Про эмоциональный интеллект заговорили относительно недавно — в конце 20 века, а сейчас он занял прочное место в психологической и коучинговой литературе рядом с коэффициентом интеллекта IQ. Формирование эмоционально-интеллектуальной развивающей среды в образовательной организации. Курс по развитию эмоционального интеллекта С момента рождения ребёнка ваша жизнь изменилась. Человек с развитым эмоциональным интеллектом видит не только поведение других людей, но и его причины, умеет отделять личные ощущения от фактов, не дает эмоциональным порывам влиять на дело, а также не зависит от настроения других людей. Тема развития эмоционального интеллекта на тренинге сложна в первую очередь из-за особенностей работы эмоций.
О программе по развитию социально-эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект. | Базовые эмоции, как ими управлять Ключевые факторы развития эмоциональной компетентности Способы повышения и снижения накала эмоций. |
Жонглировать моделями познания | Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — один из «мягких», надпрофессиональных навыков, от которых зависит карьерный успех и производительность труда. |
Эмоциональный интеллект.
Это одно из объяснений того, почему люди впоследствии жалеют о выборе вуза, почему распадаются ранние браки и т. Действительно, ребенок рождается с большим количеством нейронных связей, больше, чем у взрослого человека, и это позволяет ему приспосабливаться независимо от внешних условий. Дальше уже остаются те связи, которые используются. Но если это идет через напряжение, а не через удовольствие, происходят морфологические изменения в мозге. Существуют исследования, которые показывают, что чрезмерное «увлечение» ранним развитием в некоторых случаях вызывало у детей обратную реакцию - задержку в дальнейшем развитии. В нашем теле действительно все связано - применяете ли вы какие-то способы соединить одно с другим, привести в гармонию тело и мысли?
Виктория Шиманская: Да, мы советуем педагогам очень простые приемы, в них нет никакой магии, но они очень эффективные. Не секрет, что дети на первом уроке особенно зимой, когда темно и хочется спать , и дети после урока физкультуры - это два разных класса. Мы советуем педагогам перед первым уроком, когда дети вялые, делать небольшую разминку - буквально пять движений руками вверх, пять махов. Это обеспечивает прилив дофамина, дети становятся бодрее, настраиваются на дальнейшие процессы. А если нужно успокоиться, то наоборот, помогут наклоны, поиски чего-то на полу: мы клеим цветочки на пол, считаем лепестки или что-то в таком духе.
Таким образом мы концентрируем энергию и направляем ее в обучение. А что делать, если эмоциями управлять не получается, и негатив, напряжение мешает получению знаний? Виктория Шиманская: Вообще мы советуем педагогам убирать из лексикона словосочетание «негативные эмоции». Все эмоции нам нужны, они все позитивные, и даже злость нужна. Другое дело - неправильное, неэффективное проявление эмоций.
Если ребенок из-за злости бьет других детей, это, конечно, нехорошо. Но интересно, что по сути все люди изначально исходят из позитивных намерений. Намерение всегда позитивно. Оно позитивно или по отношению к себе, или по отношению к другим людям. Например, мама кричит на ребенка, который не может два часа выполнить домашнее задание.
Ее намерение позитивно: она хочет добра ребенку, хочет ему лучшего, но проявляет это намерение в негативной форме. Почему это происходит? Она что, злая? Отнюдь нет. Намерение мамы: «Солнышко, я хочу тебя развить, хочу, чтобы у тебя все получалось».
Но дальше есть очень много барьеров. Например, мама сама была отличницей, ответственно подходила к занятиям, у нее в голове ее ребенок уже в МГУ поступил, а в реальности он еще палочки не может нарисовать. И мама, вот с этим хорошим намерением, все равно начинает кричать. Действие абсолютно негативное, и значение, которое придает этому ребенок: «Мама, ты меня не любишь, ты не хочешь, чтобы у меня получалось». Как только ты понимаешь свое намерение, ты можешь найти правильный способ его выразить.
Этому пониманию надо уделить не более 30 минут, но они могут спасти много нервов. Так что же мама должна сделать?
Экви - это приложение для развития эмоционального интеллекта с помощью практики. Вы сможете убеждать, разрешать конфликты и сохранять невозмутимость. Снизьте уровень стресса и тревоги. Забудьте о прокрастинации и поддерживайте постоянную внутреннюю мотивацию.
