7 марта празднуется день мучеников, иже во Евгении. Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае. После трагической гибели сына Евгения её верующая душа приняла решение: в честь его небесного покровителя – святого мученика Евгения, построить около кладбища храм. Выражение “иже во Евгении” обозначает определенное место — Евгениевы ворота в Константинополе. Святой мученик Иерон родился в городе Тиане в Великой Каппадокии.
20 ноября — память святых 33-ти мучеников Мелитинских и с ними мученика Евгения
Канонизация воина мученика Евгения Родионова, его прославление и почитание нужно не ему, а всем нам. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. 3 декабря, в День Неизвестного солдата, в сербском городе Шид в церковь святого мученика князя Лазаря была торжественно внесена икона святого мученика Евгения-воина. Тропарь в честь обретения мощей мучеников, иже во Евгении, глас 4. Мученик Евгений Севастийский принял смерть за веру Христову вместе со святым Евстратием в правление императора Диоклетиана (284–305). Через год узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор прибыли в Херсонес продолжить его святое дело.
Писатель и святой Земли Русской (Новомученик Евгений Поселянин).
Иерон и вслед за ним 32 воина отказались это сделать, открыто исповедовав веру во Христа. Тогда гонитель приказал бить мучеников, а Иерону еще и отсечь руку. После жестокого избиения едва живых мучеников бросили в темницу, где на утро обезглавили. Тела всех казненных святых были тайно погребены христианами. В царствование императора Юстиниана при строительстве храма во имя святой Ирины, честные мощи святых мучеников были обретены нетленными.
Такие мысли, братья и сестры, приходят от того, что мы не имеем должной любви к святым. Даже не то что должной, а какой-бы то ни было.
По большому счету как люди святые нам зачастую безразличны. Житийные персонажи для нас часто становятся героями некой вымышленной картинки, сказки, небывалого сюжета, а не живыми людьми, имевшими, как и мы, свои проблемы, желания, имевшими свои семьи и родственников. Как же изменить свое внутреннее отношение к святым угодникам? Братья и сестры, наверное, нам нужно заглянуть внутрь себя и вспомнить, как мы относимся ко святому или святой, чьи имена носим. Ведь, наверное, эти святые люди нам не безразличны. Конечно, кто-то носит имя, например святителя Николая или равноапостольной Ольги, о жизни которых нам известно очень много самых разных поучительных подробностей. А кто-то носит имя святого мученика Евгения, о котором в сегодняшнем житии упоминается только вскользь.
Но хотелось бы заметить, что любовь — это могучая сила и она связывает нас, всех христиан, в единое таинственное Тело Христово. И вот лично я на себе самом убедился, что даже самые скромные святые могут стать такими же интересными и живыми, как и наши собственные заступники, если у нас есть друзья, близкие, наставники, носящие имя этого святого. Сегодня празднует свой день ангела мой наставник в диаконском служении, клирик собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге протодиакон Евгений Андреевич Петровский, с чем его хочется сугубо поздравить и пожелать ему здоровья и еще многих лет служения у престола Божия.
Часто нас спрашивают о том, как молиться. Для этого важен правильный настрой, то особое состояние, при котором человек чувствует себя наедине с Господом или святым, которому молится. Идеальным временем для молитвы считается утро или вечер, день оставьте мирским заботам.
При этом неважно, где находиться — дома или в храме. Важно сосредоточиться, открыть сердце и душу и тогда все обязательно получится. Зажженная свеча поможет настроиться на нужный лад. И совершенно неважно при этом, если будут забыты слова молитвы, больше заученных слов в высшем мире ценится искренность. Просите — и будет дано вам. Молитва и тропарь Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Евгение, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Тропарь Мученик всечестных светлость, пяточисленных страстотерпцев воспоем, славу земных презревших, солнца светлаго Евстратия, премудраго витию со страдальцы, на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных.
Через два дня изнурительного пути мученики прибыли в Араураку, родной город Евстратия. Там святого случайно узнал местный житель по имени Мардарий. Потрясенный столь великим самоотречением и ободряемый призывами жены, Мардарий попрощался со своими двумя детьми, вручил семью заботам одного из друзей и предал себя в руки стражников. Он с радостью присоединился к тем, кто пожелал быть верным Христу даже до смерти. Пресвитер Авксентий первым предстал перед Лисием. После недолгого суда его отвели в лесную чащу и там обезглавили, оставив тело на съедение зверям.
Однако драгоценные мощи мученика с помощью Божией были вскоре обнаружены в лесу благочестивыми христианами, а на его отрубленную голову указал им ворон. Следом за Авксентием перед судьей предстал Мардарий, который на все задаваемые ему вопросы отвечал только одно: «Я — христианин! Когда Евгений в свою очередь предстал перед тираном, его твердость и исполненные решимости слова привели того в неописуемую ярость. Он велел отрезать мученику язык и кисти рук, а затем изувечить его тело тяжелыми батогами, обрекая на мучительную смерть. Завершив расправу, Лисий отправился наблюдать за тренировкой своих солдат. Когда один из воинов, молодой новобранец по имени Орест, статный и крепкий телом юноша, метнул копье, тиран заметил блеснувший у него на шее золотой нательный крест.
Житие святого мученика Евгения и о чем просят перед иконой, текст молитвы
Что это за необычный праздник, знают немногие. История события В первые века христианства вера у людей была крепче. Она испытывалась трудностями и угрозой смерти за Христа. Когда наступило нелегкое время гонения на христиан, многие люди в Константинополе и вокруг него были схвачены и приведены к правителю за свою веру. Многие из них предавались жестоким пыткам и казни за свою веру. Но и это не могло устрашить истинно верующих. Они не боялись исповедовать свою веру, а смерть за Христа почитали великим благом. Тела мучеников за веру хоронили возле Константинополя.
По городу разъезжала телега, с надписью «хлеб для епископа». Еды набиралось настолько много, что святой кормил ею всех своих сокамерников. Икона Священномученика Евгения Зернова Епископа все же освободили, в 1924 году Патриарх Тихон возводит его в сан архиепископа. В этом же году, его вновь арестовывают, но уже приговаривают к трем годам концлагеря. До 1927 года он отбывал наказание на Соловках.
Даже в самых суровых условиях он отличался выдержкой, мудростью и тактичностью. Соблюдал строгий пост, никогда не вкушал мяса, рыбу ел крайне редко. В 1929 году он освободился и стал проживать в Нижегородском крае в городе Котельнич. В это же время он был назначен архиепископом Котельническим, а в мае 1934 года его переводят в Нижегородскую епархию.
В чем помогают мученики, иже во Евгении Еще до обретения мощей мучеников, иже во Евгении, к месту их захоронения люди приходили, чтобы исцелить свои физические и духовные болезни.
