Иван Мазепа, православный шляхтич с Правобережной Украины, родился в 1639 году. А так как Иван Мазепа считал себя потомком Рюриковичей, то с таким же успехом мог замахнуться не только на киевский, но и на московский престол, т.е. претендовать на место Петра I. Шведам же отвадилась роль «варяжской дружины». Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны. Иван Степанович Мазепа — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия.
Обсуждение (45)
- Как бомбардировщики отряда "Циклон" защитили полстраны от радиоактивного облака
- Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы
- Личная жизнь великого гетмана
- Биография Мазепы for Dummies
- Мазепа, Иван Степанович — Энциклопедия
- Навигация по записям
Миф о величайшем злодее и беззаветном патриоте Украины
Гетман Иван Степанович Мазепа. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Новости. Мазепа родом был шляхтич православной веры, из западной Малороссии, и служил при польском короле Иоанне Казимире комнатным дворянином. В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения. Гетман Иван Мазепа на Украине национальный герой, его именем названы населенные пункты, улицы, устанавливаются памятники.
Мазепа: путь от героя до предателя
Вопрос о снятии анафемы с бывшего гетмана Ивана Мазепы возник сегодня с подачи филаретовских раскольников. Иван Степанович Мазепа (Иван Мазепа-Калединский) (1639 – 1709) – гетман Украины, государственный, политический деятель. В каком то смысле гетману Мазепе л свои дни он не пыточной башне Московского кремля. Иван Мазепа отличался удивительным талантом к дипломатии и имел влияние на сильных мира сего. 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы).
Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты
Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды - Родина | В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз. |
Измена гетмана Мазепы или как он продал Украину Польше | вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. |
Новости Кронштадта
В Киево-Печерской лавре самозваная ПЦУ организовала панихиду по Ивану Мазепе. 385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина. Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула. в 1644 году) в селе Мазепинцы под Белой Церковью. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Гетман Левобережной Украины Иван Самойлович уже знал Мазепу, ценил его ученость и ловкость, а потому охотно взял его домашним учителем для своих сыновей.
Иван Степанович Мазепа
Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. В этот период Иван Мазепа, будучи гетманом Войска Запорожского, решил поддержать Швецию в ее военных действиях против России. Гетман Иван Мазепа. Мазепа, до того как стать гетманом, успел побывать комнатным дворянином при польском короле Яне-Казимире, потом дослужился до генерального писаря у правобережного гетмана Дорошенко, а затем – до генерального есаула у гетмана Самойловича.
Невыученные уроки истории. Герои новой Украины. Мазепа.
Его отправляют в Москву, где он завоёвывает доверие бояр. Затем удачливый авантюрист много лет служит у левобережного гетмана Ивана Самойловича и, между прочим, в 1685 году участвует в выборах нового киевского митрополита, при котором украинская церковь была подчинена московскому патриарху. В 1687 году он предал старого гетмана, участвовал в его низложении. Звёздный час Мазепы — рада на реке Коломак 25 июля 1687 года, на которой он получил гетманские клейноты. Новоизбранный гетман принёс присягу царям Иоанну и Петру... После смещения царевны Софьи Алексеевны Мазепа сумел обаять молодого Петра и его окружение. В ходе первого Азовского похода в 1695 году Мазепа возглавлял казацкое войско, взявшее вместе с русской армией турецкие крепости на Днепре — Казыкермен, Тавань и другие. В период Великой Северной войны, в 1704 году, возглавил поход запорожского войска на Правобережье Украины для усиления власти польского короля Августа II и усмирения казацкого восстания; в следующем году участвовал в походе в Польшу в частности взял крепость Замостье , в кампании 1706 года воевал на территории Белоруссии. При этом Мазепа не упускал случая заявить о своей лояльности.
Вот образец стиля его посланий царю Петру: «... Московское правительство не сомневалось в лояльности Мазепы, игнорируя все поступавшие сигналы о его неблагонадёжности. Известно дело полтавского полковника Ивана Искры и генерального судьи Василия Кочубея, которые сообщили Петру I о предательстве Мазепы, но были, как злонамеренные клеветники, выданы гетману на расправу и подвергнуты в июле 1708 года мучительным пыткам и казни. Историк Николай Павленко заключает: «В истории с Мазепой значительную долю вины несет сам царь. Измена гетмана могла быть пресечена задолго до её совершения, не прояви Петр и его окружение излишнего к нему доверия». Мазепа был обласкан Петром. О многом говорит тот факт, что он стал вторым в истории кавалером Ордена Андрея Первозванного сам Пётр получил этот орден шестым. Близорукость и даже слепота московского правительства поражает.
А уже 26 октября, понимая, что Пётр не сразу поверит в предательство своего любимца, Меншиков вынужден убеждать царя: «И тако об нем инако разсуждать не изволте, толко что совершенно изменил». Перебежав — в буквальном смысле — к шведам, Мазепа вскоре был готов предать и своего нового союзника: в конце 1708 — начале 1709 года он вступил в переговоры с Петром, обещая выдать Карла XII или одного из его сановников... Данный штрих завершает политический портрет гетмана. А символическим завершением его нравственного образа может считаться изготовленный в России специально для Мазепы в единственном экземпляре «Орден Иуды».
В России его считают изменником, на Украине он почитается, как народный герой. Напомним, что 24 февраля президент России Владимир Путин объявил о проведении специальной военной операции Путин объявил о начале военной операции на ДонбассеПрезидент Российской Федерации выступил с экстренным обращением к россиянам и объявил о специальной военной операции в Донбассе на Украине в ответ на обращение руководителей республик Донбасса с просьбой о помощи.
Он подчеркнул, что в планы Москвы не входит оккупация украинских территорий. После этого США, ЕС, Великобритания, а также ряд других государств заявили, что вводят санкции против российских физических и юридических лиц.
Около 1655 года в 16 лет он первый раз изменил Украине и России, когда те вели борьбу с поляками и посвятил себя служению королю-католику Яну II Казимиру. С 1666-го по 1674 год служил Османской империи, потом левобережному гетману Самойловичу - и не без его помощи того свергли в 1687 году. Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами. Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы".
Мазепа свободно владел русским, польским, татарским, латынью, знал итальянский, немецкий и французский языки. Имел прекрасную библиотеку. После смерти отца он занял его должность.
В 1674 году Мазепа поехал с посольством от гетмана Правобережной Украины в Крымское ханство и вез султану 15 левобережных казаков в качестве невольников. Но по пути делегацию перехватили запорожские казаки, которые чуть было не казнили Мазепу на месте. Они отправили его левобережному гетману Самойловичу, где Мазепе поручили воспитание детей. Мазепа отличался талантом очаровывать власть имущих. Так произошло и с фаворитом царицы Софьи Голицыным. Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь. Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest.
Новости Кронштадта
Она состоялась в Глухове 9 ноября 1708 года. На показательную церемонию специально приехал сам Петр с приближенными, собрались войска, представители духовенства, казаки… Сохранилось описание происходившего: «Персону оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию, которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил». Куклу, изображающую Мазепу и наряженную в гетманское облачение, вынесли на специально устроенный помост. Был прочитан указ о лишении изменника всех чинов и званий. Потом с манекена сняли ленту ордена Андрея Первозванного да вдобавок еще и патент, выданный на этот орден, публично разорвали , и наконец палач вздернул куклу на виселице. Вслед за тем «вора и изменника» предали анафеме во время богослужений в храме города Глухова и в кремлевском Успенском соборе.
Анафему этому суперпредателю возглашали в храмах Российской империи ежегодно на протяжении более полутора столетий. Однако даже столь суровые меры не утолили до конца жажды мщения обманутого в лучших своих чувствах Петра I. Уже после блистательной победы русских войск, одержанной над шведами под Полтавой летом 1709 года, император вознамерился взамен отнятого у Мазепы ордена Андрея Первозванного, наградить его иным — позорным — знаком отличия. Это уникальный в истории случай, когда награда была учреждена персонально для одного человека. Петр распорядился о появлении в России второго по счету ордена — ордена Иуды.
Само название говорящее: всем, конечно, известна история про предательство Иисуса Христа его учеником-апостолом. Описание этой антинаграды, предназначенной для Мазепы, видимо, согласованное с государем было дано в записке, адресованной ближайшим сподвижником царя Александром Меншиковым ювелирам: «Зделать тот час монету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на осине повесившагося и внизу тридесять сребреников лежащих… и назади подпись: треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится. Да к той монете зделать чепь в два фунта…». Решили, что орден будет круглой формы, отсюда и сравнение его с монетой. А вес у такой регалии запредельный: если учесть, что русский фунт равен примерно 410 граммам, получается, что сам орденский знак тянет на 4 килограмма, да цепь к нему — еще почти килограмм.
Прямо вериги какие-то! После разгрома шведской армии под Полтавой Мазепа попробовал в очередной раз сделать свой «фирменный ход». Понимая, что его ставка на победы шведского оружия не сработала, Иван Степанович решил вернуть себе благорасположение победителя - прежнего своего «патрона», российского императора. Он отправил Петру I письмо с деловым предложением: мол, я берусь выкрасть короля Карла XII и передать его вашему величеству, а взамен прошу простить прошлый нехороший поступок и сохранить за мной все принадлежавшие мне земли и имущество. Тогда Мазепа кинулся искать спасения на территории, контролируемой турками.
Однако достичь каких-либо карьерных успехов на новом месте экс-гетману не удалось.
Рос Иван в окружении поляков. Учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве, а затем служил при дворе короля Польши Яна Казимира, будучи одним из его покоевых дворян. В 1661 году Мазепа попал в неприятную историю. Из карьеристских соображений он оговорил одного из своих товарищей — Пасека, однако король во всём разобрался, заплатил жертве клеветника компенсацию и на время удалил Ивана от двора. А когда Мазепа вернулся, оговорённый им дворянин его избил.
Оскорблённый Иван попытался схватиться за оружие и спровоцировал ссору, которую прекратил лично король. Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио.
Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям.
К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс.
Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся. Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы.
Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом. Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс.
По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности. Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю. Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал. В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов. Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко Петрика , продвигавшего идею отделения от России. Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков. Мазепа Иваненко изгнал, а в 1696 году и вовсе выступил организатором его убийства.
Биография Семья Мазепа родился в украинской шляхетской [6] православной семье в селе Мазепинцах Белоцерковского староства на Киевщине [6]. Дед Ивана, Михаил Мазепа [6] , предположительно был на службе у русского царя: охранял южные границы Русского царства от набегов татар и, по некоторым сведениям, погиб в 1620 году в битве с турками [6]. Принимал участие в Переяславских переговорах с русскими боярами. Не поддержал Переяславский договор [ источник не указан 521 день ] и в дальнейшем принимал участие вместе с гетманом Выговским в создании Великого княжества Русского в составе Речи Посполитой, однако результатов не добился. В 1662 году польским королём был назначен на должность подчашего Черниговского и эту должность занимал вплоть до своей смерти в 1665 году [6]. Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская , происходила из старинного шляхетского православного рода на Белоцерковщине , которые занимали руководящие должности в Киевском казачьем полку [7]. Современный российский исследователь Т.
Таирова-Яковлева в своей монографии «Мазепа» утверждает, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками — отец под Чортковом 1655 , а брат на Дрожи-поле 1655. После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме « Полтава » названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [8] [9]. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Образование и жизнь при дворе польского короля Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян.
Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие.
Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Яна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [12].
Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни , истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [11]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах» [11]. Карьера Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем. В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию.
Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14]. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12]. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12].
Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.
Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке
Он просто сидел себе на Маросейке название улицы — от «малороссийского двора», там ещё «палаты Мазепы» есть, к Мазепе, правда, отношения не имеющие и ждал, чем дело кончится. Но Софья ждала от него помощи ну понятно же — Мазепа ставленник её друга Голицына. А её не было. Тогда она бросила всё и побежала сдаваться, а Мазепу в Лавре встречали как спасителя. Гениальная стратегия. А вот в Петербурге всё было иначе. Во-первых, Петербург город европейский, причём гораздо более европейский, чем примерно все европейские города. Там уже был свой имперский стиль и лоск.
Православный шляхтич в Петербурге выглядел уже несколько провинциально. Во-вторых, основой выживаемости на Украине было старинное право баронов менять сюзеренов. В России же ещё во времена Ивана Калиты к таким манёврам бояр относились с подозрением отца Св. Сергия, родовитого ростовского боярина Кирилла, после присоединения ростовской земли к Москве бесхитростно сослали в Радонеж, где он впал в ничтожество и помре. А в XVIII веке в тренде была уже абсолютная монархия с культом абсолютной же верности и скидок на специфику пограничных элит никто делать не собирался. Бесплодность предательства Не нашлось в окружении Петра своего арестовича, способного любую зраду превратить в перемогу. Ведь деятельность Мазепы вполне можно представить как блестящую спецоперацию.
Судите сами. Итак, Мазепа, через посредничество поляков вступил в сговор с Карлом XII, пообещав ему помощь и поддержку, а главное — секретную дорогу на Москву Карл был достаточно невнимателен, чтобы поверить в «секретность» известного с XV века Изюмского шляха. Однако даже его останки оставались предметом раздора, место же на предполагаемом надгробии гетмана, вопреки всякой логике, занял имперский двуглавый орёл. И всё это без какого-либо участия российских властей Что обещал Мазепа Карлу? Продовольствие, амуницию, оружие 40 пушек на складах Батурина и миллион украинских казаков. Что получил Карл от Мазепы? Несколько сотен казаков, которых завели в лагерь шведов обманом.
Под Полтавой они сыграли важную роль — указали шведам, куда надо драпать. Продовольствие, которое пришлось буквально выгрызать из населения.
Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника. Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею.
Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков. Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях.
В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия.
Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными.
Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками.
Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский.
Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою.
Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки.
Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению.
Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев.
В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением.
В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам.
Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи.
Упрощенно позицию сторонников «пересмотра» анафемы можно представить так: термин «анафема» — то есть полное исключение из общины, отлучение от Церкви а не «проклятье», как на католический манер считают некоторые — не следует смешивать с т. И хотя второе тоже можно назвать отлучением, служит оно наказанием за меньшие проступки, нежели ересь или раскол за это положена «большая» анафема. Раз Мазепа был отлучен то есть Церковь высказалась о Мазепе как о человеке окончательно отпавшем от церковного организма ошибочно — значит и анафему нужно аннулировать как ложную: служить по Мазепе панихиды и молиться как за члена Церкви — полагают сторонники «пересмотра».
К слову сказать, вопрос о панихиде по Мазепе служение которой равнозначно снятию анафемы в начале XX века был даже вынесен киевским митрополитом Антонием Храповицким на рассмотрение Поместного собора 1917-1918 года, но собор не успел тогда дать окончательного решения, впрочем, не отвергнув и самой идеи снятия анафемы. Не дождавшись соборного решения в восемнадцатом году митрополит Антоний служил панихиду самостоятельно, что стало в свою очередь прецедентом для сторонников отмены анафемы. А я хотел бы в первую очередь отделить Мазепу — человека, от Мазепы — символа, которым он стал уже в двадцатом веке. Со времени Центральной Рады — украинского независимого правительства в годы гражданской войны — Мазепу начали героизировать, так что он стал превращаться в знамя украинского сепаратизма.
И с одной стороны, мы действительно должны признать, что в вопросе об анафеме был допущен политический момент. К тому же: Мазепа крупный ктитор, он перестроил Киево-Печерскую Лавру, собор Святителя Николая в Печерске, собор Богоявленского монастыря на Подоле, построил множество храмов не только в Киеве, но и по всей Украине… Только вот строительство храмов было по сути типичным уровнем благочестия для тогдашней казачьей элиты. Кроме того мы знаем, что уже пожилой Мазепа сожительствовал с дочерью Кочубея, даже практически совратил эту молодую девушку, являвшуюся ему крестной дочерью, он погубил и оклеветал своего предшественника гетмана Самойловича!
Но всё это по большому счету привычное наложение текущих политических баталий на другую эпоху, что делать неправильно, но все делают. А для своего XVII века и немного следующего энергичный и деятельный политик из Гетманщины был совершенно типичной фигурой.
Постоянные интриги, нарушение договоров, тайные переговоры и резкую смену хозяев практиковала вся казацкая старшина. Тот же Богдан, едва присягнув на верность московскому царю и подписавшись под запретом на самостоятельную внешнеполитическую деятельность, тут же вступил в тайные сношения со шведским королем Карлом X. Семь месяцев прошло после Переяславской рады, а верноподданный гетман уже письменно обещал врагу сюзерена свою верность и службу, если понадобится. Так что нет ничего удивительного в том, что преемник Хмельницкого, гетман Иван Выговский заключил с Речью Посполитой Гадячский договор, открыто став на сторону Польши и Литвы в русско-польской войне. Гетманщина, как замышлялось, возвращалась в состав Речи Посполитой с сильно расширенными правами, но в итоге раскололась на два берега по Днепру, с двумя гетманами.
К моменту избрания в гетманы Мазепы страшная Руина продолжалась уже 30 лет, измучив всех. А сам он имел обширный список предательств, позволивших ему выдвинуться, включая ловкую «подставу» предшественника, Ивана Самойловича, при котором он дорос до второго человека в протекторате. Социальные сети Черниговский исторический музей, постановка местного театра Московской власти, отчаянно лавировавшей между постоянными войнами с соседями, нужна была стабильность на юге, и Мазепа обещал её обеспечить. В том числе предавая истинных борцов за Украину, как это случилось с полковником Семеном Палиём, поднявшим антипольское восстание на Правом берегу. Храбрец Палий вел за собой народ, хотел воссоединить оба берега и привести всех под московскую руку.
А новый царь Петр I не желал ссориться с поляками. Поэтому его любимец организовал провокацию: выступил на правобережье с войском, призвал к себе руководителей восстания, напоил и в кандалах сдал русским властям, погасив бунт и всё вернув полякам. Обвинительные показания были тут же сфабрикованы, как сообщает историк XIX века Николай Костомаров, «какой-то фастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич». Поэтому «изменник» по царскому приказанию был отправлен на вечную ссылку в Тобольск.
Этот позорный эпизод современные украинские пропагандисты тщательно обходят стороной. Как и активные попытки Мазепы уничтожить Запорожскую Сечь, которую он считал опасной угрозой своей власти: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити?
Заговор гетмана Мазепы
Был он в тяжёлой обиде на Петра после военного совета в Жолкве в марте 1707 года , на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана, но строить планы измены он начал, по разным данным, ещё в 1703—1705 годах, однако всё ещё был готов ждать до «крайней, последней нужды» — пока не станет очевидно, что Пётр проигрывает войну. К сожалению для него, им овладела иллюзия непобедимости армии Карла XII. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года , Россия осталась в войне со Швецией в одиночестве. Тогда же, предположительно, Мазепа замыслил возможный переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля. Как сообщает в главе 13 своей книги Таирова-Яковлева [25] , точная дата начала переговоров неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся своему генеральному писарю Орлику. Было очевидно, «что речь шла о заранее продуманном плане» [25]. В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой». Таким образом, уже за год до перехода на сторону Карла Мазепа подготовил почву для того, чтобы перейти на сторону противника, если тот будет побеждать. Существуют сведения, что первый замысел перехода на сторону Швеции обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года известны письма Дольской. Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского [10].
Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Незадолго перед тем Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Палий был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Тобольск. С 1689 года Пётр получал на Мазепу доносы , говорившие о его измене. Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало [12] [25]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи Василия Кочубея , посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября 1707 года. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной , которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь опять счёл донос ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Головкину и Петру Шафирову.
Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года , были обезглавлены под Киевом [12] ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине , обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя. Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через А. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского , в Горках.
При вступлении в должность он подмахнул без сожаления Коломацкие статьи, на корню урезавшие малороссийские «привилеи». По ним гетман не мог без монаршей воли смещать старшин. Ему запрещалось через голову царя иметь какие-либо сношения с другими державами.
Широкая автономия Малороссии на этом благополучно закончилась. Спасибо Ивану Степановичу. С казацкой вольницей и всякими поползновениями к самостийности Мазепа разбирался круто.
Например, в 1704 г. И там, уже по собственному почину, вяжет руки легендарному фастовскому полковнику Семену Палию — победителю татар и поляков, батьке независимого казацкого улуса. Мазепа профессионально стряпает на него дело с наветами про антимосковские «заколоты» и передает Петру сермяжного полковника.
После чего тот загремел в ссылку в Енисейск. В 1707 г. Мазепа активно участвует в подавлении восстания Кондратия Булавина — ватажка донских казаков.
Заслуги Мазепы в строительстве империи безусловны и неоспоримы. Гетман стал вторым человеком после Федора Головина — президента Посольских дел, генерал-фельдмаршала, удостоенным в 1700 г. Мазепа по делам обласкан был монаршей милостью.
Он гетман — фактический хозяин Малороссии. В своем батуринском дворце ведет роскошную жизнь. От талантов, Богом данных, Иван Степанович на досуге марает очередную поэтическую думу.
Не отказывает себе в удовольствии волочиться за молодухами. В 63 года а может, и в 68, если верить Орлику соблазнил свою крестницу 16-летнюю Матрену Кочубей. Разнообразит досуг профессиональным коллекционированием книг и оружия.
И это не литературная гипербола. Малороссийские атаманы были самыми крупными землевладельцами России.
Иван Мазепа — биографический очерк Иван Мазепа — биография Иван Степанович Мазепа — военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска. В 1708 году объединился с королем Карлом XII, а после его поражения в Полтавской битве бежал на территорию Османской империи, где и скончался. Личность гетмана Ивана Мазепы вызывает массу дискуссий даже спустя сотни лет после его смерти. В Украине принято говорить о нем, как о мудром политике, патриоте и человеке, сделавшем многое для независимости государства. В представлении же многих российских людей Мазепа — это предатель и негодяй, использовавший оказанное ему доверие в личных интересах. Ни одно из этих утверждений до сих пор не признали истиной, возможно потому, что эта самая истина лежит где-то посередине. Детство и юность Иван Степанович родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы на территории Речи Посполитой. Отец мальчика, Адам-Степан Мазепа, входил в круг соратников запорожского гетмана Богдана Хмельницкого.
Будучи небогатым казачьим старшиной, мужчина воевал за независимость Украины, но со временем перешел на сторону поляков. Мать будущего гетмана, Марина Мокиевская, принадлежала старинному роду шляхтичей из Бероцерковщины. Предки женщины служили в Киевском казачьем полку, где занимали руководящие посты. Мазепа-старший понимал важность образования, поэтому позаботился о том, чтобы устроить единственного отпрыска в Киево-Могилянский коллегиум при Украинской православной церкви. Далее, несмотря на православное вероисповедание, отец отправил сына на обучение в Варшавскую иезуитскую академию, где юноша получил престижное по тем временам образование. Получив выпускные документы, Иван отправился в путешествие по Европе, в ходе которого выучил восемь иностранных языков и собрал шикарную библиотеку для личного пользования. Помня о заслугах Мазепы-старшего, польский монарх Ян Казимир взял молодого человека на службу в собственные покои. Коллег-поляков будущий воевода невзлюбил с первых же дней, и это чувство было взаимным. Сослуживцы откровенно издевались над новичком, называли его украинским холопом и еретиком. Желая отомстить, Иван обвинил самого активного обидчика по имени Пасек в краже государева имущества, но этот донос оказался клеветой.
Возмущенный Пасек ударил Мазепу по лицу, тот в ответ вынул шпагу из ножен, что было категорически запрещено во дворце. В итоге молодой человек был с позором изгнан со службы. Несостоявшийся королевский прислужник был отправлен на Волынь, где находилось имение его матери. Здесь с 22-летним красавцем снова случилась неприятность, в этот раз связанная с противоположным полом. На галантного и весьма привлекательного юношу стали заглядываться местные помещицы, а особенно молодая супруга польского предпринимателя Фальбовского. Между молодыми людьми завязался роман, который сопровождался тайными интимными встречами. Во время одного из таких свиданий отсутствовавший по делам пан неожиданно вернулся домой, где застал неверную супругу в объятиях горячего украинца. Разгневанный рогоносец приказал привязать полуголого Мазепу к лошади и отпустить последнюю на свободу. Эта история была много раз описана в произведениях известных авторов, таких как Вольтер и Байрон. После такого довольно позорного случая Иван осел в отцовском имении и оставался там вплоть до кончины Мазепы-старшего.
Стоит отметить, что в историю с Фальбовским верят далеко не все: многие историки склонны считать, что порочащий рассказ был выдуман Пасеком, который долго держал на Ивана злобу. Женщина была не самой привлекательной внешности, да и не первой свежести.
По следам легендарной жизни Украина за многовековую историю своего существования знала немало гетманов, однако, пожалуй, самым загадочным был Иван Мазепа, вокруг имени которого и по сей день ходят множество легенд, мифов и художественных вымыслов. Чего только стоили фантазии писателей разных стран, писавших о легендарном герое свои произведения и художников, создающих его образ в портретах и сюжетных полотнах. К слову сказать, композиторов также немало интересовала судьба великого украинца. Ими созданы оперы, симфонические поэмы, увертюры и музыкальные этюды, посвященные этому образу. Иван Мазепа - известный украинский политик рубежа 17-18 столетия. Будучи талантливым стратегом, опытным дипломатом, человеком с богатой внутренней "начинкой", имеющим ясный ум и феноменальную память, интеллектуал Иван Мазепа в совершенстве владел пятью языками, в том числе и престижным латинским. Его эрудиция и неординарность поражала современников, а его поступки и деяния, овеянные тайнами и загадками, расценивались неоднозначными выводами.
И именно этот факт и вызывает самые ожесточенные споры на протяжении прошедших столетий. Об одной из биографических версий о жизни и деяниях, о взлетах и падениях украинского политика читайте в увлекательной статье нашего журнала: Семь измен Ивана Мазепы: Гениальный стратег или хитрый авантюрист? Личная жизнь великого гетмана Иван Мазепа. Если же отбросить политическую жизнь Мазепы, то совсем немного расскажет о гетмане, как о человеке, и его личная жизнь. Она также была существенно искажена в его биографии, отчасти из-за вымыслов писателей. Поэтому некоторые факты из личной жизни знаменитого гетмана и по сей день служат предметом для горячих дискуссий. Сплетни, легенды и домыслы, безусловно, наложили свой отпечаток и на сведения об отношениях Ивана Мазепы с женщинами. Однако обо всем этом и другом - по порядку... Иван Мазепа - гетман Войска Запорожского.
Родился Иван Мазепа 1639-1706 в родовом хуторе Мазепинцы, невдалеке от Киева. Его отец был шляхтичем и казацким атаманом. Рос Иван в бурные годы Богдана Хмельницкого, поэтому мятежные события той эпохи не могли не повлиять на формирование характера будущего воина, от природы обладавшего острым аналитическим умом и прагматическим мышлением. Мать его была также знатного рода, именно от нее он взял дивную красоту и тонкую романтическую натуру.
Мазепа: гетман, меценат, изменник
4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. В программе Евгения Стасиневича «История без истерики» говорили об Иване Мазепе — гетмане, о роли и значении которого до сих пор бытуют кардинально разные вз. легендарный, излюбленный романтиками персонаж, вдохновивший Пушкина, Листа, Делакруа, Байрона и Гюго.