Можно ли приобрести эмоциональный интеллект или это нечто врожденное? Из чего он состоит и существуют ли доказанные способы его «прокачать»? И можно ли вообще управлять эмоциями? Рассказываем, что обо всем этом говорит наука. Интеллект — понятие сложное, неоднозначное и до сих пор вызывающее научные дебаты. В широком смысле оно обозначает способность успешно справляться с жизнью и ее ежедневными вызовами. Классический интеллект — тот, что измеряют показателем IQ, — отвечает за когнитивные способности: логически мыслить, планировать, генерировать идеи, строить причинно-следственные связи, использовать язык и обучаться. Но ближе к 20 веку ученые поняли, что ума как такового недостаточно, чтобы преуспевать в жизни, — нужен еще, как его тогда назвали, «социальный интеллект». Под этим термином подразумевалась способность эффективно общаться с другими людьми. В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении. Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта. Посмотрим, что об этом говорит современная наука. Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия.
Posted 27 декабря 2019,, 08:21 Published 27 декабря 2019,, 08:21 Modified 11 сентября 2022,, 18:07 Updated 11 сентября 2022,, 18:07 Интервью: тренер по эмоциональному интеллекту о поиске ключа к успеху 27 декабря 2019, 08:21 Сегодня эмоциональный интеллект ценится выше, чем уровень знаний или умственные способности: ведь умение контролировать свои эмоции, чувствовать настроение других людей — это ключ успеха в бизнесе и личной жизни. О том, как управлять чувствами и эмоциями, рассказывает тренер по эмоциональному интеллекту Эвелина Леви. Сюжет Эксклюзив — Мы часто слышим истории известных лидеров и бизнесменов — как эмоциональный интеллект предопределил их успех. А в чем, по-вашему, секрет этого явления? Если говорить простыми словами, это способность человека понимать и контролировать эмоции — как собственные, так и окружающих людей. Чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем проще нам достигать целей, правильно расставлять приоритеты и общаться с окружающими. Мы живем в очень динамичном мире, и на сегодняшний день совершенно не важно, какая у вас семья, диплом или финансовое благополучие. Независимо от сферы деятельности и вашей роли — будь вы предпринимателем, мамой, женой, мечтательным подростком, — да кем угодно — успех в большинстве случаев зависит от того, насколько развиты ваши способности обращать на себя внимание, дружить, заводить семью, строить долгосрочные отношения, воспитывать счастливых детей и проявлять лидерские качества. Успех сегодня формируется, опираясь на другие ценности, нежели 10-15 лет назад. Так у нас формируются паттерны шаблоны поведения. Они-то и определяют наши будущие поступки в схожих ситуациях. Представьте, что вы возглавляете, скажем, отдел маркетинга, крупной сети магазинов бытовой техники. Случилась непредвиденная кризисная ситуация, и вы должны сообщить о ней своему директору. Вот здесь и начинается самое интересное… С одной стороны, вы можете подготовить доклад и предложить шефу оперативный план по выходу из кризиса, а с другой — раньше у вас получалось успешно решать похожие на ваш взгляд вопросы на своем уровне. Вы принимаете решение, опираясь на собственные ощущения и эмоции в прошлом: «Что-нибудь придумаем. Получалось раньше, получится и сейчас», — рассуждаете вы. Принимая решение таким образом, вы не сообщите критически важную информацию директору, и ваш магазин придется закрыть. Так может произойти не потому, что вы непрофессионал. Скорее, даже наоборот, вы эффективный и опытный руководитель. Но вы попались в ловушку «своего прошлого опыта». Согласитесь, такие ситуации в жизни происходят часто.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Гипотезой исследования выступило предположение о возможности развития эмоционального интеллекта в ходе целенаправ-ленного обучающего воздействия в форме социально-психологического тренинга на базе специально разработанной программы. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Речь о развитии эмоционального интеллекта ведется уже несколько лет, однако именно в России прогресс в данном направлении слабый.
