Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.
Требы онлайн
- ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь
- Время и богослужение
- Спасо-Преображенский монастырь - О богослужении Царских Часов
- Богослужение часов
- Смотрите также
Что такое часы в православном богослужении?
Вечерня — совершаемая вечером служба в 4-5 часу после полудня , которой мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, отправляемая после ужина, перед сном в 7 часу после полудня. Полунощница — служба, совершаемая в полночь в 00:00 часов , в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Полунощница может отправляться в любой час ночи до утра. Сейчас повечерие и полунощница почти вышли из употребления на приходах и отправляются только в монастырях. Но мы с вами знаем великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского, совершаемое в первую неделю Великого поста, а также полунощницу перед Пасхальной заутреней. Утреня — служба, совершаемая утром в 4-5 часу после полуночи , перед восходом солнца, в которой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час освящает молитвою уже наступивший день и соответствует 7 часам утра. На третьем часе, соответствующем нашему 9 часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе, соответствующем нашему 12 часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии — ранняя и поздняя. Определение утрени Утреня — это церковное богослужение, которое, согласно Уставу нашей церкви, должно совершаться в самое раннее утро, еще до восхода солнца. Вся суть утрени — это благодарность Богу за прошедшую и пережитую ночь, за наступление нового дня в нашей жизни. Утреня — одно из богослужений суточного круга в православной Церкви Если смотреть структуру суточного богослужения, то утреня входит в состав так называемого всенощного бдения. Изначально, у первых христиан, всенощное бдение совершалось именно ночью, потому что зачастую организовать службу днем было опасно или вообще невозможно. В современной Церкви всенощное бдение очень редко целиком служится ночью, оно разбивается на части.
Но название закрепилось за этой службой с древних времен. Утреня является второй частью всенощного бдения, которая идет следом за вечерней. По своему наполнению она соотносит нас со временами Ветхого Завета, когда Христос только пришел в наш мир для спасения каждого из нас, для чего победил смерть и воскрес. Сегодня утреня служится на вечернем богослужении, которое устанавливается в каждом храме вечером, накануне праздничных, воскресных и любых других дней, когда есть Литургия. Определить начало утрени несложно — она начинается с чтения шестопсалмия, когда в храме выключаются все светильники и оставляют гореть только зажженные лампады. Это очень трогательный и запоминающийся момент всей службы — весь храм, освященный только мягким светом лампад, погружается в общую молитву. Служба в субботу в церкви Службы в субботу в церкви в целом не отличима от богослужений в будние дни, если, конечно, нет определенного расписания на этот день, установленного церковью в индивидуальном порядке. Единственное, что характерно для этого дня, в отличие от будних — присутствие большего количества народа, так как многие отдают предпочтение посещать храм в выходные из-за высокой занятости в другие дни.
Поэтому, если вы имеете намерение пообщаться о чем-либо со священником, то удобнее это делать среди недели и не во время больших церковных праздников. Во сколько часов начинается и заканчивается праздничная служба в церкви в Вербное Воскресенье? Дата празднования Вербного Воскресенья зависит от даты празднования Пасхи и определяется по лунно-солнечному календарю. Праздничные богослужения начинаются с вечерней службы и последующих всенощных бдений в Лазареву субботу. Лазарева суббота — день накануне Вербного Воскресенья. Во время вечернего богослужения обязательно освящаются вербные веточки. Время богослужений зависит от внутреннего устава храма. О воскресной службе Как уже говорилось, в воскресенье вспоминается о воскрешении Христовом.
Утреня ведется дольше, нежели в будний день — около трех часов. Сразу после нее наступает Евхаристическая служба или Причащение — воссоединение духовного и физического тела с Господом. Вечерняя служба ведется дольше и называется великой. В этот день также в храмах присутствует большое количество прихожан. Во сколько часов начинается и заканчивается служба в церкви на Крещенский сочельник? Богослужения в Крещенский Сочельник очень похожи на Рождественские богослужения. Дата Крещенского Сочельника — 18 января. В этот день с утра читаются часы, а вечером совершается Литургия Василия Великого.
После Литургии, как правило, происходит первое водосвятие. В зависимости от дня, а который приходится Крещение, порядок богослужений может отличаться. Точное время проведения богослужений вам подскажут непосредственно в храме. О свойствах крещенской воды можна прочитать, перейдя по ссылке. Церковные служения в будние дни — расписание По будням в церквях ведутся стандартные службы, разделяемые на вечерние 9-й час, вечерня, повечерие , утренние полуношница, утрения,1-й час и дневные 3-й час, 6-й час, Божественная литургия. Всего получается 9 служб.
В переводе с древнегреческого «агапа» обозначает «любовь». Этот обычай отсылал к заповеди Спасителя о любви и являлся подражанием Тайной вечере — последней трапезе Спасителя с Его учениками именно на ней Господом было установлено Таинство Евхаристии. Вскоре Причастие и молитвенная благотворительная трапеза отделились друг от друга. Раннехристианский богослов Тертуллиан пишет: «Мы садимся за стол не иначе как помолившись Богу; вкушаем… и пьём как приличествует людям, строго соблюдающим воздержание и трезвость… беседуем, зная, что Бог всё слышит. По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлечённые из Священного Писания или кем-нибудь сочинённые. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою» «Апологетика». В течение первого тысячелетия агапа постепенно вышла из практики христиан. Однако она оказала существенное влияние на развитие вечернего богослужения и стала прототипом совершаемой по сей день литии. Первые тексты вечерни появились уже в 3 веке. В современном виде служба сформировались на рубеже первого и второго тысячелетий. Вечерняя служба — значение Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия — превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь. Евхаристия совершается утром, на главной службе — Божественной литургии. Для чего же нам необходимо вечернее богослужение? Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное общественное , освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника Коробейникова наставляет: «На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному. А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья. И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся». Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе. Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника Коробейникова отмечает: «Все богослужения Церкви — это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня.
А гармоничность этой песни зависит от всех участников богослужения, в том числе и от тех, кто не участвует непосредственно в чтении или пении. На практике, к сожалению, не всегда возможна такая музыкальная гармония. Но хуже всего, когда службу омрачает не то, чтобы отсутствие определенных музыкальных способностей певчих, чтецов, а несерьезное отношение к богослужению, к чтению, пению на клиросе. Для сравнения возьмем иных певцов, которые не поют церковные песнопения например, оперные или эстрадные. Сколько они сил и энергии тратят, чтобы подготовиться к выступлению. А для кого их выступления? Для людей. Спрашивается, почему же тогда, когда речь идет о пении Богу, о пении Тому, Кто выше всех людей, Кто создал этот мир, все и всех, что в нем, встречается, зачастую такое несерьезное отношение? Спевки зачастую не проводятся, потому что регент не проявляет инициативу либо, потому что на эти спевки просто не собрать самих певчих. Они как в той евангельской притче Лк, гл. В результате, страдает богослужение, в сторону клироса начинают посматривать прихожане, и что самое ужасное, иногда даже священнику приходиться отрываться от молитвы и делать замечания клирошанам. Неужели в этот момент не сгорает совесть от стыда и не хочется ли сделать все, только чтобы еще раз такой ошибки не повторить? Дорогие певчие и чтецы, задумайтесь, а как лично вы относитесь к подготовке к службам. Может быть, все-таки стоит пожертвовать какими-то своими делами и уделить время подготовке к службе. Ведь это не для кого-нибудь, а для Самого Господа. А сколько радости и благодарности вы увидите потом в глазах священника и прихожан, после правильно и благоговейно спетой службы. К чтецам написанное может относиться в той части, что часто приходиться слышать неправильно произнесенные ударения. Но, если вы заметили, что ошиблись в ударении, стоит после службы уделить внимание тем словам, с которыми бывают проблемы с ударениями, чтобы в следующий раз прочитать правильно. Поначалу ошибаются все новички, но почему-то не все считают должными исправляться и совершенствоваться. Так будем же уделять должное время Господу, отодвигать остальные дела на второй план. И увидите, Господь обязательно вознаградит за ваши жертвы. Но вернемся непосредственно к литургике. Единственный текст, который не поется в рамках богослужения, это проповедь. Тексты и песнопения служб подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Неизменяемые песнопения — это те, текст которых не зависит от конкретной службы и остается неизменным, например, «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», «Символ веры», «Отче наш». Изменяемые соответственно — это те песнопения, текст которых может меняться стихиры, тропари и пр. Изменяемые песнопения зависят от дня седмицы и дня года. Песнопения могут быть - - имеющие указание гласа; - не имеющие указание гласа. Именно гласовые песнопения составляют основу богослужения. В современной практике, к сожалению, не все регенты придерживаются традиции максимального использования в службах гласовых песнопений, возможно, желая тем самым внести разнообразие, поскольку петь постоянно на один и тот же глас, может показаться скучным. Однако, при этом, видимо, либо забывают либо не знают о том, что даже разнообразных напевов одного какого либо гласа существует несчетное множество. Такие напевы никак не будут являться однообразными, и поскольку они построены в допустимых рамках гласового песнопения музыкальной структуры песнопения , они не будут являться сложными для разучивания певчими. Также на практике не всегда поют стихиры на положенные по уставу так называемые Подобны, соответствующие определенным гласам. Если открыть, например, Минею возьмем 01. Роману Сладкопевцу «глас 1, Подобен «Небесных чинов». Это означает, стихиры Роману должны исполняться на мелодию 1го гласа «Небесных чинов».
Часы (церковная служба)
Священник начинает первый возглас на определенной ноте, а регент при этом должен задать тон от ноты, на которой был произнесен возглас священника. Чтения кафисм или другие чтения должны оставаться в заданном тоне. Также как и песнопения службы должны подбираться созвучные друг другу. В этом смысле, все, что происходит в церкви во время богослужения, является своего рода единым музыкальным произведением, единой песнью Богу. А гармоничность этой песни зависит от всех участников богослужения, в том числе и от тех, кто не участвует непосредственно в чтении или пении. На практике, к сожалению, не всегда возможна такая музыкальная гармония. Но хуже всего, когда службу омрачает не то, чтобы отсутствие определенных музыкальных способностей певчих, чтецов, а несерьезное отношение к богослужению, к чтению, пению на клиросе.
Для сравнения возьмем иных певцов, которые не поют церковные песнопения например, оперные или эстрадные. Сколько они сил и энергии тратят, чтобы подготовиться к выступлению. А для кого их выступления? Для людей. Спрашивается, почему же тогда, когда речь идет о пении Богу, о пении Тому, Кто выше всех людей, Кто создал этот мир, все и всех, что в нем, встречается, зачастую такое несерьезное отношение? Спевки зачастую не проводятся, потому что регент не проявляет инициативу либо, потому что на эти спевки просто не собрать самих певчих.
Они как в той евангельской притче Лк, гл. В результате, страдает богослужение, в сторону клироса начинают посматривать прихожане, и что самое ужасное, иногда даже священнику приходиться отрываться от молитвы и делать замечания клирошанам. Неужели в этот момент не сгорает совесть от стыда и не хочется ли сделать все, только чтобы еще раз такой ошибки не повторить? Дорогие певчие и чтецы, задумайтесь, а как лично вы относитесь к подготовке к службам. Может быть, все-таки стоит пожертвовать какими-то своими делами и уделить время подготовке к службе. Ведь это не для кого-нибудь, а для Самого Господа.
А сколько радости и благодарности вы увидите потом в глазах священника и прихожан, после правильно и благоговейно спетой службы. К чтецам написанное может относиться в той части, что часто приходиться слышать неправильно произнесенные ударения. Но, если вы заметили, что ошиблись в ударении, стоит после службы уделить внимание тем словам, с которыми бывают проблемы с ударениями, чтобы в следующий раз прочитать правильно. Поначалу ошибаются все новички, но почему-то не все считают должными исправляться и совершенствоваться. Так будем же уделять должное время Господу, отодвигать остальные дела на второй план. И увидите, Господь обязательно вознаградит за ваши жертвы.
Но вернемся непосредственно к литургике. Единственный текст, который не поется в рамках богослужения, это проповедь. Тексты и песнопения служб подразделяются на изменяемые и неизменяемые. Неизменяемые песнопения — это те, текст которых не зависит от конкретной службы и остается неизменным, например, «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши», «Символ веры», «Отче наш». Изменяемые соответственно — это те песнопения, текст которых может меняться стихиры, тропари и пр. Изменяемые песнопения зависят от дня седмицы и дня года.
Песнопения могут быть - - имеющие указание гласа; - не имеющие указание гласа. Именно гласовые песнопения составляют основу богослужения. В современной практике, к сожалению, не все регенты придерживаются традиции максимального использования в службах гласовых песнопений, возможно, желая тем самым внести разнообразие, поскольку петь постоянно на один и тот же глас, может показаться скучным. Однако, при этом, видимо, либо забывают либо не знают о том, что даже разнообразных напевов одного какого либо гласа существует несчетное множество. Такие напевы никак не будут являться однообразными, и поскольку они построены в допустимых рамках гласового песнопения музыкальной структуры песнопения , они не будут являться сложными для разучивания певчими.
Богослужения, совершаемые в 3-й и 6-й часы, освящены самими Апостолами. Девятый Час Девятый Час по Церковному счислению соответствует нашему третьему часу пополудни. Псалмы этой службы, как и служб других Часов, избраны святым Пахомием Великим умер в 348-м году , а тропари и молитвы, ныне читаемые на Девятом Часе, как и на других Часах, принадлежат святому Василию Великому 339-379. Так как Девятый Час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются из Минеи истекающего дня. Девятый Час обыкновенно совершается перед Вечернею. На Царских Часах 9-й час совершается вместе со всеми прочими Часами, после которых без возгласа совершаются Изобразительны, которыми заканчивается служба Часов. Вместе с 3-м и 6-м Часами и отдельно от Вечерни 9-й Час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Сретения или храмовый праздник. В седмичные дни Великого Поста, с понедельника по пятницу включительно, 9-й Час служится вместе с 3-м и 6-м Часами, после которых без возгласа совершаются подряд Изобразительны и Вечерня. Кроме того Пс. Далее обычное последование Часов. В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах. В псалмах этого Часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику. Последование службы находится в Часослове после последования 6-го Часа. В псалме 102-м возбуждается упование на Господа изображением милосердия Его к людям. Псалом 145-й служит как бы продолжением предыдущего псалма; в нем также делается увещание уповать на Господа и хвалить Его, хвалить во всю жизнь, во всех обстоятельствах ее, доколе существует человек и, значит, не только тогда, когда бывает человек при Богослужении в собрании церковном, а всегда.
Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего Причащения. Каким серьезным и важным становится день… Каким серьезным и важным становится день, который я должен провести в обычных занятиях, но который весь проходит во свете приближающейся встречи с Христом; как все то обычное и незначительное, заполняющее мое ежедневное существование, то, к чему я привык и на что не обращаю никакого внимания, приобретает новое значение. Всякое слово, сказанное мной, всякое действие, всякая мысль, приходящая мне в голову, становятся важными, единственными, непреложными; или они по существу связаны с ожиданием Христа, или противоречат ему. Само время, которое мы обычно так легко тратим, приобретает свое настоящее значение, как время либо спасения, либо погибели. Вся наша жизнь становится тем, чем она стала после пришествия Христа на землю: вознесением к Нему или уходом от Него во тьму и погибель. Нигде лучше и полнее не раскрывается значение поста Действительно, нигде лучше и полнее не раскрывается значение поста, как в эти дни вечернего Причащения, значение не только Великого поста, но и всей Церкви и христианской жизни в целом. Во Христе вся жизнь, время, история, сам космос стали ожиданием, приготовлением, надеждой, вознесением. Христос уже пришел, но Царство Его ещё впереди! На земле, «в мире сем», мы можем только предвкушать славу и радость Царства Небесного; однако в Церкви мы покидаем «мир сей» и духовно встречаемся со Христом за Его трапезой, созерцая в тайниках своего сердца Его нетварный свет и славу. Это предвкушение, однако, дается нам для того, чтобы мы, возлюбив Царство Божие, чаяли совершеннейшего общения с Богом в грядущем «невечернем дне». Мы чаем вечера этой земной жизни И каждый раз, как бы в предварение вкусив «мира и радости Царства Небесного», мы возвращаемся в земную жизнь, и опять перед нами длинный, узкий и трудный путь. Из праздника мы возвращаемся в жизнь поста, в жизнь приготовления и ожидания. Мы чаем вечера этой земной жизни, когда мы сделаемся участниками «Света тихого, святой славы бессмертного Отца Небесного», — начала, которому не будет конца. Понимать, что происходит в храме Если наши читатели пожелают принять участие в Литургии Преждеосвященных Даров, мы предлагаем дождаться следующей беседы отца Александра Шмемана на нашем сайте.
Структура всенощной может сперва казаться запутанной, но любое богослужение — и вечерня, и утреня, и литургия, и даже молебен с панихидой, строятся по одному принципу: вхождение, предстояние и отпуст, объясняет отец Алексей. По смыслу это радость входа к Богу, радость предстояния перед Его престолом, радость от совершения совместной молитвы, плоды которой мы понесем с собой в мир. Кроме того, помимо изменяемых частей у всенощного бдения есть и неизменяемые, которые повторяются из раза в раз. Постепенно они становятся все более знакомыми и понятными. Разобраться в тонкостях Устава можно с помощью интернета и специальной литературы, но отец Алексей советует искать прежде всего живых наставников: «Мне больше нравится, когда объясняет человек, у которого в глазах вдохновение. Книжек много, но, по моему опыту, часто люди не воспринимают прочитанное как некую цельность. Лучше всего когда есть учитель, проповедник или какие-то приходские беседы о богослужении». Как стать полноценным участником богослужения? Следить за текстом и благодарить Бога «Еще один источник вдохновения на всенощном бдении — его тексты, — отмечает отец Алексей Власов. Это пир славословия, пир исповедания веры как радостного преломления всех граней жизни». Вечерня и утреня — это богослужения благодарения и своего рода благословение времени, напоминает священник. Уклад жизни традиционных обществ подразумевал утренний выход на работу и возвращение с работы вечером, это сопровождалось молитвой. Вечерние и утренние молитвы из нашего молитвослова содержат больше аскетического самоанализа и покаяния, чем благодарения Господа, отмечает отец Алексей. Поэтому всенощная нашу потребность в благодарении Бога помогает восполнить, а благодарственный настрой, в свою очередь, способствует тому, чтобы быть активным и вдохновенным в молитве — и домашней, и храмовой. Но чтобы в полной мере насладиться текстами всенощного бдения, их надо понять, что удается далеко не всегда — читать могут неразборчиво, обороты церковнославянского языка могут быть не ясны и так далее. Надо всегда опровергать такие взгляды. Если рассказать о том, зачем этот гимн нужен, какое место он занимает в службе, какое он древнее несет вдохновение, тогда становится понятно, что во время него делать и как молиться». В некоторых храмах раздают распечатанные заранее тексты, которые будут петься и читаться на предстоящей службе, где-то разрешают прихожанам петь определенные песнопения вместе с хором. Иногда даже совершаются миссионерские богослужения, где священнослужители объясняют смысл тех или иных моментов прямо по ходу службы.
Что такое часы в православном богослужении?
Часы (церковная служба) — Википедия | В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. |
Суточный круг богослужений † Валаамский монастырь | Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность. |
Суточный круг богослужений | Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов. |
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба | В этом учебном пособии рассматривается ежедневное богослужение Русской Православной Церкви с точки зрения усвоения его чина и приобретения практического навыка по составлению служб, необходимого для священнослужителей и особенно – для руководителей клироса. |
Порядок церковных Богослужений
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба. Азы православия: церковное богослужение. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней.
Что происходит в алтаре, когда читают часы?
Схема суточный круг православного богослужения. Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени. Расписание и виды богослужений в православной церкви. Первый Час. Служба Первого Часа является первой службой дня и как бы продолжением Утренней службы, и, исключая дни, когда служатся Царские Часы, всегда совершается сразу же после Утрени.
Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?
Суточный круг завершается утренней службой на следующий гражданский день , в которую входят 3-й, 6-й, 9-й часы и Божественная литургия. В Великий пост богослужения совершаются по иному правилу. Православных христиан не должно смущать наличие в Церкви ветхозаветных установок. Ведь Новый Завет не упраздняет собой Ветхий, а развивает его.
Не все древние предписания были отменены с приходом Христа. Некоторые из них Церковь благоговейно чтит и по сей день. Приведём слова из книги «Христианская традиция: история развития вероучения»: «Слова Христа включают не только слова, произнесенные Им, когда Он был во плоти, ибо Христос был также Словом Божиим, действовавшим в Моисее и пророках.
Поэтому утверждать авторитет слова Христова — значит одновременно утверждать его преемственность с откровением, выраженным в Ветхом Завете». Состав вечерней службы Вечернее богослужение в Православной Церкви открывается последованием, именуемым «вечерня». Это благодарение Господа за уходящий день.
Будничная вечерня называется вседневной, а праздничная — великой. Последняя служится, как правило, в составе всенощного бдения, о котором будет сказано ниже. На вечерне совершается каждение, поются псалмы, ектении, стихиры, тропари.
Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи». Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма.
Праздничная утреня может дополняться полиелеем — торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом. Воскресная утреня также включает чтение Евангелия. Наконец, 1-й час — краткое последование, дополняющее вечернюю службу.
Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день. Всенощное бдение — праздничная вечерняя служба Вечернее богослужение кануна воскресенья и великих церковных праздников именуется всенощным бдением или всенощной. Как и вечерня, утреня в нём более торжественна.
Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий ХIV в. Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной В чем смысл Проскомидии Смысл Проскомидии не просто в том, чтобы подготовить все для Евхаристии. Каждый предмет напоминает нам одновременно о Рождестве и о Распятии. Дискос — и Вифлеемский Вертеп и Голгофа, звездица — не только вифлеемская звезда, но и крест, покровцы — одновременно рождественские и погребальные пелены Спасителя; потир — Чаша Тайной Вечери, приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение ребер Спасителя. Все частицы в единстве — это Церковь Божия, сочетающая в себе Божию Матерь, ангелов, всех святых, всех верующих живых и упокоившихся. Каждение — осенение Святым Духом. Проскомидия — это воплощение Рождества и Распятия. Священник приносит жертву — Агнца, а все мы участвует в этом. За каждое имя, упомянутое в «записочке», вынимается частичка из просфоры и рядом со вей Небесной Церковью встает множество частичек Церкви Земной, даже тех, кто далеко от Христа и Церкви, предал Его.
Главными песнопениями вечерни являются «Ныне отпущаеши», «Господи воззвах», «Свете тихий», «Сподоби Господи». Это благодарение Всевышнего за пережитую ночь и призывание Его благословения на предстоящий день. Чин утрени включает исполнение псалмов, тропарей, канонов, ектений и каждение храма. Праздничная утреня может дополняться полиелеем — торжественными песнопениями, после которых происходит помазание молящихся освящённым маслом. Воскресная утреня также включает чтение Евангелия. Наконец, 1-й час — краткое последование, дополняющее вечернюю службу. Оно состоит, в основном, из псалмов и призвано освятить начавшийся церковный день. Всенощное бдение — праздничная вечерняя служба Вечернее богослужение кануна воскресенья и великих церковных праздников именуется всенощным бдением или всенощной. Как и вечерня, утреня в нём более торжественна. На всенощном бдении они объединяются друг с другом, а также с 1-м часом в единую службу.
Совершаемая на всенощном бдении великая вечерня сопровождается литией — благословением елея, хлеба, вина и пшеницы. В монастырях перед всенощным бдением также служится особая малая вечерня, которая является сокращённой версией вседневной. Архиепископ Аверкий Таушев рассказывает о всенощном бдении: «Всенощное бдение бодрствование ведет свое начало от самых первых времен христианства, когда первые христиане нередко всю ночь бодрствовали, проводя время в молитве на гробах мучеников, в катакомбах, особенно под первый день недели, под Воскресение, прославляя в хвалебных песнях Воскресшего Христа» «Литургика». Происхождение вечернего богослужения Вечерняя служба своими корнями уходит в Ветхий и Новый Заветы. Так, ветхозаветные законы предписывали ежевечерние жертвоприношения животных, хлеба и вина Богу прообраз искупительной Жертвы Христа , а также воскурение фимиама сегодня превратилось в каждение ладана. Также на всю ночь с молитвами зажигались храмовые светильники как символ Божественного света во тьме ночи. Царь и пророк Давид в псалме 140 говорит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» Пс. Этот псалом ещё с ветхозаветных времён присутствует в составе вечернего богослужения. Одной из новозаветных первооснов вечернего богослужения является агапа. Так называлось вечернее собрание древних христиан для совершения молитвы и Евхаристии, а также благотворительной трапезы с воспоминанием Спасителя.
Общая молитва также сопровождалась возжиганием светильников, которые символизировали Христа как Свет правды и истины. В переводе с древнегреческого «агапа» обозначает «любовь».
Все эти песнопения, чтения и возгласы собраны в особые последования, которые имеют внутри себя чёткий порядок. Возглавляет такое богослужение священник или архиерей. В Церкви всё бывает благообразно и по чину. Богослужение в храме совершается в определённые часы дня или ночи, каждое последование — в своё время. Все церковные богослужения можно разделить на три круга: суточный, недельный и годовой. Суточный круг богослужений В Суточный круг входят те богослужения, которые совершаются в храме в течение суток. Всего их девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.
Начинается этот круг с вечерни подобно тому, как начинался «день» с вечера при сотворении Богом мира. Вечерня — совершаемая вечером служба в 4-5 часу после полудня , которой мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, отправляемая после ужина, перед сном в 7 часу после полудня.
Виды богослужений в Православии
Суточный круг богослужений † Валаамский монастырь | В этом учебном пособии рассматривается ежедневное богослужение Русской Православной Церкви с точки зрения усвоения его чина и приобретения практического навыка по составлению служб, необходимого для священнослужителей и особенно – для руководителей клироса. |
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем | Служба совершается только праздника (по Триоди). |
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность | На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов. |
Виды богослужений в Православии
Редко — более. Вообще, Всенощное бдение изначально должно было служиться всю ночь, но в нынешней практике оно сильно сокращается. Из-за того, что нет единого регламента сокращений, мы и видим такой разброс в его возможной длительности. Какие службы есть в Церкви? Всего в церковной практике помимо Литургии есть 8 основных богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы. Число этих служб связано с древним делением суток на 8 страж то есть периодов по 3 часа — регулярно сменяемым караулам на крепостных стенах. Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца.
Примерно соотнесение богослужения и времени суток, в которое оно должно в идеале служиться, вы можете увидеть на изображении ниже. Источник: wikipedia. Соответствие страж ночи современному счету времени условное и актуально только для дней весеннего и осеннего равноденствий. Изначальное время совершения служб привязано не к нашим часам, а к заходу и восходу солнца. Вечерня Вечерня — основная служба вечера, то есть 1-й ночной стражи с 18:00 до 21:00 , начинающая новый церковный день. Однако отдельные ее элементы связаны с предыдущим днем. Основные смыслы вечерни — это поклонение Христу как «радостному Свету», освещающему мир даже в темноте ночи; благодарение Богу за прошедший день; молитва о безгрешном прохождении вечернего периода суток.
А как на практике? На практике, вечерня служится обычно около 17:00 — 18:00 и занимает около 40 минут.
И теперь в Церкви нам вновь открылось богообщение, мы на пути в Небесное Отечество и обращаем к Богу наше моление. Начинается церковная молитва, состоящая из множества прошений, — ектения.
Первая ектения на вечерне, утрене и литургии называется великой, потому что она больше малой, которая является ее сокращенным вариантом, или мирной, потому что она открывается призывом «миром Господу помолимся». Слово «мир» несет в себе разные значения, а в церковнославянском языке имеет и два разных написания. После грехопадения человека этот мiр перестает быть Божиим, уходит от Бога. Но Бог так любит Свое творение, что Сам приходит в мiр, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
И посреди падшего мiра человек может обрести мир Христов, быть с Богом. Мира Христова, с которым мы призваны молиться, мы просим у Бога как дара. Об этом первое прошение ектении: о «свышнем мире» мире, дарованном свыше и о том, что должно стать его плодом, о самом главном — «о спасении душ наших». Душа в Священном Писании — это не только невидимое начало в человеке, но и весь человек во всей его психофизической полноте.
Господь есть Спаситель и души, и тела, и мы «чаем» то есть ждем с надеждой воскресения мертвых, то есть будущего, при Втором Христовом Пришествии, восстановления тел умерших из праха и соединения их с некогда отошедшими к Богу душами. Спасение и есть цель и смысл человеческой жизни: соединиться с Христом Спасителем, Богом Живым, над Которым не властна смерть и в Котором мы обретаем жизнь вечную. Испросив у Бога важнейшее — спасение, мы молимся о мире, в котором пребываем, а также о Церкви, в которой живем и спасаемся: «О мире всего мира, о благостоянии пребывании в добре святых Божиих Церквей и соединении всех». Соединение всех — это единство людей в Боге.
Соединяясь в таинствах и молитвах с Господом, мы оказываемся перед удивительной возможностью быть в духовном единстве со всеми христианами, дальними и ближними, живыми и усопшими — со всеми, кто составляет Единую Христову Церковь. Церковь Христова. Икона Прошения великой ектении идут от самых главных к более частным: помолившись о всей Церкви, мы молимся о храме, в котором собрались на службу, о своем приходе, обо всех, кто «с верою, благоговением и страхом Божиим» вошел в этот храм. Страх Божий — это духовная категория, высшая форма благоговения перед святостью Божьей, боязнь оскорбить Бога неподобающим чувством или помышлением.
Каждый приход — частица Поместной Церкви, поэтому далее мы поминаем в молитве церковную иерархию. Мы молимся о том, кто возглавляет Русскую Православную Церковь, — о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси; о епископе, который управляет нашей церковной областью — епархией; о пресвитерах, диаконах и «всем причте и людях» — обо всех церковных служителях и обо всех людях, которые составляют нашу Церковь. Вслед за этим мы молимся о «богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». За две тысячи лет, прошедших от Рождества Христова, отношение власти к Церкви менялось не раз, но сама Церковь Христова всегда молится и о стране, в которой пребывает, и, по апостольской заповеди, о власти: как о той, которая ее поддерживает, так и о той, которая ее гонит.
Церковь живет в истории, сосуществует с разными формами общественной и государственной жизни; все они «прейдут» — закончатся, а Церковь «пребудет вечно», и от «мира сего» останется лишь то, что будет воцерковлено, освящено и приведено к Богу — станет «миром Божиим». Сотворенный Богом человек был поставлен господствовать над всем творением, но в результате грехопадения первых людей вся земля оказалась отделенной от Бога — проклятой. Она восстает на человека, и мы молимся, чтобы Господь, посетивший мир и восстановивший связь Творца и творения, благословил нас жить в гармонии с природой. Об этом прошение «о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных».
Церковь исполняет свою миссию среди трудностей и соблазнов земного бытия, поэтому мы молимся о тех, кто особенно нуждается в помощи Божьей: «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Мы молимся также «об избавлении от скорби, гнева и нужды», которые всегда возникают там, где теряется упование на Божественную помощь. К каждому прошению, произносимому диаконом или священником, хор добавляет: «Господи, помилуй». В этой краткой молитве заключена вся глубина, вся красота отношений человека с Богом, Который нас милует и спасает, вся полнота благ земных и Небесных, которые может даровать человеку Бог.
Оставаясь неприступным и надмирным по Своей природе, Бог благоволил открывать Себя человеку и посещать людей «Своею благодатью», даром Своей Божественной любви. И так как Бог «Своею благодатью» может обитать и действовать в нас тогда только, когда мы сами открываем Ему свои сердца, то, молитвенно испросив помощи у Богородицы и всех святых, то есть тех, кто составляет Церковь Небесную, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь «весь живот наш» вручаем «предаем» Христу Богу. Этим молитвословием, выражающим готовность посвятить нашу жизнь Богу, и завершаются прошения великой ектении.
На нем вспоминается изгнание Адама и Евы из Рая, а также неправедный суд над Спасителем у иудейского архиерея Каиафы.
В современной богослужебной практике Первый час обычно читают по завершении утрени, если она служится вечером. Третий час — посвящен Сошесствию Святого Духа на апостолов. Он соответствует нашим 9 часам утра, но на практике читается перед Литургией вне зависимости от времени ее начала , а Великим постом — перед Изобразительными. Шестой час — посвящен распятию Христа.
Читается вслед за Третьим. Соответствует 12 часам дня. Девятый час — соответствует 15 часам дня по нашему времени. На нем мы вспоминаем кончину Спасителя на Кресте.
В современной практике Девятый час положено читать перед Всенощным бдением, а Великим постом — перед Изобразительными, вслед за Шестым часом.
Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый читается паримия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
Апостол Павел заповедовал христианам непрестанно молиться см. Таким образом, данная молитва содержит двадцать четыре стиха-прошения соответственно числу часов в сутках. Молитва разделена на два абзаца. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать 5 , а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, далее ночной час продолжает расти.
В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать 6. И так из года в год. Поэтому в зависимости от времени года длительность часов изменялась, и только в дни весеннего и осеннего равноденствия часы были равны по свой длительности. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее время сохранился до наших дней.
Очевидно, такой обычай был распространён и на Руси. Следует отметить, что длительность часа зависела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря.
На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней 17. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичьем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви. Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов.
В книге пророка Исаии говорится: И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь Ис 62:6. В русском переводе читаем: На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним Ис 62:6—7. Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, о четвертей стражи нощней прииде к ним Мк 6:48 18.
