Когда Масленица в 2024 году, зачем сжигать соломенное чучело, как гадали на блинах? Масленичная неделя в 2024 году проходит в начале марта. Он раскрыл истинную суть поста, объяснил, для чего церкви на самом деле нужна Масленица и почему западные католики отказались от Великого поста.
Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ
Масленица 2023: почему на Масленицу сжигают чучело? - 19.02.2023, Sputnik Грузия | Интересно, что Масленица – это единственный народный праздник, который советская власть не стала отменять. |
Смысл и традиции Масленицы - Новости | Масленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядовой основе ряд элементов дохристианской славянской мифологии. |
Почему на Масленицу надо есть блины?
Расскажем историю происхождения Масленицы и узнаем традиции празднования ее в России. Почему на Масленицу принято готовить блины. Анастасия Алексеевна, зачем нужны традиции вообще? После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Почему славяне помогали Карлу Великому истреблять саксов?
Масленица в 2024 году: когда будет и какие традиции праздника
Масленичная неделя в 2024 году проходит в начале марта. Как правильно встречать Масленицу 2023 года, зачем нужно есть блины и как привлечь удачу с любовью, читайте в материале. Традиции и обычаи Масленицы в России — это устоявшиеся народные деяния, которые народ делает в масленичную неделю. Самые свежие новости связанные с тематикой Масленица со всего Мира и России на сегодня.
Масленица — почему так называется?
Масленица 2024 — что делают в неделю Масленицы — обычаи и традиции | Почему на Масленицу принято готовить блины. |
Масленица: что за праздник и как его отмечать | Что обязательно нужно сделать на Масленицу и как правильно встретить весну. |
Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞 | Что обязательно нужно сделать на Масленицу и как правильно встретить весну. |
Масленница. История праздника и традиции.
Когда Масленица в 2024 году, зачем сжигать соломенное чучело, как гадали на блинах? О том, почему именно блины стали одним из главных символов Масленицы, мнения тоже разделяются. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. традиционный праздник восточных славян, который отмечается целую неделю перед началом Великого поста.
Масленица: история, обряды и обычаи
Блины, костры и народные гуляния — традиции Масленицы практически не менялись на протяжении веков. Вот что можно и даже нужно сделать на Масленицу в наши дни. «Кульминацией Масленицы издавна считается сжигание чучела, которое некоторые граждане устраивают на территории своих частных домов. Почему сжигают чучело на Масленицу и как его сделать своими руками, читайте в Sputnik Грузия. Интересно, что Масленица – это единственный народный праздник, который советская власть не стала отменять.
Масленица: история, обряды и обычаи
RU Не было момента лучше для знакомства с будущей тещей. Поэтому на Лакомку часто устраивали смотрины. Отсюда и другое название дня — Смотрины. Если день выдавался погожим, то многие выходили гулять после обеда. Время на свежем воздухе они проводили до темноты. Алкоголь наши предки, отмечая Масленицу, не употребляли, но с оговоркой. Приметы и поверья Считается, что если перед началом Масленицы стоит холодная и ненастная погода, то стоит ждать хорошего урожая. Если незамужняя девушка встретит на Масленицу подвыпившего человека, то ее ждет счастливый и долгий брак. Другие приметы на Лакомку говорят, что если пошел снег, то ближайшей весной будут частые дожди. Морозный день в среду на Масленицу, тогда весну ждите холодной и поздней.
А вот в Белоруссии делали соломенное чучело «деда», которое буквально клали в гроб и даже оплакивали все дни Масленицы, после чего — сжигали. О том, какова изначальная символика сожжения чучела, у историков единого мнения нет. Одни говорят, что это — символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие — что оно символизировало зиму. Символы Масленицы и народные традиции сегодня Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего? Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция. Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом. Почему на Масленицу пекут блины 6 рецептов блинчиков к Масленице 6 рецептов блинчиков Игры на Масленицу Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»: «Сковорода» Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду». Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся». Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя. Все участники пробегают определенную дистанцию.