Программы по развитию эмоционального интеллекта детей начинают внедрять в российских школах
Процесс устранения отклонений в эмоциональной сфере дошкольника тяжелый и длительный. Однако систематическая всесторонняя работа в этом направлении дает положительные сдвиги. Развивая детские эмоции, создавая условия для получения им как можно больших эмоционально положительных переживаний в коллективных играх, общении, творчестве, обучая ребенка регулировать свое поведение под влиянием эмоций, находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций, можно добиться того, что ребенок со временем будет получать удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми. Положительные навыки общения станут привычкой, появится вера ребенка в свои силы, он научится принимать, понимать и сравнивать своих сверстников. Упражнение «Тренируем эмоции» Предлагаем нахмуриться, как: осенняя туча, разъярённый человек, злая волшебница. Улыбнуться, как: кот на солнышке, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели чудо. Разозлиться, как: ребенок, у которого забрали мороженое, два барана на мосту, человек, которого ударили. Испугаться, как: ребенок, который потерялся в лесу, заяц, увидел волка, котенок, на которого лает собака. Выразить усталость, как: папа после работы, человек, поднявший что-то тяжелое, муравей, что волочет большую муху Изобразить: туриста, который снял тяжелый рюкзак, ребенка, что хорошо потрудился, помогая маме, уставшего воина после победы. Упражнение «Сказочный вернисаж».
Цель: активизировать образную память и творческое воображение, развивать скорость и гибкость мысли, умение рассуждать нестереотипно. Психолог: «Все мы родом из детства. И всегда с любовью и нежностью вспоминаем сказки, которые слышали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка - это основа развития эмоциональности. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Итак, начинаем». В какой известной сказке серая неприветливая личность осуществляет коварный план убийства двух человек, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? Красная шапочка.
Назовите сказку, в которой различные по своему социальному статусу герои занимали поочередно помещение, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в дом не вернулся его прежний владелец со своим охранником. Вот героям сказки и пришлось оставить незаконно занятую территорию. Теремок Назовите сказку, в которой говорится о спортсмене, который отправляется на соревнования по бегу с препятствиями.
Упражнения и книги для развития эмоционального интеллекта Эффективной работе над EQ способствует психотерапия. Имея достаточно высокую замотивированность, возможно развитие эмоционального интеллекта благодаря самостоятельному выполнению упражнений. Попробуйте метод «Календарь эмоций». Ежедневно записывайте, какой спектр эмоций вы испытываете в течении дня, каковы причины их возникновения и ваши ощущения от их проживания.
Отнеситесь внимательно к тому, как ваше тело реагирует на определенные эмоции, постарайтесь восстановить в подсознании эти ощущения. Проанализировав ситуацию, вы сможете разобраться в своем психологическом и физиологическом состоянии. Для лучшего восприятия собственных ощущений нужно уметь распознавать эмоциональные реакции людей. Для этого существует простое упражнение: наблюдайте за пассажирами в транспорте, коллегами и близкими людьми. Представьте, что они испытывают на данный момент. Придумайте собственный телесный метод управления эмоциями. К примеру, вдох-выдох, сжимать и разжимать кулаки, считать до определенного числа. Эти действия необходимо совершать в момент, когда почувствуете, что недалеки от срыва или можете обидеть человека.
Попробуйте поставить себя на место людей, с которыми вы общаетесь. Постарайтесь понять, какие эмоции ему свойственны, почему он реагирует именно так.
Я иногда говорю: «Это уже слишком, мама превращается в огнедышащего дракона! Идеи Гинотта об эмоциональном воспитании оказали значительное влияние на многих педагогов. Эти книги — бесценные помощники для родителей в самостоятельном обучении навыкам эмоционального воспитания. Для этого нужны способности слышать друг друга, сопереживать другому и умение совместно решать проблему. В начальной школе принятие сверстниками часто зависит от способности ребенка быть «крутым», эмоционально невозмутимым, но для этого важно не отсутствие эмоций, а умение наблюдать и улавливать социальные сигналы, позволяющие включиться в компанию, не привлекая к себе излишнего внимания.
Как это работает? Ребёнок быстро «считывает», что с ним происходит и его эмоции не успевают набрать градус, ребенок понимает, что с этим можно сделать. Дети испытывают уверенность, что родители их поймут, сопереживают им, интересуются всем, что происходит в их жизни. Постепенно дети становятся учатся успокаивать себя сами. Они могут говорить себе что-то вроде: «Пустяки — дело житейское, как говорил Карлсон». Но родители могут установить определенные границы и ясно и последовательно объяснить, какое поведение в семье и обществе является приемлемым, а какое — нет. Когда дети знают границы и правила, вероятность проблем с поведением тоже снижается.
Потому что родители — это союзники, им доверяешь и хочешь их радовать. Наверное, о таких отношениях с родителями мечтает каждый ребёнок, даже давно уже выросший.
