Иностранный агент — это физическое или юридическое лицо, которое, являясь резидентом одной страны, действует в интересах другой. Согласно закону, иноагентами могут быть признаны люди и организации, которые получили поддержку или находятся «под иностранным влиянием в иных формах» и занимаются политической деятельностью. Путин запретил иноагентам учить и приближаться к оборонной промышленности. Иностранные агенты не могут быть организаторами публичных мероприятий, членами избирательных комиссий с правом решающего нтам в том числе запрещено преподавать в государственных образовательных организациях, принимать участие в закупках. Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов.
Иноагент – кто это? Что это значит в России?
Новые нормы закона, по замыслу его авторов, можно применять и к иностранным СМИ, и к российским организациям, и даже к обычным людям, распространяющим информацию. Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 9. Теоретически можно попытаться оспорить решение через суд, но в законе о возможности выхода из реестра ничего не сказано. Более того, у юридического сообщества нет понимания, каким образом происходит процесс включения СМИ в реестр. Если проверки НКО, по итогам которых организации могут признать иноагентами, проводит Минюст, то кто и как проверяет в этом смысле СМИ, непонятно. В законе об этом ничего не сказано. В конце 2019 года СМИ-иноагентов обязали регистрировать в России свои юрлица. Причем СМИ, признанные иноагентами, вынуждены регистрировать коммерческие организации, а в законе написано, что к таким компаниям могут применяться нормы закона об НКО. Физлица-СМИ-иноагенты Член Совета по правам человека Ева Меркачева уточнила в 2021 году у представителей Минюста, за что журналист может быть персонально признан иноагентом. Оказалось, что причиной может быть, в том числе, пресс-тур или поездка на конференцию, оплаченные иностранной организацией, а также зарубежные премии за победу в конкурсах и даже переводы от родственников из-за рубежа. Обычные люди, которые персонально признаны иноагентами, тоже должны открыть свою компанию.
Если в случае с организацией принцип понятен — государство может применять меры ответственности только к российскому юрлицу, — то почему люди-иноагенты должны создавать компании, причем на практике получается, что именно коммерческие, с точки зрения права непонятно. У человека или организации, попавших в реестр, есть месяц на создание юрлица и еще месяц, чтобы сдать отчетность. Причем уведомление о создании по закону можно отправить или через сайт или Почтой России. И если НКО могут загрузить форму прямо на сайте Минюста — такой функционал там есть, — то для СМИ за годы с момента появления закона такую обещанную законом техническую возможность так и не обеспечили. Поэтому путь один — ногами на почту. Зарегистрировать компанию довольно сложно: нужно правильно заполнить все бумаги, что для человека без подготовки почти нереально, найти бухгалтера, даже если отчетность будет нулевой, нужно открыть счет и иметь в банке как минимум 10 тысяч рублей в качестве уставного капитала. Еще юрлицу нужен адрес регистрации. При этом ни в какой реестр иноагентов это юридическое лицо по закону не включается. Организации, созданные физлицами-иноагентами, по закону тоже должны сдавать отчетность в налоговую по специальным формам. А сами физлица должны ежеквартально сдавать отчеты в Минюст.
В отчете нужно расписать, откуда получены деньги и на что потрачены — условно говоря, 20 тысяч на питание, 3 на покупку бумаги, 5 на корм кошке. При этом нигде не указано, как именно это учитывать, нужно ли хранить и прикладывать к отчетности чеки. Отчеты сдаются по формам, утвержденным для НКО-иноагентов, но гражданам, признанным иноагентами, приказ Минюста позволяет, например, не указывать в документах ОГРН и информацию об органах управления.
Сокращение штата. Журналисты уходят из СМИ-иноагентов, потому что сами могут получить такой статус, после чего их обяжут отчитываться перед Минюстом. Отказ от сотрудничества. Эксперты не дают комментарии, так как не хотят, чтобы их имя было связано с иноагентами. К тому же нет никакой гарантии, что их следом не признают иностранным лицом. Отмена выступлений.
