Второе действие оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» начинается в кабинете князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи. Возобновление оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского, режиссер Александр Титель. «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола». Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью более трех часов.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, а в 1959 году появился фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре была постановка с финальной сценой, аранжированной Игорем Стравинским. Мусоргский использовал свои характерные методы в музыке и драматургии, включая индивидуализацию персонажей через музыку и введение народных песен. Опера объединяет жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, что привело к использованию термина «монтажная структура» для описания ее построения. Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.
Действо происходило на огромной сцене, вмещавшей одновременно более ста человек. Репетиции проводили под дождем, но в день спектакля погода не подвела. Говоря об итогах фестиваля, министр культуры Рязанской области Марина Кауркина отметила, что проект «Русская опера» был интересен не только программой, но и новым опытом в сфере организации подобных мероприятий. Она подчеркнула, что, в первую очередь, это синтез лекции и концерта, сотрудничество столичных и рязанских артистов, возможность проведения иммерсивных и камерных концертов на разных площадках города.
Для Рязанской области оперный фестиваль — уникальное событие. Наш зритель готов к восприятию такого вида искусства. Мы долго обсуждали проведение этого фестиваля, так как это технически сложный жанр. Нужно много факторов — и зеркало сцены, и оркестровая яма, и музыканты. Тем не менее, фестиваль состоялся и вызвал большой интерес у публики», — сказала Марина Владиславовна. При работе на открытом воздухе есть акустические сложности, но такой формат дарит особую атмосферу.
Выступление приурочили ко дню рождения композитора Сергея Прокофьева. Там же солисты Мариинки исполнили сочинения Мусоргского. Все выступления проходили под звуки фортепиано. Люди аплодировали стоя. Это были лучшие выходные», — поделилась жительница Пскова на своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» Наталья С. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил на сцене в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. Зрители насладились сочинениями Мусоргского.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Пскове» mk-pskov. Псков, ул.
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту "Культура". Опера представлена под открытым небом в "живых" декорациях кремля на Соборной площади, в центре которой разворачивается главное действо. Там установлена большая сцена, на которой возвышаются огромные деревья и годичное кольцо дерева, символизирующие объединение героев и проецирующие смену периодов истории. В спектакле продолжительностью 2,5 часа задействованы более 600 человек: артистов, работников различных цехов, административный состав.
В первом действии оперы события начинаются после первого бунта стрельцов, когда фактической правительницей в стране стала царевна Софья, а князь Иван Хованский был назначен начальником Стрелецкого приказа. На Красной площади среди народа, потрясенного событиями произошедшего бунта, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Ивана Хованского, якобы вынашивающего план захвата власти.
Одновременно завязывается романтическая линия сюжета: Андрей Хованский ухаживает за Эммой, оставив Марфу, но встречает соперника в лице своего отца. Готовое трагически завершиться противостояние пресекает старообрядец старец Досифей. Во втором действии князь Голицын высказывает свои сомнения: он не верит в то, что их отношения с Софьей приведут к добру. Одновременно он не верит в счастливый исход для государства борьбы между боярскими группировками, в которую ввязалась Софья. К нему приходит гадалка Марфа и предсказывает ему опалу и ссылку.
На тайном совещании Голицына, Ивана Хованского и Досифея выясняется, что единства в них нет: князья спорят, кто из них лучше понимает пользу государства, а Досифей обвиняет их обоих и призывает уберечь Русь от зла, которое принесет Петр, когда начнет царствовать. Появляется Шакловитый и сообщает, что до Петра дошел донос, по которому будет учинен розыск участников заговора — «хованщины». Третье действие начинается с воспоминаний Марфы об их счастливых днях с князем Андреем. На ее желание покончить с собой самосожжением вместе с возлюбленным Досифей отвечает: «Не время, голубка». Романтическая сюжетная линия сменяется исторической.
К гуляющим стрельцам подходит подьячий и сообщает, что на них идут войска Петра. Стрельцы взывают к Ивану Хованскому, чтобы он повел их против петровских солдат, но Хованский отвечает, что остается только ожидать решения своей судьбы. Первая картина четвертого действия: Иван Хованский в своем имении пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями своих крепостных девушек и танцами персидок. Предчувствия подтверждает прибывший посланец от князя Голицына: Хованскому грозит беда.
Об этом сообщили в пресс-службе театра.
Огромным театрам, таким как Большой и Мариинский, важно почитать родину Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глинки», — рассказал художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. Он отметил, что на родине Мусорского фестиваль «Гений места» проводится не в первый раз. Программа была насыщенной. На сцене Псковского академического театра драмы имени А. Пушкина прозвучала симфоническая сказка «Петя и волк».
Выступление приурочили ко дню рождения композитора Сергея Прокофьева.
Член группы композиторов «Сопротивление материала» СоМа. Сооснователь ансамбля современной музыки InEnsemble.
Федор Леднёв р. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования 1995 и оперно-симфонического дирижирования 1998. С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н.
Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е.
Хованщина как зеркало добра и зла
Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля 5 июля 1682 г. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г.
Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре.
Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь , а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён. Драматургия и музыка В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия.
Там установлена большая сцена, на которой возвышаются огромные деревья и годичное кольцо дерева, символизирующие объединение героев и проецирующие смену периодов истории. В спектакле продолжительностью 2,5 часа задействованы более 600 человек: артистов, работников различных цехов, административный состав. Для артистов сшито 450 нарядов и облачений", - сообщили в пресс-службе.
Уточняется, что заглавные партии в опере исполняют приглашенные солисты Большого театра России Николай Казанский, Александр Краснов и Максим Пастер, солисты Мариинского театра Глеб Перязев и Андрей Зорин при участии сводного хора в составе солистов Астраханского театра и Государственного хора Республики Калмыкия имени А.
Это большая радость такого единения, духовного единения со своей Родиной в сложные для нее исторические моменты», - Роман Бурденко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Шакловитого. Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея.
Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов.
Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов.
Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским ; князя Голицына , фаворита Софьи ; старообрядцев во главе с Досифеем реальный Игумен Досифей 1690 ум. Если князь Хованский , потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры. Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.
Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление «Рассвет на Москве-реке» ; сцена гадания Марфы из 2-го действия «Силы потайные, силы великие» ; ария Шакловитого из 3-го действия «Спит стрелецкое гнездо» ; антракт к 4-му действию «Поезд Голицына» ; «Пляски персидок» из 4-го действия. История создания и варианты оркестровки М. Мусоргский «Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1].
В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой.
ГТРК Тверь Видео Фестиваль имени М П Мусоргского завершила опера Хованщина
2022 2 сентября оперой М. П. Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту. На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы.
«Хованщина» в Рязани
На родине Модеста Мусоргского 20 апреля пошел масштабный музыкальный фестиваль «Гений Места». Этап марафона приурочен к 185-летию со дня рождения композитора. Об этом сообщили в пресс-службе театра. Огромным театрам, таким как Большой и Мариинский, важно почитать родину Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глинки», — рассказал художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев.
Он отметил, что на родине Мусорского фестиваль «Гений места» проводится не в первый раз. Программа была насыщенной. На сцене Псковского академического театра драмы имени А.
Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н. Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна.
Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему? Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. Мусоргский так и не завершил ее. После смерти композитора оперу закончил Н.
Римский-Корсаков в 1883 году, но добиться постановки оперы с таким вызывающе-политическим сюжетом было не так-то просто. Лишь три года спустя опера была поставлена в Петербурге силами Музыкально-драматического кружка любителей.
Фестиваль продолжится проектом День России и Дни стран Каспия, где гости смогут познакомиться с культурой каждого государства, масштабным гала-концертом со звёздами мировой сцены из Каспийских стран. На сцене в кремле выступит сводный симфонический оркестр Прикаспийских стран, созданный в рамках фестиваля. Узнать о предстоящих культурных событиях можно по ссылке.
Под управлением Валерия Гергиева прозвучит опера «Хованщина», также псковской публике будет представлена концертная программа. Фестиваль «Гений места» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В 13:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», цикл «Картинки с выставки». В программе возможны дополнения.
М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».
Астраханский государственный театра оперы и балета отметит 10-ти летие проекта «Русские оперы в Астраханском кремле» постановкой оперы М.П. Мусоргского «Хованщина». Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мариинский театр представит оперу «Хованщина» в Петербурге и Москве, посвятив эти показы 185-летию со дня рождения Модеста Мусоргского. Течение времени в драматургии «Хованщины» также имеет особенности: наряду с иллюзией его непрерывности («опера одного дня») возникает ощущение параллелизма происходящих событий, временных разрывов.
Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров
Опера представлена под открытым небом в "живых" декорациях кремля на Соборной площади, в центре которой разворачивается главное действо. Там установлена большая сцена, на которой возвышаются огромные деревья и годичное кольцо дерева, символизирующие объединение героев и проецирующие смену периодов истории. В спектакле продолжительностью 2,5 часа задействованы более 600 человек: артистов, работников различных цехов, административный состав. Для артистов сшито 450 нарядов и облачений", - сообщили в пресс-службе.
Оба князя, ненавидя друг друга, пытаются заключить союз перед лицом новой силы в лице молодого царевича Петра. В своих замыслах они также опираются на помощь раскольников-старообрядцев, возглавляемых Досифеем. Но планам Хованского не суждено было сбыться. Во время пира его приглашают на совет, якобы от имени царевны Софьи, а затем Шакловитый закалывает князя кинжалом.
Голицына отправляют в ссылку, как не оправдавшего доверие. Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра.
При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины. В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, который как выполнял организационные задачи, так и исполнял партию Досифея. Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены. В XX веке география постановок «Хованщины» постепенно расширялась, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены по всему миру.
Теперь непростая партия легла на плечи баса Алексея Тихомирова. Звучит он убедительно мощно, что регулярно отмечают зрители аплодисментами. Раскольница Марфа в исполнении Ксении Дудниковой предстаёт женщиной современной, стойко переживающей душевную драму — страсть князя к другой — и решившей действовать в сложившихся обстоятельствах путём интриг.
Владимир Дмитрук достойно ведёт роль Князя Василия Голицына. В поисках следующего персонажа снова хочется обратить внимание на общую группу — хор, которая гремит решимостью стрельцов, переживаниями московского люда и сенных девушек и едино затихает в трагедии финальной сцены. Возвращение состоялось Премьерный спектакль, возвратившийся на московскую сцену, зрители встретили, без сомнений, тепло: одаривали аплодисментами и, не сдержав порыва, посреди спектакля выдавали поддерживающее "Браво!
А покидая зал, обсуждали силу и мощь постановки. Не обошлось в разговорах знатоков и без многозначительных намёков относительно выбора времени возвращения оперы. Некоторые, делясь впечатлениями, со знанием дела напоминали, что премьеры "Хованщины" случаются в непростые времена, переломные.
Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно. Последние репетиции были достаточно продуктивными, с каждым разом всё было лучше и лучше. На выступлении были погрешности, но я думаю, что опера собралась в единое целое. Люди, которые поделились с нами своим мнением о премьере «Хованщины» — это малая часть коллектива, благодаря которому прозвучало произведение. Да, это всего лишь студенческая постановка, однако участники постарались выложиться на полную и показали неплохие результаты. Желаем всем дальнейших успехов и плодотворного творческого развития! Спектакль «Хованщина» вызвал активную реакцию, поэтому можно надеяться, что его обсуждение не раз будет возникать среди студентов. Хочется верить, какие-то отблески различных мнений найдут своё место и на сайте нашего Уфимского института искусств. Тем более, что сама опера Мусоргского заслуживает быть, во-первых, знакомой профессиональным музыкантам, а именно их готовит наш вуз.
Во-вторых, музыка Мусоргского, если к ней приобщиться как бы «изнутри», может стать любимой. Конечно, для исполнителей.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
«Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Видео Опера «Хованщина» ского.*. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. На Исторической сцене Большого театра с 13 по 17 марта Мариинский театр представил оперу «Хованщина» Мусоргского.
Меццо-сопрано Мариинского театра Зинаида Царенко дебютировала в "Хованщине" Модеста Мусоргского
Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил. В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко снова гремит "Хованщина". Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М. П. Мусоргский так и не завершил ее. Мариинский театр с 13 по 17 марта представит "Хованщину" Модеста Мусоргского на сцене Большого театра впервые за 20 лет, отметили в пресс-службе ГАБТа. Отправной точкой для размышлений над «Хованщиной» стала постановка оперы Мусоргского, осуществленная в 2007 году в Баварской опере Дмитрием Черняковым, которому автор мысленно посвящает партитуру «Раскола». Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года.