Поговорим о самых интересных фактах из жизни писателя и из самого романа. Что ни говори, «Мастера и Маргариту» любят все – и школьницы старших классов, которым по вкусу одновременно Серебряный век и мягкие игрушки большие; и студенты, и взрослые. 3. Есть и одно интересное метереологическое соответствие, подтверждающее внутреннюю хронологию “Мастера и Маргариты”.
История создания «Мастер и Маргарита»
Роман "Мастер и Маргарита" имел невероятную судьбу, напрямую перекликавшуюся с событиями, описанными в этом произведении. Фильм «Мастер и Маргарита», вышедший на экраны в конце января 2024 года, уже заработал в прокате почти 1 млрд руб. Да и Маргарита, ожидая условленного часа, сидит с волшебной мазью наготове как раз перед зеркалом.
В порядке эксперимента. Как в Москве впервые поставили «Мастера и Маргариту»
Трамваи на Патриках и небывалый бюджет — что нужно знать о новой экранизации «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина с Евгением Цыгановым и Юлией Снигирь. Самой красивой экранизацией «Мастера и Маргариты» оказался фильм Михаила Локшина, заявил кинокритик Давид Шнейдеров. Удостоверение на прокат новых «Мастера и Маргариты» в ноябре прошлого года подписал первый заместитель министра культуры РФ Сергей Обрывалин. Мастера, но обличил пороки знатных Москвичей в Варьете.
Мастер и Маргарита – интересные факты.
Источником вдохновения Булгакова считалась старинная гравюра. В процессе Гражданской войны Булгакова мобилизовали в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики. Зимой 1917 года Михаил Афанасьевич посетил дядю в Москве. Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом.
Дядя Булгакова — это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России. В 1923 году Булгакову пришлось вступить во Всероссийский союз писателей.
Как писатель Булгаков сумел определиться лишь к 30 годам своей жизни. В конце октября 1926 года Михаил Афанасьевич с огромным успехом представил премьеру спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Это происходило в Театре имени Вахтангова.
В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ. Произведения Булгакова перестали печатать к 1930 году. В 1939 году здоровье писателя сильно ухудшилось.
У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака. Последняя супруга Булгакова пережила аж на 30 лет. Страстным читателем Михаил Афанасьевич был ещё с детства.
Писатель закончил «Мастер и Маргариту» за месяц до собственной кончины. Булгакова величали «безумцем». По романам и повестям Михаила Булгакова сняли несколько фильмов.
Булгаков одновременно был и бедным, и богатым. У каждой из жён Булгакова было по 3 мужей. Сына своей последней любви Булгаков усыновил.
Произведения Булгакова подвергались критике и становились запретными. Воланда из произведения Булгакова изначально звали Астаротом. В Москве имеется музей-дом с названием «Булгаковский дом».
При жизни роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, не публиковали. В первый раз это роман опубликовали в 1966 года, спустя 26 лет после смерти великого писателя.
Подарок сюрприз на День рождения Булгаков сделал и самому себе: в романе сказано, что Мастеру 38 лет. Это отсылка к биографии самого автора: герой «родился» 15 мая, то есть в День рождения Михаила Афанасьевича. Наследие писателя привлекает его поклонников по сей день. Так, в Москве есть музей «Булгаковский дом» на Большой Садовой — там же, где в романе «нехорошая квартира». Сейчас там проходят выставки, экспозиции и литературные вечера, посвящённые творчеству маэстро. Опубликовано в разделе:.
Начнём, пожалуй, с того, что Михаил Афанасьевич лично убедился в том, что рукописи не горя. Работу над романом он начал в 1928 году, за это время черновики носили разные заглавия — «Копыто инженера», «Гастроль», «Чёрный маг». Параллельно Булгаков продолжал работу над другими произведениями. И когда в 1930 году писатель получил извещение о запрете «Кабалы святош», он лично отправил в огонь наброски романа. Но уже через год Булгаков понял: рукописи не горят. И работа закипела с новой силой: родилась Маргарита и, как следствие, безымянный Мастер, Воланд «оброс» свитой… Кстати, Воланда Булгаков изначально назвал Астаротом.
Понятно, что Булгаков по своей природе не мог быть ни ассистентом режиссера, ни вторым режиссером. Он мог бы быть главным режиссером в своем собственном театре, как Мольер. Но Булгакову судьба такого шанса не дала. Позднее все это будет описано в «Театральном романе»: он работал во МХАТе и мечтал пережить тот театральный успех, который пережил в середине 1920-х. Он был отравлен этим успехом. Он любил театральную славу, любил свое имя на афишах. И если бы в театре все складывалось хорошо, он, может быть, вообще не стал бы возвращаться к прозе. Станиславский и Немирович-Данченко И он продолжал писать пьесы — но никто их не ставил. Их даже цензура не запрещала. Но если в 1920-е театры разбирали булгаковские пьесы, как горячие пирожки, то в 1930-е все испугались. На Булгакове лежала печать отверженности, с ним было опасно иметь дело. Но он был упрям, он хотел сломать эту стену. В конце концов к постановке были приняты три его пьесы — «Александр Пушкин», «Иван Васильевич» и самая важная для Булгакова— «Мольер» авторское название «Кабала святош» театр забраковал. Эту пьесу Московский художественный театр репетировал четыре года. Булгаков вконец измучился. Он очень ждал премьеры. И в феврале 1936 года она состоялась. А 9 марта в газете «Правда» вышла редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание». И после нее театр пьесу снял. Повторилась ситуация 1929 года: Сизиф толкал, толкал свой камень, но он все равно покатился вниз. Неслучившаяся Пасха Это был для Булгакова страшный удар. Но с точки зрения высшего смысла, важно чтобы дерево приносило плоды. И если для этого его надо обрезать, значит надо обрезать. Ведь только когда он потерпел окончательную театральную неудачу и поставил на себе крест как на драматурге, он и стал дописывать «Мастера и Маргариту». Роман писался много лет, кусками, в разных редакциях, и автор так никогда бы его не закончил, если бы у него просто не осталось другого выхода. Нет, он не нищенствовал, он получал хорошую зарплату в театре: из МХАТа он ушел в Большой— там больше платили. И у него было много свободного времени. То есть в каком-то смысле для него были созданы идеальные условия: сиди и пиши. И он писал. Для кого? Кому в сталинской Москве 1930-х нужна была эта история? Булгаков был расчетливым, прагматичным человеком. И тем не менее продолжал писать этот роман. Просто потому, что принадлежал к числу тех редких художников, которые не управляют своим талантом — талант управляет ими. Естественно, роман не был напечатан ни при жизни автора, ни после его смерти и только чудом, благодаря стараниям Константина Симонова, в сокращенном варианте в 1966-67 годах появился в журнале «Москва», а в полном — только в 1970-е. Главное достоинство этой книги — ее невероятное мужество, безоглядность и... Можно говорить о трагической духовной эволюции Булгакова от того, случившегося Рождества «Белой гвардии» к не случившейся Пасхе «Мастера». Но он написал то, что чувствовал. И предъявлять ему за это претензии — бессмысленно. Гораздо важнее понять человека, который в этих условиях сумел найти в себе силы, чтобы написать книгу, которая покорила весь мир и не отпускает нас до сих пор. Во многом секрет успеха романа в том, что за порой легковесной формой, за блистательным стилем, остротами, шутками, магией, колдовством, поразительной лирикой, за сложной гаммой чувств, переживаний, смыслов, конфликтов, столкновений, смеси трагического и комического, отчаянного, печального, — за всем этим видно человека, который все это из себя высекал. Не зная, куда все это выведет и чем кончится, без надежды, что это увидит свет и будет кому-то нужно. И поэтому — как художник — победил.
Названа лучшая экранизация «Мастера и Маргариты»
Мистические факты о романе «Мастер и Маргарита» | Художественный фильм «Мастер и Маргарита» 2024 года: интересные факты о новой экранизации легендарного романа. |
Мастер и Маргарита – интересные факты. | В «Мастере и Маргарите» получили продолжение и завершились важнейшие для Булгакова мотивы и стилистические искания: ироническое остранение обыденного, сочетание фантастики и обыденности, сатирический гротеск, конфликт творца и эпохи. |
Малоизвестные факты, которые нужно знать о «Мастере и Маргарите»
Как видите, история создания «Мастер и Маргарита» и последующей работы над этим произведением полна тайн и загадок. Узнайте несколько малоизвестных фактов о легендарном романе Михаила Булкагова "Мастер и Маргарита": скрытые смыслы произведения, прототипы главных и второстепенных героев, почему роман называли пророческим. В СССР книжный вариант «Мастера и Маргариты» вышел в свет только в 1973 году, через 33 года после смерти писателя. Мастер, как ни любил Маргариту, пытался оттолкнуть ее, поскольку знал, что не сможет обеспечить ей достойную жизнь.
Мастер и Маргарита – интересные факты.
Одна и та же погода, одно и то же время суток. События, происходящие в романе, охватили описание четырех дней. Все начинается в среду и заканчивается ночью на воскресенье. Этой ночью происходит воскрешение мертвых. Уж не пасхальная ли это неделя? Воскрешение Иисуса происходит в ночь перед Пасхой. События в Ершалаиме происходят в 29 году, тогда как в Москве — в 1929. Кажется одно и то же, однако нет.
Понтий Пилат несет свое наказание уже более двух тысяч лет. Так значит временной промежуток 1900 лет, между 29 и 1929 годами. Все сходится. Но праздник ведьм, на который попадает Маргарита — это Вальпургиева ночь — с 30 апреля на 1 мая. Если просмотреть хронологию, то достоверно известно, что в 1929 году пасхальная неделя приходилась на 1 мая. Вот откуда совпадение с шабашом ведьм в один день. Но тут же идет описание четырнадцатого дня седьмого месяца.
Кажется, что автор пытается нас запутать или, наоборот, на что-то намекает и заостряет внимание на временной вопрос, что бы мы сопоставили события и попытались о чем-то догадаться. Может надо разгадать какую-то загадку, которую зашифровал Булгаков? Чтобы знали, чтобы знали… Он спешил и все время повторял: «Чтобы знали…». До самой смерти Булгаков работал над романом и по воспоминаниям жены, говорил, что он со всеми посчитался в новом романе. В каждом образе, в каждых словах и происходящих событиях находится разгадка того времени, кто был неугоден власти, кто писал, но мало издавался, кто был обижен.
Последней супругой писателя считалась Елена Николаевна Шиловская.
Ни в едином из трёх браков Булгакова детишек не было. Именно третья супруга была прототипом Маргариты из известнейшего романа. Булгаков был участником Первой мировой войны. Некоторые годы Булгаков был военным врачом. Традицией писателя было не выбрасывать использованные билеты из театра. Источником вдохновения Булгакова считалась старинная гравюра.
В процессе Гражданской войны Булгакова мобилизовали в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики. Зимой 1917 года Михаил Афанасьевич посетил дядю в Москве. Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом. Дядя Булгакова — это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России. В 1923 году Булгакову пришлось вступить во Всероссийский союз писателей.
Как писатель Булгаков сумел определиться лишь к 30 годам своей жизни. В конце октября 1926 года Михаил Афанасьевич с огромным успехом представил премьеру спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Это происходило в Театре имени Вахтангова. В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ. Произведения Булгакова перестали печатать к 1930 году. В 1939 году здоровье писателя сильно ухудшилось.
У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака. Последняя супруга Булгакова пережила аж на 30 лет. Страстным читателем Михаил Афанасьевич был ещё с детства. Писатель закончил «Мастер и Маргариту» за месяц до собственной кончины. Булгакова величали «безумцем». По романам и повестям Михаила Булгакова сняли несколько фильмов.
Булгаков одновременно был и бедным, и богатым. У каждой из жён Булгакова было по 3 мужей.
И вот два разбойника и Иешуа Га-Ноцри были осуждены на эту казнь. В романе Мастера он только делает движение руками, будто бы умывает их… Прокуратор убоялся цезаря и не взял на себя смелости отпустить невиновного. На пасхальном богослужении с участием патриарха выносят кувшин с водой и белое полотенце, и патриарх пред алтарем умывает руки. Следовательно, необходимо постоянно помнить о двух временных координатах: библейской и литургической.
Историческое событие отражается в храмовой службе. Литургия соединяет две полы времени: прошлое и настоящее. Казнь Христа вспоминается в Великую пятницу. Это день всеобщей скорби. В три часа дня совершается чин погребения — вынос плащаницы с изображением Спасителя. Смерть Христа наступила еще до захода солнца.
Но перенесемся вновь на Патриаршие пруды. Пасха в 1929 году приходилась на 5 мая, тогда среда — на 1 мая! Вот почему на Патриарших прудах нет народа: с утра советские трудящиеся были на демонстрации, потом пошли «отдыхать» — отмечать праздник. Возникает аллюзия заседания с тайной вечерей, а Берлиоза с Христом! То есть происходит профанация новозаветной истории: все события в Москве происходят на Страстной седмице и разворачиваются параллельно событиям в Иерусалиме. Иностранный профессор задает литераторам весьма важный богословский вопрос: кто же управляет миром, если Бога нет?
Всеми своими дальнейшими поступками он будет утверждать, что является «князем мира сего» и что ему все подвластно, даже человеческая жизнь. Свою историю он и начнет выстраивать на Патриарших прудах: «Раз, два… Меркурий во втором доме… луна ушла… шесть — несчастье… вечер — семь …». Он астролог, маг и чародей, но не творец! Сатана может лишь пародировать Бога. Если Бог творит чудеса, то Воланд способен только на фокусы, подменяя одно другим. И знает лишь то, что сам подстроил: «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила», а, стало быть, Берлиозу отрежут голову!
В Великую среду на службе читается Евангелие от Матфея параллель с Левием Матвеем : «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову…». В Москве происходит не просто искажение профанация Нового Завета, но откровенное его выворачивание наизнанку. Миро на главу Спасителя возлила падшая женщина. Анна — в переводе значит благодать. Аннушка пролила масло, чтобы голова Берлиоза была отрезана. Здесь наблюдается явная аллюзия: голова Христа — голова Берлиоза.
Вспомните, что Иисус Христос — агнец Божий; чаша потир с причастием есть символ агнца Божиего. Примечательно, что на балу у сатаны пить вино будут из кубка, сделанного из головы Берлиоза. Причем эта голова первоначально исчезнет из гроба и появится она только на балу у Воланда. Здесь видится еще одна аллюзия — с обретением главы Иоанна Предтечи. Продолжим Евангелие: «…возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению… Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его».
Это случилось в среду. В Москве в среду на Страстной седмице тоже произошло предательство Христа, а Аннушка пролила масло. Таинственный мессир готов отправить телеграмму дяде Берлиоза в Киев: «Похороны пятницу, три часа дня». Что совершается на Страстной седмице в пятницу в три часа дня? Вынос плащаницы, символизирующий погребение Христа. То есть опять возникает параллель московских событий с церковной службой.
Следует проникнуть в богословский смысл событий, которые разворачиваются в пятницу. Иисус Христос принял мученическую смерть, чтобы сойти в ад и освободить души праведников, потому что до Его прихода в мир все души попадали в обитель диавола, ибо не было еще на земле благодати — христианского учения и не явлен был путь спасения через крещение. Теперь Иисус Христос, искупив Своей смертью грехи человеческие, освобождает души праведников и помещает их в раю на третьем небе, где они ожидают своей участи до Страшного суда. Это происходит в пятницу вечером. В Великий пяток, когда на кресте был распят Спаситель, по церковному уставу нет литургии в храме и весь день верующие соблюдают строжайший пост — воздерживаются от пищи. Что происходит в пятницу вечером в Москве?
Начинается бал у сатаны! То есть когда Христа нет на земле, сатана правит бал, который обретает смысл черной мессы — антилитургии. Если мы заглянем через открытые царские врата в алтарь, то увидим посередине него престол с семисвечником, за престолом находится горнее место, где располагается кафедра архиерея, который в некоторые моменты церковной службы символически изображает Самого Господа. В скрытой от глаз северо-восточной части алтаря расположен жертвенник с чашей потиром , где приуготовляются дары к причастию. Сатанинская месса содержит в себе идею осквернения христианских святынь, ибо диавол с латинского значит «противник» Бога. Что же увидела Маргарита?
Прежде всего «широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою» — то есть горнее место, на котором возлежал Воланд. В этих семи золотых лапах горели как и положено во время службы. Воланд «был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». Его одежда — пародия на архиерейское облачение с застегиваемым на левом плече омофором [4]. Совершенно очевидно, что приуготовляется осквернение Божественной литургии. Если во время литургии происходит бескровная жертва — пресуществление преобразование святых даров — хлеба и вина — в плоть и кровь Спасителя, то что происходит на балу у сатаны?
Кровная жертва барона Майгеля! Кровь его превращается в вино, которое пьют из чаши-головы Берлиоза. Пьет в том числе и Маргарита, королева. Происходит еще одна профанация святыни. Иисус Христос — Царь Иудейский, противоположность Ему — королева Марго — осознанная жертва, готовая «пострадать за други своя», точнее за друга своего. Они ведь не только не венчаны, но и не женаты!
К тому же, уйдя от законного мужа, она разрушила «малую Церковь» — семью. Поэтому она может пострадать только за возлюбленного своего. Все богослужение в храме происходит в настоящем времени. Тем самым мы становимся соучастниками всех событий и действий, которые когда-то происходили в Иерусалиме. Для этого во время литургии обязательно читается Евангелие! Значит, Воланду необходимо было антиевангелие, искажающее сущность Христа — Богочеловека.
Так появляется роман об Иешуа Га-Ноцри, в котором искажается Истина! Человек сотворен по образу и подобию Божию и несет в себе образ Божий. С одной стороны, это самовластие — проявление свободы воли, с другой — умение творить. Сатана, или Люцифер, или падший ангел, не имеет телесной природы и не имеет возможности творить.
Малоизвестные факты, которые нужно знать о «Мастере и Маргарите» 7 фото Уничтоженная публикация, разговор со Сталиным, последние слова Михаила Булгакова и другие истории о легендарной книге. В проекте приняли участие известные деятели культуры, бизнесмены и спортсмены, такие как Диана Арбенина, Алена Хмельницкая, Максим Третьяков, а также министр культуры РФ Владимир Мединский. Чтения были приурочены к 50-летию со дня первой публикации книги и 125-летию Михаила Афанасьевича. Ru подготовил материал о великом романе и делится с читателями интересными историями о «Мастере и Маргарите». Работа над книгой Первая публикация романа «Мастер и Маргарита» была уничтожена.
От неё избавился сам автор, получив телеграмму о запрете пьесы «Кабала святош». Булгаков возобновил работу над романом позже, в 1931 году и первоначально планировал назвать его «Сатана», «Вот и я», «Чёрным маг» или «Великий канцлер». Всего писателю потребовалось около 10 лет на создание рукописи. Считается, что «Мастер и Маргарита» всегда был самым важным романом для самого Булгакова. Последними слова писателя, которые он сказал о своей «дьяволиаде», были: «Чтобы знали… Чтобы знали! Кот Бегемот Кот Бегемот давно стал образом популярным в быту — любая крупная чёрная кошка ассоциируется у читателей «Мастера и Маргариты» с булгаковским персонажем. Многие россияне по сей день считают героя романа милым и в чём-то смешным. Думал ли Михаил Афанасьевич, создавая этот образ, о настоящем бегемоте?