В 1919 году, благодаря протекции художника Павла Мансурова, который был комендантом Дома литераторов, Филонов получил жилье – комнату, в которой было два окна, кровать, стол, стулья и книжные полки. Павел Филонов – одна из центральных фигур русского авангардизма, художник, поэт и преподаватель. Цена билетов на выставку «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Москве 16 декабря 2023 — 17 марта 2024 года: от 350 рублей.
Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье
А в лицах персонажей — парадоксальное сочетание грубости и святости. Филонов вопреки всему остается собой. И государство ему этого не прощает — до конца своих дней он проживет в нищете, полузабытый и непонятый. В юбилейной ретроспективе сделан акцент на русских работах художника Обстоятельства биографии гения в изобилии изложены в достаточно подробных текстах-экспликациях на выставке.
Там же можно найти и трактовки работ, включая весьма неординарные. Например, куратор ретроспективы Евгения Петрова предполагает, что на картине «Пир королей» Филонов символически изобразил самого себя, Елену Гуро и Михаила Матюшина как трех борцов за новое искусство. Доказательств гипотезе нет, но, впрочем, экспозиция вовсе не обязательно должна предлагать только установленные истины.
В данном случае специалисты из Русского музея дают зрителям и коллегам-искусствоведам почву для размышлений. И — приглашают окинуть творчество Филонова свежим взглядом. Увидеть его работы глазом знающим, а не просто видящим.
Среди них — «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента» и многие другие. Москвичи смогут поближе узнать о творческом наследии художника, которое отображено не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Им расскажут о том, каким Павел Филонов видел мир, космическое пространство и Вселенную.
Картины Филонова все время потягиваются и растут, мерцают, бликуют и делятся, кипят, закипают, их все не объять, не увидеть и не охватить. Выставка в «Зарядье» смещена к картинам и графическим листам 1910-х годов, позднего гораздо меньше в них видно, как Филонова ломали, а он не ломался, бился головой о затыки, и тогда голова отрывалась от тела и гуляла отдельно , но сильно заметно, как все эти бытовые и бытийные структуры меняются, как усложняются и измельчаются, после чего вновь наступает пора ясности и крупных планов, голов, заводов, социально озадаченных плоскостей.
Как ближе к концу лица обращаются в лики, устав плести паутину млечных натяжений, и все время стараются очеловечиться, да, видно, нельзя никак. В соцсетях спорадически возникают споры: с каким художником можно сравнить Филонова? Мелькают имена Тинторетто и «сумасшедшего Гольбейна», не забывают Брейгеля и Босха. А если Филонов — русский Рембрандт, мастер восстановленного света? Он ведь у Филонова тоже непрямой, подспудный, магический, сияющий, прорезывающий мглу и нарезающий ее на мириады осколков.
Сплошное солнечное сплетение, продуманное фасеточным зрением и сконструированное по принципу спелого граната или же визуализацией органических процессов. Чтобы картины начали походить на карты городов и поселков с высоты птичьего полета, или на транзисторные схемы, на неснятые мультики, или на визуализации графиков роста.
Однако с городом в Псковской губернии связаны его первые, непереоценимо важные художественные опыты: работа художником в местном театре, преподавательские часы рисование, лепка в местной школе.
Сулимо-Самуйлло участвует в выставках, занимается оформительской, дизайнерской и, что особенно интересно для музея, экспозиционной работой, в частности, принимает участие в создании экспозиций дворцов-музеев Петергофа, Павловска, Пушкина, Петропавловской крепости. В послевоенные годы много преподаёт, с 1958 года — в театральном институте имени А. Островского на постановочном факультете.
Из иллюстраций к пушкинской «Истории села Горюхина».
В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Но к тому времени руководство государства стало закручивать гайки, в том числе и в сфере искусства. Социалистический реализм провозглашался единственно верным стилем, в котором должны были творить все — художники, скульпторы, литераторы, композиторы и прочие представители творческих профессий. Филонов вновь стал испытывать нужды. Он принципиально не продавал свои картины, хотя ему порой предлагали за них большие деньги. По его словам, «картины — это мои дети, а детей не продают». Зарабатывал он лишь тем, что создавал на заказ. Так, в 1935 году для морского клуба он написал большой портрет Сталина размером семь квадратных метров. Ещё одна заметная работа того периода - «Первая симфония Шостаковича», созданная по мотивам этого замечательного музыкального произведения, услышанного Филоновым по радио. Арест сыновей так шокировал жену Филонова, Екатерину Серебрякову, старую революционерку, члена «Народной воли», что ту парализовало.
Художник ухаживал за любимой женщиной несколько лет, до самой своей смерти. Осенью 1941 года он оказался в Ленинграде, блокированном немецкими войсками. Похоронен он на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. На небольшом чёрном памятнике выбито, помимо годов жизни, всего два слова - «Художник Филонов». Лаконично и звучаще… После смерти Филонов на долгие годы был забыт. Но на Западе интерес к русскому авангарду не ослабевал. Среди изъятого у преступников оказалось 6 работ Филонова. Она обманом выманила у сестры Филонова, Евдокии Глебовой, хранившиеся у неё работы брата.
Суд приговорил Гуткину к 10 годам лишения свободы. Вскоре Глебова передала все имеющиеся у неё работы — около 300 единиц — Государственному Русскому музею, а ещё через некоторое время по инициативе ленинградских чекистов состоялась первая за многие годы выставка творений Филонова. К началу 1980-х годов авангард практически перестали ругать — выставку авангардистов в Москве даже посетил в последние годы своего руководства страной Л. Окончательно же в правах он был восстановлен в перестройку. Позднее, кстати, картины Филонова не раз вновь пытались украсть, периодически их с трудом возвращали из-за границы. Интерес к Филонову не ослабевает — вряд ли даже сам художник смог бы представить, что спустя годы после его смерти вокруг его работ будут кипеть нешуточные страсти... Обложка: Павел Филонов.
На выставке гости смогут познакомиться с творческим наследием художника, которое сохранилось не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Они узнают о том, как Павел Филонов понимал мир, космическое пространство и Вселенную. Чтобы посетителям было легче понять работы художника, организаторы дополнили экспозицию большим количеством пояснительных текстов. Аннотации сопровождают основные разделы, посвященные становлению живописца, и отдельные полотна.
Может, именно такой философский подход и сделал его одним из величайших художников 20 века». Пёстрый ковер? Нет, «Формула весны или действующие силы». Картина площадью более семи квадратных метров! Занимает особое место в зале Филонова в Русском музее. Искусствоведы говорят: можно бесконечно «кромсать» это полотно на фрагменты, и каждый будет законченным произведением. Павел Филонов называл это формулами неспроста: он вообще не считал свой труд творчеством, он «вырабатывал» картины. Последователям говорил «введи в работу весь свой ум». Отнюдь не каждый петербуржец узнает в этой картине Нарвские ворота. А это они. Город в полотнах Филонова — болезненный и изящный. Как и в жизни. Копировать эту эстетику, говорит художник Иван Совлачков, нет никакого смысла. Но учиться у Филонова никогда не поздно. Например, его отец, тоже художник, после войны ходил к сестре мастера и часами разглядывал полотна. Перенимал опыт, а, может, заряжался энергией. Иван Совлачков, художник: «Пожалуй, он один из самых петербургских художников. По структуре даже, если вы обратите внимание, его картины похожи на карту города. Смотришь на карту Петербурга и видишь филоновские структуры. Кроме того, сумрачный свет в его полотнах — он тоже чисто петербургский».
Представлены также произведения 1930-х годов на производственные темы: «Ударницы швейной фабрики «Красная Заря», «Тракторная мастерская Путиловского завода» и другие. Павел Филонов принципиально не брал с учеников деньги и не продавал свои картины. В 1931 году он писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, решил отдать Государству».
Павел Филонов
Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому. В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея будут представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства. Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Но мы уверены, что выставка в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — отмечает куратор выставки Сергей Тиханов. В экспозицию войдут 18 живописных работ мастера и 41 графическая.
Художник Мирового расцвета»: цель проекта Масштабный выставочный проект «Павел Филонов.
Художник Мирового расцвета» в Медиацентре в Парке «Зарядье» направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях. Место проведения Выставки «Павел Филонов.
Создана специально в помощь лекторам и студентам, всем желающим самостоятельно и глубоко изучать русское искусство. Павел Филонов и Екатерина Серебрякова "Больше, чем любовь" Год создания: 2006 Видеофильм Язык: русский Продолжительность: 39:02 В этом фильме Филонов предстает перед зрителем не только как художник, но и как человек, который искренне, по-своему, как любой гений, любил свою жену. Их брак можно назвать возрастным мезальянсом: ей было шестьдесят два года, ему сорок три. Филонов был безумно влюблен в свою жену. Он писал ей удивительные и нежные письма, посвящал ей страницы своего дневника, который теперь хранится в фондах Русского музея.
Среди них — «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента» и многие другие. Москвичи смогут поближе узнать о творческом наследии художника, которое отображено не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях.
Им расскажут о том, каким Павел Филонов видел мир, космическое пространство и Вселенную.
Фанатик, философ, аскет: выставка Павла Филонова в «Зарядье»
Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. Всего же принципам аналитического искусства в разное время пытались следовать около 100 молодых художников. Не приглашенный в качестве преподавателя Академией художеств Павел Филонов давал установки на уроках в доме на набережной реки Карповки. великий русский художник-авангардист, поэт, ученый, философ, загадочный, неприступный и герметичный. Афиша Plus - 29 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
Русский музей открывает «Школу Филонова»
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее | Тогда слушайте, в этом месяце минуло 55 лет со дня открытия выставки произведений Павла Филонова в Академгородке. |
Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье | великий русский художник-авангардист, поэт, ученый, философ, загадочный, неприступный и герметичный. |
«Павел Филонов и его ученики»: выставка из коллекции Русского музея | В Зарядье открылась выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета». Москвичей пригласили на выставку Павла Филонова в Зарядье. |
В парке «Зарядье» пройдет выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета»
Филонова следует рассматривать как художника глубоко русского как по форме, так и по содержанию, видевшего себя неотъемлемой частью национальной художественной традиции. В парке "Зарядье" в павильоне "Медиацентр" стартовала выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета", приуроченная к юбилею мастера. В экспозицию вошли 60 работ художника. выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника Павла Филонова - одного из самых загадочных и одновременно самого узнаваемого представителя русского авангарда ХХ века. 3 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде от голода умер Павел Филонов, знаменитый русский художник, изобретатель аналитического метода в живописи. зарядье, выставка, павел филонов Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века.
Русский музей открывает «Школу Филонова»
Желающие смогут увидеть более 60 живописных и графических работ Павла Филонова из фондов Русского музея Санкт-Петербурга. Так, гости экспозиции узнают больше о картинах из цикла «Ввод в мировый расцвет» 1910-х годов. Среди них — «Пир королей», «Крестьянская семья», «Перерождение интеллигента» и многие другие.
Всего в экспозицию вошло более 60 живописных и графических шедевров.
Они дают представление о свойственном Филонову понимании мира, космического пространства и взаимоотношений человека и Вселенной. Выставка будет интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории.
Но мы уверены, что выставка в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — отмечает куратор выставки Сергей Тиханов. В экспозицию войдут 18 живописных работ мастера и 41 графическая. Второй раздел 48 работ знакомит с творчеством самых преданных его учеников и последователей, которые самоотверженно шли за ним, поддерживая его мастерскую аналитического искусства, среди них — Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Всеволод Сулимо-Самуйло, Павел Кондратьев и другие. Выставка проходит в рамках Национального проекта «Культура» до 14 марта 2021 года.
Самыми ранними произведениями художника на выставке стали «Женщина в восточной одежде» и «Пейзаж Ветер », созданные им еще в период обучения. Посетители увидят картины из известного цикла 1910-х «Пир королей», «Крестьянская семья», «Цветы мирового расцвета». После революции Павел Филонов уделял много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей.
Павел Филонов – репортаж с выставки в Зарядье
8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941). Павел Филонов, художник-аналитик. image. В выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» к 140-летию художника Павла Филонова (1883–1941) открылась выставка его работ. Об этом сообщили Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО и Русский музей. зарядье, выставка, павел филонов Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. 20 декабря 2023 года я гулял в парке "Зарядье" и увидел, что в Медиацентре проходит выставка Павла Филонова, которая завершает год 140-летия со дня рождения одного из ключевых художников русского-10.
Работы одного из лучших учеников Павла Филонова экспонирует «Михайловское»
Муж сестры обратил внимание на художественный талант Павла и отправил обучаться живописи в малярные мастерские. В это же время начинающий художник начал посещать уроки в Обществе поощрения художеств. Одним из учителей Филонова был академик Лев Дмитриев-Кавказский. Его рассказы о путешествиях так вдохновили юношу, что он отправился на Кавказ, на Волгу, а позже и в Иерусалим. Денег у Павла Филонова не было, и он подрабатывал в пути. Нарвские ворота фрагмент В Академию художеств он поступить не смог, но в 1908 году его приняли как вольного слушателя. Преподаватели хвалили его за хорошее знание анатомии и особое усердие. Но со временем он стал отходить он классических правил живописи, начал экспериментировать с формой и цветом.
Творчеством его заинтересовались известные авангардисты. Критики высоко оценивали его работы и называли его создателем аналитического искусства. Его картины — это не просто отображение предмета, это размышления о предмете, а процесс создания полотна сродни Сотворению мира, где холст только инструмент, который помогает осмыслить Мир и общаться с Вселенной… В его фантастической палитре смешались краски Гойи, Босха и Дюрера. Как нашёл свою любовь гениальный художник и неприспособленный к жизни человек Филонов в отличие от своих коллег никогда не стремился продать свои картины: он только мечтал сохранить их для Будущего и мечтал о создании музея аналитического искусства. Огромной удачей для него стала случайная встреча с Екатериной Серебряковой. Она была народоволкой и проживала с ним в одном доме. Павел Филонов с супругой Екатериной Серебряковой.
В 1921 году Екатерина похоронила мужа, и когда узнала, что в их доме живёт известный художник, отправила к нему сына с просьбой написать портрет супруга. Портрет Филонов написал, а деньги у сына заказчицы брать отказался. Когда Екатерина пришла к художнику сама, он отказался от разговоров и от денег. Женщина была расстроена. Но случайно увидела на столе художника учебник английского и спросила для кого. Филонов ответил, что занимается он сам. Серебрякова предложила ему свою помощь, сказав, что 20 лет прожила в Англии и хорошо знает язык.
Фото: предоставлено организаторами В выставочном зале медиацентра парка «Зарядье» в честь 140-летия художника открылась выставка «Павел Филонов. Посетить эту невероятно интересную экспозицию можно до 17 марта», — сообщила министр культуры России Ольга Любимова. На выставке одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века в том числе представлены работы из цикла 1910-х годов «Ввод в Мировый расцвет» — «Пир королей», «Крестьянская семья Святое семейство », «Перерождение интеллигента Перерождение человека »; абстрактные композиции, «Головы» и изображения зверей, исполненные в 1920-е годы.
Быть человеком, по Филонову, — это само по себе профессия, тяжёлый труд: люди приходят в этот мир, чтобы страдать и работать. Такой взгляд на жизнь обусловлен, разумеется, ясно сформулированным убеждением в своей миссии в истории. Филонов, как и Платонов, — пролетарский художник. Самосознание пролетария — вещь непривычная для искусства: прежде художники работали, может быть, не меньше, но они не приравнивали свой труд к труду пахаря. Для Филонова как и для Платонова всякий труд равновелик; они сами пролетарии, они пишут пролетариев — и пишут для пролетариев. Пролетарий в отличие от капиталиста или крепостного познаёт мир в свободном труде и сам может быть понят только через труд. Свободный труд тем отличается от принудительного, что этот труд не имеет срока и расписания — надо работать всегда. Труд становится для Платонова и Филонова той единственно приемлемой для человека средой, в которой человек только и может понять окружающий его мир. Совершая ежедневный мучительный трудовой процесс, человек способен анализировать ощущения от предметов и явлений, и таким образом он понимает действительность. В том числе трудом является определение внешнего мира. Здесь уместно вспомнить, что Филонов был не только живописцем, но и писателем; причём, подобно Платонову, обращался со словом на особый манер — перегружая слово теми смыслами, какие ему самому открывались в процессе речи. Приведу цитату мастера, так он определял свой метод работы:"Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий. Я называю свой принцип натуралистическим за его чисто научный метод мыслить об объекте, адекватно исчерпывающе, провидеть, интуировать до под-и-сверх сознательных учётов все его предикаты, выявлять объект в разрешении адекватно восприятию". Сказано это на первый взгляд заумно, туманно. Впрочем, так выражался и Платонов тоже, часто фразу писателя надо перечитать, чтобы понять, что именно хочет сказать автор, — так происходит от повышенной требовательности к слову. Осознав себя «пролетарием», уверовав, что усилиями пролетариата создаётся небывалая мировая культура, писатели, творцы новой пролетарской действительности столкнулись с тем, что они говорят на старом языке, — и настоятельной потребностью ответственного мастера стало язык поменять. Поменять — значило очистить от культуры. Культура может соврать, культура повинна во многой лжи; надо освободить линию от воспоминаний о музее, а слово от шлейфа ложных значений. Как выражался сам Филонов опять-таки на своём трудном языке : «Художник не может действовать в чистом разрешении заранее известной старой формой, это обязывает форму быть точной по отношению анализа в объекте, как звук, нота, буква, цифра, слово, речь»… Первичное слово, освобождённое от культурных коннотаций, — вот что ищут художники. Пролетарий, человек труда, желает говорить о себе и своих товарищах на честном рабочем языке. Но такого языка — нет. Мы все существуем внутри культуры и пользуемся её шаблонами, а кто-то может сказать «пользуемся клише» или даже «штампами» для выражения своих даже искренних эмоций. И ничего, живу, здоров» Павел Филонов Выражать себя через присвоение чужого словаря свойственно человеку вообще, а искусство этим пользуется постоянно — совсем не сегодняшний откровенный приём постмодерна впервые разрешил заимствование. Совсем не первым отметил Мандельштам, что «не одно сокровище, быть может, минуя внуков, к правнукам уйдёт». Вовсе не первым Эдгар Дега советовал молодому художнику до 20 лет копировать картины в Лувре, и лишь потом юношу можно будет допустить до рисования первых набросков самостоятельно. Это даже не традиция, это просто условие диалога внутрикультуры: мы живём в образном мире и само понятие образов сформировано всей культурой до нас, наши эмоции лишь добавляют к уже существующему образному ряду своё, никак не отменяя прежнее. Платон считал, что наши знания есть лишь «припоминания» того, что уже знает наше сознание по причине причастности к общему эйдосу, то есть причастности к единому замыслу мира, где все явления и сущности сконцентрированы воедино. Увидеть вещь как бы впервые, освободить слово от словарных значений и опуститься вниз, к его корневой системе, заставить слово и вещь быть «самими собой» — вне культурного понимания — возможно ли это в принципе? Практически одновременно с Платоновым и Филоновым художник Клее провозглашает своей целью спуститься от «кроны дерева искусства» к «его корням». Оставим в стороне тот очевидный, увы, факт, что, спускаясь от кроны культуры к её корням, творцы неизбежно находили там язычество, а как развивались их отношения с языческими идолами — легко узнать из истории 30-х годов. Но сейчас речь об ином. Очищая слово и линию от неизбежных культурных коннотаций «этот образ подобен тому образу» , пролетарские мастера вынуждены были — без преувеличения — пересмотреть словарь. Так возникает неудобная, трудно читаемая фраза Платонова, в которой писатель всякое слово ставит не потому, что принято называть этим словом явление, а взвешивая слово — подходит ли корневая система данного слова к тому, что видит глаз, ощущает язык, чувствует кожа. Возникает как бы первичный протоязык, на котором до Платонова никто и не говорил, да и после него говорить не будет: ведь, следуя завету писателя, его собственное понимание слова тоже надо забыть, чтобы затем опять искать первичное значение. Все мы пользуемся шекспировскими, бальзаковскими, мопассановскими и микеланджеловскими характеристиками не потому, что абсолютно верим им, но потому, что образы явлений — такие же объективные данности культуры, как сами явления. Яблоко Сезанна, яблоко сада Гесперид, яблоко Ньютона уже столь же природны, как яблоко, висящее на ветке, — и природа культуры в большей степени даже, нежели природа естественная, формирует наше сознание. Но что если отказаться от культуры, сквозь которую мы смотрим на природу, и что если охарактеризовать яблоко так, словно ни греческих мифов, ни картин Сезанна не существует? Что если попробовать найти слова для эмоций, которые испытываешь к женщине, не прибегая к определению «любовь», которое использовали Данте, Петрарка и Маяковский, нагружая эту эмоцию моральными императивами и фантазиями? Что если, пользуясь первичным словарём, предельно честно и ответственно охарактеризовать происходящее в организме при виде особы противоположного пола? И будет ли такая скрупулёзно фактографическая характеристика отвечать представлениям окружающих о любви? Окружающие невольно, в силу принадлежности к культуре пользуются словами «мне невозможно без неё жить», «она свет моих очей», «она воплощение красоты», но этот набор заклинаний ничего не значит для героя Платонова; ответственный герой Платонова скажет нечто исходя из точной фактографии. Так появился знаменитый персонаж Платонова, освобождённый от привнесённых извне как считает сам писатель определений явлениям, от культурных клише и флёра чужих эмоций. Надо не стесняться того, что мы понимаем своим естественным разумом, —надо лишь следовать своей способности понимать. Так возник платоновский «сокровенный человек» — существо, лишённое привычных представлений о добре и зле. Это не плохой человек, слово «плохой» вообще для Платонова не имеет смысла; но это и не хороший человек, поскольку и слово «хороший» тоже бессмысленно. Парадоксально то, что писатель с фамилией Платонов выступал именно против основного принципа философа Платона, против того, что всякая вещь содержит в себе идею, создавшую эту вещь. Писатель Платонов именно эту первоначальную идею вещи словно бы не замечает. Он видит всё впервые. Вот перед нами мир: существуют яблоко, любовь или стул — и человек, пользующийся этими данностями, хочет понять явления исходя из своего, ему одному известного опыта. Человек не лукавит, он честен перед миром, он анализирует свои ощущения, подбирает точные слова, их описывая, — и не хочет знать чужих мнений на сей предмет. Такой подход к миру неизбежно приводит к тому, что понятия добра и зла теряют своё значение. Ведь добро и зло мы познаём не только опытным путём,но через априорные знания, данные нам культурой. Допустим, порезать палец — зло, и это мы узнали опытным путём; если быть осмотрительным, то палец не порежешь и зла избежишь. Но как квалифицировать явление смерти, которая объективна? Для христианина смерть — зло, которое надо преодолеть, но для наблюдателя естественного течения события допустим, биолога смерть злом не является. Впрочем, биолог, вероятно, отнесётся к смерти своих близких как ко злу, поскольку в данном пункте естественное течение событий перешло в область эмоциональную, духовную; в этот момент в нём заговорит усвоенный вместе с культурой набор эмоций — любовь, сострадание, память и т. Трудно будет сказать над гробом матери «нарушение дыхательных функций, объективно возникшее…» и т. Но если культурные эмоции убрать из сознания как вторичные? Что должен переживать человек, живущий вне культурных коннотаций?
Свой метод письма он называл аналитическим: "Я хочу, чтобы художник смотрел оком знающим, а не оком видящим", - говорил он. Над своими картинами мастер работал по 18 часов в сутки. В настоящее время конечное число полотен Филонова остаётся загадкой - свои многочисленные работы он никогда не подписывал. И не только потому, что трактор или машина — редкость на его картинах. Время от времени Филонов пытался заработать на ниве писания плакатов. Однако почти всякий раз тепел фиаско. Ведь его плакаты получались слишком натуралистичными и "контрреволюционными". И лишь на "Тракторном цехе" он смог немного заработать: картина была напечатана в виде открытки. Художника интересует рождение, как всесильный природный процесс. И он идет в своем исследовании дальше — к рождению мысли, создавая серию картин "Головы".