Чиновница добавила, что СМИ-иноагенты имеют такие же права, как остальные издания. Как выйти из реестра иноагентов? Главный редактор «Дождя» Тихон Дзядко отмечает, что процедура выхода из «иноагентства» не предусмотрена в законодательстве, поэтому вопрос остается открытым. По мнению Дмитрия Пескова, разрешение ситуации возможно: «Существует судебный вариант оспорить это решение. Процедура [выхода из статуса иноагента] занимает один год, но пока никто этим не воспользовался». Если оснований для выхода из статуса будет недостаточно, то закон можно будет откорректировать, говорил пресс-секретарь президента. Согласно Минюсту, избавиться от статуса НКО-иноагента но не СМИ-иноагента и физлица можно в трех случаях: 1 при ликвидации организации; 2 при успешном прохождении проверки, которая покажет, что НКО не менее года до подачи заявления о выходе из реестра не получала средства из-за рубежа и не участвовала в политической жизни России; 3 если организация в течение трех месяцев после присвоения статуса отказалась от любого иностранного финансирования и вернула все полученные ранее средства.
Формально статус невозможно получить, если не получать финансирование и поддержку из заграницы, даже при переводе денежных средств другим иностранным агентам. Поэтому можно не бояться смотреть видеоролики Гордеевой, Дудя, Шихман и других журналистов, перечислять деньги благотворительным фондам, выкладывать посты иноагентов и т. Кроме того, обычные граждане не обязаны упоминать статус иноагента, если они пишут, например, о каком-либо лице или организации пост в социальных сетях. Маркировать материалы обязаны сами иноагенты, а также различные медиа и издания, которые о них пишут или упоминают. Если этого не сделать, штраф получит не только журналист, но и само издание вместе с его главным редактором. Если статуса СМИ у вас нет, вам ничего не грозит. Кто может получить статус нежелательной организации Министерство юстиций ведет специальный реестр и для нежелательных организаций. Ограничения для таких лиц намного серьезнее. Если организация оказалась в данном перечне, ей запрещается вести какую-либо деятельность на территории Российской Федерации автоматически. Судебного решения для этого не требуется. Отделения нежелательной организации сразу же закрываются, а счета замораживаются. При этом всех работников могут привлечь к уголовной ответственности. Последствия могут иметься и для простых граждан. В зависимости от нарушения, можно получить штраф или реальный тюремный срок. Кроме того, наказание рассчитано не только для тех людей, которые помогали организации в распространении материалов и поддерживали ее деньгами. Под угрозой находятся и граждане, которые могли давать комментарий для какой-то статьи. К примеру, размещение ссылки на статью СМИ, которое считается нежелательной организацией, будет являться длящимся правонарушением. Таким образом, даже единственное упоминание, сделанное до принятия закона, может легко стать основанием, чтобы было возбуждено дело.
Именно поэтому пока рано говорить, кто может стать «третьим лицом» — Делягин предположил, что по предполагаемым нормам, если кто-то делает репост материала иноагента, в котором нет соответствующей маркировки, он должен самостоятельно ее проставить. Если концепция принимается, то все детали отрабатываются во втором чтении. Поэтому достаточно часто в большом количестве законов при первом чтении вводятся рамочные нормы, которые потом конкретизируются во втором, — объяснил Михаил Делягин. По словам юриста, круг лиц, в теории попадающих под действие этого закона, определить очень просто — это все жители России. Если закон будет принят, любое лицо, которое будет взаимодействовать публично с материалами иноагентов, ставит себя под удар правоприменителей. По словам Константина Добрынина, изначально регулировать деятельность иноагентов собирались для того, чтобы сообщить обществу о том, что у организации есть иностранные источники финансирования или влияния. Поэтому то, что происходит сейчас, ничего общего с информированием общества не имеет, а фактически выводит за рамки закона любое взаимодействие с иноагентами, погружая их в полную изоляцию, а всех остальных, кто рискнет на какой-то контакт с ними, ввергая в риск преследования и прочих неблагоприятных правовых последствий, — подытожил юрист.
Иноагент – кто это?
- Возможно, вам пригодится:
- Что значат НКО–иноагенты для государства?
- Кто такие иностранные агенты в России и за что можно получить этот статус
- Иностранные агенты в России
- Иноагент (Иностранный агент) мемы - Memepedia
- Кто такой иноагент (теперь)?
Список запрещенных артистов 2023: кому закрыт въезд, кто стал иноагентом
Но самое главное — в тексте законопроекта появились определения «иностранный агент» и «иностранное влияние». лица, находящиеся в РФ и сознательно действующие в интересах другого государства. Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов. 1. иностранный агент; лицо или организация, занимающиеся внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства. Что на самом деле означает статус иностранного агента для нашего государства, самих НКО/СМИ/физлиц и простых граждан?
Новый закон об «иноагентах» вступил в силу
Согласно закону, иноагентами могут быть признаны люди и организации, которые получили поддержку или находятся «под иностранным влиянием в иных формах» и занимаются политической деятельностью. Если же иноагентом признали такое юрлицо, учреждать новое не нужно. Путин запретил иноагентам учить и приближаться к оборонной промышленности. Термин "иноагент" часто ассоциируется с негативным оттенком, так как может подразумевать, что такие лица или организации служат интересам иностранного государства, а не своей страны. Сотни физических лиц и организаций включает сегодня реестр иностранных агентов. Отношения иноагентов и государства регулирует федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Путин подписал закон о запретах для иноагентов
Помимо этого, лицо, исполняющее функции иностранного агента, не может быть избрано в государственные структуры. А что будет, если я не соглашусь на некоторые из этих условий? Каждый человек, осуществляющий деятельность, подходящую под критерии физлица-иноагента, будет включен в публичный реестр Минюста. Этот список будет размещен в интернете и с ним можно будет ознакомиться в любой момент. Однако несоблюдение условий закона грозит гражданину самыми разными видами ответственности, вплоть до уголовного преследования. В случае легкого правонарушения непредоставление отчета или отсутствие регистрации признанному иноагентом лицу может грозить предупреждение или наложение административного штрафа от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Неуказание в публикации наличия у гражданина статуса иноагента может стать причиной для выписывания ему штрафа от 10 тысяч до 30 тысяч рублей с возможной конфискацией предмета правонарушения. В каких случаях возможно уголовное преследование?
Если лицо, признанное иноагентом, злостно уклоняется от предоставления всей необходимой документации в Минюст. За уклонение от регистрации в качестве лица, исполняющего функции иностранного агента, предусматривается штраф до 300 тысяч рублей. В качестве альтернативы этому возможно взымание заработной платы осужденного за срок до двух лет или принудительные работы. В последнем случае их срок может варьироваться от 20 суток до пяти лет. Помимо этого, осужденному может грозить лишение свободы на срок до пяти лет.
За участие — до 4 лет, за финансирование — до 5 лет лишения свободы. А вот указывать новый статус в маркировке при упоминании издания не требуется. Репост или ссылка на материалы считается длящимся правонарушением. Основанием для возбуждения дела может стать даже упоминание, которое было сделано до 26 января. Участием в деятельности могут признать подписку на платные рассылки издания, комментарий для статьи или покупку футболки с логотипом. Как проверить посты в своих соцсетях Кто такие экстремистские организации С ними все еще серьезнее.