Сегодня святые помогают православным христианам укрепить веру. Мученики защищают от темных сил и дают надежду на обретение небесного рая. Перед их иконой молятся больные люди, которым святые помогают выздороветь. Также к образам мучеников, иже во Евгении, приходят христиане, которые попали в затруднительную жизненную ситуацию. Святые подсказывают им, как найти лучшее решение возникших проблем.
Какого числа день обретения мощей мучеников, иже во Евгении в 2024, 2025, 2026 году Какого числа день обретения мощей мучеников, иже во Евгении в 2024 году - 7 марта. Какого числа день обретения мощей мучеников, иже во Евгении в 2025 году - 7 марта. Какого числа день обретения мощей мучеников, иже во Евгении в 2026 году - 7 марта.
В 1904 г. Поселянин женился на Н. Грот, дочери известного филолога, но из-за различия во взглядах и характерах брак вскоре распался. Вторым браком писатель был женат на А. Симанской, сестре будущего Патриарха Алексия I, которая после гибели Поселянина и окончания Великой Отечественной войны постриглась в монашество в Киевском Покровском монастыре.
Поселянин много ездил по святым местам России, собирая материалы о забытых праведниках и преданиях, сделав вывод об особом духовном складе русского народа: «Русская душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности…». Он был высокообразованным человеком, владел несколькими иностранными языками, был дружен со многими известными представителями русской культуры, в числе которых философы П. Астафьев, К. Леонтьев, В. Розанов, писатель и критик Ю. Говоруха-Отрок, педагог С. Рачинский, профессора А. Введенский и Л.
Тихомиров, епископ Никон Рождественский ; высоко ценил А. Майкова, В. Васнецова, М. Нестерова, А. Творчество Е. Поселянина, начавшееся по благословению преподобного Амвросия и продолжавшееся более четверти века, оставило глубокий след в русской духовно-просветительской литературе. Его сочинения, разнообразные по содержанию, написанные живым, образным языком, проникнутые теплым религиозным чувством, возрождают в душе народа память о подвигах великих и Богом прославленных предков, укрепляют в русских людях любовь к Родине, к своей вере и ее традициям. Евгений Поселянин с детства знал силу веры, молитвы и Церкви он писал: «Не было ни одного отъезда из Москвы, ни приезда после долгого отсутствия, когда бы я не стоял пред Иверской иконой» , хорошо понимая, что означает утрата веры для общества и для отдельного человека.
Евгений Поселянин литературно переложил «Четьи-Минеи» св. Димитрия Ростовского, Киево-Печерский патерик, жития святых отроков «Святая юность» и святых воинов «Сказания о святых вождях Земли Русской» , изображая их прежде всего со стороны внутренней жизни. Глубоко зная духовную литературу и ее жанры, пиcaтeль умел доступно излагать сложные богословские понятия, психологически красочно живописать древние события и крупными мазками создавать запоминающиеся портреты своих героев. Эти слова Евгения Поселянина относятся к истории России, которой посвящено немало произведений. Рассматривая различные этапы становления и развития русского государства, прежде всего с позиций законов духовных, как непосредственное отражение непрерывного промысла Божия о человеке, писатель раскрывает глубинные причины важнейших исторических событий, их подлинную сущность, оспаривая тем самым многие стереотипы современного взгляда на закономерности общественного развития и создавая величественную панораму славного прошлого нашего православного Отечества. Во время великих потрясений борьба русского народа против чужеземных завоевателей всегда принимала религиозный характер, когда дело шло о защите святой веры от посягательств иноверцев. Так было во времена властолюбивых замыслов против Северной Руси немецких рыцарей, укрепляемых покровительством папы Римского, когда во всем величии явился духовный и воинский подвиг св. Александра Невского.
Справедливо признанный родоначальником русского дипломатического искусства, великий князь предпочел временную покорность «философски терпимым» к другим религиям монголов, обратив всю мощь русского оружия против немцев, у которых стремление к порабощению чужих племен соединялось с насильственным распространением католичества. Так было и в Смутное время, когда кровавый хаос, воцарившийся в стране, грозил обернуться потерей христианской государственности, и в 1812 г. Поселяниным представлены документальные свидетельства беспримерного героизма русских воинов по материалам Высочайше утвержденной Чрезвычайной следственной комиссии, описания изощренных издевательств германских и австрийских солдат над нашими пленными и ранеными, кощунственного отношения к святыням, попрания норм международного права. И всегда в лихую годину страданий и бедствий русские люди обращали свое сердце к Богу, по прадедовскому обычаю «целовали Богородицу» на том, чтобы стоять всем на живот и на смерть за правду… В 1919 году вышла книга Евгения Поселянина «Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее жизни чудотворных икон», плод благоговейного почитания Пресвятой Богородицы. Эта книга замечательна полнотой и богатством свидетельств о чудесах, явленных Божией Матерью через посвященные Ей иконописные образы. Последняя книга будет особенно интересна жителям нашего города, поскольку она представляет собой благоговейное путешествие в духовную историю Петербурга — в ней описаны знаменитые святыни и связанные с ними исторические события и народные предания. Несомненный интерес у читателей вызовут труды Е.
Поселя нина, содержащие очерки о знаменитых праведниках, о подвигах мучеников, пострадавших в период жестоких гонений, о русских князьях — потомках Рюрика, создавших и укреплявших Русское государство, о духовных водителях русского народа, посвятивших жизнь делу сохранения в чистоте и целости учения Христова и созидания на Руси православного царства.
Святой мученик Евгений Родионов
Язычники возненавидели рабов Божиих, за что до смерти избили их камнями. Стоит особо отметить, что благодаря подвигу Херсонесских мучеников, вера в этом городе очень сильно укрепилась в жителях. С начала 5-ого века Херсонес становится центром духовной жизни. Именно в Херсонесе в 987 году святое Крещение принимает равноапостольный князь Владимир. Икона Священномученика епископа Евгения Херсонесского Священномученик Евгений, митрополит Нижегородский, дата памяти 8 февраля Новомуч. Окончив Московскую духовную семинарию, он принимает постриг с именем Евгений. В 1902 году он стал преподавать сектоведение в Черниговской семинарии, а с 1906 года уже архимандрит Евгений стал ректором Иркутского духовного образовательного учреждения. Он обладал удивительным даром проповеди, семинаристы с большим интересом слушали его доклады и лекции.
В 1913 году состоялась хиротония в епископа Киренского, викария Иркутской епархии.
Угощая сына разными лакомствами, Любовь Васильевна тревожно заглядывала ему в лицо. Она знала, что ее Евгений всегда был твердым и верным слову. Он никогда не пытался хитрить. Зато я вернусь из армии на полгода раньше, обещаю тебе, - успокаивал сын свою маму.
Там уже есть пленные, есть погибшие. Если с тобой что случится, я этого не переживу, - пробовала отговорить его Любовь Васильевна. Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Разве от этого будет легче? А плен.