Их частые отговорки — «у меня не было другого выбора» или «они сами виноваты». Неумение распознавать свои эмоции называется алекситимией. Человеку с алекситимией сложно понять, что чувствует он сам и другие люди. Но также неспособность распознавать эмоции проявляется у людей с расстройствами аутистического спектра. А вот люди с биполярным, антисоциальным и пограничным расстройствами личности, а также люди в клинической депрессии могут вполне осознавать и понимать эмоции, но не умеют с ними обращаться.
Из чего состоит эмоциональный интеллект Дэниел Гоулман выделял пять элементов эмоционального интеллекта: Дэниел Гоулман выделял пять элементов эмоционального интеллекта: Распознавать и понимать свои эмоции, мысли и стремления Гоулман называет эту способность самосознанием. Оно позволяет нам четко понимать, что мы сейчас ощущаем и почему возникла эта эмоция. Самосознание помогает не просто распознавать, что происходит с человеком прямо сейчас, но также понимать, что с ним может происходить в определенных ситуациях, и моделировать свое поведение. Например, человек знает о себе, что становится раздражительным, когда чувствует голод. Это знание помогает ему спланировать свои действия так, чтобы избежать этой реакции: например, пообедать вовремя, чтобы не допустить голодание, или перенести разговор с коллегами, чтобы не нагрубить им. Контролировать свои эмоции и выбирать подходящую реакцию Научившись осознавать свои эмоции, мы можем научиться ими управлять благодаря навыку саморегуляции. Сделать что-то на эмоциях — накричать, что-то сломать, хлопнуть дверью — говорит как раз об отсутствии этого навыка. Понять свою эмоцию, выразить ее ненасильственно, сказать о своих потребностях или предложить взять паузу — вот действия человека с развитой саморегуляцией.
Научившись осознавать свои эмоции, мы можем научиться ими управлять благодаря навыку саморегуляции.
Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
Почему развитие эмоционального интеллекта ― лучшая инвестиция руководителя? Ответ: Развитие эмоционального интеллекта возможно через практику самосознания, развитие эмпатии и обучение управлению эмоциями. В этой книге мы хотим предложить читателю свой подход к эмоциям и эмоциональной компетентности, основанный на собственном опыте и практике развития EQ в России. Особенности развития EQ у детей, способы и методы как развить эмоциональный интеллект у ребенка.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Эмоциональный интеллект: для чего он нужен и как его развивать | Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать | Игры для развития эмоционального интеллекта стоит подбирать не столько исходя из возрастных рекомендаций, сколько из опыта и интересов малыша. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать | Некоторые исследования посвящены развитию эмоционального интеллекта в практике обучения детей — инвалидов с разными физическими и психи-ческими отклонениями [29; 44]. |
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми | Концепции эмоционального интеллекта возникли, отражая единство эмоциональных и аффективных процессов развития личности индивида. |
Как развить эмоциональный интеллект — подборка лучших материалов для начинающих
Для развития эмоционального интеллекта и жизнестойкости нужно научиться осознавать свои мысли, распознавать, какое событие вызвало конкретную эмоцию. Для развития эмоционального интеллекта и жизнестойкости нужно научиться осознавать свои мысли, распознавать, какое событие вызвало конкретную эмоцию. Концепции эмоционального интеллекта возникли, отражая единство эмоциональных и аффективных процессов развития личности индивида.
Программы по развитию эмоционального интеллекта детей начинают внедрять в российских школах
Чего хочется в связи с этими чувствами? По словам эксперта, проживая свои чувства, осознавая их, мы даем выход своей жизненной энергии. Но, всякий раз, поднимая их, мы оживаем. Да, иногда это может быть больно. Однако, порой, то, что болит — это и есть самое живое в нас на данный момент. Это та часть нашего внутреннего мира, которая больше всего нуждается в том, чтобы быть выраженной и поддержанной. И вот он, еще один способ позаботиться о себе: осознать свои чувства, поддержать себя в своих чувствах, чтобы не стать «ледышкой», - пишет психолог. Как работает эмоциональный интеллект? Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.
Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии. Осознанность Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки. Самооценка Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звезд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
Мотивация Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
Сейчас принято называть метакомпетенции навыками будущего, хотя эмоциональный интеллект или креативность были важны во все времена. Вроде бы новым является виртуальное сотрудничество, но умение работать в команде, визуализировать и точно ставить задачи, умение планировать и ставить цели тоже были необходимы в любое время.
Единого перечня навыков будущего нет, и это не так важно. Главное, чтобы за их названиями было понимание практического применения. Давайте рассмотрим некоторые из них подробнее. Рис 2. Сфера интересов и достижений Эмоциональный интеллект Emotional quotient EQ занимает важное место в любом перечне. Это понимание себя, своих эмоций, чувств и намерений.
Это понимание причин поступков других людей, с которого начинается гармоничное и эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это дар, который позволяет направлять силу и энергию наших эмоций на достижение целей, на поддержание мотивации и стремлений. Уровень EQ определит реакцию детей в новых условиях: спрячутся ли они в «домике», выступят с агрессией или вольются в этот мир с его новыми возможностями и ресурсами? В следующем номере я расскажу о практиках развития эмоционального интеллекта, которые эффективно применяются в образовательной среде. Первые исследования эмоционального интеллекта появились еще в начале XX века. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».
Развитие мышления Современные технологии настолько расширили возможности существующих профессий, что необходимость их трансформирования стала очевидной. Кассиры, бухгалтеры, журналисты, врачи, юристы, маркетологи и множество других профессий качественно изменились благодаря внедрению новых технологий. И если такие комбинации существуют уже сегодня, то можно с уверенностью прогнозировать их развитие в ближайшем будущем. Именно поэтому уже сегодня мы должны прекратить смотреть на мир под одним углом. Нам просто необходимо научить своих детей использовать при достижении целей разные модели познания. Умение жонглировать не знаниями, а именно моделями познания позволит ребенку стать специалистом XXI века.
Знания всегда были в приоритете. Но можно искать ответы на вопросы только одним привычным нам путем, а можно сразу несколькими. Например, отвечая на вопрос ребенка «как решить эту задачу? Можно поинтересоваться мнением ребенка, спросить эксперта, найти видеолекцию, переформулировать задачу визуально на листе бумаги. Я могу продолжить список. Ответ на задачу будет всегда один и тот же, а вот модели познания помогут ребенку в следующий раз найти решение самому.
Все эти способы получения информации и есть модели познания — те самые ключи к дверям, за которыми прячутся знания. И чем больше ключей мы передадим ребенку, тем больше дверей он сможет открыть. Способность использовать нужную модель познания позволит нашим детям не растеряться в новых обстоятельствах и найти путь к информации. Рис 3. Навыки Такой подход «переформулирования» позволяет эффективно осваивать предметные знания и развивать метакомпетенции. Именно поэтому на наших занятиях ребята проходят квесты, ставят задачи в Trello цифровой ресурс для управления задачами и совместной удаленной работы , работают в командах в Realtime Board виртуальная доска со стикерами-напоминаниями , создают ментальные карты, которыми можно поделиться в режиме чтения или совместного редактирования, и приобретают навыки с учетом фактора будущего FactorF.
Проявление своих сильных сторон и «узких» зон. Фиксация практики. Окна «Джохари». Практики «открытия окон». Выход на «прямые сообщения» в «скрытом Я», обратную связь в «слепом Я», творчество и эксперименты в «неизвестном Я» Обсуждения. Фиксация практик.
Найдите в интернете или в книгах картинки, в которых можно одновременно увидеть, например, молодую и старую женщину, человека и предмет и покажите ребенку, что одной силой мысли он может вызывать то одно, то другое изображение. По такой же схеме мы учимся реагировать на самые разные обстоятельства жизни. Например, на ошибки. Кто-то видит в них путь к неуспешности, а кто-то — новые возможности. Если выполнять это упражнение с самого детства, ребенок сможет найти выход из любой ситуации.
Учитесь разделять человека и его эмоции. Чтобы научиться управлять эмоциями, мы должны понимать, что мы не равны эмоциями. Как понять это самим и объяснить ребенку? Возьмите стакан воды, налейте в него воды, приготовьте краски. Скажите ребенку, что сейчас вы будете делать сосуд грусти радости, злости и т.
Спросите его, какими цветами мы можем окрасить грусть. Как только сосуд будет готов, возьмите пустой стакан и попросите ребенка перелить в него столько «грусти» из сосуда, сколько он сейчас ощущает в себе. Через такую метафору мы показываем, что мы не равны эмоциям.