Реестр иностранных агентов 1. В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр. Реестр должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве при наличии либо наименовании иностранного агента, информацию об основаниях его включения в реестр с указанием конкретных норм настоящего Федерального закона, дату принятия решения уполномоченного органа о включении в реестр. Порядок ведения реестра, в том числе требования к составу содержащихся в нем сведений, помимо установленных частью 2 настоящей статьи, устанавливается уполномоченным органом. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в порядке, определенном уполномоченным органом, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в объеме, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 6. Единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами 1. Под физическим лицом, аффилированным с иностранным агентом, понимается физическое лицо: 1 входящее входившее в состав органов юридического лица - иностранного агента и или являющееся являвшееся его учредителем, членом, участником, руководителем либо работником; 2 входящее входившее в состав органов незарегистрированного общественного объединения, иного объединения лиц, иностранной структуры без образования юридического лица - иностранных агентов и или являющееся являвшееся их учредителем, членом, участником, руководителем; 3 осуществляющее осуществлявшее политическую деятельность и получающее получавшее денежные средства и или иное имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. На физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Правовое положение физических лиц, аффилированных с иностранными агентами, регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Уполномоченный орган ведет единый реестр физических лиц, аффилированных с иностранными агентами далее - единый реестр , и определяет порядок его ведения. В целях ведения единого реестра уполномоченному органу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, предоставляются сведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел за исключением результатов оперативно-разыскной деятельности , федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, Пенсионным фондом Российской Федерации. Сведения, необходимые для ведения единого реестра, предоставляются уполномоченному органу иными государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, может быть исключено из единого реестра по решению уполномоченного органа в случае отсутствия в течение более двух лет с момента включения в единый реестр признаков, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи. Порядок принятия решения об исключении физического лица из единого реестра устанавливается уполномоченным органом. Решение уполномоченного органа о включении физического лица, указанного в части 1 настоящей статьи, в единый реестр может быть обжаловано в суд. Статья 7. Порядок включения в реестр 1. Лицо, намеревающееся действовать в качестве иностранного агента, обязано до начала своих действий подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр. Порядок подачи и форма такого заявления устанавливаются уполномоченным органом. Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее за пределами территории Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию действовать в качестве иностранного агента, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию заявить об этом в уполномоченный орган в порядке, установленном данным органом. Сведения о лицах, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, включаются в реестр на основании решения уполномоченного органа. Решение принимается в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня получения уполномоченным органом заявления о включении в реестр. Уполномоченный орган доводит принятое решение до сведения лиц, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия решения. От обязанности подавать заявление о включении в реестр освобождаются: 1 иностранные журналисты, аккредитованные в Российской Федерации; 2 иные лица категории лиц по решению уполномоченного органа, принятому в установленном им порядке по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности, в сфере государственной охраны, в сфере внешней разведки, в области обороны. В случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в Российской Федерации, вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, не относящейся к его профессиональной деятельности журналиста, уполномоченный орган включает такое лицо в реестр по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Уполномоченный орган принимает решение о включении в реестр сведений о российских юридических лицах, учрежденных иностранными агентами, в том числе учрежденных до приобретения ими соответствующего статуса. В случае выявления лица, действующего в качестве иностранного агента, которое не подало заявление, предусмотренное частью 1 или 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение о включении такого лица в реестр в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня выявления, о чем уведомляет такое лицо в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Решение о включении в реестр сведений об иностранном юридическом лице, иностранной структуре без образования юридического лица принимается уполномоченным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Решение уполномоченного органа о включении в реестр может быть обжаловано в суд. Статья 8. Порядок исключения из реестра 1.
Уточним: никакой «комитет» инициативу в Госдуму вносить не может в принципе. Авторами пакета из двух законопроектов, которые предлагают озвученные замминистра изменения в закон об иноагентах и КоАП, стали депутаты из всех пяти думских фракций, первым среди подписантов значится Василий Пискарев «ЕР» , глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции и думской же комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России. Законопроекты эти были размещены в думской законодательной базе ещё 26 апреля, но внимание на них широкая публика обратила лишь сейчас, после громкой презентации г-на Свириденко. Что же предлагается? Прописать в действующем законе об иноагентах, что органы публичной власти то есть всех уровней власти снизу доверху, от муниципального до федерального , организации всех форм собственности то есть и государственные, и частные компании , их должностные лица, и вообще все «физические лица независимо от их гражданства или отсутствия такового» то есть все люди вообще «при осуществлении своей деятельности» любой деятельности будут «обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента», сами иноагентами не являясь. Значит, после того, как законопроект станет законом а сомнений в том, что станет, практически нет , всем без исключения россиянам правильно было бы ознакомиться с перечнем ограничений и запретов, налагаемых на иноагентов. Потому что как иначе понять, в чем именно им нельзя «содействовать» бездействием или действием? Перечень ограничений и запретов, установленных для иноагентов в России, обширен и выглядит примерно так. Иноагент не может быть чиновником любого уровня и членом избиркома - значит, пособником иноагента может быть признан начальник, не уволивший иноагента после попадания в реестр. Слова «пособник» в законопроекте нет, но по сути речь идет именно об этом. Иноагент не может принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных совещательных, экспертных и иных органов при органах власти любого уровня - значит, пособником могут признать должностное лицо, оперативно не вычистившее из списка членов совета или комиссии иноагента, который до попадания в реестр считался ценным специалистом и консультантом. Иноагентам запрещено также участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, организовывать или участвовать в проведении общественной экологической экспертизы.
Кто такие иноагенты и за что можно попасть в этот список
Экстремисты, иностранные агенты и нежелательные организации: отличия и риски для простых людей. Что такое иностранное влияние? Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами». Путин запретил иноагентам учить и приближаться к оборонной промышленности.
Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты - в чем разница и когда обычны
ЕАН разобрался в новом законе с юристом и адвокатом Дмитрием Лебедевым. В законе о НКО прописывалось, что лицу, выполняющему функцию иностранного агента, необходимо предоставлять особую отчетность, также устанавливался дополнительный контроль над его деятельностью. СМИ, ссылаясь на иноагента, должны обязательно ставить маркировку на него. С 1 декабря вступает в силу новый федеральный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», где впервые формулируется понятие «иностранный агент», а не лицо, выполняющее функцию иностранного агента, и даются определения и признаки иностранного агента. Иноагенты, например, не смогут быть кандидатами на выборах или работать в госструктурах, а также заниматься преподавательской деятельностью для несовершеннолетних.
Статус иноагента для физических лиц, юрлиц и незарегистрированных общественных объединений 2 декабря 2019 года в законодательство РФ были внесены поправки, которые впервые определили возможность присвоения статуса иноагента физическим и юридическим лицам, если те распространяют или участвуют в создании информации СМИ-иноагентов и в той или иной форме финансируются из-за рубежа. Согласно документу, к таким иноагентам могут быть применены положения закона об НКО-иноагентах "в порядке, установленном Минюстом России". Согласно принятым поправкам, по аналогии с правовым регулированием деятельности НКО-иноагентов для таких общественных объединений установлен порядок учета. Сведения о них заносятся в соответствующий реестр. Такой же механизм признания иностранными агентами закреплен законом для физических лиц. Кроме того, документом был введен запрет на распространение в СМИ в том числе в интернете информации о некоммерческих организациях, незарегистрированных общественных объединениях и физических лицах, включенных в реестры иностранных агентов, а также их материалов без указания о принадлежности к иноагентам. Реестры иноагентов В настоящее время Минюст ведет четыре реестра: НКО- и СМИ-иноагентов в него вносятся в том числе юридические и физические лица , а также незарегистрированных общественных объединений и отдельный список физлиц-иноагентов. Первой некоммерческой организацией, зарегистрированной в качестве иностранного агента, стало 27 июня 2013 года некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции в странах СНГ" Москва.
Впоследствии многие НКО исключались из реестра иноагентов подавляющее большинство попало в него принудительно - по итогам проверок , в том числе из-за своей ликвидации. В настоящий момент в этом списке числится 733 организации. Последняя из них - Томская региональная общественная организация по защите прав и интересов женщин "Женский голос" - была включена 27 мая 2022 года. В последний раз реестр обновлялся 3 июня 2022 года, когда в него были включены шесть физических лиц журналисты Алексей Пивоваров, Олег Кашин, Михаил Соколов; активистка Ирина Данилович; художница Юлия Цветкова; политолог Николай Петров.
Никакого смысла в этом нет — это замена шила на мыло, то есть одну плашку нужно заменить на другую. Напомним, с 1 декабря в России вступит в силу новый закон об иноагентах. Теперь, чтобы кого-то признали иноагентом, этому лицу необязательно иметь иностранное финансирование — достаточно «получить поддержку и или находиться под иностранным влиянием». Этот закон приняли еще летом, мы подробно разбирали его с юристом. Мы также публиковали мнения экспертов об этом законе.
Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.
Получают деньги или имущество из иностранных источников. Причем, цель получения этих денег не указывается. Это может быть даже перевод от родственников в качестве подарка на день рождения. Сумма тоже не важна. К иностранным источникам в этом случае относятся: Иностранные государства и государственные органы; Международные и иностранные организации; Лица без гражданства и уполномоченными ими лица; Российские юрлица, которые получают деньги или имущество от вышеперечисленных источников. Получается, что иноагентом может быть признан человек или организация , который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы например, журналистские расследования , предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника.