошла своеобразная революция в советской музыке. Всё чаще по радио стали звучать электрогитары и барабаны.

Ставшая легендой отечественной музыки ленинградская группа «Кино» обрела огромную популярность среди молодёжи 80-х годов прошлого века. Хотя лидер коллектива Виктор Цой отрицал революционность песен и старался в текстах уходить от политической составляющей, больше времени уделяя внутренней свободе и поиску себя в мире, часто в песнях слышатся отголоски бунтарского духа перестройки. К примеру, хит « Мама- А нархия » можно назвать гимном всех вольнолюбивых людей той эпохи. А вот без песни «Хочу перемен», звучавшей в каждом дворе, перестройка не была бы перестройкой: припев этой композиции отразил взгляды и устремления людей, мечтавших уйти от застоя и увидеть развитие во всём, что их окружало: Перемен! Требуют наши сердца. В нашем смехе и в наших слезах, и в пульсации вен, Перемен! Мы ждём перемен!

Звук из студий передавался по проводам на расположенные в людных местах громкоговорители. Содержанием передач было зачитывание новостей, газетных статей, выступления руководителей страны и партии, музыкальные концерты, транслировавшиеся из студии, где шло «живое» исполнение. В 1922 г. Прием передаваемых сигналов можно было вести как на громкоговорители местных радиотрансляционных сетей, так и на индивидуальные радиоприемники, хотя последних было еще крайне мало. Через пару лет в стране приняли программу массового производства радиоприемников. Ретрансляционные же сети распространялись в основном в городах, поскольку тянуть провода к каждому селу было дорого. Радиовещание в эфире включало в себя речевые программы: «Радио всем» и «Новости радио», зачитывались статьи из газет, осуществлялась трансляция революционных песен и классической музыки. Русская народная музыка не звучала. Радиостанцию нарекли именем Коминтерна, и она реально могла донести звуки «Интернационала» до Парижа и Берлина. Этот радиоканал получил название Всесоюзное радио. Постепенно в программе Всесоюзного радио начинают появляться литературно-музыкальные передачи, прямые репортажи с парада на Красной площади в Москве и с других важных событий, зачитываться сообщения правительства. В это время большевики осознают значимость радио и принимают программу насыщения его идеологией. В 1920-1940-е гг. Они ведут ретрансляцию программ Всесоюзного радио в диапазонах длинных, средних и коротких волн. В 1930-е гг. Это по-прежнему были семьи интеллигенции и квалифицированных рабочих, которые жили в крупных городах. Радиопередачи отличались высоким уровнем лингвистической грамотности и способствовали распространению литературного русского языка. Эта традиция потом перейдет и на телевидение, когда оно станет значимым средством массовой коммуникации. Наличие единой централизованной сети радиовещания позволило поддерживать коммуникацию властей с населением в годы Великой Отечественной войны. Диктор Всесоюзного радио Ю. Левитан регулярно зачитывал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего И. В эфире появились выступления простых людей с фронта, писателей. Велись регулярные передачи для жителей оккупированных территорий и партизан. Немцы даже конфисковали у населения оккупированных советских территорий радиоприемники, чтобы уменьшить влияние коммунистической пропаганды. Однако и советские власти конфисковали радиоприемники, опасаясь вражеской пропаганды, и вещание шло только по проводным системам одного существующего канала. В 1945 году радиовещание в России стало двухпрограммным — была запущена «2-я программа Всесоюзного радио» с 1964 года — Радиостанция «Маяк». В 1947 г. В 1960 в Москве году была запущена 4-я программа Всесоюзного радио. Это была переориентация на более широкий круг слушателей эфирного вещания, которых не удовлетворяла простота однопрограммного радио. Это сопровождалось проникновением зарубежных «радиоголосов», которые подрывали идейное единство советской нации. Тем более, что промышленность выпускала радиоприемники, принимавшие КВ сигналы. С этой бедой стали боролись с помощью «радиоглушилок», которые размещались на границах страны и у крупных городов.

Например, проблему малой заинтересованности населения в здоровом образе жизни и спорте после Второй мировой войны партийное руководство стремилось решить за счёт активной агитации физической культуры и спортивных достижений. Ей была посвящена большая часть агитации в СМИ, литературе и кино. Во всех республиках были созданы секции пропаганды физической культуры, проводились Всесоюзные парады физкультурников , были восстановлены кафедры физического воспитания и спорта, обновлены учебные программы, введены обязательные занятия по физкультуре [6]. Кроме того, партийное руководство старалось мотивировать рабочее население за счёт популяризации опыта передовых предприятий и ударников труда [2]. Так, в 1950—1980 годах одной из активных кампаний в СМИ стала «химизация» промышленного хозяйства. В 1957 году в передовых газетах страны частота появления терминов, связанных с этой темой, была даже выше, чем у терминов, связанных с « космической гонкой » «кибернетика» — 164 тыс. Важными темами советской агитации стали разъяснение партийно-государственных документов и решений руководства [2]. Одним из основных направлений пояснительной пропаганды стал атеизм , подавление церкви и искоренение религиозности. Так как в дореволюционные годы религиозные институты тесно ассоциировалась с императорской властью , одной из основных функций большевистской пропаганды стало насаждение атеизма. В 1920—1940-х годах в стране массово издавали зарубежных анархистов , пропагандировали атеизм на региональном уровне, проводили расправы над духовенством, изымали церковное имущество [8]. Кроме того, пропаганда использовалась для оправдания таких важных решений руководства страны, как, например, подписание пакта Риббентропа — Молотова : советские агитаторы уверяли в пользе, которую документ принесёт немецким коммунистам, а также в установлении доверительного союза с бывшим врагом [9]. Советский плакат, прославляющий Сталина, 1938 год Одной из характеристик советской пропаганды является превозношение вождя, что становилось причиной возникновения культов личности. Так, уже с 1920 года города и посёлки страны переименовывали в честь крупных общественных деятелей, в особенности Владимира Ленина. Его прославляли в стихотворениях и книгах, повсеместно возводили статуи вождя. Во времена правления Иосифа Сталина культ личности был необходим для сплочения населения вокруг единой фигуры: вождя представляли как непогрешимого руководителя и отца народа. Но после смерти Сталина партийное руководство придерживалось коллективной формы управления. Соответственно, попытки издателей представить, например, Георгия Маленкова в качестве единственного преемника власти пресекались. В 1970-х годах попытки создать культ личности Леонида Брежнева воспринимались населением негативно [10] [11] [12]. К середине 1930-х годов ярко проявилась роль пропагандистской машины в укреплении сталинского режима. Пропаганда создавала культ личности Сталина. Пропаганда могла делать из бедствия подвиг, как это случилось со спасением парохода «Челюскин» в 1934 году , когда все лётчики, спасавшие челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза.

Любопытно, что в разные времена СССР эти словески постоянно менялись, отражая особенности эпохи. Давайте вместе вспомним о некоторых легендарных речевых оборотах, которые были в обиходе у настоящего молодого гражданина СССР.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий