отличия конфессий
Чем отличаются христиане от православных
- Разногласия между христианами и православными
- Принципиальные отличия православия и христианства
- Христианство и православие: в чем разница, основные отличия
- Содержание
В чем разница между православной верой и христианством, отличия и сравнение
Это хорошо видно на примере выступлений православных и других христианских проповедников. Православный — соработник Бога в деле собственного спасения. Той же позиции придерживаются католики. Все остальные представители христианского мира убеждены, что для спасения не важен нравственный подвиг человека. Спасение уже совершено на Голгофе. Основа веры православного человека — Священное Писание и Священное Предание, как и для католиков. Протестанты отвергли Предания. Многие сектантские христианские движения искажают также и Писание. Изложение основ веры для православного дано в Никейском Символе Веры.
Католики добавили в Символ понятие филиокве. Большинство протестантов принимают древний Апостольский Символ Веры. Многие другие не имеют особого символа веры. Только православные и католики почитают Богородицу.
В этo вpемя цapь, yбивaвший xpиcтиaн, впaл в безyмие и pешил, чтo oн oбopoтень. Излечить егo взялcя чyдoм yцелевший в яме Гpигopий: выйдя из ямы, oн пoтpебoвaл oт цapя, чтoбы тoт пocтpoил xpиcтиaнcкий xpaм, внеc в негo телa yбиенныx Тиpидaтoм xpиcтиaнoк и зacтaвил правителя попpocить мyчениц мoлитьcя зa негo. Чyдеcным oбpaзoм к Тиpидaтy веpнyлcя нормальный oблик и paзyм, yвеpoвaвший правитель кpеcтилcя caм и в 301 гoдy oбъявил xpиcтиaнcтвo pелигией всего государства, a Гpигopий cтaл епиcкoпoм и глaвoй Apмянcкoй цеpкви. В 451 гoдy пpoизoшел пеpвый cеpьезный pacкoл xpиcтиaнcтва: Apмянcкaя цеpкoвь oтделилacь oт ocтaльныx, oткaзaвшиcь пpинимaть pешения IV Вcеленcкoгo coбopa в гopoде Xaлкедoн ныне paйoн Cтaмбyлa , нa кoтopoм был пpинят дoгмaт o природе Xpиcта, тo еcть был дaн oтвет нa вoпpoc: кaким oбpaзoм бoжеcтвеннaя пpиpoдa Xpиcтa coединялacь c челoвечеcкoй? Кaким образом Бoг пришел в этот мир?
Православные основной своей целью считают исполнение Евангельских заповедей, собственное спасение и спасение ближнего от духовного рабства страстей. Мировое христианство на своих конгрессах декларирует спасение в чисто материальной плоскости — от бедности, болезней, войны, наркотиков и т. Для православного важна духовная святость человека. Свидетельство этому — святые, канонизированные Православной Церковью, явившие своей жизнью христианский идеал. В христианстве в целом душевное и чувственное преобладает над духовным. Читайте также: Чем мечта отличается от цели? Православные считают себя соработниками Бога в деле собственного спасения. В мировом христианстве, в частности, в протестантизме человек уподобляется столпу, который ничего не должен делать, ведь за него дело спасения совершил на Голгофе Христос. В основе вероучения мирового христианства лежит Священное Писание — запись Божественного Откровения. Оно учит, как нужно жить. Православные, как и католики, считают, что Писание выделилось из Священного Предания, которое уточняет формы этой жизни и также является безусловным авторитетом. Протестантские течения отвергли это утверждение. Краткое изложение основ христианской веры дано в Символе Веры.
Не имеешь сана священника - не будешь изображать обряды и таинства, а значит ты - несомненно аферист не поддерживаемый официальной церковью. И вот, спустя 2000 лет, мы наблюдаем замечтательную картину: 1 - Совершенно "разные" христианские церковные сообщества. От знакомых многим католицизма и православия и до почти непечатно звучащей на "великом и могучем" Эритрейской церкви. Каждая со своими обычаями, языками, традициями, внешним видом священников и обличьем церквей. С изложением и проведением обрядов. Зачастую и с внешним неприятием друг друга. Однако, все они сохраняют историю назначения священства от самих апостолов, их священники вполне официально совершают христианские таинства и цепь евхаристического общения тянется от той самой ночки известной любителям искусства по фреске г-на Да-Винчи. Опять от знакомых всем протестантов и до одиозных меннонитов со странно звучащими воздыханцами. И опять же. Внешние проявления, религиозные воззрения и общие принципы у всех разные. Но, все эти объединения религиозных людей, так или иначе не имеют в своем составе священников в классическом понимании христианства. Либо эти разновидности христианства в принципе не получили широкого распространения, либо, настолько не одобрялись обычным христианством.
В чём разница между православием и христианством
Христианство и православие | В сознании многих людей Православие вообще выделяется в некую отдельную от Христианства религию, подразумевающую «верность корням» и отсутствие любых религиозных обязанностей и ограничений. |
Православие - это направление в христианстве. Религия | Отличий славянского православия от христианства очень много. |
Христианство и православие: День крещения Руси
Чем православие отличается от других направлений, конфессий христианства? «Православие» стало совокупностью очень странных идей, настроений, бюрократических структур – уже почти никакого отношения не имеющих к христианству. Сравнительная таблица христианства и православия.
Как появились христиане
- Христианство и православие
- Основные Понятия
- Как Римская империя стала христианской
- В чем разница между христианством и язычеством
- Православие или Христианство?
В чём разница между православием и христианством
В сознании многих людей Православие вообще выделяется в некую отдельную от Христианства религию, подразумевающую «верность корням» и отсутствие любых религиозных обязанностей и ограничений. православия, католицизма и протестантизма? Отличие православия от христианства от других религий является восточным стилем поклонения. Христианство — единственная религия, которая имеет объективные аргументы, подтверждающие его нечеловеческое, неземное происхождение, то есть Божественное.
Христианская ортодоксия vs православное христианство
Иногда это приводит к тому, что на теле верующих появляются стигматы раны от ногтей и терновый венец. Поминовение умерших происходит в 3, 7 и 30 дни. Конфирмация проводится не сразу после крещения, как у православных, а по достижении совершеннолетия. Причащаться дети начинают с семи лет, а в православии — с детства. В католических церквях иконостаса нет. Все священники дают обет безбрачия. Протестантизм В чем разница между христианами-протестантами и христианами-православными? Это движение зародилось в католической церкви как протест против власти Папы он считается правителем Иисуса Христа на земле.
Многим известна трагическая ночь святого Варфоломея, когда католики во Франции расправились с гугенотами местными протестантами. Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как образец бесчеловечности и безумия. Протесты против власти Папы прокатились по Европе и даже вылились в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранское движение — лишь небольшой намек на широко распространенный протест против догм католической церкви. Жестокие преследования протестантов вынудили их бежать из Европы и искать убежище в Америке. В чем разница между протестантами и католиками и православными? Они признают только два церковных таинства: крещение и причастие.
Иудеи живут в основном по правилам написанных в Ветхом завете, а Христиане живут по правилам написанные в Ветхом завете и дополнение либо изменены в Новом завете. Язычество - обожествление явлений природы, христианство - воля Божья. Язычники отличаются от христиан тем, что они наделяют природу душой и волей например, Перун - бог грома и молний ; христиане считают, что природные явления например, извержение вулкана - воля Божья единого Бога. Христиани;н — человек, исповедующий христианство. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа, признавая Его Мессией, Сыном Божиим, Богом и Спасителем человечества Православные — верующие, которые придерживаются канонов православия. Они также верят, что изначально Всевышний создал безгрешный мир, а первородный грех совершили Адам и Ева.
Мировые религии католицизм. Таблица отличий между католиками протестантами. Белое и черное духовенство в католичестве.
Белое и чёрное духовенство в православии. Разница католической и православной церкви. Католическая Церковь и православная Церковь отличия. В чем отличие католической церкви от православной. Отличия протестантизма от католицизма. Чем отличается протестантизм от католицизма. Католики и протестанты разница. Чем отличаются католики от протестантов. Раскол в христианстве.
Раскол христианства на Православие и католицизм. Разделение церкви на католическую и православную. Разделение религий ,православной и католической. Католический крестик и православный. Отличие православного Креста от католического. Католичество глава церкви. Католический и православный храм. Католицизм культовые отличие. Храм православный и католический отличия.
В чем разница католической и православной церкви. Отличие христианства от католичества. Иерархия в протестантской церкви схема. Протестантство отличие от Православия. Основные направления христианство схема. Отличия протестантизма от католичества. Православие и протестантизм. Отличие протестантов от католиков. Христианство протестантизм католичество христианство.
Основные идеи католицизма. Основные положения Православия таблица. Основные отличия католической церкви от православной. Основные положения Православия. Различия католичества от Православия. Различие католической и православной. Отличие Православия от католицизма таблица. Отличия католической и православной церкви таблица. Сходства Православия католицизма и протестантизма.
Сравнение католичества и Православия таблица. Отличие православной церкви от католической церкви таблица. Православие и протестантизм различия. Отличие Православия от католичества и протестантства. Чем отличается католицизм от Православия. Чем язычество отличается от христианства. Отличие язычества от христианства таблица. В чем отличие христианства от язычества.
Что такое Христианство и что такое Православие Будущее экономики по Сундакову Происхождение человечества на планете Земля Ведическая космогония славян Глобальные изменения в мире Виталий Сундаков - эксперт по магическим культурам и колыбельным цивилизациям, первый российский профессиональный путешественник, совершивший более сорока сложнейших экспедиций, открывший несколько племён, живший среди каннибалов, действительный член Российской Академии проблем сохранения жизни. Смотрите также на Рамха-ТВ:.
Православие и протестантизм: в чем разница?
чем христианство отличается от православия. Православие – это часть христианства, отделившаяся в результате процесса схизмы. Есть Ли Разница» в сравнении с последними загруженными видео. Христианство Православие католицизм и протестантизм. Глядя на современное плачевное и практически гибельное состояние христианства и его передовой конфессии православия, которая как и 100 лет назад, вошла.
В чем разница между православной верой и христианством, отличия и сравнение
Что это такое? Что это, смиренничание, может быть? Положено так говорить? Да избавит Бог так мыслить! Это люди, которые боялись допустить тень лукавства в своей душе! И тут они начинают лицемерить?
Я вам скажу об одной из величайших истин, за которую Православие держится обеими руками, знаете, как она звучит? Святые оплакивали свои добродетели как грехи. Вы слышите: оплакивали добродетели как грехи. Ну-ка, ну-ка, как это поставить рядом со сверхдолжными заслугами? Полный контраст!
Полное взаимоисключение! А что это такое — оплакивали добродетели как грехи? Как это можно оплакивать? Я подаю милостыню, помогаю неимущему, спасаю кого-то от несчастья, что же я тут буду оплакивать? Слава Тебе, Господи, я не фунт изюма!
Как и говорил Феофан Затворник: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь якоже прочие человецы». Святые видели, что в каждом добром деле, которое мы делаем, обязательно примешивается как к бочке меда ложка дегтя, — тщеславие, человекоугодие, расчет. Ну, тень хотя бы примешивается того, что я сам сознаю, как недолжное, как мерзкое подчас, как нехорошее, как дурное. Вот тонкие психологи были. Вот кто действительно анализировал состояние своей души.
Вот кто был внимателен к тому, что происходит внутри человека. Подумайте, видели и потому оплакивали свои добродетели как грехи. Вот где чистота была! Это поразительно. Смотрите, как у древних греков, например.
Вот сейчас сравните древнегреческий музыкальный слух и современный, тот современный, который является нормой музыкальных школ. Достаточно различать тон, полутон, четверть тона — уже говорят: ну, это какой у него слух! А древние греки — нет, восьмую тона. А что это такое, мы говорим? Что такое абсолютный слух?
Он не терпит малейшего отклонения, не только одной восьмой, но, может, одной шестнадцатой тона не вынесет, этого диссонанса. Мы говорим — тончайший слух, это поразительно, зато какая чистота звучания, когда все исполнено без каких-либо диссонансов. Вот как в музыке эта чистота звучания, так оказывается, эта чистота может быть и в душе человеческой. Они чувствовали, насколько всегда даже их добрые деяния, даже их подвиги и молитвы, насколько они оказываются несовершенными перед лицом той святыни Божьей, которую они тонко переживали и чувствовали в своей душе. Вот Православие, и сравните теперь со сверхдолжными заслугами.
Сравните теперь с психологией, когда я не сознаю за собой ни одного согрешения. Видите, какая разница? Это потрясающе! Ничего общего нет! Понятно поэтому, что духовная жизнь в католицизме приводила к тому, о чем совершенно определенно, ясно, со всей ответственностью говорили наши величайшие святые как о состоянии прелести.
Он не находит другого слова. Ну, действительно, попробуйте найти другое слово, когда молодая девушка ходит часами с Иисусом Христом по садику и разговаривает. А, да вы ничего не понимаете, — это одна из величайших святых католической Церкви Катарина Сиенская, которая в двадцать лет почувствовала, что скоро с ней должно что-то случиться необычайное, и стала истово молиться великою молитвою. Какою же? Вот сразу не скажу.
Только дальше странное продолжение — «сочетайся со мной браком в вере»! По-моему, никаких пояснений не требуется. Куда направлены ее мысли, куда направлены чувства? Отсюда и бесконечные видения, является божественный жених Христос, привлекает ее к себе, то есть обнимает ее, нужно сказать прямо. Вынимает из нее сердце, вставляет в нее другое сердце, и эти сладчайшие переживания, увы, составляют существо ее духовной жизни.
А как эта духовная жизнь выражается, посмотрите. Ведь я же вам сейчас рассказываю не какие-то злопыхательские наветы на бедную Катарину Сиенскую, это то, что сейчас к нам приходит из Италии и в Милане издается — книги «Портреты святых». Что же пишет автор, умиляясь? Во-первых, умиляется от этой молитвы: «сочетайся со мной браком в вере», дальше автор уже не находит слов. Как она обращается к властителям, к Папе Римскому, к королю Франции?
Что она пишет, вы подумайте только. Автор ее жития пишет: в состоянии экстаза она даже самому Христу говорила «я хочу! И это было лейтмотивом всех ее писем. Королю Франции пишет: слушайте меня и Бога. Папе Римскому пишет: слушайте голоса Святого Духа, который к вам обращен.
Кстати, с ней происходит любопытный факт, на который трудно не обратить внимания. Сидит у нее четыре или даже больше секретарей, и она сразу всем им диктует ответы, разным лицам сразу. Причем с такой скоростью, что они едва за ней поспевают. Примерно ту же картину мы находим у Елены Рерих, когда она слышит голос оттуда и тоже пишет с огромной скоростью трактаты откровения. Феномен похожий и очень понятный с христианской точки зрения, не вызывающий сомнения, что происходит с этими бедными людьми.
Так вот, понимание Христа как Спасителя, понимание того, что Он сделал. Давайте от католицизма немного отойдем, а что протестантизм об этом говорит? О, еще более интересные вещи. Что такое протестантизм? Это лютеранство, это реформатство, это более поздние баптисты, пятидесятники.
Вся вот эта совокупность христианских движений и, как сейчас выражаются экуменическим языком, церквей, — там решение вопроса еще проще. Настолько просто, что от умиления просто не знаешь, что делать. Оказывается, Христос своей жертвой настолько удовлетворил правосудие Божие, что не только уплатил за первородный грех, а за все грехи, которые мы, верующие, совершаем. И поэтому отныне, все мы, верующие, святы святостью Христовой. И грех верующему не вменяется в грех.
Я студентам говорю: слушайте, перехожу в лютеранство или куда-нибудь. Так хорошо, так легко, и больше ничего не надо — я свят! Что хочу, то и творю. Оказывается, верующему грех не вменяется в грех. Оказывается, мы праведны праведностью Христовой.
Это так интерпретированы великие слова апостола Павла: «мы спасаемся только верою». Меня все время удивляет, извините, если здесь присутствуют протестанты, примитивизм, другого слова нет, ну как же можно так легко такие вещи сделать — превратить дело спасения в такую элементарную вещь? Я верю, что две тысячи лет назад пришел Христос, я искренно верю, я не сомневаюсь, и поэтому я уже свят святостью Христовой. Да что же это такое? Вы теперь поймете, насколько разительно, принципиально отличается Православие от этих вещей.
Как понимает Православие «мы спасаемся только верою»? Как понимает Православие подвиг Христов, что Он сделал? Если мы возьмем святоотеческое богословие, то первое, что мы видим, что о выкупе речь не идет. Смешно представить. Григорий Богослов пишет: кому принесена жертва Христова?
Меня, говорит, очень беспокоит, кому же? Как это безумно, чтобы Бог своей твари приносил жертву. Да еще какой твари — падшей. Отцу, может быть, принес жертву? И он же отвечает: да разве Отец любит меньше, чем Сын?
Разве дело спасения — не Троицы? Действительно, разве Отец любит меньше, чем Сын? И разве позволено было даже Аврааму принести в жертву своего сына? Не Он ли заменил Исаака овном, овцой? И оканчивает словами: человеку нужно было освятиться человечеством Бога.
Надо расшифровать это. Первое: ни о каком выкупе и речь не идет. Отношения юридические, правовые, законнические не применимы между человеком и Богом. Так же, как между ребенком и родителями не применимы, действует совсем другой принцип. Православие все свое внимание обращает на то, что забывается, фактически отбрасывается, и что является центральным в христианском исповедании — Бог любовь есть.
Любовь Бог есть. По любви Бог смиряется до человеческого образа, соединяется с человеком, берет на себя его природу, соединяется с человеческой природой поврежденной, — и исцеляет ее через страдания, через унижения, через крест, через смерть, и воскрешает ее. Посмотрите, как разительно меняется Христос в своем явлении ученикам. Если до этого Он все время находится с ними, до этого он алчет и жаждет, на кресте даже говорит: Боже мой, Боже мой, вскую Меня оставил? Посмотрите после Воскресения: Он идет со спутниками, начинает преломлять хлеб и — исчезает, входит «дверем затворенным» к ученикам.
С одной стороны, кажется, ест и пьет с ними, с другой стороны, Он обладает свойствами, которых раньше не наблюдалось. Вот та преобразованная, вот та первозданная, вот та плоть во славе, независимая от стихии этого мира, с которой был сотворен человек, и к которой предназначен человек в вечной жизни. Смотрите, как меняется. Что же Он сделал? Он исцелил ту поврежденность, которая и возникла в нашей человеческой природе в результате греха.
Греха первых людей. Они совершили личный грех, но в результате этого личного греха произошло серьезнейшее повреждение нашей природы. Что говорят отцы по этому поводу? Они прямо говорят: произошло в человеке рассечение его существа на ум, сердце и тело. И эти три как бы обособились, каждая из них приобрела свою волю, началось противоборство.
И это замечает каждый человек, каждый это знает — нет в нас единства. Ум прямо говорит, что есть истина, что есть правда, как нужно поступать, и совесть подсказывает, а сердце, а тело влечет прямо к противоположному. Вот Христос восстановил, исцелил эту природу, и по любви это совершил, по любви всей Святой Троицы. Ни о каком выкупе речь не идет. И вот благодаря этой восстановленной природе мы теперь можем духовно, да, духовно, рождаться от Него, получать эту новую природу в таинстве Крещения.
В крещении получаем мы семя нового человека. Что он пишет? Поразительные слова. Вот, оказывается, каким образом мы получаем плоды жертвы Христовой в самих себе. Ничего, кажется, не изменилось внешне.
Когда Христос воскрес, люди какие были, такие и остались, продолжаются войны, болезни, продолжаются грехи, преступления. Однако, случилось великое — каждый человек, который увидел, что Христос, действительно, есть Истина, что Он есть та святыня, которую жаждет моя душа, что в Нем я вижу смысл и оправдание того мировоззрения, которое ведет меня к благу моей жизни. Когда я в этом убеждаюсь, я могу приобщиться Ему. В этом таинстве рождения в Церковь, в этом таинстве Крещения я могу получить это благодатное семя, и если я буду вести действительно христианскую жизнь, это семя может возрастать во мне. Что значит возрастать во мне?
Ведь я могу принять крещение, и каким я был, таким и остался — язычником. Могу жить язычником, а могу жить совершенно иначе. И вот история Церкви предлагает нам бесконечное множество тех людей, которые показали, что делает это семя новой жизни, полученное нами в крещении, с человеком. На примерах святых, которые оставила нам история, мы видим, как преображается человек, каким светом он становится для человеческого общества. Неслучайны эти великие слова Серафима Саровского, который говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Заповедь поста учит людей ограничивать свою дурную волю и слушать Бога. Заметим, что все эти 4 заповеди были подготовительными и были даны в момент, когда связь людей с Богом еще не была нарушена. Позже, во времена первых патриархов Бог все же общается с падшим человечеством через пророков, оберегает народ, из которого должен произойти Мессия. Заметим, что христианский Бог настолько человеколюбив, что Сам идет навстречу к человеку. Принципы «задабривания» божества в нашей вере не работают. Иррациональным выглядит и поведение Творца с точки зрения законов человеческой прагматики. Первые люди нарушили заповедь Бога, фактически, оскорбив Его, а Он… все равно ищет способы помочь людям, общается с ними, помогает, откликается на их просьбы несмотря на то, что своими поступками они все больше и больше вызываю Его гнев.
Христианский Бог — Бог любви. Он способен простить все, что непонятно для людей. Человек всегда ожидает наказания и испытывает чувство страха. Иногда подобная позиция вызывает в нем лицемерие: внешне он может пытаться задобрить Бога, а внутренне продолжать думать о совершении неправильных поступков. В таком лицемерии человек постепенно приходит к «потребительской» вере в высшее: он соблюдает ритуалы культа, но реально живет и мысли по совершенно иным законам. Бог христиан призывает их больше всего хранить свою душу, которая продолжит жить и после смерти тела. И душа и является тем самым садом, который нужно на протяжении всей жизни возделывать и совершенствовать.
Ветхозаветные времена — это тоже христианство, подготовительный период, который был необходим для приготовления человечества к важнейшему событию, сошествию в мир людей Бога в человеческом обличии. Но эти указания также носили промежуточный и обучающий характер перед тем, как получить последнее откровение от Бога. Богочеловек Иисус Три крупнейшие мировые религии как христианство, ислам и иудаизм принято относить к авраамическим. Термин восходит к имени известного нам праотца Авраама, а представители всех перечисленных конфессий в разной степени используют Священное Писание в своем вероучении. Но чем среди них выделяется христианство? Верой не в догматы, традиции или нравственный закон, а верой в… Личность. Что это значит?
Уникальность христианства заключается не просто в богооткровении, а в пришествии в мир людей Богочеловека. Бог-Сын пришел к человечеству разговаривать на равных, хотя, конечно, мог и явиться с армией небесных ангелов.
Читайте также: Какие европейские страны не входят в евросоюз Католики ввели в формулировку Символа понятие филиокве, согласно которому Святой Дух исходит и от Бога Отца, и от Бога Сына. Православные особо почитают Богородицу. Они считают, что она не имела личного греха, но не лишена была греха первородного, подобно всем людям. После вознесения Матерь Божия телесно вознеслась на небо. Однако догмата об этом не существует.
Католики считают, что Богородица лишена была также и первородного греха. Один из догматов католической веры — догмат о телесном вознесении на небо Девы Марии. У протестантов и многочисленных сектантов нет богородичного культа. Оно стало финалом в противоречиях, давно назревших между двумя религиозными центрами распавшейся к V веку Римской империи — Рима и Константинополя. Между ними наметились серьёзные разногласия как в области догматики, так и в части организации церковной жизни. После перенесения столицы из Рима в Константинополь в 330 году на первый план в общественно-политической жизни Рима стало выдвигаться духовенство. В 395 году, когда империя фактически распалась, Рим стал официальной столицей западной ее части.
Но политическая нестабильность вскоре привела к тому, что фактическое управление этими территориями оказалось в руках епископов и папы. Во многом это стало поводом для притязаний папского престола на главенство над всею христианской Церковью. Притязания эти были отвергнуты Востоком, хотя с первых веков христианства авторитет римского папы на Западе и на Востоке был очень велик: без его одобрения не мог открываться и закрываться ни один вселенский собор. Культурные предпосылки Историки Церкви отмечают, что в западных и восточных областях империи христианство развивалось по-разному, под мощным влиянием двух культурных традиций — эллинской и римской. Этим объясняется обилие богословских трудов отцов Восточной Церкви, направленных на осмысление этого единения, достижения «обожения». В них часто видно влияние греческой философии. Такая «богословская пытливость» иногда приводила к еретическим уклонениям, которые отвергались Соборами.
Мир же римского христианства, по выражению историка Болотова, испытал «воздействие романского на христианское». Профессор Болотов пишет, что римские богословы «поняли христианство как богооткровенную программу общественного устройства». Римскому богословию был присущ «юридизм», в том числе — в отношении Бога к человеку. Выражался он в том, что добрые дела понимались здесь как заслуги человека перед Богом, а покаяния было недостаточно для прощения грехов. Позже сформировалась концепция искупления по примеру Римского права, которая полагала в основание отношений Бога и человека категории виновности, выкупа и заслуг. Эти нюансы породили различия в догматике. Но, помимо этих различий — также банальная борьба за власть и личные претензии иерархов с обеих сторон в итоге стали причиной разделения.
На сегодняшний день католицизм имеет много обрядовых и догматических отличий от православия, но мы рассмотрим самые важные. Первое отличие состоит разном понимании принципа единства Церкви. В Православной церкви нет единого земного главы главой её считается Христос. В ней есть «предстоятели» — патриархи поместных, независимых друг от друга Церквей — Русской, Греческой, и т. Католическая же церковь от греческого «кафоликос» — «всеобщий» одна, и основанием своего единства считает наличие видимого главы, коим является Папа. Этот догмат называется «примат первенство Папы Римского». Мнение Папы Римского по вопросам веры признаётся католиками «непогрешимым» — то есть, безошибочным.
Православная церковь признаёт исхождение только от Отца. Хотя отдельные святые отцы Востока признавали «филиокве» например, Максим Исповедник. Жизнь после смерти Помимо этого в католицизме принят догмат о чистилище: временном состоянии, в котором пребывают после смерти души, не готовые к раю. Дева Мария Важным расхождением также является то, что в католической церкви есть догмат о Непорочном зачатии Девы Марии, утверждающий изначальное отсутствие в Богородице первородного греха. Православные, прославляя святость Божьей Матери, считают, что он Ей был присущ, подобно всем людям. Также этот католический догмат вступает в противоречие с тем, что Христос был наполовину человеком. В средние века в католицизме оформилось учение о «сверхдолжных заслугах святых»: «запасе добрых дел», которые совершили святые.
Ад воспринимался очень буквально и даже карикатурно: кипящие котлы с грешниками и тому подобное. Души грешников в аду. Фрагмент мозаики баптистерия Сан-Джованни. В частности, появилось понимание разницы между бытием и существованием.
Это была, в частности, идея митрополита Антония Сурожского Блума , на которого повлиял современный персонализм. Очевидно, это не последняя точка в эволюции православного представления о том, что такое ад и рай». Архимандрит Кирилл Говорун , доктор богословия, научный сотрудник Колумбийского университета, США 6 Когда появилась исповедь и зачем она нужна? Алексей Корзухин.
Перед исповедью. Однако всякий, кто это проделал, знает, как легко становится после этого. И самое важное — как не хочется опять через этот кошмар стыда и ужаса проходить. Это очень сильно удерживает от повторения греха.
Священник при исповеди помогает оробевшему, но по сути его роль чисто техническая: человек говорит не с ним, а с Богом. Вообще, все держится на честном слове: никто не проверяет, правду ли говорит исповедующийся, скрывает ли он что-то. Именно поэтому исповедь не защищает от еретиков есть мнение, что институт исповеди введен для отслеживания еретических мыслей ». Павел Кузенков, кандидат исторических наук, доцент истфака МГУ, преподаватель Сретенской духовной семинарии 7 Как стать святым?
Потом святыми становились аскеты или очень уважаемые архиереи. Крайне редко — миряне. Канонизация — западный обычай. На Востоке святых признавал сам народ обычно — если помогали молитвы этому человеку или происходили какие-то странные вещи с его останками: либо нетление, либо, наоборот, очень быстрое тление, либо мироточение, либо исцеление от прикосновения и т.
Доказательств никто не собирал: обмануть народ было непросто. Если молитвы не помогали, а исцелений от мощей не было, почитания не возникало и святой не появлялся. Инициаторами прославления в лике святых обычно и выступают эти комиссии при поддержке местных архиереев. В случае с новомучениками обычно инициатива исходит от правящего архиерея.
Члены комиссии занимаются сбором сведений о пострадавших в годы гонений членах Церкви, и, когда такие материалы находятся и становится очевидным, что кто-то пострадал за веру и церковь, эти данные ложатся в основу постановки вопроса о его канонизации. Необходимы сведения о жизни этого человека и о его духовном облике. Если он подвергался преследованиям, то необходимо знать, как он их воспринимал и как их переносил. Именно возможность причащаться друг у друга означала бы такое единство, но сейчас его нет.
Но на самом деле эти попытки никогда не прекращались. Как только церкви разделились в V веке раскол начался, а в XI веке оформился официально , тут же начались попытки их воссоединить. Государства начали от конфронтации переходить к сотрудничеству, к диалогу. Это повлияло и на церкви, которые стали искать пути сближения.
Осуществится ли этот процесс успешно или нет, мы не знаем. Но нужно осознавать все сложности, которые лежат на пути сближения христианских церквей. Ведь и разделение растянулось на многие годы, а процесс восстановления единства куда более сложный. Для восстановления единства потребовалась бы деконструкция идентичности церквей.
Для примера: между православными и католическими епископами Америки есть соглашение, что можно читать Символ веры без филиокве без утверждения, что Святой Дух исходит от Отца и Сына, а не только от Отца , и это полностью соответствует практике первого тысячелетия. И тем не менее единства нет. Архимандрит Кирилл Говорун , доктор богословия, научный сотрудник Колумбийского университета, США 9 Чем папа римский отличается от патриарха?