Масленча , либо калькой : чуваш. Май чабу атнасы, мар. Урсы къуыри «неделя молочной пищи» букв. Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск. Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20]. По мнению Вс. Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23]. Дубровский отмечал [24] , что многие масленичные обряды являются чисто зимними и не могут отмечаться весной и считал, что масленичные обряды перешли с Власьева дня, когда у Власия «и борода в масле». Волков[ кто? У белорусов зафиксирована поговорка «На Власа бери ковшом масло» белор. Существует версия, что на встречу Масленицы наложился обряд встречи первого весеннего месяца марта, из-за чего в народных песнях Масленицу называют Авдотьей см.
Начинали печь масленичные блины, первый из которых подавался бедным на помин усопших. В этот день и сооружали чучело Масленицы. На специальный кол надевались старые одежды, их набивали соломой. Для забавы такую Масленицу возили по селению на санях. Вторник масленицы — заигрыши Масленичный вторник — это день смотрин невест. В дом невест зазывались молодые люди, родственники и знакомые угоститься блинами, а затем предстояла забава катания на санках. Зазывающие в свой дом гостей говорили: «У нас горы снежные готовы и блины испечены — просим жаловать! Среда — Лакомка или Скоромная середа По народной традиции в этот день зять приходит к теще на блины , ею специально как угощение испеченные. Это тещино гостеприимство свидетельствует об уважении к дочернему мужу, которое она проявляла к нему в кругу других гостей этого блинного застолья. Именно с Масленого четверга завершались все хозяйственные работы и хлопоты, а празднование набирало полную мощь. Проводились массовые народные гулянья: катания на санях, потешные кулачные бои, всевозможные игровые соревнования. Главная праздничная потеха четверга — взятие снежного городка. Все праздничные победы и поражения отмечались шумными пирушками. Кроме того, любимым масленичным развлечением были прыжки через небольшие костры. При этом пелись масленичные песни, а в иных местностях — масленичные колядки, с которыми ходили по домам с балалайками, бубнами и другими народными музыкальными инструментами, поздравляя с Широкой Масленицей и ожидая в ответ положенное угощение и даже вино. Благодарят колядники за это специальным пением: Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье. Виноград, красно зелёная моя! Накормил, напоил, со двора пустил, Виноград, красно зелёная моя!
Масленица — почему так называется?
Масленница. История праздника и традиции. | Образовательная социальная сеть | В праздновании Масленицы тесно переплетены христианские и языческие традиции, и это не мешает ей оставаться по-настоящему народным любимым праздником. |
Масленица 2022: история, обряды и обычаи | Блог компании «Лина» | Интересно, что Масленица – это единственный народный праздник, который советская власть не стала отменять. |
Магическая сила Масленицы: зачем сжигают чучела | Как масленичные традиции связаны с православием, зачем устраивать кулачные бои, жечь чучело и почему нужно просить прощение друг у друга, читателям Бердск-Онлайн объяснил благочинный православной церкви Бердска иеромонах Владимир. |
Почему на Масленицу надо есть блины, что делают с ними в праздник | Откуда берет начало празднование Масленицы. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. |
Третий день Масленицы 2024 — Лакомка: почему нужно идти к теще и петь песни
Получились пышные блины — обеспечен урожайный год. Количество самых красивых блинов обещало столько же солнечных дней летом. Для девушек и замужних женщин блины стали предметом гаданий на Масленицу: Если первый блин вышел удачным и легко испекся — это к скорому замужеству. Круглые и с ровными краями блины обещали счастливый брак, тогда как неровные, с рваными краями — к неудачному замужеству.
Если блин пристает к сковороде по центру — для женщин это знак верности мужа, а по краям — сигнал о его неверности. Веселые гадания проводили и с пирогами. При этом значение и смысл придавались разным начинкам: сладким, соленым, острым, горьким.
В книге Оксаны Макс приводятся народные приметы, которые связаны с Масленицей: Если в дом пришел новый гость — в жизни ждут перемены к лучшему. Когда в гости приходили молодожены, это обещало умножение денег в доме. Кто выше всех взлетит на качелях или дальше всех съедет с горки на санках, тот будет счастливее и удачливее всех целый год.
Главное для всех в Прощеное воскресенье — простить все обиды, примириться со всеми, не злословить, не критиковать и не ругать никого. В веселую неделю Масленицы не принято сидеть дома. И стар, и млад старались больше общаться и участвовать в общих гуляниях.