В последующее время часы и стражи нашли отражение в структуре христианского богослужения, в богослужебном круге. В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также песочные, водяные и огненные часы, функционирование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако со временем в связи с развитием технической мысли появляются механические часы, функционирование которых было продолжительным, ограничено только износом механизма. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы, которые соответствовали косым часам только во время равноденствия в марте и сентябре. Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность.
Следует отметить, что применительно к реалиям приходского богослужения наименование «многомилостиво» не совсем корректно, поскольку каждый полиелейный псалом, по Уставу исполняемый на утрене полностью, как правило, сокращается до двух первого и последнего стихов. Такое урезанное пение полиелейных псалмов, будучи зафиксированным в многочисленных нотных изданиях, прочно вошло в певческий обиход большинства приходских храмов. Поскольку в момент совершения полиелея в храмах обычно зажигается множество светильников, и тратится много елея, термин «полиелей» зачастую стал объясняться как «многомаслие» тем более что греческие слова «милость» и «масло», «елей» — созвучны. На распространение исторически и литургически не совсем верного толкования также повлиял принятый в русской приходской практике обычай совершения в этот момент службы чина елеопомазания, который, если строго следовать предписаниям Устава, должен совершаться после утрени. История и современная практика Канона Утрени. Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями ирмосами и тропарями. Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. К сожалению, в современной практике за исключением периода пения Постной Триоди Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, — она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири.
По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т. Ирмос греч. Сцепление , соединение, связь, — является организующим текстом канона, ключом строения песен. В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия от греч. В нашем Типиконе в случае праздничного варианта отправления богослужения предписано петь катавасии после каждой песни канона, а при будничном богослужении только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й. Изначально в тропарях канона на Утрени стремились сохранять связь празднуемого воспоминания с теми или иными ветхозаветными образами, воспоминаемыми в библейских песнях. Но со временем этот смысловой порядок нарушился и отсутствие связи с библейскими песнями видно не только в тропарях, но и в ирмосах, которые должны служить образцом к тропарям песни. Всего в Священном Писании насчитывается 12 библейских песен.
Из них Песнь Деворы Суд. Изначально песни использовались несколько иначе и в меньшем количестве — от 1 до 3. Сегодня в будничных богослужебных текстах постной Триоди сохранился более древний количественный порядок песней канона: 2-х, 3-х и 4-х песнцы. По общему уставному порядку, темы библейских песен Канона выстраиваются следующим образом: 1. Переход евреев через Чермное море, Песнь Моисея Исх. Песнь Моисея Втор. Песнь Анны, матери Самуила 1Цар.
При такой системе отсчёта времени пользовались солнечными часами, известными с древности. В связи с делением суток на часы следует обратить внимание на седьмую молитву в чине вечерних молитв. Апостол Павел заповедовал христианам непрестанно молиться см. Таким образом, данная молитва содержит двадцать четыре стиха-прошения соответственно числу часов в сутках. Молитва разделена на два абзаца. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает. Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать 5 , а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, далее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать 6. И так из года в год. Поэтому в зависимости от времени года длительность часов изменялась, и только в дни весеннего и осеннего равноденствия часы были равны по свой длительности. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее время сохранился до наших дней. Очевидно, такой обычай был распространён и на Руси. Следует отметить, что длительность часа зависела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря. На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней 17. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичьем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви. Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой. Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исаии говорится: И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь Ис 62:6. В русском переводе читаем: На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним Ис 62:6—7. Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, о четвертей стражи нощней прииде к ним Мк 6:48 18. В последующее время часы и стражи нашли отражение в структуре христианского богослужения, в богослужебном круге. В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также песочные, водяные и огненные часы, функционирование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако со временем в связи с развитием технической мысли появляются механические часы, функционирование которых было продолжительным, ограничено только износом механизма.
Различные виды часов в православной церкви В зависимости от службы, для которой они предназначены, часы могут иметь различный дизайн и функционал. Например, наиболее распространенными являются трехчасовые часы, которые используются во время утренних богослужений и показывают время до начала следующей молитвы. Также есть специальные часы для вечернего богослужения, которые помогают священнослужителям соблюдать порядок в ходе службы. Какие еще функции выполняют часы в православном богослужении? Ориентир для верных при посещении храма; Памятник о Божьем времени; Символ борьбы со злом; Напоминание о необходимости соблюдения времени в жизни верующего. Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль часов в православном богослужении является важной и многогранной. Они помогают священнослужителям соблюдать порядок и время в ходе службы, а также напоминают о духовных ценностях и борьбе со злом.
Часы (церковная служба)
Вечернее богослужение в монастырях состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, а на приходе – обычно из девятого часа, вечерни, утрени, первого часа. На территории России вечерняя служба в одних храмах начинается в 16 часов, в других – в 18 или 19 часов. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности. Радостное богослужение перерастает в покаянное моление о прощении грехов. В современной практике службы часов не совершаются каждая отдельно одна от другой в 7.00, затем 9.00 и т.д. Как уже было сказано выше, службы часов присоединяются к другим службам.