Это уж как повезет. Мать и сын все время были вместе. Однажды они забрели на городское кладбище, в молчании постояли у братской могилы воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Там же сфотографировались на память. Эта фотография стала последней в жизни Евгения.
Зимой 1996 года рядовой пограничник Родионов начал нести службу на Ингушской заставе в составе погранотряда особого назначения. Военная специальность Евгения - гранатометчик. Совсем рядом находилась граница с Чечней. Вместе с другими солдатами Женя нёс службу на контрольном пункте, через который проезжали машины, проходили люди, следуя в Чечню и обратно. Блокпост был абсолютно не оборудован для проверки: ни света, ни связи, ни огневой поддержки.
Женя и его сослуживцы — Андрей, Саша и Игорь — досматривали машины, старались не допустить провоза оружия и боеприпасов для боевиков. Ежедневно через пункт проезжал «уазик», прозванный «таблеткой». В ту ночь «уазик» остановился сам. Из него выскочили несколько хорошо вооруженных бандитов Руслана Хойхороева - завязалась борьба. Спустя некоторое время «уазик» уехал в сторону Чечни, увозя в плен молодых солдат.
Так начался мученический путь Евгения и его товарищей. Сто дней и ночей проведут узники в чеченском плену в местечке Бамут. А в это время мама Евгения, не дождавшись от командиров помощи в поисках их бойца, ходила по селам и аулам, пытаясь хоть что-то узнать о пропавшем сыне. В неё кидали камнями, чеченские женщины и старики кричали на неё, угрожали ей смертью. И только простые российские солдаты с жалостью смотрели на неё, давали поесть, спрашивали, есть ли новости о сыне.
Только 21 сентября, в день Рождества Божией Матери, убийца за огромные деньги скажет матери о смерти сына и укажет несчастной могилу. Стоя на краю могилы, мать Евгения скажет фразу, которую запомнят солдаты-добровольцы, выкапывавшие тела из земли, офицеры Пилипенко Вячеслав и Попов Дмитрий: - Если не будет крестика на теле, то это не он. При свете фар армейского «Урала» в одиннадцать часов ночи среди опавших листьев, перемешавшихся с землей, солдаты увидели крестик и крикнули: - Крестик!.. Мать солдата поняла, что в её дом пришла беда. Она впервые потеряла сознание.
Падая, увидела на небе звезды, и перед ней отчетливо промелькнула та падающая звезда, которую она увидела девятнадцать лет назад, 23 мая 1977 года, когда родился её мальчик. Яркая звездочка на всю ее жизнь оставила предчувствие беды и тревоги за сына. Обезглавленное тело Жени так и не рассталось с крестиком. Руки бойца крепко прижимали его к груди, как самую большую драгоценность в жизни. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели.
Этот крестик стал символом победы Православия над силами зла, и к Распятому на нём Христу воин-мученик Евгений обращал последнюю молитву. Забрав всех четверых и завернув их в фольгу, мать отправилась на Ханкалу. Для кого-то это будет «груз — 200», а для неё - самое дорогое на этой земле. Но в этой трагедии еще не будет поставлена точка. В лаборатории города Ростов-на-Дону матери Евгения не отдадут тело сына — нет головы.
Матери Евгения пришлось пройти все муки, все круги ада, какие мог придумать человек, чтобы найти тело и голову сына. И она снова едет в Бамут. А Женя будет ей сниться подростком в солдатской шапке, которого крепко держат за руки страшные боевики. Мальчик кричит: «Мама, спаси меня! Помоги мне!
Тем не менее, мать солдата снова пойдет к убийце и скажет: «Верни голову сына». Тот засмеется и уйдет, а через время принесет ей несколько кусочков черепа. Суеверный горец боялся его и мертвого и поэтому разбил отрезанную голову прикладом автомата, чтобы не преследовал на том свете. А бригадный генерал Бамутского полка боевиков Хойхороев кричал в лицо матери: - Ты вырастила борзого сына! Он не хотел подчиняться.
Дважды пытался бежать, но от нас не убежишь! Он не любил тебя, мать. Если бы любил, то перешел бы на нашу сторону. Нам нужны такие крепкие бойцы. Принял бы нашу веру, воевал бы против федералов, а после войны вернулся бы к тебе.
Он бросил тебя. Он плохой сын, непокорный и упрямый. Но мы упрямее и сильнее! И мы убиваем всех, кто не подчинится нам. Он сам не захотел.
Наше терпение не безгранично. Мы умеем убеждать людей. А кто не хочет — убьем любого. Придешь ещё раз — и тебе конец, не испытывай судьбу! Припадок ярости «свободолюбивого горца» перед слабой безоружной женщиной, по возрасту годившейся ему в матери, показал, что ничего не добились бандиты от Жени и его друзей.
Убийца рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ, что молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином.
Но мне как-то не повезло с ними. Мне с военными больше повезло, а с чиновниками нет. Они смерти в лицо смотрели. Они понимают, что это такое.
Было время, когда и среди них было много не очень хороших людей. Но их все-таки было меньшинство. Военный человек служит. А чиновник не служит, он работает. На себя.
Это печальная история. Вроде бы несправедливо… Приехали ребята-спецназовцы и говорят: «А как же местные власти?! Если у человека есть любовь и сострадание, желание помочь, поддержать, он поделится этим. А если нет, ну не повезло человеку, он несчастный. День Матери, день рождения… — я никогда не получила ни одного цветка.
А они еще меня пытаются обвинять: тут не то сказала, там не так сказала. Евгений Родионов — Тех людей, которые все понимают, гораздо больше. Каких я священников встретила за эти годы! Это и отец Димитрий Смирнов , это и отец Владислав Провоторов. Я езжу в храм в Павловскую Слободу.
И у нас там неугасимая свеча всегда стоит. У нас там списки Майкопской бригады, 6-й роты, «Курска». Это отдельная история. В день гибели Псковской роты приезжают десантники с Медвежьих озер. В полной форме.
Поименно и громко выкрикивают имена всех погибших. Служится панихида. Просто мороз по коже. Я туда езжу, потому что там боевой дух. Я очень люблю отца Михаила Васильева.
Потому что он, как и я, с парашюта прыгал. К военным у меня бесконечное уважение. Мало ли где бы он хотел жить, он едет туда, куда его направляет Родина. Поэтому я их очень уважаю. Это люди моей крови.
Вы мыли полы в ханкальской больнице… — Нет-нет-нет, это не больница была, а гостиница. Как раз там жили генералы Трошев, Шаманов. Я их всех знаю. И они меня знают. Там жил Лебедь, с которым мы потом конфликтовали.
Это как раз гостиница для генеральского состава. На могиле Евгения Родионова — И вам пришлось так зарабатывать деньги, чтобы продолжить поиски сына? На эти деньги я потом могла поехать, а не пешком идти. Когда приехала, у меня ни копейки не было. Девять месяцев… Это сколько нужно взять денег с собой, чтобы прожить столько времени?!
Да, работала. Для того, чтобы мне приехать в Бамут, мне нужно было 17 раз ездить к Руслану Хайхороеву. Чтобы договориться о выдаче тела сына. И какие еще условия мы должны были выполнить. Мы выполнили кучу условий.
Освободили из СИЗО нескольких человек. Как раз в ту ночь, когда мы их выкапывали, он был со мной. Мы выполнили все условия боевиков, а забирать тела были вынуждены так, как будто мы их воровали — И вы самостоятельно стали выкапывать тела убитых?.. Мы выполнили все их условия, а забирать тела все равно были вынуждены так, как будто мы их воровали.
Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.
В 300 г. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен точно известен лишь день его кончины — 7 марта. Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий.
Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит до смерти камнями и палками 7 марта 309 г. Через год узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ.
Житие святого мученика Евгения и о чем просят перед иконой, текст молитвы
«Крестик Жени был в Сирии, на Донбассе, в Крыму…» / | Несмотря на полную безвестность святых мучеников, их мощи торжественно перенесли в один из храмов Царьграда. |
Святой мученик воин Евгений Родионов. Молитва. Песня. Рассказ "Золотисто-золотой" Николая Иванова. | Служба включает стихиры для малой и великой вечерни, для утрени, канон мученику Евгению, включающий 9 песней и акафист, и молитву святому мученику Евгению[16]. |
День памяти мученика Евгения Антиохийского! | Известны случаи мироточения икон Евгения Родионова, например, в алтайском храме святого мученика Евгения. |
Святой Евгений Севастийский
Воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой в Астраханско-Енотаевской епархии, а также в Сербии, где его называют Евгением Русским. Я им Женю — не отдам! — повторила мать святого воина-мученика — Евгения Родионова. Евгений Родионов – русский солдат и мученик, святой юноша, который сложил свою голову за русский народ и за свою страну. Евгения), самое позднее упоминание (мученики вместе с Евгением являются во сне) связано с 1222-1223 гг., когда храм Евгения подвергся нападению султана Мелика (Собрание чудес митр. Священномученик Евгений был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году[5]. Сербская Церковь уже прославила воина-мученика Евгения как местночтимого святого, а Постоянная конференция Православных Канонических Епископов Америки внесла в чин панихиды для армейских священников слова о «новомученике Евгении Воине».
Какого числа день памяти мучеников, иже во Евгении в 2024 году
Через год узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника — епископы Евгений, Елпидий и Агафодор прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Каждый приехавший получил от мамы воина Евгения Любови Васильевны Родионовой в подарок икону с ликом воина-мученика. Священномученик епископ Евгений Херсонесский, дата памяти 20 марта. Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с великой честью перенесены в храм.
День памяти священномученика Аркадия Лобцова
- Священномучениче Евгение, моли Бога о нас!
- По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
- Конструктор православных сайтов - Приход.ру
- «Крестик Жени был в Сирии, на Донбассе, в Крыму…»
20 ноября — память святых 33-ти мучеников Мелитинских и с ними мученика Евгения
Протоиерей Максим: Да, сначала его причислили к лику святых в Русской православной церкви заграницей, а у нас позже. То ли по каким-то техническим причинам, то ли по промыслу Божьему… Конечно же, по промыслу. Сначала в святцы причислили только царскую семью. Наш академик Александр Григорьевич Чучалин, член Российской академии наук, директор НИИ пульмонологии, возглавляющий "Общество православных врачей России", глубоко верующий человек, заинтересовался этим вопросом.
Почему, куда исчезло имя Евгения Боткина? Общаясь в церковных кругах, он поднял тему канонизации Евгения Боткина. Ведь он, как никто другой понимает душу врача.
Когда же врач приходит на работу, он погружается в жизнь пациентов, по сути отрекаясь от своей семьи. И такой образец духовной силы и верный своему долгу врач должен быть известен для подражания многим. И все сложилось на Соборе 2016 года.
В 1998 году в России была выпущена первая книга о Евгении Боткине "Последний лейб-медик", автором которой является Александр Николаевич Крылов-Толстикович царствие небесное. Когда я с ним познакомился в 2015 году, он предложил подарить храму большую икону ХIХ века "Спас в терновом венце", хранившуюся у него дома. Александр Николаевич организовал приезд из Испании в Москву, в нашу клинику Георгия Михайловича - потомок дома Романовых по линии своей матери.
В 2016 году в храме муч. Евгения врача Боткина торжественно совершили молебное пение и с множеством наших врачей и сотрудников приняли в дар эту великую святыню. Она сейчас находится в нашем храме муч.
Евгения Боткина. Сейчас уже во всех больницах города Москвы, да и уважающие себя другие клиники в других городах, построили и имеют полноценные, отдельно стоящие типовые храмы, а в этой клинике по сей день, почему-то нет. И по согласованию с главным врачом Ириной Назаровой сегодня она президент больницы - прим.
Это бывшая палата-комнатка, но имеет все полномочия полноценного храма, где мы и совершаем Божественные Литургии и все необходимые чинопоследования для нуждающихся в молитвенной помощи. Множество врачей и пациентов стали прихожанами. Больных посещаю в палатах и совершаю Соборование, Исповедь, Причащение, бывает и Крещение.
Ведь мы все, медицинский персонал и обслуживание больницы, собрались здесь не ради себя любимых, а ради пациентов. Пациентов не будет, и нам здесь делать нечего. И больница наша в основном переполнена нуждающимися в медицинской помощи.
Хорошо, если бы храм стоял на территории больницы как отдельное помещение. Пациенты не ходили бы из отделения в отделение, а могли бы из всех корпусов сразу прийти в храм. Для этого есть все условия.
Даже подземные переходы. И в храме распределить молящихся так, чтобы во время службы медперсонал не пересекался бы с пациентами. Одни стояли бы в одной части храма, а пациенты - в другой.
Это мое личное суждение. Протоирей Максим: Чтобы во время молитвы пациенты не отвлекались, увидев своего лечащего врача. Так устроено в монастырях: монахи в одной стороне, молящиеся в другой.
Можно было бы проводить беседы и встречи для желающих. Протоирей Максим: Все приходят: и охранники, и сторожа, и пожарные, и водители. И вообще все: профессора, доценты, врачи, медсестры.
Храм открыт каждый день. Мне можно звонить в любую секунду дня и ночи. Номер моего телефона написан в каждом отделении.
Протоирей Максим: Да, был случай. Звонок в три часа ночи: "Это батюшка? Я вот лежу в больнице и у меня большая беда.
Я не могу уснуть". Советую: "Почитайте Акафист". Когда я читаю, я засыпаю, а во время молитвы спать нельзя" отец Максим улыбается.
И такие молитвенники бывают. Протоирей Максим: В этом проблема человечества. Люди становятся грубее, неблагодарнее.
Они сейчас живут лучше, чем цари. Раньше, чтобы государю помыться, множество людей обеспечивали баню. Сегодня многие бытовые вопросы ушли, комфорт повысился.
Заказал пищу - привозят на дом, позвонил - вызвал такси. Это желание комфорта распространяется и на так называемые "медицинские услуги". Но врач не может "исполнять услуги".
Очень много ситуаций, когда врачей обижают. Чтобы стать врачом, нужно очень долго и многому научиться, а потом всю жизнь восполнять знания и навыки на курсах повышения квалификации. А к ним относятся, как к кому-то из сферы, обеспечивающий твой комфорт.
Это проблема общества, которое потеряла контроль над уважением к ближнему. А врачи трудятся, невзирая ни на что. Я как-то пришел к бабушке, 98 лет.
В таком возрасте с ними нужно разговаривать на отвлеченные темы, чтобы понять насколько они понимают происходящее с ними. Спрашиваю: "Могли бы вы, вспомнить что-то интересное из своей жизни?
В XII веке на месте обретения мощей святых мучеников был построен великолепный [храм] императором Андроником 1183 — 1185 , ангелом которого был святой апостол Андроник.
Святой мученик Иерон родился в городе Тиане в Великой Каппадокии. Воспитанный благочестивой матерью Стратоникой, он был кротким и добрым христианином, и не пожелал служить гонителям христиан. Когда его хотели насильно привести к Лизию, он, вооружившись бревном, обратил в бегство посланных за ним воинов и вместе с восемнадцатью единомышленниками укрылся в пещере. Воинам Лизия не удалось взять эту пещеру даже штурмом. По совету Кириака, одного из друзей Иерона, Лизий снял осаду пещеры и увел отряд. Кириак же, успокоив Иерона, уговорил его не сопротивляться властям; и он вместе с другими новобранцами в сопровождении воинов был отправлен в соседний город Мелитину.
Я ходил с бабушками в церковь перед школой, исповедался, причастился, и это мне дали. Сын промолчал, но крестика не снял. Пройдет время, и Женина мама сама будет носить крестик на одной из нескольких веревочек её сына. Почему так ненавидит его сатана и делает всё, чтобы никто его не носил, или носил просто как безсмысленное украшение? Многие, наверное, слышали, - говорит протоиерей Александр Шаргунов, - рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь, он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения. Ночью на неё сквозь сон навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла пошевелить рукою, чтобы перекреститься. Голос ласковый и гипнотически-повелительный сказал ей: «Сними крестик, ведь он такой маленький». Она уже было послушно потянулась к крестику, но, когда коснулась его, пришла в себя, прочла «Отче наш... Другой молодой человек в те же годы рассказывал, какие искушения он пережил после крещения. Диавол начал внушать ему, что внешнее необязательно, пусть в сердце будет вера: зачем крестик носить на шее, можно сказать, напоказ? Когда он уже был готов снять свой крестик, Господь сказал ему во сне: «Крестик — это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать её, когда она в беде». Однако и после этого в храм он продолжал ходить крайне редко. Даже на Пасху однажды, вернувшись усталым после командировки, решил не ходить и лёг спать. Но среди ночи он внезапно проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схватился за то место, откуда огонь исходил, то в руке его оказался нательный крестик, который продолжал жечь руку и все тело охватывал радостным огнем. Он взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Он вскочил и побежал в ближайшую церковь, и с тех пор жизнь его переменилась. Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это — Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики. А что было с теми, кто сняли свои крестики? Диавол никогда не успокоится, пока не завладеет человеком до конца. Им приказали расстреливать своих же пленных, если они хотят сохранить себе жизнь. А потом, после этого, одного из них заставили перед телекамерой отказаться от родной матери, перед всем миром сказать: «У меня нет матери, у меня есть только Аллах». Любовь Васильевна, мать нового мученика Евгения сказала: «Что может быть тяжелее для матери, чем потеря сына! Но то, что он оказался достойным христианином, утешает меня. Если бы он отрекся от Христа, от православной веры, от России, от матери, я не могла бы это пережить». Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евгения. Прежде всего, сама картина истязаний пленных многое раскрывает. Не было пытки, физической или нравственной, через которую они не прошли. Если они уступали, их опускали еще ниже. Никто не может представить все ужасы, которым они подвергались. Как рассказывал один молодой человек, переживший чеченский плен: «Вначале они заставляли меня пытать другого. А потом того, другого — меня». Только диавол может додуматься до такого. Заставить людей убивать друг друга по очереди с тем, чтобы разрушить всякую связь между людьми. Мы призваны быть едиными во Христе, а здесь — единство в диаволе. Чтобы никто не верил никому, никто не доверял никому, и все боялись друг друга. Чтобы никто не сопротивлялся торжествующему злу — то, чего диавол добивается в сегодняшнем мире. Чтобы человек почувствовал, что он абсолютно один, одинок как диавол, как тот, кто в аду. Чтобы кругом была выжженная пустыня, чтобы люди не знали, куда они идут, чтобы все были охвачены смертельным страхом. Мученический подвиг Евгения, обстоятельства его смерти заставляют задуматься, во-первых, о том, что накопление зла столь велико в мире, что нам не избежать новых гонений на Церковь. И во-вторых, о том, как мы должны достойно подготовиться к новым испытаниям. Кто были эти потерявшие человеческий облик чеченские убийцы и малодушно забывшие человеческое достоинство русские предатели? Если бы не «перестройка», все они были бы комсомольцами, как их отцы и деды. Но в сегодняшнем мире зло достигает еще больших глубин. Разве вы не знаете, что через телевидение, через порнографические видеофильмы, через рок-музыку, которая предельно демонична, через компьютерные игры молодежь с детства учат, как пытать и расстреливать других людей? Для многих юношей, вскормленных на этой культуре, кажется нормальным и возможным сделать из пыток развлечение. К одному батюшке подошла в храме женщина и рассказала, что у неё четверо детей, и двое из них — младших — уже связались с сатанинской сектой. Она со слезами просила батюшку помолиться за этих детей, чтобы они вернулись ко Христу. Самое поразительное, рассказывал батюшка, когда он благословил их крестом, это вызвало у них злобную ярость к нему. Как страдает мать! Дети маленькие, а сатана уже крепко держит их в своей власти. Мы призываемся воспринять подвиг мучеников наших дней как особенный призыв к молодежи, потому что молодежь, как известно, всегда полна страстей, а атмосфера вокруг сегодня губительная. Наши враги хотят погубить всех. Если человек не желает ограничивать себя в чем-либо а этот принцип внедряется сегодня в массовое сознание во всем мире , где возьмет он силы не уступить сатане без колебаний, когда придет час испытаний? Мы все воины Христовы. Но скорее, как те воины, которые в речах смелы, но еще не нюхали по-настоящему пороха, и дело покажет, каковы они в действительности. Мы иногда, может быть, слишком легко, не задумываясь повторяем слова о том, что в годы гонения явилась не только великая слава новых мучеников Российских, но открылся позор небывалого в истории Церкви отступничества. Человек может пройти через любые пытки и через смерть и спастись. Но отречься от веры, отречься от всего, что является краеугольным камнем души, сказать, что вся моя жизнь сплошная ложь, что я не верю в Христа Бога, не люблю моих родителей, что мне наплевать на мое Отечество и на Церковь, и остаться живым — что делать человеку после этого с его жизнью? Чтобы стало понятнее, через какие испытания проходил Евгений еще раз повторим, что его мучили в течение трех месяцев и другие мученики, приведем свидетельство православного человека, прошедшего через ГУЛАГ и не выдержавшего пыток, а потом покаявшегося. Но они всегда, как бесы, внимательно наблюдают за вами, и хотят любой ценой заставить вас сказать ложь или хулу на Бога. У них нет времени бить вас каждый день с утра до вечера, но они могут заставить вас сказать что-нибудь против вашего друга или против Бога. Когда вас пытают, после часа или двух часов страданий боль начинает стихать. Но после отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной.
ЕВГЕНИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ
3 декабря, в День Неизвестного солдата, в сербском городе Шид в церковь святого мученика князя Лазаря была торжественно внесена икона святого мученика Евгения-воина. Священномученик епископ Евгений Херсонесский, дата памяти 20 марта. Святой Евгений — молитва Часто к святому Евгению с молитвой обращаются люди, которые сильно страдают, так как сам он был святым мучеником, который за свою веру и Иисуса Христа выстрадал всю свою не долгую жизнь.
Ни жив, ни мёртв: какие мифы рождает «священномученик Евгений Пригожин»
Среди многих других Лизий приказал взять на военную службу и Иерона, обладавшего большой физической силой и ловкостью. Святой мученик Иерон родился в городе Тиане в Великой Каппадокии. Воспитанный благочестивой матерью Стратоникой, он был кротким и добрым христианином, и не пожелал служить гонителям христиан. Когда его хотели насильно привести к Лизию, он, вооружившись бревном, обратил в бегство посланных за ним воинов и вместе с восемнадцатью единомышленниками укрылся в пещере. Воинам Лизия не удалось взять эту пещеру даже штурмом. По совету Кириака, одного из друзей Иерона, Лизий снял осаду пещеры и увел отряд.
На другой день он восшел в присутствии народа на судебном месте на площади и велел привести к себе христиан, а прежде суда приказал прочитать во всеуслышание письмо, присланное Лизием, и первоначальный допрос узников. После прочтения письма, он сказал: — Не думай, Евстратий, что и здесь тебя ожидают такие же мучения, какие ты претерпел от Лизия; лучше заранее окажи повиновение императорским повелениям и принеси жертвы богам, чтобы тебе не погибнуть лютою смертью. Святой Евстратий спросил его: — О, судия!
Имеют ли законы силу и для царей, или нет? Святой Евстратий отвечал: — В законах империи мы читаем следующее: насилие не должно совершать ни словом, ни делом, и народ должен быть управляем преимущественно посредством увещания. Необходимо что-нибудь из двух: или чтобы начальствующий увещевал подчиненного, желая получить от него должное, или чтобы подчиненный, уже ранее наставленный в чем должно, свободно и добровольно исполнял повеление закона, и, кроме того, в законах находится еще следующее место: повелеваем, чтобы судия судил, соединяя строгость с милосердием, так, чтобы судимые не чувствовали к нему ненависти и не враждовали против него, будучи устрашаемы угрозами, и чтобы никто не осмеливался нарушать закон, надеясь на его снисходительность. В противном случае, без всяких рассуждений и законов — мучь, убивай, делай, что хочешь. Святой Евстратий спросил: — Каким богам прикажешь принести жертву? Правитель стал ссылаться на сочинение Платона «Тимей» 8370 , из которого будто бы ясно видно, что Платон усердно почитал языческих богов и богинь 8371. Евстратий, на основании того же сочинения премудрого Платона, доказал, что он явно и сильно осуждал самого Зевса, которого язычники считают властителем богов и людей, неба и земли, и утверждал, что Бог — источник и виновник всякого блага, каковым, по языческим басням, Зевс отнюдь не был; при этом, святой указывал на различные басни язычников, в подтверждение приводя также и слова знаменитейших языческих поэтов, как-то: Гомера и Эсхила 8372. Итак, скажи мне, как можете вы признавать Богом Того, Которого ты чтишь, как Бога, когда Он был человек, который был осужден и пригвожден ко кресту?
Святой отвечал: — Если ты согласен терпеливо выслушать меня, то я спрошу тебя сначала о некоторых предметах, о которых я собирался тебя спросить, а затем уже изложу тебе по порядку всё, о чем ты меня спрашивал. Не так ли думаешь и ты, премудрый судия? Но это было бы нелепо, потому что если им чего-либо, хотя бы самого малого, недоставало из совершенства и свойств божественных, то они, думаю, уже недостойны быть почитаемы людьми за богов: в Боге нет никакого недостатка, как сказано нами ранее, и Ему должны веровать и поклоняться все люди. Агриколай сказал: — Действительно, так. Быть может, эти боги суть самые свойства нетленного и бессмертного естества и, будучи только различными проявлениями единого существа, сходятся все как бы в одной точке — в Божестве? Но тогда пусть они называются не различными богами, большими и меньшими, а Единым Богом, Который один только по Своему несравненному всемогуществу и имеет имя Божества, а не как думаете вы, — что один Бог живет на небе, другой — на земле, третий — в море. Правитель Агриколай, не в силах будучи возразить что-нибудь на это, долго молчал, и, наконец, мог только сказать: — Оставь свои доказательства и многоречивые возражения и отвечай только на то, о чем тебя спрашивали: как можете вы почитать за Бога — Распятого? Когда же Бог привёл мир в порядок и прекрасное бытие, создав его не из существовавшей уже ранее материи, но приведя к бытию из небытия, то Он сотворил человека по образу Своему и по подобию Быт.
Но злой ангел 8375 , облеченный властью над сонмом других Ангелов, по своей воле отступил от Сотворившего его, возгордился и был лишен своего достоинства и изгнан с неба Богом Иов. Человека же Бог поселил в раю и дал ему заповедь о том, чтобы, пользуясь всеми благами рая, он не прикасался к одному только известному дереву и не вкушал его плодов Быт. Такой подвиг Бог назначил ему для того, чтобы человек не преступил заповеди Божией и не последовал бы внушению диавола, во всем строящего человеку козни, посрамил бы врага, завидующего его великой чести, и мог соделаться бессмертным, неподлежащим тлению. В противном случае человек не мог долее жить в раю и должен быть изгнан вон и, прожив на земле известное время, умереть. И вот злобный диавол, вооружившись из зависти против человека, употребил в дело всё свое коварство и чрез змия прельстил жену первого человека и его самого довел до нарушения заповеди, за что изгнан был Богом из рая и присужден на труд в поте лица и на истление Быт. Таким образом всезлобный диавол одержал победу и похвалялся тем, что покорил человека, вследствие его греха, своей власти. И когда впоследствии род человеческий умножился, мучитель-диавол старался поработить себе всякую душу. После того как большинство людей впали в беззакония, Бог наказал мир потопом, но сохранил при этом праведного мужа Ноя, доблестно боровшегося против злобного диавола, непобежденного им и спасшегося в ковчеге вместе с женою и детьми Быт.
Восстановив после потопа в первоначальном виде землю, Бог поселил на ней Ноя, как бы ее нового обитателя Быт. Прошло много лет, люди опять размножились и снова возрасло всякое беззаконие среди них, и все они отягощались грехами и, после смерти содержались в оковах ада, увлекаемые в погибель лукавым диаволом. Тогда Создатель наш Бог умилосердился и, не восхотев оставить без помощи дело рук Своих, сначала даровал премудрость Еллинам, дабы они познали всесильного Бога и преодолели противника своего диавола. Но они, хотя, по-видимому, несколько и образумились и как будто приблизились к пути истинного богопочтения, однако, в каком-то затмении только рассуждали на словах, а на деле опять впадали в заблуждение своих предков, побежденные верою в ложных богов, и, блуждая далеко от истинного пути, уклонились в еще большее нечестие. Но и при этом великая сила милосердия Божия не дала людям пасть окончательно, и Бог дал им закон, послал пророков и многоразличными способами указал путь спасения народу еврейскому. Несмотря на то, люди становились все хуже и опять повторяли грехи праотцев своих и за свои грехи подлежали смерти. Наконец, Господь наш Бог-Слово благоизволил понести одинаковый с нами подвиг и, сделавшись подобным нам во всем, кроме греха, явил нам победу над противником — диаволом: Он уничижил Себя, приняв образ раба, родился от Девы, оставаясь неизменным по Божеству и был Агнцем, чтобы лишить силы хищного волка — диавола. Воспользуемся теперь, судия, одним сравнением, приличным моему повествованию.
Положим, что ты, будучи правителем этого города, увидел что медведь или другой какой-нибудь сильный зверь напал на жителей города, и ты послал своего раба убить его, а раб, исполняя твое приказание, вышел бы против зверя, но, будучи неискусен и недостаточно силен, не в состоянии был бы побороть его и, пораженный им, пал мёртвым и был бы съеден: неужели ты решился бы приказать другому такому же неискусному и малосильному рабу вступить в борьбу со зверем? И неужели ты, если бы был крепок и силен и умел, как следует, вступить в борьбу с зверем, сам не вышел бы против него, как искусный и храбрый борец, и не убил его, и вышел бы именно не как господин, а совершенно также, как и простой раб, только — умеющий бороться? Примером же своим ты, конечно, научил бы остальных рабов своих одолевать и убивать сильных зверей в случае встречи с ними. Точно так же и Господь наш, Спаситель всех, когда рабы Его в борьбе с диаволом пали побежденные и уничтоженные, Сам уничижил Себя, по неизреченному милосердию Своему, воплотился чрез Пречистую и Пренепорочную Деву и принял образ раба и во всем уподобился нам, кроме греха, и, выступив на общественное служение, как бы прикрылся от злобного диавола Своим вольным и премудрым смирением и победил его, так как он напал на него, Господа, как на простого человека, и Своими спасительными крестными страданиями сокрушил всю силу врага, научая и нас, — взирая на Его подвиг, бороться с диаволом таким-же образом и преодолевать силу диавольскую. Он Сам принял на Себя наши грехи, а нам даровал Свое бесстрастие, воскресил содержавшихся в аду и дал нам возможность быть чадами Божиими, имеющими в Нем непобедимую опору и надеющимися на небесные венцы за подвиги. Мы бываем побеждаемы в теле, но побеждаем духом, подлежим тлению и смерти и в то же время — нетленны и бессмертны: посему мы удаляемся от вашего невоздержания и животной жизни и стремимся к жизни равноангельской и бытию вечному. Мы не смотрим вниз, как бы животные, а взираем на небо и, находясь во плоти, подражаем в жизни бесплотным. Мы знаем, что дух наш беспрестанно борется с плотью, своею мудростью и умеренностью отклоняем себя от привязанности к этому смертному телу и, усиленно отвергая его сладострастие и похотливые стремления, постоянно приучаемся восходить мыслью к небу и терпением и воздержанием умерщвлять наши земные члены.
Мы питаемся размышлениями о Пречистом Господе нашем, вера наша — непоколебима. Такие и еще большие блага даровал нам Бог, Сам облекшийся в плоть человеческую. А вы, как всем известно, поработили себя плоти и потому называете богами тех, которые, по вашим же сказаниям, совершали нечистые и бесстыдные деяния, строите им капища и воздаете почести. Вы чуждаетесь общения с небом и всегда находитесь в беспокойстве, — не только из страха какого-нибудь бедствия, но и потому, что усиленно стремитесь к временному благополучию и наяву грезите, как во сне. Вы умираете не только телом, но и душою, и предаете себя на вечную погибель; мы же от Господа нашего Иисуса Христа научены, что плоть наша, истлевшая по всеобщему закону тления и смерти и обратившаяся в прах, опять оживет, соединившись с душою и получит природу нетленную. Правитель Агриколай терпеливо дослушал до конца премудрую речь святого Евстратия и потом сказал: — Мы не имеем права обсуждать решение и желание императоров и должны только повиноваться их законам и исполнять их повеления. Поэтому оставь ненужную болтовню и ступай и принеси жертву богам; если же нет, то ты примешь такие муки, о которых никогда и не слыхивал. Святой Евстратий ответил: — Тогда зачем же ты доставил нам столько напрасного труда и давно уже не начинал мучить нас?
После того мучитель велел принести железный одр, раскалить его до последней степени и сначала положить на него святого Ореста; святому же Евстратию сказал: — Тебе следует сперва посмотреть ожидающие тебя мучения на нем, а потом ты и сам уже подвергнешься им. Между тем святой Орест, приблизившись к раскаленному одру, почувствовал страх, и, глядя на святого Евстратия, сказал: — Молись за меня, потому что страх овладевает мною. Вспомни твердость духа святого Авксентия и прочих святых и не будь ниже их: здешние мучения оканчиваются скоро, а на небе нас ожидает награда вечная! Услышав это, святой Орест смело и твердо поднялся на раскаленный одр, и, встав на него, ознаменовал себя крестным знаменем и тотчас же лег на раскаленное ложе. Затем он громким голосом воскликнул: — Господи Иисусе Христе! В руки Твои предаю дух мой! И он предал Господу святую свою душу, а святой Евстратий возгласил: — Аминь! Немедленно после этого Агриколай приказал отвести святого Евстратия в темницу.
Здесь Евстратий, помолившись, по обычаю, Богу, призвал бывшего с ним раба и сказал ему: — Принеси, сын мой, хартию, и составим завещание, потому что надеюсь, что завтра и я предстану Владыке моему — Христу. Когда хартия была принесена, он написал завещание, в коем высказал желание, чтобы тело его было перенесено в Араврак и чтобы никто не дерзал брать что-либо от его останков, но чтобы всё тело в целости было положено на месте, называемом Аналикозора, вместе с святыми Авксентием, Орестом, Мардарием и Евгением, ибо святые сии заклинали Евстратия, чтобы после их кончины тела их были в нетронутом виде положены вместе с его телом. Все имения свои святой Евстратий завещал на содержание служителей церковных, а движимое имущество приказал разделить поровну: во-первых, нищим и убогим, а во-вторых, своим сестрам; всех же рабов своих велел отпустить на свободу и всем им назначил награды. Написав завещание, святой целый день постился, а всю следующую ночь провел в молитве. В эту ночь к нему, при помощи данного стражам золота, пришел блаженный Власий , епископ Севастийский, скрывавшийся в то время по причине гонения на христиан. Он слышал о великой премудрости Евстратия и о том, как он посрамил правителя вместе с его богами. Вошедши в темницу, он пал на землю и поклонился святому, говоря: — Блажен ты, сын мой Евстратий, что всемогущий Бог так укрепил тебя. Умоляю тебя, помяни и меня в молитвах своих.
Затем они сели, и Евстратий сказал епископу: — Так как, по изволению Божию, завтра в третий час дня я, как мне ясно было открыто, предстану Владыке моему Христу, то возьми это завещание мое и прочти его. Когда епископ прочел его, святой попросил его и пришедших с ним клириков подписаться под завещанием и взял с епископа клятву, что он сам возьмет тела: его, Евстратия, и святого Ореста, предаст их погребению в назначенном в завещании месте и постарается исполнить всё остальное написанное, обещая ему за его труды и заботы награду от Господа нашего Иисуса Христа в будущей жизни. Вместе с тем святой Евстратий умолял епископа сподобить его причащения Божественных Таин, так как он со времени самого взятия на мучение не причащался сей святыни. Когда принесено было всё потребное для служения и совершена бескровная Жертва, Евстратий приступил и принял Святые Тайны. И внезапно в темнице воссиял свет, подобный молнии, и послышался голос: — Евстратий! Доблестно подвизался ты. Итак, шествуй и восходи на небеса принять венец свой! Голос этот слышали все бывшие там и все пали ниц на землю от страха.
И всю эту ночь епископ провел с святым Евстратием, услаждаясь беседою с ним; а когда занялась заря, ушел, обещаясь исполнить в точности все, написанное в завещании. Когда наступило утро, Агриколай сел на судейском кресле на обычном месте среди города и приказал привести святого Евстратия.
Невзирая ни на какие условия лагерной жизни он, будучи постником, оставался твердо верен обетам. Среди последних соловецких монахов он пользовался большим авторитетом. Из лагеря его отправили на поселение в автономный округ Коми, в Зырянский край. После освобождения архиепископа Евгения, 13 августа 1930 года было принято постановление о назначении его архиепископом Белгородским, но из-за отказа советских властей в регистрации это решение было отменено. Лишь через год, в 1931-м, владыка стал служить в Вятской епархии в качестве викарного архиепископа Котельнического. В Нижнем Новгороде он проживал в центре города.
Богослужения его отличались величием, покоем и благоговением. Он обладал притягательной силой истинной духовной власти и пользовался огромным авторитетом у православных нижегородцев.
На основании этого богопротивного документа, все правители городов были обязаны разрушать христианские храмы, находящиеся на подвластных им территориях, а тех, кто отказывался поклоняться идолам, надлежало лишать всех гражданских прав и предавать суду. Многие из жертв этого нечестивого императора войдут в историю церкви как православные святые, ставшие мучениками, пролившими свою кровь за Христа. Ужесточение варварских законов Однако переломить ход истории было невозможно, и вскоре Диоклетиан убедился в тщетности своих усилий. Лишённые своих храмов и не устрашённые угрозами суда, приверженцы новой веры собирались для совместных молитв и богослужений в пещерах, отдалённых рощах и иных уединённых местах. Тогда последовал новый, ещё более жестокий указ. Он предписывал употреблять все меры для склонения христиан к язычеству, а непокорных предавать лютой смерти. Друзья в жизни и братья во Христе Именно в эти трудные для христиан годы прославил Господа своим подвигом великомученик Евгений.
Святой жил в городе Саталионе и являлся близким другом командующего городским войском, которого звали Евстратием. Оба они были родом из города Аравракина, принадлежали к числу христиан и втайне от верховного правителя участвовали в богослужениях и совершении всех христианских обрядов. С той поры, как вышел последний указ императора, их жизнь постоянно подвергалась опасности, тем паче что среди большого числа тёмных и невежественных жителей города борьба с Христовой верой встречала поддержку и одобрение. Арест и заточение армянского священника Случилось так, что вскоре был схвачен и доставлен в Саталион пресвитер армянской церкви Авксентий, со временем также прославленный в лике святых. Он попал в руки жестокому и фанатичному язычнику — областному правителю Лисию. Это был ярый ненавистник христиан и слепой исполнитель императорской воли. Ни у кого не оставалось сомнений, что участь армянского пресвитера предрешена. О скором суде над служителем Божьей церкви незамедлительно узнали Евстратий и его друг Евгений. Святой Авксентий, находясь в узилище, не переставал молить Бога обо всех, кому вместе с ним суждено было принять во имя Господне мученическую смерть.
Оба друга, поспешив к нему, просили помянуть в молитвах и их имена, чтобы Всевышний ниспослал им, простым и смиренным людям, силы прославить Его Имя своей смертью. Молитва во мраке темницы В мрачном каменном подземелье, среди стонов узников и звона цепей, вознеслись к Небесам слова молитвы армянского пресвитера, обречённого на неправедный суд язычников, но готового вскоре предстать перед Судом Творца вселенной. Он просил о даровании сил всем тем, кто, как и он, хочет своими муками и смертью прославить имя Господне. Его слова были услышаны, и как свидетельство сошедшей на них Благодати Божьей, ощутили прилив мужества в своих сердцах Евстратий и Евгений. Святой Дух осенил их и дал силы, выше которых нет ничего в этом тленном мире.
Священномученик Евгений (Зернов), Горьковский
Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечом. Священномученик Евгений был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году[5]. Когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи святых были обнаружены и с великой честью перенесены в храм. А кто-то носит имя святого мученика Евгения, о котором в сегодняшнем житии упоминается только вскользь. Евгений, мученик. Даты именин Евгения в 2024 году по православному календарю.