В эту неделю не следовало жадничать, а щедро угощать гостей и друзей. Но и чревоугодие не приветствовалось. Погодные явления в праздничные дни примечали и делали прогнозы на весну и лето: Морозы накануне Масленицы предвещали прохладное лето.
Плохая погода в воскресенье считалась предвестником ясной теплой весны. Много сосулек на крышах — хороший знак для новых начинаний и дел. Дождь в праздничные дни обещал хороший урожай грибов.
Причем они с тестем заранее должны были обеспечить «молодую семью» всем необходимым, отправив в их дом половник, сковороду, масло и муку. С утра теще напоминали о визите друзья зятя. За угощение в данном случае была «ответственна» ее дочь.
Теща тоже шла в гости не в одиночестве, приводя с собой подруг, родственниц и «демонстрируя» им, как ее дочери повезло с супругом. Суббота: Золовкины Посиделки Время для своеобразного «девичника». Сестра мужа звала в гости его супругу и своих подруг.
Жене ее брата тоже полагалось прийти с компанией. Причем, если золовка была замужем, она старалась привести с собой тоже замужних подруг, если наоборот — «холостых». Девушки общались, сплетничали и, разумеется, угощались блинами.
Хорошей приметой для каждой из девушек считалось сделать остальным присутствующим небольшие символические подарки. Воскресенье: Проводы или Прощеное Воскресенье Кульминация всей праздничной недели, последний день перед Великим постом. В воскресенье обязательно нужно было попросить прощения у всех случайно а тем более — умышленно обиженных в течение года, урегулировать любые споры.
Соответствующие службы чин прощения совершались в каждом храме. Сначала прощения у клириков и прихожан просил сам настоятель. Затем верующие кланялись друг другу, делая то же самое.
Этим перечень важных дел не исчерпывался. Также полагалось: посетить могилы родственников с блинами причем на кладбище и обратно полагалось идти молча ; доесть всю праздничную еду, запрещенную к употреблению во время Великого поста остатки запрещалось выбрасывать, их нужно было раздать бедным или сжечь; особенно это касалось блинов ; сходить в баню, вымыться, выстирать одежду; тщательно вымыть всю посуду. Вечером люди вновь собирались на площади для торжественного сжигания чучела сейчас это делают в основном днем.
Иногда в костер бросали традиционные продукты для поминок остатки — лепешки, яйца, блинчики. Оставшийся пепел собирали и перед севом развеивали над полями. Это считалось необходимым для сбора хороших урожаев.
Если он, как в поговорке, выходит комом и прилипает к сковороде, свадьбы в этом году можно не ждать. А вот красивый экземпляр, который не стыдно подать гостям, позволяет рассчитывать на скорый брак. Замужние женщины по качеству первого блина судили о том, что ждет семью.
Если он получался толстым или рвался, примета сулила проблемы с деньгами или здоровьем у домочадцев. А красивый, ровный и румяный обещал семье мир, взаимопонимание, достаток и отсутствие любых неприятностей. По числу «дырочек» в первом блине судили о количестве детей в семье.
Желая определить пол будущего ребенка, беременная женщина подавала гостям тарелку блинов. Если первым с нее брал угощение мужчина, считалось, что у нее родится мальчик, женщина — девочка. Закончив выпекать, девушка должна была выйти на улицу.
Когда первым встречным для нее оказывался мужчина не совсем в «здравом уме и трезвой памяти», это практически гарантировало скорейшее знакомство с женихом. А если еще и взять с собой первый испеченный блин и угостить этого мужчину, попутно поинтересовавшись его именем, можно было еще и узнать, как будут звать суженого. Вообще, хозяйкам рекомендовалось печь блины на неделе часто и помногу.
Ведь, согласно примете, от этого напрямую зависело финансовое благополучие семьи в следующем году.
Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений. Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир?
Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни.
Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту. Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные.
Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются. Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться.
Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить. Это и последняя разминка перед великопостным марафоном.
Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту.
Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения. Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится.
Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку. Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни.
И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует. Опять же, празднование должно быть разумным: не в пьянстве нужно проводить время, не в объедении, а в каких-то достаточно безобидных развлечениях и увеселениях, потому что Великим постом все это будет вообще неприемлемо. Думаю, что по мере духовного роста каждый христианин будет постепенно отказываться от подобных чисто мирских, светских увеселений на масленицу и все более понимать духовный смысл этой подготовительной недели. Все-таки Сырная седмица масленица проходит между неделями воскресеньями о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. То есть два воскресенья, обрамляющие масленицу, говорят нам о достаточно серьезных событиях в истории человечества, не особо располагающих к веселью.
Этот счёт был введён Христианской церковью. И до Петра 1 Христианский и Языческий календари существовали одновременно. В качестве основной обрядовой еды на Масленице используются блины с маслом - символы Солнца. На блинах обрядово гадают «на счастье» - подкидывают к Солнцу его символ — круглый поджаренный блин, а кто поймает, - тому в это Лето будет Удача и Счастье. Это одна из обрядовых игр на Масленицу. Поэтому в эти дни и пекут блины - маленькие солнышки. Также обрядовое действие на Масленицу — прощение родным, знакомым и близким всяческих обид, чтобы новое Лето каждый человек начал с чистой душой. В Русской Правде не изменённой ещё сыновьями кагана Владимира "Святого", Ключевский, исторические портреты Русские люди прощают друг друга перед началом Нового Лета года , чтобы начать Новое Лето чистыми, которым Масленица и начинается. На Масленицу провожаем Зимушку нашу и приглашаем Весну.
Все эти Славянские языческие обычаи дожили до наших дней. Язычество никуда не исчезло. Оно благополучно дожило практически в неизменном виде до наших дней в Русской Народной Вере.
Масленица — 2024: традиции по дням недели, гадания и заговоры на блины
О том, какова изначальная символика сожжения чучела, у историков единого мнения нет. Одни говорят, что это — символическая замена некогда реального человеческого жертвоприношения, другие — что оно символизировало зиму. Символы Масленицы и народные традиции сегодня Сегодняшнее их «возрождение» не что иное, как историческая реконструкция, за редким исключением. Например, «обрядовая игра» «похорон деда» находится в списке «нематериального культурного населения» Беларуси. Наследия чего?
Язычества, разумеется. Чаще же всего люди сейчас приходят на музейные культурные программы, или к «массовикам-затейникам», чтобы поучаствовать в «праздновании Масленицы». Почему пекут блины Вопрос к тем, кто это делает, конечно. Наиболее частый ответ сейчас — потому, что такова традиция.
Кроме того, это вкусно. К тому же, грядет Великий Пост, когда такая пища будет под запретом. Почему на Масленицу пекут блины 6 рецептов блинчиков к Масленице 6 рецептов блинчиков Игры на Масленицу Сейчас чаще всего можно увидеть различные состязания, конкурсы, которые проводятся во время народных гуляний. Вот, например, какие современные игры приводит православный журнал «Фома»: «Сковорода» Участники игры берутся за руки и становятся в круг, внутри которого чертят окружность — «сковороду».
Все быстро движутся по кругу под музыку. Когда музыка прекращается, нужно постараться столкнуть своих соседей на «сковороду». Упираться можно только ногами. Кто наступил на «сковороду», или отпустил руку соседа, тот «испекся».
Игра продолжается, пока не останутся один-два победителя. Все участники пробегают определенную дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трех раз.
Пятница: Тещины Вечерки Время для «ответного визита» теще к зятю. Причем они с тестем заранее должны были обеспечить «молодую семью» всем необходимым, отправив в их дом половник, сковороду, масло и муку. С утра теще напоминали о визите друзья зятя. За угощение в данном случае была «ответственна» ее дочь.
Теща тоже шла в гости не в одиночестве, приводя с собой подруг, родственниц и «демонстрируя» им, как ее дочери повезло с супругом. Суббота: Золовкины Посиделки Время для своеобразного «девичника». Сестра мужа звала в гости его супругу и своих подруг. Жене ее брата тоже полагалось прийти с компанией. Причем, если золовка была замужем, она старалась привести с собой тоже замужних подруг, если наоборот — «холостых». Девушки общались, сплетничали и, разумеется, угощались блинами. Хорошей приметой для каждой из девушек считалось сделать остальным присутствующим небольшие символические подарки.
Воскресенье: Проводы или Прощеное Воскресенье Кульминация всей праздничной недели, последний день перед Великим постом. В воскресенье обязательно нужно было попросить прощения у всех случайно а тем более — умышленно обиженных в течение года, урегулировать любые споры. Соответствующие службы чин прощения совершались в каждом храме. Сначала прощения у клириков и прихожан просил сам настоятель. Затем верующие кланялись друг другу, делая то же самое. Этим перечень важных дел не исчерпывался. Также полагалось: посетить могилы родственников с блинами причем на кладбище и обратно полагалось идти молча ; доесть всю праздничную еду, запрещенную к употреблению во время Великого поста остатки запрещалось выбрасывать, их нужно было раздать бедным или сжечь; особенно это касалось блинов ; сходить в баню, вымыться, выстирать одежду; тщательно вымыть всю посуду.
Вечером люди вновь собирались на площади для торжественного сжигания чучела сейчас это делают в основном днем. Иногда в костер бросали традиционные продукты для поминок остатки — лепешки, яйца, блинчики. Оставшийся пепел собирали и перед севом развеивали над полями. Это считалось необходимым для сбора хороших урожаев. Если он, как в поговорке, выходит комом и прилипает к сковороде, свадьбы в этом году можно не ждать. А вот красивый экземпляр, который не стыдно подать гостям, позволяет рассчитывать на скорый брак. Замужние женщины по качеству первого блина судили о том, что ждет семью.
Если он получался толстым или рвался, примета сулила проблемы с деньгами или здоровьем у домочадцев. А красивый, ровный и румяный обещал семье мир, взаимопонимание, достаток и отсутствие любых неприятностей. По числу «дырочек» в первом блине судили о количестве детей в семье. Желая определить пол будущего ребенка, беременная женщина подавала гостям тарелку блинов. Если первым с нее брал угощение мужчина, считалось, что у нее родится мальчик, женщина — девочка. Закончив выпекать, девушка должна была выйти на улицу. Когда первым встречным для нее оказывался мужчина не совсем в «здравом уме и трезвой памяти», это практически гарантировало скорейшее знакомство с женихом.
А если еще и взять с собой первый испеченный блин и угостить этого мужчину, попутно поинтересовавшись его именем, можно было еще и узнать, как будут звать суженого. Вообще, хозяйкам рекомендовалось печь блины на неделе часто и помногу.
Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится.
И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам.
Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы.
Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства.
Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху.
Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами.
Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома. Конечно же, стоит приложить усилия, чтобы попасть в храм на Чин прощения в Прощеное воскресение. Стоит воздержаться от мясной пищи на Сырной седмице. Этим ограничением Церковь предлагает своим верным чадам подготовить свой организм к наступлению Великого поста, в первые дни которого, согласно уставу, не вкушается никакой пищи.
Но седмица — сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет. Отягощение себя излишней пищей в эти дни чревато проблемами со здоровьем в результате резкого перехода на великопостный устав. Если и праздновать Масленицу, то умеренно, без обжорства, не забывая о подготовке к Великому посту. Традиция кушать блины никак не нарушает устава Сырной седмицы.
Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали. Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, что крестьяне проводили обряд на засеянном поле. Аналогичный ритуал проводили и в домах: небольшие куклы сжигали, а пепел бросали во двор к скоту, чтобы способствовать его плодовитости, пишет советский этнограф А.
При этом масленицу ни в коем случае нельзя было оставлять целой на Великий пост. Это только подчеркивает языческий характер этого праздника. Этой цели отвечал хоровод: круговой танец олицетворял процесс витья, кручения как метафоры зарождения жизни и был нацелен на получение хорошего урожая. То же и с катанием с горки, а также выездами на санях: чем длиннее проезд, тем длиннее уродится лен.
Масленица: что за праздник и как его отмечать
РИА Новости, 1920, 20.02.2023. один из самых любимых народных праздников. Рассказываем, что это за праздник и почему на Масленицу пекут блины | VOKRUGSVETA. Неделю, предшествующую Масленице, называют Пестрой из-за чередования постных и непостных дней. РБК Life рассказывает, как называется каждый день Масленицы и когда начинать печь блины в 2024 году. Почему сжигают чучело Масленицы? Сжигать чучело Масленицы — чисто языческий обряд, который существовал задолго до того, как Русь приняла Православие.